Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественный мир драматургии А.В. Вампилова «Утиная охота».



Автор четырёх больших пьес и трёх одноактных, трагически погибший в возрасте 35 лет, не увидевший ни одной из своих пьес на московской сцене. В 1961 вышла его 1я книга рассказов «Стечение обстоятельств», и лишь затем начались пьесы, начался его путь драматурга.

 «Утиная охота»

«Прошлым летом в Чулимске»

Источники театра Вампилова разнообразны.

1 Это мелодрама 1960х (Розов, Арбузов, Володин)

2 Испытал глубокое влияние европейского театра экзистенциализма )Сарт и Камю)

3 очень чуток к смеховой стихии совр-го ему городского фольклора – к анекдоту.

Вампилов реабилитировал в драматургии забытые жанры — водевиль и фарс («Двадцать минут с ангелом», «Несравненный Наконечников»); жанры высокой сатиры — трагифарс и трагикомедию («История с метранпажем», «Старший сын»); вернул отечественной драме ее катарсический смысл («Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»). В его пьесах конфликт между добром и злом освобожден от сугубо бытовой прямолинейности, очищен от демагогической фальши. Основную тему драмат-и можно определить как расставание с иллюзиями. Главные герои его пьес раскрываются перед зрителем в драматически напряжённые, решающиеся моменты жизни, в ситуации выбора.

Любая из драм Вампилова имеет собственную историю создания, сценическую биографию. Вместе с тем произведения дополняют и проясняют друг друга, создавая два крупных драматургических цикла — сатирический и трагический, каждый из которых существует во взаимной зависимости, придавая драматургии Вампилова целостность и органическую художественную завершенность. Вампилов – драматург, особенно много сделавший для возрождения и обновления традиции русской классической реалистической драмы во второй половине века. Отказываясь и от метода социалистического реализма, и от идеологического критерия как главного в оценке человека, Вампилов сосредоточивает внимание на духовно-нравственной сущности личности и вслед за классиками утверждает в своих пьесах общечеловеческие ценности, уходит от схематизма и декларативности.

 

«Утиная охота» - кульминационная пьеса А. Вампилова.

«Утиная охота» впервые опубликована в в альманахе «Ангара». До этого пьесу пытался напечатать «Новый мир», но редколлегия не пришла к единому решению. Официальная причина отказа звучала так: «Новый мир» пьес не печатает.

Пьеса вызвала противодействия после публикации, сложно пробивала себе дорогу. Власть просто боится, не хотела знать правды о нравст-ти людей. Пьеса написана в эпоху оттепели, в эпоху обострённого интереса к экзистенциальному западному жанру.

Основное действие пьесы происходит в течение одного дня в квартире Зилова.

 

Вариант разрушения личности человека, живущего эгоистическими побуждениями, погрязшего в беспутстве, представлен в «Утиной охоте». Моральный распад личности воплощает образ Виктора Зилова. Как и предшествующие герои Вампилова, это интеллектуал, умница, интересный человек, но он буквально прожигает жизнь впустую, изобретает собственный вариант «сладкой жизни» Феллини. «Утиная охота» построена как материализация воспоминаний Зилова о прошлом, причём каждое из воспоминаний, завершившись, возвращает к настоящему времени. Автор показывает, к чему привёл каждый прошедший поступок Зилова.

 

Когда друзья интересуются, что Зилов любит больше всего на свете, раздаются реплики: «работу» (и дружный смех, так как Зилов работает спустя рукава), «жену» (но присутствующая при этом жена говорит, что Зилов её нисколько не любит, и верно, он постоянно изменяет). Зилов не любит ни друзей, ни родителей. Получив телеграмму от отца, в которой тот просит сына навестить его в последний раз, Зилов иронически сообщает очередной любовнице: «Опять этот старый дурак умирает». Съездить и проведать стариков времени не находится, даже в отпуск, в сентябре: «Сентябрь — время неприкосновенное: охота».

 

 

Цинизм, эгоизм, беспутство пронизали жизнь Зилова насквозь. От природы в него вложен большой потенциал, но ничего не реализовано. В финале герой оказывается перед дилеммой возможного самоубийства. В самом ли деле Зилов убьёт себя, или это очередная игра, важная для его самосознания – читателю остаётся неизвестным. Есть впечатление, что Зилов слишком эгоистичен, чтобы убить себя. Фон действия в течение всей пьесы – окна квартиры Зилова, за которыми серый день, унылое небо. Однако в самой последней сцене на небе появляется маленький голубой просвет. Таким образом, показывает автор, не исключено, что всё пережитое не пройдёт бесследно, и этот человек начнёт меняться.

 

Конфликт в одном герое – Зилове, всё сосредоточено в нём.

Типовой дом, квартира, мебель. Мёртвый кот и декоративные утки. Всё это детали. Конфликт связан и с бытом, всё это историч детали.

Зилов — инженер, работает в центральном бюро технической информации. Но вот к службе своей уже давным-давно потерял интерес. Он уже ничего не хочет, ни к чему не стремится.

В семейных отношениях Зилов тоже потерпел фиаско: плохой муж, плохой сын. Вот уже четыре года он не был в отчем доме, но, получив письмо от умирающего отца, цинично посмеивается: «Посмотрим, что старый дурак пишет... O, Боже мой. Опять он умирает». Свою семейную жизнь Зилов разрушает собственными руками. Он женат шесть лет. Его жена — прекрасная женщина.

Присутст-т трагифарсовое начало. Тенденция к синтезу, а не придерживался классическим канонам.

Пьеса сложная, состоит их 3х планов: воспоминания, видения, реалии (наст)

В списке дейст-х лиц просто фамилии. Зилов – есть станция Зилово. Первая хар-ка Зилова, даёт представление что он скучный человек. Внешний и внутр мир различаются. Перед нами живой труп. Физически живой, нравственно – мёртвый. Причина «смерти» болезни – социальные (сцена с крабами, жили как папуасы, но были крабы. Крабы были до Сталина. Эпоха оттепели наступает. Всё прежние ценности опракидываются, появляется безидеальный герой. Пьеса-это новый взгляд на эту эпоху. Всё осмеяно. Люди без идеалов)

Охота для героя — духовное очищение. Поэтому такой финал может свидетельствовать о начале другой жизни: именно природа поможет возродиться герою. Дима (официант) его антипод, Зилов не совсем мертвец, у него есть душа, а у Димы – нет. Значит у него нет шансов возродиться, а у Зилова есть.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь