Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСТОРИЯ СИБИРИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ВКЛЮЧЕНИЯ В СОСТАВ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА.



ВВЕДЕНИЕ

Сибирь занимает пространство от Урала до Тихого океана с запада на восток от границы Монголии – на юге до Ледовитого океана – на севере. Административно – это наиболее значительная часть РСФСР, составляющая в0% ее территории, в которую на правах автономии входят Бурятская, Тувинская, Якутская АССР, Хакасская и Горно-Алтайская автономные области.

Советские исследователи пока не пришли к единому мнению о происхождении названия «Сибирь». Есть сторонники тюркского, монгольского, славянского происхождения этого слова. Накопленный археологический, этнографический, фольклорный материалы и письменные источники позволяют связать происхождение этого термина с самоназванием одной из этнических групп, населявшей с конца I тыс. до н. э. часть территории лесостепного Прииртышья. Такой этнической группой, носившей название «сипыр», были предки древних угров, вступившие в длительное взаимодействие с другими этническими общностями Западной Сибири и Казахстана (и в том числе с тюркоязычными).

Общеизвестно, что один и тот же термин в разновременных источниках часто имеет различный смысл и содержание. Так, слово «Сибирь», первоначально обозначавшее только этническое имя, затем закрепилось и за равным укрепленным поселением сипыров на берегу Иртыша. В первой половине XIII в. монгольским военачальникам был известен «лесной народ шибир». Со второй половины XIII в. и в XIV в. Сибирь уже широко встречается как название определенной территории к северу от владений золотоордынских правителей. В XV в. в русских летописях известна «Сибирская земля» и довольно четко характеризуется ее местоположение – район по нижнему течению Тобола и среднему течению Иртыша, где, очевидно, жили потомки древних сипыров, в значительной степени ассимилированные тюркскими элементами, и поэтому отличавшиеся от остальных групп угров нижнего Иртыша и Приобья. С возникновением в конце XV в. государственности тобольских татар и тюркизированных угров-сипыров «Сибирью» стало называться государство – Сибирское ханство. Наряду с Сибирским ханством на территории к востоку от Урала в XVI в. были известны Тюменское ханство, Югра и Мангазея.

После разгрома чингисида Кучума казачьим отрядом Ермака и по мере начавшегося затем политического включения новой территории в состав России термин «Сибирь» стал применяться в более широком значении, чем раньше. С этого времени его относили уже ко всей территории, хозяйственно осваиваемой русскими переселенцами в бассейнах Оби, Енисея, Лены, вплоть до берегов Тихого океана.

С включением Сибири в состав России более чем в два раза увеличилась территория страны. Последовавшее за открытием Сибири освоение ее явилось невиданным по масштабам и темпам историческим процессом расширения русской государственной территории.

Вхождение Сибири в состав Русского государства было залогом будущей экономической мощи не только ее самой, но и всего государства. «Сибирь, - писал декабрист Г.С. Батеньков, - это маховое колесо для движения неизмеримого нашего отечества и необходимая черта его величества».

С открытием русскими землепроходцами неведомой прежде Сибири обозначились новые горизонты в познании огромной части Азиатского континента. Изучение наиболее ранних этапов ее древнейшей истории оказалось возможным лишь в наше время, когда были сделаны археологические открытия мирового значения, позволяющие реконструировать общую картину начальных этапов исторических процессов в Северной Азии.

Сибирская историография более поздних периодов возникала уже тогда, когда составлялись первые сибирские летописи, поступили сведения о поездках служилых людей, географические описания и карты, были сделаны первые сводки этнографического и исторического материала в XV-XVIII вв. Историческая наука XIX в. дала новые возможности для познания сибирской истории. Проводились археологические исследования, историки обращались не только к изучению быта и жизни современных им народов, но и к материалам исторической этнографии, возрастал интерес к вопросам изучения общественного строя, ранних государственных форм, фольклора и языков коренного населения Сибири и Дальнего Востока.

Советская историческая наука поставила изучение истории Сибири на принципиально новую методическую и методологическую основу. Общепринятой становится методика комплексного использования источников для реконструкции событий прошлого. С позиций марксистско-ленинского понимания истории заново написаны главы древней и феодальной истории Сибири. Продолжается планомерное изучение Сибири-эпохи капитализма и империализма. Итоговым результатом этой огромной работы явилось издание многотомной «Истории Сибири», исследований по истории крестьянства и рабочего класса Сибири. В настоящем учебном пособии излагается история Сибири, начиная с древнейших времен и кончая событиями февральской революции.

В первом разделе представлены: обзор культур эпохи палеолита и неофита, периода бронзы и раннего железного века, история возникновения раннеклассовых обществ и их взаимодействия с первобытной периферией, характеристика исторических и этнических процессов ХИГ-XVI вв. вплоть до начала русской колонизации Сибири.

Второй раздел посвящен историческим процессам, протекавшим в крае с момента включения его в состав Русского государства до начала эпохи буржуазных преобразований в середине XIX в. На протяжении этого периода в условиях господствующего в стране крепостнического режима, стеснявшего свободу переселения, осуществлялся процесс постепенного заселения и хозяйственного освоения края русским трудовым людом: промысловиками, крестьянами, посадскими людьми. Характеризуя специфику складывавшихся в русской сибирской деревне феодальных отношений, авторы показывают развитие государственного феодализма и -формирование сословия государственных крестьян.

Раздел третий характеризует проведение крестьянской реформы 1861 года и отражает процесс развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве, влияние сибирской железной дороги на экономику края, эволюцию социальной структуры общества, особенности формирования рабочего класса.  

Излагая главные исторические факты и концепции исторического процесса в Сибири, авторский коллектив полагал необходимым включить в соответствующие разделы материалы, обобщающие находки и исследования последних лет, которые существенно пополняют сложившиеся характеристики всех этапов сибирской истории.

В написании учебного пособия принимали участие следующие авторы:

1 раздел: глава 1- 1-М. В. Шуньков, 2-Е. А. Васильев; гл. II- 1-Л. А. Чиндина, А.А. Малых, 2 - А.А. Малых; Гл. Ill- 1-А. А. Малых, 2-В. М. Кулемзин, Э.Л. Львова (раздел об антропологическом составе народов Сибири написан В. А.Дремовым),3 - Л.П. Белковец. Общее редактирование 1 раздела выполнено Э. Л. Львовой.

II раздел: гл. 1, 11,111-3. Я. Бояршинова; гл. IV, V -А. А. Малых; гл. yi- 1-Л. П. Белковец, ^2- А. Г. Жеравина. Общее редактирование II раздела проведено А. Г. Жеравиной.

Раздел III: гл. 1-А. Т. Топчий; гл. II- 1- А. Т. Топчий, 2-В. П. Зиновьев; гл. 111-^ 1--В. П. -Зиновьев, 2- А. Т. Топчий, 3-Л. Г. Сухотина; гл. IV- 1 -В. А. Скубневский, А. Т. Топчий, ^2-А. Ё. Плотников, В. П. Зиновьев; гл. V-1-А.Е. Плотников, ^ 2- А.П. Толочко, 3-Д. М. Зольников; гл. VI-Л. М. Дамещек; гл. VII—А. Т. Топчий. Общее редактирование раздела III принадлежит А. Т. Топчию, В. П. Зиновьеву.

 



Раздел первый

Эпоха палеолита и мезолита

Палеолит (древний каменный век) – первый и самый длительный период истории человечества. Начавшись около 2 млн. лет назад, период палеолита охватил целую геологическую эпоху в истории Земли – плейстоценовую, которая закончилась 12-10 тыс. лет от современности. В это время в природе происходили крупные ритмические изменения, вызванные наступлениями и отступлениями ледника, которые и определили геологическую периодизацию плейстоцена. Палеолитические памятники, как правило, приурочены к определенным геологическим отложениям, поэтому геологическая периодизация является важнейшей опорой относительной хронологии палеолита.

В плейстоцене Северной Азии отмечено развитие пяти оледенений: шайтанского (500-400 тыс. лет от наших дней), самаровского (280-200 тыс. лет), тазовского 160-130 тыс. лет), зырянского (100-55 тыс. лет) и сартанского (5--10 тыс. лет). Первое оледенение (нижнеплейстоценовое) сопоставляется по классической альпийской шкале с миндельским оледенением Западной Европы, два последующих (среднеплейстоценовых) - с рисским и два последних (верхнеплейстоценовых) - с вюрмом. Между оледенениями выделяются теплые межледниковые этапы: тобольский (300 тыс. лет), ширтинский (200-160 тыс. лет), казанцевский (130-100 тыс. лет) и каргинский (55-25 тыс. лет).

В ледниковую эпоху климат Сибири был холодным и сухим. Недостаток влажности препятствовал накоплению мощных снежных и ледяных толщ. Поэтому ледники здесь не имели таких огромных размеров, как в Европе. По окраинам ледника на сотни километров, простирались обширные тундростепи, переходящие южнее в лесостепь. В межледниковое время климат значительно теплел и увлажнялся. Таяли ледники, тундра перемещалась на север. Господствующее положение в растительном покрове занимали темнохвойные и широколиственные леса. На бескрайних сибирских просторах паслись многочисленные – стада травоядных животных: мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей, бизонов, диких лошадей. В таких природных условиях начиналось освоение первобытным человеком Сибири. Но природа – не просто фон, на котором развертывалась древнейшая история сибирских племен, а необходимая материальная основа их существования, из которой человек черпал все необходимые жизненные ресурсы – пищу, одежду, жилища, тепло, свет.

Время первоначального заселения южных районов Сибири, по последним данным, определяется второй половиной среднего плейстоцена (тазовское и казанцевское время). В археологическом отношении ему соответствует конец ашеля – начало мустье в рамках раннего (нижнего) палеолита.

Процесс заселения Сибири раннепалеолитическим человеком был длительным и сложным. Он осуществлялся из сопредельных районов Средней, Центральной и Восточной Азии, а также, видимо, через Южный Урал из Восточной Европы.

Первые археологические памятники, характеризующие наиболее ранний этап сибирского палеолита, открыты в Приамурье. Здесь, на местонахождениях Филимошки, Кумары 1, Усть-Ту обнаружены каменные, орудия, примитивные по облику и обработке. Большинство из них составляют так называемые «галечные орудия». Заготовками этих орудий служили массивные речные гальки, один из краев которых затесывался с одной стороны несколькими сколами. Получалось острое лезвие, пригодное для рубки, резания, затески и т. п. Конец, противоположный рабочему краю, оставаясь необработанным ад,-еохр^тгя.тта^ечйую-^ор^у-и—сяужтгл»руко -

ятью^Тшш^^^жй.Т1.в»1ше.шл^чные1).ру^й.я.:» получили

названия «чопперы» (те же. гальки, но. йб.биты.е- на ш-_

ном конце с двух сторон, именуются чоппингами}. Кро-

 

ме.чопперов и чоппингов к древнейшим орудиям отно-

^яз^я_скребла^ такжсинзготовленныеиз.-галек,^ но рас-

колотых вдоль. на_д,ве_поло1ины^.Лезвия у них затесывались по продольному краю несколькими крупными сколамй. У некоторых экземпляров в середине лезвия специальными сколами оформлялся шип-острие.

Подобные изделия обнаружены и на Алтае, на окраине Горно-Алтайска (местонахождение Улалинкя). Но самые выразительные комплексы столь раннего времени выявлены по правобережью р. Ангары, на местонахождениях Игетей, Тарахай и др. Среди каменных изделий древнейших обитателей Приангарья – обширная группа чопперов, многочисленные нуклеусы дисковидных и подпризматических форм, с которых снимались массивные сколы – отщепы и пластины. Часть отщепов и пластин путем ретуширования краев превращалась древним мастером в различные скребла и остроконечники, а некоторые сколы применялись в работе и без обработки.  

Ориентируясь на схему периодизации древнейших культур Европы, археологи относят перечисленные выше памятники к позднему ашелю.

Дальнейшее развитие первобытного человека прохоило в археологическую ^^^ мустьед__именует»

Геохронологически xil^ffc-

ерска^ппо^^^^^^^яеТ значительную часть казанцевского межледниковья, зырянское оледенение и начало каргинского времени. 

ТеррИ10рй11^.л?жалц1е-сеаернее течения реки Ангары, ^^-UHJJHL—заселены. Мустьерский человек все ещё оставад?й--&-4ожйых--11р?д.елах. .Сибири, ^илищем ему ^Д1?1р1^дужйЛй^,^тес11^ен1Ь1е^^беж1 мер,^?1Ь^Каносая--^^трашная пещеры на 7[л7ае, грот JSlltiasKa в Хакасии. Известны также остатки охотничьих поселений и под открытым небом – местонахожления Кумары II в Приамурье, Тюмечин на Алтае и др. 

.1ехно»д&рия производства.каменных орудии «станов»111- ^^^йо^аяь»ее-и. стабильнее^ Вэтом^».пр^аесс^жачи- тельйая_^льпринадлежит^левалл1азско1техн1^ o^6.

Pl^SIKH^SgHll» котора я зародилась ещ^дашеле. В ее о^ове лежит скалываниё со специально подготовленно- го^яукяеуса заготовок (отщепов и пластин) заранее определенной формы, из которых затем, при минимальной вторичной обработке, изготовлялись орудия. 

Набор орудий мустъерцев предполагал разнообразие трудовых процессов. Основное место в инвентаре занимали различные типы скребел и остроконечников. Скребла были режущими и скоблящими орудиями и употреблялись преимущественно для разделки туш убитых на охоте животных и обработки их шкур. Остроконечники, выполняя колющие и режущие функции, служили наконечниками копий, кинжалами, ножами для резания мяса и кожи. Эти орудия использовались и при обработке таких материалов, как дерево или кость.

Носителем позднеашельских и мустьерских традиций был налей,нтроп, или неандертальский человек.

Основой его хозяйства являлась охота, ставшая надежным и главным источником существования. Относительное несовершенство охотничьего вооружения во многом компенсировалось как обилием плейстоценовой фауны, так и коллективными формами охоты. Охотились преимущественно на мамонтов, носорогов, лошадей, оленеи. Наряду с охотой широко распространено было собирательство. Растительная пища занимала немалое место в рационе древних людей.

Ведение коллективного охотничье-собирательского хозяйства, совместное проживание в пещерных убежищах требовали от палеоантропов достаточно развитой социальной организации, существования естественного разделения труда по полу и возрасту, определенных норм распределения продуктов питания, упорядоченного полового общения. Все это заставляет думать, что в мустье, как и в позднем ашеле, люди жили социально, сплоченными коллективами-общинами, в которых постепенно, к концу раннего палеолита, складывались родовые отношения.

Между сорока и тридцатью тысячами лет назад начался новый этап в развитии каменного века – поздний (верхний) палеолит. С его начало связано появление человека современного физического типа – неоантропа.

Завершение-биологической эволюции человека – знаменуется мощным подъемом производительных сил, который явился как следствием, так и важнейшим условием этого процесса. 

В основе трансформации производительных сил лежит дальнейшее усовершенствование технологии обработки камня. Приемы, характерные для мустьерской техники изготовления каменных орудий, вытесняются новыми, более эффективными. С тщательно подготовленных призматических нуклеусов скалывались или отжимались соответствующие им по форме утонченные пластины и отщепы. Многие из них, имея ровные острые края, сразу использовались в работе, а часть, пройдя обработку ретушью или сколом, превращалась в разнообразные специализированные орудия – ножи, скребки, резцы, острия, наконечники копий и дротиков.

Наряду с новыми орудиями продолжают употребляться и ранее выработанные формы – массивные скребла, чопперы и чоппинги. Кроме камня для изготовления орудий труда и оружия стал широко использоваться более пластичный материал – кость и рог. Большая часть каменных орудий, видимо, была снабжена деревянными или костяными рукоятками и оправами. Появление составных орудий значительно повысило производительность труда. Большое разнообразие орудий свидетельствует о расширении и усложнении трудовой деятельности древнего человека, о росте его хозяйственно-бытовых потребностей. 

В позднем палеолите, во вторую половину теплого каргинского времени и в течение последнего сартанского оледенения, сибирская ойкумена постепенно расширяется в северном направлении. Возросшая степень адаптации к окружающей среде позволила человеку оторваться от относительно плотно населенных южных районов и, продвигаясь преимущественно по долинам крупных рек, освоить новые территории.

Технические открытия и усовершенствования, ускоряя общие темпы развития человеческого общества, вместе с тем отчетливее проявили местные различия в развитии первобытной культуры. По особенностям каменного инвентаря (форме изделий, техническим, приемам их оформления) археологи устанавливают территориально-хронологические группировки позднепалеолитических памятников, выделяя их в особые археологические культуры.

Наиболее яркими позднепалеолитическими памятниками Сибири являются стоянки Мальта и Буреть в Приангарье. Это связанные единством культуры долговременные поселения с прочными жилищами-полуземлянками, сооруженными при помощи костей крупных животных, дерева и каменных плит. Для каменной индустрии характерны, призматические нуклеусы; острия, проколки, резщл, резчики и ножи, изготовленные из пластинок, а также скребки и долотовидные орудия из отщепов. Отличительной чертой мальтинско-буретской культуры является высокоразвитое палеолитическое искусство: вырезанные из бивня мамонта и кости женские статуэтки с подчеркнутыми признаками пола (часть из них изображена одетыми в меховую одежду типа комбинезона), фигурки летящих и плывущих птиц, различные орнаментированные украшения.

На поселении в Мальте открыто захоронение ребенка. Погребенный был украшен диадемой, браслетом, ожерельем, орнаментированной бляхой и фигуркой птицы, положен на спину с подогнутыми ногами в овальную могильную яму, снабжен разнообразными орудиями, посыпан красной охрой и прикрыт каменной плитой. Это пока единственное известное погребение в палеолите Сибири.

Охотничье хозяйство становится более продуктивным и устойчивым. Об этом красноречиво свидетельствуют обнаруженные на позднепалеолитических поселениях скопления многочисленных костей убитых на охоте животных. Причем преобладание на отдельных стоянках остатков двух-трех видов животных говорит о специализации охотничьей деятельности. Охота, являясь ведущим способом добывания пищи, кроме того, давала человеку сырье в виде костей и рогов, кож и шкур, которые он широко использовал для изготовления различных изделий, теплой одежды и т.д.

Главными центрами производственной и хозяйственной деятельности, центрами общественной жизни являлись долговременные поселения и жилища. Существование позднепалеолитических общинных жилищ указывает на высокую социальную зрелость обитавших в них коллективов: без половозрастного разделения труда, равнообеспечивающего потребления, регламентации половых отношений совместная жизнь многих людей в таких жилищах была бы невозможной. Однако долговременные поселения и жилища отнюдь не свидетельстэуюто прочной оседлости всего населения. Специфика хозяйства заставляла людей отправляться в охотничьи экспедиции, совершать сезонные перекочевки вслед за стадами животных, что подтверждается наличием временных стойбищ с немногочисленными культурными остатками.

Община у людей позднего палеолита была родовой, ядром ее являлся материнский род, несший как производственно-хозяйственные, так и брачно-регулирующие функции. Основные орудия производства и промысловые угодья находились в коллективной собственности всего рода. Его члены трудились и жили сообща, вели общее хозяйство.

Одним из значительных достижений культуры сибирских племен в позднем палеолите следует считать формирование сложных мировоззренческих представлений. Наиболее ярко это выразилось в появлении погребальной обрядности и изобразительного искусства.

Тщательно продуманный, с определенной символикой обряд детского захоронения в Мальте, специально положенные в могилу разнообразные погребальные приношения, несомненно, диктовались верой в загробную жизнь. 

Вырезанные из бивня мамонта и кости женские статуэтки являются вещественными доказательствами большой роли материнского начала в представлениях первобытных людей, а фигурки птиц, вероятно, указывают на существование верований тотемического характера. Кроме того, эти скульптурные изображения, выполненные с удивительным реализмом, и различные украшения, нередко орнаментированные, позволяют судить о достаточно высоком уровне эстетических представлений их создателей.

Мезолит (средний каменный век) – новый прогрессивный этап истории человечества. Начало мезолита в целом совпадает с началом современной геологической эпохи – голоцена. Около 10 тыс. лет назад с окончательным отступлением ледника происходят кардинальные изменения климата, ландшафта и животного мира.

Природно-климатические условия постепенно приближаются к современным. ^Р^^Тю^е

ной Азии ^^^^^^^ мамонты, шерсти- оформляется зо^а степей^ ^^ ^ ^ды плей- . стые носороги, бизоны ^^^^^^ом промысла -ивовых трудовых навыков, ги^ипи представлен на наиболее полно мезолит Си^ ^РА ^^^. стоянках Усть-Белая и Верхоленская^^^^^

рье, Макарове ^ ^^^ С^нагйн в Якутии и

во и Студеное 1 в ^^^^ неоднородны, при-

ского мезолита в целом, ^татки на мезолитиче-

Как правило, культу^ыеоста^^^ ^плениями ских поселення^залега^т неоо ^оявших,здесь не- вокруг очагов. О^и^^^^алая мощность куль. когда легких «^^^^ о временном характере турных ^^^^но^и населения. стоянок, о возросшей пид ппржнему изготовлялись

Мезолитические орудия ^^^^ образом преимущественно из камня, ^^^ ведущее место мелкие A- со. ^^^о^ ставлены скребки, Р^^^^^л вместе с мик- ные орудия, острия и ^^^ ^крупные рубящие релитами-продолжают ^^^^^ногоч^ленны.

Орудия из галек, но они ^^^^^я появление Причем среди галечных оРУ^^^^й обработкой новых типов-топоров и тесел ^^ ^^ рубящих рабочегокрая,вплотьДоегошлиф^^РО^Р^ ^ ^удийизрасколотыхгале^изг^я^Р ^ метно расширяется ^ри^е^ие ^_ ^ ^^^ами и сируеттехникаихобработки^^Р^^^^^

Ведущей формой хозяйства в мезолите Сибири остается охота, однако ее содержание уже иное. Изменение в начале голоцена ландшафтной обстановки, состава фауны приводит к изменению приемов охоты. Пополнение охотничьего арсенала одним из самых замечательных изобретений мезолитической эпохи – луком и стрелами, приручение в мезолите собаки, несомненно, повысили эффективность охотничьего промысла, стимулировали распространение индивидуальных способов охоты. Параллельно осваивается рыболовный промысел. На развитое рыболовство указывают скопления на стоянках среди кухонных отбросов большого количества костей рыб и появление в инвентаре специализированных орудий лова. Дальнейшее развитие в мезолите получило и собирательство. 

Таким образом, более полное использование природных ресурсов мезолитическим человеком знаменует собой дальнейший прогресс в развитии производительных сил общества, создает предпосылки для закономерного перехода к производящим формам хозяйства – земледелию и скотоводству.

Социальная организация сибирских племен в эпоху мезолита не претерпела принципиальных изменений, сохраняя в общем черты, приобретенные в позднем палеолите. Определенное сокращение размеров поселений свидетельствует о дроблении крупных родовых коллективов на небольшие группы, которые могли периодически объединяться для коллективной охоты или совместных празднеств.

Глава третья.

СИБИРЬ в XIII-XVI вв.

Раздел второй.

Глава пятая

Глава первая

РЕФОРМА 1861 г. В СИБИРИ

 

Сила экономического развития, направлявшая Россию по пути капитализма, и как следствие этого, антикрепостнических выступлений, главным образом, крестьянства, заставили царское правительство признать невозможность сохранения старых порядков в стране, толкнули его на путь пересмотра феодальных отношений. 

Определяя место и роль реформы 1861 г. в историческом развитии России, В.И. Ленин писал: «Если бросить общий взгляд на изменение уклада российского государства 1861 г., то необходимо признать, что изменение это было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и с политической точек зрения»[57].

Утверждавшийся в стране капитализм втягивал в цельную хозяйственную систему все районы страны, в том числе и Сибирь, разрушая феодальные устои. Отсталость экономического развития, колониальное положение сибирских окраин наложили отпечаток на характер и методы проведения реформы в крае.

Как и в центре страны, основным зависимым населением Сибири было крестьянство. Около 93,6% всех ее жителей относились к разряду сельских, что свидетельствовало о земледельческом характере края. Население Сибири, насчитывавшее накануне реформы 2,7 млн. чел., было различным по своему правовому положению. Дворянство, духовенство, чиновничество относились к привилегированных. Бесправным было крестьянство, составлявшее большинство населения края. Реформа 1861 г. коснулась всех категорий сибирского крестьянства: помещичьих, приписных и мастеровых заводов Кабинета, государственных, а также казачества.

Глава шестая

Изменения в хозяйстве

 

Во второй половине XIX – начале XX вв. особенно значительные изменения происходили в хозяйстве крупных народностей – бурят, якутов, алтайцев и др.

Эти изменения были связаны прежде всего с развитием земледелия и сенокошения, дальнейшим сокращением перекочевок и возрастанием оседлости. По материалам переписи 1897 г. земледелие являлось основным источником существования для 46,8% бурятского населения, скотоводство - для 50%, другие виды занятий - промыслы, торговля – для 3,2%. В целом же те или иные виды промыслов существовали в каждом пятом бурятском хозяйстве. Наибольшее развитие земледелие получило у бурят Иркутской губернии, где за двадцатилетний период (с 1867 по 1887 гг.) посевная площадь увеличилась на 42,5%. Несмотря на различный уровень развития земледельческой культуры по отдельным районам, везде выращивались рожь, ячмень, овес, картофель и др. Приемы, системы и орудия земледелия буряты заимствовали у русского крестьянства, однако, в отличие от последних, усовершенствованных орудий земледелия в бурятских хозяйствах было значительно меньше. По переписи 1917 г. у бурят Иркутской губернии насчитывалось 48 сеялок, 1364 веялки, 384 молотилки, у русских крестьян соответст-

У забайкальских бурят преобладало скотоводческо.земледельческое хозяйство. По данным переписи 1917 года на 100 душ населения у них приходилось крупного рогатого скота 117голов, овец-324, свиней-II и только 1,4 дес. посева; в Иркутской губернии соответственно 76, 89, 18 голов и 3,3 дес. посева. Большое количество скота забайкальские буряты продавали на Ленские золотые прииски. В Восточном Забайкалье у бурят существовал полукочевой и кочевой образ жизни, в Иркутской губернии – полукочевой и оседлый. Во второй половине XIX - начале XX вв. значительных успехов буряты добились в развитии кормопроизводства.

В рассматриваемый период наблюдается дальнейшее развитие скотоводства у эвенков Урульгинского ведомства. Часть из них вели полукочевой образ жизни. Эвенки, проживающие осёдло в русских волостях, занимались земледелием, основы которого были заложены еще в первой половине XIX в. По переписи 1897 г. земледелие составляло основное занятие у 61,6% эвенков Читинского округа и 63,5% - в Нерчинско-Заводском. У эвенков Енисейской губернии преобладали охота и оленеводство. Ими занимались соответственно 90 и 8% всех хозяйств. В Якутской области у эвенков основными видами хозяйственной деятельности также были охота и оленеводство. 

Во второй половине XIX в. происходят значительные изменения в хозяйственной жизни якутов, возрастает связь их хозяйства с рынком, в натуральный уклад внедряются товарно-денежные отношения. Эти явления были вызваны развитием золотых приисков в крае, требовавших во все возрастающем количестве мясо, масло, жир, рыбу, лошадей и крупный рогатый скот. Усилению связей якутского хозяйства с рынком способствовали летние и зимние ярмарки, устраиваемые в Якутске. Кроме того, в крае работали отделения Русско-Азиатского банка и Якутский городской коммерческий, банк. 

Основу хозяйства большинства якутов составляло скотоводство, в основном рогатый скот. В конце XIX в. у якутов насчитывалось 103 тыс. лошадей и 275 тыс. голов рогатого скота.К 19.17 г. количество рогатого скота возросло до 407 тыс. голов, лошадей – до 133 тыс. В северных районах якуты, как и эвенки, разводили оленей. Практиковалось два способа содержания скота: пастбищное и стойловое. 

Значительное развитие в крае получило рыболовство. Для бедноты, не имевшей скота, ловля рыбы была основным промыслом. Рыболовство было особенно развито в Калымском и Вилюйском округах. Охота в большинстве хозяйств якутов играла роль подсобного промысла. 

Существенным шагом вперед в экономическом, развитии якутов явилось распространение сенокошения и земледелия. У якутского населения преобладали посевы яровой ржи и ячменя. В конце XIX в. на смену косе-горбуше приходит более производительная коса-литовка.

Хозяйство хакасов во второй половине XIX – начале XX вв. развивалось в скотоводческо-земледельческом направлении, приобретая черты полукочевого, а у части хакасов оседлого крестьянского хозяйства. 

У качинцев, хозяйство которых сохраняло полукочевой характер, обследование 1909 г. зафиксировало наличие посевов пшеницы, овса, ячменя в 29% хозяйств. Техника земледелия была заимствована у русских крестьян. Плужное земледелие стало основой хозяйствования кизильцев. Распространялось огородничество.

У сагайцев к 1917 г. земледелием занималось 87% хозяйств, а посевная площадь возросла с 326 дес. в 1939 г. до 19,5 тыс. дес. в 1917 г. Земледелие не только удовлетворяло внутренние потребности, но часть его продукции шла на продажу. Однако первостепенное значение здесь принадлежало скотоводству. На 100 дес. посева у русских крестьян приходилось 400 голов скота, у сагайцев-около 1300.

У бельтиров при преобладающем значении скотоводства дальнейшее развитие получает земледелие, основанное на орошении. Среди кайбалов земледелием занималась незначительная часть жителей. Здесь основными занятиями являлись скотоводство и охота. 

Тувинцы в хозяйственном отношении делились на восточных и западных. Основным занятием их являлось скотоводство. Преобладало экстенсивное полукочевое и кочевое скотоводство. Земледелие у тувинцев играло подсобную роль. В восточных районах Тувы наряду с оленеводством значительное развитие получила охота.

В Западной Сибири среди многочисленных племен Южного Алтая преобладало скотоводство, носившее товарный характер. Земледелие у южных алтайцев получило распространение в районах постоянного общения с русскими. Им же алтайцы обязаны распространением в конце XIX-начале XX вв. огородничества. Из промыслов получили распространение охота и сбор кедровых орехов. В конце XIX в. около 20% алтайских хозяйств проживало оседло. У соседей алтайцев, шорцев, ведущую отрасль хозяйства составлял охотничий промысел, в значительной степени сохранивший коллективное начало. По данным обследования 1900-х г. промыслом занимались 80% шорских хозяйств, на р. Кондоме и 90% - на р. Мрассе. Скотоводство и земледелие у шорцев были развиты слабо.

Разнообразным было хозяйство западносибирских татар, селения которых были вкраплены между русскими деревнями. Земледелием занимались как оседлые, так и полукочевые татары. Скотоводство получило преобладающее значение в Барабинской степи. Охота и рыболовство сохранили свое значение в хозяйстве Заболотных юрт. К началу XX в. западносибирские татары в значительной степени утратили черты своего хозяйства и быта и мало чем отличались от русского населения. 

От скотоводов и земледельцев южной и юго-западной части Сибири по уровню развития хозяйственной жизни и социальных отношений отличались племена рыболовов, охотников и оленеводов Северо-Западной и Северо-Восточной Сибири. В Западной Сибири основными из них были ненцы, ханты и манси. В Сибири основными районами обитания ненцев были Обский и Енисейский Север. Главным занятием их были оленеводство, рыболовство, охота. Оленеводство давало ненцам продукты питания, шкуры для шитья одежды, покрытия зимних чумов. Рыболовство наибольшее значение получило в низовьях рек Оби, Надыма, Енисея и др.

Охота на морского зверя была распространена на морском побережье. Излишки продуктов ненцы продавали на Обдорской или Сургутской ярмарках) а также приезжающим купцам.

У хантов и манси наиболее распространенным типом хозяйства было сочетание рыболовства и охоты с оленеводством. В отдельных хозяйствах в небольших размерах существовало земледелие. Охота состояла из мясной и пушной, имевшей товарный характер, на первом месте стояла добыча белки. 

Глава седьмая.

Образование

 

Характеризуя политику царизма в области народного образования, В. И. Ленин писал: «О да, Россия не только бедна, она - нищая, когда речь идет о народном образовании»[87]. Такое положение сохранялось, подчеркивал В. И. Ленин, «благодаря всевластию крепостников-помещиков»[88], закрывавших путь к образованию народа.

Ленинская оценка целиком применима и к окраинам Российской империи, в частности Сибири, уровень грамотности населения которой в первой половине XIX в. был чрезвычайно низким. 

К началу пореформенного периода такой крупный центр Западной Сибири, как Томск, имел лишь два низших учебных заведения (приходское и уездное училища).

На территории всей Сибири до 60-х гг. XIX в. было четыре общеобразовательные школы. 

Особенно низким был уровень образования крестьянского сословия, составлявшего основную массу населения Сибири. По данным переписи 1897 г. из 5,2 млн. жителей сибирской деревни к числу грамотных относились 459 тыс., или 8,6%.

Правительство не было заинтересовано в развитии сети народного образования. Государство, как правило, устранялось от расходов на содержание учителей, школ. Все расходы оно перекладывало на плечи крестьянских обществ. В.И. Ленин, характеризуя такую политику правительства, писал: «Народные учителя голодают и мерзнут в нетопленных и почти нежилых избах. Народные учителя живут вместе со скотом, который крестьяне зимой берут в избу. Народных учителей травит любой урядник, любой деревенский черносотенец или добровольный охранник и сыщик, не говоря уже о придирках и преследованиях со стороны начальства»[89]. Школы отличались чрезвычайной ведомственной пестротой, подчиняясь министерству внутренних дел, просвещения, церкви и т. д. Классовая направленность в политике образования делала его недоступным для людей простых сословий. Примером может служить реакционный устав 1887 г. – «циркуляр о кухаркиных детях», запрещавший прием в гимназию детей из народа. Сословную направленность имели и духовные семинарии, которых было 5 в Сибири (Тобольская, Томская, Иркутская, Якутская и Благовещенская). Вместе с тем вторая половина XIX-начало XX вв. характеризуется положительными сдвигами в области образования. Развитие капитализма в стране и рост общественного движения – все это поставило развитие образования в новые исторические условия. Наблюдается устойчивый рост сети общественных школ.

Не последнее место в этом процессе занимала тяга народных масс к знаниям, подвижничество прогрессивно настроенной части интеллигенции. Благодаря этому получает широкое распространение такая форма массового обучения, как воскресные школы. К 1862 г. действовало 15 таких школ. Правительство, опасаясь, что они станут очагами пропаганды со стороны демократически настроенной части учителей, закрывает их. В 1880 г. эта форма обучения возрождается вновь. 

Большой вклад вдело народного образования вносят члены «Общества по распространению грамотности», возникшего в Томске в 60-е гг. XIX в. После закрытия его правительством группа либерально-буржуазных деятелей во главе с сибирским меценатом П.И. Макушиным, владельцем книжных магазинов и типографий в Томске, организует в 1882 г. новое «Общество попечения о начальном, образовании». Впоследствии такие общества возникают практически во всех городах Сибири. В работе обществ принимала участие демократически настроенная интеллигенция, способствовавшая расширению рамок образования. С их помощью устраиваются бесплатные библиотеки-читальни, кулинарные школы, классы рукоделия для девочек.

Широкое распространение получают так называемые «вольные» школы, организуемые странствующими учителями из числа ссыльных, отставных чиновников, солдат. Школы, пользуясь поддержкой народных масс, становятся местом революционной пропаганды. 

В 60-70-е гг. XIX в. в Сибири учителя протестуют против политики в народном образовании, требуют решения вопросов подготовки педагогических кадров, недостаток которых остро ощущается в крае. До 70-х гг. XIX в. здесь не было ни одного специального педагогического учебного заведения. Учителя назначались из лиц, оканчивавших уездные училища или. духовные семинарии. Рост общеобразовательных учебных заведений заострил проблему подготовки учительских кадров.

В 1872 г. в Омске, затем Иркутске, Красноярске и Чите открываются первые учительские семинарии. Развитие капитализма в Сибири, рост промышленного производства в крае ставит вопрос и об открытии специальных учебных заведений, дававших профессиональные навыки. 

На пожертвования купцов, частных лиц при фабричных, торговых заведениях открываются специальные классы, ремесленные отделения, профессиональные школы. 

Подготовку специалистов с техническим образованием вели открывшиеся в 1873 г. в Иркутске и в 1882 г. в Омске первые технические училища. 

Строительство Транссибирской магистрали, связавшей Сибирь с экономическими районами страны, капиталистическая перестройка и организация водного, железнодорожного транспорта, подъем сельскохозяйственного производства требует создания специальных средних учебных заведений, а также заведений, сочетавших общеобразовательную подготовку с обучением производственным навыкам в области сельского хозяйства, медицины, торговли. Такими явились коммерческие, медицинские, мореходные училища, открывшиеся в Сибири, сельскохозяйственные школы, работавшие в Омске, Тобольске и других городах. Первое в России много профильное политехническое училище было открыто в 19^2 г. в Томске, где учащиеся получали образование по трем специальностям.

Вторая половина XIX в. характерна и развитием женского образования. Число женских учебных заведений вырастает с 24 до 50, число учащихся соответственно с 3,8 тыс. до 17,7 тыс. Рост числа средних специальных заведений не означал, что их двери были открыты для всех. Среднюю школу кончали дети дворян и чиновников. Дети низших сословных групп ограничивались церковноприходскими, начальными школами или оставались вовсе за ее пределами. 

Рост начальной и средней образовательной системы, развитие экономики Сибири ставит на повестку дня вопрос о высшем образовании. Впервые мысль об организации университета в Сибири появилась в правительственных сферах.

Важную роль в пропаганде идеи создания высшего учебного заведения играли представители областнического направления Г.Н. Потанин, С.С. Шашков, Г.3. Елисеев и др.

Общественное мнение способствовало появлению указа «Об учреждении Императорского Сибирского университета» от. 16 мая 1978 г. 25 мая 1888 г. университет был открыт в Томске в составе одного медицинского факультета вместо четырех (филологического, юридического, физико-математического). К осени 1900 г. начинает работу технологический институт в составе горного отделения. Затем здесь открываются отделения, готовившие специалистов по механике, химии, инженеров-строителей.

Всего к 1917 г. в Сибири было 4 высших учебных заведения. К двум названным добавляются Восточный институт (Владивосток) и женские курсы при университете в Томске. 

С открытием высших учебных заведений получает прочную базу сибирская наука.

Еще в 1851 г. в Иркутске начинает работу Восточносибирский отдел Русского географического общества.

В 1877 г. появляется отдел этого общества и в Западной Сибири. Представители общества, находясь в крупных городах Сибири, ведут большой комплекс этнографических, геологических, биолого-зоологических работ, организуют научные экспедиции во^ног^уго^^ б^и. Экспедиционные Р^^^и^д «Черского,  с Именами А. Л. ^^^^на Значительное место занимают труды А. ^1. ^^^^iime научные кадры ^^а^^^^гичТс^ инстит/та, подняли ^Ти^ния края на новую ступень.

Уже в первые деся^^ ^^ ^^ о,Ал» университета бы^и ^^^а^я вели профессо- тая до Амура. ^У^п^кпылов В М. Флорин- Р^^в^^оТ^ковБ^оГв^аД в развитие ский, В. В. Сапожников. ^ Томского универ- 

Научно Й мысл^в^проФ^Р^ ^ и. Залесский,

ситета физик Н. А. ^^^^д С Догель, зоолог

анатом Н. М. Малиец гистолог А. С^^^ ^^

н. Ф. Кащенко, У^^д^^ев М Э Янишевский,

профессора геологии В. А. иоручев,

 

м Н Соболева, С. И. Солнцева и др,

проблемам истории, экономики права.

Группа ученых То^^^^^^^вление реак ческого института, «P^^^^^ создает общество ционно настроенных «^Образованию в Сиби-

^вТоТог.приТомскомуниверси^те.

Томские вузы стали ^Р^^^испытателей

обществ. В частности, «0^^^^ ^ отделение

и врачей» работало ^^^^ «Общество си-

. «Русского технического ^^^рическом днститу-

бирских инженеров» -^^ оказывали широкое

те. Высшие учебные ^^^ жизни Сибири.

 

^^^^^-^-- ^

450

зеи: Иркутский (впервые открыт в 1782 г.), Тобольский (1870), Минусинский (1887), Енисейский (1883), Красноярский (1889), Якутский (1891), Барнаульский (1892), Владивостокский (1892), Читинский (1892), Троицко-Савско-Кяхтинский, Хабаровский (1902). Они работали в прямом контакте с отделами Географического общества. 

Периодическая печать

 

К середине XIX в. относится возникновение периодической печати в Сибири. В 1857 г. начинается издание газет «Губернские ведомости» в Тобольске, Томске, Иркутске. Позднее стали выходить частные газеты: «Амур», «Кяхтинский листок» и др. 

Основателями «Амура» были политические ссыльные и представители местной разночинской интеллигенции М. В. Буташевич-Петрашевский, Ф. Н. Львов, М. В. Загоскин, М. Ц.Шестунов. Газета, испытывая влияние политических ссыльных, а также герценовского «Колокола», помещала статьи на злободневные темы, способствуя тем самым оживлению сибирской общественности. 

В 70-80-е гг. появляется ряд новых периодических изданий: «Сибирь» (1875-1887 гг.), «Сибирская газета» (1881-1888 гг.), «Восточное обозрение» (1882-1906гг.). Выход в свет этих изданий был крупным общественным событием. В мрачные годы реакции 80-х гг. газеты выступали против чиновничьего произвола, писали о положении крестьянства и его нуждах. Активное участие в газете «Сибирь» принимали идеологи областничества Н. М. Ядринцев,Г.Н. Потанин.Издатель «Сибирской газеты», выходившей в Томске, П.И. Макушин предоставлял газетные полосы для политических ссыльных, среди которых были Ф. В. Волховский, П. А. Голубев, С. Д. Чудновский, известный писатель К. М. Станюкович. 

Дольше других просуществовала газета «Восточное обозрение», основанная Н. М. Ядринцевым в Петербурге в 1882 г., а затем с 1888 г. издававшаяся в Иркутске. Редакторами газеты были кроме Н.М. Ядринцева В. А. Ошурков, Д. А.Клеменц, А. Н. Ушаков и др. В иркутский период существования газеты в ней участвовали и местные литераторы-сибиряки Н. И. Наумов, В. И. Вагин, Б. И. Першин (Даурский), Н.А. Скалозубов, политические ссыльные Л. Г. Дейч, Ф.Я. Кон, М. С. Ольминский, Л. Б. Красин, выступивший с критикой народнических взглядов в статье «Судьбы капитализма в Сибири» и др. В 80-90-е гг. в Сибири возникает целый ряд периодических изданий. Среди них газета «Владивосток», выходившая в Приморье, «Сибирский листок» - в Тобольске, где сотрудничал П. А. Грабовский, выдающийся украинский поэт-революционер, отбывавший ссылку в Сибири. После закрытия «Сибирской газеты» П. И. Макушину через некоторое время удалось получить разрешение на издание «Томского справочного листка», который постепенно превратился в политическую, литературную и экономическую газету «Сибирская жизнь». Газета не отличалась единством политического направления. На ее страницах выступали народники, областники, буржуазные либералы и марксисты, поднимались и злободневные вопросы общественно-политической жизни. В конце 90-х годов в газете помещают свои статьи «казачинские литераторы» - политические ссыльные в с. Казачинском, Минусинского уезда. Среди них Ф.В. Ленгник и П.Н. Лепешинский – участники организованного В. И. Лениным в 1899 г. «протеста семнадцати социал-демократов». Впоследствии «Сибирская жизнь» становится неофициальным органом кадетской партии. Материалы, свидетельствовавшие о возрастающем внимании к марксизму,, помещались на страницах местных периодических изданий. Среди них газеты «Степной край», «Енисей» и др. В «Енисее» впервые в истории сибирской печати 9 декабря 1898 г. была опубликована статья о трудах В.И. Ленина «Новая книга против народничества» (Владимир Ильин. Экономические этюды и статьи. СПб., 1898). Автор статьи М. А. Сильвин был также участником «протеста семнадцати социал-демократов». 

В процессе роста революционной борьбы в России и на ее окраинах в Сибири получила развитие социал-демократическая печать, возникшая сначала в форме листовок «Сибирского социал-демократического союза» и комитетов РСДРП. С июня 1905 г. в Томске на

^^^^^^^-и^-мократический

^^ ^обе^:

ор-

ский рабочий» я тят^ ^^ « ^^^ири-»3абаикаль-

орган^ Энского ^Р^ярский рабочий» -

итактикиреволк^он^Т^^^ «Р^Р^мы

В. И Ленина ^ави. ^^ «Шиковали статьи

низациямиР^п ^^ «^ местными орга-

кр^Т^си^пе ^^-^-Революционного

РСДРП несмо^я^ сибирских организаций

жала вести ^^га^^^^^ «Р^ительств,продол-

онного кризисна в рТс^ н^ ^^ Рево^юци-

вительств^ продолжала ^^^ ^ Р^^ пра-

тической р^кц^в ^ «Р^^ДУ в годы поли-

подъема ипер^ ^ ^ ^^ Революционного

 

^орьбу про.в^^\^^^^ав^о

^^T^LL^^ ^^ Р-пространение

«Известия» и^Записки»^лТв»Г^^^^^^

Щества тоулы ^п^тт^ отделов географического об-

 

.,. бирск^ин^ер^^^^---ь-ателей»«,»«Си-

^ Ha^^r^^f^ - -У-УРнаяилитератур.

газетных по^ Р^^ « ^^ на странных

ние в Сибири ну^ал^^ ^Р^УРНое движе.

- х^ествен^ -Р-УР-

 

журналом. XX в. в ^пристал

РУКОВЬШ. ПоограТма^н ^^ ^ А. Долго.

.таясяк описав L^^ ^Р^^ьно сводив-

.ских городов ^е^н^ ^^^ ^ории сибир-

: первой веской ^^ ^^ ^ приближения

 

----- ^^^и^и^Т^ ^^

453

 

помещается отчет о разгуле черносотенцев в Томске и т.д. После событий 1905 года во многих крупных городах Сибири выходят легальные литературно-художественные журналы, среди которых преобладали сатирические и юмористические. Критика царского правительства за его жестокую колониальную политику звучала со страниц журнала «Молодая Сибирь», большая заслуга в организации которого принадлежала известному литератору В. Я. Шишкову. Журнал начал выходить с 1909 г. Тот факт, что к 1913 г. в Сибири издавалось 31 наименование журналов и 86 газет свидетельствует о значительном оживлении сибирской периодической печати.

 3. Художественная литература и публицистика

 

Рост общественного движения вызывает подъем литературной жизни не только в стране в целом, но и на ее окраинах. В Сибирь прибывали политические ссыльные, оказывавшие большое влияние на местную интеллигенцию. В 1861 г. в ссылку на Нерчинские рудники прибыл известный писатель, публицист, революционер-демократ М. И. Михайлов. В 1864 г. на каторгу в Сибирь был отправлен Н.Г. Чернышевский, пробывший до 1883 г. В 60-х гг. XIX в. ссылаются участники кружка во главе с Н. А. Ишутиным,в том числе и революционер-ученый И. А. Худяков. В 1862 г. в Сибирь (Иркутск) прибывают известный историк, исследователь культуры А. П. Щапов и его соратник С. С. Шашков (1863). С 1863 г. начинается новый период публицистической деятельности возвратившихся в Сибирь идеологов областничества Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина и др. На 60-е гг. приходится и время расцвета русской реалистической прозы. Оно отмечено созданием крупнейших произведений Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. И. Герцена, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Рядом с ними появляются имена новых прозаиков – Г.И. Успенского, Н.Г. Помяловского, Ф.М. Решетникова, В.А. Слепцова.

Романисты черпают богатейший материал для показа суровых картин народных страданий из сибирской действительности. Край каторги и ссылки становится объектом изображения в романе Ф. М. Достоевского «Записки из мертвого дома» (1861-1862). 

Проблемы, поднимаемые выдающимися писателями центра страны, не могли не волновать сибиряков. В романе сибиряка И. В. Федорова-Омулевского «Шаг за шагом» создается образ героя-революционера, утверждаются социалистические идеалы. Вопрос о новом человеке ставится в романе сибирского писателя И. А. Кущевского «Николай Негорев». Попытки создать роман на сибирском материале предпринимает М.В. Загоскин, создавший в 60-е гг. первую часть романа «Магистр». В этом произведении, посвященном А. П. Щапову, с большой выразительностью рисуются типы бурсаков и их воспитателей, воссоздается «удушающая атмосфера розог и всякого рода» унижений». Научное и художественное начала сочетались в известном произведении А. А. Черкасова «Записки охотника Восточной Сибири», впервые увидевшем свет на страницах некрасовского «Современника». В «Записках» отображены умные, изобретательные люди, великолепно знающие свой край. 

Сибирская публицистика 60-70-х гг. выдвигает несколько замечательных имен, завоевавших всероссийскую известность. Таким был Г.3. Елисеев, сотрудник «Современника» и «Искры», один из редакторов «Отечественных записок». Большинство своих статей он посвятил крестьянству. Крестьянский вопрос оставался в центре внимания и таких крупнейших представителей местной публицистики, как Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин, С.С. Шашков, И.И. Прикамский, Ф. Губанов и др. Писатели и публицисты этого времени поднимали вопросы о развивавшемся капитализме, пытались понять, закономерно или случайно его развитие. Писатели-народники представляли крестьянскую общину как единственное средство спасения от капитализма. На достоверном сибирском материале раскрывал острые социальные конфликты действительности 60-80-х гг. писатель Н.И. Наумов. Его произведения использовались для революционной пропаганды народниками и революционерами-демократами. Особый успех имел сборник рассказов «Сила солому ломит», вышедший в 1874 г., в период «хождения в народ» народнической интеллигенции. Книга была издана революционно-народническим кружком чайковцев.

В 60-70-х гг. XIX в. в Сибири наблюдается развитие революционно-демократической поэзии, представленной прежде всего творчеством И. В. Федорова-Омулевского (1836-1883). Верный традициям Н. А. Некрасова, поэт в своих стихах не приемлет поэзии смирения и отчаяния. Он верит в народ сибирский, славит борцов, терпящих «муки за муки», выражая тем самым свое отношение к ссыльным революционерам.

Одним из популярных поэтов-сатириков был П.В. Шумахер, служивший в качестве чиновника особых поручений при Н. Н. Муравьеве-Амурском в 60-х гг. XIX в. Тема каторги поднималась в стихах Ф. И. Мокеева, испытавшего на себе тяжесть каторжных работ.

Обличительная и сатирическая поэзия бытовала чаще всего на страницах рукописных изданий, получивших распространение в 60-х-гг. XIX в. в Сибири. Новый подъем сатирической и обличительной литературы в Сибири начинается с 1905 г. 

В 80-90-е гг. XIX в. в Сибири появляется новый отряд революционно настроенных политических ссыльных, оставивших глубокий след в литературной жизни Сибири. В их числе Ф. В. Волховский, С. С. Синегуб, Д. А. Клеменц, П. А. Грабовский, В. Г. Короленко, А. Ф. Якубович-Мелыпин, Г. А. Мачтет, К. М. Станюкович, С. Я. Елпатьевский, В. Л. Серошевский, И. Е. Каронин-Петропавловский и др. Минуя цензуру, используя сибирский материал, ссыльные писатели ставили в своих произведениях вопросы, волновавшие, передовых людей России. Если в 60-70-е гг. в творчестве передовых сибирских писателей и публицистов проявляется влияние школы Н. Г. Чернышевского, а в поэзии – Н. А. Некрасова, то в 80-90-е гг. – школы В. Г. Короленко. Он был связан с жизнью Сибири не только как писатель, но и как публицист, этнограф, критик, редактор, издатель, общественный деятель. Его «Сибирские рассказы», главы, посвященные Сибири в «Истории моего современника», служили вдохновляющим примером для многих литераторов, писавших о сибирской действительности. В.Г. Короленко создал целую школу писателей, которые ориентировались на его творческий ойыт и во многом шли его путем (В. Г. Богораз-Тан, С. Я. Елпатьевский, В. А. Серошевский, П. Ф. Якубович). Примечателен и сибирский период творчества К. М. Станюковича тем, что он активно выступал на страницах «Сибирской газеты» со страстными обличительными фельетонами. Здесь родились его первые «Морские рассказы», венчавшие творческое наследие писателя. 

В обстановке все возраставшего интереса общественности к Сибири многие писатели считали необходимым лично познакомиться с этим краем, с жизнью и бытом его тружеников. 

Показательной в этом отношении была поездка известных писателей Г. И. Успенского и Н. Д. Телешова в Сибирь. Результатом поездки явился цикл очерков «Поездки к переселенцам» Г.Успенского и «За Урал» Н. Телешова. Широкий резонанс в Сибири и за ее пределами вызвала книга А. П. Чехова «Остров Сахалин» (1891-1894), созданная на основе собственной исследовательской работы.

Пореформенному Уралу и сибирскому Зауралью посвящены произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Приваловские миллионы», «Бойцы», «Братья Гордеевы», «Золото», «Хлеб», «Сибирские рассказы» и др. Они ставят сложные социально-экономические вопросы периода развития капитализма 70-90-х гг. XIX в. 

Одним из первых создает цикл стихов о сибирском пролетариате В. М. Михеев, уроженец Иркутска. Эта тема затем продолжается в его романе «Золотые россыпи». Тема рабочего класса разрабатывается и в творчестве В. Г. Короленко, И. Н. Златовратского, И. Е. Каронина-Петропавловского, Д. Н. Мамина-Сибиряка, С. А. Стретенского, Н. И.Наумова и др. Различными путями пришли в Сибирь два русских инженера - Н. Г. Гарин-Михайловский (1852-1906 гг.) и В. Я. Шишков (1873-1945 гг.). Первые публицистические очерки Н. Г. Гарина-Михайловского о Сибири связаны со строительством Сибирской железной дороги. Ему принадлежат очерки «По Дальнему Востоку», «Карандашом с натуры» и др. Первый рассказ В. Я. Шишкова «Кедр» (1908 г.) был опубликован в «Сибирской газете». Герои его произведений – таежные бродяги. В 1915 г. В. Я. Шишков заканчивает работу над повестью «Тайга», в которой показывает глубинные изменения в психологии крестьянина самой глухой таежной деревни. 

Под влиянием первой русской революции оживляется в Сибири литературное движение. Выход «Первого литературного сборника сибиряков» (Томск, 1906 г.) положил начало выпуску целого ряда таких сборников, выходивших в различных городах Сибири. В них публикуются рассказы и стихотворения молодых писателей Ф. Березовского, Г. Вяткина, И. Гольдберга, Г. Гребенщикова, В. Шишкова, А. С. Новоселова, А. С. Сорокина и др. Большой вклад в гражданскую поэзию эпохи революции вносят В. Г. Богораз-Тан, Д.М. Цензор, К. К. Худяков, Ф.М. Лыткин, И.И. Тачалов и др.

Среди прозаиков в пролетарской литературе Сибири наиболее заметными были Ф. А. Березовский (1877-1952 гг.) и В. М. Бахметьев (1885-1963 гг.). Ф. Березовский - писатель нового поколения, один из зачинателей искусства социалистической Сибири.

Судьба пролетарского писателя-коммуниста В.М. Бахметьева во многом сходна с судьбой других писателей-революционеров: участие в революционном движении, постоянные преследования, ссылка в Сибирь.

Завод, фабрика, крестьянская изба, каморка ссыльного революционера – вот места, где писатель находил героев своих произведений. Огромную роль в становлении пролетарской литературы и поэзии сыграл А.М. Горький. В течение многих лет, начиная с 1900 г., А.М. Горький поддерживал переписку с сибиряками, принимал деятельное участие в их судьбах. А.М. Горький предоставлял сибирским писателям страницы редактируемых им журналов. 

Рабочие, крестьяне, представители революционно настроенной интеллигенции, участники революционного движения 1905-1917 гг. были творцами пролетарской поэзии и литературы, получившей широкое развитие в этот период в Сибири. Важной особенностью в развитии и распространении массовой пролетарской культуры и литературы в Сибири было активное участие в этом ссыльных большевиков-ленинцев, в том числе В. В. Куйбышева, М. В. Фрунзе, Г.М. Кржижановского, Е. М. Ярославского, Н. П. Лепешинского и др.

Культура народов Сибири

 

Колониальная политика царизма тормозила развитие культуры аборигенного населения, но была бессильной задержать процесс объективного развития.

С середины XIX в., у народов Сибири начинается обучение в школах на русском языке, формируется своя национальная интеллигенция. Будучи немногочисленной, она вносит вклад в духовное развитие своего народа. Ее представители составляют учебные пособия, создают труды по истории, этнографии, художественные произведения. Из среды коренного населения выходят революционеры, они способствуют развитию самосознания народа, его просвещению. 

Проводниками передовой культуры и просвещения были политические ссыльные, демократическая интеллигенция, ученые. Они изучали экономику, историю, этнографию, народное творчество аборигенов Сибири, несли к ним просвещение. Русские крестьяне, рабочие, ремесленники были для этих народов учителями хлебопашества, земледельческой культуры, ремесленно-технических навыков, проводниками «домообзаводства» и оседлого быта. Реформы 1860 г. в области просвещения оказали влияние на развитие народного образования у народов Бурятии, Якутии, Тувы, Горного Алтая и районов Севера и Дальнего Востока. Здесь открываются школы министерства просвещения, миссионерские, растет количество начальных училищ. С начала 60-х годов по 1899 г. количество начальных училищ Бурятии возросло с 4 до 35. Важным событием в истории просвещения Бурятии было открытие в 1867 г. первой женской школы в Балаганском округе, Иркутской губернии. Согласно школьной переписи 1911 г. в начальных школах было зарегистрировано 3245 учащихся бурят.

К 1916 г. около 30 человек получили высшее образование в вузах центра страны. Создавались и национальные кадры учителей, которые переводили на бурятский язык книги и учебники русских авторов, участвовали в краеведческой работе.

Сотрудник Русского географического общества Н. С. Болдонов перевел на бурятский язык «Российский букварь», известный учитель М.Н. Хангалов был этнографом. В 1890 г. была издана его работа «Новые материалы о шаманстве бурят». Вклад в развитие бурятской письменности и фольклора сделали члены Всероссийского географического общества Ш. Б. Банзаров, С. А. Шагдарон. Во второй половине XIX в. среди бурят распространяются рукописные издания, из которых они узнают о сказках А. С. Пушкина, рассказах Л.Н. Толстого, баснях И.А. Крылова. Переписываются национальные эпосы.

Литература религиозного направления, народного фольклора была создана в дацанах, возглавляемых ламами. Ламаистское духовенство сосредоточило в своих руках и опыт народной медицины. С развитием товарно-денежных отношений претерпевает изменение традиционный быт. Все чаще появляются промышленные товары. Развивается и традиционное народное творчество: вышивка, металлообработка, как наиболее ценный вид бурятского искусства. 

Первые школы в якутских улусах появляются лишь в 1870 годах. Царская администрация открыто заявляла о «вреде» образования для национальных районов. Ко времени Октябрьской революции грамотность якутского населения едва достигала 2%. К этому периоду в этом огромном крае было лишь 164 начальные школы, 4 средних учебных заведения и 2 профессиональных. Большую роль в обучении детей якутов сыграли ссыльные – В.Г. Короленко, В.М. Ионов, И. А. Худяков и др. При активном участии политических ссыльных в Якутске создаются музей, бесплатные библиотеки-читальни, «вольные» школы. 

Жизнь якутского крестьянства находит отражение в художественной литературе местных писателей А.И. Сафронова («Бедный Яков», «Любовь») и др. Якутскими писателями переводятся произведения М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и др. Большое влияние на развитие якутской культуры оказывали исследования русскими учеными быта, нравов, экономической жизни Якутии (И. А. Худяков, В. А. Приклонский, Н. А. Виташевский, Э.К. Пекарский и др.). 

Якутская интеллигенция принимает активное участие в общественно-политической и литературной газете либерально-буржуазного направления «Якутский край», которая издавалась в 1905-1907 гг. В 1912 г. начал выходить журнал на якутском языке «Саха сангата» («Голос якута»), где публиковались записи образцов народного творчества, переводные и национальные художественные произведения.

Главными создателями духовных ценностей были якутские крестьяне. От одного поколения к другому передавался героический эпос «Олонхо», свидетельствующий об огромной духовной культуре якутского народа. Высокого уровня в начале XX в. достигла художественная резьба по мамонтовой кости. Широкое распространение получает декоративный орнамент, которым украшали одежду, обувь, домашнюю утварь, жилища. Развивалось иконописное искусство. Среди художников-самоучек выделялись И.И. Сивцев (Мытыйыкы) и И. В. Попов - один из крупных мастеров якутской живописи. Широкую известность получают его картины «Шаман» и «Якутская ураса». 

Во второй половине XIX - начале XX вв. не было письменности в Туве и Хакасии. В Туве господствовала ламаистская религия. Вместе с тем в процессе трудовой деятельности тувинский народ накопил немало знаний в духовной, материальной области, а также народной медицине. Тувинский народ – создатель и хранитель многожанрового фольклора. Эпические герои его наделяются необычайной силой и ловкостью. Жанровым разнообразием и мелодичностью отличается музыкальный фольклор. 

Среди хакасского населения только богатые имели возможность удовлетворять потребность в знаниях за счет найма учителей. С развитием просвещения на окраинах России на территории Хакасии открывается несколько начальных школ. Царские власти отдавали предпочтение церковно-приходским школам. К 1916 г. на территории Хакасии работало 50 школ, из них только в 13 церковно-приходских и 7 министерских обучались дети хакасов. Развитие просвещения сыграло положительную роль в становлении национальной интеллигенции, кадров учителей, хотя немногие из хакасов имели возможность получить высшее образование. Единственным ученым из хакасов до Великой Октябрьской революции был Н.Ф. Катанов. Ему была присвоена ученая степень доктора сравнительного языкознания. Тюрколог, фольклорист и этнограф, он был известен в России и за ее пределами.

Изменения, прошедшие в период капитализма в социально-экономическом развитии Горного Алтая отразились и на культуре его населения.

Развитие народного образования здесь было связано с деятельностью Алтайской духовной миссии.

К концу XIX в. в Горном Алтае в 25 школах обучалось 640 алтайцев. Миссионеры стремились использовать школу как средство «обрусения инородцев».

Развитие капитализма в районах Горного Алтая выдвигало задачу повышения грамотности населения.

Хозяйственное и культурное сотрудничество с русским трудовым народом и лучшими представителями интеллигенции оказывало положительное влияние на развитие национальной культуры. Большой популярностью пользовались произведения художника-алтайца Г. И. Гуркина, ученика известного русского пейзажиста И. И. Шишкина. Появляются литературные произведения. Первым алтайским писателем был М. В. Чевалков. 

Народ создает и хранит в своей памяти героические поэмы и эпосы «Когутей»,»Алтай-Бучай», «Маадай-Кара» и др. Алтайские мастера- заимствуют у русских навыки плотнического, столярного дела и используют национальный и русский орнамент в декоре.

Не заботился царизм о развитии культуры народов Севера. Накануне 1917 г. в этом огромном крае было всего 17 небольших школ. Среди эвенков Якутской области было грамотных лишь 0,1%. Среди юкагиров и других малых народов не было ни одного грамотного до самой Октябрьской революции. Но тяжелые условия, порожденные политикой царского правительства, не могли убить тягу народа к знаниям.

Во второй половине XIX - начале XX вв. расцветает творчество известного эвенкийского писателя Г.С. Гантимурова. Его перу принадлежит ряд романов («Ганя Хмуров», «Двое в овечьей шкуре»), а также двухтомный этнографический труд, посвященный жизни эвенков Забайкалья, русских крестьян и купцов Сибири.

Жители Севера на протяжении многовековой истории создали самобытную духовную культуру. В их мифах отражены представления о сотворении мира, происхождении животных и человека и т.д. 

Получает развитие самобытное музыкальное и танцевальное искусство. Мужчины украшали резьбой и инкрустацией орудия охоты и рыболовства, женщины создавали причудливые орнаменты из набора бересты, кожи, меха, волос и жил животных, рыбьих шкурок, ниток. Использовались краски, полученные из ягеля, отвара древесной коры, цветов растений. Самобытным видом творчества было изготовление из клыков моржей, рогов оленей, костей мамонта различных художественных произведений. Из бересты, дерева и металла создавались фигурки животных. 

В искусной работе мастеров, изобразительном искусстве, устном народном творчестве, художественных произведениях народов Сибири выражалась их тяга к знаниям, надежда на освобождение от гнета самодержавия. На развитие национальной культуры оказывала стимулирующее влияние культура русского трудового народа и его лучших представителей из числа творческой интеллигенции.

Расцвет культуры народов Сибири начался после свершения Великой Октябрьской революции.

 



ВВЕДЕНИЕ

Сибирь занимает пространство от Урала до Тихого океана с запада на восток от границы Монголии – на юге до Ледовитого океана – на севере. Административно – это наиболее значительная часть РСФСР, составляющая в0% ее территории, в которую на правах автономии входят Бурятская, Тувинская, Якутская АССР, Хакасская и Горно-Алтайская автономные области.

Советские исследователи пока не пришли к единому мнению о происхождении названия «Сибирь». Есть сторонники тюркского, монгольского, славянского происхождения этого слова. Накопленный археологический, этнографический, фольклорный материалы и письменные источники позволяют связать происхождение этого термина с самоназванием одной из этнических групп, населявшей с конца I тыс. до н. э. часть территории лесостепного Прииртышья. Такой этнической группой, носившей название «сипыр», были предки древних угров, вступившие в длительное взаимодействие с другими этническими общностями Западной Сибири и Казахстана (и в том числе с тюркоязычными).

Общеизвестно, что один и тот же термин в разновременных источниках часто имеет различный смысл и содержание. Так, слово «Сибирь», первоначально обозначавшее только этническое имя, затем закрепилось и за равным укрепленным поселением сипыров на берегу Иртыша. В первой половине XIII в. монгольским военачальникам был известен «лесной народ шибир». Со второй половины XIII в. и в XIV в. Сибирь уже широко встречается как название определенной территории к северу от владений золотоордынских правителей. В XV в. в русских летописях известна «Сибирская земля» и довольно четко характеризуется ее местоположение – район по нижнему течению Тобола и среднему течению Иртыша, где, очевидно, жили потомки древних сипыров, в значительной степени ассимилированные тюркскими элементами, и поэтому отличавшиеся от остальных групп угров нижнего Иртыша и Приобья. С возникновением в конце XV в. государственности тобольских татар и тюркизированных угров-сипыров «Сибирью» стало называться государство – Сибирское ханство. Наряду с Сибирским ханством на территории к востоку от Урала в XVI в. были известны Тюменское ханство, Югра и Мангазея.

После разгрома чингисида Кучума казачьим отрядом Ермака и по мере начавшегося затем политического включения новой территории в состав России термин «Сибирь» стал применяться в более широком значении, чем раньше. С этого времени его относили уже ко всей территории, хозяйственно осваиваемой русскими переселенцами в бассейнах Оби, Енисея, Лены, вплоть до берегов Тихого океана.

С включением Сибири в состав России более чем в два раза увеличилась территория страны. Последовавшее за открытием Сибири освоение ее явилось невиданным по масштабам и темпам историческим процессом расширения русской государственной территории.

Вхождение Сибири в состав Русского государства было залогом будущей экономической мощи не только ее самой, но и всего государства. «Сибирь, - писал декабрист Г.С. Батеньков, - это маховое колесо для движения неизмеримого нашего отечества и необходимая черта его величества».

С открытием русскими землепроходцами неведомой прежде Сибири обозначились новые горизонты в познании огромной части Азиатского континента. Изучение наиболее ранних этапов ее древнейшей истории оказалось возможным лишь в наше время, когда были сделаны археологические открытия мирового значения, позволяющие реконструировать общую картину начальных этапов исторических процессов в Северной Азии.

Сибирская историография более поздних периодов возникала уже тогда, когда составлялись первые сибирские летописи, поступили сведения о поездках служилых людей, географические описания и карты, были сделаны первые сводки этнографического и исторического материала в XV-XVIII вв. Историческая наука XIX в. дала новые возможности для познания сибирской истории. Проводились археологические исследования, историки обращались не только к изучению быта и жизни современных им народов, но и к материалам исторической этнографии, возрастал интерес к вопросам изучения общественного строя, ранних государственных форм, фольклора и языков коренного населения Сибири и Дальнего Востока.

Советская историческая наука поставила изучение истории Сибири на принципиально новую методическую и методологическую основу. Общепринятой становится методика комплексного использования источников для реконструкции событий прошлого. С позиций марксистско-ленинского понимания истории заново написаны главы древней и феодальной истории Сибири. Продолжается планомерное изучение Сибири-эпохи капитализма и империализма. Итоговым результатом этой огромной работы явилось издание многотомной «Истории Сибири», исследований по истории крестьянства и рабочего класса Сибири. В настоящем учебном пособии излагается история Сибири, начиная с древнейших времен и кончая событиями февральской революции.

В первом разделе представлены: обзор культур эпохи палеолита и неофита, периода бронзы и раннего железного века, история возникновения раннеклассовых обществ и их взаимодействия с первобытной периферией, характеристика исторических и этнических процессов ХИГ-XVI вв. вплоть до начала русской колонизации Сибири.

Второй раздел посвящен историческим процессам, протекавшим в крае с момента включения его в состав Русского государства до начала эпохи буржуазных преобразований в середине XIX в. На протяжении этого периода в условиях господствующего в стране крепостнического режима, стеснявшего свободу переселения, осуществлялся процесс постепенного заселения и хозяйственного освоения края русским трудовым людом: промысловиками, крестьянами, посадскими людьми. Характеризуя специфику складывавшихся в русской сибирской деревне феодальных отношений, авторы показывают развитие государственного феодализма и -формирование сословия государственных крестьян.

Раздел третий характеризует проведение крестьянской реформы 1861 года и отражает процесс развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве, влияние сибирской железной дороги на экономику края, эволюцию социальной структуры общества, особенности формирования рабочего класса.  

Излагая главные исторические факты и концепции исторического процесса в Сибири, авторский коллектив полагал необходимым включить в соответствующие разделы материалы, обобщающие находки и исследования последних лет, которые существенно пополняют сложившиеся характеристики всех этапов сибирской истории.

В написании учебного пособия принимали участие следующие авторы:

1 раздел: глава 1- 1-М. В. Шуньков, 2-Е. А. Васильев; гл. II- 1-Л. А. Чиндина, А.А. Малых, 2 - А.А. Малых; Гл. Ill- 1-А. А. Малых, 2-В. М. Кулемзин, Э.Л. Львова (раздел об антропологическом составе народов Сибири написан В. А.Дремовым),3 - Л.П. Белковец. Общее редактирование 1 раздела выполнено Э. Л. Львовой.

II раздел: гл. 1, 11,111-3. Я. Бояршинова; гл. IV, V -А. А. Малых; гл. yi- 1-Л. П. Белковец, ^2- А. Г. Жеравина. Общее редактирование II раздела проведено А. Г. Жеравиной.

Раздел III: гл. 1-А. Т. Топчий; гл. II- 1- А. Т. Топчий, 2-В. П. Зиновьев; гл. 111-^ 1--В. П. -Зиновьев, 2- А. Т. Топчий, 3-Л. Г. Сухотина; гл. IV- 1 -В. А. Скубневский, А. Т. Топчий, ^2-А. Ё. Плотников, В. П. Зиновьев; гл. V-1-А.Е. Плотников, ^ 2- А.П. Толочко, 3-Д. М. Зольников; гл. VI-Л. М. Дамещек; гл. VII—А. Т. Топчий. Общее редактирование раздела III принадлежит А. Т. Топчию, В. П. Зиновьеву.

 



Раздел первый

ИСТОРИЯ СИБИРИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ВКЛЮЧЕНИЯ В СОСТАВ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.281 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь