Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тюркские каганаты. Уйгурское ханство, государственность енисейских кыргызов, ранние тунгусские государства



 

В эпоху раннего средневековья преемниками политической мощи хуннов, источниками важнейших миграционных, экономических и социальных изменений в Азии становятся древние тюрки. В первые века нашей эры они упоминаются в китайских источниках как народ высоких повозок – «гаогюй». С IV в. н.э. входит в употребление другое этническое имя – теле. Одним из сильнейших «поколений» теле были уйгуры. К юго-западу от теле, в южноалтайских степях, в верховьях Иртыша, кочевали тюркюты. «Тюрк» значит сильный, крепкий.

Этот этноним дал название тюркской группе языков в целом. Выделялись племена собственно тюркютов, а также карлуков, тюргешей, кыпчаков.

Должны быть упомянуты также тюркоязычные енисейские кыргызы, прибайкальские курыкане, прииртышские кимаки.

В китайских летописях происхождение древних тюрков обычно связывается с хуннами, родственными признаются и их языки. Об этом же говорят предания тюрков. После разгрома хуннов тюрки подчинялись сначала сяньби, а затем жужаням.

Жужане обложили тюркские племена данью. Особая повинность лежала на тюркютах, они славились как искусные добытчики железа и кузнецы, поэтому должны были поставлять жужаням оружие и металлическую утварь.

Тяжелое положение данников поднимало племена тюрков на восстания, но жужанские каганы справлялись с недовольными. Кризис каганата в начале VI в. ускорил объединение тюркских племен. Первыми поднялись вольнолюбивые теле, жужане бросили против них свои орды. В этой ситуации хитро повел себя вождь тюркютов Бумын. Он неожиданно поддержал пошатнувшийся каганат. Тяжелая конница тюркютов разгромила повстанцев. Это произошло в 545 г., примерно через двадцать лет после объединения тюркютов. Довольный каган жужаней позволил Бумыну присоединить теле к тюркютскому союзу, усилив этим военно-политическую мощь тюрков.

Древние тюрки были кочевниками-скотоводами. Опорой хозяйства было разведение лошадей, крепких, невысоких степных иноходцев. Преобладали в скотоводстве овцы. Меньше разводилось крупного рогатого скота. В предгорьях Алтая и Саян практиковалось пастушеское скотоводство с заготовкой сена на зиму. Здесь же тюркские племена занимались примитивным земледелием. Обнаружение в древнетюркских погребениях зерен проса и земледельческих орудий труда подтверждает это. Большое значение в хозяйстве имела охота.

В степях проводились обычные для кочевников массовые облавные охоты, в лесных предгорьях охотились на пушного зверя. 

Хозяйственной специальностью, которой тюрки прославили себя, была добыча и производство железа. Именно тюрки впервые наладили в Центральной Азии его массовое производство. Руда добывалась и обрабатывалась в основном на Алтае и в Туве. На больших повозках по специальным дорогам руду везли к месту плавки. Способ получения железа был сыродутным. Производство его было единственной ремесленной отраслью в хозяйстве. Изготовление керамической посуды, выделка кож, войлока, обработка дерева – все это сохранялось на уровне домашней промышленности. 

Кочевой образ жизни тюрков определял их быт. Жили они в легких, разборных юртах, при перекочевках пользовались повозками-кибитками. В северных землях и горных долинах жилищами были срубные дома. 

Организация хозяйства чаще всего была семейной – аильной, когда отдельная семья пользовалась своим участком пастбища, но все оно принадлежало роду. В беспокойное время, когда жизнь в степи становилась опасной, семьи и даже роды соединялись в курени и кочевали вместе. 

Военное дело у тюрков поднялось на качественно новую ступень в сравнении с ранними кочевниками. В дополнение к конным стрелкам из лука появились ударные части латной кавалерии, всадники которой назывались «бури» - волки. Вооружением «бури» были железные пластинчатые панцири, сабли и длинные копья. Тактику боя определяла атака тяжелой кавалерии.

Многое решал рыцарский поединок степных богатырей, удача могла определить исход сражения.

В конце V – начале VI вв. складываются предпосылки образования древнетюркского государства. Кочевое скотоводство, способное при благоприятных условиях давать большое количество прибавочного продукта в короткие сроки, и наметившийся процесс второго общественного разделения труда, когда ремесло, прежде всего железоделательное, стало отделяться от скотоводства, создали экономическую основу тюркской государственности. Изменения в экономике вызвали трансформацию в социальных отношениях. Прибавочный продукт обусловил разложение родовых отношений, возникновение собственности, развитие эксплуатации человека человеком, сложение классов и, в конечном счете, образование государства. Огромное значение в появлении государства тюрков имели их взаимоотношения с соседями. Объединение племен тюркютов и теле, жестокая борьба с жужанями, а затем подчинение окрестных народов - все это были внешнеполитические причины.

Социальная и политическая системы государства древних тюрков были схожи с предшествующими объединениями азиатских кочевников. Основой социальной жизни было сосуществование родо-племенной и военной организаций. Главный принцип общественного устройства – подчинение господствующему племени тюркютов остальных племен, но за этой межэтнической иерархией скрывалось внутреннее расслоение общества. Масса рядовых общинников у тюрков-это «кара будун» - «черный народ». Степная аристократия, беги, тарханы – это «кок» - «голубые». Интересы «черного народа», а во многом интересы племени – мирно пасти скот, вести меновую торговлю, ходить в набеги силами молодых удальцов. Интересы «голубых» совпадают интересами военной организации-орды, здесь главное-широкая экспансия, добыча, твердая власть.  

В науке долго шел спор о преобладании того или иного типа - формационных отношений у номадов. Господствовало мнение, что у ранних кочевников существовали патриархально-рабовладельческие, а у поздних – патриархально-феодальные отношения. Сейчас ученые приходят к выводу, что принципиальной разницы в социально-политическом развитии скифов, хуннов, тюрков, монголов нет. Общественное устройство этих народов, скорее всего, имело в основе отношения протофеодального типа[2].

Действительно, рабов тюрки держали мало и преимущественно женщин. Рабов-военнопленных стремились продать, в условиях кочевой жизни они были малополезны. Данничество явилось главной формой эксплуатации. Данников называли «кулами». Племенная и военная знать, прикрываясь родовой взаимопомощью, широко практикуя обязывающие угощения, постепенно увеличивала экономическую зависимость соплеменников. Сочетание внеэкономического и экономического принуждения характеризует зарождение феодальных отношений.

Государство у древних тюрков именовалось «вечным элем». Глава государства – каган из царствующего рода Ашина – «благородного волка». Власть кагана была наследственной. Он выполнял функции правителя, военного вождя и верховного жреца. 

В административном отношении государство тюрков, как и хуннов, делилось на две части – правую и левую. Из своих кровных родственников каган назначал ябгу – правителей уделов и шадов – командующих в них войсками. Более мелкие военные и административные должности (их насчитывают до 28) раздавались в наследственное владение племенной аристократии, причем предпочтение отдавалось родственникам кагана из тюркютов.

Важное значение для государственной жизни тюрков имело создание в середине VI в. письменности. Она возникла на основе арамейского алфавита (по начертанию похожа на скандинавские руны и потому названа рунической) при содействии среднеазиатских согдийцев.

Памятники рунической письменности встречаются в Монголии, Туве, Алтае. Надписи высечены на скалах, каменных стелах. Возможно, они делались на дереве и коже, но не сохранились. 

Религия древних тюрков была языческой, они обожествляли силы природы, предков. Общим почитанием пользовался бог неба – Тенгри и волчица-прародительница тюрков. Служение богам, прорицательство являлось обязанностью шаманов. С религиозными воззрениями был тесно связан погребальный обряд. 

Известны два вида захоронений: трупоположение и трупосожжение. Воинов погребали в полном вооружении, с конем. Над могилой насыпали курган и бросали столько камней, сколько воин победил врагов. Когда хоронили каганов и их близких родственников, то строились поминальные храмы-мавзолеи. На курганы знаменитых воинов ставились каменные изваяния - «балбалы». Они изображали вооруженного воина с чашей в руке.

Политическая история древних тюрков после Бумына развивалась стремительно. Младший брат основателя каганата Истеми широко раздвинул границы державы тюрков. Присоединив племена, обитавшие в Прииртышье, Истеми двинул свои полчища к Волге. В 555 г., гоня перед собой остатки жужаней-аваров, войска тюрков подошли к рубежам Европы. Затем, заключив союз с сасанидским Ираном, тюрки разгромили эфталитов, подчинили своему влиянию Среднюю Азию[3].

На востоке разъединенный Китай платил тюркам огромную дань шелком.

Став мощной военной силой, тюрки включились в большую политическую игру раннего средневековья. Стержнем ее была борьба за «великий шелковый путь». Он проходил из западного Китая караванными тропами в Среднюю Азию, дальше в Персию и Византию. Шелк, как золото и пушнина, был международной валютой средневекового мира. Монополией производства обладал Китай, оберегающий свой секрет, поэтому борьба шла за торговые пути, по которым шелк попадал на «запад. Огромную ценность представляли и другие восточные товары: ковры, пряности, наркотики и т. д. Тюркские каганы пытались установить контроль над торговыми путями с востока на запад и начали затяжную войну с Ираном, заключив союз с Византией. 

Бесконечные войны на несколько фронтов ослабляли единство каганата. После смерти кагана Истеми целостность каганата сохранялась номинально, а в 581 г. после усобицы каганат распался на две части: Западную с центром в Средней Азии и Восточную с центром в степях Монголии. Обстановку этого времени великолепно передает китайская летопись: «...братья спорят из-за власти, отцы и дяди не доверяют друг другу», «восточные варвары ...жаждут отомстить, кыргызы со скрежещими зубами поджидают свою удачу».[4]

Восточным тюркютам приходилось бороться с алтайскими теле, кроме того, быстро креп Танский Китай. Основатель танской династии Тайцзун, широко привлекая степняков на военную службу империи, в 630 г. разгромил тюркютов и пленил кагана.

Двадцать лет спустя западные тюркюты, ослабевшие и запутавшиеся в междоусобной вражде, были также разгромлены китайцами. Это был конец Первого каганата. 

Правители Китая сделали ошибку, уничтожив «тюркский буфер», скоро им пришлось в Средней Азии иметь дело с арабами, а на юго-западе с усилившимися тибетцами. Этим воспользовались восточные тюрки, после ряда восстаний каган Кутлуг Эльтерес (Счастливец) восстановил каганат, в центральноазиатских степях. Произошло это в 682 г. в ожесточенных войнах на востоке с киданями, на севере – с кыргызами, на северо-востоке - с уйгурами. Завладев степью, тюрки обрушились на Китай, шестьдесят лет они опустошали северные провинции Поднебесной империи. Особенно усилились тюрки при Бильге-кагане, когда фактическим правителем был брат его Кюль-тегин. Но после смерти Кюль-тегина был отравлен Бильге-каган. Подстрекаемые китайцами, на тюрков обрушились карлуки, уйгуры, кыргызы. Особенно усердствовали уйгуры, сводившие счеты с давними врагами. В 7.44 г. погиб последний каган тюрков, и их держава сошла с исторической сцены. 

Власть в Центральной Азии перешла к уйгурам. Входя в состав Второго каганата, уйгуры неоднократно поднимали восстания. В тридцатые годы VIII в. уйгуров возглавил каган Пэйло. Заключив союз с карлуками, жившими между Алтаем и озером Балхаш, он стал основателем уйгурского каганата. Скоро уйгуры захватили все владения тюрков. Завоевания первого уйгурского кагана продолжил его сын, деятельный Моюн-чур. Он сумел взять дань с китайцев, привлечь в каганат согдийцев, бежавших из Средней Азии от религиозного террора арабов. Затем Моюн-чур начал большую войну на севере с тувинскими чиками и енисейскими кыргызами, стремясь обеспечить свои тылы. Ожесточенная и многолетняя война закончилась номинальным подчинением кыргызов, обязавшихся платить дань соболями, и завоеванием в середине VIII в. Тувы. 

Для управления тувинскими чиками каган поставил своего наместника, подчинив ему уйгурские оккупационные войска. Гарнизоны завоевателей стояли в городах-крепостях, окруженных глинобитными стенами. Особенно монументальным сооружением были крепость и дворец Моюн-чура, построенные в истоках Малого Енисея. Крепость была расположена в горной долине, ок-ружена 10-метровой высоты стенами с башнями, за которыми находился дворец Моюн-чура. Всего на территории Тувы открыто 14 уйгурских городов. Города располагались по стройной системе, вытянувшись дугой в сторону Саян, они являлись основой оборонительной линии против немирных северных соседей Уйгурского каганата – кыргызов.

Города были сосредоточением земледелия, ремесел и торговли и в случае военной опасности становились крепостями. Большую роль в строительстве и жизни уйгурских городов играли колонии согдийцев, которые ещё в VI в. стали переселяться из Средней Азии в центральноазиатские степи. Согдийские архитекторы придали тувинским городам облик городов своей родины. Согдийские колонисты научили местное население плужному земледелию с применением орошения. С ними же связано значительное развитие ремесел. Известны были профессии металлургов, кузнецов, ювелиров, камнетесов и скульпторов. Важное значение в жизни каганата имела торговля, и здесь согдийцы выполняли роль посредников в транзитной торговле между Востоком и Западом.

Вершины своего могущества уйгурский каганат достиг в конце VIII-начале IX вв. Гражданская война в Китае позволила уйгурам вместе с тибетцами диктовать условия Срединному царству. Уйгурская аристократия процветала, в то же время масса кочевников беднела. Социальное расслоение усугублялось религиозным расколом. Большинство уйгуров были буддистами, значительным оставалось число шаманистов-язычников, знать же со времен Моюнчура избрала манихейство. Манихейство рассорило верхушку уйгурского каганата со всеми соседями и собственным народом. 

Во второй четверти IX в. вновь усилились кыргызы. Для них уйгуры были препятствием в отношениях с Китаем. Двадцатилетняя война закончилась-в 840 г. полной победой кыргызов. Ставка уйгурских каганов на реке Орхоне была разграблена и сожжена. Кыргызы гнали и уничтожали разбегавшихся уйгуров на востоке до верховьев Амура, на западе-до владений карлуков. На западе, в восточнотуркестанских оазисах, уйгуры закрепились и создали свои новые государства. Но прежнего могущества они уже никогда не достигли.

Все, что осталось от уйгуров, свидетельствует о самобытности .их культуры. Уйгуры имели ту же письменность, что и древние тюрки. Они первыми в степях Центральной Азии пытались построить города, создать цивилизацию, которая объединила бы кочевников с оседлым населением.

После уйгуров степи Восточной Азии ненадолго были во владении кыргызов, но центр их государства всегда находился в минусинских степях, на Енисее.

В обществе кыргызов долго сохранялась двухэтничность населения. Аристократы-кыргызы занимались кочевым скотоводством, а плебеи-хягас-земледелием и пастушеским скотоводством. Численность скота была мерилом общественной значимости средневекового енисейца.

У кыргызов имелось развитое ремесло. Первое место среди прочих специальностей занимала добыча и обработка металлов. Существовали целые поселения кузнецов, оружейников. Торговля кыргызов в основном была ориентирована на юг, на севере выменивались меха. Именно пушнина, с кыргызским оружием, золотом, шла к тюркам, арабам, китайцам, тибетцам. С юга верблюжьи караваны с товарами приходили на Верхний Енисей.  

Межэтническая эксплуатация в стране хягас была, направлена на подчиненные племена, бывшие «киштымами» - данниками кыргызов. «Киштымы», чаще всего таежные племена, платили дань соболями и белками.

Имелись у кыргызов совершенно бесправные рабы, захваченные в плен во время военных столкновений. Основная народная масса была еще достаточно самостоятельной силой, в руках общин сохранились значительные средства производства и права в решении политических дел. Народ был обложен податями и повинностями. О том свидетельствует надпись на золотом сосуде из погребального кургана: «Бегское серебро мы дали»[5]. Важной повинностью была служба в военном ополчении.

Степная аристократия кыргызов состояла из бегов, огланов, тарханов. Во владении кыргызских рыцарей был не только скот, но и земля, рабы. В эпоху расцвета кыргызского государства право собственности стало распространяться на зависимых земледельцев.

Главой государства кыргызов был каган. Он не только правитель, военный вождь, но и» верховный собственник всех земель. На реке Уйбат в черте Абакана был большой город-ставка, столица кыргызского кагана. Лучше всего изучен в  городе дворец кагана. Он был построен из сырцового кирпича с башнями и стенами четырехметровой высоты. Общая площадь дворца превышала 2500 кв. м. Всего городов в енисейском каганате разные источники насчитывали пять.

Высокий уровень развития социально-экономических отношений обеспечивал и развитие культуры древних кыргызов. Замечательным достижением была письменность, появившаяся в VII в. и похожая на орхонскую письменность тюрков. В IX-Х вв. часть знати получала образование за пределами каганата – в киданьском государстве Ляо и Тибете. Имелись ученые люди, знавшие персидский, арабский языки. Религия кыргызов была языческой, почиталась очистительная сила огня, поэтому распространен был погребальный обряд с трупосожжением. Известны были «камы» - шаманы. Для богослужений строились специальные, храмы. 

Политическая история кыргызов складывалась в борьбе с лесными народами на севере и каганатами тюрков на юге. В VII в. кыргызы завладели землями, примыкающими к центрально-азиатским степям на пространстве от Байкала до Алтая.

В середине IX в., после ожесточенной, кровопролитной войны кыргызы разгромили Уйгурский каганат. Возглавлял кыргызов каган Ажо.. Господство кыргызов в степях Центральной Азии продолжалось полвека, но потом они были вытеснены киданями. В Х-XII вв. кыргызский каганат продолжал оставаться влиятельной политической и военной силой. Главными соперниками каганата в это время становятся монгольские племена.

Образовавшееся в XIII в. государство монголов повело против кыргызов, оспаривавших гегемонию Чингиса, беспощадную войну. После почти ста лет беспрерывных сражений в 1293 г. государство енисейских кыргызов перестало существовать.

Государство древних кыргызов IX—XIII вв. было самым значительным политическим объединением тюркоязычных народов на северной окраине евразийских степей, но были и другие, сыгравшие свою роль в истории. 

Современниками кыргызов были курыкане, особое племя теле, обитавшее вокруг озера Байкал. Курыкане появляются в истории с VI в. и сразу становятся непримиримыми врагами тюркских каганов.

Жизнь курыкан известна по раскопкам курумчинской культуры VI-IX вв. и по изображениям знаменитых шишкинских писаниц на реке Лене. Хозяйство курыкан было скотоводческим. Разводили, они разный скот, но особенно славились лошади, которых китайцы называли превосходными- «...с головы похожи на верблюда, сильны, рослы; в день могут пробегать по несколько сот ли»[6] Вместе с этими скакунами, завезенными с юга, содержалась и местная порода лошадей, похожих на современных бурятских. Кочевое скотоводство сочеталось с полуоседлым, курыкане умели заготавливать сено, которое выращивали, используя искусственное орошение. Широко было распространено земледелие, при обработке полей применялся примитивный плуг. Окрестным народам курыкане были известны как великолепные кузнецы. Велико было и значение охоты в жизни курыкан.  

Курыкане делились на три племени, во главе каждого был вождь – «сыгин», во главе всего союза – «великий сыгин». Курыканское общество, вероятно, не пошло дальше военно-демократического племенного союза. В нем появилась аристократия, об этом говорят изображения всадников на писаницах, появились рабы, но дифференциация общества не закрепилась. Прогресс развития курыкан отмечен приобретением письменности, заимствованной у тюрков[7].

В IX в. курыкане испытали сильный натиск древнемонгольских племен. Часть курыкан была ассимилирована завоевателями, а остальные ушли по Лене на север, где на основе смешения местного палеоазиатского и тунгусского компонентов с пришлым курыканским началось формирование древнего якутского этноса.

Далеко на запад от Байкала, но тоже на окраине евразийской степи жил другой тюркоязычный народ - кимаки. История кимаков прослеживается с VII в. в Прииртышье, где тюрки смешались с местными угорскими племенами, потомками сипыров, передав им свой язык, формирование этноса кимаков завершилось в середине IX в., когда к ним после разгрома своего каганата откочевала группа уйгуров.

Хозяйство кимаков было обычным для лесостепного Прииртышья. Разводили скот, особенно лошадей. Охотились на джейранов и куланов. В охоте использовали ястребов, беркутов, собак. Знали земледелие, выращивали просо, горох, ячмень. В. оседлых поселениях развивалось ремесло. Арабы называли шестнадцать городов кимаков со столицей на Иртыше. Археологически пока известны только южные города кимаков в Центральном Казахстане[8].

С конца IX в. предводитель кимаков принял титул кагана. Держава кимаков делилась на 12 уделов. Племенная и военная знать обособилась: «...только знатные носят одежду из красного и желтого шелка». Противостояли им рабы и обедневшие общинники-»ятук» - «заброшенные»[9].

В Х в. переселения центрально-азиатских народов на запад заставили кимаков вместе с родственными кыпчаками двинуться в южно-русские степи, где они стали известны под именем половцев. Часть кимаков осталась на своей прежней родине.

Тюркские политические объединения сыграли и положительную роль в истории. В единый процесс культурного развития были включены, народы далеких периферий. Тюрки отстаивали самобытность развития степной Евразии, препятствуя арабской и китайской экспансии. Только в XII в. они вынуждены были уступить первенство в степях новой силе монголам.

Раннее средневековье – это  время образования государств и у древних тунгусов Дальнего Востока. После распада союза хуннов перемены коснулись и прикрытых хребтами Хингана земель Приамурья. В эти места во II, в. откочевали после разгрома жужанями восточные племена сяньби. Они смешались с приамурскими народами, от соединения местных племен илоу и сяньби сложился союз племен мохэ.

В имени мохэ слышится маньчжурское слово «мукэ» – вода. Действительно, мохэ были обитателями приречных долин [10]. В хозяйстве мохэ железо окончательно побеждает камень. Все главные орудия труда изготовляются из железа. Основным занятием мохэсцев было земледелие, в отличие от мотыжников – илоу, почву обрабатывали простейшим плугом. Скотоводство мохэ опиралось на разведение свиней. Стали разводить в большом количестве лошадей, заимствовав это занятие у сяньби. Были мохэ прекрасными охотниками и искусными рыболовами. Жилищами мохэ были небольшие землянки, рассчитанные на одну семью. Они пришли на смену большим коллективным домам илоуского времени. О разложении родовых отношений свидетельствовало и развитие рабства. Рабы были племенной собственностью. Власть вождей уже была наследственной. На случай нападений врагов мохэ строили в неприступных местах крепости-городища. Религия мохэ была связана с поклонением природе. Они обожествляли горы, зверей[11].

Образовавшись в IV в., племенной союз мохэ быстро стал активной политической силой на Дальнем Востоке. На западе мохэ завязали дружественные отношения с тюрками, заинтересованными в общей борьбе с Танским Китаем, беспокоило мохэ и северокорейское государство Когуре. Но экспансия Китая на восток заставила мохэских вождей заключить союз с корейцами в начале VIII в. В 663 г. государство Когуре перестало существовать. Многие когурёсцы спасались бегством во владения своих союзников. Они принесли в южноамурские земли более высокую культуру, ускорили классообразование в обществе мохэсцев. 

В конце VII в. окрепшие племена мохэ возглавил вождь Цзожун. Ему удалось разбить китайские войска, после чего он провозгласил себя «кэду» - королем владений Бохай. 

Расцвета Бохайское королевство достигло при кэду Уи, сыне Цзожуна. Территория Бохай в VIII в. была весьма обширной, от Амура на севере до полуострова Ляодун-на юге. На юго-западе бохайцы граничили с Китаем,на зацаДе с киданями и: тюрками. Наиболее густо населены были северокорейские земли, входившие во владения Бохая. Они же были наиболее развиты в экономическом и культурном отношении. Здесь существовало продуктивное земледелие, раскинулась сеть до- pot\ города. Мохэский север выдвинул правящую династию, исправно поставлял вооруженные отряды. Тунгусы постепенно приобщались к достижениям дальне восточных цивилизаций.

Уи построил сильный военный флот и нанес ряд опустошительных ударов по китайскому побережью. Одновременно велся поиск союзников. Со второй четверти VIII в. устанавливаются дипломатические отношения р Японией.

Положение Бохая осложнилось с начала IX в. Бохайские кэду быстро сменяли один другого. На юге появилось государство Коре, претендовавшее на северо-корейские земли, на западе в наступление перешли кидани. В 926 г. кидани захватили главную столицу Бохая, на юг к корейцам бежал последний бохайский правитель[12]. 

Созданное тунгусскими племенами мохэ государство Бохай сыграло заметную роль не только в политической, но и культурной истории Дальнего Востока. Своим завоевателям-киданям бохайцы передали систему слогового письма, до сих пор, правда, не расшифрованного. Двести лет бохайской государственности не прошли бесследно для народов Приамурья и Приморья, там накапливались силы для нового объединения. 

В северо-восточных землях бывшего Бохая жили племена чжурчженей, известные с V.II в. Они обитали в бассейнах рек Сунгури, Уссури и Амура. Это была легендарная страна сушеней, где добывали соколов и кречетов у «восточного моря». В землях чжурчженей имелось железо и золото, серебро и медь, охотники добывали в лесах соболей, панты маралов, драгоценный корень женьшеня. Подобно своим этническим предкам мохэ, чжурчжени жили в полуземлянках с отопительными лежанками типа «кан», тепло к которым шло от проложенных под полом труб. Повседневно носили халаты из свиных или рыбьих шкур, шубы из шкур зверей, а также шили одежду из холста белого цвета, предпочитаемого чжурчженями. 

Основным занятием чжурчженей было хлебопашество и огородничество. Разводили лошадей, коров, свиней и собай на мясо. Любимая пища чжурчженей – похлебка из гороха, и недоваренное пшено с приправой из чеснока и сырой собачьей крови. Чжурчжени поклонялись солнцу и «великому небу», служение богам исполняли шаманы. В Х в. чжурчжени жили племенами, власть вождей в которых была наследственной. В случае опасности племена объединялись в союзы. Всего насчитывалось 72 племени.

Захватив Бохай, кидани стремились обезопасить себя с северо-востока от беспокойных соседей. В конце Х в. они то наносили удары по чжурчженям, то устраивали карательные экспедиции в ответ на набеги. Враждебную позицию по отношению к приамурским тунгусам заняли обычно дружественные корейцы. Государство Коре повело политику последовательного вытеснения чжурчженей.  

Часть чжурчженьских племен ушла из опасного района в Приморье. Здесь они заключили союз с родственными «восточными племенами». На протяжении, ста лет восточная группировка чжурчженей поддерживала тесные связи с племенами, оставшимися на родине. В конце XI в. начинается консолидация чжурчженей, во главе объединения встал энергичный политик и тонкий дипломат Агуда. В начале XII в. после короткой, но жестокой войны потерпели поражение корейцы. Обезопасив тыл, чжурчжени начали в 1114 г. войну против главного своего врага-киданей.

После победы над армией киданей Агуда в 1115 г. провозгласил себя императором, свою империю в противовес Железному Ляо он называет Золотой. Понадобилось несколько лет упорных сражений, чтобы весь северо-восточный Китай перешел в руки чжурчженей, и последний .император киданей прислал Агуде послание и печать, утверждающие его как императора[13].

Золотая империя достигла расцвета при сыне Агуды, императоре Сицзуне. Чжурчжени овладели новыми землями на юге, отвоеванными у Сунского Китая. Находившиеся в Китае немногочисленные чжурчжени быстро китаизировались. Особенно этот процесс захватил чжурчженьскую аристократию. Государственный аппарат чжурчженей насыщался китайцами, налоговый пресс давил одинаково на коренного жителя Поднебесной и его недавнего победителя. Рядовые чжурчжени разорялись, их превращали в рабов. Опора и гордость чжурчженей – войско – пополнялось китайцами. Немногочисленные ревнители старых чжурчженьских традиций были бессильны. Царствование Сицзуна завершилось дворцовым переворотом, в ходе которого императора убил его племянник[14].

Во второй половине XII в. трон Золотой империи занял последний из ее правителей Шицзун. Во внешней политике он старался поддерживать мирные отношения со всеми соседями: тибетским государством Ся, Коре, Сунским Китаем. Во внутренней политике он круто повернул к возрождению чжурчженьских традиций.

В начале XIII в. Чингисхан, объединив монголов, обрушился на Золотую империю[15].

В 1215 г. монголы взяли Пекин, главную столицу Золотой империи. Страна была деморализована, китайцы за чужую династию драться не хотели. Ведя войну на два фронта, чжурчжени сражались двадцать лет. Последний император чжурчженей, отступая на юг, закрылся в одной из крепостей. Началась упорная осада. Крепость была не готова к боям, возник голод. Монголы проломили стены и начали штурм. Император чжурчженей, не желая сдаваться, повесился, а тело свое приказал свите сжечь. Шел 1234 г. Золотая империя перестала существовать, история тунгусских государств закончилась. В Восточной Азии снова торжествовали варвары-кочевники[16].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь