Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классовая борьба в Сибири в XVIII-первой половине XIX вв.



 

Социально-политическое развитие Сибири в период позднего феодализма определяло неизбежность классовых столкновений. Главным направлением социального протеста народных масс была борьба против феодальной эксплуатации и угнетения. Особенности исторической судьбы Сибири наложили свой отпечаток на характер, движущие силы и формы классовых конфликтов. Слабая плотность населения, его разбросанность по огромной территории края, плохие пути сообщения отрицательно сказывались на размахе, интенсивности и организации народных выступлений, содействуя их разобщенности и локализации. В то же время наличие незанятых, пригодных для хлебопашества земель и возможность для сибирского крестьянина их использования несколько снижали напряженность социальной атмосферы, сглаживали остроту классовых противоречий. 

На рубеже XVII-XVIII вв. меняется социальная структура населения Сибири, что сказывается на составе движущих сил антифеодального протеста. Служилые люди, бывшие в XVII в. основной и ударной силой народных движений, сходят со сцены, на первый план выходят крестьянство, работные люди кабинетской и частной промышленности. Продолжаются выступления аборигенных народов Сибири. 

Среди сибирского населения была значительной прослойка раскольников, для которых неприятие официальной церкви было и формой непризнания различных сторон феодальной действительности. 

Характерной особенностью классовой борьбы в крае явились не непосредственные конфликты между антагонистическими классами, а столкновения народных масс с местной администрацией, выражавшей интересы феодального государства. 

Самой распространенной формой крестьянского протеста была подача жалоб. Крестьяне различных сословий протестовали против увеличения денежных сборов, размеров натуральных повинностей, стеснения в земельных угодьях, произвола начальства. Положительные результаты этой формы крестьянского сопротивления были невелики, и поэтому крестьяне часто искали другие выходы из затруднительных ситуаций. 

Огромные просторы Сибири и слабый контроль властей примерно до середины XVIII в. предоставляли крестьянину широкие возможности для побега. В начале 90-х гг. XVIII в. екатерининское правительство с удивлением обнаружило в глубине Алтайских гор на р. Бухтарме «общество из беглых разного звания людей». Беглые (мастеровые, солдаты, приписные крестьяне Алтайских заводов) столь прочно обосновались на новых местах, что власти, поколебавшись, приняли их обратно в русское подданство, но уже на положении «ясашных иноверцев». Это положение освобождало бухтарминских беглецов от уплаты многих налогов, рекрутчины, облегчило им жизнь. Пример алтайских «беловодцев» вызвал несколько десятков попыток подражания, но постепенно правительственные меры сужают размеры нелегальной колонизации. Лишь внутрисибирские переселения еще долгое время остаются формой вольнонародной колонизации и выражением социального протеста. 

Наряду с типом беглеца-колониста, который стремился осесть на землю, обзавестись хозяйством, в XVIII в. формируется другой тип-беглеца-отходника. Обычно это полуразорившийся крестьянин, который самовольно покидает общину и с «воровским» паспортом, украденным или фальшивым, идет на заработки в город, на промыслы, туда, где требуются рабочие руки. 

Скрытые формы социальной борьбы, являясь наиболее массовыми, были связаны с открытыми антифеодальными выступлениями. Начало XVIII в., когда петровские преобразования потребовали ужесточения налогового пресса, ознаменовалось острейшими классовыми конфликтами. 

В 1714 г. крестьяне ишимских слобод, на юге Западной Сибири, возмущенные увеличением налогов, отказались их платить. На усмирение крестьян были посланы воинские команды, но восставшие сумели объединиться, создали даже орган управления движением – «судебную избу» и в течение 9 месяцев оказывали упорное вооруженное сопротивление. Только крайним напряжением сил местные власти подавили восстание. 

В 1722 г. в Сибири произошло самое заметное для первой половины века народное выступление. В это время в крае проводилась 1 ревизия, устанавливалась система подушного оклада и двойного оклада для старообрядцев. Уже давно бродили слухи о подмене истинного царя и воцарении на престоле антихриста в образе Петра I.

Сложный комплекс социально-экономических причин, религиозных мотивов был приведен в действие указом 5 февраля 1722 г., по которому все должны были присягать безымянному императору. Это вызвало бунт в городе Таре, к которому примкнули крестьяне окрестных деревень и раскольничьих скитов. 

Во главе Тарского бунта встали расколоучители Иван Смирнов и старец Сергий. Отказ от присяги расценивался правительством в Петербурге как государственная измена, поэтому в Тару была отправлена сильная воинская команда. Ей удалось захватить почти всех зачинщиков бунта, несмотря на их отчаянную попытку самосожжения. Начался страшный «тарский розыск», продолжавшийся до середины столетия. Допросы и пытки вовлекали в него новые сотни и тысячи жертв. Были раскрыты и разгромлены тайные убежища старообрядцев по всей Сибири. Злостные «изменники» были четвертованы, повешены, посажены на кол, прочих били кнутом «мужеска пола по сту, а женску пола по пятидесяти ударов». Доведенные до последних пределов отчаяния, раскольники на террор властей отвечали самосожжениями. За время розыска по Сибири прокатилась волна «гарей», историки насчитали их более 50. Иногда гари уносили сразу сотни жизней, так в марте 1723 г. в Белоярской слободе сгорело до 600 чел. Тарский бунт был самым крупным в XVIII столетии проявлением антифеодального протеста в религиозной форме.

Создание горнозаводской промышленности на Урале и в Сибири сопровождалось массовой припиской государственных крестьян к заводам. Работы на заводах ухудшали положение крестьян и вызывали их протест. Самой распространенной его формой был невыход на отработки и подача челобитных. Сопротивление приписных, зародившись в 20-е гг. XVIII в» усилилось в середине столетия. Особенно упорно отстаивали свои права крестьяне зауральских слобод, приписанные к демидовским заводам. В 1759 г. началось крупное вооруженное выступление приписных крестьян Шадринского уезда. Они отказались строить Азяно-Уфимский завод. Оказывая отпор властям, объединились крестьяне нескольких слобод, вооруженные отряды несли охрану селений. Был создан штаб движения, «повстанческий стан», который располагался то в Барневской слободе, то в Масленском остроге. Восстание было подавлено только после прибытия частей регулярной армии. 

С петровских времен активно участвует в социальной борьбе еще одна сословная группа сибирских крестьян – крестьяне церковных вотчин. Монастыри обладали веками отлаженной системой эксплуатации. Тяжкие поборы и повинности, мелочная опека ставили монастырского крестьянина в более тяжелое положение по сравнению с другими слоями сибирского населения. 

Когда в марте 1762 г. было объявлено о секуляризации церковных земель, казалось, что положение монастырских крестьян должно улучшиться. Но пришедшая к власти после дворцового переворота Екатерина II уже в августе того же года отменила решение своего отстраненного от власти мужа. Возвращение церкви ее земель и крепостных вызвали широкие выступления протеста. В 1762-1764 гг. крестьянские волнения вылились в открытую вооруженную борьбу – «дубинщину». 

«Дубинщина» вспыхнула во владениях Далматовского монастыря в Шадринском уезде. Крестьяне отказались платить монастырю подать в большем размере, чем платили государственные крестьяне. Для усмирения крестьян был выслан драгунский полк. В мае 1764 г. восстание было подавлено, 198 участников его публично наказаны плетьми, но еще в феврале екатерининское правительство, уступая желаниям дворянства и опасаясь вспышек волнений монастырских крестьян по всей России, опубликовало манифест о секуляризации. Условия жизни бывших крестьян церковных вотчин, называвшихся теперь экономическими, несколько улучшились. 

Принимали участие в антифеодальном протесте в 20-50 гг. XVIII в. и государственные крестьяне. Недовольство этой сословной категории вызывалось прежде всего тяжелыми натуральными повинностями. Особое место среди повинностей занимала «десятинная государева пашня». Появившись в XVII в. при нехватке в крае хлеба и малочисленности земледельческого населения, десятинная пашня изжила себя в начале XVIII столетия. В 30-50-е гг. под нажимом крестьянской массы сибирская администрация в отдельных уездах явочным порядком заменяет десятинную пашню денежным оброком, что повышало самостоятельность крестьянских хозяйств. Но в 1758 г. генерал-губернатор Ф. Соймонов, вдохновляясь идеей «государственной пользы», решил вернуть Сибири «бесплатный» хлеб, восстановив отработки крестьян. Это вызвало волнения среди государственных крестьян Западной Сибири, которые весной 1760 г. переросли в открытые столкновения с властями. Подавив крестьянский протест военными судами и порками, правительство все же вынуждено было ликвидировать в 1762 г. десятинную пашню, назначив вместо нее денежный оброк. 

Напряжение социальной атмосферы в Сибири накануне Крестьянской войны 1773-1775 гг. несколько спало после уступок, сделанных государством в результате выступлений приписных, монастырских и государственных крестьян. Но секуляризация, отмена десятинной пашни только временно ослабили классовые конфликты, не устранив тех коренных причин, которые обусловили участие сибирского крестьянства в общерусском антифеодальном движении. К этим основным причинам следует отнести крайне обременительную для крестьян тяжесть многочисленных натуральных повинностей, в первую очередь, заводской и дорожной, а также весьма объемные денежные сборы. 

Первые известия о Пугачеве, о большом восстании на Яике дошли до Сибири очень быстро. Появление «милостивого императора Петра III» для сибиряков не было неожиданностью. В 60-70-е гг. на каторгу было сослано несколько самозванцев. Осенью 1773 г. когда пугачевское движение разгоралось, Сибирь опять выставила своего «Петра III»-и опять беглого нерчинского каторжника Григория Рябова. Самозванный император возглавил небольшую группу крестьян зауральских слобод. Местные власти действовали решительно и быстро, отряд Рябова был разгромлен, сам он схвачен.

Сибирский губернатор Д. Чичерин объявил о наборе добровольцев в «записные казаки», эти формирования «.собирались использовать против пугачевских отрядов. До раздачи оружия народу дело не дошло, тем более, .что уже в конце 1773 г. два больших отряда «записных казаков» перешли на сторону Пугачева. 

В начале 1774 г., когда пугачевцы еще одерживали победы в Приуралье и на Урале, а отдельные отряды проникли в Западную Сибирь, здесь после десятков крестьянских выступлений сложился обширный повстанческий район, прилегающий к горнозаводскому Уралу. В ялуторовских, тюменских, верхотурских деревнях и веслах крестьяне расправлялись со старой властью, создавали новую, по образцу и подобию казачьего самоуправления. Сибирские отряды пугачевцев, оторванные от главного ядра крестьянской войны, в феврале-марте 1774 г. были разгромлены карательными походами армейских частей и ополченцев-добровольцев. 

Эхо событий крестьянской войны долго звучало в Сибири. В 1775 г. заключенные в змеиногорской тюрьме на Алтае «секретные колодники» - бывшие пугачевские полковники М. Андреев, Р. Лошкарев, Ф. Мартынов пытались бежать в Казахские степи, поднять восстание в крепостях Иртышской линии. Побег не удался, заговорщики были жестоко наказаны. В 1777 г. по Алтайским заводам прошел слух о появлении в бухтарминских краях «российского, одетого в немецкое платье человека» с войском, называвшего себя «Метлой». В 1786 г. бывший пугачевский атаман Петр Хрипунов, скрывавшийся среди западносибирских крестьян, распространял слух, что «крестьянский царь Петр Федорович» жив и стоит близ Барнаула с огромным войском. Дело Хрипунова дошло до Екатерины, пугачевца упрятали в сумасшедший дом. 

С окончанием Крестьянской войны 1773-1775 гг. антифеодальный протест сибирского крестьянства теряет остроту. Вновь популярными становятся идеи раскола.

В 1782 г. был отменен петровский двойной подушный оклад для старообрядцев. Эта уступка властей вызвала волнения крестьян, особенно заметные на юге Западной Сибири. Волнения сибирских старообрядцев в 1782-1784 гг. оказались последними крупными крестьянскими выступлениями, проходившими под знаменем раскола.

В конце XVIII в. усилились волнения крестьян приписной деревни. Особенно упорными были жалобы нерчинских крестьян. Администрация вынуждена была признать, что «изнурение сил крестьян приходит до совершенной крайности», и опасалась, как бы крестьяне «не покусились на какое-нибудь отчаянное предприятие». Истощение нерчинских рудников и постоянные протесты приписных заставили правительство в 1851 г. записать крестьян в забайкальские казаки. 

Довольно активную борьбу вели крестьяне Алтая. Их протест выражался в неявке на заводские работы, уходе с них до выполнения повытка, самовольных переселениях, нарушении запретов и регламентов горного начальства продавать хлеб за пределы заводского ведомства, подаче жалоб и прошений, бегстве за пределы горного округа в поисках обетованной земли, где крестьяне надеялись обрести свободу. 

Особой остроты достигла борьба крестьян в районе Колывано-Воскресенских заводов в начале 80-х гг. XVIII в., когда около 4 тыс. крестьян Томской, Сосновской, Красноярской, Чаусской, Каннской и других слобод отказались выйти на заводскую работу, решив, что к ним неправильно применен манифест 21 мая 1779 г.

Дело о волнении крестьян рассматривалось в Кабинете и на заседаниях Сената, который не рискнул принять предложение горного начальства о массовом наказании крестьян и рекомендовал «растолковать» им суть манифеста 21 мая 1779 г. Движение было прекращено путем увещеваний и уступок. 

С помощью военной силы было подавлено в 1797-1798 гг. выступление крестьян Пачинской слободы, Убинской, Крутоберезовской, Усть-Каменогорской волостей, отказавшихся признать себя приписанными к заводам.

В 1807 г. было объявлено о постепенном прекращении отработок на уральских заводах. Поскольку на кабинетские земли в Сибири это положение не распространялось, борьба приписных крестьян в первой половине XIX в. продолжалась, она была направлена, прежде всего, против сохранения заводской повинности. 

Отказом выполнять заводские работы сопровождались волнения крестьян Чаусской (1813 г.), Бачатской (1816 г.), Ояшинской (1831 г.), волостей. Горному начальству удалось подавить волнения крестьян лишь после того, как оно прибегло к помощи солдатских рот, казаков, полиции. 

Борьба приписных крестьян кабинетского хозяйства в какой-то мере сдерживала усиление феодально-крепостнического гнета и произвол администрации. 

Волнение крестьян 1781-1782 гг. заставило горную власть отказаться от практики завышения душевых норм выработки. Под воздействием борьбы крестьян отдаленных северных волостей Кабинет вынужден был в 1779 г. перевести ачинских, каннских, красноярских крестьян в сословие государственных.

В первой половине XIX в. относительно активной группой в антифеодальном протесте выступало сословие государственных крестьян. Начиная с 20-х гг. резко увеличились денежные сборы на земские повинности, возросли и натуральные повинности. Все это быстро привело к образованию большой недоимки за государственной деревней, за каждой ревизской душой числилось долгу по 7 р. 26 к., сумма для тех времен значительная. Власти попытались взыскать недоимку сразу в неурожайном 1825 г., что вызвало волнения в Туринском и Тюменском округах, которые в следующем году перекинулись на южные округа Западной Сибири. Крестьяне отказывались платить деньги на земские нужды. Проявляя стойкость и упорство, крестьяне использовали общинное самоуправление в борьбе с администрацией. Вооруженных столкновений не было, у крестьян конфисковали для дешевой распродажи хлеб, скот, имущество. 3ачинщиков-«возмутителей» наказывали плетьми и ссылали «далее в Сибирь на поселение». Однако в главном власти вынуждены были пойти на компромисс: недоимщикам дали отсрочку, более половины денежных сборов перевели в натуральные повинности. 

Следующая волна выступлений крестьян государственной деревни пришлась на годы киселевской реформы. Начавшееся в 40-е гг. межевание казенных земель, принудительные посевы картофеля, слухи о готовящейся раздаче сибирских земель помещикам всколыхнули крестьянство. В 1841-1843 гг. поднялась чуть ли не вся Тобольская губерния. По официальным сведениям, весной 1842 г. в волнениях принимало участие 200 тыс. крестьян.

Зимой 1843 г. обстановка в Западной Сибири стала еще более напряженной. Среди государственных крестьян южных округов упорно держался слух, что местное начальство скрывает государственный указ, «напечатанный золотыми буквами», который передает сибирские деревни помещикам. Весной начались тайные сходки, подготовка оружия, самовольные переизбрания общинных властей, а затем и вооруженная борьба с воинскими командами. Иногда крестьянские отряды имели частные успехи, но в решающем столкновении на речке Басказык регулярные войска с артиллерией разогнали 20 тыс. крестьян, после чего власти провели соответствующие экзекуции. Массовое движение государственных крестьян Сибири имело выраженный антифеодальный характер, оно совпало по времени с крупными волнениями в Европейской России, поэтому, несмотря на победу, правительство решило киселевскую систему управления государственной деревней за Уралом не вводить. Сам генерал-губернатор Западной Сибири Горчаков предостерегал Николая I: «...неудовольствие может распространиться с неимоверной быстротой... Что касается средств тушения пожара..., то они ничтожны, уделены и даже не совсем надежны». 

Социальные противоречия существовали и внутри сибирской деревни, где большинство крестьян противостояло кулакам-мироедам. Ревизия Сперанского нашла множество жалоб на злоупотребления при разборе долговых исков. Крестьяне жаловались на закабаление кулаками своих работников, на ростовщичество зажиточной верхушки в деревне. Настойчивые протесты крестьян вызывала практика отдачи детей «в залог» кредитору. Властям пришлось принять некоторые меры по ограничению кабалы и ростовщичества. В 1822 г. появилось «Положение о разборе исков по обязательствам, заключенным сибирскими обывателями разных сословий».

В классовом протесте народных масс Сибири позднефеодального периода свое место занимали выступления работных людей. Эта группа населения края была весьма пестрой по своему социальному и сословному положению: крепостные мастеровые кабинетских предприятий, каторжные, наемные работники мануфактур и ремесленных мастерских.

Наиболее массовой формой протеста, распространяющейся на все категории работных людей, были побеги. 

Совершенно другой была природа побега мастеровых с крепостных мануфактур и каторжноссыльных. Они бежали, стремясь обрести свободу. Побеги начинаются с появления в Сибири кабинетских и казенных мануфактур. Алтайские мастеровые часто бежали в земли легендарного Беловодья, уходили в Казахскую степь. Иногда беглецы проявляли невероятное упорство. Мастеровой Иван Чадов на протяжении 1830-1847 гг. бежал семь раз, его ловили, наказывали сотнями ударов шпицрутенов. Общее число побегов достигало нескольких десятков в год. В XIX в. кабинетская администрация стала исключать из списков «застарелых» беглецов, находившихся в бегах свыше 10 лет. Чаще всего бежали мастеровые из крестьян-рекрутов, потомственным мастеровым труднее было сниматься с нажитых мест.

Редко, но бывали и коллективные побеги. На Нерчинских заводах, с наступлением теплых дней, каторжане бежали на «ура». Когда все было готово к побегу, по сигналу начинали кричать «ура», приводя в смятение охрану. Пользуясь замешательством, беглецы уходили в горы, тайгу. Крестьяне окрестных мест, часто сами из каторжан, помогали бежавшим. 

Близкой к побегам была другая форма протеста – самовольная отлучка. Мастеровые уходили с работы на несколько дней или недель, чтобы поработать в своих хозяйствах. Начальство пыталось бороться с отлучками привычными методами физической расправы, но потом все чаще искало выхода в компромиссе, отработках за прогулы.

Подневольный труд был ненавистен мастеровым. Они работали плохо, лениво, часто портили орудия труда. Были случаи, когда доведенный до крайней степени ожесточения работный люд расправлялся с наиболее ненавистными начальниками. 

Результатом протеста мастеровых были некоторые уступки администрации: повышение заработной платы, «гульные недели» - неоплачиваемые отпуска для домашних работ. Но все эти мелкие уступки не меняли крепостнической сути эксплуатации на кабинетских и казенных предприятиях. 

Популярной формой социального сопротивления работного люда была подача жалоб. Полувековую борьбу за свою свободу вели посессионные рабочие стекольного завода Корнильевых. Они подавали жалобы генерал-губернатору, в Сенат, царю. Отсутствие результата усилило протест. Мастеровые вырубали заводской лес, портили оборудование. В 1848 г. завод при неясных обстоятельствах сгорел, и работников перевели, как они и добивались, в государственные крестьяне. 

Открытые выступления работных людей в XVIII в. единичны и, как правило, связаны с крестьянским движением. Во время Крестьянской войны восставшие крестьяне и работные люди захватили Ертарский винокуренный завод близ Тюмени, они в течение двух недель удерживали его. В конце XVIII в. на алтайских заводах имели место первые выступления работных людей, похожие на стачки. В 1801 г. произошло первое в Сибири выступление наемных рабочих среди «судорабочих» на соляном караване между Тобольском и Тюменью.

В конце 20-х гг. XIX в. отказ от работы становится постоянной формой выражения протеста работных людей. 

С появлением золотопромышленности стачки перестают быть исключением в социальных конфликтах. Одно из первых волнений приисковых рабочих произошло в 1831 г. на промысле Рязанова в Томском округе. В 1833 г. в Мариинской тайге их произошло уже 7. В 1837 г. стачки с западносибирских приисков перекинулись на Енисей, охвачено ими было более 1,5 тыс. чел. О волнениях на приисках стало известно Николаю I, назначенное следствие вскрыло массу злоупотреблений со стороны хозяев, которые были отданы под суд. Но и зачинщики стачек рабочие Небороков и Малявин были наказаны. Первые стачки были короткими и стихийными, кончались поражениями, но с них берет начало собственно рабочее движение в Сибири. 

В начале 40-х гг. центр золотодобычи перемещается в Енисейскую тайгу. В 1841-1843 гг. здесь происходят крупнейшие стачки приисковых рабочих в дореформенный период. Самой большой была стачка 1842 г. на Великониколаевском прииске компании Асташева. В мае 2 тыс. рабочих потребовали улучшения условий жизни и работы. Получив отказ, они прекратили работу, волнения распространились на другие прииски. Власти отправили на место событий казачью команду, стачку подавили. Военный суд инициаторов стачки сослал на каторгу в Нерчинск. 

Движение рабочих на золотых приисках было направлено, прежде всего, против грубых форм эксплуатации, полуфеодальных по существу. Особые, пролетарские требования – повышение заработной платы, сокращение рабочего дня – занимали в движении второстепенное место. Во многом это объяснялось социальным составом приисковых рабочих, большинство которых были ссыльнопоселенцами.

Всего в XVIII-первой половине XIX в. в Сибири известно 51 активное выступление работного люда, 16 из них можно отнести к стачкам, в которых участвовало около 8 тыс. человек. Движение сибирских мануфактурных рабочих не было массовым, по характеру своему оно сливалось с антифеодальным протестом всех трудящихся края. 

Тяготы ясачного режима, усиливаемые злоупотреблениями сибирской администрации, ростовщичество и неэквивалентный обмен, произвол родовой знати вызывали выступления аборигенов. Чаще всего их протест выражался в подаче челобитных на неправильный сбор ясака. 

В 1731-1732 гг. произошло крупное восстание ительменов на Камчатке. Восставшие захватили Нижнекамчатский острог, и понадобились совместные усилия воинских команд, моряков с бота «Гавриил», пушки, чтобы расправиться с повстанцами. 

Восстание и падение ясачного сбора серьезно обеспокоили правительство. По приговору специальной следственной комиссии, прибывшей на Камчатку для расследования, казнили не только руководителей восстания, но и 5 человек из местной администрации, наиболее изобличенных в притеснениях ительменов.

В 40-50-е гг. инициатива вооруженных выступлений переходит к корякам. Начали они с упорных попыток захватить Акланский острог, что в конце концов удалось в 1748 г. Против повстанцев был направлен большой, отряд служилых людей. Последнее восстание коряков произошло в 1756 г. Обессиленные карательными экспедициями и враждой с чукчами, они вынуждены были покориться. 

Протест нерусских народов Сибири, волнения первой половины XVIII в. заставили царское правительство в 60-е гг. провести ясачную реформу. От сбора ясака отстранялась низовая русская администрация, он переходил в руки местной родовой знати.

В более южных районах Сибири, где контакты коренных народов с русским населением были длительнее и прочнее, выступления носили объединенный характер. 

Имели место и побеги отдельных аборигенов и целых родов за рубеж. Якуты бежали от притеснений русских властей в Даурию, барабинские татары и алтайские тюрки – к джунгарам.

В первой половине XIX в., когда границы Сибири установились, открытых выступлений коренных народностей становится меньше. В конце 20-х гг. среди ненцев

«разбойник» Ваули Ненянга (Пиеттомин). Его группа нападает на богатых сородичей, отбирает у них оленей, делит их между бедняками. В 1839 г. схваченный и сосланный на поселение в Сургут, Ваули Ненянга бежит и уже весной следующего года возглавляет движение ненецкой бедноты с довольно четкой программой: уменьшение ясака наполовину, повышение цен на пушнину и снижение их на необходимые охотникам и оленеводам товары. К движению присоединялись все новые группы ненцев и северные ханты. Ваули объявил себя «великим старшиной» кочующих племен. Он надеялся договориться с царской администрацией, но на переговорах был вероломно схвачен и осужден на каторжные работы. После расправы над Ненянгой сопротивление ненцев было сломлено. 

Почти в аналогичные формы вылился протест якутской бедноты. Содружество смельчаков возглавил Василий Слободчиков, по прозвищу Манчары. В 30- 40-х гг. он нападал на тойонов-богачей, забирал у них скот, раздавал его бедным. Манчары несколько раз арестовывали, но он совершал побеги из тюрьмы. В народе о нем ходили легенды. В 1843 г. Манчары снова схватили и приковали цепью к стене на десять лет. 

В бурятских степях в начале XIX в. шла ожесточенная борьба богатых нойонов с аратами-пастухами. Пользуясь покровительством царских властей, полуфеодальная знать захватывала лучшие пастбища, отбирала у аратов скот, закабаляла их. Особого размаха выступления достигли в 40-е гг. среди забайкальских бурят. Здесь правил тайша Дымбалов, известный тем, что, добиваясь покровительства русских властей, принял в Петербурге православие, а крестным отцом его был сам император. Правительство и духовенство долго рассчитывали на Дымбалова в крещении бурят и потому не давали хода многочисленным жалобам на него. Это вызвало возмущенней угрозы аратов. Испуганные власти решили пожертвовать царским крестником, предав его следствию. Следствие доказало вину тайши и его сообщников, их приговорили к каторжным работам. 

В целом классовая борьба в Сибири XVIII-первой половины XIX вв. закономерно проходила в главном русле антифеодального протеста. Это был протест против наиболее грубых форм крепостнической феодальной эксплуатации, связанных с внеэкономическим принуждением. 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь