Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ О МИРЕ.



Церковь не только проповедовала о мире, не только учила миролюбию, но она, самое главное, молилась о мире всего мира. Во всех литургических чинах- начиная от литургий св. апостолов Иакова, Марка и до авторов современных нам литургий – везде и во все времена возносились молитвы о мире.

В литургии апостола Марка дважды встречаются прошения о даровании небесного мира сердцам всех молящихся и прибавляется еще просьба «и мир сей жизни подай нам». Молитва «целования» заключает прошение: «Подай нам Твой мир и Твою любовь и Твою помощь». Молитве о мире придается очень широкий диапазон: «Царя, воинство, начальников, советы, народы, соседей, входы и исходы наши устрой во всяком мире». Уверенность в том, что мир подается Богом, видна в словах молитвы: «Царь мира, даруй нам Твой мир в согласии и любви; владей нами, Боже… оживотвори души всех нас, и не преодолеет смерть греха нас и весь народ Твой» (Собрание древних литургий. СПб. 1876г. Литургия св. апостола и Евангелиста Марка. Стр.20-46).

В литургии св. апостола Иакова прошения о мире напоминают и моления литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста, хотя изложены они в более пространной форме:

 «О свышнем мире и о Божием человеколюбии и

 о спасении душ наших, Господу помолимся».

 «О мире всего мира и единеии всех святых

 Божиих Церквей, Господу помолимся».

 (Собрание древних литургий. СПб 1868г.

 отдел 3. литургия Нестория стр.49)

Среди месопотамских памятников (литургия Нестория) встречаются пространные моления о мире: «Умоляем Божество Твое, Господи, чтобы Ты устранил воины от пределом земли и рассеял отсюда народы, желающие воины, дабы нам проводить тихую и спокойную жизнь во всяком воздержании и страхе Божием».(Литургия св. апостола Иакова).

Современные богослужебные тексты сохраняют формулировку о мире времени великих редакторов литургических памятников Василия Великого и Иоанна Златоуста (У111в.) Прошения о мире за богослужением содержится на ектениях:

 «миром (т.е. в мире) Господу помолимся»,

 « О свышнем мире…» (Фил. 7,4)

 « О мире… всего мира…»,

 « О временех мирных…».

На литии: «О мире и состоянии всего мира….»

 «О еже сохранитеся … от меча, нашествия

 иноплеменников, и междоусобные брани…»

 «…отжени от нас всякого врага и супостата;

 умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас, и мир Твой…»

В специальных чинах, например, в иерейском молитвослове и в книге «Молебных пений».Служба о мире, во время междоусобныя брани; Последование молебного пения… певаемого во время брани противо супостатов.

Прошения Церкви о мире, в старину носившее название «мирныя», свидетельствуют о том, что Церковь мирной жизни народа придает огромное значение, Церковь молит: «В мире глубоце Церковь… и люди твоя соблюсти» (Требник митрополита Петра Могилы 1646 г. 11 ч. стр.250. Чин освящения воинского знамения.) ибо мир является залогом развития и благосостояния каждого человека и всего человечества в целом.

 

МИРОТВОРЧЕСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (середина ХХ в.)

Народ, перенесший ужасы войны ХХ века, будет стоять за мир. Церковь, страдавшая вместе с народом, будет ратовать за мир во всем мире. Это в полной мере приложимо к русскому народу – миротворцу и к Русской Православной Церкви, несущей идеи мира всем народам земли. С полной ответственностью можно утверждать, что именно СССР идет во главе миротворческих сил нашей планеты.

«Служение делу мира на земле осуществляется в соответствии с конкретными требованиями эпохи, и хотя цель его обнимает всю землю, все человечество, это служение неизбежно происходит в рамках определенного народа и государства. Отсюда проистекает необходимость гармонического сочетания в сознании христианина-миротворца любви к своему народу и отечеству с устремлением ко благу каждого народа и человечества в целом» (О миротворческой деятельности РПЦ – содоклад митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия на Поместном Соборе РПЦ. 1971г).

Пример и направление миротворчества РПЦ были даны Святейшими Патриархами Сергием и Алексием. Особенно велико было многолетнее служение делу мира Патриарха Алексия. Осуществляя миротворческую и патриотическую деятельность, РПЦ возглавляемая Патриархом Алексием, стала в первые ряды поборников мира. Русская Православная Церковь возвысили свой голос в защиту мира между народами и сделала борьбу за мир важной задачей своей повседневной жизнедеятельности: многочисленные мирные призывы, Пославния и Обращения ее Председателя Святейшего Патриарха Алексия к христианам всего мира, к предстоятелям Поместных Православных Церквей, к многочисленным межхристианским конфессиям, выступления с призывами к миру наших иерархов во Всемирном Совете Мира, в Советском комитете защиты мира, на различных конгрессах, в религиозной прессе, участие представителей Русской Православной Церкви, священнослужителей и мирян в миротворческих движениях и собраниях различных деятелей, особенно же в целенаправленной работе Христианской мирной конференции, организации нашей Церковью двух конференций представителей всех Церквей и религиозных объединений в Советском Союзе в защиту мира в Троице-Сергиевой Лавре в 1952 и 1969 годах, щедрые денежные взносы нашей Церкви в Советский фонд Мира – вот далеко неполный перечень проявления забот нашей Церкви о достижении и защите мира во всем мире. (из доклада на Поместном Соборе РПЦ 1971г. Патриаршего Местоблюстителя митрополита Пимена).

 

ЗАДАЧИ ПАСТЫРЯ.

Миротворчество приходского пастыря можно рассматривать с нескольких точек зрения:

А) в личном плане – воспитание в себе самом незлобия, миролюбия, доброжелательности, умения победить зло в себе;

Б) в более ширком плане: осуществление идеала миротворца в своей семье, среди своих сотрудников и в границах своего прихода;

В) миротворчество в масштабах Родины.

О первых двух видах миротворчества, как необходимых предпосылках истинного патриотизма, подробнее говорилось в работе выше, в разделе «Осуществление пастырского идеала в жизни священника».

Все три степени миротворчества тесно связаны между собой, и последующее вытекает из предыдущего. Стяжание мира в себе самом сделает священника источником мира в своей семье, насадителем мира в своем приходе и откроет ему путь к к большому миротворчеству в границах своей Родины. Имея перед глазами опыт миротворчества своей Церкви, изучая жизнеописание преподобных отцов и святых патриотов пастырь становится на путь подражания и большого служения Родине.

Патриотизм и миротворчество характерны не только для жизни и деятельности всей Церкви в целом, но осуществляется в границах каждого отдельного прихода. Разница только в объеме, но не в идейной сущности.

Малый патриотизм и малое миротворчество проводятся каждым приходским священником в своем приходе и слагаются из:

1) молитвы проникновенной и усердной, о мире всего мира;

2) проповеди священника о мире, о созидательном труде на пользу Родины,

об искоренении злобы и вражды, пьянства и разврата;

3) благожелательного отношения к своим прихожанам и лицам других веро-

исповеданий. Примечание: Постановлением Священного Синода 08.06.1949г. утвержден, составленный Патриархом Сергием, чин отпевания и панихиды по инославным христианам.

Определением Священного Синода от 16,12.1969г. православным священникам в случае необходимости не возбраняется совершать таинство для католиков и старообрядцев.

4) участие личными взносами и отчислениями из сумм прихода на поддержку патриотических и миротворческих начинаний нашего государства (например, в Фонд Мира, охрану памятников культуры и др.).

4. ПРОБЛЕМЫ АЛКОГОЛЯ В ПАСТЫРСКОЙ РАБОТЕ
СВЯЩЕННИКА.

 «Лучше не есть мяса, не пить вина

 и не делать ничего такого, отчего

 брат твой претыкается, или соблазняется,

 или изнемогает»

 (Рим. 14,21)

 

 «Ни один вулкан не бушует с такой

 силом, как вино в молодых жилах»

 (Блажен. Иероним)

 

 Актуальность проблемы.

Вопрос об употреблении вина давно уже перестал быть личным делом каждого отдельного человека (хочу пью, хочу не пью!), а сделался проблемой современной семьи, государства, нации.

По мнению специалистов, проблема алкоголизма носит планетарный характер. (Сведения информационно-стиатистического характера взяты из журнала «Экономика и организация промышленного производства» («ЭКО») за 1974 г №4). Растущий алкоголизм и его пагубное влияние на народные массы, мораль, семью, национальную экономику объясняется проблемой общечеловеческой, связанной с веком научно-технической революции и психических перегрузок.

Пресса всех стран дает яркие характеристики зла, приносимого людям от увлечения алкоголем. В США растущее употребеление вина называется национальным бедствием, во Франции – самоубийством нации, в Швеции – путем к катастрофе, в Турции с опасением констатируется, что «змей алкоголя вползает в страны ислама».

В борьбу с наркотиками, в том числе алкоголем, за последние годы включалось множество специализированных учреждений Организации Объединенных Наций. (Международный и Европейский Советы по борьбе с алкоголизмом и наркоманией ЮНЕСКО, Комиссия по наркотическим средствам, Отдел социального развития, Конференция ООН по торговле и развитию, Институт по борьбе с преступностью, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда).

Медики, экономисты, социологи, демографы, педагоги, статистики и еще множество специалистов в разных областях всесторонне изучают проблему алкоголизма.

После сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований (рака) проблемы алкоголизма занимают третье место. Умы лучших представителей человечества ищут выход из создавшегося положения.

Отсылая интересующихся к специальной литературе по отдельным темам, касающимся алкоголизма, в настоящей работе будут рассмотрены вопросы: вино и винопитие в свете Священного Писания, отношение Православной Церкви к этому вопросу и проблемы алкоголя в пастырской работе священника.

 

Личная ответственность каждого.

Возникает естественный вопрос: чем каждый из нас, а в особенности священнослужитель может помочь в разрешении этой большой и насущной проблемы. Ведь только личное участие отдельных людей может создать мощное движение борьбы с алкоголизмом.

Вопрос об употребелении вина в быту рано или поздно встает перед каждым человеком. Неизбежно сталкивается с эти и священнослужитель. Для пастыря проблема вина приобретает особую остроту в связи с тем, что в его жизни особенно остро преломляются два начала: ЛИЧНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ. Пастырю приходится разрешать или запрещать вино прежде всего себе (момент личной и семейной его жизни), а затем вести определенную линию поведения в своей большой семье – приходской общине. Священнослужитель не должен «плыть по воле волн» окружающей его среды, ему нужно иметь свою точку зрения и ее проводить в жизнь, быть принципиально последовательным. Сознание ответственности не только за себя, но и за людей с которыми ему приходится общатьтся, удержит пастыря от того, чтобы не сделать неполезное другому человеку.

Лучший пример священнослужителя, его жизнь, построенная на идейных принципах – это лучшая иллюстрация духовной красоты Евангельской Правды. Священное Писание и св. Церковь дают ясные и твердые ориентиры на любых житейских путях, в том числе и на проблему воспитания.

 

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ВИНЕ И ВИНОПИТИИ.

Родоначальником всех алкогольных напитков является натуральное виноградное вино. Виноградная лоза древнее человека. Сотворенная в третий день миросоздания, она получили от Бога благодатную силу к дальнейшему произрастанию и приношению плодов. Она как частица первобытной флоры украсила поверхность земли и вместе со всем разнообразием и красотой растительного мира получила одобрение Создателя: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт.1,12).

В допотопный период переработкой винограда в вино люди не занимались. Потенциальная сила виноградных ягод была от человека до времени скрыта. Первый раз в Библии о виноградном вине упоминается в истории праотца Ноя (Быт.9,20-27). Можно предполагать, что праотец не знал наркотических своиств ягодного напитка и, выпив забродивший виноградный сок, стал первой, невольной жертвой алкоголя.

Изложненное в Библии событие опьянения Ноя является не просто эпизодом из его личной жизни. История Ноя глубоко символична и поучительна, она вскрывает последствия действия алкоголя на человека во все времена.

В единую семью послепотопных людей вино внесло разлад, проклятие, способствовало возникновению и развитию в человеке различных отрицательных черт характера: отсутствие сыновней любви, стыдливости, недостатка целомудрия и чистоты, развивало злословие. Хам увидел ту самую наготу, которую мучительно ощутили и наши прародители в раю тотчас после вкушения запрещенного плода. (Быт.3,7).

Впервые прозвучало страшное слово проклятия отца потомков своего сына. Опьянение Ноя внесло дисгормонию в мир, благословенный после очищения его волнами потопа. Вино и в наши дни вносит разногласия и ссоры в среду людей. Драматический вопрос всех времен о взаимоотношении отцов и детей, впервые поставленный в первой книге Библии, является актуальным и по сей день.

Само имя Хам стало нарицательным, а производное от него существительное «хамство» сохранилось в жизни людей до нашего времени и очень часто является следствием выпитого вина. Так, вино при первом же своем употреблении, еще на заре человечества, показало подлинную свою противобожескую, разрушительную силу. Это настораживает сознание христианина, заставляет его быть предельно осмотрительным, чтобы в вине не утопить свою нравственную свободу, не потерять духовную чистоту.

П р и м е ч а н и е : Глубокопоучительна сохранившаяся в еврейском Талмуде (точнее в «Агаде» среди притч и сказаний учителей (таннаев) следующая легенда: «Посадил Ной первую виноградную лозу. Сатана пришел и спрашивает:

- Что будет из этой посадки?

- Виноградник, - отвечает Ной.

- Не желаешь ли взять меня в компаньоны?

Ной согласился. Что же сделал сатана? Привел к винограднику овцу, льва, обезьяну и свинью, и заколов их, поочередно полил виноградник их кровью.

Человек, пьющий вино, обнаруживает поочередно те же природные свойства всех названных тварей: вначале он кроток как овечка, затем становится отважным, как лев, по мере опьянения начинает кривляться как обезьяна, и, наконец, валяется в грязи, подобно свинье. («Агал» стр.34).

Ветхозаветные писатели, повествуя о дальнейшей судьбе людей, отображают в священных книгах отношение человека к вину. В Ветхом Завете можно встретить примеры полного воздержания от вина, т.е. абсолютной трезвости. Это прежде всего описанный пророком Иеремиею «дом (т.е. род) Рехавитов», образ жизни которых поставлен всем евреям в пример. (Иер. Гл.35).

Потомки мадиамского священника, тестя Моисея, Иофора вели жизнь кочевую, простую без всяких излишеств, ограниченную удовлетворением самых насущных потребностей. Они строго соблюдали заповедь своего отца и говорили предлагавшим им выпить: «Мы вина не пьем, потому что …отец наш дал нам заповедь, сказав: не пейте вина ни вы, ни дети ваши во веки» (Иер.35,6). Стойкость нравственных устоев жизни Рехавитов способствовала долговечности каждого из них и всего их рода в целом.

В Ветхом Завете упоминаются еще н а з о р е и – лица, дававшие обет воздержания от вина во всех его видах (Числ.гл.6). Обет назорейства имел характер священства, только не соединялся со служением в Скинии. В назорействе выражались идеи чистоты и святости жизни, какие должны бы принадлежать всему народу Израильскому, как народу избранному Богом, народу священному и святому (Исх.19,5-6).

Обеты назорейства иногда давались на известное время, а иногда на всю жизнь. «Пожизненными назореями» были Саломон, пророк Самуил и Иоанн Креститель. Следует отметить и то, что праведный праотец Авраам, гостеприимно встречая Господа, явившегося в виде трех Странников, угощал их пресным хлебом, мясом агнца и молоком, вино при этом отсутствовало.

П р и м е ч а н и е: Изображенная на древних иконах Св. Троица (например на иконе Х1У-ХУв.в. Новгородской школы в собрании П.Корина или преп.Андрея Рублева 1411г. в Государственной Третьяковской галерее) чаша на столе хотя и называется толкователями «евхаристической чашей», но, по библейскому тексту, она предназначалась не для вина, а для агнца (Н.Демина «Троица» Андрея Рублева. М. 1963г. и прот.А.Ветелев. Богословское содержание иконы «Св.Троица» инока Рублева А. стр.31).

Из последующей истории человечества известно, что люди не довольствовались обычным виноградным вином и в результате развития технологии виноделия возрасла крепость винных изделий (увеличивалось процентное содержание алкогодя).

Для придания вину специального аромата и особого вкуса стали добавлять различные пряности, мирру, нард и др. Кроме натурального вина, у евреев под именем шекера (от сюда сикеоа греческой библии, напр, Лк. 1,15) было в употребелении искусственное вино, которое вместе с приготавлявшимся из него уксусом запрещено было употреблять назореям.

В книгах Ветхого Завета называются лишь немногие лица, запятнавшие свое имя неумеренным употреблением алкоголя. Достаточно упомянуть Лота, под влиянием вина совершившего грех кровосмесительства (Быт. 19,30-33), Навала, умершего после пира (Цар. 25,36-38)нечестивого сына Павида Амиона (2 Цар.13; Срав. Ис.19,14).

Злоупотребление вином (особенно в зажиточных слоях общества) несомненно имело место в еврейском народе, и авторы священных ветхозаветных книг отображают реальную картину проникновения алкоголя во все сферы жизни. В лице пророков Осии, Амоса, Исаии и Иоиля мы имеем громогласных обличителей пьянства, раскрывающих его отрицательную сущность и нравственную пагубу, им приносимую. Вину приписываются свойства изменять в человеке как вниутренние, так и внешние его качества. От вина – «блестящие очи», «необузданный язык», «возбуждение духа», «потеря ума», «превратное суждение», «Горячность» (Быт. 49, 12; Ис. 28,7; 19,14).

Среди перлов сокровищницы мудрости Соломона, написанной им за 1000 лет до Р.Х. сохранилось яркое описание бедственного состояния пьяниц: «У кого вой? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причин? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23,29-30).,т.е. особо крепленого. И житейский опыт Соломона учит: «Не будь между упивающимися вином… не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше» (Прит.23,1,31).

Несотря на все зло, принесенное вино человечеству, во времена ветхозаветные виноградная лоза почиталась среди иудеев символом всего, что славилось красотою, превосходством и изобилием. Народ связывал виноградную лозу с множеством поэтических обычаев и обрядов. Взращивание, а особенно собирание виноградных плодов, было временем веселья и радости. В Палестине три раза в год снимали урожай винограда, и в это время по всей стране раздавались звуки песен и музыки. Разведение виноградников давало населению немалый доход, т.к.произрастал виноград в изобилии и отдельные виноградные гроздья достигали веса нескольких килограммов (вспомним виноградную ветвь, которую еврейские соглядатаи несли вдвоем на шесте (Числ. 13,24).

В пророческих книгах Иудейская Церковь уподобляется великой виноградной лозе, украшенной превосходнейшими плодами, насажденной и хранимой Самим Богом (Иер. 2,21; Ис. 79,9; Иез.32,32-33). Сам Бог считался виноградарем, Израиль – виноградником, а каждый истинный израильтянин – его ветвью. Непокорность народа, его развращение сравнивается с диким и чуждым виноградом. Пророки различают «благородную лозу» с добрыми «плодами» и «виноград лозы содомской и с полей гоморрских, ягоды их – ягоды ядовитые, грозди их горькие, вино их – яд драконов и гибельная отрава» (Ис. 5 гл. Иер. 2,21; Втор. 32,32-33). Значение этих пророческих слов до конца открываются в Новом Завете, где вино становится источником жизни вечной, но может стать путем гибели человека.

 


Новый Завет.

Господь Иисус Христос назвал себя «истинной виноградной лозой», а учеников Своих и последователей Его учения – ветвями. Этим сравнением раскрывается внутренняя, органическая, таинственно-духовная связь верующих с их Небесным Отцом.

В растительном мире отдельные ветки будут живыми только в том случае, если они входят в круг циркулирующего от корня до листьев сока. Если ветвь сока не получит, то она засыхает и, по Евангельскому Слову, ее «отсекают и бросают в огонь». Для человеческого рода таким животворящим соком является Божественная Кровь Христа. Только пиющий Его Кровь и ядущий Его Тело имеет жизнь духовную на земле и войдет в Царство Небесное. (Ин. 6,53-56).

Видимым веществом (материей) для Пречистой Крови Христос благоволил избрать сок виноградной лозы. Именно виноградный сок из-за своего кроваво-красного цвета назывался у евреев кровью винограда (Быт. 49,11; Втор. 32,14; Сир.50,17). и явился наиболее подходящим веществом для полной идентификации с Пречистой Кровью.

Таким образом виноградное вино (совместно с пшеничным хлебом) возводился на высшую степень благословения из всех плодов земли, претворяясь, по заповеди Господней и по молитвам Церкви, в Пречистую Кровь Христову. Уже во времена св.апостолов требовалось, чтобы вино, употребляемое для совершения таинства Евхаристии, было виноградным, красным, чистым не закислым, не заплесневелым, не смешанным ни с какой другой жидкостью. (Правила святых Апостолов 3).

Кроме евхаристического применения, виноградное вино на Востоке употреблялось в быту, оно было обычной принадлежностью стола, и его употребляли разбавленным водой. Нужно ли удивляться, что Христос, присутствуя на браке в Канне Галлилейской, совершил чудо, превратив воду в вино (Ин. 2,1-11).

В нашем представлении вино и свдебный пир неизменно связываются с пьянством и пьяными, а на Востоке на брачных пиршествах упиваться считалось непристойным (Лопухин А.П. Библейская история. Новый Завет. Стр.198).

Вино без пьянства. Как это трудно представить современному человеку! Вино считалось у евреев признаком гостеприимства, симсволом радости и веселия. Для новобрачных было бы большим несчастьем, бесчестием и худым предзнаменованием, если бы во время брачного пира обнаружился недостаток вина. Вот почему Христос и пошел навстречу небогатой еврейской семье и совершил чудо. Это первое чудо Христа определило характер и направление общественной деятельности Иисуса Христа. После подготовительной сурово аскетической проповеди о покаянии Иоанна Крестителя наступает новее время, после Закона приходит Царство Благодати, в котором условия человеческой жизни не разрушаются или стесняются, а освящаются и возвышаются. Христос своим присутствием в Канне осветил таинство брака и показал, что может быть «брак честен», что возможно пирование без пьяного угара, а Бог близок и радующимся, и печалющимся.

Священные книги Нового Завета раскрывают потенциальную силу, заключенную в вине, устанавливают внутреннюю связь неумеренного винопития с другими пороками, убедительно показывают нравственные последствия, происходящие от пьянства. Пьянство квалифицируется как грех и устанавливается несовместимость высокого звания христианина с жизнью винопийцы.

Апостол Павел различает в жизни христианина плоды духовные и плоды плотские, т.е. плоды греховного начала в человеке (Гал.5,19-22). Среди последних в списке 18-ти плодов плоти св. Павел называет и пьянство. Именно пьянство влечет за собой целый ряд грехов: ссоры, гнев, распри, прелюбодеяния, блуд, убийство, и тому подобные пороки. Человек, опьяненный вином, теряет контроль над своими словами и поступками. Упивающийся вином, по апостолу Павлу, участвует в «бесплодных делах тьмы» (Еф. 5,13), и вино рождает распутство во всех его видах. Римлян апостол Павел убеждает вести себя благочинно, не предаваясь пированиям и пьянству (Рим. 13,13).

Апостол Иоанн Богослов тесно связывает вино и блуд, раскрывает их внутреннее родство. Как вино, проникая в организм человека порабощает его, так и человек, погрязший в блудной жизни, теряет разум и становится рабом греха. О великой блуднице в Апокалипсисе сказано, что она «яростным вином блудодеяния своего напоила все народы» (Откр. 18,2; 17,2). Как вино, так и блуд одинаково действуют на человека: оба они притупляют сознание, ограничивают свободную волю, делают человека игрушкой страстей. Пьянство и блуд – наиболее распространенные среди людей пороки. Прелюбодеяние (и блуд) бывают не только физическими, оно может совершаться и в духовной жизни человека – это нарушение верности, измена Создателю, потеря чистоты и святости. В духовной области вино особенно много приносит вреда человеку. Все святое, возвышенное, иждеальное, самая духовная жизнь человека – все истребляется в душе людей винным дурманом. Пьянство, как опасная болезнь, заразительно. Вот почему апостол Павел призывал Коринфян «не сообщаться с тем, кто, называясь братом (т.е будучи христианином только по имени, а не по делам своим) остается пьяницею» (1 Кор. 5,11). С таким человеком не надо иметь ничего общего, «даже не есть вместе» т.е. не иметь общей трапезы. Этими словами апостол Павел хочет сказать, что христианское звание несовместимо с образом жизни пьяницы.

Начавшееся на земле отделение доброго плода от плевел найдет свое окончательное завершение в будущей жизни: «не обманывайтесь: ни блудники… ни пьяницы… Царства Божия не неследуют». ( (1 Кор. 6,9-10; Галл. 5,19-21).

Особенно повышенные требования апостола Павла к священнослужителям как «Божиим домостроителям» (Тит. 1,7) среди прочих качеств, необходимых носителю священного сана, указывается, что «епископ должен быть … не пьяница» 9Тит. 1.7). Эти требования, конечно, предьявляются и всем священнослужителям.

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Голос православной Церкви, определяющий Ее отношение к вину, слышен в «Книге правил Святых Апостол, святых соборов Вселенских и поместных и святых Отец», в творениях великих святителей и подвижников благочестия.

 

 Правила святых Апостолов о вине.

Правила св.Апостолов (51 и 53) и постановления некоторых соборов (например 14-го поместного Анкирского собора) установили границы, нормы и дух христианского аскетизма. Исходя из того, что все сотворенное Богом изначала было «добра зело». Правила допускают только одну причину уклонения от брачного союза, вкушения мяса и вина именно: в о з д е р ж а н и е. Если же священнослужитель «удаляется от брака и мяса, и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения… да будет извержен из священного сана и отвержен от Церкви».

Правило св. Апостол 51-ое.

Вальсамон в толковании 51-го «Правила» писал: «Надлежит обращать внимание, по каким побуждениям, кто воздерживается от сего. И если воздерживается, почитая нечистым, как безбожнейшие богомолы, то должен быть извержен… если же воздерживается ради подвига и благочестия, не должен быть осуждаем».

Это «Правило» касается мирян. Появление этого «Правила» было вызвано ересями первых веков христианства. Так гностики и манихеи проповедовали воздержание от мяса и вина. Наиболее радикальные из гностиков эпкратиды (их называли также гидропарастатами или аквариями) даже при Причащении употребляли не вино, а воду. Таким образом, Церковь в указанных выше Апостольских правилах отвергала несогласный с духом Евангелия ложноаскетизм и закрепила на все времена традицию совершения Евхаристии на виноградном вине.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь