Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Указания Типикона о вине.



Преподобные составители Типикона, регламентируя церковно-богослужебную жизнь монастырской братии, на общей трапезе разрешали употреблять виноградное вино. Чтобы понять внутреннее содержание монастырской трапезы, необходимо кратко вспомнить ее историческое происхождение и духовный замысел.

В первохристианской Церкви вся жизнь верующих протекала в духе глубокой церковности. Вкушение пищи тоже относилось к церковным обрядам и было частью литургической жизни Церкви, своего рода священнодействием. На принятие пищи смотрели не только как на физиологическую потребность, а питая тело, укрепляя его физическую силу, одновременно увеличивали и духовное богатство души. За монастырской трапезой и в наши дни читаются жития святых и происходит одновременное и параллельное питание духа и тела.

У древних трапеза являлась символом пищи духовной, она происходила без торопливости, с благоговением и молитвой. Зверь еду поглащает, а человек вкушает пищу как дар Божий. По словам византийского подвижника У1 в. (534г,) философа в богословии, преподобного аввы Исаака Сириянина, «любовь есть упоение души», она есть «пища ангельская» и «любви достаточно, чтобы напоить человека вместо пищи и пития. Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус» («Иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сириянина… «Слова подвижнические» Слово 83. М. 1854г. стр. 483).

Сам Христос назвал Себя Хлебом жизни (Ин. 6,35-48) и обещал верующим участие в Трапезе Его Восточного Царстваю (Лк. 22,30).

Каждая трапеза, совершаемая с молитвой благодарения, есть образ и «малое подобие» Евхаристии, совершаемой на земле и «Вечерни Агнца» (Рткр. 19,9) на небе.

До наших дней сохранилось на праздничном всенощном бдении благословение хлебов, вина, пшеницы и елея. По заключению профессора-литургиста М.Н.Скабаллоновича, этот обычай восходит к первым векам христианства и он «несомненно является ритуальным остатком Агапы» (М.Н.Скабалланович. Толковый Типикон. Киев. 1910г).

В древних чинах после псалма 33-го и благословения священника полагалось первое из семи (на праздничной службе-шести) великих чтений: назидательное толкование Деяний или посланий Св. Апостолов, Апокалипсиса Иоанна Богослова. В это время братия сидя вкушала благословенные хлеб и вино и тем подкрепляла и восстанавливала духовные и физические силы к дальнейшему участию в службе. На этой «самой святой трапезе – агане древности «келарь (заведующий кладовой) взем от хлеб благословенных и раздробив… почерпает по единой чаши вина (благословенного) всем равно от настоятеля и до последних, иже во обители суть» (Типикон. Гл.11).

По вкушении благословенных хлеба и вина, замечает далее Типикон, запрещается принимать пищу («вкусить что») ввиду завтрашнего Причащения. (Из-за предстоящего Причащения и краткости летней ночи вкушение хлеба и вина бывало на бдениях только от 1 сентября до 25 марта, На летних же бдениях благословенные хлебы не вкушались, а употреблялись на утренней трапезе прежде другой пищи (Типикон гл.2).

Монастырская трапеза содержит основные элементы «трапезы Царства» (Лк. 22,30) – хлеб и вино. Но в условиях человеческой земной жизни виноградное вино допускается в двух случаях: для подкрепления сил после продолжительного богослужения (« руда ради бденного») и для выделения торжества праздничных дней. В скупых содержательных словах Устав дает благословение на трапезу с вином. В минеях месячных за 12 месяцев 7 раз встречается фраза «разрешение вина» или «пием вино» или «бывает утешение» (иногда «велие утешение братии»). (Типикон, месяцеслов 12-ти месяцев. Триодион, Пентикостарион).

Под «утешением» не обязательно предполагать трапезу с вином, Монахи-подвижники, ведя суровую жизнь в пустыне, довольствовались сухоядением: пищу, приготовленную на огне (варево) считали для себя роскошью или «утешением плоти», от которого добровольно отказывались.

Древний Патерик повествует о старце, жившем в дальней пустыне: «однажды пришел к нему брат, который нашел его в болезни». Он взял умыл его, сделал из своего приношения немного варева и давал ему поесть. Старец говорил ему: «поистине брат, я забыл, что люди имеют такое утешение». Брат принес ему потом стакан вина. Увидев его, старец заплакал и сказал: «я не намерен пить вина до самой смрти».(Игумен Марк (Лозинский) Отечник проповедника. Загорск. 1971г. стр.94, №140).

В время постных продолжительных служб вино на трапезе разрешается по субботам и воскресеньям. Мера указывется: «по единой чашице» (Типикон, 29 августа), «по единой мерной чаши» (Типикон. Великая Суббота, 2-ое «зри»).или по красоволю (около 200 гр.) (Типикон. Суббота 1-ая Великого поста). В тех местах, где вина нет, на трапезе разрешается квас из меда или жита.

Следует обратить особенное внимание на то, что Типикон не только не обязывает употребление вина, а наоборот, хвалит не пьющих его. Приводятся слова Великого Симеона Чудотворца: «Яко похвала монаху, еже не питии вина» и преподобного Пимена Великого: «Яко вина отнюд не подобает питии монахам». (Типикон. Глава 35-ая «Рассуждения о ястии и питии»). К этому запретительному пожеланию добавляется, что если монах выпьет вина «немощи ради тела своего, мало не испивает». Типикон указывает, что праздник подобает отмечать не винопитием, но обновлением ума и душевной чистотой. Объедающийся и упивающийся «прогневлет паче предначальствующего торжество». (Типикон. Глава 36-ая. Сравнить преп. Феодора Едесского в «Добротолюбии» том. 3. гл.33).

Духовное отношение к пище и питанию видимо в Уставе на день Усекновения главы Иоанна Крестителя, 29 августа. «Иродову чревоугодие» противопоставляется «воздержательное житие святого», которому христиане призываются подражать. В частности спрашивается: «вино ли мы пьем? А он (т.е. Иоанн Креститель) никогда же пияще вина, ни инаго пития мирскаго. Тем же, братие, усердно постим день сей молитвою и постом в целомудрии, отбежим пьянственного сего злаго нрава».(Типикон, 29 августа «зри»).

Преподобные отцы о вине.

В житиях и поучениях древних подвижников и преподобных отцов о вине и винопитии говорится очень мало. Например, из поучений 38-ми отцов «Добротолюбия» только трое затронули вопросы употребления вина. Очевидно, преподобные отцы, живущие по большей части отшельниками или в небольших скитах, не имели пред собой примеров обуреваемых греховной страстью к вину. Но не говоря прямо о винопитии, а раскрывая греховную природу страстей вообще (их возниконовение, зависимость от других страстей, развитие и борьба с ними), учение преподобных отцов может быть отнесено, в частности, и к греховному употребелению вина.

Винопитие, как страсть («похоть злая», овладевая всем существом человека, становится страшной разрушительной силой, ведущей человека от Бога. Ареной битвы становится сам челоек и от его воли, от его собственного стремления зависит победа или поражение.

Преподобные отцы главной добродетелью христианства считали РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ. («Добротолюбие» том 2, стр.141-145, том 1 стр. 121-123). Эта добродетель направляет по правильному пути труды подвижников, приводит к духовному равновесию личную жизнь человека, его отношение к людям, ужерживает от крайности. Рассудительность (или благоразумие) необходимо человеку и в отношении ко всем благам природы, в т.ч.и к вину.

В аскетической литературе в вопросе употребления вина можно усмотреть две основные темы: отсутствие категорического винопития и предостережения о неизбежных последствиях злоупотребления вином.

От современника Макария Великого преподобного аввы Исаии, подвизавшегося в 1У веке (+370 г.) В египетской пустыне Скеф, сохранилось несколько письменных поучений. Среди них в «Слове 12-ом «О вине» дается пример духовного и возвышенного отношения человека к своим даже самым обычным поступкам. Труды, связанные с процессом изготовления вина, переносятся преп.Исаиею в область духовную, ставятся в пример и параллель с необходимостью заботы о своей душе. Вот некоторые высказывания преп. Исаии:

П.2. Сосуд (для вина) бывает осмолен надлежащим образом. Это есть образ непорочности тела, во всяком своем члене здравого (и чистого) от страшных страстей: ибо невозможно работать Богу тому, кто работает какой-либо из (плотских) сластей.

П.3. Как невозможно влить вино в сосуд, который не весь засмолен или имеет какую-либо трещену, так невозможно нам угодить Богу, имея в себе ненависть и вражду. Испытаем же себя (нет ли их в нас), ибо оне мешают человеку в деле покаяния.

П.4. Вино в начале образования своего перебраживает. Это образ новоначалия, которое мятется, пока не возмужает и не остепенится.

П.9. Если часто отведывать вино, оно выветривается и теряет свой вкус. То же самое часто бывает с человеком, который выставляет на вид дело свое, ибо в таком случае тщеславие сгубляет все дело его.

П.10. Если оставлять сосуд с вином открытым, ненавистные комары губят вино. Так многословие, шутки и суесловие губят благонастроение иноков.

П.12. Прячут вино в подвалах и покрывают крепко-накрепко. Так (прячут и укрывают труженика Божия) безмолвие и ни во что себя вменение во всяком деле. И невозможно человеку сохранить труда своего без сего безмолвия и ни во что себя вменения.

П.15. И так, если сосуд начнет просачиваться, вино вытечет на земь, прежде чем узнает о том хозяин его, если он нерадив. Так малое и ничтожное какое-либо дело (недолжное) губит плод человека, если он нерадив («Добротолюбие» т.1. стр.334-336).

Эти поучения преп.аввы Исаии были названы в афонской обители св.великомученика Пантелеимона «дивным наставлением» и рекомендованы быть вывешанными для назидания братии тех обителей, где бывают на общей трапезе разрешение вина по праздникам.

До наших дней сохранились некоторые ответы (число их 850) «на вопрошания учеников» известных египетских подвижников У1-го века преподобных Варсануфия Великого и Иоанна. Так, некто, имевший «непостоянное сердце», среди прочих вопросов, спросил преп. Варсонуфия «оставить ли мне совершенно употребление вина?». Старец дал ответ: «Оставлять его совершенно не надобно, но употреблять понемногу». (Добротолюбие. Т.1. вопрос 590.стр.492-494). В этой же книге «Руководство к духовной жизни» на вопрос (590-ый) как встречать приходящих в гости мирян и духовных лиц с угощением ли вина или без него. Великий старец дал пространный ответ: «принимать всех, по примеру апостола (1 Кор. 10,32), «Любви ради Христовой». Однако, дает совет «иметь разумение и мудрость, дабы в каждом познать , для чего и как пришел он: ради ли Бога или ради пищи. Приходящего для «насыщения чрева и плотских бесед» следует устраняться (т.е.избегать). «Полезное тебе, чтоб тебя назвали скупым, когда ты не таков, нежели назвали сластолюбцем».

Принуждающему выпивать следует напомнить слова Апостола: «не упивайся вином, от котрого бывает распутство» (Еф. 5,18). Далее старец говорил: «молим всякого человека, хотящего спастись и принести покаяние Богу, сохранять себя от излишнего употребления вина, которое рождает все страсти. Сохраняй себя от тех, которые говорят: если ты не пьешь, то и я не стану пить, и если ты не ешь, то и я не стану есть, и со всяким смиренномудрием проси такового говоря: Апостол сказал: «Кто ест, не уничижай (по славянски «не укоряй»(того, кто не ест и кто не ест, не осуждай того кто ест» (Еф.5,18). Таким образом, по учению преподобных Варсануфия и Иоанна, человек в вопросах винопития должен иметь свое собственное мнение и поведение, а не идти на поводу у других. Христианину следует давать направление в беседах, чтобы они не были греховными и плотскими («не попускай говорить о мирских делах, ибо иначе пища и все прочее будет у вас плотское»). «Мир свое любит, но мир не согласуется с волею Божиею». Эти слова старцев подтверждаются сказанным апостолом Павлом в послании к римлянам, «что плотские помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». (Рим.8,7).

Блаженный Диадох «процветал» (Обычное выражение «Добротолюбия» о жизни святых) во второй половине У века, был епископом, славился святой жизнью и «учением премудрым». В своем главном сочинении «Сто глав подвижнических о жизни духовной». Три главы он уделяет анализу силы вина. Блаженный Диадох пользуется методом сравнения известных предметов. Как земля, поливаемая обильными дождями, не приносит должного плода, так и земля сердца, когда «через меру одождим ее многопитием, износит только терния и волчицы всеми помыслами своими» (Добротолюбие М. 1900г. т.3. гл.48. стр.32).

«Когда ум плавает в волнах многопития, тогда не только на образы, во сне представляемые ему бесами, смотрит страстно, но и сам в себе, рисуя некие красивые лица, такими мечтаниями своими, как живыми существами, услаждается». Не только во сне и в мыслях грешит человек под действием вина, но и тело страдает, «когда похотные части тела разогреваются от винной теплоты» (Добротолюбие, глава 49.). Почему надлежит нам, соблюдая мерность, избегать вреда от излишества бывающего?» Ум опьяненный «пребывает весь не мечтательным и …бессластным» (Добротолюбие. Гл.49).

Желающие «укротить воздымающиеся члены тела» (т.е. укротить греховные пожелания) не должны употреблять искусственно приготавляемого крепкого вина, «ибо не только качество их бывает во вред подвизающимся телом (т.е.телесно), но и самое… смешение входящих в их состав вещество сильно поражает богобоязненную совесть. (Добротолюбие. Гл.50).

Как хорошо и правильно сказано, до выпивки совесть бывает богобоязненной (боящейся нарушить Завет с Богом), а под влиянием крепкого вина, содержащего повышенный процент алкоголя, совесть бывает поражена, т.е. становится бессильной бороться со грехом.

Святой Феодор, великий подвижник 1Х в. (провел в общежитии монастырском 12 лет, а затем в затворе 24 г. был епископом г.Едессы). В своем сочинении «100 душеполезнейших глав» психологически тонко анализирует состояние души человеческой. Св.Феодор различает радость истинную от ложной, призрачного состояния веселости. Он дает глубокохристианский экзегез 15-го стиха 103 псалма: «вино веселит сердце человека». Толкование текста относится не только к монашествующим, но и к каждому христианину – мирянину.

«Написано, что вино веселит сердце человека»

«Но ты (т.е. монах, «давший обет плакать и рыдать», мирянин обещавший при крещении святость и чистоту жизни – отклони от себя такое веселье и будешь обрадован дарами духовными. Увеселяясь же вином, будешь проводить жизнь в сожительстве со срамными помыслами, и много преиспытаешь печалий» (Добротолюбие. М. 1900г. т.3. гл.32. стр.326).

Святитель Феодор затрагивает вопрос о духовном почитании и провождении христианских праздников: торжество должно быть достойно памяти святого и свято проводимо. «Праздники проводи не в винопитиях, но в обновлении ума и душевной чистоте. Наполняя же чрево яствами и винопитиями, прогневишь паче того, кому посвящается празднество» (Добротолюбие. Гл.33). Эти слова святителя Едесского особенно следует помнить и на практике осуществлять пастырями во дни престольных праздников, отмечая тезоименство или на другом каком-либо церковном торжестве. Вино да не затемнит «обнавление ума» и не нарушит душевную чистоту участников духовного (церковного) собрания!.

Много назидательного об отношении христиан к вину находится в древних Патериках, Отечниках, Материконе и сказаниях о жизни подвижников. В «Луге Духовном» передается, как в Лавре Каламон (близ Александрии) проживал авва Феодор и его спросили: «Хорошо ли, отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-либо, и мы разрешили бы на вино? – Нет! – отвечал старец. А как же разрешали древние отцы? – Древние отцы были велики и сильны, они и могли разрешать, и опять запрещать. Если мы разрешим, то уже не выдержим строго подвижничества! (Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. Загорск. 1971г. №1333, стр.93-94).

Здесь затрагивается два вопроса, имеющих значение для современного человека:

А) как встречать гостей: с вином или без вина? (Об этом сказано выше в ответах преп. Варсвнуфия Великого).

Б) о внутренней силе в человеке, запрещающей или разрешающей употребеление вина и контролирующей мерой его употребления.

Сильный духом (человек стойкий в отношении вина) может разрешить себе немного вина, но не более заранее поставленной нормы, не выводящей его из физического и духовного равновесия. Слабый же по отношению алкоголя человек не может оставаться в границах нормы и убедить себя больше не пить.

Если нормированная «рюмка» не грех, то сверх ее уже будет явным грехопадением. Поэтому «слабому» к вину не следует играть с огнем, лучше вовсе отказаться от употребления даже первой рюмки вина.

Согласно вышеприведенным словам преподобного Феодора, «древние отцы были великими и сильны духом, они могли и разрешать и запрещать винопитие. А как «наш род», т.е. современный человек сможет ли он противостоять страшной власти вина и есть ли у него внутренняя стойкость не быть побежденным вином? Ответ на этот вопрос может быть только сугубо индивидуальным, и каждый отвечает на него в течение всей своей жизни.

В «Отечнике» встречается предельно лаконичная, жизнью оправданная характеристика вина: некто старец назвал его смертью. «Однажды в Скиту сделано было для братии угощение.Одному из присутствующих старцев подали чашу вина. Он отказался выпить ее, сказал подававшему: унеси от меня эту смерть. Прочие, участвовавшие в трапезе, увидев это, так же не стали пить вина. (Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. №139. стр.94).

Подобное же название вину дала блаженная Сара, описываемая в Материконе. Она сказала принесшей вино монахине: «Возьми от меня смерть», - добавила, - «как ты, юная, дерзаешь касаться вина или даже обонять запах его?».

Вино может быть и часто бывает, при злоупотреблении им, причиной смерти духовной и физической. Какое огромное значение имеет в обществе человек вовсе неупотребляющей вино или мало пьющий, и таким примером должен быть прежде всего священнослужитель. Характерно, что преподобные считали пьяниц слугами диавола, исполняющими его пагубную волю.

Так, в Прологе за 7 апреля «Поучение к царям и князем, к епископам и попам, и ко всем христианам, еже не упивателся» передает слова Диавола: «Никогда и ни о чем я так не веселюсь и не радуюсь, как о пьяных Христинах. Потому что в пьяницах полная моя воля, для меня пьяницы лучше язычников, пьяные мои, трезыве – Божие. Идите же, сказал после этого Диавол бесам, идите и научайте христиан на пьянство и на всю волю моего хотения».

Тоже «Поучение» предостерегает, что, если кто умрет от пьянства, тот «сам себе враг и убийца, и приношение» (т.е.служение о нем заупокойной литургии) не угодно Богу. Преподобные подвижники Восточной Церкви прозорливо усматривали связь пьянства с другими грехами, заполняющими пустоту человеческого сердца.

В Патерике есть повесть о неком египетском пустыножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершал один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. Соверши, говорил он, какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся – и далее ты пребудешь в мире, и после этого я не буду уже искушать тебя никакими искушениями. Пустынник же тот подумал про себя так: человека убить – страшно, ибо это есть само по себе большое зло и заслуживает смертной казни, как по Божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд – стыд, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упится же один раз, кажется небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня и мирно буду жить в пустыне. И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город,и, продав его, вошел в корчму и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать в некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с нею. Когда он совершил с нею грех, пришел муж той женщины, и застав грешащего с женою, начал его бить; а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолевши его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый, боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покоянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим, человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением. Вот, как пьянство толкает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетели». (Игумен Марк (Лозинский) Отечник проповедника. Загорск. М. 1971г.№144. стр.96).

Зная губительное влияние вина на человека, к помянутый выше авва Исайа предупреждал учеников в таких словах: «всякий человек, ядущий и пиющий безразлично (т.е. без рассуждения, без ограничения)… не достигнет добродетелей» Авва молит «всякого человека, желающего принести покаяние Богу, блюсти (т.е.хранить) себя от многовиния,ибо оно поновляет (т.е.обновляет, восстанавливает) все страсти и изгоняет из души страх Божий» (Добротолюбие. Т.1. преп. Авва Исаиа, слово 16-ое «О радости, бывающей в душе, желающей работать Богу2 стр.353).

Действительно жизнь подтверждает, что порок пьянства никогда не бывает сам по себе (в единственном числе), - он является звеном в большой цепочке грехов.

Кпьянству приводят:

- беспечность (легкомысленное подражание плохим обычаям среды, в котрой живут, пьют

 по любому поводу, за компанию);

- отчаяние (пьют с горя, заливают горе вином);

- маловерие и неверие (надеются на Бога и на утешение в вине);

- недостаточная борьба за идеал (нет твердого желания стать лучше, сохранить семью,

 освободиться от порока);

- отсутствие духовной жизни ( нет правильной и регулярной молитвы, чтения Слова

 Божия и духовных книг, редкая и неполная исповедь);

Пьянство ведет за собой:

- грехи против Бога – нарушение обетов крещения и покаяния, заглушение в себе

 духовной жизни, уныние и отчаяние;

- грехи против ближних – в семье и на работе ссоры, сквернословие, воровство, блуд;

- грехи против себя – затемнение в себе Образа и Подобия Божия, евангильского идеала

 чистоты и святости.

 

Вино и здоровье человека.

В житиях святых подвижников встречается немало примеров того, как старцы даже в болезни не разрешали себе употреблять вино как лекарство. В Древнем Патерике говорится об авве Петре Пионитском, который никогда не пил вина. Когда же состарился, братия смешали немного вина с водою, и просили его выпить. Но он говорил: «Поверьте мне, что я почитаю тем же вином, только приправленным». Он осуждал себя и за вино, смешанное с водою. (Игумен Марк (Лозинский) «Отечник проповедника» №141, стр.94)

Вместе с тем в наши дни есть еще сторонники лечения болезней вином и они обычно ссылаются на апостола Павла, который советовал своему ученику Тимофею ради болезни желудка (по славянски – стомаха) и частых недугов пить не одну воду, но и употреблять немного вина. (1 Тим. 5,23). Это место апостольского послания к Тимофею, как и всегда текст Священного Писания, следует разбирать не обособленно, а в связи с предыдущим или последующими стихами. Предыдущий стих апостол Павел заканчивает словами «храни себя чистым». Святитель Златоуст, объясняя это стих, писал, что апостол говорит о воздержании, а блаженный Феофилакт и Экумений полагали, что апостол Павел увещевал Тимофея сохранять целомудрие. (Еп. Феофан. Толкование пастырских посланий).

На Востоке было общепринято лечить желудочные болезни вином, разбавленным водой. Апостол Павел дал совет применять народныйобычай лечения вином, но связывает его с сохранением целомудрия и ненарушением воздержания. Современная медицина имеет достаточно возможностей лечить человеческие недуги средствами фармакологии без приучения организма к таким нарокотикам, как алкоголь.

Бытует и другое мнение, что для здоровья перед едой полезно выпить вина для возбуждения аппетита. Так ли это полезно и безобидно? Прежде всего ежедневная выписвка есть признак малокультурного образа жизни, ярко выраженного мещанства. Для чего надо одурманивать свое сознание порциями алкаоголя? Частое, даже легкое опьянение приучает организм к возбуждению, делает алкоголь постоянным спутником жизни, а человека – хроническим алкоголиком.

С точки зрения медицины регулярное употребление вина есть огромное зло, наносимое человеком самому себе. Кружка пива или бокал вина, стопка водки – это 10-30 граммов алкоголя (Статистические данные взяты из журнала «Здоровье» за 1974г. №6). Что чувствует человек, приняв такую дозу? Обычно только приятное: становится тепло, весело, слегка кружится голова. Признаки опьянения едва ощутимы и кратковременны.

Но это далеко не так безобидно, как кажется. Алкоголь, попав в желудок, кишечник, быстро всасывается в кровь, разносится по всему организму и жадно поглащается клетками мозга. В головном мозге алкоголь бывает на 60-70 процентов больше, чем в крови и других органах. Поэтому даже столь малая доза, как 10-30 граммов алкоголя, снижает способность критически анализировать обстановку и свои действия. Появляется изишняя самоуверенность, переоценка своих возможностей. Заблуждаются те, кто думают, что алкоголь бодрит человека, стимулирует его физическую и умственную работоспособность. Исследованиями выдающихся отечественных физиологов Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петрович Павлова установлено, что алкоголь действует на центральную нервную систему не возбуждающе, а напротив, парализующее. Нарушается уравновешенность возбудительных и тормозных процессов («Здоровье» 1974г.№6 стр.26). Внешнее возбуждение, характерное для выпившего, - это результат высвобождения возбудительных процессов или -поддерживающего влияния тормозных. А именно, благодаря тормозным процессам человек контролирует свои действия, направляет их по определенному руслу. Человек в состоянии опьянения (даже небольшого) совершает такие поступки, ведет такие речи, которые в нормальном состоянии он никогда бы не сделал бы или не сказал. Большой грех совершают те, кто сами регулярно употребляют вино и других увлекают на этот путь. Это обман себя и близких.

Аналогичным примером ошибок своего времени было распространенное в русском общества конца Х1Х в. мнение о необходимости для молодых людей ранней (до брака) половой жизни. Эту проповедь открытого разврата так же пытались поддержать авторитетом науки. Сколько горя и слез принесла эта теория людям. Церковь и в этом вопросе всегда твердо стояла на позициях законности и святости брака, чистоты отношений мужчины и женщины.

Вот почему преподобные отцы и удерживали свою паству от коварного действия вина. Сталкиваясь постоянно с широкими слоями населения, пастыри Церкви, как и врачи, знают по своему опыту, сколько вреда приносит алкоголь современному обществу.

 

Святители о вине.

В творениях святителей Церкви Христовой содержится все то, что высказывалось ранее о вине и винопитии в Священном Писании и подвижниками благочестия. С присущим проповедникам талантом пастыри словесного стада развивают, углубляют и систематизируют матриал предыдущего периода. Священнослужители ближе, чем отшельники стояли к широкой народной массе. Они, находясь непосредственно у истоков людского горя, своими глазами, воочию видели лицо пьяницы, слышали его слова, речи близких с ним, они утирали слезы, пролитые из-за вина. Отсюда их горячие, от сердца идущие слова облегчения, утешения и наставления.

Из великого сонма святителей поборников трезвости, в качестве примера, припомним св. Иоанна Златоуста – представителя Вселенского Православия и святителя Дмитрия Ростовского – сына Русской Церкви. Подобно тому, как преподобные отцы отличали грех от человека-грешника, так и святители разграничивали вино от тех последствий, которые оказывает оно на человека.

Слова славянского текста «Книги Притчей Соломоновых», цитируемые Василием Великим «невинно вино, укоризненно же пьянство». В русском тексте Библии это место переведено «Вино – глумливо, секера – буйна, и всякий увлекающийся ими, неразумен (Притч. 20,1; Василий Великий, Творения, М. 1911г. т.2. беседа 14. «На упивающихся» стр.207), дают основное направление мыслей по вопросу винопития.

 

Святой Иоанн Златоуст.

В творениях святого Иоанна архиепископа Константинопольского явно видны его позиции в вопросе винопития: «Горе не от вина, а от греховной (порочной) воли человека». Не вино зло, а пьянство. Неумеренность производит пьянство, пьянство- корень всех зол, общий позор рода нашего». Пьянство – дело Диавола. (Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб. 1895г. т.2. стр.12-13,33)

Причиною зла является не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином» (Там же. Т.У11, стр.591). Святитель Иоанн Златоуст характеризует человека упивающегося вином, словами «живой мертвец», «хуже бесноватого», «по виду противнее всех», «жалок более мертвого» (Там же. Т.2. стр.12,476,477).

В первой «Беседе на Книгу Бытия» святитель писал, что «пьянство…делает душу пленницею». Остановимся подробнее на этой мысли Златоустого проповедника. Что такое плен и пленник? Что надо понимать под пьянством? Плен, пленение – есть лишение, т.е. потеря свободы. В прежние времена нахождение в плену могло иметь различные формы: от полной потери свободы (заковывали в кондалы, приковывали на цепь к стене) до сохранения относительной свободы (пленники могли даже управлять домом хозяина).

Упивающийся вином человек является пленником, рабом алкоголя: он не свободен отказаться от вина, он не свободен в своих словах и действиях. Формы пленения алкогля тоже различны: от легкого опьянения до полной потери сознания. Пленником вина следует признать не только лежащего без чуств пьяницу, но и каждого человека, который без винного возбуждения не может строить свою жизнь. Тот, кто без вина не мыслит праздничного стола или дня получения зарплаты, легко может перейти от первоначальной формы пленения (минимум алкоголя!) к повышенному употреблению вина и стать алкоголиком в прямом понимании этого слова. Если на первоначальной стадии минимального употребления вина человек сохраняет еще свою свободу, то на последующих уже не сознание человека, а вино будет властно диктовать нормы поведения.

Таким образом, подлинно свободным является только тот, кто ради воздержания вовсе отказывается от вина или кто ставит себе твердые границы его употребления (минимум алкоголя) и никогда и ни при каких обстоятельствах их не нарушает. Пленение вином очень часто совершается для человека неприметным образом. Незаметно, но быстро теряется контроль над поступками и нравственный тормоз перестает работать.

Точно так же незаметно происходит и привыкание к алкоголю, «втягивание» в жизнь с вином. Если в начале человек «позволяет» себе ограниченное количество вина, то постепенно это уже не вызывает эффекта, не оказывает возбуждающего действия,и начинается увеличение доз и крепости спиртных напитков. Наклонность к алкоголизму может быть врожденной, но стать пьяницей легко может каждый человек, начинающий часто смотреть на дно рюмки или бокала.

Особенная опасность угрожает детям в тех семьях, где с малых лет ребенку безрассудно навязывают вино. Выдающийся русский педагог Лесгафт писал: «Сначала конфеты с ромом, потом ром с конфетами, и, наконец, чистый ром».

Вино можно сравнивать с ножом и огнем. Нож в руках врача-хирурга – благодетельный инструмент, а в руках разбойника – орудие смерти. Огонь приносит пользу людям, но может бытьи страшной уничтожающей силой. Так и вино: по идее должно «веселить сердце человека», а на практике при злоупотреблении им приносит горе и страдания.

Как среди христиан сравнительно редко встречаются люди, остро осознающие свою греховность пред Богом, так и среди выпивающих (и даже сильно пьющих) редко бывает сознание своего гибельного состояния. Немногие признают себя стоящим на грани алкоголизма. Склонность к алкоголизму легко может определить каждый сам в себе. Если в душе замечается стремление к вину, если желание становится устойчивым, часто повторяющимся, и человек уже заранее «со страстью» мечтает о дне и часе выпивки, обдумывает детали процесса выпивания то, значит, надо вовремя одуматься и прежде окончательного пленения души прекратить навсегда (если это трудно, то на известный срок) употребление спритных напитков.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 1663; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь