Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воспитание и обучение на основе игры



Организация обучения

Формой организации обучения детей двух-четырех лет являются однотемные занятия с разным для каждой возраст­ной подгруппы программным содержанием.

Основное преимущество такой формы организации заня­тий перед другими формами (по подгруппам; со всеми детьми одновременно, но в разных для каждого возраста видах деятельности) состоит в том, что воспитатель имеет возможность сосредоточивать свое внимание, свои усилия на каком-то одном виде деятельности. Кроме того, облегчается подготовка материалов и оборудования, сокращается время, отведенное в режиме дня для занятий.

Концентрическое построение программы по изобрази­тельной деятельности позволяет в процессе обучения де­тей разного возраста избирать в качестве объектов для отображения одни и те же предметы и явления окружаю­щей действительности (задачи обучения и программное содержание при этом будут разными для каждой под­группы).

Вместе с тем нельзя не отметить, что однотемные занятия имеют и ряд недостатков. Очень часто программные задачи «усредняются» и не дифференцируются для детей каждой возрастной подгруппы. Это отрицательно сказывается на эффективности обучения. У детей с высоким уровнем изо­бразительных умений и навыков занижение программных требований искусственно тормозит развитие способностей. Дети с низким уровнем умений и навыков, не справляясь с трудным заданием, теряют интерес к тому, чем они занима­ются. При этом у дошкольников может возникать и негатив­ное отношение к воспитателю, поскольку они не встречают с его стороны похвалы, одобрения.

Таким образом, в процессе обучения педагогу следует дифференцировать учебные задачи в соответствии с воз­растом детей и реальным уровнем их изобразительных умений и навыков.

Однако и внутри одного возраста отдельные дети могут отставать от своих сверстников или, наоборот, опережать их. Для того чтобы выявить таких детей, педагог может провести несколько специальных диагностических занятий. Анализ полученных данных позволит ему определить, к


группе с каким уровнем (низкий, средний, высокий) разви­тия изобразительных умений и навыков следует отнести каждого воспитанника, и затем правильно организовать обучение.

Для того чтобы обучение в условиях разновозрастной группы шло успешно, на каждом занятии новые учебные задачи предлагают только одной возрастной подгруппе. Остальные дети упражняются в усвоенных ранее приемах работы с карандашом, глиной или красками. Если в группе, где воспитываются дети двух, трех и четырех лет, малыши не проявляют желания лепить или рисовать самостоятельно, а предпочитают играть или наблюдать за работой старших, этому также не следует препятствовать. Наконец, если некоторые старшие дети по тем или иным причинам не хотят в данный момент заниматься изобразительной деятельнос­тью, не следует принуждать их.

Все описанные в книге занятия взаимосвязаны, поэ­тому не следует пользоваться данными конспектами выбо­рочно.

В случае необходимости воспитатель может вносить коррективы в содержание занятий, увеличивать или сокра­щать их число, руководствуясь при этом такими факторами, как опыт, накопленный детьми в процессе ознакомления с окружающим миром, их знания, а также изобразительные умения и навыки. Так, можно сокращать или увеличивать количество занятий, направленных на усвоение детьми каких-либо формообразующих движений. Например, если уже на первом занятии в процессе рисования травы для зайчат дети успешно справились с изображением штрихов, новые аналогичные задания (нарисовать кусты, щетки) ста­новятся нецелесообразными, так как цель обучения уже достигнута. В другом случае для овладения детьми формо­образующим движением может оказаться недостаточно и всех трех занятий и придется проводить дополнительное. Главное при этом не спешить и добиваться усвоения учеб­ного материала большинством воспитанников.

Желательно, чтобы на занятиях дети сидели за сто­лами только во время рисования, лепки или работы по аппликации. Рассказ воспитателя и его объяснения они могут слушать стоя или сидя на ковре, а рассматривать предметы и иллюстрации — стоя вокруг стола воспитателя или мольберта. Важно приучать детей быть внимательными друг к другу, например пропускать вперед тех, кто ниже ростом.

Занятия по аппликации проводятся только с детьми четвертого и пятого года жизни. Младшие принимают в них участие по желанию.


Воспитание и обучение детей на занятиях

Анализ программы по изобразительной деятельности позволяет отметить, что в процессе работы с детьми воспита- телю нужно решать две группы взаимосвязанных задач.

К первой группе относятся задачи, направленные на  пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к родной природе, игрушкам, картинкам и иллюстрациям.

Вторая группа задач направлена на формирование у детей изобразительных умений и навыков в рисовании, лепке и аппликации.

Рассмотрим первую, наиболее сложную группу задач, связанных с развитием у детей восприятия и эмоциональной отзывчивости.

Исследования педагогов и психологов показывают, что младший дошкольный возраст заключает в себе большие возможности для развития у детей восприятия и представле­ний. Интерес к окружающему миру у детей двух-четырех лет очень велик. Ребенка привлекают звуки и краски природы. Малыши очень любят игрушки и книжки с картинками. Но могут ли они достаточно полно и глубоко воспринимать все это без соответствующей подготовки, без помощи взрослых? К сожалению, нет.

«Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе. Она тем более необхо­дима, что все упущения в духовной жизни ребенка, и особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте. Если любовь к природе и восторг перед ее красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько ни бейся, или эти эмоции, пробудившись наконец, носят поверхно­стный, умозрительный характер» (Смольяпиков И.Ф. При­рода в эстетическом воспитании: Кн. для учителя. -М., 1984.-С.63).

Поэтому только от воспитателей и родителей зависит развитие восприятия ребенка. И они должны сделать все возможное, чтобы малыш увидел, как прекрасен окружаю­щий мир, полюбил его.

Самым сложным в работе по развитию детского восприя­тия является то, что ее нельзя заключить в какие-то вре­менные рамки жизни детского сада, тем более сформировать только в процессе обучения на занятиях по изобразительной деятельности.

Эту задачу можно решить лишь при условии целена­правленного воспитания чувства прекрасного самим


опытом восприятия природы. Так, каждый воспитатель при желании и соответствующем умении может вызвать у детей эмоциональный отклик на любое состояние погоды. Вместе с ним дети могут радоваться солнцу, дождю, туману и ветру. Малыши «ловят» солнечных зайчиков и «собирают» капли дождя, смотрят сквозь листок тополя на знакомый участок и видят его зеленым волшебным царством и многое другое.

Региональная и климатическая специфика нашей страны так велика и многообразна, что ее нельзя заключить в узкие рамки методических рекомендаций. Поэтому ниже дается лишь краткий рассказ о том, как должна проходить подоб­ная работа с детьми двух-четырех лет.

Прежде всего, эту работу надо проводить постоянно. Важ­но, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнован­ное удивление и радостное внимание взрослого («Какие красивые цветы!», «Какая замечательная зеленая травка!»).

Детское восприятие должно протекать целостно. «Кра­сота сама собой влияет на душу,—замечал В.А.Сухомлин-ский,—и не требует разъяснения. Мы любуемся цветком розы как бы единым целым, и красота была бы разрушена, если бы мы отрывали от цветка лепестки и анализировали, в чем сущность красоты» (Сухомлинский В.А. О воспи-тании.-М., 1973. -С.187).

Воспитывая у детей эстетическое восприятие природы, не надо принуждать дошкольников к искусственному умиле­нию ею. Пусть ребенок естественно и радостно восприни­мает ее красоту и при этом приобретает не только эстетиче­ский, но и сенсорный опыт (чувствует шероховатость ство­лов деревьев, шелковистость молодой травы, влажную про­хладу опавших листьев и т.п.).

Однако работа по развитию восприятия не должна огра­ничиваться ознакомлением детей с природой. Большие воз­можности заключают в себе игрушки, которые постоянно присутствуют в играх детей. Авторам этой книги приходи­лось наблюдать, как дети двух-трех лет играли с мягкой игрушкой—собачкой. Но это была не просто игрушка. Бла­годаря таланту художника был создан удивительный образ очень доброго, милого щенка, который смотрел на мир преданными глазами-пуговками, радовался ему и... улы­бался. Выражение глаз, поворот симпатичной мордочки, положение ушей и хвоста свидетельствовали об исключи­тельном дружелюбии и желании в любую минуту прийти на помощь.

Но малыши не видели этого и не могли сами уви­деть. Дети по очереди играли с собачкой, но чаще все­го она подолгу сидела в шкафу игрового уголка.


И вот однажды, наводя в групповой комнате порядок, воспитатель взглянул на собачку и понял, какое это чудо. Воспитатель привлек внимание детей к игрушке, предло­жил рассмотреть щенка, дать ему кличку. Малыши погла­дили пушистую шерстку, потрогали забавные ушки и ма­ленький короткий хвостик, заглянули в глаза-пуговки и поняли, что это очень хорошая, добрая и милая собака. Была придумана кличка — Тузик.

Теперь педагог встречал тех детей, которым очень трудно было по утрам расставаться с мамой, только с собачкой в руках. Когда воспитатель, держа Тузика, подхо­дил к плачущему и говорил: «Посмотри, Димочка, как Тузик рад, что ты к нему пришел. Он без тебя очень соскучился. Видишь, щенок улыбается тебе...»—напряжение прощаль­ной минуты исчезало. Прижав к себе Тузика, малыш ощу­щал ласковую пушистость его шерстки, ловил на себе добрый взгляд доверчивых собачьих глаз, видел его улыбку и начинал верить, что Тузик его действительно ждал и очень его любит, и успокаивался.

При дальнейших рассматриваниях игрушки воспитатель продолжал «открывать» для себя и для детей ее новые выразительные особенности: «У Тузика мягкая шелковистая шерстка»,—говорил он и предлагал погладить собаку. Каса­ясь пальчиками шерсти собаки, ребенок не только выражал этим свое отношение к щенку, но и приобретал первый сенсорный опыт знакомства с фактурой. Забавная, улыбаю­щаяся мордочка игрушки помогала детям осознать, что такое настроение. «Наш Тузик — веселый, а мишенька — груст­ный», — говорил воспитатель, и старшие дети понимали это, сравнивая выражение мордочек и глаз обоих живот­ных.

Рассказанное свидетельствует о том, что дети способны откликаться на выразительность образа игрушки, переда­вать отношение к нему — младшие поведением, мимикой, жестом, старшие словом. Однако такой Тузик или какая-то другая выразительная игрушка неповторимы и их нельзя тиражировать в каждый детский сад. Поэтому задача воспи­тателя — найти среди игрушек, имеющихся в группе, наибо­лее выразительные. Они могут быть самыми разнообраз­ными (изделия народных промыслов, промышленные) и выполненными из различных материалов: дерева, меха, пластмассы и др. Пластмассового козленка дети могут полюбить, если он будет «уметь» принимать разные позы (сидеть, лежать и др.). А богородская деревянная игрушка обязательно привлечет их своей занимательностью: клюю­щие куры забавно стучат носами, а зайцы бойко барабанят по пеньку и т.п.

8



 


 


Рис. 1. Добрая коза-дереза нравится и маленьким, и большим. Каждо­му так и хочется потрогать ее рожки!

Но самое главное, что должно присутствовать в работе педагога с детьми,—это умение самому удивляться и радо­ваться. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого («Как красиво!») выводит сознание ребенка за пределы обыденно­сти и включает в эстетическое отношение. До того момента, пока воспитатель не обратил внимание детей на Тузика, малыши не «видели» его. Щенок был для детей обычной игрушкой, к которой можно привязать веревочку и которую можно «водить» по комнате. Но как только воспитатель вызвал у детей эмоциональный отклик на эту игрушку, их отношение к ней переменилось, даже в игре. Новенького Алешу, бесцеремонно севшего на собачку, сразу же столк­нули. А потом Тузика долго жалели, отряхивали и говорили много ласковых слов.


 


Рис. 2-3. Забавные резиновые игрушки очень любят малыши

Рис. 4-5. Игрушки из меха больше привлекают старших дегеи

Рис. 6-8. Игрушки из дерева вызывают интерес и у малышей, и у тех, кто постарше

10


Таким образом, для эмоционального отклика детей на игрушку требуются предварительная установка на ее вос­приятие (что это такое?) и эмоциональная реакция со сто­роны воспитателя (какой замечательный Тузик!). В дальней­шем эстетические переживания ребенка выражаются в узна­вании в игрушке сложившегося в сознании образа (Тузик добрый, он меня любит и др.) и развиваются на основе ассоциаций и представлений, соответствующих его соб­ственному жизненному опыту (Тузик хочет гулять. Он раду­ется, что мы его берем на прогулку и др.).

Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией.

Нередко картинки в книгах являются первыми произве­дениями изобразительного искусства, с которыми знако­мится ребенок. От того, как воспитатель организует и проводит данную работу, зависит, полюбят ли дети этот вид изобразительного искусства.

В нашей стране и за рубежом хорошо известны работы таких мастеров книжной графики, как  Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, В. Г. Сутеев, В. М. Конашевич, Е. И. Чару­шин, Е. М. Рачев и др., вошедшие в золотой фонд иллюстра­ций к произведениям детской художественной литературы.

Рис. 9. Иллюстрации в этих книгах очень любят рассматривать дети

11


 


 

Творчество вышеназванных художников отличают высо­кое профессиональное ма­стерство, трепетное отноше­ние к жанру книжной иллю­страции для детей и знание возрастных особенностей ре­бенка-дошкольника. Их ри­сунки, ставшие уже клас­сическими произведениями книжной графики, можно широко использовать в обу­чении детей двух-четырех лет.

Рис. 10. Иллюстрация из книги В. Линьковой «Царевна-морошка». Художники Т. и Р. Юфа

В настоящее время крае­вые, областные и республи­канские издательства выпу­скают довольно большое ко­личество детских книг с ил­люстрациями местных ху-

дожников. Очень важно, что во многих рисунках находят отражение национальные традиции, местный колорит. Ху­дожники «одевают» героев сказок в народные костюмы, изображают хорошо знакомую детям природу. Например, у детей, живущих в Карелии, вызовут интерес иллюстрации Т. и Р. Юфа, а у детей, живущих в Хабаровском крае,— иллюстрации Г. Павлишин а.

Вместе с тем нельзя не сказать, что среди работ современ­ных художников-иллюстраторов встречаются еще рисунки, не только не способствующие эстетическому развитию

Рие. 11. Иллюстрация из книги Д. Нагишкина «Амурские сказки» Художник Г. Павлишин

детей, но и приносящие ему вред. Уродливые формы, аля­поватые краски—вот что ха­рактерно для таких работ. Поэтому отбор иллюстраций требует от педагога серьез­ного, вдумчивого подхода.

Вот несколько советов для воспитателя:

1. Содержание иллюстра­ции должно быть понятно и интересно детям. Надо, чтобы каждый ребенок был знаком с художественным произведением (сказкой, по­тешкой), которое проиллю­стрировал художник.

 

 

12


2. В иллюстрации с помощью разных средств выразитель­ности должны быть переданы определенное настроение (веселое, грустное) и характеры героев (добрый, злой). На­пример, в иллюстрации к потешке «Ходит кот по лавочке» художник Ю. Васнецов с помощью цвета, а также вырази­тельных и понятных детям движений (кот держит кошку за лапки, а котята весело прыгают вокруг них), декоративности оформления (красивые цветы, расписные узоры украшают стены комнаты, окна, лавочку) вызывает у детей радость, дает понять, что его персонажи добрые и живут дружно.

Как знакомить детей с иллюстрациями? Важно помнить, что книжная иллюстрация — произведение изобразитель­ного искусства, и поэтому методика работы с детьми должна быть иной, чем методика работы по сюжетной картинке.

Вначале надо постараться вызвать у детей эмоциональ­ный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции.

Рис. 12. По этому рисунку стар­шие дети могут определить у на- строение, и характеры персона­жей

Если иллюстрация не заинтересовала детей или малыши просто не поняли ее содержания, взрослый приходит им на помощь. Выказывая интерес к рисунку, восхищение перед мастерством художника, воспитатель своей эмоциональной реакцией еще раз привлекает внимание детей к иллюстра­ции, поясняет ее содержание. Например, об иллюстрации Ю. Васнецова к русской на­родной игровой песенке «Со­рока-белобока» воспитатель рассказывает так:

— «Карр, карр», — закар­кала Сорока-белобока. Она прискакала на крыльцо, зама­хала крыльями, широко рас­крыла клюв и начала звать гостей». Когда дети заинтере­суются иллюстрацией, мож­но рассмотреть с ними Со­року и гостей, которые чинно расселись на крылечке и ждут вкусного угощения.

Если дети увлекутся ри­сунком, это будет видно по их реакции. Они не позволят воспитателю  перевернуть страницу. Им будет Инте- ресно рассматривать дом Со роки («А почему тут ягодки? А это что?»). Может заинтере­совать малышей и поведение


гостей: зайчик чинно сидит на деревянном стульчике. Он! держит в лайках мисочку и очень большую деревянную ложку. Чтобы уточке было удобно есть, Сорока поставила ее мисочку на низкую скамейку. «А куда же подевалась бе-



 


 


Рис. 13. Лиса из скажи «Коло­бок» не нравится никому


Рис. 14. «Закрою лису ладошкой, и она не съест колобка!»


 




 


 


Рис. 15. Сорока созывает гостей


Рис. 16. «Кто из гостей сороки вам нравится больше всех?»


14


лочка? Ведь она тоже пришла в гости к Сороке?»—спраши­вает воспитатель, и младшие дети с радостью отыскивают рыженькую гостью среди ярких оранжевых ягод рябины, а старшие рассказывают о ней.

Рассматривая с детьми ту или иную иллюстрацию, надо обязательно выяснить, кто из персонажей им больше всех понравился. Не следует стремиться к тому, чтобы младшие дети обязательно давали словесный ответ. Ребенок может выразить свое отношение жестом, мимикой (погладить со­бачку и т.п.).

Заинтересовать детей книжной графикой можно лишь в том случае, если систематически рассматривать с ними рисунки, выполненные разными художниками к разным произведениям. Рассматривание иллюстраций можно вклю­чать в занятия по развитию речи, изобразительной деятель­ности, а также в музыкальные.

Обучение и игра

В представленных в этой книге планах-конспектах заня­тий игра используется для решения двух основных задач. Во-первых, превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело. Во-вторых, обеспечить малышу естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.

Для того чтобы маленький ребенок научился рисовать, он должен овладеть главными формообразующими движе­ниями (изображение различных линий, округлых форм и др.). Этот процесс требует от малыша упражнений, выполня­емых в определенной системе.

В современной методике обучения изобразительной дея­тельности определены те предметы, изображение которых способствует овладению нужными формообразующими дви­жениями. Например, для того чтобы научиться наносить штрихи, рисуют дождик, а для того чтобы научиться изобра­жать округлые формы—клубочки ниток, баранки. Как из­вестно, сами дети интереса к такому учебному содержанию не проявляют. Они стремятся отразить в рисунке только те предметы, которые произвели на них сильное впечатление. А процесс изображения эмоционально не затрагивающих ребенка объектов и явлений (клубочек ниток, дождик и др.) лишен для малыша смысла, и он действует без старания и интереса. Такое отношение детей к обучению вполне по­нятно и оправданно. Как же сделать выполнение учебных заданий осмысленным и интересным?

Для этого маленькому ребенку, как и человеку любого

15


возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно, что то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Но кому? В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми клубочки ниток или дождик?

К счастью, такой мир существует! Это тот удивительный  мир, в котором куклы ходят друг к другу в гости, зайцы и медведи посещают парикмахерскую и магазины и обраща­ются к ребенку за помощью, когда болеют. Читатель уже, конечно, понял, что это мир детской игры. Именно там и дождик, и клубочки ниток, нарисованные на бумаге, могут быть очень нужны. Игрушки сразу и с пользой для себя «употребят» все, что нарисовал, вылепил или наклеил малыш.

Объединяя богатый и разнообразный мир игры с обуче­нием, мы приобретаем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых бесполезных, с точки зре­ния ребенка, учебных заданий. Введение в процесс обучения игры позволяет вызывать у детей желание овладеть предла­гаемым учебным содержанием; создавать мотивацию учеб­ной деятельности; осуществлять в игровой форме руковод­ство их работой и ее оценку; доставлять ребенку удоволь­ствие от полученного результата, а также от возможности использовать его в игре по окончании занятия.

Игровая мотивация

Для того чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, воспитателю надо провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. С этой целью он кратко, но достаточно убедительно расска­зывает вымышленную историю о нуждах и заботах каких-то игровых персонажей (зайчиков, кукол и др.) и побуждает детей помочь им. Однако следует учитывать, что ребенок младшего дошкольного возраста готов помогать не вообще, а только совершенно конкретному персонажу, который обра­тился за содействием лично к нему. Поэтому каждый малыш обязательно должен получить «свой» игровой персонаж, которому будет помогать.

Целесообразно, чтобы в рассказах воспитателя в основ­ном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящим с ними событиям. Использование таких рас­сказов предполагает наличие в группе достаточного количе­ства мелких объемных или плоскостных игрушек. В кон­спектах, которые даются в этой книге, главные персонажи рассказов — зайчата, но воспитатель может заменить их

16


Рис. 17. Прибежали зайчата и просят: «Помогите нам, пожалуйста, железную дорогу построить!»

любыми другими зверюшками: белками, мышатами, ежами и др. Можно также придумать и свои рассказы, построив их по этому же принципу. Главное — вызвать у детей доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, или, как принято говорить в психологии, создать мотива­цию. А поскольку данная мотивация связана с игрушками, она является игровой мотивацией.

Постановка игровой и учебной задач

Специальной работы по постановке игровой задачи воспитатель не проводит. Такая задача ставится в конце каждого рассказа (см. конспекты). Это та его часть, в которой игровые персонажи обращаются к малышам за содействием. Однако воспитатель должен обязательно спросить, хотят ли дети выполнить просьбу. Получив утвердительный ответ, он

17


Рис. 18. «Нарисуй мне, пожалуй- Рис. 19. Очень интересно и по­
ста, дверь!»                               лезно поучиться у старших

переходит к постановке уже собственно учебной задачи. Педагог предлагает детям научить их рисовать (лепить и др.) нужные персонажам предметы. Очень валено, что свою благородную роль помощника и защитника слабых ребенок всякий раз может выполнить, только научившись чему-то новому. Таким образом, мы не только подводим детей к необходимости чему-то научиться, но и включаем эту задачу в хорошо понятный ребенку и гуманный контекст.

Показ способа изображения

Показ способов рисования, лепки, аппликации воспита­тель осуществляет по традиционной методике обучения детей изобразительной деятельности (см.: Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 1991; Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. — М., 1987; Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М., 1986). Поэтому конспектах она не освещается.

Целесообразно, чтобы педагог объяснял только новый материал. В остальных случаях к объяснению и показу способов изображения следует как можно больше привлекать старших детей. Такого рода помощь дети могут оказывать друг другу и по ходу выполнения задания, если он сидят рядом.

18


Руководство выполнением задания

Осуществляя руководство выполнением задания, воспи­татель максимально использует игровые формы воздействия на детей. Указывая ребенку на тот или иной недостаток в его работе, важно подчеркнуть, какие неудобства это создает для игрового персонажа. Например, если малыш нарисовал домик без окон, воспитатель говорит ему, что бедный зайка будет сидеть в темноте, и т.п.

В предлагаемых ниже конспектах не случайно отсут­ствуют подробный анализ и оценка детских работ. Дело в том, что дошкольники младшего возраста весьма чувстви­тельны к отрицательной оценке. Критическое замечание педагога по поводу рисунка малыш воспринимает как пло­хое отношение взрослого к нему самому («Анна Ивановна меня не любит»). Наши наблюдения показали, что оценивать работы целесообразнее по ходу занятия, а не в конце его. При этом и замечания и подсказка (как исправить) должны исходить от игрового персонажа. Это он, зайчонок, а не воспитатель просит, например, малыша нарисовать дверь у домика.

Организация последующей игры

Предлагаемая нами форма занятий благоприятствует тому, чтобы после выполнения детьми учебного задания игра продолжалась и развивалась. Включившись уже с самого начала занятия в воображаемую ситуацию и с удо­вольствием пребывая в ней, дети воспринимают новые игро­вые действия как естественное продолжение предыдущих.

Рис. 20-21. «Построим зайчатам железную дорогу и повезем их лечиться!»


Чтобы объединить основную часть занятия с последую­щей игрой в логическое целое, вводится еще один персонаж. В наших конспектах это мама тех зайчат, которые обрати­лись к детям за помощью. Сначала она интересуется резуль­татами работы детей, затем просит позаботиться о малышах до ее прихода за ними.

От лица подобного персонажа воспитатель может пред­ложить детям выполнить те или иные игровые действия, которые будут служить формированию или закреплению нужных навыков и умений.

То обстоятельство, что все дети играют в рамках общего сюжета (водят своих подопечных к врачу и т.д.), способ­ствует заимствованию ими друг у друга разных игровых действий, возникновению интересных поворотов в игре и в конечном итоге ее развитию. Педагогу легко включиться в такую игру в качестве равноправного с другими ее участни­ками партнера. Взяв на себя аналогичную роль, воспитатель увлеченно участвует в игре, на личном примере показывая детям образцы ролевого поведения.

С теми, кто закончит игру раньше других, педагог проводит индивидуальные беседы.

Беседы с детьми

В планах-конспектах занятий предусмотрены индивиду­альные беседы воспитателя с детьми (3-4 беседы в течение одного занятия). Такие беседы очень важны, потому что


Рис. 22. Приятно получить заслу­женную похвалу от мамы-зай­чихи.


Рис. 23. « А можно я поцелую тебя в щечку?»


 



 


способствуют установлению доверительных отношений между педагогом и воспитанниками.

Поскольку продолжительность занятия невелика, целе­сообразно проводить беседы в то время, когда большая часть группы занята игрой (на глазах у воспитателя).

Желательно, чтобы тема беседы отвечала учебному и игровому содержанию занятия. Делясь с воспитателем впе­чатлениями о том, как он только что рисовал (лепил), ребенок осознает, чему он научился, что сделал хорошего и как будет поступать в дальнейшем.

Для стимулирования развития игры беседу желательно строить как разговор двух игровых персонажей, например мамы-зайчихи и зайчонка. За зайчиху говорит воспитатель, за зайчонка — ребенок. В ходе беседы ребенок получает практические навыки ведения ролевого диалога, столь важ­ные для становления ролевой игры.

Необходимо подчеркнуть, что развитие речи детей не является целью таких индивидуальных бесед. Поэтому, если дети затрудняются с ответом, не надо требовать его (осо­бенно в начале года) и тем более не следует добиваться, чтобы ребенок отвечал в развернутой форме. Можно подска­зать малышу, что он должен говорить за своего персонажа. Самое главное — создать атмосферу живого и интересного общения.


Примерные планы-конспекты занятий

Занятие 1

Рисование карандашами. «Что за палочки такие?»

Цель: вызывать у детей интерес к рисованию каранда­шами, выяснить, что дети знают о том, как правильно пользоваться карандашами, какие цвета карандашей им известны;

детей 2 лет1 ознакомить с карандашами; учить дер­жать карандаш тремя пальцами чуть выше заточенной части, не сильно сжимая, левой рукой придерживать лист бумаги; подводить к пониманию того, что линии, проведенные каран­дашом (кистью или др.), могут что-то изображать; поддержи­вать у детей попытки сравнивать изображения со знакомыми им предметами, животными и др., узнавать и называть их; поощрять стремление к повторению линий;

у детей 3 лет1 выявить умения правильно держать карандаш, передавать в рисунке какое-либо содержание и рассказывать о нем;

у детей 4 лет1 выявить умения правильно держать карандаш, выполнять формообразующие движения; в рисун­ках по замыслу передавать понятное для окружающих со­держание.

Материал: наборы цветных карандашей (12—18 цве­тов), бумага (половинки целых листов), телефон (игрушка).

Ход занятия Игровая мотивация

Во время завтрака воспитатель незаметно для детей размещает в игровом уголке коробки с карандашами.

Перед началом занятия педагог имитирует громкий теле­фонный звонок, затем, стараясь привлечь внимание детей, говорит в трубку: «Здравствуйте, игрушки! Я вас слушаю. Не говорите только все сразу. Не беспокойтесь, я вас поняла. Думаю, что дети вам помогут».

Положив трубку, он объясняет детям: «Ребята, мне позво­нили ваши игрушки и сообщили, что в игровом уголке появились какие-то цветные палочки. А они не знают, что с этими палочками делать».

1 Здесь и далее имеется в виду, что в подгруппу 2-летних входят дети в возраст от 2 до 3 лет, в подгруппу 3-летних — дети в возрасте от 3 до 4 лет, в подгрупп} 4-летних — дети в возрасте от 4 до 5 лет.

22


Рис. 24. «Каракули» малышей

Воспитатель берет в руки коробку, достает из нее ка­рандаши и продолжает свой рассказ: «Игрушки внима­тельно рассмотрели палочки, но что это такое, так и не поняли. Мишка попытался построить из них домик, но тот развалился. А вы, дети, не знаете, что это за цветные па­лочки? Может быть, вы помо­жете игрушкам — расскаже­те, что с ними надо делать?»

С помощью вопросов вос­питатель выясняет, что дети

знают о карандашах. Затем предлагает, чтобы каждый ребе­нок взял какую-нибудь игрушку и показал ей, как надо держать карандаш. В процессе показа педагог старается добиться от всех детей правильного охвата карандаша тремя пальцами близко к заточенной части.

После того как воспитатель убедится, что все дети правильно держат карандаш, он предлагает показать игруш­кам, как рисуют карандашом на бумаге, и выполнить какое-нибудь изображение. Когда дети изобразят что-либо на своих листочках, воспитатель спрашивает, что у них получи­лось. Далее каждый рассказывает своей игрушке, что он для нее нарисовал.

Па основе наблюдений и анализа детских работ педагог определяет уровень изобразительных умений каждого ре­бенка по следующим показателям:

— умение держать карандаш;

— умение выполнять при изображении предметов
(линии, округлые и прямоугольные формы и др.) формообразующие движения;

— умение понятно передавать в рисунке какое-либо
содержание.

На основе этих показателей педагог распределяет всех детей независимо от возраста на три подгруппы. В первую подгруппу он включает тех, кто недостаточно хорошо дер­жит карандаш и не умеет рисовать. Во вторую подгруппу целесообразно включать тех, кто уже усвоил простейшие правила работы карандашом, кто стремится отразить в рисунке какое-нибудь содержание и может об этом расска­зать. В третью подгруппу должны войти дети, хорошо владеющие карандашом, основными формообразующими Движениями, умеющие вкладывать в рисунок понятное для окружающих содержание.

23




 


 



Рис. 25. «Я хотел нарисовать, как Рис. 26. Эти ежики очень похожи] Дед Мороз спешит на праздник» на настоящих

Примечание. Авторы полагают, что в большинстве случаев вышеуказанная градация будет совпадать с возраст­ной. Поэтому в конспектах занятий указываются не под­группы, а возраст детей. Если же кто-то из старших отстает от своих сверстников, а кто-то из младших значительно опережает, целесообразно присоединять этих детей к той подгруппе, уровень которой соответствует уровню их изо­бразительных умений.

Занятие 2

Рисование карандашами. «Трава для зайчат»

Цель: воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызвать желание помогать им;

детей 2 лет учить рисовать траву короткими штри­хами, побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа; познакомить с зеленим цветом;

у детей 3 лет продолжать воспитывать умение рисо­вать траву способом ритмичного расположения штрихов на поверхности листа бумаги;

детей 4 лет подводить к пониманию того, что зеленый цвет у травы имеет множество оттенков, и побуждать к отображению их в рисунке.

Материал: цветные карандаши, бумага (1/2 листа).

Ход занятия Игровая мотивация

Воспитатель рассказывает:

«Иду я сегодня в детский сад, а навстречу мне знакомые ребята. Веселые, радостные, а в руках у них маленькие зайчата.


 


24


—Где вы, — спрашиваю, — зайчат взяли?

—Мама зайчат ушла на работу, а они из дома убежали.
Мы их подобрали и несем поиграть. Поиграем и обратно
отнесем. Так интересно!

—А чем вы их кормить будете?

—Накормим! — смеются. — У нас и суп есть, и мясо с
макаронами, и кисель — все им отдадим, пусть едят.

—Скажите, ребята, едят зайчата суп, мясо с макаронами,
кисель? Правильно, не едят. А что они едят? Верно, морковку
и траву. А мальчики, которые забрали зайчат, не знают таких
простых вещей!

 

—А морковка у вас есть? — спрашиваю. — Или трава?
Задумались "мальчики.

—Морковки у нас нет. А трава... Где бы нам травы взять?
Смотрю, а зайчата уже проголодались. Есть просят.

Жалобно так на нас смотрят. Оглянулись мы вокруг — двор заасфальтирован, ни одной травиночки нет.

— Вот что, — говорю. — Вы мне зайчат отдайте, я их в
детский сад отнесу, там ребята их накормят. А вы маме-
зайчихе позвоните, скажите, что ее детки здесь, в детском
саду, пусть она не беспокоится. Зайчат никто не обидит, их и
покормят, и поиграют с ними.

А теперь давайте попробуем нарисовать для зайчат траву».

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять себе зайчонка и познакомиться с ним.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.118 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь