Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественное воплощение рыночных отношений в «Священной книге оборотня»



Как уже отмечалось нами ранее в данной работе, Пелевин оперирует с «пустым» постмодернистским пространством, однако, в рассматриваемых нами произведениях явно прослеживается образ капиталистического общества, в котором господствует рыночные отношения на всех сферах жизни общества, включая и личное общение.

Изучение капитализма в рамках нашего вопроса актуально, так как одной из характеристик капиталистического общества является многообразие товаров[111]. Медиа пространство бесконтрольно наполняется товарами, поэтому необходима реклама, которая становится «проводником», формируя вкусы потребителя путём превознесения одного товара над другими. Реклама становится оружием мега корпораций, создавая спрос на продукцию определенной корпорации[112]. Однако, рассмотрим этот процесс с точки зрения потребителя.

Как мы ранее отметили (во второй главе данной работы), реклама не просто предлагает товар, а навязывает необходимость его приобретения для достижения благополучия. Таким образом, в медиа пространстве формируется взаимосвязанный рекламный комплекс, состоящий из товара, рекламы, места и сформированного искусственно желания достигнуть определенных ценностей[113]. Мы можем ввести термин «психологическая реклама» - рекламный комплекс, состоящий из вышеперечисленных элементов, формирующий определенную аудиторию и воздействующий на подсознание: «Когда ты покупаешь себе кофточку, или машину, или что-то еще, у тебя в уме присутствует навеянный рекламой образ того места, куда ты пойдешь в этой кофточке или поедешь на этой машине». Однако, далее автор подчеркивает разрыв между реальностью и медиа пространством: «Но такого места нет нигде, кроме как в рекламном клипе...»[114] Так, мы видим, проанализировав две цитаты из романа, что медиа пространство является не отражением реальности, а симулякром. Французский философ прошлого века Ролан Барт в своем труде «Мифологии» рассуждает о понятии «неомания», который он определяет как стремление приобрести новый продукт, новизна воспринимается как положительная характеристика[115]. Так, стремление купить «новую кофточку», о которой пишет героиня романа «Священная книга оборотня», может трактоваться как желание купить новое, а не качественное, таким образом, став частью медийного симулякра. Вещественный мир (мир материальных предметов) дополняет мифологизированное медиа-пространство.

Несмотря на явное деление на действительность и иллюзорное пространство, их объединяет форма коммуникации – взаимодействие индивида с другими индивидами и обществом базируется на взаимновыгодной сделке и конкуренции. Конкуренция является основной моделью взаимодействия в капиталистическом обществе. Таким образом, мы можем сделать два вывода:

1) Основу взаимодействия индивида с обществом составляет потребление (как материальных, так и духовных ценностей);

2) Отношения между индивидами строятся по модели взаимовыгодной сделки. Зачастую, основу взаимодействия составляет стремление оказаться лучше своего собеседника, даже если он не является конкурентом.

Герои романа «Священная книга оборотня» являются представителями именно такого типа взаимодействия. Так, сестра главной героини пишет в письме: «Здесь у тебя может быть три роли – покупателя, продавца и товара на рынке»[116]. Несмотря на то, что главную героиню и её сестру связывают духовные и родственные связи, в текстах их писем явно прослеживается потребительское отношение друг к другу – коммуникация происходит только с целью получения информации.

Взаимодействие героини с другими персонажами (например, с Павлом Ивановичем) основывается также на выгоде, эмоциях, необходимых для жизнедеятельности лисы-оборотня.

Ранее в данном параграфе мы рассмотрели примеры межличностной коммуникации. Анализ текста романа показал, что основу взаимодействия главной героини с обществом составляет потребление материальных и духовных ценностей.

Об этом свидетельствует как профессия героини, так и информация о представителях ее вида: они не привносят новое в культуру и общество, а лишь передают то, что слышали. Однако, такой механизм коммуникации характерен для капиталистического общества, главенствующей формой взаимодействия в котором является модель рыночных отношений: «Экономика, основанная на посредничестве, порождает культуру, предпочитающую перепродавать созданные другими образы вместо того, чтобы создавать новые»[117]. Отметим, что в приведенной цитате аксиологические и культурные элементы рассматриваются также в контексте рекламы, а не в качестве обособленного достояния культуры. Реклама использует уже знакомые потребителю образы, основанные на архетипах, стереотипах и традициях, (либо интуитивно узнаваемые за счет схожести с глубинным культурным пластом культуры данного народа) для наибольшего вовлечения клиента и позитивного позиционирования. Образы, взятые рекламой из культуры, возвращаются обратно, наполненные несколько иным смыслом, и, впоследствии, вновь вовлекаются в циркулирующий круг многократного использования.

Реальность требует подтверждения и отражения в медиа пространстве как на личностном уровне, так и на общественном. Так, после того, как главная героиня становится свидетельницей самоубийства, она видит материал об этом в газете: «Московская гостиница " Националъ" скоро станет в общественном сознании зоной повышенного риска. У москвичей еще не стерся из памяти теракт у ее входа, и вот новое громкое дело: сорокатрехлетний бизнесмен из индийского штата Пенджаб покончил с собой, выбросившись из окна пятого этажа. Так, во всяком случае, утверждают два находившихся с ним в момент трагедии охранника, постоянно работающие в этой гостинице. По их словам, гость из Индии вызвал их, дернув за шнур спецсигнализации, а когда они вошли в номер, безо всякой видимой причины разбежался и выпрыгнул в окно. Смерть при ударе о мостовую наступила мгновенно. Установлено, что незадолго до гибели бизнесмена посещала девушка полусвета. Ведется расследование»[118].

Отметим, что упоминание о лисе-оборотне отсутствует. Таким образом, она оказывается выключенной из медиа пространства, и, соответственно, не существует.

СМИ и реклама создают картину мира, отбирая и предлагая потребителю (под словом «потребитель» мы подразумеваем также и целевую аудиторию СМИ, так как она является потребителем информации) только определенные события. То, что происходит в мире, но о чем не сообщается, является неважным и не существует для определенной аудитории.

Для потребителя важно чувствовать себя включенным в медиа пространство (реальным), поэтому большинство активно используют социальные сети. Программы («Север. Непридуманные истории» на телеканале RU. TV)[119], контент которых создают ведущие и гости (интвервьюер и интервьюируемый), решают несколько медиа задач:

1) самореклама героя интервью, создание и/или подтверждение его медиа образа

2) напоминание

3) подтверждение его реальности

Вспомним роман Пелевина «Generation 'П'»: политические деятели существуют только в медиа-пространстве, а в реальности являются лишь образом, накладываемым на актера. Для аудитории медиа образ важнее реального. Подтверждение существования реального человека реализуется с помощью заказных слухов, партизанского маркетинга и «сарафанного радио»[120]. Информация, передаваемая вербально и невербально с помощью телевидения, радио, печатных и интернет-СМИ, воспринимается как более весомая, так как медиа реальность является площадкой формирования картины мира. Капиталистическое общество характеризуется, в том числе, и смещением аксиологических акцентов – базисом общества становится информация, и, соответственно, влияние медиа-сферы усиливается. Знания и информация становятся основными товарами в условиях рыночных отношений[121]. Современный мир зависит от коммуникации, которая происходит повсеместно, он (как реальная, так и медиа-сфера) не может существовать без непрерывного взаимодействия между людьми[122]. СМИ являются площадкой, на которой происходит коммуникация, а также обеспечивает распространение информации в обществе. Однако, происходит отбор сообщений, и, соответственно, институт СМИ формирует повестку дня, которая обладает определенными характеристиками: она проста, понятна, доступна и интересна пользователю[123]. В романе «Священная книга оборотня» важно отметить подачу новостных материалов. Сравним сообщение с внешним видом журналиста, вербальную и невербальную информацию, которую он передает: «Сегодня в Лондоне совершено покушение на чеченского эссеиста в изгнании Аслана Удоева. Его пытался взорвать террорист-смертник из шиитской боевой организации» / «… ветер ерошил его желтые волосы, а на лице играла полуулыбка, словно отблеск какой-то приятной тайны, в которую он был посвящен вместо со зрителем»[124]. Невербальные сигналы журналиста говорят о важности и приятности наличия информации, которая воспринимается как форма, отдельно от содержания.

Возможность создать свой медиа образ в интернете реализует несколько потребностей:

1) потребность в социализации и общении

2) самореклама

3) создание контента - пользователь предстает не только в качестве потребителя информации, но и в качестве ее источника, и, соответственно, формирует картину мира в ограниченном медиа пространстве.

Интернет-сообщество Pikabu является медиа пространством, которое формируют сами пользователи, что позволяет создать им ограниченную, привлекательную для аудитории картину мира[125].

Таким образом, так как в капиталистическом обществе возникает множество товаров и, соответственно, рекламных продуктов, то модель взаимодействия главной героини с обществом становится ведущей - использование старого и знакомого и несоздание нового. Так, мы видим, что модель взаимодействия рекламы и культуры переносится на межличностную коммуникацию и взаимодействие индивида с обществом. Героиня часто повторяет ранее услышанные реплики почти в неизмененном виде, что позволяет ей вести диалоги с целью пополнить свои знания, чтобы воспользоваться ими при коммуникации с другим.

Как полагал философ Эрих Фромм, человек теряет индивидуальность в современном капиталистическом обществе, основу его взаимодействия с обществом составляет польза от его повторяющейся конвейерной деятельности, а не от личности как таковой[126]. Организация труда специфична, она не требует умственных усилий и, соответственно, досуг организовывается схожим образом: культура носит массовый характер и служит только для удовлетворения гедонистических потребностей, поэтому необходимо им соответствовать для собственного благополучия: «Блока ставить не стоит – его стихи очищают душу и будят в неё самое высокое. А если в клиенте проснется самое высокое, мы потеряем и клиента, это знает любой маркетолог»[127].

В капиталистическом обществе все явления внешнего мира воспринимаются с точки зрения их продуктивности и полезности для индивида, человек с ранних лет учится быть потребителем, чьим примером для подражания становятся образцы, поставляемые массовой культурой[128].

Суммируя вышесказанное, мы делаем вывод, что в романе «Священная книга оборотня» взаимодействие героев друг с другом и с обществом в целом основывается на принципе рыночных отношений, характерных для капиталистического общества. Реклама в таком типе общества играет роль «проводника» среди множества товаров, и, к тому же, навязывает модель взаимодействия «товар - продавец» потребителям, которая становится ведущей даже в личностных отношениях. Реклама представляет собой не рекламный видеоролик или текст в чистом виде, но комплекс, состоящий из рекламы, товара, места, где этот продукт может быть использован, и эмоции или блага, доступного только при покупке данного товара.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь