Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфика использования мифологических и фольклорных элементов в «Священной книге оборотня»



Некую группу людей мы называем нацией, если обладает следующими признаками:
1) общая территория проживания и/или рождения. Пространство мифологизируется: значимые для группы людей события и имена людей воспринимаются не в качестве событий прошлого, а идеализируются, становясь субстанциональной частью настоящего;
2) общее культурное наследие[129].

Как следует из нашей работы в целом, под мифологией мы понимаем медийное пространство, состоящее из единых для некой группы людей элементов культуры, религии и т.д. Воздействие рекламы и СМИ, манипуляция и изменение медиа пространства становится возможным при опоре на уже существующую медийную реальность. Таким образом, изменения происходят постепенно.

Одним из оставляющих элементов понятия «мифология нации» является фольклор, предания. Рассмотрим подробнее функцию сказки на примере отрывка из романа «Священная книга оборотня» В. О. Пелевина.

Инфотеймент основан на привлекательности информации, которая подается в игровой форме. Сказка является носителем первой важной информации, получаемой индивидом. В ней содержатся уроки, составляющие основу воспитания, которые откладываются в подсознание, так как сознание занято игрой. Сказка является «честным вымыслом», что увеличивает способность отразить реальность для ребенка в понятной ему форме. Также сказка наполнена символами и архетипами, сформированными обществом, что представляет собой социализирующую функцию сказки. Важно отметить, что народная сказка представляет собой хранилище коллективного бессознательного, к которому человек обращается не только в детстве, но и на протяжении всей жизни.

Рассмотрим мир сказки подробнее. Он полностью сконструирован автором, но существует согласно своим законам. Это виртуальный мир, медийная реальность. Взаимодействуя с ним, читатель усваивает в упрощенной форме необходимые уроки, правила, формируя свой внутренний мир и алгоритм взаимодействия с обществом и существования в современном медиа-пространстве.

Реальность сказки, основные уроки и мораль переносится частично в общество. Здесь мы снова наблюдаем цикл, взаимосвязь формирующего и формируемого: общество сформировывает сказки, которые составляют базис последующего социума. В. Я. Пропп, филолог-фольклорист, в труде «Морфология волшебной сказки» высказывает тезис, главная мысль которого состоит в том, что сказка (в том числе, и волшебная) является отражением действительности. Об этом свидетельствует наличие бытописаний, костюмов героев – мы наблюдаем детальную реконструкцию эпохи. Обусловлено также и обращение именно к эпохе предков – как к сосредоточию мудрости, праведности и морали, в выявлении которой и состоит суть сказки[130]. Сказка является не отражением психологии и особенности мышления одного человека – сказителя, а воспроизводит историческую реальность прошлого. Сохраняя стержень (например, испытание инициации), в сказке изменяются внешние атрибуты под влиянием исторических изменений (герой проходит инициацию не в дремучем лесу, а в современном городе)[131]. 

Народная сказка предстает в качестве испытанной временем медийной структуры, которая является искаженным отражением реальности. Многочисленное повторение элементов приводит к созданию основных правил, которые, в последствии, переносятся во взрослую жизнь[132].

Прежде, чем обратиться к тексту романа и выявить закономерные изменения сказки в исторической эпохе, описываемой автором, а также реконструировать медиа-пространство, наполняемое сказкой, необходимо обратиться к исконному произведению. Следуя механизму анализа, составленному В. Я. Проппом, мы обнаружили следующие мотивы в сказке:

Таблица 3.2. Основные сюжетные перипетии и базис сказки о крошечке Хаврошечке[133]

Элемент сюжета Основа
Смерть мамы Завязка – отлучение от привычного быта, родного дома
Появление мачехи, которая заставляет падчерицу делать всю работу Конфликт
Хаврошечке помогает волшебная корова; мачеха приказывает убить корову и приготовить обед Волшебный помощник и его исчезновение – герой должен далее действовать самостоятельно
Хаврошечка отказывается есть и, по совету коровы, закапывает косточки Герой поступает против мнения большинства
Вырастает яблоня с золотыми яблоками Волшебные дары
Яблоко захотел красивый барин, которое смогла сорвать только Хаврошечка. Барин женился на ней и увез с собой. Вознаграждение

Для понимания функционирования сказки в медийном пространстве романа «Священная книга оборотня», необходимо рассмотреть следующие элементы: волшебная корова как помощник; появление помощника; его смерть; волшебные яблоки – потусторонние дары помощника.

В. Я. Пропп отмечает, что помощник героя – обязательный сказочный персонаж: он не просто помогает герою, а выполняет его работу и преодолевает трудности, с которыми сталкивается герой.

Корова появляется в структуре повествования, чтобы помочь героини – его её основная функция, которая сохраняется и после убийства животного. Смерть коровы в данной сказке мы можем рассматривать как переправу, о которой говорит филолог в своем труде «Исторические корни волшебной сказки»: герой не обязательно попадает в потусторонний мир, но сталкивается с ним[134]. Сказочная героиня получает помощь и от умершего помощника: только ей в руки даются золотые яблоки для барина.

Абстрагируясь от сказочных конкретных мотивов, мы можем сделать следующие выводы, необходимые для понимания роли именно этой сказки в романе:

1. Вера в потустороннюю помощь (не божественная кара);

2. Мотив исключительности главного героя;

3. Переплетение обыденного и сказочного: необычное происходит в бытовой, всем близкой обстановке.

По сюжету, герои романа приезжают в Нефтеперегоньевск. Город построен только для добычи и переработки нефти, однако, её перестали добывать. Герои (волки-оборотни и лиса-оборотень) достают старый коровий череп, и Михайлыч (в образе волка) воет, просит помощи[135]. Прямых указаний на сказку нет (название, герои), но интуитивно понятен выбор автора, так как сказка взята из общего социокультурного для Пелевина и его читателей багажа.

Мы видим те же элементы, выделенные нами ранее: помощь из потустороннего мира, волшебный дар. Исключительность героя подтверждает тот факт, что корова откликнулась на призыв именно главной героини, попытка Михалыча не увенчалась успехом.

Призыв к помощи жанрово насыщен: мы видим элементы плача: «Но все-таки ты пожалей меня, пестрая корова...» и элементы молитвы: «…потерять образ Божий, стать волком – невыносимо и немыслимо, и такого не допустит Господь, от которого я отрекся»[136]. Во втором плаче (жанрово так обозначим) героиня дает новую, более глубокую трактовку образу коровы: «Ты – это все, кто жил здесь до нас. Родители, деды, прадеды и раньше, раньше… Ты – душа всех тех, кто умер с верой в счастье, которое наступит в будущем»[137]. Эта цитата дает нам основание сделать вывод, что сказка является ещё и связующим звеном, инструментом передачи в игровой форме накопленных знаний.

Отметим, что сказка логично вписывается в структуру постмодернистского романа. Абсурдность происходящего, ощущение надлома реального пространства и преобладание искаженной медиа реальности характерно для прозы В. О. Пелевина[138].

Пелевин создает некую квинтэссенцию, реконструируя сказку в современных героям реалиях, - автор объединяет первую и вторую половины: Хаврошечка (в роли которой мы рассматриваем главную героиню) просит даров у уже мертвой коровы для других (вспомним: корова помогала Хаврошечке выполнять задания мачехи и сестер): «Мол, сколько ни дашь, все равно Хаврошечке не перепадет ни капли, а всё сожрут эти кукисы-юкисы, юксы-пуксы и прочая саранча, за которой не видно белого света»[139].

Дары - золотые яблоки - заменяются нефтью: в таком видении автора мы видим характерное преобразование сказки согласно изменению быта рассказчика.[140] В рассматриваемом эпизоде и в дальнейшем развитии сюжета мы наблюдаем элиманацию счастливого финала. Таким образом, автор использует сказочный мотив в романе, реализуя несколько задач:

1) просьба о помощи у волшебных сил - мы можем сделать вывод, что эта архаичная черта сохраняется и в современном мире. Сказочные мотивы, обращение к волшебным животным, териоморфизм (в романе: создание образа волка-оборотня Александра) прослеживается и в рекламе.

В серии рекламных роликов женского парфюма компании Nina Ricci прослеживается общий узнаваемый сюжет и декорации. В рекламном ролике крайнего продукта образ совы использован в качестве антропоморфного проводника-помощника в волшебный териоморфный мир[141] (приложение № 13.1, 13.2). Здесь мы наблюдаем рассмотренные выше элементы: животное-помощник и чудесный мир – «тридесятое королевство»[142]. Прослеживается обращение к культурным архаичным традициям, фольклору. Этот прием выгоден и правильно позиционирует товар, так как наблюдается сильная эмоциональная связь аудитории с образом: рекламный продукт обращается к узнаваемым с детства сказочным образам[143].

2) элиманация счастливого завершения, личностный рост главной героини и уход в «пустоту» дает также основание делать вывод о женским образах, какие активно эксплуатируются рекламой: сильная морально и физически, независимая, ответственная, рациональная бизнес-леди[144].

Так, в рекламе антиперсперанта Rexona создается образ активной, всесторонне развитой женщины. Счастливый конец истории, богатый барин, спасший Хаврошечку, перестает быть актуальным.

Два рассмотренных нами примера кажутся антитезой, однако, гармонично сосуществуют в медиа-пространстве, обращаясь к разным пластам - историческому и современному - культуры, а также дают возможность более полно реализовать в рекламном контексте образ женщины для привлечения аудиторий различного склада и удовлетворения их потребностей.

Таким образом, надежда на помощь потусторонней силы, что является обязательным условием сказочного произведения, сохраняются и во взрослой жизни. Герою необходим помощник, причем герой – уникальная личность, а помощник рассматривается как второстепенный эпизодический персонаж. Такая модель характерна для рекламы в капиталистическом обществе: товар является проводником, помощником, средством достижения определенных благ. Реклама рассматривается нами как манипулятор медиа реальностью, как поле, на котором формируются иллюзии: анализ сказки и эпизода романа доказывает, что складывается модель «Потребитель – герой», в которой в роли помощника выступает реклама, а в роли волшебных даров, дарующих достижение блага, - сами товары.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь