Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воссоздание псевдо-медийной реальности в романе «Числа»



Иногда человек отдаляется от общей медиа-сферы и формирует собственную, базирующуюся на личных приметах. Независимо от количества последователей (от одного, как герой романа В. О. Пелевина «Числа» до многомиллионного количества верующих в Иисуса Христа, когда-либо живших) медиа-пространство основывается на верованиях индивида(ов) и наполняется соответствующими символами. Уместно вспомнить цитату физика и социолога Отто Ранка: «Человек создает культуру, изменяя естественные условия с целью поддержания своего духовного “Я”»[145].

Медиа-реальность воспринимается как реальная, единственно существующая и правильная, потому что, по мнению героини романа Пелевина В. О. «Священная книга оборотня», все люди притворяются и сами себя убеждают в правдивости и естественности определенных фактов[146]. Так, герои, обладающие возможностью использовать гипноз, в конечном итоге, гипнотизировали сами себя. Проводя параллель со СМИ, мы можем прийти к выводу, что медиа-реальность, формируемая СМИ и пользователями, становится реальной, потому что в это верит миллионы человек.

Картина мира составляется из приятного и понятного: так, литературный критик, о котором пишет Р. Барт (человек, обвиняющий в своем невежестве автора непонятного ему труда), становится медиа-манипулятором и участвует в формировании картины миры, исключая из неё «непонятный опус» как неприятный и ненужный[147].

Ранее в данной работе мы анализировали медиа пространство - надстройку над реальностью, наполненную искусственно сформированными образами, а также механизмы влияния, восприятия и взаимодействия. В данном параграфе мы рассмотрим псевдореальность или личную медийную реальность. Под этими понятиями мы понимаем медиа пространство в восприятии одного конкретного человека, сформированное им самим под внешним влиянием манипуляторов таких, как реклама, СМИ, воздействие культуры и прочее. Особенность человеческого восприятия такова, что личное медиа пространство наполняется только приятными символами, неприятное и неудобное, а также неизвестное отвергается, и поэтому не существует в медийной реальности конкретного человека (см. 1.3. Социопсихологические аспекты рекламы). Базис личного медиа пространства составляет субъективизм. Таким образом, мы можем сформулировать основной закон псевдореальности: факты, имеющие слабую логическую объективную связь, могут рассматриваться в комплексе, базисом которого будут второстепенные признаки предмета, полученные эмпирическим путем и, возможно, недоказанные научно и объективно. Первостепенные признаки, не нужные для логичной картины мира индивида, а также общепризнанные и рациональные факты могут игнорироваться, так как находятся вне доминанты[148].

Обратимся к тексту романа В. О. Пелевина «Числа». Главный герой Степа Михайлов с детства верит в магию чисел, а именно, в число 34. Рационализм выбора подтверждается героем несколькими фактами (обратим внимание, что магическое воздействие рассматривается как неоспоримый факт в личной медийной пространстве героя):

1) изначально выбранное число 7 оказалось неверным выбором, так как является магическим помощником многих, поэтому он останавливает свой выбор на числе 34: «В сумме четверка и тройка давали ту же самую семерку. Это наделяло число «34» подобием небесной генеалогии, как у греческих героев, возводивших свою родословную к богам».

2) «… «тридцатьчетверка» была лучшим русским танком второй мировой, и, значит, число «34» несло на себе отраженный свет удачи и победы»[149].

Таким образом, для человека, находящегося вне медийного пространства героя, выбор числа кажется абсурдным, в то время, как для Степана выбор логически обоснован.

Влияние числа прослеживается как во внутреннем распорядке дня («Засыпая, он считал не до ста, а до тридцати четырех, потом опять до тридцати четырех...»)[150], так и в более масштабных операциях: принимая решения в бизнесе, герой всегда опирается определенным образом на число 34 (название фирмы, увольнение сотрудников, заключение сделок). Мы наблюдаем влияние числа во всех взаимодействиях и поступках героя. «Всеми его решениями управляли два числа - «34» и «43»; первое включало зеленый свет, а второе - красный. Несмотря на это, дела у него шли лучше, чем у большинства конкурентов»[151]. Отметим, что удача Степана в бизнесе объясняется именно влиянием чисел: мы видим взаимопроникновение реальности и псевдопространства.

В предыдущем параграфе мы анализировали роль волшебного помощника в сказке о крошечке Хаврошечке. Используя уже сформированные тезисы, мы можем предположить, что число 34 является помощником или магическим артефактом. Таким образом, роман построен по сказочным мотивам. Несмотря на то, что автор в качестве исторической эпохи выбрал уже знакомый нам период конца XX века – «лихие 90-е», для псевдопространства героя, а также его взаимодействия с обществом, важную роль играет фольклор: «Оказалось, что знакомство с современным городским фольклором - лучшая школа бизнеса. Мюс хорошо понимала, что требуется от бизнесмена в России - быть немного вором, немного юристом и немного светским человеком. У нее была прекрасная деловая хватка, и ей можно было доверить любую работу»[152]. Из тезисов предыдущего параграфа следует, что фольклор является важным элементом русского этноса как на общественном, так и на индивидуальном уровне.

Доказательством того, что личное медийное пространство Степы - правило, а не исключение, служит пример Мюс, возлюбленной главного героя. Для нее доминантой мышления является вселенная мультфильма «Покемоны», и взаимодействие с внешним миром базируется на восприятии других людей через призму экранного произведения (главного героя она называет Пикачу и наделяет характеристикой этого магического животного). В ее медийном пространстве также существуют магические числа[153]. Псевдопространство героини более гротескно, так как она представляет собой интеллигенцию, высказывая сложные филологические тезисы.

Здесь мы также наблюдаем латентное противостояние Степы и Мюс, межкультурный барьер: русской традиции и американской. Это наслаивается на столкновение различных, но имеющих схожую символическую платформу, псевдореальностей, поэтому разрушение личного медийного пространства начинается именно со взаимодействия этих героев[154].

В конце романа видоизменяется псевдопространство героя: магическое число потеряло свою силу, однако, герой не утратил веры в магию чисел, которая теперь воспринимается опосредованно. Герой уходит из пространства (как физического, так и медийного) в «пустоту»[155]. В «Числах» Пелевин сохраняет этот сюжетный постмодернистский прием: как и в «Священной книге оборотня», мир героя разрушается, однако, автор предлагает другую реальность – «пустоту».

Мы рассмотрели формирование личной реальности. Однако, псевдореальность может быть общей для группы людей - например, верующие. Предметом, наделенным магической силой, становится книга. Человек соотносит свои поступки с написанным в книге, и в случае несоответствия ожидает кары. Важно отметить, что наказание действительно наступает, так как человек искренне в это верит, и наказание за провинность является частью псевдопространства. Человек сам наказывает себя, на что влияет доминанта мышления.

Таким образом, важно анализировать медийное пространство, культуру целевой аудитории. Товар, который позиционируется вне псевдопространства потенциальных покупателей и пользователей, будет исключен из медийной реальности, окажется несуществующим для аудитории. Псевдопространство может быть как индивидуальным, так и массовым. Личная медиа реальность может быть охарактеризована следующими тезисами:

1. Обладает сильной доминантой;

2. Субъективно;

3. Может быть нелогичным и иррациональным;

4. Фактическая база формируется не на основе общепринятых аксиом, а является мозаичной структурой, составленной из наиболее подходящей информации[156].

Медийное пространство является неотъемлемой частью реальности. Человек не может одновременно воспринимать бесконечное множество существующих элементов реальности, поэтому имеет место выборный механизм. Функцию выбора и составление повестки дня осуществляют медийные манипуляторы, такие как СМИ, реклама и т.д. Однако, важно анализировать медийный комплекс для наиболее эффективного внедрения нового продукта. Таким образом, понимание функций и характеристики медийного пространства крайне полезно для специалистов в сфере рекламы и PR.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог заявленной нами темы, можно сделать следующие выводы. В первой главе, изучив теоретический материал о феномене рекламы в структуре медийного пространства, мы пришли к выводу, что суть рекламы заключается в том, чтобы товар оказался нужным (в силу пользы или привлекательности), даже если он таковым не является. Зачастую специалисты в рекламной области прибегают к манипуляции для того, чтобы товар приобрел привлекательность в глазах целевой аудитории.Культура и реклама имеют взаимообратное влияние: реклама создает массовые образы, которые становятся достоянием культуры, а культура является базой близких целевой аудитории образов, которые эксплуатирует вписанная в систему стереотипов народа реклама для успешного позиционирования товара.

В рекламе часто используют сказочные образы, так как последние ассоциативно связывают в подсознании образ сказки (сказочного персонажа) и товара. Реклама и сказка создают иллюзорное идеальное пространство, поэтому необходимо изучать фольклорные и мифологические элементы для успешного позиционирования товара. Сказка – это виртуальный мир, своего рода медиа реальность. Общество сформировывает сказки, которые составляют базис последующего социума.

Вторая глава представляет собой изучение манипулятивных и PR технологий, а также медиа-пространства в романе Пелевина «Generation ‘П’». Мы пришли к выводу, что реклама предлагает потребителю (целевой аудитории) путь достижения счастья и личного благополучия, связывая его с приобретением товаров.

В романе общество представляет собой саморегулирующуюся структуру, базисом которого является реклама. Симулякром частично является и медиа-пространство, так как оно наполнено образами, создаваемыми рекламой и часто не соответствующими действительности. Рекламисты используют в своей деятельности культурные элементы (совокупность характерных только для данного народа элементов таких, как традиции, архетипы, стереотипы и т.д.) для создания рекламной концепции, эффективность которой достигается путём обращения к культуре определенного народа. Реклама рассматривается как инструмент для трансляции новой аксиологической системы, в которой к ценностям общества, существовавшего до 90-х годов прошлого века, добавляется маркетинговый аспект, аксиологический пласт нивелируется в зависимости от целей, зачастую используются манипулятивные технологии.

В третьей главе мы исследовали феномен медийного пространстве в структуре художественного произведения – в романах В. О. Пелевина «Священная книга оборотня» и «Числа».

В романе «Числа» мы уделили внимание саморекламе (самопрезентация). Самореклама представляет собой создание медиа-образа в медийной сфере. Этот феномен характерен для каждого активного, нормально развивающегося субъекта социума и выражается в стремлении доказать обществу свою уникальность. В медиа-пространстве функционируют и сохраняются образы, а не конкретные личности, которым эти образы принадлежат (деятели искусства, литературы, политики и т.д.). Самореклама представляет собой создание индивидом желаемого образа в медийном пространстве.

В романе мы вводим термин «псевдопространство», что является медийным пространством для определенной социальной группы (например, субкультура). Личное медиа пространство обладает влиянием на реальность: верующий действительно наказывается за провинность, потому что для его псевдопространства – это обязательный закон. Псевдопространство может быть наполнено иррациональными элементами для стороннего наблюдателя и составляется из выбранных случайным образом, наиболее приемлемых фактов, информация, не соответствующая картине мира индивида, отбрасывается.

В творчестве В. О. Пелевина прослеживается обращение к культурным традициям, однако, являясь представителем постмодернизма, он наполняет определенной символикой не конкретную эпоху, а пустое пространство. Такое пространство становится медийным, однако, представляет собой симулякр – копия несуществующей реальности. Вещественный мир (мир материальных предметов) дополняет мифологизированное медиа-пространство.

 Мы исследовали капиталистическое общество, которое нашло художественное отражение в романе «Священная книга оборотня», является базисом медийного пространства и составляет основу взаимодействия индивидов друг с другом и с обществом в целом. Капиталистическое общество основано на потреблении, которое является платформой и межличностного взаимодействия: в личных отношениях человек стремится наиболее выгодно предложить себя и получить некие блага (материальные или духовные) взамен (что ярко проявляется на примере взаимоотношений сестёр лис-оборотней, а также составляет основу взаимодействия главной героини с обществом).

Такой тип общества характеризуется многообразием товаров. Медиа пространство бесконтрольно наполняется продуктами, поэтому необходима реклама, которая становится «проводником». В заявленном тезисе мы также видим связь рекламы с мифологическим и фольклорным пластом: товар является проводником, помощником, средством достижения определенных благ. В фольклорных произведениях герою необходим помощник, причем герой – уникальная личность, а помощник рассматривается как второстепенный эпизодический персонаж. Реклама представляет собой не рекламный видеоролик или текст в чистом виде, но комплекс, состоящий из рекламы, товара, места, где этот продукт может быть использован, и эмоции или блага, доступного только при покупке данного товара. Именно поэтому фольклор является важным элементом русского этноса как на общественном, так и на индивидуальном уровне.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

                                          Источники:

1.  Пелевин В. О. Священная книга оборотня. – М.: Эксмо, 2011. – 384 с.

2.  Пелевин В. О. Числа. – М.: Эксмо-Пресс, 2011. – 320 с.

3.  Пелевин В. О. Generation «П». – СПб.: АЗБУКА, 2015. – 316 с.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь