Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Благовестие в подсознании



Рекламная индустрия Америки стала первопроходцем в исследовании механизма мотиваций и показала, что идеи могут проникать в наше сознание помимо нашей воли или уровня осознанности, что они не исчезают бесследно и немало влияют на наше мышление и поступки. Куплеты, которые доносят до нашего слуха радио или телевидение, довольно часто мотивируют людей приобрести именно то, что рекламируется в песне.

Христиане, желающие благовествовать культистам, могут только выгадать от исследований мотивационной роли подсознания, причем с поразительным результатом.

Автор убежден, что Слово Бога и обращенная к Нему молитва через Духа Святого — самая могущественная мотивирующая сила во вселенной, и ее можно подсознательно использовать в благовестии культистам, сея зерна размышлений об Евангелии Христа, равно как и самого Евангелия.

Лучший пример, который я могу здесь привести — мой собственный опыт.

В современной Америке наиболее активными и ревностными из всех миссионеров культовых систем являются, вероятно, свидетели Иеговы. Вот как я поступал в течение многих лет, открывая дверь своего дома на звонок свидетелей Иеговы.

Я приглашал его или их в гостиную, но перед началом беседы об их литературе я говорил, что никогда не касаюсь религии или Библии, предварительно не помолившись. И все присутствующие со мной соглашались. Тогда я тут же склонял голову и обращался к Господу как к Богу Иегове. Общаясь со свидетелями Иеговы, надо быть особо осторожными и всегда обращаться к Богу по имени Иегова, иначе они не будут молиться и не склонят голову, а вместо этого начнут разглядывать комнату, листать свои Библии, рыться в сумках — заниматься своими делами, пока не окончится молитва. Если вам интересно, как я это узнал, то признаюсь: я подглядывал!

Как только упоминается имя Иегова, рядовой свидетель Иеговы тут же склонит голову. И как только вы закончили молитву и прежде, чем ее успели начать они, откройте беседу вопросом: " Итак, о чем вы хотите поговорить? ".

Не забывайте, что свидетели Иеговы приходят вооруженные портативным арсеналом в виде дипломата, в котором лежат основные справочные руководства " Сторожевой башни". С самого начала надо настоять, чтобы в разговоре использовались только Писания, причем в общепринятом переводе (короля Якова, Пересмотренный стандартный, Новый международный, Новый американский стандартный и т.п.). Далее, надо настоять на рассмотрении кардинальных доктрин, особенно касающихся Личности, Природы и Служения Иисуса Христа. Лишенный таким образом материалов " Сторожевой башни", ее переводов и ограниченный в теме беседы Личностью Иисуса Христа, даже хорошо обученный свидетель Иеговы попадет в явно затруднительное положение. И наоборот, христианин, в котором пребывает Дух Святой, занимает выгодную позицию.

Побеседовав какое-то время и вволю наслушавшись богословия " пастора" Рассела, сколько могу выдержать за один вечер, я напоминаю свидетелям, что час уже поздний, предлагаю закончить молитвой и тут же, склонив голову, снова молюсь.

То, о чем я рассказал, само по себе представляет лишь модель поведения в присутствии свидетелей Иеговы, но с одним важным ограничением. В начальную и завершающую молитву я включаю полное Евангелие, заостряя внимание на Божественности Христа, Его смерти за наши грехи, на уверенности в том, что мы уже сейчас получили жизнь вечную, по вере в Него, и на том, что спасение дается по одной благодати, независимо от человеческих дел. Я широко цитирую Писания и фактически читаю трехминутную проповедь, вкладывая истинное Евангелие Иисуса Христа подсознательно и, можно сказать, как победитель, ибо меня не перебивают. Никто, даже самый ревностный ученик " пастора" Рассела, Иосифа Смита или Брайема Янга, не станет прерывать молитву. Я убедился, что данная практика благовестия оказывает огромное влияние на свидетелей Иеговы и других культистов, потому что по меньшей мере шесть минут за вечер христианин получает возможность возвещать подлинное Евангелие Христа без возражений.

Надо верить, что Слово Божие " не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его" (Ис. 55: 11).

 

Лексикон Искупления

Культисты всех мастей страдают одной психологической и духовной особенностью. Все они склонны считать, что на данный момент они не имеют жизни или мира с Богом. Фактически именно к тому дерзновенно стремятся богословие и обряды соответствующих систем. А потому ничто не может заменить личного свидетельства христианина о том, что сделал Христос. Здесь надо, однако, сделать одно предупреждение. Мы знаем, что у культистов вырабатывается собственный лексикон, поэтому христианину придется осторожно отбирать слова, когда он говорит об обращении, его формах и влиянии на его дух, разум и жизнь. Единственный аргумент, на который ничем нельзя ответить — это преобразившаяся жизнь, по-должному основанная на авторитете Писаний и руководствующаяся любовью к Богу и к ближнему. Приведу ключевые понятия, которые надо осторожно определить: второе рождение или рождение свыше, оправдание, искупление, Божественность и воскресение Христа, воскресение людей, прощение, благодать и вера. Вы неизбежно коснетесь вечного возмездия, ибо именно от него спас нас Своей смертью Христос.

Писания увещевают нас быть " Его свидетелями", и ради этого мы должны с желанием переносить все, руководствоваться смирением, рассудительностью, благодатью и любовью. И тогда, как бы ни пренебрегалась, искажалась и перестраивалась истина Божия, как бы ни извращались мотивы и характер нашего поведения, оно всегда будет свидетельством почитания Христа.

Лексикон искупления предполагает личное участие — ваше собственное свидетельство власти Христа искупить душу и преобразить человека, мораль, этику, жизнь. А самое главное, Его власти принести человеку мир Божий, который, по словам Христа, дается лишь тем, кто имеет мир с Богом.

 

Секрет настойчивости

Одним из наиболее важных требований к благовестию среди культистов является настойчивость. Всякий, кто сколько-нибудь серьезно занимался культами, признает, что христианину здесь особо нужны благодать и разумение. Культисты неоднократно будут пытаться " уколоть" христианина (на первом месте здесь идут мормоны и свидетели Иеговы), чтобы он потерял терпение и чтобы тем самым оправдать свое учение. Человек, желающий избежать " проколов" и вытерпеть разнообразные оскорбления и нападки, когда он рассекает богословие культистов Мечом Духа, должен знать секрет, который, если его использовать с молитвой, позволит ради Христа перенести все.

Если на вас нападает, оскорбляя и обвиняя, испуганный чем-то слепой, вы не только простите его, но и будете достаточно сдержаны, чтобы любить его, несмотря на его поступки. Даже логика и разум говорят нам в подобной ситуации: он слеп, следовательно, не отвечает за свои действия.

Мы навсегда останемся в долгу перед апостолом Павлом, подсказавшим нам во Втором послании к коринфянам, что люди, не признающие Христа, поистине ослеплены духовно тем, кто правит нашим веком. Сатана так затуманивает сознание людей обманом и разочарованием, что Слово Христово, свет этого мира, не может проникнуть к ним. Мы должны быть настойчивы, мы должны знать и понимать: что бы ни делал и ни говорил культист, он делает это в духовной слепоте. И мы, христиане, должны вести борьбу не против самого культиста, его плоти и крови, а против духов тьмы, царящих в мире (против сатаны и его ангелов). Поэтому надо любить культиста, терпеливо сносить его обвинения, его недопонимание, его предрассудки и в то же время непрестанно нести ему учение Христа. Важностью подобной терпимости по отношению к культистам не следует пренебрегать. Став частью практики благовестия, она будет большим подспорьем для христианина.

Без сомнения, говоря о благовестии в культах, надо коснуться еще многого. Например, того, что в случае гностических культов (" христианской науки", " школы единства" и т. д.) особое внимание мы должны уделить проблеме первородного греха, который все они отрицают, а также неотвратимости возмездия за грехи в соответствии с учением Господа Иисуса Христа. Особо необходимо отметить, что, имея дело с течениями, зародившимися вне Соединенных Штатов (бахаизм, теософия, дзен и т. д.), христианин должен четко представить себе, что именно в доктрине этих религий не совпадает с откровением Писания. Глупо было бы спорить о христианских догматах с теми, кто не признает Писания, как делают вышеупомянутые культы.

Наконец, миссионеры должны непрестанно подчеркивать, что все учение Христа и апостолов непреходяще, в том числе моральные и этические нормы христианства.

Из своего опыта работы с приверженцами самых разнообразных культов автор этой книги вынес твердое убеждение, что ни один культист на свете не сможет смутить, сбить с толку или победить в споре христианина, досконально знающего Писание и богословские доктрины. Культы процветают там, где господствует незнание Писания, но они бессильны поколебать в вере и прельстить своим авторитетом христиан, хорошо подкованных в области основных учений Библии, Слова Божия. Верующие не должны пренебрегать этим нерушимым богословским фундаментом христианства, а пасторы — думать, будто среднему верующему достаточно лишь понаслышке ознакомиться с ним. Рост культового движения демонстрирует острую необходимость в распространении теоретических знаний, и если церковь не учитывает этот момент, она вредит сама себе, рискуя душами многих прихожан.

Противоядием от отравы культизма может служить лишь твердая теоретическая база, поэтому нужно позаботиться о том, как выработать у христиан иммунитет против учений культов. Путь к разрешению проблемы указывает нам Слово Господне: изучение христианами (2 Тим. 2: 15), наставление пасторами и учителями (1 Тим. 4: 1), причем необходимо начать постижение основ веры с самого начала, как учил засомневавшихся апостолов воскресший Христос, — заново открывать для себя, почему христиане верят именно в то, во что они верят. Особо внимательно следует проштудировать все, что касается богодухновенности Библии, Троицы, Божественности Христа, личности и служения Святого Духа, искупления, оправдания по вере, дел, телесного воскресения Христа и воскресения всего человечества.

Неустанно должны мы напоминать христианам о доктринах Троицы и Божественности Христа, чтобы служители Христа не забывали, что Иисус Христос был главным звеном плана Божия на историю человечества. Особо надо подчеркивать, что Его мученическая смерть и телесное воскресение ярко подтверждают Его Божественность через покорность возложенной на Него Отцом миссии, которую Он в точности исполнил на Кресте.

Как известно, противоядие бессильно, когда его принимают не вовремя или в недостаточной дозе, что случается, если не прислушиваются к предписаниям опытного врача. Христианское учение нельзя сухо " зазубрить", его надо преподавать понемногу, по плану, в течение определенного времени, и потому прием противоядия надо начать безотлагательно, повсеместно, от воскресных школ до колледжей и семинарий, где в нем особая нужда.

Христиане должны осознать, что изучение церковных доктрин — не предписание бездушных ортодоксов. Полное понимание теории, близкое с ней знакомство — грандиозные столпы истины, на которых зиждется вера. Именно близкое знакомство с учением отличает великих служителей и выдающихся миссионеров, провозглашающих Благую весть.

Благовестие среди культистов — важная задача христианской церкви, к которой причастен каждый верующий как часть Тела Христова. Пока христиане не поймут этого и, наставляемые и ободряемые своими пасторами и учителями, не научатся использовать в своих целях Голливуд, великого бога телевидение, не начнут сообщать и провозглашать каждому человеку в этом потерянном мире весть о Любви Господней, миссионерство культистов останется одним из величайших бедствий христианской церкви наших дней. Чудесно, что мы организуем иностранные миссии и распространяем свет Слова Господня по земному шару, но сколько у нас еще не сделано рядом, среди ближних, где положение столь же угрожающее, сколько и благословенное. Культы бросают вызов и засевают миссионерскую ниву прямо за нашим порогом.

 

1. James Packer, Evangelism and the Sovereignty of God, Downers Grove, 1975, p. 47

 

Глава 17.

Путь к исцелению.

 

В предыдущих главах этого исследования мы рассмотрели и оценили в свете Слова Божия основные нехристианские культы и секты, постоянно бросающие вызов проповедникам Церкви Иисуса Христа.

Все перечисленные организации враждебны историческому христианству. Теперь, по логике вещей, у нас должен возникнуть вопрос: " Какие же меры следует принять церкви в ответ на вызов, брошенный ей современными культистами? " Цель этой главы — наметить план, систему методов, с помощью которых мы смогли бы не только держать под контролем культистов, но, что более важно, предпринять шаги по обращению их в христианство, ибо это сейчас важнейшая задача Церкви Христовой.

Шаг за шагом двигаясь по этому, образно выражаясь, пути к исцелению, Церковь еще увидит день, когда ясной и полной любви проповедью правды ей удастся вернуть позиции, отвоеванные у нее нехристианскими сектами в течение последнего столетия. Нельзя забывать, что выполнение самых щедрых обещаний культистов, завлекающих людей в свою организацию, не сравнимы с тем, что может дать любящей Его душе Иисус. И Церкви нечего бояться культов до тех пор, пока она будет верна своей задаче, провозглашая и защищая то, что было открыто нам через пророков (Иуд. 3).

Автор убежден, что если его советы будут немедленно воплощены в жизнь, проблема культов вскоре перестанет существовать как в Америке, так и в других странах.

Проект первый: исследования

 

Чтобы пасторы, учителя, проповедники, студенты или юристы в случае необходимости могли располагать всей нужной информацией, жизненно важно провести тщательное исследование вопросов истории и теории крупнейших культовых систем. Значительное количество сведений, которыми мы располагаем уже сейчас, должно быть внимательно рассмотрено, оценено, рассортировано и систематизировано, чтобы этими данными могли пользоваться церковные организации и независимые христианские группы. Рядовой культист охотно верит фактам, идущим вразрез с тем, чему его учили, если только после проверки эти факты оказываются точными и достоверными. Христианам неоднократно удавалось обратить в свою веру мормонов или свидетелей Иеговы именно благодаря фактам.

Далее, следует иметь статистику роста или снижения количества сторонников главных культовых систем в стране и в мире, а также, выделив районы, где прогресс культистов особенно велик, проанализировать его причины, сопоставляя обстановку в этих районах с обстановкой в других, где влияние культов меньше.

В-третьих, необходимо опросить служителей основных христианских течений, какие меры они принимают, чтобы предотвратить рост сект в своих районах. Так, опросом местных пасторов, можно получить много ценных сведений о методах работы культистов.

Не лишне иметь систему оповещения о действиях культистов, особенно в крупных городах, становящихся обычно основными мишенями известных культов: всегда полезно знать заранее о приезде и отъезде миссионеров культа, о планируемых ими собраниях (международных съездах, проповеднических конференциях, лекциях и т. д.).

Конечно, создание подобного исследовательского центра — идея не новая. В 1960 году с этой целью был основан Институт христианских исследований, инициатором и директором которого я являюсь. Наша задача — собрать и систематизировать сведения для всех христианских организаций, помогая им бороться с идеологией культов.

Благодаря нашему информационному бюро по вопросам других религий, христианские лидеры, проповедники и работники всего мира могут получить необходимую им информацию, когда только захотят. Наши бюллетени снабжают свежайшими данными очень многих. Но план слишком сложен, чтобы его выполнить чьими-то индивидуальными силами. Все христианские организации должны сотрудничать и обмениваться информацией, оказывать центру финансовую помощь — и только тогда проект такого масштаба и такой значимости достигнет своей цели.

Проект второй: компьютерная поисковая система

 

   Одно из самых современных средств борьбы с культами — использование компьютеров. Институт христианских исследований выдвинул предложение, которое, если оно будет принято, произведет революцию в области религиозных дискуссий. А предложение таково: создать компьютерную систему поиска информации, доступную практически из любых библиотек, университетов и колледжей. Система могла бы называться " Библиотека результатов христианских исследований".

Например, многие из антихристианских аргументов свидетелей Иеговы основаны на искаженном переводе греческого текста Нового Завета, специально подогнанном под их теорию. Что может возразить в ответ на их доводы рядовой христианин, не читающий Нового Завета по-гречески? В библиотеках будут стоять компьютеры, связанные с банком данных, и, отпечатав на клавиатуре вопрос, каждый сможет получить на него точный ответ.

В США живет около 60 миллионов культистов и еще 60 миллионов людей с неустойчивым исповеданием, которых можно будет без особой борьбы обратить в христианство с помощью подобной системы. Сеть компьютеров можно успешно использовать и в других странах. Вся информация, накопленная нами за последние 30 лет, станет доступна каждому.

Конечно, для осуществления столь грандиозной идеи нужно многое. Нужно сотрудничество всех организаций подобного рода в США и за рубежом. Нужен обмен информацией, слишком разбросанной в данный момент.

Подобная программа требует больших денежных затрат, и хотя участники проекта многие расходы сумеют покрыть сами, все же потребуются сборы добровольных пожертвований.

Молитвами и поддержкой прихожан и служителей христианства компьютерная программа поиска придала бы новые силы проповедникам, несущим Слово Господа в культы.

Проект третий: специальная литература

 

Третий проект является логическим продолжением первого. Если первый проект связан со сбором, сортировкой и обобщением нужных фактов и сведений, то третий займется публикацией и распространением, а также переводом подобной информации в международном масштабе.

Ценность таких научных трудов, памфлетов и книг, выпускаемых и поступающих в продажу как в США, так и в других районах земного шара, где ведется благовестие в среде быстрорастущих культов, неизмерима, что могут подтвердить все проповедники заграничных миссий.

С помощью таких организаций, как Институт христианских исследований, " Изучение духовных подделок", (Spiritual Counterfeits Project), информационно-исследовательская служба " Христианская апологетика", " Сэйнтс Элайв" (Saints Alive), Институт современного христианства, Американское библейское общество, Библейское общество Нью-Йорка, Международный миссионерский совет, Евангелическая ассоциация иностранных миссий, и многих других удастся снабдить информационными пособиями всех миссионеров, которые, в свою очередь, будут распространять их среди местных служителей, христианских лидеров на ответственных участках работы, так что больше ни мормоны, ни свидетели Иеговы не смогут воспользоваться отсутствием литературы, отгораживающей веру от их нападок и отвечающей на их обвинения.

Только в Южной Америке, где мормоны и свидетели Иеговы, не говоря уже об анимистических и спиритистских группах коренного населения, пользуются большим влиянием и растут численно, предварительный опрос показывает, что 90% опрошенных не просто хотели бы прочесть, но настойчиво просят, прислать литературу, которая помогла бы противостоять культистам и обратить их в истинную веру.

В Соединенных Штатах и Канаде, где также процветает немало культов, университеты, колледжи, семинарии, поместные церкви постоянно присылают заявки на литературу подобного рода и получают ее по мере возможности, но возможности эти весьма невелики, и те немногие организации, которые чем-либо тут могут помочь, включая наш Институт христианских исследований, и которые работают не покладая рук, все-таки не в состоянии удовлетворить всех желающих. Необходимо увеличить и число специальных комиссий, наподобие уже финансируемой Всемирным советом церквей, которые защищали бы рынок церковной литературы от культовой продукции и помогали отличать ее от истинно христианской. Консерваторы и либералы могут иметь разногласия в вопросах теологии, но и те и другие в равной мере страдают от нашествия сект, и ряды культистов по сей день пополняются за счет бывших методистов, членов епископальной церкви, лютеран, баптистов, конгрегационалистов и т.д., входивших как в либеральный, так и в консервативный лагерь.

Нужда в литературе просто отчаянная, причем в литературе, специально ориентированной на убеждения культистов. Но для ее создания опять же требуются объединенные усилия заинтересованных служителей, издателей, ученых, иначе затея просто неосуществима. Культы пользуются бездействием христианской церкви, не предпринявшей еще мало-мальски серьезных усилий, чтобы приостановить контрабандное распространение культовой литературы, направленной против христианства. Этим бездействием мы, без сомнения, внесли существенный вклад в их успех. Наши исследования дали и дадут еще огромное количество полезной информации, но чтобы отпечатать ее и сделать общедоступной, одних наших усилий мало.

 

Проект четвертый: пересмотр системы образования

 

Великий педагог Сэмюэль Джонсон писал: " Основа государства — в обучении его молодежи", — а мы, перефразировав его слова, скажем: " Основа Церкви — в обучении ее лидеров".

Так как автор книги — профессор колледжа, его всегда очень интересовало преподавание сравнительного религиоведения в религиозных заведениях, колледжах и семинариях, а также в обыкновенных школах, особенно по части изучения нехристианских культов и сект. Здесь существует настоящая проблема, и будет досадно, если мы не коснемся ее в нашем разговоре.

С тех пор как около 200 лет назад миссионерская деятельность по провозглашению Слова Божия стала проводиться организованно, она столкнулась со многими проблемами. Различия в языке, культуре, национальности, воинствующий национализм, соперничество между проповедниками разных религиозных направлений — все это вносило немало сумятицы в деятельность миссионеров.

В довершение всего, христианскому благовестию противостали крупнейшие нехристианские религии ислам, буддизм, индуизм, даосизм, синтоизм и т.д., так что процесс в отдельных районах шел либо очень медленно, либо вообще сходил на нет.

И вне всякого сомнения, значительным препятствием к распространению христианства стали нехристианские культы, многие из которых ныне вышли на международную арену. Многие из них очень умело и быстро вербуют сторонников среди новообращенных в христианство. Пользуясь раннехристианскими методами, культисты приспосабливаются к культурным нормам тех, с кем они работают, снабжают людей литературой на их родном языке, обязательно подчеркивая, что основной источник их теории — Библия. Очень часто они разворачивают яростные кампании по борьбе с курением, алкоголем и прочими мирскими и недуховными увлечениями. Вся эта деятельность подкрепляется откровениями образца XIX века, призывающими к непрестанной борьбе со всеми другими религиями, главным образом христианством. Важно, что в первую очередь они обращаются к христианам. Очень редко они отваживаются начать свою проповедь с людей, не знающих Евангелия.

Мы вовсе не хотим сказать, что деятельность этих организаций следует юридически запретить или сделать их мишенью для обвинений. Нельзя покушаться на свободу совести и право отстаивать свои убеждения, завоеванные евангелическим протестантизмом в ходе истории. Но если христианство хочет сохранить свое будущее, надо уметь разграничивать правду и ересь. Некоторые из культов, особенно свидетели Иеговы, своими противоправными действиями неоднократно вызывали неудовольствие местных властей, направленное и на христиан, чем подрывались результаты истинного благовестия, так как отношения между культистами и христианскими проповедниками становились весьма натянутыми. Для миссионеров христианства благовестие в среде столь фанатичных сект, как мормоны, свидетели Иеговы, и подобных им — задача очень сложная.

В связи с этим возникает вопрос: " Что мы делаем, чтобы подготовить проповедников внешних миссий (а также пасторов и проповедников внутри страны) к столкновению с этой все более сложной проблемой? Все ли христианские учебные заведения принимают ее во внимание при составлении программ? Существуют ли специальные занятия для будущих проповедников, обучающие навыкам обращения культистов в христианство? "

Культисты постоянно вспоминают Библию, но во всех без исключения случаях они отводят себе роль ее непогрешимых истолкователей, уступая в догматизме разве что иезуитам. Вместо того чтобы быть непогрешимым правилом веры и жизни, Священное Писание у них приобретает второстепенную роль, причем все делается искусно, и новообращенный даже не подозревает, что главный авторитет для культистов вовсе не Библия, а истолкование Библии, угодное данному культу.

Хотя данная проблема хорошо известна проповедникам, в семинариях, колледжах и библейских институтах ей не уделяют особого внимания. Печален факт, что менее 5% духовных заведений в США требуют от выпускника знания курса сравнительного религиоведения или нехристианских культов Америки. Факт ужасает тем более, чем яснее осознаешь, какой простор мы открываем деятельности культов этим упущением.

В одной из своих газетных статей профессор Джильберт Петерсон, возглавляющий факультет религиозного образования в Библейском колледже Филадельфии, так говорит об учебной программе американских библейских колледжей, институтов и семинарий:

" Подготовка" — это слово, которое в наше время часто встречается в газетных заголовках, речах государственных деятелей, военачальников и педагогов. Его приходится слышать и от руководителей церкви и зарубежных миссий. Мы придаем огромное значение угрозам со стороны других государств, наций и идеологий, и мир вокруг нас всегда находится в состоянии готовности. Пора бы и тем, кто ответственен за духовное образование, остановиться и посмотреть, какую подготовку получает молодежь в высших учебных заведениях...

В это трудное время остро необходимо, чтобы не только выпускники духовных колледжей, но и христианская молодежь, получившая любое другое образование, была в состоянии доносить до людей истину Священного Писания. Каждую весну новая группа молодежи получает дипломы миссионеров, начиная служить Богу в родной стране и за границей.

Недавно автором было проведено исследование, в котором обнаружилось, что из 15.000 выпускников более чем 23 колледжей США и Канады лишь 12, 5%, то есть около 1.900 человек, работают сейчас в миссиях. Но главное даже не количество молодежи, работающей " по профилю" после духовных колледжей, а то, какую подготовку по теории культов получают они, прежде чем отправиться благовествовать.

В последние 10 лет деятельность культов, сект и разных " измов", проникших на радио и в печать, достигла невероятных размеров. Скорость распространения ереси, несомненно, связана с жалким количеством информации о культах у христиан, с одной стороны, и неумением противопоставить измышлениям истинный текст Библии, с другой. В 50 библейских колледжей были посланы анкеты, на которые мы получили ответы из 23 колледжей, и в пункте, предлагающем назвать предмет, преподавание которого колледж более всего не устраивает, чаще всего назывались дисциплины, связанные с апологетикой, культами и нехристианскими верованиями. Из новых предметов, которые необходимы, выпускники особенно часто называли " культы и измы", причем с изучением истории развития культов, их основных идейных положений и критикой этих положений текстом Писания. Следом шла апологетика с изучением причин возникновения и доказательств истинности христианства. Предметом, который чаще всего предлагался, оказалось сравнительное религиоведение: 9 колледжей предлагали сделать его факультативным, 3 — обязательным на старших курсах у миссионеров и 4 — обязательным для всех выпускников. Это предмет, который рассматривает и сравнивает крупнейшие из ныне существующих мировых религий.

Чтобы быть готовыми к угрозе культизма, мы, давая образование нашей молодежи, должны четко представлять себе, чему учим ее в колледжах, институтах и семинариях — ведь ей предстоит служить Христу в самой " гуще" развивающихся ересей. А потому хотелось бы выдвинуть предложение относительно учебной программы. Конечно, это не претензия на истину в последней инстанции, а, скорее, совет, попытка исследования этой трудной проблемы. Ничто не сможет противостоять тщательному изучению Слова Божия и Божественной истины, содержащейся в нем. Основа всего — занятия по содержанию Библии и ее смысла. К этому добавим 3 часа апологетики в неделю, то есть изучение потребностей человека, возможностей христианского их разрешения и оснований уникальности и истинности христианского учения.

В отличие от рядового христианина или культиста, миссионер должен разбираться не только в своей собственной вере, поэтому к апологетике необходим 3-часовой курс по культам и " измам". Как уже говорилось, в нем должны рассматриваться история и доктрины таких нехристианских течений, как свидетели Иеговы, " христианская наука", мормоны, и прочих. В курсе должна присутствовать христианская оценка этих систем и их терминологии, а также должны разрабатываться методы обращения в христианство их членов.

Курс сравнительного религиоведения может быть факультативным, он расширит кругозор студента и даст ему дополнительные знания о нехристианских религиях. Когда выпускник начинает свою проповедническую деятельность, ему может помогать более опытный проповедник, который научит его на практике применять знания, почерпнутые в колледже. Очень пригодятся тут знания терминологии и истории появления различных религиозных доктрин из курса апологетики.

В настоящее время апологетику преподают в десяти из 23 опрошенных колледжей, в том числе в шести из них это обязательный предмет. Историю культов проходят в одиннадцати заведениях, в семи из них она — обязательный предмет, а сравнительное религиоведение проходят в шестнадцати, причем в трех из них оно обязательно для миссионеров, а в четырех — для всех студентов.

Это значит, что только чуть более четверти духовных колледжей удовлетворяет предлагаемым требованиям или приближается к ним и чуть менее половины вообще имеет в своей программе все три нужных предмета (апологетику, сравнительное религиоведение и историю культов)1.

Замечания мистера Петерсона очень своевременны, потому что, если только одиннадцать учебных заведений из 23 имеют в программе историю культов и только семь из них требуют сдавать ее для получения диплома, ситуацию можно оценить как критическую.

Тщательное изучение программ духовных семинарий и колледжей в США показывает, что большинство их не воспринимает проблему нехристианских культов всерьез.

Разумеется, подобная информация не радует, тем более что ересь особо распространяется в главных районах благовестия. Миссионерам приходится сталкиваться с противодействием и некоторых туземных культов с глубокими национальными корнями, в основном в Африке и Азии. Эти группировки смешивают элементы христианского учения с элементами язычества, главным образом анимизма и спиритизма, и выдвигают своих пророков и мессий. Такая ситуация сложилась на Филиппинах, в Японии и Африке, где христианство ассоциируется с " религией белых", считается западным нововведением, навязываемым силой вместо исторически сложившихся культурных образцов. Такая уловка культистов пользуется головокружительным успехом особенно в Южной Америке, в Бразилии, где спиритизм достиг небывалых масштабов. Журналу " Тайме" однажды пришлось даже посвятить свой религиозный раздел впечатлениям проповедников католической церкви, пытавшихся вернуть спиритов в ее лоно. К сожалению, то, что не удалось католикам, не удается и протестантам — проблема становится универсальной. К слову заметим, что Римо-католическая церковь начала недавно детальное изучение нехристианских культов и сект, настолько бессильны оказались их проповедники перед методами воздействия американских и туземных культов.

Судя по состоянию дел, можно с полной уверенностью сказать, что в течение ближайшего десятилетия все останется по-прежнему, культы будут наращивать свои пропагандистские усилия, утраивая и учетверяя их. Успеет ли Христова церковь вовремя приготовиться к их натиску? Церковь обязана защитить от нападок Священное Писание, которое " богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3: 16).

Христианская церковь должна быть готова напомнить националистам, что христианство — не какая-нибудь " инородная религия", а именно восточная, что Христос был рожден, распят и воскрес в Азии и вознесся с Елеонской горы. Чтобы эффективно бороться с засильем культов в Америке и других районах мира, проповедники, священники и особенно преподаватели, составляющие программы христианских колледжей, должны уделить огромное внимание воспитанию хороших специалистов. Христиане должны знать, не только во что они верят, но и почему они верят в это; они должны быть в состоянии, как говорит Библия, " всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3: 15).

Учение важнейших сект надо систематизировать и предоставлять всем заинтересованным как комментарий в виде литературной серии или журнала, выходящего раз в полгода. Тогда будет легче узнавать методы работы культистов Америки и других стран, отмечать ключевые моменты их теории, способы использования и искажения ими христианской терминологии. Церковь Иисуса Христа, повторяем, должна бояться не рвения культистов, а своей собственной апатии и летаргии в жизненно важной сфере благовестия. Все заинтересованные лица и организации должны получать нужную литературу немедленно. Всем христианам просто придется прийти к согласию и заняться этой проблемой сообща.

На всех фронтах служения церковь сталкивается с нарастающим и все более энергичным давлением со стороны культов. Господь предупреждал нас: " Приходит ночь, когда никто не может делать" (Ин. 9: 4), так что публикация нужной литературы даст нам возможность немного развеять сумерки и приблизить рассвет.

Однако никакие публикации нам не помогут, если учебная подготовка христианских проповедников не будет приведена в должное состояние и если программы духовных семинарий и колледжей не будут содержать все необходимые дисциплины. Образование — жизненно важный момент.

 

Проект пятый: конференции по культам

 

И последнее предложение — организация специальных конференций или лекций на уровне поместных церквей, конференций, посвященных изучению Библии, в школах и семинариях под руководством специалистов по крупнейшим культовым системам. Я сам в течение многих лет проводил такие лекции, и другие организации, занимающиеся культами, следовали этому удачному образцу. Такие конференции всегда возбуждают в слушателях огромный интерес, выявляя контрасты между учением культов и историческим христианством. Проводимые в научной, деловой и в то же время общедоступной манере, с ответами докладчиков на вопросы по каждой лекции, эти мероприятия послужат двойной цели. Они смогут показать теоретические ошибки культов и в то же время усилить веру христиан в свое великое учение. Автор принимал участие в такой деятельности в течение нескольких лет. Она дала свои плоды, но сделать еще нужно очень много. Писание напоминает нам: " Нивы... побелели и поспели к жатве. Жатвы много, а делателей мало. Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Ин. 4: 35, Мф. 9: 37-38). Докладчиками могут быть люди из Института христианских исследований, есть и другие организации в стране, которые в состоянии заняться этим. Но как бы то ни было, спрос превышает предложение, и ситуация должна быть исправлена как можно скорее.

Если бы все предыдущие предложения были приняты к сведению и воплощены в жизнь, то, автор убежден, крупнейшие культы почувствовали бы себя очень неуютно, а христиане, веру которых пробовали отвергнуть, оказались бы в преимуществе.

Используя ценный материал, тщательно отобранный и переведенный, если возможно, на язык страны, где особенно распространен конкретный культ, сопровождая его фильмами, которые может предоставить исследовательский центр, собирающий сведения обо всех крупнейших культах мира, христиане — служители, преподаватели, проповедники — отражали бы каждый шаг культистов.

В завершение нашего разговора замечу, что путь к исцелению нелегок, полон конфликтов и проблем, но если пойти по нему, желая не только донести до людей весть об искупительной благодати, но и защитить от нападок Евангелие ее Спасителя, мы достигнем цели, спасая тех, кого мы обратим из культов, отговорим от вступления в них, утвердим в вере христианской церкви. Давайте отправимся в долгий путь, чтобы наверстать упущенное. Час пробил.

 

1. Religious Research Digest, December 1961, pp. 8-11.

 

Библиография

 

Библиография *

· Atkins, G. Modern Religious Cults and Movements. New York: Fleming H. Revell Co., 1923.

· Bach, Marcus. They Have Found a Faith. New York: Bobbs-Merrill, 1946.

· Bjornstad, James. Counterfeits at Your Door. Ventura: Gospel Light Publications, 1979.

· Boa, Kenneth. Cults, World Religions and You. Wheaton: Victor Books, 1977.

· Enroth, Ronald, et al. A Guide to Cults and New Religions. Downers Grove: InterVarsity Press, 1983.

· Gerstner, John H. The Theology of the Major Sects. Grand Rapids: Baker Book House, 1960.

· Gruss, Edmond C. Cults and the Occult. Grand Rapids: Baker Book House, 1982.

· Hesselgrave, David J., ed. Dynamic Religious Movements. Grand Rapids: Baker Book House, 1978.

· Hoekma, Anthony A. The Four Major Cults. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1963.

· Larson, Bob. Larson's Book of Cults. Wheaton: Tyndale House Publishers, Inc., 1982.

· Lewis, Gordon R. Confronting the Cults. Grand Rapids: Baker Book House, 1966.

· Martin, Walter R. The Christian and the Cults. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1956.

· The Rise of the Cults, 1955. Walter Martin's Cults Reference Bible. Santa Ana: Vision House Publishers, 1981.

· Mathison, Richard R. Faiths, Cults and Sects of America. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1960.

· Melton, J. Gordon. The Encyclopedia of American Religions (2 vols.). Wilmington. N.C.: McGrath Publishing Co., 1978.

· Neve, J. L. Churches and Sects in Christendom. Minneapolis: Augsburg, 1952.

· Passantino, Robert and Gretchen, Answer to the Cultist at Your Door. Eugene: Harvest House Publishers, 1981.

· Petersen, William J. Those Curious New Cults. New Canaan, Conn.: Keats Publishers Inc., 1973, 1975.

· Sanders, J. Oswald, and Wright, J. Stafford. Some Modern Religions. London: Tyndale Press, 1956.

· Schaff, Philip, and Hcrzog, Johann. The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge (15 vols.). Grand Rapids: Baker Book House.

· Sire, James W. Scripture Twisting. Downers Crove: InterVarsity Press, 1980.

· Spittler, Russell P. Cults and Isms. Grand Rapids: Baker Book House, 1962.

· Strong, James. Strong's Exhaustive Concordance of the Bible. New York: Abingdon-Cokcsbury Press.

· Van Baalen, Jan Karel. Chaos of the Cults. Grand Rapids: Wm B. Eerdmans Publishing Co., 1962.

· Wyrick, Herbert M. Seven Religious Isms. Grand Rapids: Zondervan, 1940.

 

КУЛЬТЫ В СОПОСТАВЛЕНИИ С ПИСАНИЯМИ

· Allis, Oswald T. The Old Testament: Its Claims and Its Critics. Nutley, N.J.: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1972.

· Archer, Gleason L. Encyclopedia of Bible Difficulties. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1982.

· Geisler, Norman L. Christian Apologetics. Grand Rapids: Baker Book House, 1976. Decide for Yourself: How History Views the Bible. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1982.

· Geisler, Norman L. and Nix, William E. From Cod to Us. Chicago: Moody Press, 1974. A General Introduction to the Bible. Chicago: Moody Press, 1968.

· Lewis, Give Staples. The Case for Christianity. New York: Macmillan Publishing Co., 1956.

· Lewis, Gordon R. Testing Christianity's Truth Claims: Approaches to Christian Apologetics. Chicago: Moody Press, 1976.

· Pinnock, Clark H. Reason Enough: A Case for the Christian Faith. Downers Grove: InterVarsity Press, 1980. Set Forth Your Case: An Examination of Christianity's Credentials. Chicago: Moody Press, 1971.

 

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

· Bowser, Arthur. What Every Jehovah's Witness Should Know. Denver: B/P Publications, 1975.

· Breese, Dave. Know the Marks of the Cults. Wheaton: Victor Books.

· Magnani, Duane, and Barrett, Arthur. Dialogue With Jehovah's Witnesses (2 vols.). Clayton, Calif.: Witness Inc., 1983.

· Martin, Walter, and Klann, Norman. Jehovah of the Walchtower. Minneapolis, 1981.

· Moulton, J. H. A Grammar of New Testament Greek (3rd. ed.). Edinburgh: Tavil T. Clark.

· Ross, Rev. J. J. Some Facts and More Facts About the Self-styled Pastor, Charles T. Russell.

· Young, G Douglas. Grammar of the Hebrew Language. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1951.

· Young, Robert. Analytical Concordance to the Bible. New York: Funk & Wagnalls Co., 1919.

 

" ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА"

· Hoekema, Anthony A. Christian Science. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1974.

· Martin, Walter. Walter Martin Speaks Out on the Cults. Ventura: Vision House Publishers, 1983.

· Martin, Walter, and Klann, Norman H. The Christian Science Myth. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1956.

· Peabody, Frederick W. The Religio-Medical Masquerade. Fleming H. Revell, 1910. Twain, Mark. Christian Science. Harper. 1907.

 

МОРМОНИЗМ

· Bales, James D. The Book of Mormon? Rosemead: Old Paths Book Club, 1958.

· Budvarson, Arthur. The Book of Mormonism — True or False? Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1941.

· Call, Lamoni. 2000 Changes in the Book of Mormon. Salt Lake City: Modern Microfilm Company.

· Fraser, Gordon H. Is Mormonism Christian? Chicago: Moody Colportage Library, 1957.

· Gibbs, Josiah F. The Mountain Meadows Massacre. Salt Lake City: Salt Lake Tribune, 1910.

· Hoekema, Anthony A. Mormonism. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1974.

· Hougey, Hal. Archeology and the Book of Mormon. Pacific Press, 1973.

· Martin, Walter R. The Maze of Mormonism. Santa Ana: Vision House Publishers, 1978.

· McConkie, Bruce R. Mormon Doctrine. Salt Lake City: Bookcraft, rev. 1978. What the Mormons Think of Christ. Salt Lake City.

· Mulder, Wm. Among the Mormons. New York: Knopf, 1958.

· Nelson, Dee Jay. The Joseph Smith Papyri — A Translation and Preliminary Survey. Salt Lake City: Modern Microfilm Company.

· Nutting, J. D. The Little Encyclopedia of Mormonism. Cleveland: Utah Gospel Mission, 1927.

· Sackett, Charles C. What's Going On in There? Thousand Oaks: Ex-Mormons for Jesus, 1982.

· Starks, Arthur E. A Complete Concordance to the Book of Mormon. Independence: Herald Publishing House, 1950.

· Thayer, Joseph Henry. Creek-English Lexicon. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1973.

 

СПИРИТИЗМ

· Koch, Kurt E. Christian Counseling and Occultism. Grand Rapids: Kregel Publications, 1973.

· McKight, Marcus. Spiritualism. London, 1950.

· Schofield, A. T. Modern Spiritism -Its Science and Religion. Unger, Merrill F. Demons in the World Today. Wheaton: Tyndale House Publishers, 1971.

· Wilson, Clifford A., and Weldon, John. Occult Shock and Psychic-Forces. San Diego: Master Books, 1980.

 

ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО

· Kuhn, Alvin B. Theosophy, A Modern Revival of Ancient Wisdom. New York: H. Holt & Co., 1930.

· McNiele, E. R. From Theosophy to Christian Faith. London: Longmans Green & Company, 1919.

· Rogers, L. W. Elementary Theosophy (6th ed.). Wheaton: The Theosophical Press, 1956.

 

ДЗЕН-БУДДИЗМ

· Arvon, Henri. Buddhism. New York: Walker and Company, 1962.

· David-Neel, Alexandra. Buddhism, Its Doctrines and Its Methods. New York: Avon Books, 1977.

· Robinson, Richard H. The Buddhist Religion. Belmont, Calif.: Dickenson Publishing, 1970.

 

БАХАИЗМ

· Bach, Marcus. " Bahai, A Second Look, " Christian Century, April 10, 1957.

· " We Love All Religions, " Time magazine, April 26, 1963.

· Abdu'l-Baha. Some Questions Answered (emphasis on Christianity).

· Miller, Elliot. " The Baha'i Faith." In Walter Martin's Cults Reference Bible. Walter Martin, ed. Santa Ana: Vision House Publishers, 1981.

 

ЦЕРКОВЬ ЕДИНЕНИЯ

· Durham, Deanna. Life Among the Moonies: Three Years in the Unification Church. Plainfield: Logos International, 1981.

· Kemperman, Steve. Lord of the Second Advent. Ventura: Regal Books/Gospel Light, 1981.

· Yamamoto, J. Isamu. The Puppet Master. Downers Grove: InterVarsity Press, 1977.

 

ВОСТОЧНЫЕ РЕЛИГИИ

ИНДУИЗМ

· Mangalwadi, Vishal. The World of Gurus. New Delhi: Vikas Publishing House, 1977.

· Zaehner, R. C. Hinduism. 2d. ed. Oxford: Oxford University Press, 1966.

КРИШНАИТЫ

· Levine, Faye. The Strange World of the Hare Krishnas. New York: Fawcett Publications, 1974.

· Judah, J. Stillson. Hare Krishna and the Counterculture. New York: John Wiley and Sons, 1974.

· Yamamoto, J. Isamu. Hare Krishna Hare Krishna. Downers Grove: InterVarsity Press, 1978.

ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ МЕДИТАЦИЯ

· Weldon, John, and Levitt, Zola. The Transcendental Explosion. Irvine: Harvest House Publishers, 1976. Lewis, Gordon R. What Everyone Should Know About Transcendental Meditation. Glendale: G/L Regal Books, 1975.

ИСЛАМ

· Bavinck, J. H. The Church Between Temple and Mosque. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1981 (reprint).

· Christian Witness Among Muslims. Ghana, W. Africa: Africa Christian Press, 1971.

· Cragg, Kenneth. The Call of the Minaret. New York: Oxford University Press, 1964.

· Parrinder, Geoffrey. Jesus in the Qur'an. New York: Oxford University Press, 1977.

· Parshall, Phil. New Paths in Muslim Evangelism. Grand Rapids: Baker Book House, 1980.

 

* К сожалению на русском языке практически отсутствуют сколько-нибудь серьезные монографии по культовым системам, а тем более труды, в которых рассматривались бы особенности работы культистов в нашей стране, поэтому мы приводим краткий список литературы на английском языке, которую можно использовать как основание для соответствующих исследований в этой области — Прим. ред.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.177 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь