Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вволю насытившись, кобылицы
Не в силах, кажется, пошевелиться: Тихо стоят они у реки, Хвостами мух отгоняя лениво. Лишь весело скачут, резвы на диво, Жеребята и стригунки. Гусей и уток крикливых стаи То опускаются, то взлетают… Смехом и криками оглашая Степной простор далеко вокруг, Женщины юрты ставят ловко. Видны уверенность и сноровка В плавных движениях белых рук. Бай, объехав свои отары, Довольный скотом и самим собой, На статном коне трусит домой К закипающему самовару. Хозяйка льет из сабы кумыс. Уже домочадцы в кружок сошлись, А мальчик, посланный батраками, Вертится рядом, ластясь к маме, Просит жалобно: “Мяса дай! ” В тени навеса готовят чай. И в ожиданьи горячего чая, На кошмах важно усевшись, баи Ведут беседу между собой. Пока один, не в меру болтливый, Трещит не смолкая, другие учтиво Кивают рассказчику головой. Старец дряхлый в белой рубашке Кричит чабанам: “Отгоните скот! ” Мечтает бедняга, что бай позовет И угостит кумысом и барашком. Табунщики на лошадях лихих, В чапанах, поясом стянутых туго, К аулу спешат, обгоняя друг друга, — Усталыми кажутся лица их. А группа юношей с ловчей птицей На уток охотится и веселится. Если выпущенный из рук Стремительно беркут ввысь взовьется И крупного селезня схватит вдруг… Что было — прошло, и уже не вернется К бедняге, дряхлому старику. Он сделал все на своем веку И, праздно стоя на берегу, В угоду юношам громко смеется. Абай Кунанбаев 1886 В стихотворении «Лето» преоблодает восхищение, любование картиной казахского аула, расположенного в живописной местности и дигамикой действия людей на джайляу. 23.Идейно-эстетическая содержание стихотворения «Ты зрачок глаз моих». Ты - зрачок глаз моих, И мудрец весь седой, Весь в слезах я брожу Не страшись, что в тиши Ты поймешь до конца, Холодна ты вполне Косы тьмой, тьмой ночной Яркий рот - сладкий мед, Гибок стан и высок. Пусть дотла сердце сжег Ты грустна - даль темна. То гневна, то нежна... Как восход, как закат - Лучше ты во сто крат Знает млад, знает стар: Мне слова не даны, Все, как я, влюблены, Но к тебе нас манит Кто не смел - не жигит. Стихотворение описывает удивительную красоту женщины, поэт использует мотивы восточной поэзии. 24.Идейно-тематическое содержание стихотворения «К наукам я холоден был в юности»(наизусть). Мотивами печали, одиночества проникнуто стихотворение «К наукам я холоден в юности был…» (1886). В нем автор делится своими переживаниями. Вспоминая прошлое и анализируя настоящее, он подводит итог пройденному жизненному пути. Соответственно хронотоп произведения охватывает два пространственно-временных плана. Они, с одной стороны, взаимосвязаны между собой, с другой – в определенной мере противопоставляются. Обращаясь к прошлому и настоящему, автор говорит о важности обретения человеком знаний. Однако при этом он отмечает, что в юности легче понять суть изучаемых наук, чем в зрелом возрасте «К наукам я холоден в юности был, Их пользу я видел, но смысла не знал. По зрелости лет потянулся я к ним, Увы, ухватить их я суть опоздал» [2, 20]. В процессе соотнесения прошлого и настоящего автор создает гипотетическую реальность. Он предполагает, каким он мог быть в зрелые годы, если бы в юности уделял большое внимание изучению наук. «Кого тут винить, что остался ни с чем? Учись в свое время – другим бы я стал» [2, 20]. Особенности хронотопа стихотворения обусловили использование глаголов прошедшего и настоящего времени. Они позволяют провести грань между воспоминаниями и моментом действи-тельности, с позиций которого автор описывает свое душевное состояние, делится своими мыслями. Произведение содержит риторический вопрос. Его включение позволяет проследить логику изложения, сократить прос-транственно-временную дистанцию между автором и читателем, создать впечатление, будто автор делится сокровенным, ведет доверительную беседу. В произведении возникает образ детей. Рассуждая о пользе знаний, автор говорит, что отправил своего сына учиться в медресе. Дети выступают символом будущего. Они воплощают надежду автора, его стремление к знаниям. «В ученье детей отдать я детей пожелал. Но сына послал в медресе не за тем, Чтоб службу служил и чины получал. И сам я стремился возвысить свой ум» [2, 20]. В стихотворении затрагивается проблема отчуждения. Подводя итог своим размышлениям, автор говорит: «И равных себе в красноречье не знал. Но труд мой не ценят в народе, и я Покой одиночества в жизни избрал» [2, 20]. Тем самым он показывает, что его хронотоп стоит несколько обособленно от хронотопа окружающих его людей. Отсутствие понимания создает пространственно-временную дистанцию между ним и народом. В связи с чем автор вынужден замкнуться в пределах собственного хронотопа. «К наукам я холоден был в юности» К наукам я холоден был в юности, Их пользу я видел, но смысла не знал. По зрелости лет потянулся я к ним, Увы, ухватить их я суть опоздал. Кого тут винить, что остался ни с чем? Учись в свое время – другим бы я стал. Есть радость одна – это дети мои. В ученье отдать я детей пожелал. Но сына послал в медресе не за тем, Чтоб службу служил и чины получал. И сам я стремился возвысить свой ум, И равных себе в красноречье не знал. Но труд мой не ценят в народе, и я Покой одиночества в жизни избрал. 25. Идейно-тематическое содержание стихотворения «Пока не знаешь- молчи»(наизусть). Многоплановостью характеризуется хронотоп стихотворений цикла «Будь разборчив в пути своем». Он начинается произведением «Пока не знаешь – молчи…» (1886). Хронотоп данного стихотворения несет в себе глубокое философское содержание. Категории времени и пространства вводятся в произведение в целях углубления авторской концепции, усиления воздействия слов писателя на сознание читателя. Они выступают своеобразной мерой оценки моральных качеств человека, о чем свидетельствуют следующие строки: «Чтоб человеком ты был, И вровень с веком ты был, Ты пятерых побори И пятерых избери» [2, 15]. Будучи связанными с духовным миром людей, время и пространство приобретают в стихотворении определенную окраску. Она обусловливается прежде всего деяниями человека, образом его жизни, характером его поступков. «В бесцельных днях и в ночи, Пустых забав не ищи» [2, 15], - говорит Абай в своем произведении. Тем самым поэт подчеркивает, что, если человек изначально не стремится к высоким идеалам и нравственным ценностям, то его жизнь лишена смысла, а его индивидуальное время протекает напрасно. Категория хронотопа характеризуется неопределенностью. Это объясняется содержанием стихотворения. Автор рассуждает о нравственных нормах поведения человека, о смысле бытия. Затронутые Абаем проблемы несут в себе общечеловеческое значение. Они актуальны для всех поколений людей, а не для конкретного временного периода. Несмотря на неопределенность, время имеет в произведении единицы измерения. В качестве основных выступают – день, ночь, час. Обращаясь к ним, автор показывает временную протяженность человеческих деяний. Им, с одной стороны, подчеркивается значимость поступков людей, с другой – раскрывается сложность, тернистость пути знаний, добра, справедливости истины. Подтверждение тому – следующие слова автора: «Добро увидев – о нем Ты помни ночью и днем. Коль книги с детства читать - Ученым сможешь ты стать. Не унывай, маловер! Бери с великих пример. Не говори: «Я не тот! », Учись – и знанье придет. Никто не сможет помочь, Коль ты, чуть вспыхнув, погас. Учись не день и не час, И будешь знаньем богат, А знанье – истинный клад» [2, 15]. Стихотворение построено в форме обращения, назидания. Автор беседует и одновременно наставляет молодое поколение. Отсюда использование глаголов в повелительном наклонении, в будущем времени во втором лице. Такое построение произведения способствует сокращению пространственно-временной дистанции между автором и читателем, создает иллюзию прямого диалога, которая усиливается благодаря использованию вопросительных предложений и прямой речи: «О говорящем с тобой Не думай: “Кто он такой? ” А думай: “Что говорит? ”» [2, 15-16]. В стихотворении возникает образ пути: «Разумен будь и правдив В делах и думах своих, - Так мудрецы говорят. Пойми совет их простой. Да будет праведен путь Твоей души молодой! » [2, 16]. Данный образ неразрывно связан с внутренним миром человека, отражает его духовную эволюцию. Путь, по мнению автора, обусловливается деяниями людей. Поэтому он может быть праведным и неверным. Человек, совершающий добрые дела, стремящийся к знаниям, к гармонии в жизни, идет по правильному пути. Он движется по вертикали, ввысь, к подлинным идеалам и нравственным ценностям. В стихотворении автор по сути раскрывает пространство души человека. Он определяет основные составляющие внутреннего мира людей. Согласно авторской концепции, основу бытия человека составляет знание. Оно обусловливает поступки и поведение людей. Знание освещает внутренний мир человека, наполняет смыслом его жизнь. Оно обусловливает прогресс, развитие общества. Отсюда неразрывная связь знания с категорией хронотопа. «Лишь знаньем жив человек. Лишь знаньем движется век. Лишь знанье – светоч сердец» [2, 16]. Пространство души человека, ставящего своей целью постижение действительности, изучение законов бытия, всегда наполнено светом, а его индивидуальное время носит поступательный характер, ибо он устремлен в будущее. Символично обращение автора к числу «пять». Оно означает целостную индивидуальность человека и связано с его макрокосмом. Воплощает его одухотворенность. Число «пять», согласно философии ислама, выступает символом защиты, благотворения. Ибо в основе религии мусульман лежат пять столпов: вера, молитва, паломничество, пост, милосердие. Число «пять» связано с пятью чувствами человека и отражает его многосторонность. Оно символизирует интуитивное состояние людей. Именно поэтому, рассуждая о смысле бытия, проникая в пространство души человека, автор выбирает число «пять»: «Злословье, ложь, хвастовство, Безделье и мотовство - Вот пять врагов твоих, знай. А разум и доброта, Упорство, скромность и труд - Вот пять друзей, согласись» [2, 15]. Пока не знаешь - молчи... Пока не знаешь - молчи. Пока блуждаешь - молчи. В бесцельных днях и в ночи Пустых забав не ищи. Чтоб человеком ты был, И вровень с веком ты был, Ты пятерых побори И пятерых избери. Злословье, ложь, хвастовство. Безделье и мотовство - Вот пять врагов твоих, знай. А разум и доброта, Упорство, скромность и труд - Вот пять друзей - согласись. Увидев зло - отвернись, К беде пороки ведут. Добро увидев о нем Ты помни ночью и днем. Коль с детства книги читать - Ученым сможешь ты стать. Не унывай, маловер! Бери с великих пример, Не говори: «Я не тот! » Учись, и знанье придет. Никто не сможет помочь, Коль ты, чуть вспыхнув, погас. Учись не день и не час. И будешь знаньем богат. А знанье - истинный клад. За мудрым следуй смелей Не слушай вздорных людей Уровень(14 балл) |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы