Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Выражение авторского отношения к окружающей действительности через лирического героя.



Стихотворение «Осень» (1888). Хронотоп данного произведения охватывает три пространственно-временных плана. Первый из них отражает изменения, происходящие в природе осенью. Второй раскрывает состояние аула. Третий содержит описание внутреннего мира лирического героя. Все три плана тесно

переплетаются между собой и способствуют созданию объективной картины описываемого времени года. Характеризуя осень, автор проводит параллели между миром природы и казахским аулом. Тем самым он подчеркивает единство хронотопов людей и окружающей их действительности. Изображаемые в стихотворении явления описываются вначале в третьем лице. Автор выступает в роли стороннего наблюдателя, отмечающего перемены в природе и в жизни аула. Однако в финале произведения появляется образ лирического героя, который от своего имени выражает отношение к происходящему. Он говорит: « Я по холмам брожу, где веет ветер, Где бегают некормленые псы, Откуда виден весь наш быт убогий В осенней мгле темнеющего дня, – Потертый войлок юрт, тоска дороги

И степи – без единого огня»

Такой подход позволяет, с одной стороны, показать изображаемые явления с различных пространственно-временных позиций, с другой – подчеркнуть единство времени-пространства лирического героя с временем-пространством окружающего его мира. В стихотворении проводится мысль о том, что индивидуальный хронотоп человека является частью хронотопа природы. В стихотворении указываются бытовые реалии, присущие данному времени года. Культурно-исторический хронотоп несет нформацию о жизни казахского народа и его традиционных занятиях в осенний период. Автор отмечает, что в это время года «годовалых взнуздывать пора», а жители аула обычно: «Выделывают шкуры, кожи мнут, Плетут ремни, латают дряхлый полог, Просушивают скарб и шерсть прядут» Психологический хронотоп позволяет понять настроение людей, их чувства, которые они испытывают под влиянием осенней погоды. На его уровне раскрываются переживания лирического героя. Биологический хронотоп отражает взаимосвязь мира человека и мира природы.

 

14. Тематика и жанровое своеобразие стихотворений. Традиции Абая в современной поэзии.

В целом, традиции, из них традиции в поэзии развиваются, изменяются, расцветают и обновляются. Однако для этого необходимы новые повороты, процессы, развитие, другие обстоятельства в жизни, сознании, художественном мировоззрении. Очевидно, что благодаря этим требованиям в целом в казахской литературе зародился необъятный мир, возникло особое явление как поэзия Абая, мир Абая, традиции Абая.

Традиции Абая являются великой традицией в казахской литературе. Общеизвестно, что понятие «традиции Абая» является многогранным, сложным. Наследие Абая, с точки зрения мастерства, и по тематике и содержанию, и по поэтическому искусству является необъятным. В ходе развития широко развивающегося ныне литературного процесса формирование понятия «традиции Абая» имеет огромное значение. Это объясняется тем, что тема традиций Абая является обширной и актуальной научной отраслью. Ученый Б. Абдыгазиев, исследовав продолжение абаевских традиций в творчестве Шакарима, пишет: «Традиции Абая являются всесторонне обогащенным и ценным направлением, нашедшим закономерное продолжение в истории развития казахской литературы» [1; 16].

В казахской литературе сформировалось обширное направление - традиции Абая. Бесспорно, что традиции Абая до сих пор продолжают его многочисленные потомки. М. Ауэзовберет пример с традиций Абая, продолжает художественное мастерство поэта, поднимая его на новый уровень в прозе. Поэтому в литературе зарождается многогранная связьтемы «Абай и Ауэзов».

Подобно традициям Абая, нашедшим широкое распространение и сформировавшимся как широкое и большое направление в казахской литературе, традиции Пушкина в русской литературе, глубоко укоренившись, стали подобны огромному исполину. Традиционными темами, ставшими объектом специальных научных исследований, стали такие обширные темы в казахской литературе, как «Абай и Шакарим», «Абай и Мухтар», «Абай и Магжан», в русской литературе - «Пушкин и Лермонтов». Современная, сложная, эмоционально насыщенная жизнь значительно изменила нравственно-психологический облик человека. Огромный поток информации, напряженный ритм жизни, высокий интеллектуальный уровень человека послужили причиной новых интенсивных поисков в области художественной литературы, ее заметного изменения и обогащения. Реализм ныне приобрел всеобъемлющий характер. Все многообразие жизни стало подвластно перу художника. Реализм как высшая форма отношения искусства к действительности неисчерпаем. При всем разнообразии поисков художников в основе настоящего искусства всегда лежит

момент нравственного и духовного бытия человека. На каждом этапе развития, как свидетельствует история литературы, художники наиболее часто прибегают к определенным приемам, системе изобразительных средств, даже к героям определенного типа. Мифы, символы, подтексты, поток сознания, смешение временных пластов, предельное напряжение состояния героя, смена ритма повествования, широта мышления и восприятия мира, ассоциативность — все это оказывается наиболее продуктивным для обогащения функции художественного образа. Все это как нельзя лучше соответствует ассоциативному мышлению высокоинтеллектуального читателя XXI века. Появление образа-идеи следует рассматривать как важную форму современного художественного мышления. Из этого ряда для примера можно взять символ и подтекст, которые нередко выступают в единстве.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь