Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мастерство поэта в трансформации восточных мотивов в своих поэмах.



Как уже говорилось, первые свои произведения Абай написал под влиянием восточной классической литературы.

Обычно, когда речь о подражании Абая восточным образцам, то в первую очередь называют три его стиха: «Как яхонт, взорам ты мила…», «Шамси, Саади, Физули…», «Алифби».

Они были впервые включены в сборник Абая, изданный в 1933г. Даже при поверхностном взгляде видно, что начинающий поэт подражает чисто внешне, используя готовые формы восточной поэзии. Более того, юный Абай на первых порах не интересовался особенностями или поэтическим мастерством известных классиков Востока, а использовал канонические сравнения, эпитеты из их поэзии, разумеется, строго соблюдая ритмику звучания восточного стиха. Например, в стихе «Как яхонт, взорам ты мила…» облик красавицы сравнивается с раушан (светлая, ясная, лучезарная), -глаза – с гаухар (драгоценный камень), лицо – лагил (изумруд), т.е. с готовыми категориями.

Физули, Шамси, Сайхали,

Навои, Саади, Фирдоуси,

Хожа Хафиз – все вы

Помогите моему стремлению, -

Писал Абай о своих учителях – великих поэтах Востока.

Третье стихотворения Абая «Алифби» по содержании. И по форме мало чем отличается от предыдущих двух: здесь также явно видны следы подражания восточным стихам. Но есть и некоторое отличие – обращение к традиции казахской народной поэзии.

Абай Кунанбаев - значитель критического реализма в казахской

Литературе.

Во второй половине XIX в. наряду с устным творчеством происходило развитие и письменной казахской литературы. Важнейшим явлением в этой новой литературе было творчество великого казахского поэта Абая. Абай является классиком казахской литературы, основоположником критического реализма в казахской литературе. Его произведения имели огромное значение в просвещении казахского народа и в приобщении его к передовой русской демократической культуре. В совершенстве владея мастерством, накопленным устной народной поэзией казахов, Абай усовершенство­вал и обновил традиционное казахское стихосложение. Творившему в XIX веке Абаю принадлежит заслуга утверждения в казахской литературе метода критическо­го реализма. Благодаря ему получили права гражданства в казахской поэзии такие жанры, как философская поэма, сатирический памфлет, философская и граждан­ская лирика. Многие свои стихи он положил на собственную музы­ку и они полетели по степям. Абаем введено и навсегда узаконено в казахской поэзии около полутора десятков новых, неизвестных ранее форм стиха. В прозе Абай выступил как создатель своеобразного, специфического жанра назиданий (гаклия), включаю­щих в себя элементы философских рассуждений, пламенной публицистики, благородных дидактических наставлений, – о них ниже будет сказано более по­дробно. Абай Кунанбаев явился основоположником и создате­лем новой письменной казахской литературы, и многие его оригинальные произведения и переводы остаются не­превзойденными по мастерству. Среди казахов он был образованнейшим человеком своего времени.

8.Тематическая многоплановость и жанровое своеобразие слов назиданий.

 

Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қ ара сө з» (в дословном переводе «Простое (буквально — чёрное) слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Қ ара сө з» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему — делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления. Ещё в 1945 г., к 100-летию со дня рождения Абая, в издательстве «Художественная литература» вышел сборник избранных переводов его произведений на русский язык, содержавший перевод Виктора Шкловского под названием «Назидания». Позднее этот перевод выходил в свет в 1954 и 1979 г. Также известны переводы казахского писателя Сатимжана Санбаева под названием «Слова назидания» (1970 год) и писателя Ролана Сейсенбаева, который называется «Книга слов» (1992-1993 гг.)

9.Развития в поэмах учения Абая о полноценном человеке. (Точное содержание Лек.13.стр.116-123).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь