Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жизнь святого равноапостольного князя Владимира после крещения и его кончина



Святой князь Владимир много сделал для просвещения Руси светом Христианства. Он построил много храмов. Существует версия, что первая церковь, им построенная, - храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Среди построенных святым Владимиром церквей выделяется киевская церковь во имя Пресвятой Богородицы. Строили ее греческие мастера. Для обеспечения этой церкви и ее клира князь Владимир дал десятую часть некоторых своих доходов. От этого церковь получила название Десятинной. Обеспечение церкви Пресвятой Богородицы князь Владимир закрепил законодательно, дав ей специальный Устав. Надзирать за расходованием выделенных средств он поставил Анастаса Корсунянина. В Десятинной церкви служили священники из Корсуни (Херсонеса). Там же находились мощи святого Климента Римского, вернее их часть, а также вывезенные их Корсуни иконы, кресты и церковные сосуды. Строительство Десятинной церкви завершилось в 996 году.

Князь Владимир построил и первую на Руси обетную церковь – в Василеве, близ Киева, во имя Преображения Господня. Случилось это после того, как печенеги в праздник Преображения Господня внезапно напали на Василев, когда там находился князь Владимир. Он едва спасся, укрывшись под мостом. Тогда князь Владимир и дал обет построить храм в Василеве. «Избегнув опасности, - говорит летописец, - Владимир, точно, построил церковь и устроил великое празднование, наварив меду триста мер. И созвал бояр своих, посадников и старейшин из всех городов и всяких людей много и роздал бедным триста гривен. Праздновал князь восемь дней и возвратился в Киев в день Успенья Святой Богородицы, и здесь вновь устроил великое празднование, сзывая бесчисленное множество народа. Видя же, что люди его христиане, радовался душой и телом. И так делал постоянно».[49]

Сильное впечатление на князя Владимира произвели слова Священного Писания: «Блаженны милостивые» и т.п. «Слышав все это, повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньгами. Устроил он и такое: сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?» И раздавали тем все необходимое. И еще нечто большее делал он для людей своих: каждое воскресенье решил он на дворе своем в гриднице устраивать пир, чтобы приходить туда боярам, и гридням и сотским, и десятским, и лучшим мужам – и при князе и без князя. Бывало там множество мяса – говядины и дичины, - было в изобилии всякое яство».[50] Князь Владимир очень любил свою дружину и совещался с ней. Услышав, что дружинники возроптали на то, что им подают деревянные ложки, а не серебряные, он велел выковать для них серебряные ложки. «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра», - сказал он при этом.[51]

Весьма милостив был святой князь Владимир к преступникам, и не казнил их, боясь греха. Из-за этого умножились разбои. Епископы сказали ему: «Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым на милость. Следует тебе наказывать разбойников, но по проверке».[52] Тогда князь Владимир стал карать преступников.

С соседними государями князь Владимир старался жить в мире. Воевать ему приходилось в основном с печенегами. Построил много городов-крепостей для защиты от печенегов.

Важным для историков является написанное вероятно осенью 1008 года письмо германского миссионера архиепископа Бруно (в монашестве Бонифация) Кверфуртского. Оно адресовано германскому королю Генриху II. Бруно совершил ряд миссионерских путешествий к языческим народам. В 1009 году он погиб в возрасте 27-ми лет во время миссии к пруссам. В 1008 году Бруно, после неудачной миссии среди венгров, предпринял миссионерскую поездку к печенегам. По дороге он заехал в Киев, где тогда княжил святой Владимир. После возвращения от печенегов Бруно написал письмо Генриху Германскому.

«Верно, уж целый год исполнился месяцами и днями с тех пор, как мы покинули венгров, где понапрасну провели много времени, и направились к печенегам, жесточайшим из всех язычников. Государь Руси (т.е. святой Владимир), великий державой и богатствами, в течение месяца удерживал меня против (моей) воли, как будто я по собственному почину хотел погубить себя, и постоянно убеждал меня не ходить к столь безумному народу, где, по его словам, я не обрел бы новых душ, но одну только смерть, да и то постыднейшую. Когда же он не в силах был уже (удерживать меня долее) и устрашен неким обо мне, недостойном, видением, то с дружиной два дня провожал меня до крайних пределов своей державы, которые из-за вражды с кочевниками со всех сторон обнес крепчайшей и древнейшей оградой. Спрыгнув с коня на землю, он последовал за мною, шедшим впереди с товарищами, и вместе со своими боярами вышел за ворота. Он стоял на одном холме, мы - на другом. Обняв крест, который нес в руках, я возгласил честной гимн: «Петре, любишь ли меня? Паси агнцы моя!» По окончании респонсория государь прислал к нам (одного из) бояр с такими словами: «Я проводил тебя (до места), где кончается моя земля и начинается вражеская; именем Господа прошу тебя, не губи к моему позору своей молодой жизни, ибо знаю, что завтра до третьего часа суждено тебе без пользы, без вины вкусить горечь смерти». Я отвечал: «Пусть Господь откроет тебе (врата) Рая так же как ты открыл нам путь к язычникам!»[53] Далее Бруно описывает свое пятимесячное пребывание среди печенегов. Согласно сообщению Бруно, ему удалось добиться заключения мирного договора между Русью и печенегами. Бруно и его спутники обратили в христианство примерно тридцать человек. Бруно также рукоположил для печенегов в епископы одного из своих спутников. Судьба этой епископской кафедры неизвестна. Как отмечает А.В. Назаренко: «Казалось бы, приведенный рассказ не слишком информативен для историка. Но не забудем, что перед нами строки, написанные человеком, всего лишь два-три месяца назад лично и многократно встречавшимся с Владимиром Святым, - здесь дорога буквально каждая мелочь, даже то, как князь спрыгивает, (а не «сходит» или «слезает») с коня. Но и в остальном текст Бруно говорит отнюдь не мало».[54]

Святой равноапостольный князь Владимир преставился в 1015 году. Его христианская супруга Анна скончалась, по сообщению «Повести временных лет», в 1011 году. Византийский писатель Иоанн Скилица говорит о том, что Анна умерла после Владимира. Германский хронист Титмар Мерзебургский упоминает, что в 1018 году Святополка и Болеслава Польского в Киеве встречали девять сестер Ярослава и его мачеха, вдова Владимира. Если Анна скончалась ранее Владимира, то придется признать, что после смерти Анны князь Владимир вступил в новый брак. После смерти князя Владимира у него осталась совсем маленькая дочь Добронега-Мария. Историк М.Б.Свердлов считает, что последней женой князя Владимира была Куно, дочь Швабского герцога Конрада, что вряд ли соответствует действительности.

Года за два до смерти равноапостольного князя Владимира против него стал злоумышлять Святополк Ярополчич, считавшийся сыном Владимира. Святополк стал чеканить собственные монеты. Его заговор оказался не опасным, и был ликвидирован. Информацию о заговоре Святополка приводит германский хронист, современник событий епископ Титмар Мерзебургский[55]. Он рассказывает, что Владимир женил Святополка на дочери князя Болеслава Польского. Вместе с Болеславной на Русь прибыл епископ Соли Колобжегской Рейнберн. Епархия его, образованная в 1000 году, находилась в славянском балтийском Поморье. К 1015 году она фактически не существовала из-за восстания язычников-славян. Епископ Рейнберн был послан на Русь, можно думать, в качестве духовного наставника дочери Болеслава. «Упомянутый король[56], узнав, что его сын[57] по наущению Болеславову намерен тайно против него выступить, схватил того епископа вместе с этим своим сыном и его женой, заключил в темницу, каждого по отдельности». В темнице епископ Рейнберн скончался. Титмар восхваляет его как святого.

Старшим сыном святого князя Владимира был Вышеслав. Он княжил в Новгороде и умер еще при жизни Владимира. После него князем Новгородским стал другой сын Владимира – Ярослав, прежде бывший князем Ростовским. В Ростове стал княжить Борис. Другие сыновья святого равноапостольного князя Владимира княжили: Глеб – в Муроме, Святослав – в Древлянской земле, Всеволод – во Владимире-Волынском, Мстислав – в Тмуторокани. Другие сыновья – Станислав, Судислав и Позвизд.

В 1014 году Ярослав отказался платить своему отцу дань. Князь Владимир решил идти войной на непокорного сына, но заболел. В следующем году Владимир снова стал готовиться к походу на Новгород. Во время этих приготовлений его застигла смерть. Святой равноапостольный Владимир скончался 15 июля 1015 года в княжеском селе Берестово под Киевом. В это время его любимый сын Борис, князь Ростовский, находился с отцовской дружиной в походе на печенегов. Где находился Святополк, неизвестно. Возможно, он командовал войском, которое должно было противодействовать Ярославу. Согласно «Повести временных лет», Святополк в момент смерти Владимира находился в Киеве. Титмар Мерзебургский считал, что Святополк находился в темнице до смерти Владимира.

Летописец, рассказав о преставлении князя Владимира, прославил его следующими словами: «То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил также. Если и обращался он к скверной страсти, однако после усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножился грех, там преизобилует благодать». Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, став христианами, не воздаем ему почестей, равных его делу. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли. Если бы имели мы усердие и молились за него Богу в день его смерти, то Бог, видя наше усердие к нему, прославил бы его: нам ведь следует молить за него Бога, так как через него познали мы Бога. Пусть же Господь воздаст тебе по желанию твоему и все просьбы твои исполнит – о Царствии Небесном, которого ты и хотел. Пусть даст тебе Господь Царство Небесное вместе с праведными, услаждение пищей райской и ликование с Авраамом и другими патриархами, по слову Соломона: «со смертью праведника не погибнет надежда».[58]

В 1635 году святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, проводил раскопки Десятинной церкви. При этом был обнаружен древний саркофаг, возможно св. князя Владимира. Глава погребенного в нем мужчины была перенесена в храм Спаса на Берестове, а позднее – в Успенский собор Киево-Печерской лавры.

Современниками святого равноапостольного князя Владимира были византийский государственный деятель, гимнограф и агиограф преподобный Симеон Метафраст (середина-вторая половина X века) и знаменитый византийский богослов и аскет преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022). 

 


[1] Рапов О.М. Русская Церковь в IX – первой трети XII века. Принятие христианства. М., 1988. С. 196.

[2] Сторонники норманнской теории, основываясь на созвучии имен и на приход из заморья, считают его скандинавом по имени Рёнгвальд. Однако заморьем новгородские и псковские летописи нередко именуют южный и даже восточный берег Балтийского моря.

[3] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 91.

[4] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. / История Русской Церкви. – М.: изд. Спасо-Преображенского монастыря, 1994. Кн. 1. С. 223.

[5] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 2002. Т. 1. Ч. 1. С. 92- 93.

[6] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 2002. Т. 1. Ч. 1. С. 93.

[7] Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью / Полное собрание русских летописей. Т. 9. СПб., 1862. С. 39. Папой Римским в это время был Бенедикт VII.

[8] Рапов О.М. Русская Церковь в IX – первой трети XII века. Принятие христианства. М., 1988. С. 195-196.

[9] Пархоменко В.А. Характер и значение эпохи Владимира, принявшего христианство // Ученые записки Ленинградского государственного университета. Серия историческая. Л., 1941. № 73.

[10] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 95.

[11] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 95.

[12] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 95.

[13] Вероятно Десятинная церковь.

[14] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 97.

[15] Историк Степан Александрович Гедеонов видел в словах «отцы наши не приняли этого» свидетельство о происхождении предков князя Владимира из южнобалтийских славян, упорно не желавших принимать христианство от западных миссионеров. Следует отметить, что отношение к греческому православию в этих племенах было, как полагают, вполне терпимым.

[16] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII.века. М., 1978. С. 99-101.

[17] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С.117.

[18] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 121.

[19] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 1. М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 228-229.

[20] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 1. М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 229.

[21] Такое мнение высказывал Николай Михайлович Карамзин.

[22] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 1. М., 1994. С. 231-233.

[23] Скончался в 1025 году

[24] Скончался в 1028 году.

[25] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 123.

[26] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 123-125.

[27] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 125.

[28] Так называемое «Особое житие» святого князя Владимира называет имена послов князя Владимира, направленных им к императорам Василию и Константину. Это воеводы Олег и Ждьберн или Ижберн.

[29] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 125-127.

[30] Георгий Кедрин писал свой «Синопсис» на рубеже XI-XII веков.

[31] Васильевский В.Г. Избранные труды по истории Византии. М., 2010. Кн. 1. С. 212.

[32] Васильевский В.Г. Избранные труды по истории Византии. М., 2010. Кн. 1. С. 212.

[33] Арабский писатель имеет в виду, что руссы не являлись ни христианами, ни мусульманами, ни иудеями.

[34] Абу Шуджа Ар-Рудравари в 1075-1094 годах являлся везиром халифа ал-Муктади, скончался в 1095 году.

[35] Северное сияние.

[36] Речь идет о комете Галлея.

[37] Ольга была недовольна тем, что ей пришлось в заливе Суд (Золотой рог) долго ожидать приема у императора.

[38] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Кн. 1. С. 240.

[39] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. … Кн. 1. Примечания. С. 313.

[40] Поппэ А. Политический фон крещения Руси (русско-византийские отношения в 986-989 гг.) / Как была крещена Русь. М., 1988. С. 240-286.

[41] Милютенко. С. 306.

[42] Левченко М.В. Очерки по истории Русско-византийских отношений. М., 1956. С. 386.

[43] Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. СПб., 2008. С. 369-370.

[44] Кузьмин А.Г. Крещение Киевской Руси. М., 2012. С. 2001.

[45] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 131-133.

[46] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 133.

[47] Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII века. Принятие христианства. М., 1988. С. 256.

[48] Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII века. Принятие христианства. М., 1988. С. 256.

[49] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 141.

[50] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 141.

[51] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 141.

[52] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 143.

[53] Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 315.

[54] Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. С. 315.

[55] Титмар происходил из рода графов Вальбек, в 1009 году стал епископом Мерзебургским. Титмар начал работу над своей хроникой вероятно в 1012 году и трудился в течение нескольких лет, до своей смерти. Скончался он 1 декабря 1018 года.

[56] Князь Владимир.

[57] То есть Святополк.                                                                                                                                                                            

[58] Повесть временных лет / Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь