Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мифы, колдуны, магия и календарь.



Миф не только своеобразно объясняет картину Мира, но и санкционирует существующий в обществе порядок, утверждает необходимую систему ценностей, норм поведения, обычаев и представлений.

Миф не содержит абстрактных понятий, он рассказывается, танцуется, поётся, входит в сознание, рисуется или скульптурно воплощается не как сухое описание,

а как эмоциональное воспроизведение событий из жизни наших предков и героев.

В мифе Мир не столько объясняется, сколько показывается и переживается,

а эти чувства предполагают живую реакцию людей, соучастие рассказчика и слушателей в общем действе, в ритуале или обряде.

Обратите внимание как описывается ритуал будущим филологам (Л.Н.):

 Ритуал, это не набор бесполезных и экзотических действий, как это видится со стороны «чужаку». Ритуал – это опыт выживания и сохранения своей целостности, таинственный и понятный только представителям данного социума и выработанный именно этой группой, путём тысячелетий проб и ошибок.  Вы когда-нибудь слышали что либо подобное из государственных СМИ? (Л.Н.).

Сомнения в целесообразности этих предписаний отступали перед лицом их вековой практической подтверждённости, собственный опыт оценивался именно в свете общей веры в традицию, опыта прошлого.

Наше Прошлое (опыт древних поколений) не исчезало бесследно, наоборот, с

уходом оно только усиливало своё влияние на настоящее. В традиционных

обществах с предками советуются при любом начинании и ведении всех дел.

Жертвоприношения позволяют настоящему поколению влиять на расположение к себе прошлых поколений. Представляете, если подобное «выдаст» учитель в школе? – Заклюют.(Л.Н.).

Особую роль в этом взаимодействии поколений играет устная традиция, которая не только рассказывает о прошлом, но и организует будущее, определяя настоящее, она одновременно и религия, и наука о Природе, и навыки ремесел, и история, и досуг, и отдых, и развлечение.

Устная традиция и мифы утверждают становление человеческого общества, возникновение доверия не только собственным органам чувств, но и словам, символам традиции, умозрению, сообщениям о непосредственно не воспринимаемом событии.

С помощью мифов, легенд, былин и сказок, человечество обретает свое видение Мира, культурное, отличное, от непосредственно физиологического.

 

Поливариантность любого мифа или сказки создает сложную проблему

тождества, идентичности конкретного повествования.

Действительно, если та история про Колобка, которую вам рассказывала ваша мама в детстве и которую вы записали по памяти, не совпадает с описанием её в специально изданной детской книге, то можно установить, в чём именно различаются эти истории.

Однако, если вы заинтересуетесь этой темой и начнете собирать все опубликованные версии сказки о Колобке, то выяснится, что и опубликованные истории тоже различаются между собой в некоторых деталях. И у Вас в скором времени возникнет и вопрос о том, что эти сказки очень напоминают другие истории из других регионов, где вместо Колобка выступает другой персонаж, совершающий, сходные действия.

Изучение многих сказок народов Мира, выявило глубинное сходство множества на первый взгляд совершенно различных историй.

Далее ещё одна интересная деталь (Л.Н.):

Культом (от лат. cultus – почитание) или обрядом (ритуалом) называют символические (индивидуальные и коллективные) действия, призванные оказать воздействие на Сакральное – духов, стихии, демонов или Богов.

Различные племена, народности и этносы, тысячелетиями взаимодействовавшие с внешним Миром, со временем открыли и закрепили оптимальные способы своей деятельности, которые и получили статус ритуала (обязательного набора движений, точный смысл которых не ставится под сомнение, иногда обосновываясь мифом) .

Мышление индивида ориентируется на усвоение, воспроизведение и транслирование традиционного знания, однако, при этом высоко ценится индивидуальная смекалка и творческое умение решать традиционные проблемы.

 

А вот так на государственном уровне трактуется роль колдуна внутри социума. Согласитесь, несколько необычная трактовка для обычного обывателя (Л.Н.).

Колдун является посредником между небольшим этносом, племенем, поселением и окружающей Природой, между членами племени в разрешении их споров и конфликтов, а также посредником в установлении внутреннего Мира сомневающегося и страдающего соплеменника.

Мифы, колдуны, магия и календарь.

Всем нам с детства знакомы такие слова как мифы, сказки, легенды, магия, ритуал, шаман, и календарь. Изучая различные источники на эту тему, я пришел к выводу, что то, как нам преподносят эти понятия в литературе, и в различных СМИ, несколько отличается от того, чему обучает государство в своих университетах нашу гуманитарную элиту - филологов. 

Так как же преподносятся сии познания на государственном университетском уровне?

Дабы не цитировать уйму учебников и различных лекций, я постараюсь суммарно изложить суть вопроса.

Формат ВК не позволяет полноценно выделить основные моменты объёмного материала, поэтому я прикрепляю к тексту вордовский файл, где выделю цветом, жирным шрифтом, курсивом и подчёркиванием основные моменты.

 И так, начнём.

Важной особенностью мифологических текстов является то, что в

древности отсутствовала письменность, и мифы существовали как живое

устное предание, которое воспроизводилось рассказчиками (сказителями, поэтами, теологами). Это приводило к тому, что возникало множество вариантов одной и той же истории или т.н. «поливариантность» мифа.

Самое интересное, что установление «истинного текста» или исходного варианта того или иного мифа, былины, сказки или саги оказалось невозможным.

В Мире насчитывается более 100 тысяч былин, легенд и мифов, но, как это на первый взгляд, ни парадоксально, все их можно свести примерно к 200-ам изначальным самостоятельным сюжетам. Всё остальное – это вариации на тему этих сюжетов, с учётом особенности той или иной территории, народности, нации или группы лиц.  

Устный миф фактически не является отдельным повествованием в современном смысле; он – вся совокупность вариантов этого повествования в пространстве и времени, все его пересказы и трансформации.

Это относится и к древнейшим ведическим, вавилонским и гомеровским текстам, которые были зафиксированы письменно через сотни и тысячи лет после своего создания, и содержат в себе следы этой несогласованности и многовариантности.

Причём хочу обратить внимание читателя, что ведические мифы и былины на государственном уровне признаются, и считаются самыми древнейшими из известных нам мифов (Л.Н.).

Совершенно очевидным это стало в XIX веке, когда фольклористы (от англ. Folk-lore) начали записывать бытующие образцы устного народного творчества.

Миф является уникальной и самостоятельной формой целостного мироотношения, порождая новые, в том числе и современные нам формы. 

В широком смысле - всё человеческое познание является мифотворчеством, поскольку мы можем познавать Мир, только создавая его символические аналоги, собственно «мифы», которые никогда не могут быть признаны абсолютно совпадающими с действительностью.

Даже если мы познали нечто настолько, что можем его искусственно воспроизводить, например алмазы, то и в этом случае мы не можем претендовать на всезнание Бога, поскольку мы не представляем, чем в будущем обернётся для нас это знание.

Наука, претендующая на объективное и беспристрастное описание

действительности, сама тоже является активным «творением» бытия, созданием специфических метафор.

Язык способен «создавать» определенные феномены. Так появляются «артефакты» и известные «явления», которых на самом деле нет.

Сходную природу имеют и идеологические мифы ХХ века – «Тысячелетнего Рейха» или «Коммунизма», претендовавшие на научность, аналогично как и популярные ныне концепции априорно «деструктивной» сущности всех «сект».

В последнее время стало активно возрождается мифотворчество в художественной литературе (Дж. Джойс, Ф. Кафка, Г. Гарсиа Маркес), в эзотерической философии (К. Кастанеда) и неофольклоре (Джон Рональд, Руэл Толкиен, Джоан Роулинг).

Эмоциональность и «заданность» этих мифов противоречит самому духу и этике собственно научного религиоведческого исследования, спецификой которого, при всём его неизбежном метафоризме, всё же является именно максимальная на данный исторический период однозначность, объективность и непредвзятость.

Именно это и отличает науку от собственно мифологии, идеологии, апологетики и других форм более явной и заинтересованной вовлеченности в бытие.

Даже «учёные мужи» признают поразительное бессмертие мифологии. Считается, что её в такой же степени легко понимают как «не приобщенные к цивилизации» представители различных народов, так и народы, стоящие на вершине цивилизации, например, такие умы, как Шекспир, Гёте, или Пушкин.

Мифология выступает как «универсальное средство международного взаимопонимания», даже с учётом того что в мифах есть «вера в сверхъестественное», что мифология «ненаучна» (так например, в советское время, были периоды запрета на преподавание сказок в школах, поскольку они искажали «научное» мировоззрение). 

Однако, как оказалось, и «ненаучное» может быть очень важным и ничем не заменимым средством социального воздействия и коммуникации, не только между поколениями, но и между целыми культурными регионами и эпохами.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь