Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I. Постановка целей урока.



Поурочные  разработки

По информатике

 

 

                                   

 

 

 


Тема: Техника безопасности. Введение в предмет. Информатика. Информация. Информационные процессы. Роль информации.

 

Цели: познакомить и заинтересовать учащихся предметом;

показать, чему должны научиться учащиеся и какое значение имеет информатика в жизни;

познакомиться с требованиями к поведению на уроке, правилам техники безопасности.

 

Программно – дидактическое обеспечение:

презентация (1 урок по информатике),

плакат по технике безопасности

О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 1-3.

 


Ход урока.

I. Постановка целей урока.

1. Что такое информатика.

2. Что изучает наука информатика?

3. Что нельзя делать на уроке информатики?

 

II. Изложение нового материала.

Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – информатику. Вас ждет очень интересная, увлекательная, творческая работа.

Откуда и почему появилась информатика?. Что вы узнаете и чему научитесь на уроках информатики?

 

ПРАВИЛА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ.

1. В кабинете вычислительной техники установлена дорогостоящая аппаратура – компьютеры, принтер, сканер. Поэтому:

- Бережно обращайтесь с этой техникой;

- Спокойно, не торопясь, не толкаясь, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место.

2. Во время работы лучевая трубка монитора находится под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому строго запрещается:

- Трогать разъемы соединительных кабелей;

- Прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

- К тыльной стороне монитора, клавиатуры;

- Выключать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;

- Класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;

- Работать во влажной одежде и влажными руками.

Информационные процессы

 

В разных научных дисциплинах и в разных областях техники существуют разные понятия информации. Но есть общие черты, которые объединяют эти разные подходы. (презентация)

 

Упражнение 1.

Найдите общие черты, используя наводящие вопросы:

1. Что нужно сделать с информацией, чтобы она появилась? (создать, найти, искать, собрать)

2. У меня есть некоторая информация. Что я могу с ней сделать (передать, распространить, использовать, копировать.)

3. Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? (Получить, разрушить)

4. Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций (сложить два числа, перевести текст с английского на русский)? (Обработать, преобразовать)

Вывод: понятие информации во всех без исключения сферах предполагает создание, передачу, обработку и хранение информации. Все эти процессы называют информационными

 

Передача, обработка и хранение информации происходит в форме сигналов или знаков. (презентация)

Роль информации: Человек всегда обрабатывает информацию: узнает новые данные(из газет, книг, по радио, телевидению), использует известные данные на работе и в повседневной жизни (например, вы знаете что пойдет дождь, возьмете зонтик), создает новую информацию (например, в науке, искусстве, литературе).

 

III. Итог урока.

IV. Домашнее задание.

Знать определения информации, информационных процессов. Выучить основные ключевые понятия

 

Вопросы и задания:
1. Приведи примеры информации.


2. В чем сходство и различие информации в примерах урока.


3. Картина, билет в кино. Какую информацию можно получить из этих предметов?


4. Соедини точки с помощью цифр. Какую информацию ты получишь после
этой работы?

3. 4. 5.
   
2. 6.
1.   7.

 

 

Тема: Информатизация общества. Информационная культура человека. Свойства информации.

 

Цели: сформировать у учащихся понятие «информационная культура», «информатизация общества»;

Выявить свойства информации

 

Программно – дидактическое обеспечение:

О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 2 стр. 16-17; урок 4 стр. 28-29

Презентация

 

 



Ход урока.

 

I . Постановка целей урока.

1. Считаете ли вы себя человеком, владеющим информационной культурой? Почему?

2. Как можно охарактеризовать наше общество сегодня?

3. Как можно защитить информацию?

 

III. Итог урока.

IV. Домашнее задание: Перечислите свойства информации.


Тема: Виды информации. Формы представления информации.

 

Цели: классифицировать информацию по видам;

Научить учащихся выбирать понятные формы представления информации.

 

Программно – дидактическое обеспечение:

О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 4 стр. 30-31

Презентация

 

 


Ход урока.

 

I . Постановка целей урока.

1. Приведите примеры актуальной информации.

2. Какими свойствами обладает историческая информация?

3. Каковы недостатки информации, размещенной в Интернет?

 

Ход урока.

 

I . Постановка целей урока.

1. Абак – прапрадедушка современного компьютера.

2. Что изобрел Блез Паскаль

3. Аналитическая машина Ч. Беббиджа.

4. Поколения ЭВМ.

5. Виды ЭВМ

 

Поколения ЭВМ.

 

Характеристики I поколение
Годы 1949-1958гг.
Элементарная база Электронно-вакуумные лампы
Размер(габариты) Громоздкое сооружение, занимавшее сотни квадратных метров, потреблявшее сотни киловатт электроэнергии и содержащее в себе тысячи ламп.
Мак. быстродействие процессора 20 тысяч операции в секунду
Мак. объем ОЗУ Несколько тысяч команд программы
Периферийные устройства Перфоленты и перфокарты
Программное обеспечение Программы составлялись на языке машинных команд, поэтому программирование было доступно не всем. Существовали библиотеки стандартных программ.
Области применения Инженерные и научные расчеты, не связанные с переработкой больших объемов данных
Примеры Mark I, ENIAC, БЭСМ, Урал

 

 

Характеристики II поколение
Годы 1959-1963гг.
Элементарная база Транзисторы
Размер(габариты) ЭВМ стали компактнее, надежнее, менее энергоемкими
Мак. быстродействие процессора Десятки и сотни тысяч операций в секунду
Мак. объем ОЗУ Увеличился в сотни раз
Периферийные устройства Внешняя память на магнитных барабанах и лентах
Программное обеспечение Стали развиваться языки программирования высокого уровня ФОРТРАН, АЛГОЛ, КОБОЛ. Программы стали проще, понятнее и программирование стало широко распространяться среди людей с высшим образованием.
Области применения Создание информационно – справочных и информационных систем.
Примеры М-220, Мир, БЭСМ–4, Урал-11, IBM - 7094

 

 

Характеристики III поколение
Годы 1964-1976 гг.
Элементарная база Интегральные схемы
Размер(габариты) ЭВМ делятся на большие , средние, мини и микро
Мак. быстродействие процессора До 30 млн. операции в сек. При проектировании процессора стали использовать технику микропрограммирования.
Мак. объем ОЗУ До 16 Мбайт. Появляется ПЗУ
Периферийные устройства Внешняя память на магнитных дисках, дисплей, графопостроители
Программное обеспечение Появились операционные системы и множество прикладных программ. Новые алгоритмические языки высокого уровня.
Области применения Базы данных, первые системы искусственного интеллекта. Системы автоматизированного проектирования и управления
Примеры IBM -360, CDC 6600, БЭСМ – 6, Минск -32

 

 

Характеристики IV поколение
Годы 1977-наши дни
Элементарная база БИС и СБИС
Размер(габариты) МикроЭВМ – малые габариты, сравнимые с размером бытового телевизора, суперкомпьютеры, состоящие из отдельных блоков и центральный процессор которых занимает отдельное помещение
Мак. быстродействие процессора 2.5 МГЦ у первых моделей и до 109 опер/сек  
Мак. объем ОЗУ От 16 Мбайт и более 107 Кбайт
Периферийные устройства Цветной графический дисплей, манипуляторы типа «мышь», «джойстик», клавиатура, магнитные и оптические диски, принтеры и др.
Программное обеспечение Пакеты прикладного программного обеспечения, сетевого ПО, мультимедиа и тд.
Области применения Все сферы научной , производственной, учебной деятельности, отдых и развлечение, Интернет.
Примеры IBM PC, Macintosh, Gray, ЭЛЬБРУС

 

 

Можно предположить, что на смену универсальным компьютерам придут интегрированные приборы, решающие конкретный спектр задач своего владельца – смартфон, web – телевизор и др.

Компьютеры займут ведущее место в здравоохранении и станут таким же атрибутом, как очки, и без этого маленького помощника больной будет чувствовать себя некомфортно.

Карманный компьютер сможет проинформировать владельца о последних новостях, позвонить, заказать билеты, уплатить налоги и т.д.

 

Основные виды ЭВМ

Виды ЭВМ Отличительные признаки Область применения
Суперкомпьютеры Самые мощные ПК, состоящие из отдельных блоков и требующие для обслуживания целый штат сотрудников Крупные предприятия и отрасли народного хозяйства, в частности графика и кино на телевидении
Мини-ЭВМ     Меньше размеры, производительность и стоимость. Для организации работы требуется специальный вычислительный центр, но не такой многочисленный Используются на крупных предприятиях, в научных учреждениях
Микро-ЭВМ   Небольшая вычислительная лаборатория в составе нескольких человек. Программисты занимаются внедрением и настройкой заказанного или приобретенного программного обеспечения. Используются на предприятиях для предварительной подготовки данных  
Персональные компьютеры: · Массовый ПК   · Деловой ПК     · Портативный ПК   · Рабочая станция   · Развлекательный     · Настольные   · Портативные · Карманные     · Тот, который присутствует на рынке · Минимизированы требования к графике и отсутствуют требования к звуку. · Обязательно наличие средств компьютерной связи · Повышенные требования к хранению данных · Качественное воспроизведение графики и звука. · Являются принадлежностью стационарного рабочего места · Удобны для транспортировки · Выполняют функции «интеллектуальных записных книжек»     Для поиска информации в Интернете, в учебном процессе, в научно – исследовательской работе, для создания мультимедиа – продуктов, для развлечения и многое другое.  

III. Закрепление изученного

Упражнение 1 (устно)

 

Какие компьютеры лучше использовать в следующих ситуациях:

1. Знаменитый американский режиссер приступает к съемкам нового фантастического фильма, насыщенного спецэффектами (суперкомпьютеры)

2. Петя играет в компьютерную игру – стратегию (ПК развлекательный)

3. Депутат разъезжает по стране и продолжает получать электронную почту и новости Интернета (Портативный ПК)

4. Ученые разрабатывают модель зарождения вселенной (Мини-ЭВМ)

 

IV. Итоги урока.

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

 

V. Домашнее задание.

Знать поколения и характеристики ЭВМ. Виды ЭВМ.

 

Творческое задание: представьте модель компьютеров пятого поколения. Укажите его предполагаемые на ваш взгляд технические характеристики, принцип работы и области применения

Тема: Системы счисления. Двоичная СС.

 

Цели: Познакомить учащихся с историей возникновения и развития систем счисления; указать на основные недостатки и преимущества непозиционных систем счисления.

 

Программно – дидактическое обеспечение:

О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 11 стр. 71

Презентация

Ход урока.

 

I . Постановка целей урока.

1. Сколько существует систем счисления? Какая была самая первая и почему?

2. Римские числа. Что они выражают?

 

I-1 V- 5 X- 10 L-50 C-100 D-500 M-1000

Правила составления числа в римской СС:

Число равно:

1) сумме значений, идущих подряд нескольких одинаковых «цифр»;

2) разности значений двух «цифр», если слева от большей «цифры» стоит меньшая. В этом случает от значения большей «цифры» отнимается значение меньшей «цифры».

Например: Записать число 444 в римской системе счисления:

444

 

400 + 40 + 4

 

(D-C) (L – X) (V – I)

 

 

CDXLIV

 

Например: Записать число 1986 в римской СС

1986

 

1000 + 900 + 50 + 30 + 6

 

M + (M-C) + L + (X + X + X) + V + I

 


MCMLXXXVI


Ход урока.

 

I . Постановка целей урока.

II. Проверка домашнего задания

Тест для фронтального опроса (стр. 372)

 

Развернутая форма числа

 

В позиционной системе счисления любое вещественное число может быть представлено в форме:

Aq = +-(an-1*qn-1 + an-2 * qn-2 +….+a0* q0 + a-1*q-1 + a-2*q-2 + … + am * qm)

Здесь:

А – само число

q – основание системы счисления

ai  - цифры данной системы счисления (an-2; an-1 и др.)

n – число разрядов целой части числа

m – число разрядов дробной части числа

 

Пример 1: Записать в развернутом виде число А10 = 4718,63

 

Пример 2. Записать в развернутом виде число А8 = 7764,1

Пример 3. Записать в развернутом виде число А16 = 3AF

 

 

 Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную.

Правило:

1. Представьте число в развернутой форме.

2. Найдите сумму ряда. Полученное число является значением числа в десятичной системе счисления.

 

Пример 4.

Переведем число 11112 в десятичную систему счисления.

1. Запишем число в развернутой форме:

2. Найдем сумму ряда: 23+22+21+20=1510

Пример 5.

Переведем число 0,1235

1. Запишем число в развернутой форме:

2. Найдем сумму ряда: 0,2+0,08+0,024=0,30410

 

Пример 6.

Переведем число 16,48

1. Запишем число в развернутой форме:

2. Найдем сумму ряда: 8+6+0,5=14,510

IV. Решение задач.

Упражнение 1.

Запишите в развернутом виде следующие числа:

А) А10 = 3457,78

Б) А5 = 231,44

В) А16 = Е23С,1А

Г) А2 2 = 11001,101

 

Упражнение 2.

Запишите в свернутой форме следующие числа:

А)

Б)

 

Упражнение 3

Запишите в десятичной системе счисления следующие числа:

А9=7688;    А5 = 432,1;         А3 = 120 ;       А4 = 102,31

Ответ: 76889 = 566910;   432,15 = 117,210; 1203 = 1510 ; 102,314 = 2,912510

 

Упражнение 4.

Представьте в десятичной системе счисления число 101,1, считая записанным в системах счисления от двоичной до девятеричной.

 

Ответ: 101,12 = 5,510

101,13 = 10,310

101,14 = 17,2510

101,15 = 26,210

101,16 = 37,1610

101,17 = 50,110

101,18 = 65,12510

101,19 = 82,110

 

V. Закрепление изученного

Выберите самостоятельно любое число из любой системы счисления и предложите соседу по парте перевести его в десятичную систему счисления. Ответы сравнить. (Работа в парах)

 

VI. Итоги урока

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

Домашнее задание

Выучить правило перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.

Знать развернутую форму записи числа.

 

Задача №1.

Сравните числа:

А) 510 и 58

Ответ 510 = 58

 

Б) 11112 и 11118

Ответ: 11112 < 11118

 

Задача №2.

Запишите в развернутой форме следующие числа: 7465,76210;2345,216;ACF3.B16

 

Задача №3

В коробке лежит 318 шар. Среди них 128 красных и 178 желтых. Докажите что здесь нет ошибки.

 

Док-во:

318 = 2510

128 = 1010

1510+1010=2510

 

Задача №4

В классе 11112 девочек и 10102 мальчиков. Сколько учеников в классе.

Ответ:

11112 = 1510

10102 = 1010

15+10=25 учеников.

 

Тема: Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую.

 

Цели: сформировать у учащихся навыки и умения перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую.

 

Программно – дидактическое обеспечение:

О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 14 стр. 85

Презентация

Ход урока.

 

I . Постановка целей урока.

II. Проверка домашнего задания

У доски проверяем решение дом. задач (выборочно)

Пока учащийся у доски готовиться отвечать, остальные выполняют задание по карточкам.

 

Задание: Заполните таблицу

 

Число Система счисления Основание СС Десятичное представление
3428      
10001,1012      
112,510          

 

Сообщите результаты теста и обратите внимание на ошибки.

 

 

Пример 1.

Перевести число 9710 в двоичную систему счисления.

 

97 48 24 12 6 3 1
2 2 2 2 2 2  
1 0 0 0 0 1  

 

Получаем 9710 = 11000012

 

Пример 2

Перевести число 12610 в восьмеричную систему счисления6

 

126 15 1
8 8  
6 7  

 

Получаем 12610 = 1768

 

Пример 3.

Перевести число 18010 в шестнадцатеричную систему счисления

 

180 11(В)
16  
4  

Получаем 18010 = В416

 

Пример 4.

Перевести число 0,6562510 в восьмеричную систему счисления

 


0, 65625

*        8

 5 25000

 

 2 00000

Получаем: 0,6562510 = 0,528

 


Пример 5.

Перевести число 0,6562510 в шестнадцатеричную систему счисления

     
 


 0,   65625

*          16

 10(А) 50000

            16

 8     00000

 

Получаем: 0,6562510 = 0,А816


Пример 6.

Перевести число 0,910 в двоичную систему счисления:

 

0, 9

* 2

1 8

   2

1 6

2

1 2

2

0 4

…….

Этот процесс можно продолжать бесконечно. В этом случае деление продолжаем до тех пор, пока не получим нужную точность представления

Получаем: 0,910 = 0,11102 с точностью до семи знаков после запятой.

IV. Закрепление изученного.

Решите задачи:

№1

Переведите число 200410 в:

А) в двоичную систему счисления (ответ: 111110101002)

Б) в восьмеричную систему счисления (Ответ: 37248)

В) в шестнадцатеричную систему счисления (Ответ: 7D416)

 

№ 2:

Переведите:

А) 3410 – А5 (1145)

Б) 32110 – А7 (6367)

В) 20110 – А3 (211103)

 

№ 3

Переведите числа из десятичной системы счисления в:

А) 0,141 в пятеричную (0,03235)

Б) 0,675 в троичную (0,200023)

В)0,2004 в восьмеричную (0,146458)

Г) 0,7982 в двоичную (0,1100112)

 

V. Итоги  урока.

Оцените работу группы и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

 

Домашнее задание:

Знать алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую.

Заполните следующую таблицу:

 

А2 А8 А10 А16
110101              
    217          
    261  
      4АС

 

Тема: Двоичная арифметика.

 

Цели: продолжить знакомство учащихся с двоичной системой счисления, указать ее недостатки и преимущества использования в ВТ; сформировать навыки выполнения арифметических действий с двоичными числами

 

Программно – дидактическое обеспечение:

О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 16 стр. 94

Презентация

Ход урока.

 

I . Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Попросите учащихся выписать ответы на доске и разберите решение задач, вызвавших затруднение при решении

 

Вычитание:

Исходя из того, что вычитание есть действие, обратное сложению, запишем правило арифметического вычитания одноразрядных чисел в двоичной системе счисления:

0 – 0 = 0

1 – 0 = 1

1 – 1 = 0

10 – 1 = 1

Используя это правило, можно проверить правильность сложения вычитание из полученной суммы одного из слагаемых. При этом, чтобы вычесть в каком либо разряде единицу из нуля, необходимо «занимать» недостающее количество в соседних старших разрядах.

 

Умножение:

0*0=0

0*1=0

1*0=0

1*1=1

 

 

IV. Закрепление изученного

 

Решите задачи:

№ 1

Выполните сложение:

1)1001001+10101 (ответ:1011110)

2) 101101+1101101 (ответ:10011010)

3) 1110101+1001101 (ответ:11000010)

4) 11000,11+11010,11 (ответ:110011,1)

5) 1011011+1011011 (ответ: 10110110)

6) 1110011+1011011 (ответ:11001110)

7) 1010111+101100 (ответ: 10000011)

8) 1110110,11+1010111,11 (ответ: 11001110,1)

 

№ 2

Выполните вычитание:

1) 10001000-1110011 (ответ:10101)

2) 11010110-10101110 (ответ: 101000)

3) 1111001-1010111 (ответ:100010)

4) 1101100-10110110 (ответ: -1001010)

5) 1101011-11100110 (ответ:1111011)

6) 11000110-1011101 (ответ:1101001)

7) 110101,101-1001,111 (ответ: 101011,11)

8) 1011001,1-1001101,1 (ответ:1100)

 

V. Итог урока

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке

 

Домашнее задание

Выучить правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления

Тема: Кодирование информации. Представление информации в ЭВМ.

 

Цели: ввести понятие «количество информации»; научить находить количество информации

 

Программно – дидактическое обеспечение:

О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 5 стр. 32; урок 6 стр. 38

Презентация

Ход урока.

 

I . Организационный момент.

III. Итоги урока

Оцените работу группы и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

 

Домашнее задание:Выучить основные определения и формулы.

Тема: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА .

Цели: Выявить знания учащихся по теме «Информация»

 

Ход урока.

1. Определение информации.
2. Виды информации:
- самостоятельная работа по информатике
- фотография
- время
- сладкий чай
- аромат духов
- звонок будильника
- холодный снег

3. Что можно делать с информацией.
- друзья обсуждают новый фильм
- энциклопедия
- ученый пишет научный доклад после проведения опытов

4. Прохождение информации внутри ЭВМ. Напиши, что делает с информацией каждое устройство.
- клавиатура -
- дисковод -
- память -
- процессор -
- память -
- дисплей -
- принтер -

5. Хранение информации.
Определение носителя информации.


Примеры:


6. Хранить, чтобы искать.

7. Передача информации.
1. Схема передачи информации.

 

 

2. Способы передачи:





















Передача информации.

1.

2. Способы передачи: звук, письмо, жест, код.

8. Искажения при передаче информации.
1. Помехи.
2. Добавление лишней информации.
3. Уничтожение части информации.

 

Тема: Архитектура компьютера.

 

Цели: познакомить учащихся со структурой ПК, показать связь между устройствами;

 

 

Программно – дидактическое обеспечение:

О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 26 стр. 153; Презентация




Ход урока.

 

I . Организационный момент.

Устройства ввода

Клавиатура - с нее вводится текстовая информация и команды управления. У стандартной клавиатуры 101 клавиша. Но современные клавиатуры могут содержать дополнительно: Windows-клавиши (вызов меню «Пуск», вызов контекстного меню) Мультимедиа-клавиши (клавиши управления аудио- и видеопрограммами) Трекбол или «точпад», выполняющий функции мыши
Манипулятор "мышь" - служит для работы с графическими элементами управления, а также рисования, черчения. Основная кнопка мыши - левая (под указательным пальцем). Колесико служит для прокручивания текста, а также используется как средняя кнопка. Современные мыши обычно имеют несколько дополнительных программируемых кнопок.
Джойстики и геймпады - аналоги мыши, использующиеся в игровых программах.
Графический планшет - может использоваться вместо мыши, удобен для рисования, черчения (существуют специальные конструкторские планшеты с набором сенсорных кнопок).
Многофункциональное устройство с листовым сканером Планшетный сканер Сканер - устройство преобразования графического изображения в электронный вид. Типы сканеров: Ручные - устройство небольшого размера вручную перемещается над изображением. Простейшие ручные сканеры используются в кассах магазинов самообслуживания. В компьютерной технике сейчас почти не используются, так как дают низкое качество: равномерно вести руку со сканером над картинкой сложно. Листовые - в процессе обработки сканер протягивает лист через себя, как принтер. Так можно сканировать отдельные листы или тонкие журналы, но никак не книгу. Листовые сканеры используются в многофункциональных системах (телефон + факс + принтер + сканер + копир). Планшетные - изображение помещается на плоскую поверхность и закрывается крышкой, как в ксероксе. Это самый универсальный тип сканера, дающий лучшее качество отсканированного изображения. Разрешение сканирования отвечает за качество (и следовательно, размер) получившегося изображения. Измеряется в dpi - количестве точек на квадратный дюйм. Например, стандартное разрешение сканирования для веб-изображений - 300 dpi. Отсканированное изображение всегда имеет растровый тип.
Веб-камера - простенькая видеокамера, передающая напрямую в компьютер изображение довольно низкого качества.

 

Другие устройства, которые могут использоваться как устройства ввода:

Цифровой фотоаппарат

Цифровая видеокамера

Микрофон

Мобильный телефон и т.д.

Устройства вывода

ЭЛТ-монитор   ЖК-монитор Монитор - на его экран выводится визуальная информация в текстовом или графическом виде. Основные характеристики: Тип: Электронно-лучевой (ЭЛТ) или "обычный" монитор, принцип действия которого схож с телевизором. У него большие размеры, и сильное, по сравнению с ЖК-монитором, излучение. Жидкокристаллический (ЖК) монитор. У него чуть ниже частота развертки, и стоит он гораздо дороже, зато он почти ничего в пространство не излучает. У ЖК-мониторов довольно узкий угол обзора, то есть глядя на него сбоку, вы получаете картинку с искаженными цветами. Поэтому дизайнеры по сей день предпочитают ЭЛТ-мониторы. Размер - задается диагональю экрана в дюймах. Например, 15", 21". Сейчас домашние компьютеры комплектуются мониторами с 17- или 19-дюймовым экраном. Разрешение экрана - это максимальное количество точек (пикселов) по горизонтали и вертикали, а также количество поддерживаемых цветов. Например, 1024*768 точек * 65535 цветов. Количество цветов часто задается через количество бит на один цвет. Например, если каждый цвет кодируется одним байтом (8 бит), то количество цветов такого разрешения - 256. В режиме High color на каждый цвет приходится 16 бит, а в True color (режим фотореалистичного изображения) - 32 бита. Частота развертки экрана измеряется в герцах. Чем выше эта частота, тем четче изображение, и меньше устают глаза при работе за компьютером. Рабочая частота ЖК-монитора ниже, чем частота электронно-лучевого (~60 Hz против ~85-100 Hz).
Матричный принтер   Струйный принтер   Лазерный принтер Принтер распечатывает текстовую или графическую информацию на бумаге. Основные характеристики: Разрешение печати, как и для сканера, измеряется в dpi - количество точек изображения на квадратный дюйм (180 dpi, 600 dpi). Тип: Матричные - печатающая головка с иголочками ударяет по красящей ленте, как рычаги в печатной машинке. Изображение каждого символа строится из стольких же точек, сколько иголок в головке (например, 9 или 27), обычно эти точки на распечатке хорошо видны. Струйные - краска выбрызгивается из форсунок в печатающей головке. Разрешение печати у них больше, но распечатка часто "мажется". Картриджи для цветного струйного принтера обходятся недешево: заправки хватает в среднем на 300 листов, но даже если не печатать, через какое-то время краска в картридже высыхает сама. Однако, это единственный тип принтера, дающий качественную цветную печать для домашних условий (лазерные цветные принтеры очень громоздки и дороги). Чтобы получить фотоизображение на струйном принтере, понадобится не только фотобумага, но и фотокардридж, состоящий не из трех, как обычно, а из пяти баллончиков краски. Лазерные - красящий порошок прилипает к бумаге, участки которой нагреваются лазером. У этих принтеров самое высокое разрешение и скорость печати, а стоимость копии - самая низкая (хотя картридж лазерного принтера стоит очень дорого, но хватает его зачастую не на одну тысячу листов).   Размер от формата бумаги А4 (альбомный лист) и выше. Принтер может работать со "своей" бумагой и любым меньшим форматом. Каждый принтер работает с определенным видом бумаги. Например, матричный с ручной подачей может печатать едва ли не на папиросной, а лазерному понадобится гладкая "тяжелая" бумага (плотностью 80 г/м2).
Плоттер - печатающее устройство большого формата, обычно используется для вывода чертежей и больших иллюстраций (плакатов, календарей и т.д.). В печатающую головку чертежного плоттера вставляются карандаши или фломастеры. Сейчас выпускают также струйные плоттеры.
Динамики служат для вывода звука. Это могут быть наушники, две простенькие колонки или мощная звуковая система из десятка мощных динамиков.

 

III. Практическая работа

Исследование всех устройств компьютера на рабочем месте

 

IV. Итог урока.

 

Домашнее задание

Знать основные компоненты ПК и их основные назначения.

Тема: Клавиатура ЭВМ.

 

Цели: познакомить учащихся с устройством ввода информации - клавиатурой;

 

 

Программно – дидактическое обеспечение:

О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 31 стр. 191; Презентация

Ход урока.

 

I . Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

 

Некоторые важные клавиши

Ход урока.

 

I . Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

 

Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Инструментальное ПО

Первая группа

Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта

 

 

 

Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы

 

 

 

Ученые научно-исследовательского института

расшифровывают записи, переданные марсоходом

 

 

 

Вторая группа

 

 
Выпускной 11 класс готовит фотоальбом и собирает воспоминания о своей школьной жизни

 

 

   
Web-дизайнер создает сайт известной фирмы

 

 

   
Школьник играет в компьютерную игру

 

 

   

Третья группа

 
Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна

 

 

   
Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету

 

 

   
Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки

 

 

   
               

 

VI. Итоги урока

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

 

Домашнее задание

Уровень знания: выучить основные термины и определения урока и виды программного обеспечения.

Уровень понимания: люди каких профессий работают с символьной, гра­фической и звуковой информацией? Заполните таблицу примерами.

 

Профессия Результат деятельности Программное обеспече­ние

Поурочные  разработки

По информатике

 

 

                                   

 

 

 


Тема: Техника безопасности. Введение в предмет. Информатика. Информация. Информационные процессы. Роль информации.

 

Цели: познакомить и заинтересовать учащихся предметом;

показать, чему должны научиться учащиеся и какое значение имеет информатика в жизни;

познакомиться с требованиями к поведению на уроке, правилам техники безопасности.

 

Программно – дидактическое обеспечение:

презентация (1 урок по информатике),

плакат по технике безопасности

О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 1-3.

 


Ход урока.

I. Постановка целей урока.

1. Что такое информатика.

2. Что изучает наука информатика?

3. Что нельзя делать на уроке информатики?

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.366 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь