Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Технические основы пластической выразительности



Анализ специальной литературы показывает, что многие авторы, так или иначе затрагивавшие в своих научных работах аспект выразительности, культуры движений, рассматривают эту характеристику спортивного мастерства во взаимоотношениях с технической подготовленностью гимнастки. Одни из них [100; 95; 102] видят возможность проявления спортсменом высокой культуры движений при одновременно низком уровне техники исполнения этих элементов и тем самым подчеркивают независимость культуры движений как самостоятельного компонента подготовленности; другие (их - большинство), придерживаются иной позиции при раскрытии характера данной взаимосвязи [182; 17; 196; 88; 191; 129], принимая в качестве одного из важнейших критериев правильности техники двигательных действий ее эстетический фактор и «зрелищный эффект». Согласно такому подходу, подтвердившемуся на практике в ходе педагогических наблюдений, низкая техническая подготовленность гимнасток-художниц заведомо ведет к неблагоприятной оценке их пластической выразительности.

Результаты биомеханического анализа техники движений выразительной пластики [119; 191] позволили сделать серьезный шаг вперед в теории и методике художественной гимнастики. Это связано с научным обоснованием принципов построения двигательных действий, в наиболее яркой форме заключающих в себе специфические особенности «художественности» исполнения. Сложнокоординационная структура целостных двигательных действий выразительной пластики для стилистически законченного их выполнения требует формирования у спортсменок более или менее сложных двигательных навыков. Рассматривая, таким образом, техническое совершенство в качестве важного слагаемого в воспитании выразительности движений, целый ряд специалистов выделяет овладение точностью движений по форме как наиболее значимый и приоритетный его фактор [17; 195; 190; 128; 129; 138]. Они полагают, что добиваться процессуальной точности движений (по Н.А. Бернштейну, [18]) необходимо через навыки «тонкого восприятия позы, контроля положений тела и его частей в пространстве в статике и в динамике». Данный подход иллюстрируется точкой зрения Е.И. Мухамедвалеевой [137]: точность придает движениям «особую выразительность, легкость, художественную определенность», что детерминирует сопряженность процессов формирования у гимнасток-художниц пластической выразительности, с одной стороны, и знаний о необходимости технически точного выполнения двигательных действий. Автору данного исследования в связи с современными тенденциями в художественной гимнастике особенно импонирует идея поиска возможностей учета выразительного аспекта техники двигательных действий без предмета с самых азов обучения им. Согласно умозаключениям Ю.В. Менхина [31], выражающих мнение многих специалистов гимнастической школы движения, начальный процесс обучения двигательным действиям осложняется практически полным отсутствием в двигательном потенциале занимающихся тех навыков, которые они могли бы использовать в новой для них специализированной деятельности. Это еще раз доказывает принципиальное значение выявления факторов, влияющих на успешность решения поставленной педагогической задачи в процессе обучения.

Обзор проведенных исследований в области предметной технической подготовки гимнасток-художниц говорит в пользу их значительного вклада в разработку теории и методики вопроса повышения эффективности формирования навыков владения предметами на различных этапах многолетней спортивной тренировки [181; 20; 144; 60; 208; 81; 126; 98; 94; 8]. Практические результаты данного направления убеждают в перспективности научного подхода к процессу обучения технике упражнений в художественной гимнастике на основе изучения биомеханической картины двигательного действия.

В значительно меньшей степени внимание исследователей было направлено на оптимизацию процесса «беспредметной» технической подготовки в художественной гимнастике [191; 106; 84]. До сих пор «белым пятном» с теоретической и методической сторон остается вопрос закладывания юным гимнасткам фундаментальной основы «школы» художественной гимнастики, под которой понимаются целостность, слитность, динамичность, танцевальность исполнения двигательных действий в художественной гимнастике. Учитывая немногочисленность научных теоретических работ, посвященных данному вопросу, особую ценность для его прояснения должно приобретать использование точных инструментальных методик. В частности, сравнительный биомеханический анализ техники исполнения специфических элементов гимнастками с различным уровнем пластической выразительности поможет подтвердить или опровергнуть выдвинутое предположение о техническом мастерстве как одном из факторов пластической выразительности в художественной гимнастике.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь