Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психологические основы пластической выразительности



Еще много столетий назад восточные мыслители рассматривали вопрос о единстве человеческого сознания и тела, говоря о гармонии человека как естественного создания природы [139]. Эта проблема нашла много новых углов преломления в современном мире и, в частности в спорте.

Так, становится аксиомой утверждение о необходимости настроя спортсмена на объединение духовных и физических сил для достижения победы. Объективное обстоятельство сближения в спорте высших достижений уровня физической, технической и тактической подготовленности разных спортсменов дает больше шансов победить тому, кто лучше подготовлен психологически: лучше умеет управлять своими психическими процессами, движениями, поведением, лучше умеет в напряженных условиях тренировок и соревнований раскрыть свои психические резервы [51; 172; 29; 108; 25]. С точки зрения многих исследователей, на сегодняшний день разумно полагать, что одаренных спортсменов отличает нечто большее, чем только мастерство движений и физические качества. Спортивная деятельность выдвигает особые требования к физическим, интеллектуальным и специфическим качествам людей [108; 174; 158; 97]. Однако всегда ли определенные личностные свойства обнаруживаются у спортсмена-мастера – это вопрос до сих пор спорный. Вместе с тем не вызывает сомнения в кругу специалистов тот факт, что специфика вида спорта накладывает отпечаток на своеобразие психической сферы спортсмена. Один из немногих примеров исследования в данном направлении раскрывается в соображениях румынского психолога М. Эпурана [27] о том, что координационно-эстетический характер деятельности спортсменки в художественной гимнастике предполагает выраженность у гимнастки таких психологических качеств, как артистичность, эстетические и творческие сенсомоторные качества. Приходится констатировать, что психологические механизмы становления различных граней спортивного мастерства (в том числе пластической выразительности) в художественной гимнастике остаются пока вне зоны изученного [135; 158; 56; 181; 200; 7; 94]. Следовательно, основой ряда решений тренера по-прежнему выступают только интуиция и приобретенный с годами практический опыт.

В свете отмеченных выше отличительных черт художественной гимнастики новую окраску приобретает характер соотношения духовного и двигательного начала в человеке применительно к высокому уровню спортивного мастерства. Ведь как бы ни была остра соревновательная борьба между гимнастками-художницами высокой спортивной квалификации, каждую из них можно выделить среди остальных по неповторимости ее пластической манеры. Как отмечают специалисты [2; 158; 120; 192; 159; 111; 141], если юные гимнастки по уровню технического мастерства часто вполне годятся и для основного состава, но они лишь на «…пути к тому, чтобы глубоко эмоционально создавать средствами художественной гимнастики яркие пластические образы». Умение пластически точно передать содержание музыкального произведения, свойственное мастерам высокого класса, в значительной степени зависит и от самобытности внутреннего мира гимнастки [120; 111; 138]. В связи с этим тренеры по художественной гимнастике озабочены тем, каким образом можно способствовать наиболее полному раскрытию человеческой сущности гимнастки, ее характера и эмоционального ощущения музыки, все больше убеждаются в необходимости понимания психологических особенностей каждой спортсменки.

Вместе с тем, все более часто вырисовывается насущная потребность современного юношеского спорта в таком тренере, который был бы универсально образован, и прежде всего в данном контексте обладал обширными психологическими знаниями. В настоящее время наиболее важным видится такое направление исследования в области психологии спорта, как диагностика тех сторон психики гимнасток-художниц, с которыми прямо или косвенно связан высокий уровень пластической выразительности. Это объясняется тем, что лишь на основе такой «психодиагностической заостренности можно подобрать правильные педагогические ключи» к каждой гимнастке, в наиболее короткие сроки помочь ей найти себя и раскрыть свою индивидуальность на спортивной гимнастической площадке [51]. Только приобретая знания об индивидуально-психологических особенностях своей воспитанницы, тренер сможет «…раствориться в ней, почувствовать индивидуальность воспитанницы как свою собственную, непрерывно и бдительно следить, как отражается в ученице его педагогический замысел, куда отклонится фантазия юной спортсменки в поиске путей достижения высокого спортивного результата, до каких пределов можно настаивать на той или другой задаче, когда нужно и когда нельзя отступать» [65; 161].

Таким образом, опираясь на выявленные факторы пластической выразительности, тренер сумеет, с одной стороны, вовремя заметить одаренных в этом отношении гимнасток среди начинающих, с другой стороны, более квалифицированно и осознанно подойти к решению столь важной педагогической задачи, как формирование пластической выразительности, уделяя внимание этому вопросу в работе уже с юными гимнастками.

Значительный интерес представляет вопрос, касающийся взаимосвязи явлений пластической выразительности гимнастки и типа ее нервной системы (НС). Актуальность его определяется противоречивостью существующих мнений по данной проблеме, а также в связи с поиском факторов, которые могли бы свидетельствовать в пользу природной одаренности гимнастки в отношении исследуемого феномена.

Благодаря фундаментальным исследованиям И.П. Павлова, доказана неразрывная связь высшей нервной деятельности и поведения человека [29; 187]. Эта мысль неоднократно подтверждалась в области спорта, раскрываясь через существенную зависимость двигательной активности человека от свойств НС: силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов [215; 45; 154; 25]. Известно, что различное и устойчивое сочетание этих основных свойств нервных процессов составляет физиологическую основу четырех типов темперамента [153; 187]. Немаловажно, что тип НС, согласно современным научным представлениям, рассматривается как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания [187; 115]. Таким образом, темперамент определяется как самая общая характеристика каждого отдельного человека, придающая определенный облик всей его деятельности со стороны динамики психических процессов [153]. В свою очередь, результаты многих психологических исследований свидетельствуют о том, что свойства темперамента в различных условиях спортивной деятельности выступают как специальные способности, оказывая на ее результативность положительное влияние [45; 158; 56; 56; 159; 7].

При рассмотрении деятельности гимнастки-художницы обнаруживается многогранность требований, предъявляемых к спортсменке. С одной стороны, гимнастка должна уметь точно дифференцировать пространственные, временные и динамические параметры двигательных действий, придать им эмоциональную окраску в соответствии с изменением музыкального ритма (что предполагает высокую чувствительность сенсомоторной сферы). С другой стороны, она должна обладать психологической надежностью (эмоциональной устойчивостью, высокой скоростью переработки информации, устойчивостью гностических функций на основе высокой функциональной выносливости НС) – важным фактором реализации вышеуказанных характеристик спортивного мастерства в экстремальной ситуации соревнований. Такой разносторонний характер процесса управления гимнасткой своим телом отражается и на неоднозначности трактовки различными исследователями его психофизиологической основы. По данным М.В. Приставкиной., А.Д. Ганюшкина [157], Н.Е. Высотской [44], Е.П. Ильина [83], Л.П. Грибковой [56], Д.Я. Богдановой и Е.М Бранц [27], преимущества в художественной гимнастике в связи с требованиями тонкой дифференцировки мышечных усилий, восприятия различных параметров движений, высокой их точности, музыкальной выразительности, артистичности будут иметь гимнастки со слабым типом НС, особенно на этапе начальной спортивной специализации.

В то же время общепризнанным является установленный отечественными учеными Крестовниковым, Летуновым, Васильевым, Бирюковой, Граевской, Смирновым [29] факт о том, что большинство спортсменов высокого класса, показывающих стабильные результаты, относятся к типам с сильной НС, уравновешенностью и высокой подвижностью нервных процессов. Не опровергает эту тенденцию и пример художественной гимнастики. Результаты исследований Л.П. Грибковой [56] свидетельствуют, что гимнастки именно с таким типом НС наиболее часто добиваются высоких званий. Сила нервных процессов является важным психофизиологическим детерминантом психологической надежности [180; 107]. Учитывая, что значимые особенности высшей нервной деятельности (ВНД) спортсменов не претерпевают существенных изменений под влиянием возраста и спортивной тренировки [180] их можно использовать как один из вспомогательных критериев определения спортивной перспективности гимнастки. Наряду с этим моментом, выводы ряда основополагающих психофизиологических работ [168; 134; 93; 153] предоставляют развернутую аргументацию в пользу того, что отсутствие или несоответствие тех или иных черт темперамента какому-либо виду деятельности не должно быть причиной констатации низкой продуктивности личности в этой области и служит указанием на возможность компенсации этих особенностей другими психическими свойствами, присущими данной личности или развитыми в процессе работы. Так например, толерантность к нервно-психическому напряжению двигательного анализатора во многом определяется характером силы процесса возбуждения. А.А. Красниковым [107] установлено, что если в процессе тренировочных занятий гимнасты со слабой НС обладают относительно большей кинестетической чувствительностью, то во время соревнований преимущество при прочих равных условиях приобретают спортсмены с сильной НС, у которых наблюдается повышение мышечно-двигательной чувствительности, а следовательно, уменьшение количества ошибок при выполнении произвольных комбинаций. У гимнастов со слабой НС с ростом возбуждения в центральной нервной системе отмечалось рассогласование вегетативных и двигательных функций, то есть отрицательное влияние стресса на мышечно-двигательные ощущения и воспроизведение движений. Также при разработке методики формирования пластической выразительности целесообразно учитывать специфику влияния особенностей НС занимающихся на эффективность развития такого компонента спортивного мастерства как помехоустойчивость вестибулярного анализатора [78]

Таким образом, отсутствие теоретической определенности в характере влияния силы процесса возбуждения на пластическую выразительность гимнастки подтверждает необходимость собственного исследования в этом направлении с применением теппинг-теста.

Анализ данных литературных источников и педагогического опроса показывает глубокую убежденность ведущих специалистов художественной гимнастики в неоспоримости влияния индивидуальности гимнастки на неповторимость ее пластической манеры, на яркость создаваемого эмоционально-двигательного образа на основе личного восприятия музыки [88; 89; 2; 158; 192; 159]. В этом один из источников, питающих спор о соподчиненности спорта и искусства в художественной гимнастике [40; 171; 165; 111; 140; 207]. Но это заставляет также задуматься и о соотношении эмоционального и рационального в самобытном внутреннем мире гимнастки, так как с одной стороны, в создании эстетического эффекта велика роль способности гимнастки передать через движение свое эмоциональное ощущение музыки, а с другой стороны, неоспорима необходимость четкого интеллектуального контроля за исполнением двигательных действий в соответствии с их проектом [182; 88; 158; 3]. И возможно, что корни чувственного и когнитивного начала в единстве психических проявлений гимнастки следует искать не только среди индивидуально-психологических свойств личности, складывающихся в процессе ее становления, но и более глубоко на стыке биологического и психологического знания, и в том числе в такой системообразующей характеристике индивида, как функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга.

Согласно данным специалистов [149; 30; 75; 68], большие полушария (БП) головного мозга человека отличаются не столько по типу информации, с которой они способны иметь дело, сколько по особенностям информационных процессов, то есть способам обработки одного и того же материала. На практике тренеры могут наблюдать наиболее яркие проявления функциональной асимметрии БП в форме психомоторной (доминирование одного из парных органов движения – руки, ноги) и сенсорной асимметрии (доминирование одного из парных органов чувств – уха, глаза), характеризующих человека как субъекта деятельности. Причем, некоторые исследователи [41] полагают, что те или иные виды психомоторной асимметрии человека характеризуются врожденной предрасположенностью к ним человека, индивидуально выраженной устойчивостью и, что немаловажно, динамичностью (как следствие смены функционального доминирования полушарий мозга в различных состояниях и условиях выполнения деятельности). А.И. Захаров [75] рассматривает преобладание функциональной активности левого или правого полушарий в качестве психофизиологической основы проявления соответственно левополушарной или правополушарной направленности личности. Известно, что именно у «правополушарных» («левшей») психическая асимметрия выражается в склонности человека во-первых, к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира (у «левополушарных» – к аналитико-рассудочному), во-вторых, к более быстрой, в образах (а не в понятиях) обработке информации, в-третьих, к экспрессии (а не внутреннему плану) эмоциональных состояний, а также к наглядно-образному, интуитивному, спонтанному мышлению (в противовес абстрактно-логическому мышлению у «левополушарных») и к зрительной, образной, непроизвольной памяти [149; 30; 75; 68]. Такой характер протекания психических процессов во многом может объяснить тот факт, что именно среди людей с преобладанием функциональной активности правого полушария наиболее часто встречаются те, профессиональные интересы которых лежат в плоскости искусства (артисты, музыканты, художники), связанного, как известно, с творческим, нестандартным, преобразованием действительности на основе ее эмоционально-образного осмысления [42]. И.П. Павлов полагал, что данные особенности (музыкальность, эмоциональность и образность восприятия, образность мышления, активность воображения) в наибольшей степени проявляются у лиц художественного типа, что в свою очередь определяется преобладанием в ВНД первой сигнальной системы [44; 158].

В связи с этим в ходе данного исследования было выдвинуто предположение о возможной взаимосвязи явления пластической выразительности, во-первых, с правополушарным профилем функциональной асимметрии головного мозга и, во-вторых, с наглядно-образным типом мышления.

Современный этап развития спорта, в том числе художественной гимнастики, ставит в один ряд физические и интеллектуальные возможности спортсмена, определяя их изучение с точки зрения гармоничного сочетания, а не противостояния [183; 25; 220; 222; 221]. Подтверждением этому может служить большая частота обнаружения высокого интеллектуального уровня (способности к абстрактному мышлению, «уровня интеллектуальных притязаний») в психологических профилях спортсменов, достигших значительных успехов, особенно в видах, требующих детального анализа двигательных действий [108; 230]. Тем не менее на сегодняшний день актуальным и требующим дальнейшего изучения остается вопрос, связанный с выявлением значимых компонентов умственного труда применительно к конкретным уровням спортивного мастерства и видам спорта. В рамках данного исследования статистической проверки требует предположение о возможном опосредовании уровня пластической выразительности гимнастки ее интеллектуальным потенциалом.

В настоящее время общепризнанным можно считать утверждение о невозможности выполнения спортивно-технических приемов без психической регуляции [154; 188]. Качество овладения техникой упражнения определяется, помимо прочих условий, еще и тем, насколько эффективно осуществляется в процессе исполнения движения контроль за реализацией субъективной программы двигательного действия [50; 158; 28; 128] Осуществление контрольно-корретировочной задачи непосредственно связано с функциями внимания [153; 25; 188]. Дидактический принцип доступности в обучении, с точки зрения М.М. Богена [28], требует соответствия психической готовности специфике изучаемого двигательного действия.

В связи с этим Д.Я. Богданова [25] полагает, что в художественной гимнастике, относящейся к видам спорта, в которых отсутствует непосредственное взаимодействие с противником, залогом безошибочного исполнения является владение малым кругом внимания и сосредоточение сознания на собственных движениях. И с одной стороны, достоверность влияния состояния свойств внимания на эффективность «предметной» подготовки не вызывает сомнений [144; 94; 8]. С другой стороны, даже беглый взгляд на сущность раскрытой выше специфики двигательных действий без предмета в художественной гимнастике недвусмысленно свидетельствует о важной роли ресурсов внимания для повышения эффективности психомоторного контроля и, соответственно, уровня владения своим телом.

Сложность двигательной задачи по построению движений на основе принципов целостности, динамизма определяется, наряду с другими факторами, во-первых, значительным количеством звеньев тела, пространственное положение которых нуждается в одновременном оперативном контроле, а следовательно, предъявляет высокие требования к распределению и объему внимания гимнастки-художницы и, во-вторых, своевременностью изменения мышечного напряжения при переходе «гребня» волны с одного звена тела на другое, в значительной степени зависящей от переключаемости внимания [57; 87; 84; 188]. Неслучайно в учебном пособии по художественной гимнастике Т.С. Лисицкой, Ю.К. Гавердовского [119] качества артистичности и выразительности движений ассоциируются с необходимостью проявления способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, что предъявляет высокие требования, в том числе, к концентрации внимания, умении сосредоточиться на внутренних ощущениях, отстранившись от влияния сбивающих факторов окружающей обстановки.

Поэтому можно предположить, что опережающую, по отношению к основному процессу обучения, тренировку таких свойств внимания, как: концентрация и устойчивость, распределение и переключение целесообразно рассматривать в качестве необходимого аспекта психической подготовки юных гимнасток к освоению «школы» художественной гимнастики. При этом, по данным А.И. Григорьянца [57] должны быть учтены индивидуально-типологические особенности занимающихся, поскольку доказано, что более низкий уровень концентрации и устойчивости внимания свойственен девочкам со слабым типом НС.

Специалистами по художественной гимнастике неоднократно подчеркивалось, что высокая духовность выступления, осмысленное отношение к исполняемым упражнениям базируются как на работе интеллекта, так и на «…пробуждении чувств, умении органично воспринимать музыку» [111; 2; 158; 159; 192; 141]. Художественная гимнастика, как и некоторые другие виды спорта, как бы по природе своей задуманы для демонстрации индивидуального мастерства, а эстетичность, виртуозность, разумность двигательных действий как проявления последнего определяют эмоциональные переживания и художественное впечатление, возникающее у зрителей [25]. В размышлениях о силе такого воздействия на воспринимающих ее исполнение зрителей встает вопрос о возможности перевоплощения в процессе выступления. Безусловно, следует констатировать достаточную условность понятия «образ» в спорте, поскольку тот «художественный образ, который создает гимнастка – это раскрытие образа музыкального произведения, разумеется в ее индивидуальном понимании» [118]. И с этой точки зрения, в сравнении с реализацией задачи актера «уйти в образ», из практики спорта нам известна такая характеристика выразительного исполнения как способность «уйти в движение». Зрителем относительно легко распознается яркость, неординарность спортсмена, его неповторимое «лицо», которое далеко не лежит на поверхности [25]. Но с другой стороны, именно выразительность, лица и взгляда гимнастки как одно из внешних проявлений эмоционального состояния гимнастки может приобретать исключительное значение. Как точно подметила Е.И. Мухамедвалеева [137] сосредоточенное, мрачное, напряженное выражение лица говорит о механическом исполнении упражнения. Только по результатам единичных исследований можно судить о существенной роли в этом процессе комплекса познавательных и эмоциональных психических функций человека, среди которых центральное место занимают активность воображения и зрелость эмоциональной сферы личности [88; 158; 143].

Одним из свойств эмоциональной сферы личности человека является эмоциональная реактивность (ЭмР). Это свойство определяется как способность человека к намеренному воспроизведению эмоциональных реакций путем мысленного представления соответствующих жизненных ситуаций, пережитых ранее данным человеком [4]. ЭмР может выступать в качестве показателя умения глубоко проникать в содержание музыкального произведения [4]. В ходе многочисленных психофизиологических исследований доказана оптимальность использования метода регистрации электрокожного сопротивления (ЭКС) как объективного критерия оценки оценки ЭмР. [44; 163; 39; 189]. Согласно результатам, полученным Т.И. Грековой [55], именно деятельность воображения, по сравнению с другими познавательными процессами, дольше всего сопровождается кожно-гальваническим рефлексом. Длительный кожно-гальванический рефлекс регистрируется также при эмоциональном возбуждении. Привлекает внимание наличие взаимосвязи между выраженной способностью к саморегуляции (как успешности управления показателями ЭКС) и высокими спортивными результатами [39]. Данная информация не отрицает возможность включения ЭмР в комплекс переменных, требующих статистического обоснования их влияния на пластическую выразительность в художественной гимнастике.

В продолжении исследования спектра психологических факторов, определяющих пластическую выразительность гимнастки, встает вопрос о роли таких черт темперамента спортсменки, как эмоциональная устойчивость (ЭмУ), тревожность и социальная эмоциональность (СЭм). Необходимость изучения характера взаимоотношений между явлениями тревожности, СЭм, с одной стороны, и пластической выразительности – с другой, становится ясной, исходя из требования высокой эмоциональности и одновременно высокой «техничности» выступления гимнастки-художницы на соревнованиях.

В настоящее время выявлено важное значение психодинамического свойства ЭмУ для надежного выполнения целевых задач спортсмена [153; 154; 56]. Согласно мнению подавляющего большинства ученых, соотношение динамики тревожности и роста спортивного результата может быть представлено Ù -образной кривой [139]. Высокая тревожность спортсмена в большинстве случаев оказывает негативное воздействие на эффективность спортивной деятельности в условиях ответственных соревнований [108; 10; 56]. Такой характер влияния состояния высокой тревожности определяется его «вмешательством» в протекание познавательных процессов, а вследствие этого, и в протекание физических действий. Последствиями является упадок сил, понижение эмоционально-моторной устойчивости и координации двигательных действий, ухудшение чувства времени [29; 153; 108; 139]. Установлено, что трудности, возникающие в соревновательной деятельности спортсмена по мере повышения уровня тревожности, прежде всего связаны с изменением динамики функций внимания, а именно: с сужением круга воспринимаемых объектов и явлений. Это выражается в том, что сознание выступающего все более концентрируется на субъективных ощущениях (переживаниях совершенных ошибок или страха неудачного выступления), из-за чего снижается способность контролировать объективную соревновательную ситуацию, собственные физические ощущения и мыслительные процессы [139]. Отсюда становится понятной твердая позиция многих авторов, придающих исключительно важное значение умению тренера определить и учесть оптимальный для каждого ученика уровень тревожности с целью обоснованного выбора способов мотивации, создания позитивной установки на соревнования и тренировках, поддержания уверенности в своих силах [139; 174].

Вместе с тем, приходится констатировать, что в отличии от аспекта стабильности реализации двигательной задачи, сторона «художественности» выступления, успешности создания музыкально-двигательного образа гимнасткой относительно слабо освещена с позиции влияния на нее рассматриваемых черт темперамента, а именно: ЭмУ и СЭм. Существуют предположения об обусловленности специфики музыкально-ритмического чувства свойствами темперамента [83; 80]. Для высокотревожных гимнасток, по данным этих исследований, характерно более точное воспроизведение различных темповых оттенков музыки, определяющее точность восприятия и воспроизведения длительности звуков. При выборе музыкального сопровождения для композиции высокотревожных и эмоциональных гимнасток следует предпочесть быструю ритмичную музыку с чередованием музыкальных частей: быстрая – медленная – быстрая, а для менее тревожных, эмоционально невозбудимых гимнасток – лиричную и плавную музыку (медленная часть – быстрая – медленная). В целом, опираясь на исследования Н.Е. Высотской [44] и М.В. Приставкиной [158], можно заключить, что высокий уровень эмоциональной неустойчивости чаще способствует высокому проявлению способностей к выразительности и артистичности, но при этом может быть причиной мышечной закрепощенности и скованности (т.е. плохой пластичности). Но как отмечает К.Б. Кретти [108], мнение о том, что тревожность вызывает повышенное мышечное напряжение, не всегда экспериментально подтверждается.

Рассматривая вопрос о роли СЭм в качестве фактора пластической выразительности в художественной гимнастике, следует, во-первых, подчеркнуть правомерность утверждения Д.Я. Богдановой [25] о двусторонности отношений и взаимовлияний спорта и зрителей. Во-вторых, необходимо отметить в данном контексте мнение ряда авторов [108; 80] о варьировании характера влияния (от положительного до отрицательного) присутствия зрителей на результативность выступления спортсмена в зависимости от его личностных особенностей (уровня тревожности, уровня потребности в достижениях и др.). Судя по анализу специальной литературы, социальная эмоциональность не получила должного внимания исследователей по сравнению с другими индивидуально-психологическими чертами личности, остается неясным ее действительном месте в психологическом профиле гимнастки-художницы.

Как справедливо отмечает Б.Д. Кретти [108], «…соревнования выигрываются не в день выступления», победы готовятся в течение многих часов и дней напряженного труда. И именно качество этих тренировок играет важную роль в успешности выступлений. В связи со спецификой изучаемого явления пластической выразительности, важным фактором и ориентиром процесса обучения, который в конечном итоге может склонить чашу весов от поражения к успеху и наоборот, является характер взаимодействия и взаимовлияния тренера и гимнастки, степень удовлетворенности спортсменки своими отношениями с педагогом [51; 29; 127; 97; 109; 201; 7; 25]. Однако требования к объему диссертации вынуждают оставить обсуждение роли социально-психологического фактора пластической выразительности за рамками данной работы.

С позиции педагогической практики в художественной гимнастике о психологических составляющих пластической выразительности гимнасток свидетельствуют результаты опроса тренеров. Выяснено, что педагоги по художественной гимнастике менее сведущи в отношении субъективных факторов пластической выразительности своих воспитанниц нежели в вопросе ее технических и физических аспектов. Вероятно поэтому многим тренерам не удалось выделить психологические факторы среди тех условий, которые опосредуют «художественность» исполнения (см. табл. 5). Однако определенная часть принявших участие в исследовании тренеров выделяет психологические особенности личности гимнасток-художниц наряду с другими показателями в качестве ведущих факторов, влияющих на формирование пластической выразительности. Судя по табл. 6, больше половины опрошенных тренеров убеждены в тесной взаимосвязи между уровнем развития мышления и двигательной памяти, с одной стороны, и успешностью процесса формирования у гимнастки “чувства движения”, с другой стороны.

Таблица 6


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь