Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Научно-методические аспекты формирования пластической выразительности в художественной гимнастике



1.4.1. Задача формирования пластической выразительности в системе многолетней спортивной подготовки

Опора на теоретические основы спортивной тренировки в художественной гимнастике и заключения наиболее авторитетных специалистов в этом виде спорта определяет подход к формированию пластической выразительности как к педагогической задаче, требующей системного и планомерного решения на протяжении всех этапов спортивной подготовки гимнастки [100; 36; 13; 196; 119; 111]. Поэтому в качестве порочной практики следует воспринимать позицию тренера, задумывающегося о достижении «художественности», выразительности движений только на этапе спортивного совершенствования гимнасток. Начало рационального процесса обучения упражнениям без предмета с учетом их специфики специалисты относят к этапу предварительной спортивной подготовки [2; 90; 37; 111].

Проявляя обеспокоенность по поводу возможной утраты выразительности движений в современной художественной гимнастике из-за процесса ее «омоложения», Т.Г. Вавич [192], Э. Аверкович [2], Р.А. Башнина [37] настаивают на целесообразности конкретизации задачи формирования пластической выразительности у гимнасток-художниц в связи со спецификой возрастной динамики их психических процессов. В.Г. Батаен и Е.В. Авсеев [13], Э. Аверкович [2] отмечают наиболее полное проявление «способности к самовыражению» у гимнасток старшего возраста. Причина кроется в закономерностях более позднего созревания эмоциональной сферы, отстающей по темпам развития от двигательных способностей. Эта особенность проявляется в постановке следующих задач по формированию пластической выразительности на этапах углубленной подготовки и спортивного совершенствования соответственно: «раскрытие индивидуальных особенностей гимнасток в произвольной программе» и «максимальное развитие индивидуальности гимнастки» [119].

Фундамент для реализации этих задач закладывается значительно раньше и связан со следующими направлениями физической и технической «беспредметной» подготовки: а) развитие координационных способностей и гибкости; б) привитие навыков «школы» и культуры движений в художественной гимнастике - правильной осанки, четкости линий, завершенности исполнения базовых элементов выразительной пластики (волн, взмахов), основных элементов классического, историко-бытового и народного танцев [35; 100; 13; 24; 198; 119; 131; 111].

Однако, как показывают результаты проведенного опроса, позитивные стороны такой поэтапной реализации задачи по формированию пластической выразительности недостаточно очевидны для специалистов-практиков. Тренеры, стремясь к эффективности подготовки спортсменок высокого уровня, отдают себе отчет в необходимости выделения приоритетных педагогических задач для каждого из периодов многолетней работы со своими воспитанницами (табл. 7): на этапе начальной подготовки (НП), на этапе подготовки по программе I взрослого разряда (I разр.), на этапе подготовки по программе кандидатов в мастера спорта (КМС), а также мастеров спорта (МС).

Таблица 7

Приоритет компонентов подготовки на разных этапах многолетней тренировки гимнасток

Компоненты подготовки

НП I разр. КМС МС

1. Развитие физических качеств

А) гибкость 1 1 4 5
Б) сила 4 4 6 6
В) быстрота 5 6 7 7
Г) координация движений 2 2 5 4

2. Обучение технике упражнений без предмета

3 5 2 3

3. Обучение технике владения предметами

6 3 1 1

4. Воспитание “художественности" движений

7 7 3 2

Примечание: 1 - наивысшая степень значимости, ... 7 - наименьшая степень значимости компонента подготовки.

Анализ данных таблицы дает право заключить, что в целом представления тренеров, реализуемые на практике, отражают те педагогические задачи, которые выделены в качестве основных для разных этапов в общепринятой на сегодняшний день структуре системы спортивной тренировки [119]. Однако, по их мнению, наиболее серьезное внимание такому виду подготовки гимнасток как воспитание “художественности” (слитности, динамизма, танцевальности) движений следует уделять лишь на завершающем этапе многолетней тренировки спортсменок, когда речь идет о достижении гимнасткой своего наивысшего уровня исполнительского мастерства. Но даже и в этом случае задача формирования пластической выразительности уступает лидирующее место “предметной” технической подготовке. Не отсюда ли проистекает наиболее ярко проявляющаяся сейчас проблема утрачивания художественной гимнастикой своей самобытности? А между тем, пластическая выразительность должна выступать как качественная характеристика техники исполнения всех двигательных действий этого вида спорта.

Актуализация в ходе опроса личного профессионального опыта тренеров художественной гимнастики позволила выяснить, насколько согласуются с одной стороны, представления о системе первостепенных направлений работы с гимнастками того или иного возраста и совокупность объективных и субъективных условий реализации их на практике – с другой стороны (табл. 8).

Таблица 8


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь