Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идеи и фильмы С.М.Эйзенштейна - теория и практика советского пропагандистского кинематографа (статьи «Неравнодушная природа», «Монтаж», фильмы «Октябрь» и «Иван Грозный».



Итоги его и теоретических размышлений, и его фильмов - 100% пропаганда. Он не снял ни одного фильма по собственной инициативе, все - заказные. И фильмов было немного, всего 6, и один — «Бежин луг» — уничтоженный. В марте 1937 года приказом но Главному управлению кинематографии работа над картиной «Бежин луг» была прекращена по идеологическим соображениям. Эйзенштейну пришлось написать покаянную статью «Ошибки «Бежина луга». Все его соратники — Дзига Вертов, Довженко, Кулешов — тоже были пропагандистами. Он вел большую исследовательскую работу, 6 томов сочинений, 2-томники «Монтаж Неравнодушная природа». В этих статьях он пытался добиться звукозрительного синтеза. «Монтаж, 1938», «Вертикальный монтаж», «Монтаж. Неравнодушная природа» - все это попытки создать теорию звукозрительного синтеза. Это понимание фильма как целостного произведения во всех его элементах. Все слитно — изображение, звук, свет, шумы, музыка, цвет. И развивается параллельно. Название «вертикальный монтаж» заимствовано у композиторов. Они свои произведения оркеструют. Для этого вес инструменты записывают в столбик, и каждому из них сочиняет свою тему. Эти темы разворачиваются вертикально. В основе вертикального монтажа - партитура. Результаты исследований — особая часть творчества, не параллельная фильмам.

В 1924 Эйзенштейн выпустил свой первый кинематографический шедевр — «Стачку». «Броненосец Потемкин» (1925) - пропагандистское кино в чистом виде. Кульминация «Потемкина» — сцена расстрела на одесской лестнице, когда мирные люди гибнут под пулями и сапогами карателей. Потрясают детали этой сцены молодая мать, сраженная пулей; детская коляска, стремительно катящаяся вниз по ступеням; убитый ребенок под ногами солдат; лицо старой учительницы, рассеченное казацкой нагайкой... Кадры, имеющие сильное эмоциональное наполнение, монтируются в жестком ритме. Оптимистичный финал картины - раскрашенный от руки красный флаг гордо реет над броненосцем, как символ торжества революции.

«Октябрь» (1927) - фильм, в котором впервые в художественном кино показан образ Ленина. Это череда событий, предшествующих штурму Зимнего дворца в октябре 1917 года. «Октябрь» можно считать в мировом кино одним из первых примеров воплощения на экране «второй реальности», кажущейся подлиннее настоящего (эпизод расстрела июльской демонстрации). Снят совместно с режиссером Г. В. Александровым. Интересен монтажом, это чисто монтажное кино. Этот монтаж ассоциативен. Например, эпизод, в котором показано, как восставший народ сбрасывает с постамента памятник Александру III, при падении памятник разлетается на куски. А потом, чтобы показать, что в стране происходит реставрация царского режима, применен обратный монтаж: памятник из этих осколков снова собирается, становится целым. Или, например, эпизод, в котором разводится мост. Наверху застревает коляска с лошадью - лошадь убивают в кадре, и она висит с одной стороны, а коляска - с другой. В этом фильме одна странность - обилие титров. Автор боялся что его не поймут.

«Старое и новое» (1929) - жизнь советской деревни в канун сталинского плана

коллективизации. Создавая фильмы "Октябрь", "Старое и новое" и др., Эйзенштейн разработал

теорию "интеллектуального кино", согласно которой с помощью развития киноязыка появлялась

возможность для зрителя получать не только образные, но и научные понятия. Эйзенштейн

предсказал техническое будущее звукового кино.

«Александр Невский» (1938) - чисто политический фильм, патриотический фильм о

разгроме немецких рыцарей в 13 веке. Вышел в 1938 году, а потом был изъят из проката - по

причине заключения «Секретного пакта» с немцами. Повторно вышел в прокат после начала войны.

Работая над «Александром Невским», Эйзенштейн был увлечен проблемой синтеза музыки и

пластики. Весь год он работал с композитором Сергеем Прокофьевым. Фильм имел большой успех.

«Иван Грозный» (1941-1946) - 1 серия снималась в Алма-Ате, приняли ее хорошо, фильм

был награжден Сталинской премией. «Ради Грозного, ради русского царства великого» - под таким

лозунгом прошла 1 серия, то есть Грозный выступал как объединитель Руси. Таков, по мысли

режиссера, и Сталин. Главную роль сыграл Николай Черкасов. 2 серия снималась в Москве, и ее

запретили. Фильм был показан только в 1958. Сталин увидел в ней пародию на себя, а в лице

опричников - пародию на НКВД. 2 серия снималась под тезисом «Един, но один». Все, чем

занимается Грозный во второй серии - это сплошные казни, то, чем, собственно занимался и Сталин.

Возможно по этой причине, его и запретили. Ведь Сталин был, по сути, единственным цензором в

кино. В фильме много значат позы Грозного, удивительная операторская съемка. Структура фильма,

построенная на эпизодах, один от другого почти независимых. Речь - лозунговая, митинговая. 2

серия наполовину цветовая, но цветовые эпизоды проигрывают черно-белым.

Заказ и постоянная оглядка на заказчика делают авторство невозможным. Идея

трагической расплаты в борьбе за власть подверглась уничтожающей критике. Фильма не спасли ни

прекрасные актерские работы (Н. К. Черкасов, А. М. Бучма, С. Г. Бирман, М. И. Жаров и др.), ни

изобразительное решение, ни музыка Прокофьева. Эйзенштейну в категорической форме было

предложено переработать фильм.

Билет 23.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь