Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Этапы научного комплектования



Содержание

 

Введение

Глава 1. Этапы научного комплектования

Комплектование. Основные положения

Комплектование музеев исторического профиля

Глава 2. История комплектования фондов Государственного Исторического музея

Комплектование и деятельность музея

Комплектование отделов Государственного Исторического музея

Глава 3. Создание концепции комплектования для музеев исторического профиля

Заключение

Список источников и литературы

 


Введение

 

Комплектование фондов - одна из сложнейших и наименее разработанных проблем современной теории и практики музейного дела. Словосочетание «комплектование музейных фондов» появилось в отечественном музееведении в конце 1940-х гг. и на протяжении почти трех десятилетий отождествлялось с термином «собирательская работа». Разграничение этих понятий впервые появилось в трудах Н.П. Финягиной и Ю.П. Пищулина, которые определяли комплектование фондов как планомерную и целенаправленную деятельность музея по выявлению предметов музейного значения, их приобретению и систематизации в фондах. Под собирательской работой стала пониматься составная часть комплектования музейных фондов - практическая деятельность по реализации программы комплектования. Таким образом, понятие «комплектование музейных фондов», наполнившись новым содержанием, стало отражать иной уровень работы с музейным собранием - концептуальный.

Научная концепция комплектования музейных фондов является составной частью научной концепции музея. Она содержит обобщенное системное представление о задачах, направлениях, формах и методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной сети. В ней определяются критерии отбора материалов в фонды с учетом целей и задач музея, а также круг и объем информации, фиксируемой в документах комплектования.

В разработке научной концепции музея могут быть реализованы два подхода - новаторский, когда музей переживает определенный кризис и ищет выход путем создания новой концепции, кардинально переосмысляет накопленный материал, и традиционный, в случае наличия у музея четкого осмысления своих задач и культурной роли в обществе. Отталкиваясь от общей концепции, типа и профиля музея, может быть сформулирована и сама концепция комплектования, включающая в себя анализ состава традиционно сложившихся коллекций в соответствии с профилем, определение основных направлений перспективного комплектования и учета потенциала источниковой базы, обеспечение методической базой, кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами, создание информационной системы об объектах и источниках комплектования, создание классификационной схемы всего фонда с целью каталогизации.

Комплектование фондов, включающее в себя собрание, атрибуцию, систематизацию и научное описание музейных предметов, относится к числу важнейших направлений деятельности музея как социального института, непосредственными функциями которого является: выявление, хранение, изучение и представление памятников природы и истории.

Этим определяется значение и место проблемы научного комплектования музейного фонда как объекта исследовательской работы.

Усиление внимания к проблеме комплектования музейных фондов обусловлено рядом факторов:

·   Повышение роли музеев в воспитании населения;

·   Повышение общественного интереса к памятникам истории;

·   Ускорение темпов развития и повышение уровня музейного дела, рост популярности музеев;

·   Расширение масштабов и объема собирательской работы, развитие ее форм и методов.

Комплектование материалов по истории нашей страны - важнейшая сторона деятельности исторических музеев. Проблемы комплектования приобрели особую актуальность в 80-е годы XX века, когда конституция СССР 1977 года закрепила право граждан на пользование достижениями культуры и вместе с тем провозгласила заботу о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей в качестве долга и обязанностей граждан.

В связи с возрастающим интересом народа к своей истории возникает необходимость накапливать, хранить и транслировать ее через материальные объекты: документальные источники, произведения живописи, орудия труда и т.д. Наиболее полно с этой миссией может справиться только специализированное учреждение, каким и является Государственный Исторический музей. Сегодня музей является крупнейшим в стране собранием материальных свидетельств развития отечественной истории. Деятельность его сотрудников позволяет детально восстановить ход исторических событий, дать возможность каждому гражданину России и зарубежья узнать правду о далеких эпохах. Для реализации этих возможностей сотрудниками музея разрабатываются различные варианты экспозиций, обработки экспонатов, развивается экскурсионное дело и музееведение. Кроме того, музей является методическим центром для всех исторических и краеведческих музеев России. Все это делает актуальной тему исследования.

Актуальность темы исследования. Комплектование фондов является начальной стадией создания музея. Ведь не изучив определенной темы по истории, не собрав памятники истории и культуры по теме, невозможно ни сформировать коллекции музея, ни создать музейную экспозицию.

Таким образом, уровень экспозиционно-выставочной, фондовой, учебной, массовой и просветительной деятельности музея во многом зависит от научного, методического и организационного уровня поисково-собирательской работы. Поэтому очень важно научиться правильно организовывать и вести поисково-собирательскую работу, четко представлять цели и задачи комплектования музейного собрания. Для этого и необходима разработка научной концепции комплектования музейных фондов.

Степень изученности. Работа написана на основе изучения и анализа специальной музееведческой литературы, документальных источников и наблюдений автора.

Сложившаяся к настоящему времени литература по вопросу комплектования музейных фондов может быть сгруппирована следующим образом:

.   Работы, посвященные общеисторическим проблемам;

.   Работы, освещающие отдельные аспекты теории комплектования музейных коллекций;

.   Методические пособия, освещающие вопросы методики организации и проведения собирательской работы;

.   Литература, посвященная вопросам атрибуции и научного описания музейных предметов;

.   Литература, посвященная комплектованию фондовых собраний отдельных типов и видов музейных предметов.

Вопросам музееведения, и в особенности комплектованию музейных фондов, посвящено очень много научных и учебных изданий. Например, в учебном пособии «Музееведение. Музеи исторического профиля» под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные здания.

Главное внимание в пособии сосредотачивается на проблеме прикладного музееведения. Авторы стремились дать максимально возможную в отведенном объеме информацию по теоретическому обоснованию научно-методических и практических вопросов всех основных направлений деятельности музеев: научному комплектованию, исследовательской, научно-фондовой, экспозиционно-выставочной, образовательно-воспитательной и просветительской работе.

Юренева Т.Ю. в учебнике «Музееведение» излагает не только теоретические основы музееведения и методику музейной работы, но и историю музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Также рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, и даже менеджмента и маркетинга.

Учебное пособие Тельчарова А.Д. «Основы музейного дела» посвящено одной из актуальных проблем современного гуманитарного образования - подготовке музейных работников разных уровней квалификации. Преподавание теории и истории музейного дела в системе как высшего, так и среднего специального образования сегодня нуждается в подкреплении современными учебными пособиями и материалами. В книге приводятся сведения о развитии музейного дела в России и формировании музейной системы, о классификации музеев и основных музейных технологиях, о направлениях и формах культурно-просветительной работы музеев.

Сборник научных трудов НИИ культуры «Музей и современность. Комплектование музейных коллекций» обобщает некоторые результаты исследований проблемы комплектования музейных коллекций.

С подробными сведениями об истории комплектования фондовых отделов Государственного Исторического музея, характеристикой структуры и состава коллекций можно познакомиться в альбоме " Государственный Исторический музей", который вышел в свет в 2006 году в издательстве «Интербук-бизнес».

Альбом призван познакомить широкий круг читателей, кому дорога история Отечества, с мемориальными вещами и шедеврами искусства и культуры, которые хранит Государственный Исторический музей. Структура книги отражает организационную структуру музея. 14 разделов посвящены отдельным фондовым коллекциям ГИМ и 3 раздела - его крупнейшим филиалам. Вступительная статья рассказывает об истории создания музея, о формировании коллекций, о людях, чьим трудом было собрано и сохранено это национальное достояние.

Так же ценным источником информации о Государственном Историческом музее является официальный сайт музея, где подробно рассматривается его история и современное состояние, дана характеристика его отделов и филиалов, правила посещения и работы в читальных залах Музея, а также реализована возможность обратной связи.

В своей совокупности эта и другая литература дает хорошее представление о современном состоянии разработки проблемы в целом и отдельных теоретических и методических вопросах, о научной концепции комплектования фондов.

Объектом научного исследования является концепция комплектования исторических музеев.

Предметом исследования выступаетконцепция комплектования Государственного Исторического музея, как крупнейшего представителя музеев исторического профиля.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1882 года, то есть с момента основания Государственного Исторического музея - самого крупного в России представителя исследуемой профильной группы.

Географические рамки исследования ограничены территорией нашей страны.

Цель исследования: проследить за тем, как проходит разработка концепции комплектования музейных фондов исторических музеев на примере Государственного Исторического музея.

Заявленная цель предполагает решение следующих задач:

.   описание основных этапов процесса комплектования музейных фондов;

.   изучение процесса комплектования в музеях исторического профиля;

.   история комплектования фондов в Государственном Историческом музее;

.   создание концепции комплектования в музеях исторического профиля.

Методологической основой исследования является применение: совокупности методов, включая логический, системный, комплексный, сравнительно-исторический и ретроспективный, предполагающий теоретическое и натурное изучение процесса музеефикации элементов историко-культурной и природной среды.

Методологической позицией исследованияявляется один из основных подходов в музеологии - теория музейной коммуникации. Термин «музейная коммуникация» введен в научный оборот в 1968 году Д. Камероном. Согласно его трактовке «Музейная коммуникация» - это процесс передачи и осмысления информации, происходящий между музеем и обществом. В теории Камерона существует три основных инстанции - передатчик (работник музея), посредник (реальные вещи в музее) и приемник (посетитель).

Музейная коммуникация в идеале видится как диалог, подлинный процесс общения, в котором посетитель выступал бы как собеседник и партнер, имеющий возможность как-то реализовать свои индивидуальные интересы и мотивы посещения. Коммуникация включает в себя также идею исторического музея как центра информации, национально-культурного и учебно-научного центра, центра научной и художественной жизни, как меставстречи различных возрастных, социальных, профессиональных или этнических групп, для каждой из которых посещение музея имеет свой специфический смысл, не всегда сводящийся к воспитательному. Общение зрителя с музеем включает множество уровней и компонентов, тяготеющих к этико-познавательному, социально-психологическому или коммуникативно-знаковому потенциалу.

Научная значимость исследования заключается в обобщенииматериала по заявленной проблеме и в разработке памятки для создания концепции комплектования музейных фондов для музеев исторического профиля.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть применены в образовательных программах по музееведению, в издательской деятельности, в изучении профильных групп музеев, в использовании для студентов ВУЗов специальных курсов, посвященных профильным группам, как методическое пособие по работе с музеями данного профиля.

Основнымиисточниками являются Федеральный закон " О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и архивы бывших сотрудников ГИМ, начиная со стоявших у его истоков директоров музея: А.С. Уварова, И.Е. Забелина, Н.С. Щербатова, сотрудников: нумизмата А.В. Орешникова, археолога В.А. Городцова, библиотекаря А.И. Станкевича и кончая современными музейными деятелями - А.Б. Закс, М.М. Постниковой-Лосевой, A.M. Разгона, Н.А. Ашариной и другими. Их обзоры публиковались в Трудах ГИМ, Археографическом Ежегоднике и других изданиях.


Заключение

 

Комплектование коллекций музейных предметов - отправная точка создания и становления музея любого профиля. Одной из важнейших задач научных исследований в области комплектования фондов исторических, и любых других музеев, является разработка научной концепции комплектования. Разработка научной концепции музеяпредставляет собой всестороннее обоснование целей и задач создания, функционирования и развития музея, а также способов и средств их реализации. Она исходит из требований общества, опирается на общие положения исторической науки ее новейшие исследования, а также на музееведческие исследования каждого музея.

Научная концепция комплектования включает в себя следующий комплекс работ:

·   оценку структуры и содержания имеющегося музейного фонда, включая анализ уже сложившихся коллекций и определение степени их полноты;

·   обоснование направленности и характера комплектования или пополнения коллекций;

·   определение критериев отбора материалов в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед музеем;

·   определение круга и объема информации, фиксируемой в документах комплектования;

·   разработку системы каталогов комплектования.

Основной результат научно-исследовательской работы в области комплектования фондов - это создание или пополнение музейных коллекций. По результатам этой работы составляются научные отчеты, создаются выставки новых поступлений, издаются печатные каталоги новых поступлений, публикуются научные статьи и монографии.

Концепция формирования фондов направлена на планомерное комплектование и заложена в основе деятельности музея исторического профиля на всех этапах его существования.

Коллекции исторических музеев документируют историю человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня, могут включать материал по истории человечества в целом, ориентироваться только на национальную историю, могут быть и узкоспециализированными: археологическими, этнографическими, нумизматическими и т.п. На рубеже 1980-1990-х гг. в РСФСР насчитывалось около 300 исторических музеев и около 200 филиалов. До сих пор исторические музеи остаются одной из самых крупных профильных групп отечественных музеев. Самый крупный представитель данной профильной группы в Российской Федерации - Государственный Исторический музей.

Его огромное собрание, единственное в стране по численности и полноте, представляет историю и культуру многонационального российского государства с древнейших времен до наших дней.

Коллекции музея располагаются в 14 фондовых отделах и 6 филиалах. Подобная структура позволяет представлять музейное собрание в единой системе, быстро находить необходимое, классифицировать те или иные поступающие материальные документы разных эпох. К подобной структуре музей шел методом проб и ошибок, путем многочисленных реорганизаций и реэкспозиций.

В результате выполнения дипломной работы были сделаны следующие основные выводы:

.   Комплектование - одно из основных и очень важных видов музейной деятельности. Без него не обходится ни один музей.

.   Для успешного целенаправленного комплектования необходима научная концепция комплектования, которая представляет собой письменный документ, где изложены цели, задачи, формы комплектования, принципы и критерии отбора материала.

.   Перспективы комплектования определяются через программу, в которой излагаются конкретные действия на ближайшие несколько лет, в ней формируются темы, объекты, источники и формы комплектования, указываются годы, в которые будут проводиться работы по тому или иному объекту комплектования.

.   Комплектование в музеях исторического профиля делится на несколько этапов:

·   выделение интересующих музей исторических фактов или фактов современной жизни;

·   определение объектов действительности в качестве объектов музейного изучения с целью комплектования фондов;

·   Выявление предметов музейного значения;

·   Их приобретение и превращение в музейные предметы.

.   Направления комплектования фондов в музеях исторического профиля следующие:

·   создание типологических коллекций, структурно отражающие мир вещей и стоящие за ним дела и отношения людей. Формирование типологических коллекций тесно связано с работой фондовых отделов над систематизацией музейных предметов по их типологическим признакам.

·   создание тематических коллекций, группирующих разнотипные предметы вокруг общественно значимых событий, биографий, форм производства, быта, явлений культурной жизни. Они отражают интересы музея и области исторической проблематики и отвечают группировке предметов по тематико-хронологическому принципу.

Оба направления находят выражение в организации комплектования фондов, которое осуществляется и как систематическое, и как тематическое комплектование.

.   Реализация данной концепции позволит позиционировать музей как место, где собираются, хранятся и изучаются уникальные предметы, избежать ряд проблем, таких как:

·   перенасыщение тиражированными и копийными материалами, поэтому необходимо разработать жесткие критерии отбора материалов в основной и научно-вспомогательный фонды;

·   фрагментарность персональных и тематических коллекций;

·   отсутствие подготовительного этапа комплектования фондов, предполагающего изучение объекта комплектования, среды бытования, сферы деятельности конкретного человека;

·   отсутствие взаимосвязи и взаимозависимости фондовой работы с научно-исследовательской;

·   отсутствие научно-исследовательского подхода к изучению музейных предметов и музейных коллекций;

·   метод комплектования, конечной целью которого определяется не документирование исторического процесса, а лишь организация выставки. При таком подходе в фондах будут оседать только отдельные предметы, которые не смогут передать всю полноту и сложность исторического явления или события.

.   Комплектование музейных коллекций Государственного Исторического музея происходило усилиями научной общественности всей России, а также за счет даров коллекционеров. Среди фондообразователей - государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Особое внимание уделяли музею меценаты из купеческих фамилий. Поэтому опыт комплектования данного музея заслуживает такого пристального внимания.


Содержание

 

Введение

Глава 1. Этапы научного комплектования

Комплектование. Основные положения

Комплектование музеев исторического профиля

Глава 2. История комплектования фондов Государственного Исторического музея

Комплектование и деятельность музея

Комплектование отделов Государственного Исторического музея

Глава 3. Создание концепции комплектования для музеев исторического профиля

Заключение

Список источников и литературы

 


Введение

 

Комплектование фондов - одна из сложнейших и наименее разработанных проблем современной теории и практики музейного дела. Словосочетание «комплектование музейных фондов» появилось в отечественном музееведении в конце 1940-х гг. и на протяжении почти трех десятилетий отождествлялось с термином «собирательская работа». Разграничение этих понятий впервые появилось в трудах Н.П. Финягиной и Ю.П. Пищулина, которые определяли комплектование фондов как планомерную и целенаправленную деятельность музея по выявлению предметов музейного значения, их приобретению и систематизации в фондах. Под собирательской работой стала пониматься составная часть комплектования музейных фондов - практическая деятельность по реализации программы комплектования. Таким образом, понятие «комплектование музейных фондов», наполнившись новым содержанием, стало отражать иной уровень работы с музейным собранием - концептуальный.

Научная концепция комплектования музейных фондов является составной частью научной концепции музея. Она содержит обобщенное системное представление о задачах, направлениях, формах и методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной сети. В ней определяются критерии отбора материалов в фонды с учетом целей и задач музея, а также круг и объем информации, фиксируемой в документах комплектования.

В разработке научной концепции музея могут быть реализованы два подхода - новаторский, когда музей переживает определенный кризис и ищет выход путем создания новой концепции, кардинально переосмысляет накопленный материал, и традиционный, в случае наличия у музея четкого осмысления своих задач и культурной роли в обществе. Отталкиваясь от общей концепции, типа и профиля музея, может быть сформулирована и сама концепция комплектования, включающая в себя анализ состава традиционно сложившихся коллекций в соответствии с профилем, определение основных направлений перспективного комплектования и учета потенциала источниковой базы, обеспечение методической базой, кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами, создание информационной системы об объектах и источниках комплектования, создание классификационной схемы всего фонда с целью каталогизации.

Комплектование фондов, включающее в себя собрание, атрибуцию, систематизацию и научное описание музейных предметов, относится к числу важнейших направлений деятельности музея как социального института, непосредственными функциями которого является: выявление, хранение, изучение и представление памятников природы и истории.

Этим определяется значение и место проблемы научного комплектования музейного фонда как объекта исследовательской работы.

Усиление внимания к проблеме комплектования музейных фондов обусловлено рядом факторов:

·   Повышение роли музеев в воспитании населения;

·   Повышение общественного интереса к памятникам истории;

·   Ускорение темпов развития и повышение уровня музейного дела, рост популярности музеев;

·   Расширение масштабов и объема собирательской работы, развитие ее форм и методов.

Комплектование материалов по истории нашей страны - важнейшая сторона деятельности исторических музеев. Проблемы комплектования приобрели особую актуальность в 80-е годы XX века, когда конституция СССР 1977 года закрепила право граждан на пользование достижениями культуры и вместе с тем провозгласила заботу о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей в качестве долга и обязанностей граждан.

В связи с возрастающим интересом народа к своей истории возникает необходимость накапливать, хранить и транслировать ее через материальные объекты: документальные источники, произведения живописи, орудия труда и т.д. Наиболее полно с этой миссией может справиться только специализированное учреждение, каким и является Государственный Исторический музей. Сегодня музей является крупнейшим в стране собранием материальных свидетельств развития отечественной истории. Деятельность его сотрудников позволяет детально восстановить ход исторических событий, дать возможность каждому гражданину России и зарубежья узнать правду о далеких эпохах. Для реализации этих возможностей сотрудниками музея разрабатываются различные варианты экспозиций, обработки экспонатов, развивается экскурсионное дело и музееведение. Кроме того, музей является методическим центром для всех исторических и краеведческих музеев России. Все это делает актуальной тему исследования.

Актуальность темы исследования. Комплектование фондов является начальной стадией создания музея. Ведь не изучив определенной темы по истории, не собрав памятники истории и культуры по теме, невозможно ни сформировать коллекции музея, ни создать музейную экспозицию.

Таким образом, уровень экспозиционно-выставочной, фондовой, учебной, массовой и просветительной деятельности музея во многом зависит от научного, методического и организационного уровня поисково-собирательской работы. Поэтому очень важно научиться правильно организовывать и вести поисково-собирательскую работу, четко представлять цели и задачи комплектования музейного собрания. Для этого и необходима разработка научной концепции комплектования музейных фондов.

Степень изученности. Работа написана на основе изучения и анализа специальной музееведческой литературы, документальных источников и наблюдений автора.

Сложившаяся к настоящему времени литература по вопросу комплектования музейных фондов может быть сгруппирована следующим образом:

.   Работы, посвященные общеисторическим проблемам;

.   Работы, освещающие отдельные аспекты теории комплектования музейных коллекций;

.   Методические пособия, освещающие вопросы методики организации и проведения собирательской работы;

.   Литература, посвященная вопросам атрибуции и научного описания музейных предметов;

.   Литература, посвященная комплектованию фондовых собраний отдельных типов и видов музейных предметов.

Вопросам музееведения, и в особенности комплектованию музейных фондов, посвящено очень много научных и учебных изданий. Например, в учебном пособии «Музееведение. Музеи исторического профиля» под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные здания.

Главное внимание в пособии сосредотачивается на проблеме прикладного музееведения. Авторы стремились дать максимально возможную в отведенном объеме информацию по теоретическому обоснованию научно-методических и практических вопросов всех основных направлений деятельности музеев: научному комплектованию, исследовательской, научно-фондовой, экспозиционно-выставочной, образовательно-воспитательной и просветительской работе.

Юренева Т.Ю. в учебнике «Музееведение» излагает не только теоретические основы музееведения и методику музейной работы, но и историю музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Также рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, и даже менеджмента и маркетинга.

Учебное пособие Тельчарова А.Д. «Основы музейного дела» посвящено одной из актуальных проблем современного гуманитарного образования - подготовке музейных работников разных уровней квалификации. Преподавание теории и истории музейного дела в системе как высшего, так и среднего специального образования сегодня нуждается в подкреплении современными учебными пособиями и материалами. В книге приводятся сведения о развитии музейного дела в России и формировании музейной системы, о классификации музеев и основных музейных технологиях, о направлениях и формах культурно-просветительной работы музеев.

Сборник научных трудов НИИ культуры «Музей и современность. Комплектование музейных коллекций» обобщает некоторые результаты исследований проблемы комплектования музейных коллекций.

С подробными сведениями об истории комплектования фондовых отделов Государственного Исторического музея, характеристикой структуры и состава коллекций можно познакомиться в альбоме " Государственный Исторический музей", который вышел в свет в 2006 году в издательстве «Интербук-бизнес».

Альбом призван познакомить широкий круг читателей, кому дорога история Отечества, с мемориальными вещами и шедеврами искусства и культуры, которые хранит Государственный Исторический музей. Структура книги отражает организационную структуру музея. 14 разделов посвящены отдельным фондовым коллекциям ГИМ и 3 раздела - его крупнейшим филиалам. Вступительная статья рассказывает об истории создания музея, о формировании коллекций, о людях, чьим трудом было собрано и сохранено это национальное достояние.

Так же ценным источником информации о Государственном Историческом музее является официальный сайт музея, где подробно рассматривается его история и современное состояние, дана характеристика его отделов и филиалов, правила посещения и работы в читальных залах Музея, а также реализована возможность обратной связи.

В своей совокупности эта и другая литература дает хорошее представление о современном состоянии разработки проблемы в целом и отдельных теоретических и методических вопросах, о научной концепции комплектования фондов.

Объектом научного исследования является концепция комплектования исторических музеев.

Предметом исследования выступаетконцепция комплектования Государственного Исторического музея, как крупнейшего представителя музеев исторического профиля.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1882 года, то есть с момента основания Государственного Исторического музея - самого крупного в России представителя исследуемой профильной группы.

Географические рамки исследования ограничены территорией нашей страны.

Цель исследования: проследить за тем, как проходит разработка концепции комплектования музейных фондов исторических музеев на примере Государственного Исторического музея.

Заявленная цель предполагает решение следующих задач:

.   описание основных этапов процесса комплектования музейных фондов;

.   изучение процесса комплектования в музеях исторического профиля;

.   история комплектования фондов в Государственном Историческом музее;

.   создание концепции комплектования в музеях исторического профиля.

Методологической основой исследования является применение: совокупности методов, включая логический, системный, комплексный, сравнительно-исторический и ретроспективный, предполагающий теоретическое и натурное изучение процесса музеефикации элементов историко-культурной и природной среды.

Методологической позицией исследованияявляется один из основных подходов в музеологии - теория музейной коммуникации. Термин «музейная коммуникация» введен в научный оборот в 1968 году Д. Камероном. Согласно его трактовке «Музейная коммуникация» - это процесс передачи и осмысления информации, происходящий между музеем и обществом. В теории Камерона существует три основных инстанции - передатчик (работник музея), посредник (реальные вещи в музее) и приемник (посетитель).

Музейная коммуникация в идеале видится как диалог, подлинный процесс общения, в котором посетитель выступал бы как собеседник и партнер, имеющий возможность как-то реализовать свои индивидуальные интересы и мотивы посещения. Коммуникация включает в себя также идею исторического музея как центра информации, национально-культурного и учебно-научного центра, центра научной и художественной жизни, как меставстречи различных возрастных, социальных, профессиональных или этнических групп, для каждой из которых посещение музея имеет свой специфический смысл, не всегда сводящийся к воспитательному. Общение зрителя с музеем включает множество уровней и компонентов, тяготеющих к этико-познавательному, социально-психологическому или коммуникативно-знаковому потенциалу.

Научная значимость исследования заключается в обобщенииматериала по заявленной проблеме и в разработке памятки для создания концепции комплектования музейных фондов для музеев исторического профиля.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть применены в образовательных программах по музееведению, в издательской деятельности, в изучении профильных групп музеев, в использовании для студентов ВУЗов специальных курсов, посвященных профильным группам, как методическое пособие по работе с музеями данного профиля.

Основнымиисточниками являются Федеральный закон " О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и архивы бывших сотрудников ГИМ, начиная со стоявших у его истоков директоров музея: А.С. Уварова, И.Е. Забелина, Н.С. Щербатова, сотрудников: нумизмата А.В. Орешникова, археолога В.А. Городцова, библиотекаря А.И. Станкевича и кончая современными музейными деятелями - А.Б. Закс, М.М. Постниковой-Лосевой, A.M. Разгона, Н.А. Ашариной и другими. Их обзоры публиковались в Трудах ГИМ, Археографическом Ежегоднике и других изданиях.


Глава 1. Этапы научного комплектования


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь