Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Комплектование. Основные положения



 

Фондовая работа в музее - это одно из ведущих направлений деятельности музея, которое включает комплектование, учет, хранение и изучение объектов наследия. В настоящее время научное комплектование фондов рассматривается не в качестве составляющей фондовой работы, а как самостоятельное направление музейной деятельности.

Комплектование фондов является одним из основных видов деятельности музея и продолжается на всех этапах его существования.

Научное комплектование фондов представляет собой теоретическую и практическую деятельность музеев, направленную на выявление, сбор и научную организацию музейных предметов, в результате которой возникает собрание памятников материальной культуры. Музейные предметы превращаются в источники информации, поэтому комплектование фондов можно рассматривать как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования исторической действительности, что является главной целью комплектования.

Главная цель комплектования реализуется в конкретных задачах:

·   Выявление подлинных памятников истории, культуры и природы, наиболее отражающих происходящие или происходившие явления и процессы;

·   Приобретение их в собрание музея и формирование благодаря этому источниковой базы для музейной деятельности и профильных наук;

·   Научная организация музейных предметов, включение их в информационный банк данных;

·   Сохранение культурных и природных ценностей и создание условий для их использования в интересах общества.

Комплектование музейного фонда может проводиться по трем направлениям: систематическому, тематическому и комплексному. При систематическом направлении музейные коллекции пополняются регулярно однотипными предметами, другими словами, оно направлено на формирование и пополнение типологических коллекций. В результате такого комплектования коллекции отличаются своей подробностью.

Тематическое комплектование заключается в выявлении и сборе разнотипных предметов музейного значения, отражающих одну конкретную, узкую тему. Проводится при работе над выставками и экспозициями.

Задачи систематического и тематического комплектования объединяет в себе комплексное комплектование, которое распространено в основном в небольших музеях. Комплексное комплектование позволяет проводить полное документирование интересующей музей части общественной действительности и создавать полноценные типологические коллекции.

Комплектование музейного фонда предполагает процесс выявления и отбора памятников, имеющих музейное значение.

Отбор памятников - это решение вопроса о том, что из созданного людьми наиболее полно отражает документируемую музеем действительность.

В основе отбора лежит система критериев:

.   Информативность, то есть объем, характер и содержание информации, которая заложена в предмете, рассматриваемом как объект для музейного фонда.

.   Коммуникативность - способность предмета наглядно, через достаточно выразительные внешние признаки отражать определенную информацию.

.   Аттрактивность - свойство предмета привлекать к себе внимание при экспозиционно-выставочном использовании.

.   Экспрессивность - способность предмета оказывать эмоциональное воздействие.

.   Эстетичность - особое свойство музейного предмета, отбираемого как произведение искусства и удовлетворяющего, следовательно, эстетическим требованиям.

Но далеко не каждый предмет отвечает всем этим требованиям. Обычно предмет, отбираемый в музейный фонд, обладает только несколькими из этих свойств. Кроме общих критериев отбора в музейной практике используются частные критерии, они устанавливаются исходя из специфики конкретного музея, направления его деятельности, особенностей его коллекций. При комплектовании внимание может обращаться, например, на авторство вещи, материал, из которого она изготовлена, или технику ее изготовления, на сохранность предмета, его размеры и форму.

Вместе с критериями отбора в музейной практике существуют определенные правила, которым нужно следовать в работе по комплектованию:

.   Коллекционное комплектование диктует необходимость приобретения в музей не отдельных предметов, а комплексы взаимосвязанных друг с другом вещей, которые бы дополняли и расширяли коллекцию.

.   Рекомендуется включать в музейное собрание в первую очередь памятники, которые в нем отсутствуют.

.   Музей должен приобретать «массовые» вещи, типичные для той или иной эпохи, что позволяет наиболее полно ощутить дух времени.

.   Отбор памятников должен сопровождаться сбором информации о каждом из них.

Недооценка этой работы может нанести ущерб информативности экспоната, обесценить его экспозиционно-выставочные возможности.

Формы комплектования представляют собой определенные действия, в ходе которых в музейный фонд приобретаются необходимые предметы музейного значения.

Работа по комплектованию фондов может быть разовой и текущей. Комплектование называют текущим, если оно осуществляется в таких формах как закупка, дарение, обмен, целевой заказ и т.д., но иногда оно проходит в виде разовой акции и носит оперативный характер. Суть такого комплектования состоит в организации и проведении собирательской работы на месте какого-либо события в момент его совершения или сразу после него.

К формам комплектования относятся случайные находки, поступление предметов от населения, экспедиции, научные командировки, приобретение предметов от частных лиц и организаций, на выставках, аукционах, в антикварных салонах, так же возможен обмен коллекциями между музеями.

Случайные находки обнаруживаются, к примеру, во время проведения земельных либо строительных работ, при сносе зданий. Комплектование фондов не остается без участия общества в музейном документировании действительности, это выражается в поступлении в музеи предметов от населения. В ходе комплектования у музея складывается сеть постоянных и временных связей с поставщиками музейных предметов.

Экспедиция как одна из форм комплектования подразумевает выезд сотрудников музея к выбранным для документирования жизненным объектам. Она предполагает пребывание на исследуемой территории не менее тридцати дней и, как правило, довольно большое количество участников. Экспедиции готовятся и проводятся по специально разработанным методикам в соответствии с планируемой тематикой и профилем музея. Они могут быть этнографическими, историко-бытовыми, археологическими, фольклорными, геологическими, ботаническими и т.д. Проводимые экспедицией обследования бывают двух видов: кустовые и маршрутные. Кустовые обследования - это постоянное пребывание в том месте в котором происходит основная работа по выявлению и отбору предметов музейного значения, а также работа по сбору материалов информационного характера. При этом участники экспедиции совершают кратковременные выезды в окружающие поселения для проверки собранных данных. Маршрутный способ работы подразумевает перемещение экспедиции по определенному линейному маршруту и обследование каждого намеченного объекта не более двух-трех дней.

Экспедиции являются наиболее эффективной формой комплектования музейного фонда, потому как в результате их проведения в музей поступает большое количество предметов, более или менее объективно отражающих явление культуры. Обычно в ходе экспедиционной работы создаются типологические коллекции.

Научные командировки - краткосрочные поездки на предприятия, в учреждения, к людям, готовым передать музею свои коллекции, личные архивы. Целью научных командировок является комплектование тематических коллекций, выявление и сбор экспонатов для выставок. В отличие от экспедиций в научных командировках не проводится информационное комплектование.

Приобретение предметов от частных лиц и организаций дает возможность музею создавать новые, либо пополнять уже имеющиеся типологические и тематические коллекции. В музей предметы могут поступать в дар, по завещанию, после конфискации имущества. Также музей сам на свои средства или средства спонсоров может приобрести необходимые ему вещи.

Весьма распространенная форма комплектования это отбор экспонатов на выставках. Она позволяет музею без больших затрат времени приобретать предметы, отвечающие всем музейным требованиям.

Комплектование фондов опирается на общественно-политические и научные позиции музея, обусловленные его местом в системе научных учреждений. Это находит отражение в общей концепции комплектования фондов каждого музея.

Комплектование музейного фонда начинается с формирования его научной концепции, которая представляет собой письменный документ с изложенными в нем целями и задачами комплектования. В документе также указаны формы комплектования, принципы и критерии отбора материала. Концепция комплектования входит в состав общей концепции развития музея, является его обязательным документом и должна быть в каждом музее. Обусловлено это прежде всего тем, что концепция комплектования лежит в основе всей их деятельности по созданию источниковой базы для экспозиционно-выставочной, исследовательской и образовательной работы.

Работа над концепцией состоит из нескольких этапов:

.   Анализ имеющейся в распоряжении музея коллекции.

.   Определение целей и задач комплектования.

.   Определение формы комплектования.

.   Составление программы комплектования.

Начинается работа обычно с анализа уже имеющейся в распоряжении музея коллекции. Это позволяет реально оценить состояние фонда, обнаружить плюсы и минусы накопленных материалов и спланировать работу по дальнейшему комплектованию.

Следующий этап в создании концепции это определение целей и задач комплектования. Главным в постановке цели является актуальность, приемлемость и практичность. Актуальность необходима для того, чтобы выполнять требования, предъявляемые обществом. Приемлемость целей означает то, что они должны отражать интересы широкого круга лиц. Практичность подразумевает понимание реальных возможностей музея при разработке целей комплектования.

После постановки целей, нужно сформулировать ряд задач, решение которых позволит приступить к практическим действиям. Задачи могут быть краткосрочными и долгосрочными. Краткосрочные задачи рассчитаны на небольшое количество времени, для их выполнения требуется не более двух лет, а долгосрочные рассчитаны на пять - десять лет. При этом выделяются приоритетные и второстепенные задачи.

После определения целей и задач следует определить формы комплектования, критерии и принципы отбора памятников. Форма комплектования определяется профилем музея, его финансовыми возможностями и т.д.

Составление программы комплектования является следующим этапом комплектования. В программе формируются конкретные темы и объекты, источники и формы комплектования, указываются годы, в которые будут проводиться работы по тому или иному объекту комплектования. В долговременной программе должны быть изложены конкретные действия на ближайшие несколько лет.

Таким образом, научная концепция комплектования музейных фондов, являясь составной частью научной концепции музея, содержит обобщенное системное представление о задачах, направлениях, методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной системе. В ней определяются критерии отбора материалов в фонды с учетом целей и задач музея, а также круг и объем информации, фиксируемой в документах комплектования.

После создания концепции и программы комплектования музей может приступить к собирательской работе. Перед началом собирательской работы определяются конкретные разделы общей темы, заявленной в программе, уточняется территория, на которой будет проходить работа, выясняются возможные источники комплектования, разрабатываются его формы. Так же проводится изучение литературы по теме комплектования, просматриваются и анализируются коллекции музея. Во время самой собирательской работы проводится выявление и сбор предметов музейного значения, регистрация их в полевых описях и составление актов приема экспонатов.

Заключительным этапом комплектования является включение предметов музейного значения в музейный фонд и присвоение им статуса музейных предметов. Для начала идет подготовка приобретенных материалов к экспертной фондово-закупочной комиссии. ЭФЗК является совещательным органом при дирекции музея, создается для рассмотрения вопросов отбора и приобретения предметов музейного значения с целью формирования музейного собрания.

На основании акта приема, легенды, заключений специалистов и собственных наблюдений члены экспертной фондово-закупочной комиссии музея решают вопрос о приеме или возврате предметов, о включении принимаемых предметов в фонд музейных предметов или в фонд научно-вспомогательных материалов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь