Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Международный авторский право смежный договор



Введение

Международный авторский право смежный договор

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что научно-технический прогресс, активное развитие цифровых технологий, формирование единого информационного пространства привели к повышению творческой активности в целом, сделали ее более организованной и целенаправленной. Это, в свою очередь, способствовало увеличению доли отраслей мировой экономики, основанных на авторском праве, которая в начале этого века составила около 7, 3% при ее росте в среднем на 5% в год.

Негативным последствием произошедших в общественной жизни изменений стало существенное повышение уровня оборота продукции, созданной и реализуемой с нарушением авторских и смежных прав. В частности, по оценкам специалистов, уровень контрафактной продукции в Российской Федерации, являющейся основным экономическим партнером нашей страны, в зависимости от ее вида колеблется в пределах 50 - 90% от общего объема продаж. Вызывает озабоченность и ситуация, сложившаяся в других странах мира, даже в тех, которые всегда очень тщательно отстаивали интересы авторов и иных правообладателей. Так, во Франции и Японии уровень пиратства составляет около 40%, в Соединенных Штатах Америки - 30%, в Италии - около 50%. В Республике Беларусь уровень оборота контрафактной продукции только в сфере звукозаписи достигает 90%.

Резкое увеличение количества реализуемых с нарушением авторских и смежных прав товаров приводит к негативным юридическим и, что более важно, экономическим последствиям. В сложившейся ситуации важным для каждого государства в отдельности и всего мирового сообщества в целом является создание эффективного механизма охраны авторских и смежных прав, в основе которого должна лежать стройная и согласованная система соответствующего законодательства, которая должна быть максимально унифицирована с национальными законодательствами других стран. А это, в свою очередь, достижимо только в условиях согласованности с соответствующими международными стандартами в области охраны авторских и смежных прав.

Особенность авторского права состоит в том, что, несмотря на различия в правовых системах, оно достаточно давно стало предметом международно-правового регулирования, а это в свою очередь, обеспечило единообразное понимание основных его институтов. Авторское право уникально еще и тем, что за все время его существования одним из важнейших катализаторов его развития был технический прогресс или, как сейчас все чаще говорят, информационные технологии.

Необходимость существования авторского права обосновывается не только интересами самих авторов, издательств, киностудий или звукозаписывающих компаний, но и общества в целом. Поэтому одна из задач, стоящих перед авторским правом, заключается в том, чтобы сформировать мотивацию для создания и распространения произведений. Самым мощным стимулом в наше время выступает материальная заинтересованность, особенно в условиях финансового экономического кризиса.

Предоставление авторского права - это справедливый жест со стороны законодателя. Однако, становится очевидно, что правовое регулирование отношений в сфере авторского права и смежных прав не успевает за динамичным развитием современных технологий. К сожалению, идеи создания свободной мировой электронной библиотеки, обработки научных материалов пока не становятся реальностью.

Современное состояние правовой охраны авторских прав сложилось под влиянием большого количества факторов, наибольшее значение среди которых на теперешнем этапе развития права интеллектуальной собственности приобретает международная гармонизация норм, регулирующих эту сферу общественных отношений. Соблюдение международных стандартов в области права интеллектуальной собственности становится обязательным условием выхода государства на международную торговую арену [Ссылка на публикацию].

Говорить о сложившихся международных стандартах в любой правовой области можно при появлении источников международного права, в которых они и содержатся. Основными такими источниками в сфере охраны авторского права являются многосторонние международные соглашения, такие, как Бернская, Всемирная и Римская конвенции.

Необходимо отметить, что система международной охраны авторского права в основе своей строится на праве внутригосударственном. построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны. Вместе с тем международные договоры имеют определяющее значение для формирования законодательства Республики Беларусь в сфере охраны авторского и смежных прав как иностранных, так и национальных авторов, исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания.

Апробация результатов диссертации. Опубликованность результатов диссертации

Структура и объем диссертации. Структура диссертации состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав и заключения. Каждая из глав основной части, в свою очередь, делится на два раздела.

В первой главе диссертации проводится исследование исторических предпосылок возникновения международных актов, направленных на урегулирование вопросов защиты авторского права и смежных прав, характеризуется генезис системы международно-правового регулирования, а также анализируются основополагающие принципы его осуществления.

Во второй главе исследования проводится сравнительная характеристика основных подходов к отдельным институтам авторского права и смежных прав с позиций международного и национального законодательства, анализируются конкретные нормы права и подводится теоретическая основа для практических предложений по оптимизации правового механизма защиты авторского и смежных прав в Республике Беларусь.

В третьей главе исследования, на основе анализа развития и современного состояния ключевых международных правовых актов в сфере защиты авторского и смежных прав рассмотрены проблемные аспекты национального законодательства в данной сфере и предложены пути его дальнейшего совершенствования в общем русле гармонизации с международными договорами Республики Беларусь.


Сравнительная характеристика норм международных договоров и национального законодательства республики Беларусь в области авторского права и смежных прав. Анализ положений международных договоров Республики Беларусь в области авторского права

 

В соответствии с нормами Бернской конвенции охраняемыми являются любые научные, литературные или художественные произведения независимо от способа или формы их выражения. К охраняемым произведениям в том числе относятся:

- книги, брошюры и другие письменные произведения;

-  лекции, обращения, проповеди и иные подобного рода произведения;

-  драматические и музыкально-драматические произведения;

-  хореографические произведения и пантомимы;

-  музыкальные сочинения с текстом или без текста;

-  кинематографические произведения, а также произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии;

-  произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии;

-  фотографические произведения, а также произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии;

-  произведения прикладного искусства;

-  иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам [1].

К охраняемым произведениям в соответствии с нормами Бернской конвенции также относятся переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературных или художественных произведений. Они охраняются наравне с оригинальными произведениями, указанными выше, при условии, что это не наносит ущерб правам авторов соответствующих оригинальных произведений (ст. 2(3)). В законодательстве Республики Беларусь норма, определяющая охраноспособность производных произведений, содержится в Законе «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 7, ст. 12) [13].

Отметим, что в Законе 2011 года перечень объектов авторского права был конкретизирован за счет включения в него научных диссертаций, научных лекций и докладов. Аналогичным образом был конкретизирован и перечень объектов, не являющихся объектами авторского права, в частности, таковыми не являются учредительные документы организаций [14].

В свою очередь, согласно ст. 992 ГК объектами авторского права в являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения [11].

При этом ст. 980 ГК подразделяет объекты интеллектуальной собственности на три группы:

) результаты интеллектуальной деятельности: произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания; изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау).

Все эти объекты, кроме фонограмм и передач организаций вещания, являются результатами творческой деятельности.

) средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг: фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания.

К объектам этой группы не предъявляются требования быть результатами творческой деятельности, хотя значительное число средств индивидуализации, в основном товарных знаков, является результатом творческой деятельности.

) другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных ГК и иными законодательными актами [11].

К этой группе можно отнести доменные имена как средства индивидуализации физических и юридических лиц, отличные от товарных знаков (знаков обслуживания), фирменных наименований и географических указаний, если охрана доменным именам будет предоставлена законодательным актом.

Охрана компьютерных программ распространяется на все виды компьютерных программ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объективный код.

К объектам авторского права также относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. При этом производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектом авторского права те произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Как отмечают отечественные исследователи, сама структура раздела V ГК определена исходя из деления объектов интеллектуальной собственности на два раздела - объекты авторского права и смежных прав и объекты права промышленной собственности [65]. Авторским правом охраняются невещественные объекты, охраноспособным элементом которых является объективная форма их выражения, что соответствует нормам в ст. 2 Договора ВОИС 1996 года. Другими словами, «содержание произведения безразлично для авторского права». Вместе с тем, авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Картина может быть собственностью художественной галереи или конкретного гражданина, но право авторства принадлежит художнику, ее написавшему. Передача права собственности на материальный объект или права владения этим объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных законодательством об авторских и смежных правах [65].

Согласно ГК, авторское право распространяет свое действие как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, если они существуют в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.), в других формах. Часть произведения (включая его название) может выступать в качестве объекта авторского права и использоваться самостоятельно, если она удовлетворяет вышеперечисленным требованиям [11; 74].

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом (например, продажа картины музею или передача произведения скульптуры в пользование художественному лицею) сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных законодательством об авторских и смежных правах.

Сборники литературных и художественных произведений, в том числе энциклопедии и антологии, охраняются в соответствии со ст. 2(5) Бернской конвенции как таковые при условии, что они представляют собой по подбору и расположению материалов результат творческой деятельности [1].

В то же время из круга охраняемых произведений Бернская конвенция исключает сообщения о новостях дня или сообщения о различных событиях, имеющих характер простой пресс-информации. Последняя не охраняется и в соответствии с нормой п. 2 ст. 8 Закона «Об авторском праве и смежных правах» [13].

Что касается предоставления охраны официальным текстам законодательного, административного и судебного характера, их официальным переводам, а также политическим речам и речам, произнесенным в ходе судебных процессов, то Бернская конвенция предусматривает право стран-участниц самостоятельно определять, предоставляется ли им правовая охрана и на каких условиях (ст. 2(4), 2bis) [1]. Подобное право стран-участниц предусматривается Бернской конвенцией и в отношении произведений прикладного искусства, промышленных рисунков и образцов (ст. 2(7)). Законодательство Республики Беларусь исключило из объектов авторского права официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы (ст. 8 Закона «Об авторском праве и смежных правах») [13].

На основе Бернской конвенции охрана предоставляется:

- выпущенным или не выпущенным в свет произведениям, авторы которых являются гражданами одной из стран Бернского союза (ст. 3(1));

-  выпущенным или не выпущенным в свет произведениям, авторы которых хотя и не являются гражданами одной из стран Бернского союза, но имеют там «свое обычное местожительство» (ст. 3(2));

-  произведениям (авторы которых не являются гражданами одной из стран Бернского союза и не имеют там своего обычного местожительства), которые впервые выпущены в свет в одной из стран Союза или одновременно в стране, не входящей в Бернский союз, и в стране Союза (ст. 3(1)). При этом одновременно выпущенными в свет в нескольких странах произведениями считаются произведения, выпущенные в свет в двух или нескольких странах в течение тридцати дней с момента их первого выпуска (ст. 3(4)) [1].

Конвенция ассоциирует выпуск произведения в свет с его воспроизведением (изготовлением его экземпляров), а также с их последующим распространением. В свою очередь, Закон «Об авторском праве и смежных правах» под выпуском произведения в свет, а точнее под его опубликованием, понимает предложение публике с согласия автора либо иного правообладателя экземпляров произведения в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики, путем продажи, проката, иной передачи права собственности либо права владения экземпляром произведения (ст. 4) [1].

Следует указать, что для предоставления охраны кинематографическим произведениям, а также произведениям архитектуры или иным художественным произведениям, являющимся частью здания или другого сооружения, Бернская конвенция не требует соблюдения вышеуказанных критериев [26]. Главное, чтобы изготовитель кинематографического произведения имел свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран Бернского союза, а произведение архитектуры или здание (сооружение), частью которого является художественное произведение, было возведено в одной из стран Союза (ст. 4(1)) [1].

В отношении определения объема прав, предоставляемых авторам произведений, Бернская конвенция исходит из сочетания принципа национального режима охраны и обязательного предоставления авторам минимума прав, специально ею предусмотренного [26]. Так, статья 5(1) Конвенции указывает на то, что авторы в отношении охраняемых в соответствии с нормами Бернской конвенции произведений пользуются во всех странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам. Кроме того, они пользуются правами, особо предоставляемыми нормами самой Конвенции [1].

Предоставление охраны произведениям в стране их происхождения регулируется внутренним законодательством этой страны (ст. 5(3)) [1]. При этом если автор не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана в силу Бернской конвенции, он пользуется в этой стране теми же правами, что и авторы - граждане этой страны.

К правам авторов художественных и литературных произведений в соответствии с нормами Бернской конвенции относятся как личные неимущественные, так и имущественные права. При этом личные неимущественные права авторов охраняются независимо от имущественных. Даже после уступки последних автор имеет право требовать признания своего авторства на произведение, противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому иному посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора (ст. 6bis(1)) [1].

Отметим, что законодательство Республики Беларусь не только предусматривает указанные выше личные неимущественные права авторов произведений литературы, науки и искусства. Оно дополняет данный перечень, определяя, что автору произведения также принадлежат право на имя, право на обнародование произведения и право на его отзыв (п.п. 1, 2 ст. 14 Закона «Об авторском праве и смежных правах») [13]. Во исполнение норм Бернской конвенции Закон «Об авторском праве и смежных правах» также указывает на связь личных неимущественных прав с личностью автора произведения. Он практически дублирует упомянутую выше норму Конвенции, устанавливая, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже после уступки исключительных прав на использование произведения (п. 3 ст. 14) [13].

Сфера действия авторского права определяется по правилам ст. 991 ГК. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, существующие в какой-либо объективной форме на территории Республики Беларусь (независимо от гражданства авторов и их правопреемников), за пределами границ Республики Беларусь (признается за авторами - гражданами Республики Беларусь и их правопреемниками, а также авторами (их правопреемниками - гражданами других государств) в соответствии с международными договорами Республики Беларусь) [11].

Произведение считается опубликованным в Республике Беларусь, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Республики Беларусь оно было опубликовано на территории Республики Беларусь.

Если охрана произведению предоставляется на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, то обладатель авторских прав определяется по законодательству государства, на территории которого имело место действие или событие, которое послужило основанием для обладания авторским правом.

В отношении определения способов защиты личных неимущественных прав Бернская конвенция лояльна. Она не определяет, какие способы защиты указанных прав в обязательном порядке должны быть предусмотрены законодательствами стран, в нее входящих [31]. Она лишь устанавливает принцип, в соответствии с которым средства защиты личных неимущественных прав авторов определяются в соответствии с законодательством страны, в которой истребуется соответствующая охрана (ст. 6bis(3)). Так, среди наиболее распространенных способов защиты личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки и искусства, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, следует выделить:

- признание права (например, права авторства);

-  пресечение действий, нарушающих авторское право;

-  выплату соответствующей компенсации (ст. 40 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

В зависимости от сущности нарушенного права законодательство Республики Беларусь также позволяет применять другие меры защиты, перечень которых не является исчерпывающим.

Имущественные права авторов, специально предусмотренные Конвенцией, сводятся к исключительному праву осуществлять и разрешать:

- перевод своих произведений;

-  публичное представление или исполнение драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений;

-  публичное сообщение литературных произведений;

-  передачу своих произведений для публичного ознакомления, представления или исполнения;

-  воспроизведение своих произведений любым способом и в любой форме;

-  использование своего произведения в качестве основы аудиовизуального произведения;

-  переработку своего произведения и его аранжировку [1; 13].

Продолжительность охраны имущественных прав автора по общему правилу в соответствии с нормами Бернской конвенции должна составлять не менее пятидесяти лет после смерти автора, что отражено в ст. 22 Закона «Об авторском праве и смежных правах» [13]. Что касается сроков охраны личных неимущественных прав, то Бернская конвенция устанавливает обязательство стран-участниц охранять их, как минимум, в течение срока охраны имущественных прав (ст. 6bis(2)) [1]. Что касается Республики Беларусь, то в нашем государстве личные неимущественные права авторов охраняются бессрочно (п. 1 ст. 22 Закона «Об авторском праве и смежных правах») [13].

Бернская конвенция также предусматривает так называемое «право долевого участия» на некоторые произведения, которое означает право автора или его наследника участвовать в доходах от каждой последующей перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства и оригиналов рукописей [61]. В законодательстве Республики Беларусь данное право именуется правом следования и предусматривается в отношении произведений изобразительного искусства, оригиналов рукописей писателей и композиторов (ст. 17 Закона «Об авторском праве и смежных правах») [13].

Наконец, помимо предоставления гарантированного минимума прав Бернская конвенция допускает возможность их ограничения. Например, она предусматривает возможность цитирования произведения, которое уже стало доступным для всеобщего сведения, в объеме, оправданном поставленной целью; использование произведений в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телевизионных передачах и записях звука или изображения учебного характера (ст. 10) [1]. При этом подобное использование должно осуществляться при соблюдении «добрых обычаев» и с обязательным указанием источника и имени автора, если оно обозначено на данном источнике [61, c. 79].

Защита, предоставляемая Всемирной конвенцией, в отличие от защиты, предоставляемой Бернской конвенцией, зависит от соблюдения определенных формальностей. По усмотрению государства-участника наделение заинтересованного лица авторским правом на произведение, выпущенное в свет впервые на его территории, может ставиться в зависимость от депонирования его экземпляров, регистрации, оговорки об оставлении за собой прав, нотариального удостоверения или выполнения иных действий (п. 2 ст. III) [2]. Таким же правом государства-участники наделяются и в отношении произведений их граждан независимо от места их первого выпуска в свет.

В отношении произведений, впервые опубликованных не на территории государства-участника, в котором истребуется охрана, и созданных не его гражданами, указанные формальности считаются соблюденными в случае проставления специального знака охраны (C), имени автора и года первого выпуска произведения в свет (п. 1 ст. III) [2].

К произведениям, охраняемым нормами Всемирной конвенции, относятся любые литературные, научные и художественные произведения, в том числе произведения:

-  письменные;

-  музыкальные;

-  драматические;

-  кинематографические;

-  живописи;

-  скульптуры;

-  гравюры (ст. I) [2].

Более детального перечня охраняемых произведений Конвенция не содержит.

В отличие от Бернской конвенции, Всемирная конвенция гарантирует охрану прав не только авторов, но и иных лиц, обладающих авторским правом. К ним, в частности, могут относиться наследники и лица, которым права переданы на основании договора (ст. I) [2].

Срок действия авторского права, установленный Всемирной конвенцией, составляет лишь жизнь автора плюс двадцать пять лет после его смерти, что в два раза меньше срока защиты, предоставляемого нормами Бернской конвенции. При этом в отношении фотографических произведений и произведений прикладного искусства, которые охраняются как художественные произведения, Конвенция разрешает устанавливать более короткий срок охраны, но не менее десяти лет (п. 3 ст. IV) [2].

Всемирная конвенция непосредственным образом связывает предоставление охраны с наличием соответствующего законодательства в государствах-участниках, тогда как Бернская конвенция устанавливает, что международная охрана не зависит от наличия охраны в стране происхождения произведения. Бернская конвенция устанавливает определенный круг прав авторов, так называемое «собственное авторское право», не отсылая к внутреннему законодательству ее стран-участниц [60]. Всемирная конвенция специально устанавливает только право на перевод произведения, право его воспроизведения, публичного исполнения и право передачи в эфир (ст. V) [2]. В отношении других прав Конвенция отсылает к национальному законодательству страны-участницы, в которой произведение пользуется охраной по принципу национального режима.

Сфера применения Всемирной конвенции (по объектам охраны) уже, чем у Бернской конвенции. Так, например, в соответствии с ее нормами защита не предоставляется неимущественным правам авторов.

Таким образом, несмотря на то, что Бернская конвенция предъявляет более высокие требования к охране авторских прав на уровне национальных законодательств, чем Всемирная конвенция, именно она стала основным международным правовым актом в данной сфере. Об этом свидетельствует и то, что на сегодняшний день участниками данной Конвенции являются более 140 государств, которые образуют Бернский союз, официально именуемый Международным союзом для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

В данном аспекте хотелось бы также отметить, что исключительные права имеют как личный неимущественный, так и имущественный характер, при этом имущественные права, как правило, имеют подчиненное значение [. Личные же неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Также подчеркнем, что, по общему правилу иностранцы в сфере авторского права пользуются национальным режимом: если произведение автора-иностранца было обнародовано на территории данного государства (и ранее не обнародовалось за границей), то за таким автором обычно признаются все те права, которые вытекают из местного законодательства. Как правило, условия предоставления национального режима авторам-иностранцам содержатся и в национальном законе, и в международных соглашениях. Специфика и условия охраны авторских прав с иностранным элементом заключаются в том, что они определяются законом того государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основой для возникновения авторского права, а признание авторских прав основано на принципе национальности произведения, но учитывается и национальность автора.

Охраняемыми произведениями признаются произведения, опубликованные после вступления для Республики Беларусь в силу Всемирной Конвенции, равно как произведения, подпадающие под действие Бернской Конвенции в аналогичном порядке. Сюда же относятся и произведения, подпадающие под действие двусторонних договоров Республики Беларусь о взаимном признании и защите авторских прав.

Соответственно, неохраняемыми произведениями являются произведения, не подпадающие под действие Всемирной и Бернской конвенций и двусторонних договоров Республики Беларусь.

Договор ВОИС по авторскому праву 1996 года (далее - Договор 1996 года), который является специальным соглашением, принятым в развитие положений Бернской конвенции, был ратифицирован Республикой Беларусь 10 июня 1998 года [19].

В соответствии с этим Договором в число объектов, названных в Конвенции, включены и охраняемые как литературные произведения компьютерные программы [19]. Их охрана по правилам Бернской конвенции осуществляется независимо от способа или формы их выражения. В число составных произведений, определенных в статье 2(5) Бернской конвенции, вошли компиляции данных (базы данных) или другой информации, которые по подбору и расположению содержания представляют собой результат творческой деятельности и охраняются как таковые. Подчеркнем, что в соответствии со статьей 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах» компьютерные программы и базы данных охраняются как литературные произведения [13]. Таким образом, законодательство Республики Беларусь полностью восприняло данные нормы

Следует отметить, что Договор 1996 года дополнил не только перечень охраняемых авторским правом произведений, он также уточнил перечень имущественных авторских прав, предусмотрев право автора на распространение своих произведений, а также право автора компьютерной программы или кинематографического произведения разрешать коммерческий прокат для публики оригиналов своих произведений или их экземпляров (ст. 7). В качестве самостоятельного права Договор 1996 года также предусмотрел право авторов литературных и художественных произведений разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи (ст. 8).

Договор 1996 года также внес изменения в продолжительность сроков охраны, предоставляемых произведениям в соответствии с нормами Бернской конвенции. Так, он отменил норму Бернской конвенции об установлении 25-летнего срока охраны фотографических произведений, которые в связи с этим должны охраняться в государствах-участниках так же, как и иные произведения, т.е. в течение 50 лет после смерти их авторов (ст. 9) [3]. Данное требование также полностью учтено Законом «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 22) и Законом 2011 года (ст. 20) [13; 14].

В дополнение норм Бернской конвенции Договор 1996 года содержит обязательства стран-участниц в отношении технических мер. Он обязывает подписавшие его государства предусматривать соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав по Договору или по Бернской конвенции и ограничивающих действия в отношении их произведений, которые не разрешены авторами или не допускаются законом (ст. 11) [3].

Указанное обязательство соблюдается и в Республике Беларусь. В соответствии со статьей 39 Закона «Об авторском праве и смежных правах» действия, направленные на обход технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением принадлежащих им прав, рассматриваются как нарушение авторского права, влекущее ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь [13].

Во исполнение обязательств, возложенных на Республику Беларусь рассматриваемым Договором, Закон «Об авторском праве и смежных правах» к нарушению авторского права относит и следующие действия:

- устранение или изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения правообладателя;

-  распространение, импорт с целью распространения, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения без разрешения правообладателя произведений или экземпляров произведений, в отношении которых без разрешения правообладателя была устранена или изменена электронная информация об управлении правами (ст. 12 Договора 1996 года, ст. 39 Закона «Об авторском праве и смежных правах») 3; 13].

Под информацией об управлении правами и Договор, и Закон «Об авторском праве и смежных правах» подразумевают информацию, которая идентифицирует произведение, автора произведения, обладателя какого-либо права на произведение или информацию об условиях использования произведения и любые цифры и коды, в которых представлена такая информация, когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру произведения или появляется в связи с сообщением произведения для всеобщего сведения [3; 13].

В отличие от Договора 1996 года, Соглашение о сотрудничестве в области авторского права и смежных прав 1993 года (далее - Соглашение 1993 года) было подписано не в связи с необходимостью дополнения или развития норм Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, а было обусловлено потребностью устранить тот правовой вакуум, который возник в связи с распадом СССР и возникновением независимых суверенных государств с национальными законодательствами об авторском праве, а также переходом авторов других бывших союзных республик в разряд иностранных авторов [53].

Особенностью Соглашения 1993 года является отсутствие материальных норм, определяющих условия и порядок предоставления авторско-правовой охраны. Его важность состоит в том, что, несмотря на то, что такие государства СНГ, как Армения, Кыргызстан и Туркменистан не являются участниками иных многосторонних соглашений в области авторского права, они обязаны в соответствии с нормами Соглашения 1993 года применять нормы Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 года [7] Кроме того, они обязаны:

- предпринять необходимые меры для разработки и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права на уровне требований Бернской конвенции (ст. 3);

-  проводить совместную работу по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права (ст. 4);

-  способствовать созданию и функционированию национальных авторско-правовых организаций в сфере управления авторскими правами на коллективной основе и заключению между этими организациями соглашений о сотрудничестве (ст. 5);

-  предусмотреть в соответствующих соглашениях решение вопросов об избежании двойного налогообложения в отношении авторского вознаграждения (ст. 6) [7].

Для Республики Беларусь Соглашение 1993 года вступило в силу 4 декабря 1997 года. Соглашение 1993 года открыто для присоединения в отношении всех государств - членов бывшего Союза ССР.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь