Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Анализ положений международных договоров Республики Беларусь в области смежных прав



 

Статья 12 Римской конвенции обязывает пользователей выплачивать артистам-исполнителям, производителям фонограмм или и тем, и другим единовременное вознаграждение за использование фонограммы или ее воспроизведенного экземпляра путем ее передачи в эфир или любым иным способом для всеобщего сведения. Определение условий и долей вознаграждения, выплачиваемых каждой стороне, если между сторонами не достигнуто соглашение по данному вопросу, возлагается на национальные законодательства государств - участников Конвенции [6].

К ограничениям смежных прав, которые в соответствии с нормами Римской конвенции могут устанавливаться в законодательствах стран-участниц, относятся:

- использование объектов смежных прав в личных целях;

-  использование кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях;

-  кратковременная звуковая запись, осуществляемая вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования и для своих собственных передач;

-  использование объектов смежных прав исключительно в учебных или научно-исследовательских целях [6].

Аналогичные ограничения прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания установлены и в статье 36 Законе «Об авторском праве и смежных правах» [13].

Римская конвенция, так же как и Бернская конвенция, устанавливает минимальные сроки охраны данных прав, обязательные для государств-участников. В соответствии со статьей 14 Римской конвенции срок охраны должен составлять не менее 20 лет и исчисляется с конца года, в котором имел место соответствующий юридический факт [6]. Отметим, что статья 38 Закона «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает срок составляет не менее 50 лет и исчисляется с 1 января года, следующего за указанным годом [13].

Что касается регулирования вопросов охраны смежных прав со стороны ГК, то смежные права распространяются на исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Согласно ст. 994 ГК для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей [11].

Статьей 995 ГК определена сфера действия смежных прав. Права исполнителя признаются за ним, если:

-  исполнитель является гражданином Республики Беларусь;

-  исполнение, постановка впервые имели место на территории Республики Беларусь;

-  исполнение, постановка записаны на фонограмму в соответствии с п. 2 ст. 995 ГК либо не записаны на фонограмму, но включены в передачу в эфир или по кабелю в соответствии с п. 3 ст. 995 ГК [11].

Права изготовителя фонограммы признаются за ним, если изготовитель является гражданином Республики Беларусь или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Республики Беларусь; фонограмма впервые опубликована на территории Республики Беларусь.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляет передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь.

Имущественные права, принадлежащие обладателю исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, могут быть уступлены и могут быть переданы правообладателем полностью или частично другому лицу по договору. В соответствии с законодательством все лица, осуществляющие использование произведений обязаны заключать с авторами или иными правообладателями договор на право использования произведений. Законодательство предусматривает различные виды договоров по которым могут передаваться имущественные права, в том числе авторский договор (ст.25 - ст. 28 Закона, договор о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности (ст. 986 ГК), лицензионный договор (ст. 985 ГК) и другие. Использование произведений путем их воспроизведения, распространения, проката, импорта, сообщения для всеобщего сведения или иным способом является нарушением авторского права.

Практика применения Римской конвенции выявила ее пробельность в отношении борьбы с распространением контрафактной продукции. Поэтому следующим международным нормативным правовым актом, устанавливающим международные стандарты в области охраны смежных прав, стала Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 года ( Женевская конвенция) [5]. Для Республики Беларусь Женевская конвенция вступила в силу с 17 апреля 2003 года.

Женевская конвенция стала следствием отсутствия в Римской конвенции обязательств ее участников обеспечивать зарубежным производителям фонограмм возможность пресекать ввоз и распространение контрафактных экземпляров фонограмм, в том числе происходящих из третьих стран. Немаловажной причиной создания Женевской конвенции стало и то, что в силу особенностей национального законодательства к Римской конвенции не присоединились Соединенные Штаты Америки, хотя фирмы звукозаписи именно этой страны лидировали и продолжают лидировать по объему выпускаемой музыкальной продукции на мировом рынке [68].

В настоящее время участниками Женевской конвенции являются порядка 55 государств, в том числе и Республика Беларусь. Женевская конвенция существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию в отношении правовой охраны фонограмм, в частности, путем предоставления им особого режима охраны, в котором используются механизмы антимонопольного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Государства-участники взяли на себя обязательства охранять интересы производителей фонограмм от незаконного производства, ввоза и распространения копий фонограмм (ст. 2). В отличие от предыдущих договоров здесь договаривающиеся стороны отказались от предоставления иностранцам национального режима, заменив его на общее благоприятствование. Критерием выбора применимого права является коллизионная привязка о личном законе: к законодательству государства гражданства изготовителя фонограмм. Сроки охраны предусмотрены в пределах не менее 20 лет, начиная с года, в котором сделана первая запись фонограммы [5].

Основные обязательства государств-участников Женевской конвенции, состоят в том, что они должны предоставить производителям фонограмм из других участвующих в Конвенции государств охрану от несанкционированного копирования их фонограмм, а также ввоза на их территорию с целью распространения и распространения на их территории контрафактных экземпляров этих фонограмм (ст. 2). При этом под фонограммой Женевская конвенция понимает исключительно звуковую запись звуков, а под производителем фонограммы - физическое или юридическое лицо, которое первым сделало запись звуков на фонограмме [5].

В соответствии с данным международным документом, обладатели авторских и смежных прав в случае нарушения своих прав вправе требовать: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих их права или создающих угрозу их нарушения; компенсации морального вреда; публикации решения суда о допущенном нарушении; возмещения убытков; выплаты компенсации.

Отметим, что Закон «Об авторском праве и смежных правах» понимает под фонограммой любую исключительно звуковую запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков, а в качестве производителя фонограммы - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков (ст. 4).

Кроме того, в развитие норм Римской конвенции в 1996 году был создан Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (далее - Договор ВОИС), который также базируется на принципе национального режима предоставления охраны (ст. 4), но не требует соблюдения каких-либо формальностей для ее предоставления (ст. 20). Для Республики Беларусь Договор ВОИС вступил в действие 20 мая 2002 года [4].

В развитие норм Римской конвенции Договор ВОИС раскрывает такие понятия, как «фонограмма», «исполнитель», «производитель фонограммы», «воспроизведение», «передача в эфир» и др. При этом, если под исполнителями Договор ВОИС понимает тех же лиц, что и Римская конвенция, то понятия «производители фонограммы» и «фонограммы» трактуются им значительно шире.

Договором ВОИС по исполнениям и фонограммам определяются личные неимущественные права исполнителей. Эти права сохраняются за исполнителем и после его смерти, по крайней мере, до прекращения действия имущественных прав и осуществляются лицами или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны-участницы Договора ВОИС, в которой истребуется охрана (ст. 5) [4]. Личные неимущественные права признаются за исполнителем и законодательством Республики Беларусь (ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

В дополнение Римской конвенции Договор предусматривает следующие права исполнителей:

- право исполнителей на доведение до всеобщего сведения оригинала или экземпляров своих исполнений, записанных на фонограммы, посредством продажи или иной передачи права собственности (ст. 8);

-  право коммерческого проката оригинала или экземпляров своих исполнений, записанных на фонограммы (ст. 9);

-  право доведения до всеобщего сведения своих исполнений, записанных на фонограммы, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору.

В отличие от норм Римской конвенции Договор ВОИС предоставляет производителям фонограмм не только право разрешать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм, а также закрепляет за ними следующие права:

-  разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала или экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности (ст. 12);

-  разрешать коммерческий прокат оригинала или экземпляров своих фонограмм для публики даже после их распространения, осуществленного производителем или по его разрешению (ст. 13);

-  разрешать доведение до всеобщего сведения своих фонограмм по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору (ст. 14) [4].

Договор ВОИС также предусматривает право исполнителей и производителей фонограмм на получение единовременного вознаграждения за прямое или косвенное использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, для эфирного вещания или любого иного сообщения для всеобщего сведения (ст. 15) [4]. Аналогичное правило содержится и в статье 33 Закона «Об авторском праве и смежных правах» [13].

Договор ВОИС предусматривает более продолжительные сроки охраны прав исполнителей и производителей фонограмм. Если в соответствии с Римской конвенцией эти сроки составляли не менее 20 лет, то в соответствии с Договором ВОИС - не менее 50 лет с конца года, в котором была опубликована фонограмма, либо с конца года, в котором была произведена запись исполнения [3].

Так же, как и Договор 1996 года, Договор ВОИС предусматривает ряд обязательств государств-участников в отношении технических мер и информации об управлении правами. Так, в соответствии со статьей 18 Договора ВОИС государства-участники должны предусмотреть соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, которые используются исполнителями и производителями фонограмм для осуществления своих прав и ограничивают неправомерные действия в отношении их исполнений и фонограмм [3]. Кроме того, статья 19 Договора ВОИС обязывает государства-участники обеспечивать меры правовой защиты от действий, направленных на устранение или изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения правообладателя, а также действий, направленных на импорт, распространение, передачу в эфир, сообщение или доведение до всеобщего сведения без разрешения правообладателей экземпляров записанных исполнений или фонограмм, зная, что в них без разрешения была устранена или изменена электронная информация об управлении правами [3].

Подчеркнем, что Республика Беларусь выполнила указанное обязательство, определив описанные действия как нарушение смежных прав и предусмотрев соответствующие меры защиты от них (ст. 39 Закона «Об авторском праве и смежных правах») [13].

Вместе с тем, после принятия Закона 2011 года в национальном законодательстве по-прежнему имеется определенное число вопросов охраны смежных прав, которые нуждаются в разработке и разрешении. Более подробно об этом речь пойдет ниже.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь