Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принципы реализации норм международных договоров в национальном законодательстве. Установление и развитие системы международной охраны авторского права и смежных прав



 

На ранних этапах развития общества результаты интеллектуальной деятельности не рассматривались в качестве самостоятельных объектов правоотношений. Соответственно, отсутствовали и специальные нормы, регулирующие отношения по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности.

Возникновение специально-правового регулирования таких отношений было связано с необходимостью введения данных объектов в коммерческий оборот, так как после изобретения печатного станка и появления мануфактур любая рукопись и иной материальный носитель литературного произведения могли быть быстро и относительно дешево размножены, а технические новинки стали приносить ощутимые преимущества перед конкурентами и внедряться в производство значительно быстрее.

Вместе с тем, издательская деятельность всегда являлась (и является по сегодняшний день) весьма затратной сферой предпринимательской деятельности. При этом наибольший объем затрат приходится на долю того, кто первым издает литературное произведение и оплачивает труд его автора. Конкуренты же не несут расходов, связанных с подготовительной стадией, однако могут предложить потребителю же продукт, товар, но по более низким ценам [68].

Так как до возникновения авторского права перепечатка произведения не регулировалась каким-либо правовыми нормами, возлагающими определенные обязанности и ограничения на конкурентов издателя, ни он, ни автор не получали экономических выгод от своей деятельности. Таким образом, учитывая коммерческие возможности для эксплуатации результатов интеллектуальной деятельности, возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны «интеллектуальных прав».

Как отмечают В.С. Юзефович и Е.А. Свадковская, наиболее важной задачей в данном аспекте было «четкое определение того, что принадлежит одному лицу, а что другому; кто на что имеет право» [73]. Уже в рассматриваемый период формируется доктрина авторского права, базирующаяся на трех веских аргументах, которые, позволяют обосновать не только существование авторского права, но и обязанность его защиты.

Во-первых, признавать право собственности на интеллектуальный продукт необходимо потому, что такой продукт является порождением уникального творческого процесса, осуществленного уникальной личностью. Следовательно, результат творческого труда является объектом исключительной собственности его автора. А, следовательно, воспроизведение чужого произведения есть посягательство на чужую собственность. А, кроме того, это еще и посягательство на личность собственника.

Во-вторых, закрепление за автором возможности контролировать использование его произведения и получать вознаграждение за каждое использование своего произведения. При этом последнее должно рассматриваться не только как коммерческий продукт, но и как потенциальная культурная ценность.

И, наконец, защита авторского права является неотъемлемой составляющей защиты интересов общества в целом [Арестова, Н.ВЭкономические аспекты защиты авторского права и смежных прав].

Очевидно, что решение данной проблемы могло быть обеспечено посредством государственного принуждения. При этом, в период развития промышленного капитализма было возможно долгие годы сохранять в тайне созданные усовершенствования, изобретения и беспрепятственно использовать полученные от их реализации сверхприбыли. Однако научно-технический прогресс вызвал в разных странах нивелирование уровня промышленности и техники, а конкурентная борьба потребовала обнародования изобретений, использования их на внешнеторговом рынке [72, c. 11].

До середины XIX столетия самого понятия «авторское право» не существовало, право собственности могло распространятся лишь на конкретные овеществлённые произведения искусства (картины, скульптуры и т.п.). Однако создание университетов, публичных библиотек, развитие книжной торговли, изучение иностранных языков, возможность свободного передвижения внутри Европы, расширение циркуляции книг и т.д. создало новые условия для издательского дела, превратившегося в выгодное место помещения капитала, а произведения интеллектуального труда стали отвечать всем признакам товара.

Вместе с тем, свойства объектов интеллектуальной собственности позволяют относительно легко обойти установленные национальным законодательством, имеющим территориальное действие, запреты на их использование за границей. Так, в 1873 г. иностранные представители отказались принять участие в Международной выставке изобретений в Вене, так как опасались, что их идеи будут украдены и использованы в коммерческих целях в других странах [73]. В условиях интенсивного развития международных, экономических и научно-технических связей предотвратить это особенно важно, что является основной задачей международной охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.

Кроме того, период возникновения права интеллектуальной собственности авторского права как такового, характеризуется разработкой прогрессивных и эффективных методов воспроизведения литературных и художественных произведений. Создание университетов, библиотек, развитие книжной торговли, возросшие возможности передвижения внутри Европы книг создали новые условия для издательского дела. По мнению М.М.Богуславского, территориальный характер авторского права пришел в противоречие с интересами издательств, которые были заинтересованы в широкой возможности реализации своих прав на произведения. В первую очередь это были крупные издательства, фирмы, производящие грампластинки [33, c. 5].

В целях ликвидации практики контрафакции (не законной перепечатки литературных произведений) со второй половины XIX века все большее развитие получает тенденция заключения между государствами двусторонних соглашений об охране авторских прав своих граждан. Однако вскоре стало ясно, что система двусторонних соглашений не может обеспечить эффективную охрану по причине существенных различий в правовом регулировании этих отношений в различных странах.

Отличительная черта прав на продукты творческой деятельности состоит в том, что они, как и право собственности, являются по своему содержанию абсолютными правами: только правообладатель может использовать произведение с целью извлечения имущественной выгоды, а все третьи лица обязаны воздерживаться от нарушения его права и не могут использовать произведение или изобретение без его согласия. Таким образом, права на интеллектуальную собственность имеют исключительный характер.

Специфика этих прав заключается также в том, что их объекты по своему существу нематериальны, они возникают в соответствии с законами конкретного государства и их юридическая защита, как правило, ограничивается его территорией. Поэтому приобретение автором произведения определенных прав в данной стране не влечет их автоматического признания в другом государстве. Отметим, что прямо противоположная ситуация наблюдается, в частности, в области регулирования права собственности на материальные объекты [28].

Территориальный характер авторского права означает, что произведение, первоначально опубликованное в одной стране, затем может быть переведено и издано в другом государстве без согласия автора и без выплаты ему гонорара. В связи с тем, что здесь такое произведение не будет охраняться авторским правом, ни автор, ни издательство, впервые выпустившие его в свет, не могут возражать против действий такого рода. Таким образом, формы и способы охраны прав на изобретения также полностью определяются внутренним законодательством конкретного государства. Поэтому в течение длительного времени сохранялось положение, при котором книгоиздатели и продавцы издавали и реализовывали в различных странах произведения зарубежных авторов, не выплачивая им гонораров.

С целью унификации законодательства разных государств в конце XIX века были приняты первые универсальные международные конвенции: Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 года. Они представляют результат компромисса между системами законодательства разных стран. Всего насчитывают около 23 международных актов в области интеллектуальной собственности [75].

Первым из указанных унифицированных международных правовых актов, закрепивших основные стандарты в области авторского права, стал подписанный 9 сентября 1886 года международный договор, получивший название Международной конвенции об охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция), являющийся самым старым многосторонним международным договором. Забегая вперед, отметим, что в дальнейшем этот документ неоднократно пересматривался на международных конференциях, проходивших в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948 и 1967 годах. Последняя из них состоялась в 1971 г. в Париже, поэтому для cтран-участниц Бернская конвенция действует в различных редакциях.

Приблизительно в середине XX века появилось много новых результатов интеллектуальной деятельности. Так, в США с 1964 года компьютерные программы стали регистрироваться в Регистре авторского права США, в 1961 году появились микросхемы, к 30-м годам XX века относят появление правовой охраны сортов растений [70]. Отметим, что на сегодняшний день в Республике Беларусь насчитывают около четырнадцати объектов интеллектуальной собственности, и их количество продолжает увеличиваться [73].

Для регулирования отношений по созданию и использованию новых объектов интеллектуальной собственности принимались отдельные нормативные правовые акты. Большое количество специальных нормативных правовых актов приводит к разрозненности и неэффективности законодательства об интеллектуальной собственности, поэтому появилась необходимость объединения разрозненных специальных режимов охраны в единую систему, которую цементируют общие положения.

Кроме того, не всегда ясно, к какому институту права интеллектуальной собственности можно отнести некоторые новые объекты интеллектуальной собственности (компьютерные программы, результаты генетической инженерии, неоригинальные базы данных). Границы между объектами интеллектуальной собственности настолько размыты, что некоторые авторы (И.А. Близнец,., К.Б. Леонтьев) предлагают рассматривать право интеллектуальной собственности как единый правовой институт и уделять внимание не столько классификации охватываемых им видов объектов, сколько поиску путей устранения возникающих противоречий и пробелов [31].

Указанная позиция во многом обоснована тем, что с увеличением количества объектов интеллектуальной собственности стало возможным выделить присущие им общие черты. Еще в 40-е гг. XX века Б.С.Мартыновым было высказано мнение о целесообразности формирования общих норм, относящихся к авторскому и изобретательскому праву, в 60-е годы эта теория была подвергнута критике, а в 80-е гг. Э.П.Гаврилов предлагал выделить общую часть для всех нематериальных объектов. По его мнению, сформулировать общие нормы - значит во много раз уменьшить объем законодательного материала, который в противном случае повторялся бы в каждом институте. Общие положения позволяют упорядочить то, что сложилось под влиянием случайных факторов, правильно создать новые элементы, которые способствуют развитию правового регулирования и облегчают применение законодательства [36, c. 45].

В последние годы в международном частном праве объекты авторского и патентного права стали объединяться в одну общую группу, получившую наименование «интеллектуальная собственность». Основной причиной такой постановки вопроса стало принятие 14 июля 1967 года Стокгольмской конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), членами которой к настоящему времени являются более 130 государств.

Однако право интеллектуальной собственности по-прежнему носит территориальный характер: возникает, признается и защищается только на территории того государства, где создано то или иное произведение. Соответственно, для признания своих прав в других государствах авторы должны повторно заявлять о своих правах (например, путем издания книги). Помимо территориального характера, права на интеллектуальную собственность имеют ряд других особенностей, к которым относятся ограниченный срок защиты, специфическое содержание, особый порядок передачи прав, неотчуждаемость исключительных прав и т.д. [42, c. 29].

Авторское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства. Объектами авторского права являются произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы и базы данных.

Особенности авторских прав заключаются в их делении на исключительные и неисключительные. К числу первых относят:

-  право авторства;

-  право на имя;

-  право на обнародование;

-  право на отзыв произведения;

-  право на защиту репутации автора;

-  право доступа;

-  право на перевод;

-  право на распространение и воспроизведение;

-  право на переработку;

-  право на импорт;

-  право на публичный показ и публичное исполнение;

-  право следования.

Исключительные права имеют как личный неимущественный, так и имущественный характер. Субъекты авторского права - это лица, обладающие исключительными правами на произведение, и их наследники. Субъективные авторские права можно разделить также на имущественные и личные неимущественные. Имущественные права, как правило, имеют подчиненное значение. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения технических задач, открытия, сюжеты. Однако авторским правом будут охраняться способы изложения, форма произведения.

В настоящее время главным средством преодоления территориального характера авторского и патентного права является заключение межгосударственных соглашений о взаимном признании и охране прав на интеллектуальную собственность. Их разработка и принятие позволяют правам, возникающим по законам одного государства, действовать и охраняться на территории другого в соответствии с его законодательством.

Вторым основным многосторонним международным соглашением, закрепившим определенные стандарты в сфере охраны авторского права, является Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве, принятая 6 сентября 1952 года [2]. Следует отметить, что рассматриваемая конвенция существенно отличается от разработанной ранее Бернской конвенции, хотя целью создания и того и иного международного соглашения являлась унификация законодательства различных стран по охране авторских прав. В отличии от Бернской конвенции, которая широко унифицировала нормы материального права, Всемирная конвенция основное правовое регулирование оставила за национальным законодательством. При этом она предъявила более мягкие, по сравнению с Бернской конвенцией, требования к защите прав авторов[56, c. 11].

Значение Бернской конвенции в установлении минимальных стандартов в области охраны авторских прав подтверждается и ее связью с принятыми позднее международными соглашениями в данной сфере, в том числе с Договором ВОИС по авторскому праву 1996 г., ратифицированному Республикой Беларусь 10 июня 1998 г. Указанный договор является специальным соглашением, принятым в развитие положений Бернской конвенции [56, c. 22].

Первым унифицированным международным правовым актом, закрепившим основные стандарты в сфере охраны смежных прав, стал подписанный 26 октября 1961 года на Римской дипломатической конференции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, более известный как Римская конвенция. Как и Бернская конвенция, Римская конвенция базируется на принципе национального режима (ст. 2). В то же время в отличие от нее она ориентирована не на уточнение взаимных прав и обязанностей государств-участников, а на установление тех единых норм, которые государства-участники после присоединения к ней обязаны включить в свои национальные законодательства [26]. Отличительной чертой Римской конвенции является отсутствие в ней признания личных неимущественных прав артистов-исполнителей - права на имя и права на неприкосновенность исполнения. Отметим, что Республика Беларусь включила указанные права в от 16 мая 1996 г. № 370-XIII «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон «Об авторском праве и смежных правах») [13]. Соответствующие правовые нормы включены и в новый Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 17 мая 2011 г. № 262-З (далее - Закон 2011 года) [14].

Следующим международным нормативным правовым актом, устанавливающим международные стандарты в области охраны смежных прав, является Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм от 29 октября 1971 г., более известная как Женевская конвенция [5]. Создание рассматриваемой конвенции обусловлена так называемой «беспомощностью» Римской конвенции в отношении борьбы с распространением контрафактной продукции. Последняя стала следствием отсутствия в Римской конвенции обязательств ее участников обеспечивать зарубежным производителям фонограмм возможность пресекать ввоз и распространение контрафактных экземпляров фонограмм, в том числе происходящих из третьих стран. Немаловажной причиной создания Женевской конвенции стало и то, что в силу особенностей национального законодательства к Римской конвенции не присоединились Соединенные Штаты Америки, хотя фирмы звукозаписи именно этой страны лидировали и продолжают лидировать по объему выпускаемой музыкальной продукции на мировом рынке [53, c. 35]. Для Республики Беларусь Женевская конвенция вступила в силу с 17 апреля 2003 г., а Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. - с 27 мая 2003 года [9; 10].

В развитие норм Римской конвенции в 1996 году был создан Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, который так же, как и указанное международное соглашение, базируется на принципе национального режима предоставления охраны (ст. 4), но не требует соблюдения каких-либо формальностей для ее предоставления (ст. 20) [4]. Договор раскрывает такие понятия, как «фонограмма», «исполнитель», «производитель фонограммы», «воспроизведение» и некоторые другие. Следует отметить, что некоторые понятия трактуются им значительно шире, чем Римской конвенцией [Арестова, Н.В. Международные стандарты в области охраны автоских и смежных прав].

Необходимо отметить, что система международной охраны авторского права в основе своей строится на праве внутригосударственном. построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны. Вместе с тем международные договоры имеют определяющее значение для формирования законодательства Республики Беларусь в сфере охраны авторского и смежных прав как иностранных, так и национальных авторов, исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания.

Таким образом, отметим, что говорить о сложившихся международных стандартах в любой правовой области можно при появлении источников международного права, в которых они и содержатся. Основными такими источниками в сфере охраны авторского права являются многосторонние международные соглашения, такие, как Бернская, Всемирная и Римская конвенции.

Современное состояние правовой охраны авторских прав сложилось под влиянием большого количества факторов, наибольшее значение среди которых на теперешнем этапе развития права интеллектуальной собственности приобретает международная гармонизация норм, регулирующих эту сферу общественных отношений. Соблюдение международных стандартов в области права интеллектуальной собственности становится обязательным условием выхода государства на международную торговую арену.

Несмотря на то, что Бернская конвенция предъявляет более высокие требования к охране авторских прав на уровне национальных законодательств, чем Всемирная конвенция, именно она и стала основным международным правовым актом в данной сфере. Подтверждением этому служит и то, что на сегодняшний день участниками данной Конвенции являются более 140 государств, которые образуют Бернский союз, вне которого и без эффективной системы защиты авторских прав как на национальные, так и на зарубежные произведения, страна может оказаться вне глобальной информационной инфраструктуры и не иметь доступа к информационным ресурсам, потребность в которых становится условием экономического и культурного выживания в XXI столетии.

Другими словами, членство в Бернском союзе оказывается одним из условий экономической безопасности любого государства. С 1997 года его членом стала и Республика Беларусь, принявшая соответствующее обязательство по приведению своего национального законодательства в области авторского права в соответствие со стандартами, установленными Бернской конвенцией [18].

Завершая данный раздел исследования, хотелось бы обратить внимание на то, что международное сотрудничество в области защиты авторского права и смежных прав сегодня характеризуется несоответствием отдельных положений международных актов национальному законодательству. Так, США и страны Латинской Америки не присоединились к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, так как их законодательство имело особенности, которые не были учтены при ее разработке.

Вместе с тем, неприсоединившиеся к международным актам страны импортируют результаты интеллектуальной деятельности, поэтому они предпочитают воздерживаться от охраны иностранных объектов интеллектуальной собственности, чтобы такие объекты могли быть предметом массового использования.

С другой стороны, по мере развития отраслей экономики, связанных с созданием и коммерческим использованием объектов интеллектуальной собственности, возрастает и интерес к их международно-правовой охране. Особенно это касается программного обеспечения, музыкальных и аудиовизуальных произведений.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь