Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типология культуры – это знание, понимание, описание, классификация проявлений культуры по какому-то принципу, какому-либо критерию (основанию, признаку), присущему всем культурам.

Для построения типологии культуры представляются принципиальными следующие соображения:

- во-первых, тип, типология культуры производны от понимания, трактовки, определения самого понятия культура;

- во-вторых, типология культуры зависит от понимания природы культурно-исторического развития и многообразия;

- в-третьих, возможна типология культуры с учетом фактора времени (синхронная), или без учета времени (диахронная);

- в-четвертых, для создания типологии культуры необходимо ясное представление о критериях обобщения феноменов культурного многообразия.

Главное методологическое условие типологизации – единство критерия, на основе которого выделяются типы культур. Примеры критериев типологизации: способ трансляции культуры (традиционные и нетрадиционные); специфика социальной солидарности (кровнородственные, этнические, национальные, конфессиональные типы); структуры социальной стратификации (деревенская, городская, профессиональная, криминальная, маргинальная и т.д.); уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная) и т.д. Количество критериев типологизации культур на сегодняшний день точно не определено.

Для концептуального рассмотрения проблемы типологии культуры неизбежен авторский выбор ее определения. Можно исходить из понимания культуры как образа жизни человека в обществе, представленном технологиями, способами деятельности по преобразованию природы, общества и человека, а также продуктами этой деятельности - материальными, социальными и духовными ценностями.

Понятие культуры многозначно. В самом широком смысле оно обозначает общечеловеческую культуру, т. е. культуру всего человечества, мировую культуру в целом. Культура в этом глобальном смысле одна, говорить о ней можно только в единственном числе. Однако мировая культура включает в себя множество локальных культур, каждая из которых связана с каким-то конкретным, существующим в определенных исторических и географических условиях обществом. На ранних этапах истории человечества, когда общества существовали в виде племен, общин, этнических групп, в качестве локальной выступала этническая культура. С консолидацией этнических общностей в нации и образованием национальных государств основным типом локальной культуры стала культура национальная.

Поэтому в культурологии речь идет не о строгой классификации (типология отличается от классификации тем, что классификация должна охватывать все без исключения объекты исследуемой области, тогда как в типологии выделенные типы объектов не обязательно исчерпывают все их множество), а лишь о типологии культуры - выделении нескольких основных типов, к каждому из которых относятся сходные в каком-то отношении локальные культуры.

Определение и исследование таких типов наталкивается на немалые трудности. Тип - это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщенном, схематизированном виде выражает некоторые существенные («типичные») черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Но каждая реальная культура уникальна, и уложить ее на прокрустово ложе определенного типа удается лишь с какими-то упрощениями и оговорками. Исторически существовавшие конкретные культуры лишь приблизительно соответствуют тому или иному типу. Выделять же типы культуры можно по разным признакам. Это позволят построить различные типологии.

Культура не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором она существует, и ее тип характеризует не только саму эту культуру, но и общество в целом. Общество, отличающееся свойственным ему типом культуры, образует особый социокультурный мир. Социокультурные миры могут быть замкнуты в сферу какой-либо отдельной этнической культуры (например, мир Древнего Египта или мир инков), но могут охватывать и разные народы и страны (мир европейского Средневековья, мир арабской культуры и т. п.). Социокультурные миры относительно обособлены от внешнего окружения. Влияние иных культур не сказывается существенным образом ни на содержании их жизни, ни на их исторической эволюции (если только она не прерывается насильственно завоевателями). Но до сих пор человеческая культура развивалась и продолжает развиваться в условиях сосуществования различных социокультурных миров.

В культурологии наиболее часто используются следующиеподходы к построению типологии культуры, в которых выделяются различные социокультурные миры:

- историческая типология. В ней выделяются различные исторические типы культуры - сменяющие друг друга эпохи в развитии общества (например, античный мир, средневековый мир). Историческая типология – классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе.

Методологическую основу классификации культур по историческому типу состаляют различные концепции культурно-исторического процесса. К ним относятся эволюционные концепции:

- эволюционизм XIX века;

- концепция универсальной эволюции Л. Уайта, Г. Чайлда;

- концепция мультилинейной эволюции Д. Стюарда;

- концепция специфической эволюции М. Салинса, Э.Сервиса;

- формационный подход;

- циклический, или цивилизационный, вариант.
Каждый из подходов имеет свою специфику. Представители классического эволюционизма XIX в. считали возможным выделение всеобщих, универсальных по своему существу, стадий развития культуры (Г. Морган, Г. Спенсер, Э.Тайлор и др.)

Концепция универсальной эволюции позволяет выявить основные закономерности культурно-исторического процесca, его общую тенденцию развития, а также развития основных культурных форм. Свои преимущества для сравнительного анализа культуры имеет концепция мультилинейной эволюции Д. Стюарда, который стремился к конкретному изучению ограниченной рамками отдельных регионов исторической повторяемости и параллелизмов. Концепция специфической эволюции (изучение локальных культур в диахронном аспект) существенно дополняла универсальную концепцию, в которой терялись конкретные культуры.

Еще один диахронный вариант представлен формационным подходом, в XX в. наиболее распространенным в советской науке. Этот принцип устанавливает зависимость культуры от господствующего способа производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный и др.). Культура соответствует способу производства. Формационная типология культуры включает следующие составляющие: первобытная культура, античная культура, средневековая культура, культура эпохи Возрождения, культура Нового времени, современная культура.

Однако эта типологизация родилась в русле европейской культуры и выражает ее представления о себе, о своем происхождении, развитии и значении для всего человечества. Она описывает ход культурно-исторического процесса на территории Европы - главным образом Западной.

В литературе можно найти различные попытки построить более общую историческую типологию, которая охватывала бы локальные культуры, существовавшие в истории человечества не только на территории Европы, но и на других континентах Земли. Самый простой подход к решению такой задачи - выделение двух исторических типов культуры:

- традиционного;

- инновационного.

Всякая культура сочетает традиции и новации. Традиции - консервативное начало. Они обеспечивают стабильность общественного порядка, без них в обществе воцарился бы хаос. Новации тоже необходимы. Благодаря им происходит развитие общества и культуры. Однако соотношение между традициями и новациями складывается по-разному. Традиционная культура характеризуется доминированием традиционности над новаторством, В инновационной культуре, наоборот, новаторство доминирует над традиционностью.

Отличительная черта традиционной культуры – неукоснительное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения: обычаям, ритуалам, способам и приемам деятельности. С этим связано обязательное для традиционного общества почитание старейшин, которые выступают как хранители накопленного социального опыта. В сознании людей господствует дух коллективизма. Индивид живет по заданным канонам и полностью зависим от них. Непреодолимость таких канонов обеспечивается их сакрализацией – принятием как священных, божественных установлений. Все, что нарушает «заветы отцов и дедов», встречает в обществах с традиционной культурой настороженность и опаску. Отсюда – ксенофобия (неприязнь и нетерпимость ко всему чужому, иноземному, пришедшему из другой культуры) и осуждение любых попыток творчества, направленного на обновление традиционных норм жизни и деятельности. Закономерное следствие этого – устойчивость быта, житейской психологии, хозяйственного уклада, форм социального устройства. Общество веками остается почти неизменным.

Инновационная культура, в противоположность традиционной, восприимчива к новациям и динамична. Она не озабочена бережным сохранением идущих от прошлого традиций и легко допускает разного рода отступления от них. Это ведет к ослаблению нормативности культуры, размыванию шкалы жизненных ценностей, появлению разнообразных девиаций поведения, которые не встречают особого негодования в обществе. В результате расшатывается мораль, происходит падение нравственности. Вместе с тем коллективистское начало уступает место индивидуализму. Личность обретает автономию и свободу. Либеральное отношение общества к нестандартным формам мышления и поведения создает условия для развития различных форм творчества, результаты которого получают социальное признание и входят в жизнь. В инновационной культуре высоко ценятся знания, образованность, критичность и самостоятельность мышления. Распространяется вера в мощь человеческого разума. В этих условиях происходит интенсивное развитие искусства, науки, техники. Перемены в обществе не пугают, а скорее, наоборот, радуют людей. Стремление к новому – один из важнейших факторов, стимулирующих развитие производства и потребления в обществе.

Общая тенденция истории человечества – движение от традиционной культуры к инновационной. Архаическая культура первобытных обществ была традиционной. Архаические родоплеменные культуры отличались невероятной устойчивостью: они существовали в почти неизменном состоянии в течение тысячелетий. Традиционными были культуры, возникшие в государствах Древнего мира (в Египте, Китае, Индии, Малой Азии). Традиционный характер имела также культура европейского Средневековья. Черты традиционной культуры можно обнаружить в наши дни у народов, по тем или иным причинам не воспринявшим достижения современной цивилизации.

Широкое признание получила историческая типология, в которой выделяются три типа культуры, характерные для трех стадий развития общества:

- доиндустриальная;

- индустриальная;

- постиндустриальная.

Доиндустриальное общество - это общество с аграрной экономикой и традиционной культурой. Здесь различают два подтипа:

- примитивные («варварские») первобытные общества, в которых господствует общинно-племенной образ жизни;

- появляющиеся позже «цивилизованные» общества, организованные как государства.

Главенствующее место в культуре доиндустриальных обществ занимает религия (на ранних стадиях – мифология). Древняя доиндустриальная культура бесписьменна. А после создания письменности большинство населения в доиндустриальных обществах остается неграмотным или малограмотным. Как экономика, так и культура развиваются замедленно. В Европе общества этого типа существовали вплоть до Нового времени, а в Азии, Африке, Океании они встречаются и поныне.

Индустриальноеобщество характеризуется появлением и ускоряющимся с течением времени ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур. Общества этого типа динамичны, образ жизни людей в них быстро изменяется и приобретает большое разнообразие. В них велика миграция населения: люди часто покидают родные места в поисках работы и для учебы. Возрастают роль и престиж умственного труда, в связи с чем большое значение получает образование. Религия утрачивает свое доминирующее положение в культуре, наука и искусство выходят из-под ее контроля. Индустриальная культура – культура инновационная. С течением времени научный и технический прогресс трансформирует все сферы общественной жизни. Индустриальный тип культуры впервые возникает в Западпой Европе, распространяясь затем на другие регионы Земли.

Постиндустриальное общество (его называют по-разному: («сверхиндустриальная цивилизация» (О. Тоффлер), «информационное общество» (М. Маклюэн, Е. Масуда), «неотехническая эра» (Л. Мэм-форд), «технотронное общество» (3. Бжезинский) и т. д.) - продукт научно-технической революции XX в., которая приводит к резкому росту производительности труда и общественного богатства. Некоторые черты культуры этого общества проступают в экономически развитых странах уже сейчас. В постиндустриальную «электронную эру» главным объектом человеческой деятельности становится информация (ее получение, переработка, передача, распространение, управление информационными потоками). Возрастает роль личности, обеспечение прав человека превращается в необходимый фактор общественного развития.

Петербургским культурологом М. Каганом предложена историческая типология, основанная на выделении трех ступеней развития человеческой культуры.

- первая – теоцентристская - имела своей основой мифологическое сознание, которое достигло высшей своей формы в мировых религиях эпохи феодализма.

- вторая – натуроцентристская - началась с эпохи Возрождения; она поставила на место богов природу: ей поклоняются, ее изучают, преобразовывают, изображают в искусстве.

- третья – антропоцентристская - с середины XX в. человеческая культура, как предполагает Каган, начинает подъем на новуюступень, в которой высшей ценностью становится личность человека.

Исторические типы культур, возникающие на указанных трех ступенях, в целом соответствуют доиндустриальному, индустриальному и постиндустриальному типам общества.

- региональная типология. В ней различаются региональные культуры - надэтиические культурные общности, которые складываются в определенном географическом ареале и на протяжении долгого исторического времени сохраняют свою специфику (например, культура Латинской Америки, африканская культура). Широко известная региональная типология культуры - западный и восточный тип культур.

Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.

«Запад» подразумевает европейскую и американскую культуру, «Восток» – страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур.

На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.

Западная культура сформировалась в странах Западной Европы, включает этапы:

-классическая античная эллинская культура Древней Греции;

-эллинистически - римская культура;

-романо-германская культура христианского средневековья;

-новоевропейская культура.

Основные черты западной культуры:

-приоритет рационального разумного подхода к анализу мира;

-использование универсальных научных понятий, интенсивное развитие философии и наук;

-активное технико-технологическое преобразование мира;

-динамизм и погоня за новизной;

-индивидуализм, господство частной собственности.

Восточная культура сформировалась в странах Азии и Дальнего Востока, включает субкультуры:

-культура Дальнего Востока – Китай, Япония, Корея;

- культура Индии;

- арабо-мусульманская культура;

Основные черты восточной культуры:

- ориентация на духовность, мистицизм;

- иррационализм;

- общинное начало, коллективизм, отсутствие господствующей роли частной собственности;

- сохранение традиций, стабильности.

Для большинства жителей Дальневосточного региона свойственны черты характера, обусловленные религиозным миропониманием:

- для них время – это медленно текущая река;

- изменения в жизни и в характере накапливаются медленно, постепенно;

- у них нет суетливости, приверженности материальным благам, в то же время они ценят все живое, особенно природу и создали культ любования как всей природой, так и самым малым ее творением (китайская миниатюра, праздник любования цветущей вишней (сакурой) в Японии);

- большая приверженность национальным традициям.

- умение сочетать современное и традиционное.

Эти черты определяют и особенность восточной культуры. Она традиционна, мало изменяется, но впитывает в себя и отбирает многое из мирового опыта. Всей культуре Древнего Востока свойственны такие черты, как устойчивость, традиционализм, синкретизм, гилозоизм (философское учение о всеобщей одушевленности материи).

 

Особенности западного и восточного стилей мышления:

Нетрадиционные общества Запада Традиционные общества Востока
Отношение к миру активное Созерцательное отношение к миру
Доминирование логического мышления Доминирование образного мышления
Преобладают рациональные тенденции в искусстве Образность и символичность искусства

 

- цивилизационная типология. В ней рассматриваются различные цивилизации - социокультурные системы, составляющие специфику локальных, существующих в определенном регионе и в определенный период истории форм общества (например, шумерская цивилизация). Этот принцип трактуется в зависимости от понимания собственно цивилизации. Многие исследователи говорят об отрицательном воздействии на культуру цивилизационных процессов, т.к. порождает чуждые культуре явления: массовость, утилитарно-прагматические установки, технократию. Этот вариант разделяет весь культурный процесс на несколько основных периодов: биогенный, духовно-культурный, технотронный.

Биогенный период включает возникновение и развитие культуры, древнейшие формы ее существования.

Духовно-культурный характерен обособлением духа от природной зависимости и развитием духовной культуры.

Технотронный период совпал с активным влиянием цивилизации на культуру. Духовное начало отступает перед развитием машинного производства, искусственных технологий.

Один из вариантов классификации культур по историческому типу дает цивилизационный подход. Понятия «культура» и «цивилизация», не являясь тождественными, одновременно тесно связаны между собой. Как правило, исследователи соглашаются с тем, что цивилизация - это, во-первых, определенный уровень развития культуры, во-вторых, определенный тип культуры, с присущими ему характерными чертами. Можно говорить о ближневосточных цивилизациях, античной цивилизации и т.д. В этом случае цивилизация выступает как определенная характеристика культуры народов мира и макроединица для их изучения.

2. Существуют различные варианты типологии цивилизаций. В типологии Н. Данилевского перечисляются 10 цивилизаций («культурно-исторических типов»), О. Шпенглер различает 8 основных цивилизаций («великих культур»), А. Тойнби в 12-томном историческом исследовании сначала выделяет 21 цивилизацию, а потом доводит их число до 37.

- религиозный.Этот принцип позволяет классифицировать культуру в зависимости от главенствующего типа религиозного мировоззрения. Все религиозные верования от самых первоначальных до современных можно свести к двум разновидностям: политеизму и монотеизму. Этот принцип дает возможность разделить культуру на языческую (древнюю) и культуру, в которой превалирует одна из мировых религий (христианство, буддизм, ислам).

Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Проблема типологии культуры является на сегодняшний день одной из самых актуальных. Типология культуры это качественно содержательная характеристика исторических форм существования культуры. История развития теоретической мысли о культуре определила много различных типологий. Их авторами были известные ученые.

Кребер Альфред Луис (1876-1960), проанализировав сложную «системную» типологию П. Сорокина, «символическую» типологию О.Шпенглера, «архетипическую» Н. Данилевского, вводит в уже известную систему типологий понятие «культурный стиль». Заимствовав этот термин из искусствоведения, Кребер существенно расширяет его значение до рамок «типа культуры» или «типа цивилизации». Культурный стиль в рамках целостной культуры будет обязательно незавершен, поскольку существуют не только окружающая среда и человеческие потребности, но множество внешних факторов, в том числе влияние других культур. Эти влияния могут быть настолько сильными, что обладают потенцией разрушения для более слабых культур, вступивших в контакт. Воздействия одних культур на другие разнообразны и не всегда губительны. В состав одной могут одновременно входить элементы других культур. Очень многое из того, что включено в любую культуру, как правило, вошло в нее извне, поэтому необходимо время для ассимиляции новых элементов. Период появления, роста и формирования самобытной культуры, продолжительность жизни этого создания, время развития характерного стиля тесно взаимосвязано. Три вида деятельности: рост культуры, созидание или творчество, стиль развития, – могут быть восприняты как три аспекта одного целостного процесса. Создание нового содержания культуры, ассимиляция привнесенных извне культурных элементов, медленное, трудное продвижение вперед характеристик стиля, рост согласованности между различными элементами и частями – все это вместе составляет создание окончательного стиля культуры.

Фейблман Джеймс Керн (р.1904), обосновывая свою концепцию «типов культуры», полагает, что внутренняя специфика культуры определяется спецификой культурно-детерминированного поведения индивида. Рассматривая культуру как способ существования человека, Фейблман выделяет пять типов культуры (и оговаривает существование еще двух): допервобытный, первобытный, военный, религиозный, цивилизационный, научный и постнаучный типы культуры. Из этих семи первые четыре являются первоначальными, а последние три – передовыми. Это распределение не связано с исторической последовательностью их существования. Культурные типы представляют собой логические системы ценностей и могут сменять друг друга в любой последовательности. Типы, выделенные Фейблманом, представляют идеальные модели, не полностью соответствующие реальным культурам. Реальные культуры представляют собой подвижные образования, включающие, как правило, более одного типа культуры, ломают границы идеальных типов и формируют переходный тип.

Швейцарский исследователь Иоганн Якоб Бахофен (1815-1887) выделяет типы культуры в зависимости от преобладания женского или мужского начала: матриархальный тип культуры и патриархальный тип культуры. Согласно исследованиям Бахофена, на заре человеческой истории кровные узы можно было проследить только по материнской линии, поэтому женщина-мать выступала правительницей и законодательницей как в роду, так и в обществе в целом. Это проявлялось в устройстве семьи, общества, в религии. В матриархальном типе культуры ведущими ценностными основаниями выступали связь с землей и кровные узы, а важнейшей характеристикой – пассивное восприятие и отношение к природе. Позже мужчины стали правящей силой в семье и обществе. Установился патриархальный уклад, для которого характерны моногамная семья (в основном, для женщин), безусловное главенство отца в семье и общественная иерархия. Для патриархального типа культуры, в отличие от матриархального, характерно деятельное начало: стремление человека прилагать усилия к изменению природного окружения, преобладание рационального мышления и приоритет подчинения законам. На смену равенству приходят принцип любимого (или старшего) сына в иерархии, важнейшей ценностью считается подчинение власти.

Немецкий этнограф Лео Фробениус (1873-1938) также различал две первичные культуры: матриархальную и патриархальную. К первой относятся русские, немцы и африканские народы, ко второй – англосаксы, арабы-берберы, романские народы и др. Патриархальным народам присущи активность в покорении природы, животное начало, рациональность и магия. Для мировоззрения матриархальных культур характерно единство с природой, это – мировоззрение просторов и эмоций. По мнению Фробениуса, в истории попеременно доминируют либо одни, либо другие. Исследования позволяют обнаружить в самых различных культурах два начала: женское и мужское, неразрывно связанные между собой. Преобладание мужского начала в культуре обусловливает приоритет власти, ценности вещей, суверенности и независимости, амбиций и представительности. Женское начало обеспечивает культуре ценности иного порядка: качество жизни, заботливость, взаимозависимость и в высшем смысле человечность.

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) для различения типов культур использует мифологические образы богов – Аполлона и Диониса. Аполлон – это небесное, солнечное существо, сын Зевса. Он - источник света, носитель божественного откровения, бог, вещающий истину, возвещающий грядущее. Дионис же, напротив - бог веселья, радости, буйства. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал. Аполлон – выражение покоя и порядка, Дионис – его противоположность. Если первый – «полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов», то второй – избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма. Все многообразие культурных феноменов Ницше сводит к указанным двум типам, противоположным по природе своего рождения.

 

Контрольные вопросы:

1.Что такое типология культуры, тип культуры?

2.В чем заключается проблема типологизации культур?

3.Назовите варианты типологизации культур.

4. Особенности исторической типологии культур.

5.Что составляет методологическую основу классификации культур по историческому типу?

6. Типология культур О.Кребера, Ф.Ницше, Л.Фробениуса, И.Я.Бахофена.

7.Дайте сравнительный анализ восточного и западного типа культур.

Лекция 7. Язык культуры.

План:

1. 1.Языки культуры и их классификация.

2. Основные типы знаков и знаковых систем.

3. Языки и символы культуры, культурные коды.

4. Проблема межкультурной коммуникации.

 

1. В современной науке проблема языка формируется как проблема междисциплинарная. Ее анализ невозможен без привлечения данных логики, философии, антропологии, герменевтики (одна из древних наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов; современная философская герменевтика, основателем которой считается Г.Г.Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл), семиотики (под семиотикой культуры понимается совокупность знаковых средств, с помощью которых кодируется социальная информация) и др. Семиотика относительно современная наука, претендующая на создание метаязыка. У истоков семиотики американский философ Чарльз Моррис (1901-1996) полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики и клетки для биологии, поэтому можно изучать культуру общества через язык как важнейшую из знаковых систем. Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее семиотику, улавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них (словом «текст» в культурологии называют не только письменное сообщение, но любой объект – произведение искусства, вещь, обычай и т. п., рассматриваемый как носитель информации). В ряду основоположников семиотики следует также назвать американского философа Ч.С.Пирса, швейцарского филолога и антрополога Ф. де Соссюра. Отечественная ветвь семиотики восходит к трудам А. Потебни, Г. Шпета, В. Проппа, Ю. Лотмана и московско - тартусской школы, возникшей в начале 60-х годов ХХ века.

Содержание культуры находит выражение в языке. Под языком понимают естественный разговорный язык – русский, английский, немецкий и др. Всякий разговорный язык представляет собой систему знаков, или код, с помощью которого люди общаются, передают информацию. Существуют и другие знаки и системы знаков (напр. язык жестов, знаки дорожного движения, нотная грамота, штриховые товарные коды и т.д.)

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-15; Просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.081 с.) Главная | Обратная связь