Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Несколько советов, почти правил для начинающих ораторов.

Поднимайтесь на трибуну не торопясь, чтобы у вас хватило спокойного, ровного дыхания начать выступление. Пока вы идете на сцену, к трибуне, к столу председателя, на секунду-другую отвлекитесь от своего выступления и говорите про себя только ону фразу: "Как хорошо, что мне дали слово, я уверен, что все правильно меня поймут!".

Почему нужно так говорить про себя? Да потому, что в этом случае вы посмотрите на зал ДОБРОжелательно, а не как на потенциальных врагов; даже если зал к вам расположен враждебно, ваша доброжелательность обескуражит ваших противников. Не нужно агрессии, обиды, злости. Взошли на трибуну - и не торопитесь говорить, спокойно-спокойно взгляните в зал и постарайтесь улыбнуться. Лучше всего подбадривающей улыбкой. Улыбка может быть и открытой, искренней. Все к вам плохо относятся, злятся, вы начальник, от вас все чего-то требуют, а вы должны всех успокоить. Улыбкой понимания, улыбкой сочувствия. А первые фразы в этом случае могут быть такими:

- Да будь моя воля, я бы... на вашем месте меня, вашего начальника, просто к стенке - и... расстрелять. Детей, правда, жалко, их у меня трое... Да и тещу жалко. У меня с ней отношения хорошие, и она хоть и болеет и возраст уж за семьдесят, но все по дому делает, меня-то дома почти не бывает...

- Если бы я сейчас сидел в зале, то обязательно встал бы с места и крикнул как можно громче: "выступления не надо!"
Помню, когда я только начинал работать, было мне 19 лет, и мой начальник...(Дальше небольшой, но обязательно с юмором рассказ о своем начальнике.)

- Меня как-то спросили: может ли собака получить инфаркт?
Может! Если ей создать человеческие условия.

Первые фразы старайтесь произносить, не заглядывая в заготовленный текст. Они должны быть написаны, если вы боитесь что-то забыть, но в лучшем случае только мимолетный взгляд в ваш конспект, доклад, записку - а потом, через несколько секнуд, можете заглядывать смелее и даже читать, но не забывая при этом в паузах смотреть на слушателей. А конспект обязателен.

Даже если вы уверены в себе, привыкли выступать, все равно имейте конспект и время от времени заглядывайте в него.

Во-первых, это даст нужные паузы в вашем выступлении; во-вторых, как бы подчеркнет, что вы готовились к выступлению, а не импровизируете; в-третьих, если что-то вдруг забудете, потеряете нить выступления, у вас есть спасительный конспект с заготовленной, как говорится, на пожарный случай удачной фразой, цитатой, данными, репризой для разрядки. (Впрочем, я посвящу отдельную встречу проблеме составления конспекта.)

И самое главное - в начале выступления особенно старайтесь быть экономными в словах. Помните упражнение - два дня молчать (второй урок, первое упражнение), если вы его не сделали, обязательно постарайтесь все-таки выполнить.

Этюд N 15

(Пятнадцать этюдов, пятнадцать заданий, сколько выполнено вами? Не откладывайте, не надейтесь, что скоро будет время.)

Помню, я проводил месяц в деревне. И меня поразило, что многие жители деревеньки на вопрос отвечали всегда односложно. О чем бы ни спросил, первая фраза в их ответе звучала три секунды. Они на любой вопрос отвечали: "А то".

Попробуйте два-три дня, с кем бы вы ни говорили, если вас о чем-либо спросят, отвечать: "А то". А результат запишите и пришлите мне. И обязательно со своими комментариями.

 

Занятие десятое


- После окончания стрельб боевые и учебные патроны должны быть приведены в исходное состояние.
- Что вы когти себе на ногах отрастили, как у орла, хоть по деревьям лазай.
- Что вы, товарищ курсант, такой неровный квадрат нарисовали? Вы что, дальтоник?
- Не делайте умное лицо, товарищ курсант, не забывайте, что вы будущий офицер!
- Боевой листок должен быть боевым листком, ведь это же боевой листок.
(Подлинные высказывания преподавателей военных кафедр различных институтов)

Этюд N 16

Чтобы научиться хорошо говорить, согласитесь, важно уметь произносить фразы выразительно. Так, чтобы сказанные вами слова запоминались, иначе говоря, чтобы вас было приятно, да-да, приятно, слушать. Говорят, что хороший актер способен прочесть и телефонную книгу так, что все будут слушать затаив дыхание.
Можно ли этому научиться? Вполне!

Выберите для себя прозаический отрывок из произведения, которое вам нравится. Я советую взять фрагмент из классики: А.Чехова, И.Тургенева, Л.Толстого, И.Бунина... И обязательно хотя бы по полчаса в день читайте его вслух. Желательно свое чтение записывать на магнитофон. Прочли первый раз, записав на магнитофон, прослушали, и тут же читайте во второй раз, опять же записывая. И снова прослушайте. Затем таким же образом читайте следующий фрагмент: запись и прослушивание, снова этот же кусок - запись и прослушивание.

(Если нет магнитофона, все равно читайте два раза, но в этом случае попросите кого-нибудь из знакомых послушать вас и определить, когда вы читаете лучше, а когда хуже.)

Читать нужно с соблюдением точек, запятых и, самое главное, находить в каждой фразе ударное слово.

Чтобы достичь логического чтения, предварительно текст разметьте, где сделать ударение, какое слово акцентировать. Можно выделяемые слова подчеркнуть, можно отметить галочкой.
Например, такая фраза:

"Я ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ ДРУГИЕ ЛЮДИ ПОНЯЛИ МЕНЯ!"

Какое слово вы решите выделить, акцентировать, сделать ударным, основным, зависит только от вас - все определяет ваша трактовка текста.

Разберем каждое слово.

Я! Можно произнести его чуть громче, чем все остальные слова. Вы как бы приковываете внимание слушателей к собственному "я". На мой взгляд, этого делать не стоит, местоимение "я" само по себе легко запоминается, звучит коротко и четко. Я - это и есть я! То есть человек, который хочет, чтобы другие люди его понимали.

ХОТЕЛ БЫ. Можно выделить это словосочетание. Но тогда получается, что вас вообще никто не понимает, вас трудно понять, и самое главное - это ваше хотение. Все хорошо, все прекрасно, но вот ваше хотение... Не стоит акцентировать "хотел бы", не стоит.

ЧТОБЫ. Стоит ли делать это слово ударным? Наверное, нет. Оно не несет никакой информации - союз и только.

ДРУГИЕ. Возможно, нужно именно на этом слове сделать акцент - произнести его чуть четче, громче, медленнее, то есть подчеркнуть значимость - ДРУГИЕ! Какие-то люди вас понимают, но вам мало этого, вы хотите, чтобы ДРУГИЕ люди - ваши противники или ваши единомышленники, может быть, ваши начальники понимали вас. ДРУГИЕ!!!

ЛЮДИ. Хорошее слово. Вас слушают люди. Вы обращаетесь к людям. И вы хотите, чтобы они, люди, вас понимали. Вы хотите, чтобы все люди понимали вас. Поэтому во фразе слово "ЛЮДИ" вы делаете ударным, главным, основным, центральным. Перед произнесением этого слова еле заметная пауза, после произнесения слова "ЛЮДИ" опять же пауза.

ПОНЯЛИ! Ах, вот что для вас главное! По-ня-ли!

Если так, то ударное слово, конечно же, "ПОНЯЛИ". И произнести его можно почти по слогам.

МЕНЯ. А может быть, для вас главное, чтобы понимали именно вас, а не другого? Тогда подчеркивайте финал фразы и произносите последнее слово растянуто - ммм-ее-ннн-яя!

Я бы так не поступал, ибо фраза начинается с "я" и кончается так же (меня!) - любой человек из слушающих вас легко поймет, о ком идет речь.

Итак, три слова - "другие", "люди", "поняли" - несут основную смысловую нагрузку. Какому слову отдать предпочтение? Все зависит от вашей, повторю, трактовки. Я бы отдал предпочтение слову "люди". Оно ближе к тем, кто меня слушает. Я хочу, чтобы ЛЮДИ меня понимали. В этом слове как бы обращение к тем, кто слушает. И его можно произнести с различной интонацией, то есть вложить в текст свой, особый, индивидуальный, авторский подтекст. Всю надежду на людей, грусть, что люди вас не понимают. Другие - это и есть другие.

И если вы прочтете, желательно записывая на магнитофон, эту фразу семь раз и сделаете семь вариантов ударного слова, то вы сами легко убедитесь, как важно, чтобы в каждой фразе было ударное слово, ибо фраза становится точнее, эмоциональнее, легче воспринимается слушателями и смысл, который вы закладываете, произнося те или иные слова, лучше до них доходит.

Этюд N 17

Пожалуйста, в предлагаемом тексте в каждой фразе подчеркните главное, по вашему мнению, слово. Учтите, что обычно главными словами бывают глаголы и существительные, ибо прилагательные сами по себе достаточно точны по смыслу и обычно не имеют подтекста. Синий - это всегда синий. Голубой - всегда голубой.

Я чувствую, что могу сделать в этой жизни значительно больше, чем делаю!

Мне нужна поддержка близких людей, тех, на кого я мог бы опереться, кто был бы способен меня понять, но как их найти? Я понимаю, что одиночество - это плохо, а уединение - это хорошо, но как быть, если уединение и одиночество у меня соединились и я просто готов выть оттого, что одинок?

Слушайте, люди, когда же мы перестанем хитрить и врать?! Как мне найти смысл жизни? Живу по инерции. Понимаю, что это плохо, но ничего сделать не могу. Неужели есть счастливые люди, которым неведом синдром растерянности, подавленности, грусти? Неужели я один такой?

Хватит, говорю я сам себе, хватит - я буду радоваться жизни, и плевать я хотел на тех, кто меня не понимает. Но станет ли мне легче?

Сомнения, сомнения, сомнения - они гложут меня, давят, не дают покоя, нет возможности сосредоточиться на главном, и я не могу понять, как быть дальше.

Тринадцать фраз. Вам нужно определить тринадцать главных слов.

Может быть, стоит сначала записать на магнитофон каждую фразу и каждое слово делать ударным, а потом выбрать лучший вариант.
Сначала так стоит поступить с каждой фразой, а затем прочесть целиком все фразы. И послушать. Если что-то не понравится, то снова перечитать текст.

Этюд вроде бы несложный. Но потребует внимательности, аккуратности, точности. И, самое главное, делать его нужно регулярно. Хотя бы два-три раза в неделю, если вы хотите хорошего результата. Потом, когда вы выполните задание несколько десятков раз, уже как бы автоматически, перед тем как произнести фразу, сможете сами находить главные слова.

Советую использовать произведения писателей, которые вам нравятся, но можете и свои тексты подготовить. Сначала написать, а потом произносить.

Научитесь хорошо читать (имеется в виду выразительно, логически осмысленно, точно по интонации, используя все возможности своего голоса) - научитесь и говорить выразительно. Зачастую мы плохо говорим интонационно. Будем этому учиться.

Я понимаю, нынешнее задание скучнее предыдущих, но что поделаешь, мы же решили учиться, не все задания могут быть легкими, простыми и забавными.

Я прошу вас прислать мне подробный отчет, как проходило выполнение семнадцатого этюда. И предупреждаю: через неделю новая встреча, а задание будет еще сложнее.

Занятие 11

 

Любопытно: как вы справились с кроссвордом? (Смотрите встречу восьмую)

Даю ответы.

 

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
3. Диктофон. 7. Сверло. 9. Серьги. 10. Стасов. 12. Скобки. 16. Анабас. 18. Адажио. 20."Игра". 21. Реглан. 22. Рошаль. 23. Торт. 24. Ростан. 27. Росток. 30. Утрата. 32. Ургант. 33. Трубач. 34. Оракул. 35. Дилижанс.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Миссис. 2. Лососи. 4. Альба. 5. Гранд. 6. Межа. 8. Морж. 11. Каморра. 13. Квинтент. 14. Квартет. 15. "Коляска". 17. Брехт. 19. Атлас. 25. Сура. 26. Агамы. 28. Обуза. 29. Трап. 30. "Утопия". 31. Атлант.


Этюд ¦ 17

Особенно тщательно выполнять его советую тем, кто считает себя стеснительным, застенчивым, робким, замкнутым, неразговорчивым, малообщительным. (Какое из определений стоит оставить, а какие, на ваш взгляд, стоит вычеркнуть?)

Для людей раскованных (я порой надеюсь, что имею дело порой именно с раскованными, а не нахальными людьми) - подготовлено отдельное задание, которое, возможно, будет опубликовано через неделю. (Вы заметили: возможно, будет опубликовано? Старайтесь никогда ничего не гарантировать: обстоятельства могут так сложиться, что вы не сумеете выполнить обещание, а чуть расплывчатая форма - постараюсь, возможно, надеюсь, планирую, не исключено - поможет вам объяснить возникшие трудности).

Пройдитесь по главной улице вашего города и у каждого пятого встречного (в большом городе можно у каждого десятого, а в маленьком - у каждого третьего) спрашивайте: который час? Как вам пройти на улицу, на которой вы сейчас находитесь? И не известно ли людям, к которым вы обращаетесь, когда сегодня будет закат солнца?

Я так и вижу ухмылку читателя: ну ладно, спросить время ? это еще куда ни шло, но зачем эти идиотские вопросы, как пройти на улицу Тверскую или Невский проспект, если я сейчас нахожусь именно на Тверской улице в Москве или на Невском в Питере? Да еще задавать вопрос о заходе солнца? За психически больного сочтут.

Не волнуйтесь, не сочтут. Вы же спрашиваете у людей незнакомых, им до вас, как и вам до них, дела нет.

Но вам нужно побороть стеснительность. А для этого надо действовать. Для вас это своеобразная игра в странного человека. Только так можно побороть стеснительность, ибо никакие уговоры, что вам не надо стесняться, волноваться, беспокоиться, обычно результата не дают.

Вы должны в этом убедиться сами.

Вы ничего плохого не спрашиваете, просит вас преподаватель сделать - вы и делаете. И когда вам в силу необходимости придется выходить на трибуну, на сцену или, оказавшись в центре внимания, начать говорить, а вы испытываете страх публичного выступления, страх перед общением, то лучше потренироваться в умении преодолевать этот страх с незнакомыми людьми, чем пробовать с теми, от кого зависят ваше будущее, ваше реноме, ваш имидж.

(Верно ли поставлены в один ряд слова - реноме, будущее, имидж?)

В самом деле, выступая в рабочем коллективе, можно поднять, если выступление хорошее, свой авторитет, а можно и упасть в глазах слушателей. Мы-то считали его за умного человека, а он как начал говорить, так ни бе, ни ме, ни ку-ка-ре-ку!

Точное выступление на деловом совещании может решить судьбу вашей фирмы.

Верное общение с глазу на глаз, один на один, те-а-тет, наедине (какое определение из четырех оставить?) с патроном способно изменить вашу карьеру в ту или иную сторону. Начнете стесняться, волноваться, руки вспотеют, вы дар речи потеряете ? и пойдет ваша встреча насмарку. Мало того, что вы ни одного вопроса не решите, но еще и составите о себе впечатление как о человеке необщительном, трудном, слишком себе на уме ? словом, таком, с которым дела лучше не иметь. А останется о вас впечатление как о человеке обаятельным, раскованном, серьезным, убедительном, умело рассуждающем, с котором приятно и деловые проблемы решать, и просто общаться ? возможен и рост карьеры, обеспечено вам и доброе отношение со стороны шефа.

Чтобы вы улыбнулись, расскажу ситуацию, произошедшую с одним из моих студентов. Он тоже выполнял это задание. Но решил его усложнить. Роман Воликов, так звали студента, теперь это крупный руководитель преуспевающей рекламной фирмы, ходил по улице Горького (так раньше называлась Тверская) и у всех спрашивал, где можно достать в Москве живых крокодилов.

Самое невероятное ? он набрел на людей, подсказавших ему конкретный адрес. Оказывается, есть в Москве люди, торгующие крокодилами. Роман Воликов нашел этих людей, подготовил интересный репортаж о продаже крокодилов. Материал был опубликован в центральной газете и перепечатан несколькими изданиями, автор получил немало лестных предложений сотрудничать в газетах и журналах. Словом, Роман Воликов пошел в гору. И все решил случай, связанный с очередным этюдом, который нужно было выполнить для развития своей раскованности, легкости, умения общаться с незнакомыми людьми, поддержать случайно завязавшуюся беседу.

Про Романа Воликова говорили, что он способен проникнуть туда, куда никого не пускают, способен любого человека уговорить дать интервью, поделиться нужной информацией. Я же серьезно подумываю разобрать психологический тип Романа Воликова и в книге "Учимся говорить публично" дать этюд под названием "Эффект Воликова". (Есть договоренность с издательством "Вагриус" на основе публикаций в газете "Век", журнале "Студенческий меридиан" и на нашем сервере выпустить солидный по объему учебник по основам публичных выступлений.)

Вы заметили, как я вроде бы случайно ввернул информацию о книге? Вроде бы отступление от главной темы, но основную тему не разрушает, мало того, способствует восприятию главной мысли. Подобные отступления вполне уместны, если, конечно, они окажутся кстати, к месту, то есть будут органичны.

Если бы я вдруг упомянул, что в этом году была слишком снежная зима, и город, как всегда, не справился с уборкой, а поэтому оказалось слишком много травмированных людей и государство потеряло больше на лечении, чем могло бы затратить на уборку, то это отступление оказалось бы инородным и вызвало у слушателей раздражение.

Впрочем, это уже другая тема. Я рассказывал об эффекте Воликова для того, чтобы вы поняли: и этот этюд, и другие поддаются корректировке, и если вам кажется, что нужно задавать другой вопрос, - задавайте. Если вам захочется заниматься не час в день, как я просил в самом начале курса, а два, - занимайтесь. Если же вы можете отдавать занятиям только полчаса, что ж, занимайтесь по полчаса, но тогда имейте в виду, что вам придется увеличить общее время занятий по дням. Курс наш рассчитан на 52 недели, на год, но при условии, что каждый день по часу вы будете заниматься, только в этом случае я могу предсказать успех. Хотел написать: гарантирую, ? а потом подумал: нет, скажу помягче ? "могу предсказать". Но вам, тем, кто занимается, было бы, я знаю, приятнее прочесть твердое "я гарантирую стопроцентный успех". Ах, как все мы хотим гарантий, как мы верим гарантиям оглянитесь, вспомните, посмотрите: "Я гарантирую вам лучшую жизнь через полгода"; "Только у нас полный успех - гарантия, что ваши бумаги поднимутся в цене" (и держатели ценных бумаг бегают по судам, пытаясь вернуть хотя бы вложенное, а о процентах и не мечтают). Вам знакомы подобные заверения, обещания, лозунги, гарантии, авансы... (Кстати, попробуйте подготовить на эту тему речь на одну, максимум две минуты. Что у вас получится. Но именно речь, а не заметку в газету. Составьте план речи, наговорите ее на магнитофон, а потом только расшифруйте и пришлите мне электронной или обычной почтой.)
У каждого занимающегося есть возможность для собственного поиска, проявления инициативы. Если вы способны выполнить задания, рассчитанные на неделю, за два-три дня, то придумывайте аналогичные этюды и выполняйте их, только, пожалуйста обязательно ведите дневник занятий - записывайте, что выполняете, как получается, что не получается, что вы при этом чувствуете, что об этом думаете. Лучше всего вести дневник, а туда включить и свои как бы расширенные отчеты о прохождении курса "Учимся говорить публично".

Важен принцип: чтение вслух, анализ чужих выступлений, умение рассуждать про себя, упражнения по психологии ? я могу долго перечислять, что должен делать каждый, чтобы как можно быстрее эффективнее овладеть навыками публичного выступления, навыками общения дома, на работе, в гостях...

Думается, что всем принесет пользу прицельный просмотр документальных телепрограмм. Проанализируйте ошибки тех, кто выступает по телевидению. Делайте это постоянно и по следующим параметрам: неправильные ударения в словах, неверная, на ваш взгляд, манера держаться. Понаблюдайте, умеет ли человек, ведущий передачу по телевидению, слушать других. Подумайте, чему можно поучиться у тех, кто вам понравился своими выступлениями в программах телевидения, что из отрицательного опыта вам нужно учесть, как не следует говорить, чего стоит избегать.

Свои наблюдения пришлите. Попробуйте проанализировать для начала несколько выпусков "Вестей" на Российском телевидении. У вас будет возможность сравнить манеру разных ведущих, репортеров, комментаторов. Правда, ведущие пользуются, насколько я знаю, автосуфлером. Кстати говоря, этому нужно учиться - читать, скажем, доклад, чтобы это воспринималось слушателями не как чтение, а как выступление.

Ко мне обратился один из наших учеников с предложением давать занятия не только в виде текста, но и записать их на магнитофон. Идея хорошая.

Но для этого нужны студия, звукорежиссер ? словом, своя группа для подготовки нашего курса на аудиокассетах.

Если поступят такие предложения от деловых людей, то я готов их внимательно рассмотреть. В целом идею поддерживаю.

Можно было бы сделать на нашем сервере звуковой вариант школы. Но не у всех есть технические возможности прослушивать уроки. Да и "скачивать" звуковые материалы придется довольно долго. У нас на сервере был один звуковой материал. И я получил тогда несколько писем с рассказами о мучениях, связанных с его прослушиванием. Но, возможно, этот материал в ближайшее время снова появится на сервере.

 

ЗАНЯТИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ


"Чтобы озарять светом других,

нужно носить солнце в себе"

(Ромен Роллан)

В приемной директора

Большого уральского завода

Сидит зарубежная делегация.

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 16; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.159 с.) Главная | Обратная связь