Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление механической картины мира.



 

Вопросы:

социально-политический фон (революции в Нидерландах и Англии; переход Европы к капитализму); Голландия – самая свободная страна Европы, центр философской и научной мысли; Англия – «мастерская мира»; различные методологические подходы к анализу причин первой научной революции; доклад М. Б. Гессена на II Международном конгрессе по истории науки «Социально-экономические корни механики Ньютона»; работа Р. Мертона «Наука, техника и общество в Англии XVIII века»; книга Дж. Бернала «Наука в истории общества»; интенсивное научное развитие Англии как непосредственный ответ на потребности развития транспорта, военного дела и горнодобывающей промышленности; ориентация половины членов Лондонского королевского общества на прикладные исследования; прогрессивная роль протестантизма в развитии науки (М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»);

освоение теоретического наследия Платона; критика Аристотеля как «первого схоласта» в истории; развитие процессов секуляризации и гуманизации; А. Койре о научной революции XVII века как интеллектуального следствия смены философских парадигм (А. Койре «Очерки истории философской мысли»);

сущность революции – переход к экспериментальному естествознанию с опорой на математику; разработка и экспликация основных общенаучных принципов, концептуального аппарата и методов: эмпирико-индуктивного (Бэкон), аналитико-синтетического (Декарт), аксиоматического (Паскаль), гипотетико-дедуктивного (Галилей, Ньютон); становление алгебры, аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчисления; оптики, классической механики новой астрономии; химии; переосмысление понятий опыта и эксперимента как определённых артефактов, когда объект исследования испытывается в искусственных условиях, создаваемых самим экспериментатором;

философское значение:1) онтологический аспект – утверждение концепции бесконечности мироздания, отсутствия центра Космоса, самодостаточности существующей природы; понимание материи как реального вещества и всеобщности причинно-следственных связей; 2) эпистемологический аспект – дальнейшее размежевание науки с религией (от теории «двойственной истины» к теории «двух книг» Галилея) и философией (операционализация, квантификация научного знания и квалитативизм философского знания); возрастание роли мысленного эксперимента, идеализаций и абстракций; гносеологический оптимизм в истинном познании мира; демаркация между обыденным и научным знанием; осознание необходимости точной приборной техники в поисках истины; 3) аксиологический аспект – утверждение практической значимости науки для прогресса общества («знание – сила»), а также её просветительско-воспитательной и эстетической функций; осмысление открытия законов природы как «богоугодного дела», служащего идеям блага и духовного совершенствования человека; 4) методологический аспект – понимание необходимости дисциплинарного строения науки; дифференциальные и интегральные процессы в её развитии; разделение наук на фундаментальные и прикладные («светоносные» и «плодоносные» опыты) при ведущей роли первых («нет ничего практичнее, чем хорошая теория»); союз философов, ученых и государственных деятелей в становлении классической науки; покровительство «сильных мира сего» созданию научных академий, их материальному обеспечению и подготовке кадров; политическая оценка востребованности науки в европейской культуре и потенциала её возможностей;

анализ взаимосвязи философских и естественнонаучных теорий 17-18 вв.; становление нового интеллектуального сообщества Европы; персональный вклад выдающихся философов и ученых в формирование нововременной картины мира; Бэкон – эмпирико-индуктивный метод, новая аксиология науки; Гассенди – возрождение атомизма, введение ключевого понятия химии «молекулы», Декарт – аналитико-синтетический метод, идея интеллектуальной интуиции, принцип методологического сомнения, понятие «корпускулы», принцип близкодействия, труды по аналитической геометрии и алгебры, открытие закона преломления света, формулировки принципов инерции и сохранения движения, «вихревая» космогоническая гипотеза, идея рефлекторной дуги; Кеплер – поиски гармонии мира и открытие трёх законов движения планет Солнечной системы, введение понятий «центробежного движения» и «тяготения»;

Галилей «отец современного естествознания» (А. Эйнштейн) – гипотетико-дедуктивный метод и метод мысленного эксперимента, идея математического описания природы, гносеологический оптимизм, интенсивное и экстенсивное знание, закон свободного падения тел, закон инерции, принцип инвариантности законов для инерциальных систем, идея прибора (телескопа) как средства подтверждения онтологической значимости теории Коперника, диалоговая форма написания научных трактатов, популяризация науки; Паскаль – аксиоматический метод, изобретение механического вычислительного устройства, первая теория вероятностей (другой автор – П. Ферма), закон гидростатики, теория атмосферного давления, «истины сердца» и мировоззренческий пессимизм;

Спиноза – идеи пантеизма и рационализма, «Этика» и «Математические начала» Эвклида, панлогизм и проблемы случайности, возможности и необходимости; определение свободы; Бог-субстанция-природа (causa sui); «ограничение есть отрицание»; принцип индивидуации;

Ньютон – «Математические начала натуральной философии» как фундаментальное произведение классической физики; философия атомизма и принцип дальнодействия; абстракции, абсолюты и философские основания системы законов Ньютона, Бог как необходимая гипотеза для объяснения действия силы тяготения; противостояние физики Декарта и физики Ньютона; оптика Ньютона; роль религиозных воззрений в творчестве и жизни учёного; Ньютон как президент Лондонского королевского общества; критика физики Ньютона епископом Дж. Беркли; проблематизация объективности существования причинно-следственных связей Д. Юмом;

Лейбниц – идеи математической логики и единого философского языка, закон сохранения импульса при соударении тел, диалектические принципы взаимодействия монад, закон достаточного основания (обоснования), проблема бессознательного, полемика с Ньютоном о приоритете открытия интегрального и дифференциального исчисления, Лейбниц как организатор науки, его роль в создании Петербургской академии наук;

Гоббс – теория конвенциального происхождения языка, переосмысление понятия материи, теория общественного договора; Локк – принцип опытного происхождения всего знания (tabula rasa), проблема первичных и вторичных качеств, понятие истины, теория общественного договора и принципы либерализма;

Гюйгенс – волновая теория света, патент на конструкцию маятниковых часов, труд по кинематике ускоренного движения, усовершенствование телескопа и открытие спутника Сатурна — Титана, открытие туманности Ориона и др.;

Левенгук изобретение микроскопа, Торричелли – «торричеллиева пустота», ртутный барометр; Герике – физик, инженер, философ – эксперимент с Магдебургскими полушариями, который доказал наличие давления воздуха; Бойль – основатель атомистической химии, один из авторов закона Бойля – Мариотта для газов; братья Бернулли – развитие идей дифференциального счисления, теории вероятностей; Эйлер – член Петербургской академии наук, труды по математике, небесной механике оптике. теории музыки;

вклад французских просветителей в становление классической науки; Вольтер – распространение идей физики Ньютона на европейском континенте («Основы философии Ньютона», «Философские письма»), идеи всемирной истории и прогресса; Монтескье – школа географического детерминизма; Дидро, Гольбах – отождествление материи с природой («Система природы» как «библия материализма»), самодостаточность природы и внутренняя активность материи, идеи вечности материи, её структурной организации, развития: космогенез, геогенез (вулканисты и нептунисты), самозарождение из неорганической природы жизни («живые молекулы») и её эволюция; развитие органов чувств как результат адаптации человека к условиям внешней среды, принцип отражения и его фундаментальная роль в процессе познания, предвосхищение теории лапласовского детерминизма и взаимосвязи электрических и магнитных явлений; Ламетри – идея единства человека и природы («Человек – машина», «Человек – растение»); Гельвеций – теория эгалитаризма образования и его секуляризации («Об уме»); антисциентизм Руссо, его теория общественного договора;

развитие математики, механики и естествознания в 18 – начале 19 вв.; Лагранж – «Аналитическая механика», Даламбер – принцип наименьшего действия; Монж – принцип непрерывности; Лаплас – философская установка абсолютного детерминизма («демон Лапласа»), методы математической физики (преобразования Лапласа, уравнение Лапласа), гипотеза происхождения и устойчивости Солнечной системы; Пристли, Шеели – открытие кислорода; Лавуазье – закон сохранения вещества, кислородная теория горения и окисления; критика теории флогистона; Линней – классификационный подход к разделению природного мира; Бюффон – идеи об изменяемости видов в зависимости от условий среды; Франклин – работы по выяснению электрической природы молнии («змей Франклина») и установление тождества этого электричества с электричеством, получаемым с помощью трения, идея молниеотвода; Гальвани, Вольта – труды по электричеству; Ломоносов – молекулярно-кинетическая теория тепла (против теории теплорода Бойля), труды по астрономии, минералогии, электричеству и др.; Р. Мальтус «Опыт о законе народонаселения»;

выводы – главный итог научной революции 17 – 18 веков; наукоцентризм как новая мировоззренческая парадигма Европы; первая научная картина мира – механицизм; фундаментализм – эталоны, идеалы, критерии научности рассматриваются в качестве единственно возможных; развитие науки понимается как кумулятивный (аддитивный) процесс открытия объективных истин; строгое разделение субъективного и объективного в научных исследованиях; учёный как «рупор природы», беспристрастный регистратор объективных природных связей; финализм – установка на достижение абсолютной системы знаний; научный реализм как признание очевидности упорядоченного и гармоничного богоустроенного миропорядка; редукционистская эпистемологема о мире-машине (часах), где всё, в конечном счёте, сводится к законам механики;

становление и бурное развитие приборной базы науки – хронометров, барометров, весов, термометров т. д. – как необходимого средства квантификации (точных количественных оценок) условий проведения научных исследований и полученных результатов; новая организация науки – от кружков и интеллектуальных сообществ эпохи Возрождения к академическим структурам и институтам; от переписки учёных к научным периодическим журналам; постепенная секуляризация и демократизация университетского образования; первая политехническая школа в Париже государственная поддержка науки; начало самоорганизации учёных по профессиональным интересам: «Собрание немецких естествоиспытателей», «Британская организация содействию прогрессу», «Французское сообщество (хранилище) технических искусств и ремёсел»;

просветительская функция науки – издание французскими просветителями 28 томов энциклопедии по наукам и искусствам (редакторы: Даламбер и Дидро); секуляризация и существенное расширение школьного образования (в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи).

 

Вопросы для обсуждения на семинарах:

1. Каковы социально-экономические особенности генезиса новоевропейской науки? Какие специфические методы выделяют науку из других форм культуры? В чём состоит особенность каждого из них?

2. Существует ли связь исследовательских программ новоевропейской науки с мировоззренческими и методологическими программами Античности и Средневековья? В каком смысле можно говорить об уникальности и эмерджентности появления науки Нового времени?

3. Какую роль сыграла философия в генезисе классической науки? Почему научное познание стало считаться «богоугодным делом»?

4. Как было переосмыслено понятие научного опыта? Насколько правомерной представляется точка зрения Галилея, что книга природы написана на языке математики?

5. В чем состоит онтологическая, эпистемологическая и аксиологическая значимость первой научной революции? Можно ли считать всех философов и учёных 17 – 18 вв. гносеологическими оптимистами? Был ли какой-то смысл в разделении Галилеем всего знания на экстенсивное и интенсивное?

6. Какую роль сыграли философские и эстетические мотивы в творчестве Кеплера? Насколько корректны по отношению к системе самого Ньютона его известные выражения: «Физика бойся метафизики» и «Гипотез не измышляю»?

7. Какие философские основания принципиально разделили физику Декарта и физику Ньютона? Почему так трудно и долго ньютонианство утверждалось в континентальной Европе? На основании чего Б. Рассел считает, что Платон и Аристотель могли бы вполне воспринять идеи Возрождения, но не поняли бы физики Ньютона?

8. Являлось ли действительно, по Расселу, понятие силы у Ньютона «отзвуком витализма»? Как интерпретировали законы Ньютона Дж. Беркли и французские материалисты-просветители?

9. Почему именно механицизм стал первой научной картиной мира? Актуальной ли остаётся редукционистская и финалистская установка классической физики, выраженная Ньютоном: «Было бы желательно вывести из законов механики все явления природы»?

10. В чём видится сходство и различие в понимании природы причинно-следственных связей у Спинозы, Юма, Гольбаха, Лапласа? Какие новации в осмысление материи, движения, развития, природы жизни внесли французские материалисты?

11.Каким образом парадигмальный наукоцентризм Нового времени проявился в организационных структурах науки и образования? В чём выражалась государственная поддержка новоевропейской науки?

Литература

1. Белый Ю.А. Иоганн Кеплер. М., 1971

2. Воронцов-Вельминов Б.А. Лаплас. М., 1985.

3.Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

4.Галилей Г. Избранные труды: В 2 т.М.: Наука, 1964.

5.Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. М., 1987.

6. Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985.

7.Кузнецов Б.Г. Ньютон. М., 1982

8.Кузнецов Б.Г. Галилей. М., 1964.

9.Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль. М., 1979.

10.Философия науки (под ред. С.А. Лебедева). М., 2004.

11.Философия науки: исторические эпохи и теоретические методы / под ред. В. Г. Кузнецова (отв. редактор), А. А. Печенкина. А. С. Кравеца. Е. Н. Ищенко. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. 2006.

Тема V. Философские и естественнонаучные программы






Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.086 с.) Главная | Обратная связь