Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурология как система знания



Культурология

 

Учебное пособие

 

Новосибирск 2015


УДК 008(075)

ББК 71я73

Л 259

 

 

Рецензенты:

М. Б. Софиенко, канд. филос. наук,

доцент Новосибирского государственного

медицинского университета

М. В. Быховец, канд. филос. наук,

доцент Сибирского университета потребительской кооперации

 

Ларькова, Н. Л.

Л 259 Культурология: учебное пособие / Н. Л. Ларькова; ЧОУ ВО Центросоюза РФ «СибУПК».– Новосибирск, 2015. – 146 с.

 

ISBN 978-5-334-00124-4

 

Учебное пособие разработано с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта. В пособии приведены основные вопросы современного культурологического знания, изучение которых необходимо для формирования общекультурных и ряда профессиональных компетенций.

Предназначено для студентов и преподавателей.

 

УДК 008(075)

ББК 71я73

 

 

Учебное пособие рекомендовано к изданию кафедрой философии, истории и права, протокол от 27 июня 2014 г. № 9.

 

 

ISBN 978-5-334-00124-4 © Ларькова Н. Л., 2015

© Сибирский университет

 
 

потребительской кооперации, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................................................................................. 4

I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ....................................................................... 6

1. Культурология как система знания................................................ 6

2. Сущность и функции культуры.................................................... 12

3. Морфология культуры.................................................................. 26

4. Категории культурологии............................................................. 34

5. Культура в системе бытия............................................................. 49

6. Типология культуры...................................................................... 57

II. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ................................................................. 70

7. Культурогенез. Первобытная культура....................................... 70

8. Культура древних цивилизаций................................................... 79

9. Культура эпохи Средневековья.................................................... 90

10. Культура эпохи Возрождения и Реформации........................ 102

11. Европейская культура Нового времени.................................. 108

12. Основные черты культуры Новейшего времени................... 113

13. Место и роль России в мировой культуре............................. 120

Список литературы........................................................................... 126

Глоссарий........................................................................................... 130


 

Введение

 

В учебном пособии рассмотрены основные проблемы современной культурологии. Данный курс представляет собой наряду с философией, социологией, политологией, экономикой, правом и историей основу гуманитарной и социально-экономической подготовки современного специалиста.

Курс «Культурология» призван лучше подготовить будущих специалистов к ориентации в быстро изменяющемся обществе с его увеличивающейся культурной детерминацией, в обществе, уже ставшем постиндустриальным и информационным в своей технико-экономи-ческой основе, но одной из актуальных задач которого является освоение своих гуманистических императивов.

Определяя содержание учебного пособия, автор стремился следовать логике развития гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Известно, что XX век отмечен постепенным отходом от позитивистского дробления гуманитарных знаний, от тех или иных форм технологического, экономического, социального или политического детерминизма. Одновременно идет становление новой более универсальной и основательной в научном отношении культурно-исторической картины развития человека и общества. Естественно, что автор стремился предоставить возможность освоения основных, на сегодняшний день, положений гуманитарного знания. Автор стремился выделить ключевые точки, важнейшие темы, подводящие студентов к системному восприятию культурно-исторического строения и сущности культуры. Мы надеемся, что представленный в пособии, экскурс в теорию и историю культуры поможет студентам более четко осознать основные проблемы и альтернативы, возникшие к настоящему времени в культурологии, а также законы, по которым происходит смена различных культурно-исторических эпох, систем ценностей и типов мировоззрения.

Представляется, что композиция учебного пособия, ориентированная на последовательное изложение, и, одновременно, концентрированное освещение отдельных тем, оставляет открытыми широкие возможности для творческого дополнения, содержащегося в нем материала, в том числе и на основе самостоятельного изучения студентами рекомендуемой литературы.

Автор выражает благодарность Сибирскому университету потребительской кооперации, а также канд. ист. наук, доценту Сибирского университета потребительской кооперации, зав. кафедрой О. А. Гербер, за помощь в подготовке учебного пособия.


I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Культурология как система знания

Предмет и задачи культурологии

В русле третьего подхода к пониманию предмета культуры необходимо определить культуру как объект познания культурологии, выступающую как исторический соци­альный опыт людей по селекции, аккумуляции и применению тех форм деятельности и взаимодействия, которые закрепля­ются в системах их культурных ценностей, норм, устойчивых образцов поведения, традиций и обеспечивают (прямо или опо­средованно) коллективный характер человеческой жизнедея­тельности.

Предметом культурологии является со­держание, структура, динамика, технология функционирова­ния социокультурного опыта и всех видов и форм целеориентированной человеческой практики.

Перед культурологией стоят такие задачи:

– анализ культуры как системы культурных феноменов;

– выявление типов связей между элементами культуры;

– исследование взаимосвязи культуры с природой и обществом;

– определение места и роли человека в культурных процессах;

– исследование типологии культур и культурных единиц;

– исследование культурных кодов и коммуникаций;

– разрешение проблем социокультурной динамики;

– исследование соотношения культуры и цивилизации.

 

Методы культурологии

Культурология использует все методы социогуманитарных наук.

Современная культурология формируется, выходя из-под «родительской опеки» философии. Это предполагает использование идей и методов философии. В частности, использу­ется диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне-противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения.

Из общенаучных методов необходимо отметить использование системного метода позволяющего рассматривать культуру как сис­тему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность. Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть эле­менты, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании. В этих целях широко исполь­зуется также аналитический метод. Изучение культуры в межкультурном «диалоге» делает необходимым использование компаративного метода – сравнения культур по какому-либо признаку.

В процессе культурологического анализа используются ча­стные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпири­ческую базу для культурологии, такие как методы полевой эт­нографии – описание, классификация, наблюдение; открытые интервью в психологии и социологии; методы исторических наук, такие как, например, сравнительно-исторический, ана­лиз текстов, и т. п.

Конкретный выбор методов социогуманитарного знания определяется, во-первых, целями исследования, во-вторых, пониманием предмета исследования. Если при первых обозначенных подходах к пониманию предмета культурологии применяются методы философии, а также определенной дисциплины, изучающей культуру, при последнем подходе методологию исследований определяют культурологи.

Помимо перечисленных методов, при рассмотрении культуры как совокупности ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку используется культурантропологический метод. Трактовка культуры как формы общения людей посредством, прежде всего языка, делает востребованным семиотический метод. Символически-знаковая концепция культуры предполагает для ее исследования герменевтический метод.

Тестовые задания

1. Как специфический предмет изучения культура стала рассматриваться:

1) с ХVII в.;

2) с ХVIII в.;

3) с ХIХ в.

 

2. Как специфический предмет изучения культура стала рассматриваться в сочинениях:

1) Д. Вико, И. Г. Гердера, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля,
О. Конта;

2) А. Кребера, К. Клакхона, И. Хейзинги, Э. Тайлора, М. Хайдеггера, Н. Я. Данилевского;

3) Л. Уайта, О. Шпенглера, З. Фрейда, С. Пуфендорфа, У. Морриса, Ф. Энгельса;

 

3. Авторам термина «культурология» является:

1) К. Маркс;

2) О. Шпенглер;

3) Л. Уайт.

 

4. Культурология как наука возникла:

1) XVI–XVII в.;

2) XVII–XVIII в.;

3) XIX–XX в.

 

5. Объектом культурологии является:

1) общество;

2) культура общества, человека;

3) цивилизации.

 

6. Культурология:

1) естественная наука;

2) философская наука;

3) гуманитарная наука.

 

7. Содержание, структура, динамика, технология функционирования социокультурного опыта и всех видов и форм целеориентированной человеческой практики являются…

 

8. Для рассмотрения культуры как развивающегося, внутренне-противоречивого, многостороннего явления применяют:

1) диалектический метод;

2) системный метод;

3) аналитический метод;

 

9. Изучение культуры в межкультурном «диалоге» делает необходимым использование:

1) структурно-функционального метода;

2) аналитического метода;

3) компаративного метода;

 

10. Вырабатывает категориальный аппарат, разрабатывает методы исследования культурных процессов:

1) фундаментальная культурология;

2) прикладная культурология;

3) семиотика.

 

11. Исследование проблем соотношения культуры и цивилизации характерно для:

1) философии;

2) антропологии;

3) культурологии.

 

12. В отечественной науке культурология как самостоятельная научная дисциплина появилась:

1) в начале XX в.;

2) в середине XX в.;

3) в конце XX в.

 

13. К задачам культурологи не относится:

1) выявление типов связей между элементами культуры;

2) разрешение проблем социокультурной динамики;

3) изучение человека, его происхождения, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах

 

14. Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое:

1) традиция;

2) ритуал;

3) наследие.

15. В структуру современной культурологии входит:

1) антропология;

2) этнология;

3) морфология культуры.

 

Сущность и функции культуры

Функции культуры

 

Культура имеет огромное значение в жизни общества и человека, выполняет разнообразные функции.

Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществам людей.

Адаптивная означает то, что культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Адаптация в культуре призвана гуманизировать отношения в обществе. Она способствует также интериоризации (формированию внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности).

– Функция социализации обеспечивает включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения.

– Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друг с другом.

– Близка предыдущей информативная функция, связанная с накоплением и трансляцией социального опыта. Речь идет о трансляции по разным адресам: от одного поколения к другому, внутри одной страны в пределах жизни одного поколения, от одного народа к другому.

– Познавательная (гносеологическая) функция определяется не только способностью культуры накапливать знания о мире, но и формировать способы и механизмы познания мира. Культура выступает открытой социальной и интеллектуальной памятью человечества.

– Интегративная функция проявляется в том, что культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой.

– Аксиологическая функция культуры означает, что в культуре создаются, накапливаются и хранятся культурные ценности (греч. axios – ценный).

– Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права, правил поведения и др.

– Преобразовательная функция культуры реализует одну из фундаментальных потребностей человека – освоение и преобразование окружающей действительности.

– Стабилизирующая функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной.

– С учетом фактора времени важнейшая функция культуры – историческая преемственность, передача (трансляция) социальной наследственности из поколения в поколение.

– Синтезирующая функция культуры – человекотворческая, в ней находят свое выражение все перечисленные функции.

 

Культура и цивилизация

 

Культуру часто отождествляют с цивилизацией. Цивилизация – от лат. civilis – гражданский, государственный.

К сожалению, не вполне ясно, кто первым упомянул это понятие.

Французский историк Л. Февр отмечает, что только в 1766 г. мы обнаруживаем это понятие, рассматриваемое в печатном издании в работе «Древность, разоблачённая в своих обычаях» (1766 г.) французского инженера Буланже.

Однако авторство П. А. Гольбаха в отношении понятия «цивилизация» кажется Февру более вероятным, т. к., именно Гольбах неоднократно применял понятия и термины «цивилизация», «цивилизовать», «цивилизованный» в своих работах.

По мнению других авторов, например, швейцарского историка культуры Жана Старобинского авторство термина «цивилизация» принадлежит Виктору Мирабо и его труду «Друг человечества» (1757 г.).

Адам Фергюсон, который подразумевал под этим термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений. Периодизация истории человечества, предложенная Фергюсоном в 1767 году, – дикость – варварство – цивилизация, – продолжала пользоваться большой популярностью на протяжении почти всего XIX в.

В целом, можно сказать, что в XVIII в. понятие «цивилизация» применялось (в том числе, у французских просветителей) для обозначения общества, основанного на началах Разума, Справедливости, Закона.

Мы видим, что с конца XVIII в. термин «цивилизация» практически выступает как синоним культуры: цивилизация воплощает целостность всех культур, их единство, противостоящее варварству, выступает воплощением единства и идеалом прогресса человечества. Однако, в это же время, формируются и иные, менее широкие представления о цивилизации – она рассматривается как материальная культура, как сфера вещей и услуг, тогда как за собственно культурой закрепляется лишь духовное творчество. На рубеже XIX–XX вв. такое «разделение» этих понятий усиливается до противопоставления –
О. Шпенглер, М. Вебер, Н. Бердяев, Г. Маркузе, по сути, характеризуют цивилизацию как своего рода антигуманное вырождение культуры, связанное с господством техники, урбанизации, денег, материальных потребностей и упадком нравственности, духовности.

Однозначного определения термина «цивилизация» не существует. В унитарном смысле цивилизацию рассматривают как идеал прогрессивного развития человечества в целом.

Если цивилизацию трактуют как определенную историческую ста­дию развития, то выделяют аграрную, индустриальную, ин­формационную цивилизации.

В локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками, (например, античная, арабская, китайская, египетская цивилизация и др.). Последняя точка зрения разработана такими исследователями как Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

К середине XIX в. в философии истории и культуры обозначилась новая познавательная ситуация. Именно она и привела к формированию самостоятельной области знания – типологических исследований культуры. Возникновению этой ситуации способствовали открытия в археологии, этнографии, антропологии, языкознании и в других конкретных гуманитарных науках, которые совершались как в историческом времени (например, открытие Г. Шлиманом Трои), так и в недоступных раньше пространствах, где путешественники-ученые находили «затерянные миры».

 

Динамика культуры

Изменения, происходящие в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием «динамика». Состояние покоя, неизменности культуры – «статика». Свойство самообновления культуры, включая развитие, деградацию или десимантизацию (утрату смысла) отдельных ее черт или целых комплексов понимается как культурная изменчивость.

Культура не может существовать не обновляясь. Творчество, изменения являются одной из сторон развития общества. Новация –
(от лат. novatio – обновление, изменение) является способом обновления культуры.

Существует разнообразие методологий в изучении динамики. Можно выделить две самые значимые типологии культурной динамики: поступательно-линейная и циклическая.

Наиболее простая концепция культурного развития – традиционная теория линейного прогресса, т. е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, который понимается в духе эволюционизма как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов ее материальной и духовной деятельности. Такой позиции придерживались И. Г. Гердер, Ж. А. Кондорсе, затем, Г. Гегель, О. Конт, К. Маркс, Э. Тайлор.

В XVIII в., т. е. в период развития индустриального общества, отмечаются первые попытки научного объяснения динамики социума (например, у И. Гердера).

Именно философы второй половины XVIII века – Ж. Кондорсе (1743–1794), А. Тюрго (1724–1781), И. Г. Гердер большое внимание уделяли понятию «прогресс», основой прогресса которого считали совершенствование разума, получение знаний.

Особое внимание проблемам общественной изменчивости и развития уделяется в XIX в. в диалектической философии Г. Гегеля и в классических работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Теория культурного прогресса получает здесь дальнейшую разработку.

Основу марксистской концепции культурного прогресса составляет учение об общественно-экономических формациях. Культурный прогресс в ней понимается как закономерный, поступательный процесс смены формационных типов культуры.

Во второй половине XIX–XX вв. внимание культурологических исследований перемещается от статики к изучению проблем динамики, циклов развития, кризисов, их преодоления. Здесь следует упомянуть следующие имена, ставшие уже классическими:

Н. Кондратьев, А.Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер, Ф. Ницше, Ф. Бродель.

Именно в это время впервые после философов древнего мира появляется циклическая теория культурной динамики локальных цивилизаций.

Создатели этой теории скептически относились к возможности общей социальной и культурной эволюции и прогресса, рассматривали судьбу всякой цивилизации как автономный циклический процесс внутреннего роста и последующей деградации. Они не усматривали в культурах сообществ позднего времени каких-либо признаков их большей прогрессивности в сравнении с культурами сообществ древности, полагая, что новые культурные формы являются просто другими, но не более прогрессивными, чем прежние.

В целом, в качестве главного критерия культурного прогресса можно рассматривать меру развития сущностных сил человека: совершенствование средств духовного и практического освоения действительности, умений и навыков, обогащение знаний, углубление и отражения действительности в духовной культуре. Регрессом же считается тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. Содержание регресса: процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых функций. Регресс включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Регрессивность, в культуре включает стремление перенести в настоящее и бу­дущее культурные ценности прошлого и отказ от всех новых ценностей, если они отличаются от традиционных.

Изменчивость, таким образом, может иметь прогрессивную направленность, а может быть и деградирующей. Вследствие каких-либо кризисов происходит снижение функциональной эффективности тех или иных объектов и структур.

Кризис – переломный момент, тяжёлое переходное состояние. Культурный кризис деформирует сами способы деятельности и типы воспроизводства жизнедеятельности общества.

В результате снижения эффективности культурных объектов и структур наступает культурный застой – состояние длительной неизменности культуры. «Культурные изменения» предполагают любые трансформации в культуре, их не следует путать с понятием «культурная динамика» – всегда целостным, упорядоченным процессом, имеющим направленный характер.

К настоящему времени достаточно подробно описаны механизмы динамики культуры, действовавшие в определенные периоды истории или продолжающие действовать в ряде конкретных областей культурной практики, например:

– в современной хозяйственно-экономической культуре (Н. Кондратьев);

– во взаимодействии национальных культур;

– в области распространения и потребления материалов средств массовой информации;

– в художественной культуре.

Анализ влияния религиозных представлений протестантизма на развитие рыночных отношений М. Вебера – образец изучения механизмов ускорения культурной динамики под влиянием взаимодействия ценностно-символических факторов с хозяйственными.

Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре – это, прежде всего, традиция. Традиции – это элементы культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. д.), которые сохраняются и передаются от поколения к поколению в неизменном виде.

Единство традиции и обновления – универсальная характеристика любой культуры.

Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дает основание для классификации обществ на традиционные и современные.

В традиционных обществах традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в «первозданном» виде.

В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Это дает значительный эффект. Однако эта гонка ведет к тому, социум и культура подвергаются постоянному давлению, что порождает кризисные явления.

Во второй половине XX в. одним из наиболее интенсивно развивающихся подходов к исследованию динамики культуры становится социально–синергетическая парадигма. Основание синергетики связано с именами немецкого физика Г. Хакена и лауреата Нобелевской премии, бельгийского физика И. Р. Пригожина. Возникло новое видение мира культуры, представляющее состояние хаоса как переходное от одного уровня упорядоченности к другому. Один из центральных постулатов в теории – понятие сложных систем. Такие системы имеют место в различных сферах общественной жизни – в науке, в экономике, политике и т. п., а значит, и в культуре в целом. В синергетических моделях культура и общество предстают как неравновесные системы особого типа. Культура как антиэнтропийный механизм, развиваясь, увеличивает энтропию (т. е. разрушение сложившегося порядка) в других системах и приводит к периодическим антропогенным кризисам.

Для современного мира характерны интеграция экономи­ческой, политической, духовно-информационной сфер жизни подавляющего большинства стран мира, имеющие объектив­ный характер, или проявления роста культурных коммуника­ций с развитием форм человеческой жизнедеятельности. Все это с неизбежностью приводит к росту взаимовлияния куль­тур, формированию необходимых для этого культурных норм, ценностей, общих, если не для всех, то для большинства куль­тур. Эти процессы и выступают как культурная универсализа­ция.

На фоне формирования общепланитарной цивилизации, становления общечеловеческой культуры на основе представления о целостности мира происходит процесс модернизации. Культурная универсализация и глобализация как процесс всемирной экономической, политической, культурной и социальной интеграции и унификации.

Если экономическая модернизация предусматривает интенсификацию экономического воспроизводства, рост дифференциации труда, энергетического оборудования, превращения науки в производственную силу; политическая модернизация-эволюционирование политической системы; социальная модернизация – формирование открытого общества с динамичной социальной системой; культурная модернизация предполагает формирование высокодифференцированной и в то же время унифицированной культуры, базирующейся на комплексной парадигме прогресса, совершенствования, эффективности, счастья и природного выражения личных возможностей и чувств, а также на развитии индивидуализма.

Современная концепция «модернизации» была сформулирована в середине ХХ века во времена распада европейских колониальных империй и появления большого количества новых государств. Распространенные в 40-60-е годы теории однозначно признавали эталонными для модернизации других стран наиболее развитые – западные. Под модернизацией понимался процесс вытеснения традиции современностью.

Второй этап развития теории модернизации (конец 60-70-е гг.) – критика и переоценка идей первого – акцент делался на научно-технической революции, признавалось, что современные общества могут включать немало традиционных элементов, признается, что модернизация способна усиливать традицию (например, С. Хантингтоном).

С конца 80-х годов – на третьем этапе развития теории модернизации признают возможность национальных проектов модернизации на основе накопления и внедрения технологически и социально передового опыта их в сочетании с традициями незападных обществ (А. Турен, Ш. Эйзенштадт). Нарушение равновесия между современностью и традиционностью приводит к неудачам модернизации.

Суть преодоления традиций в том, что в некоторых ситуациях, социальными регуляторами выступают не традиционные социальные нормы, а нормы, вызванные индивидуальным выбором. Такие ситуации при модернизации из сфер производства перемещаются в повседневную жизнь, благодаря повышению образованности и информированности.

Современные процессы в социумах развитых стран часто обозначаются как постмодернизация – формирование нового типа общества, называемого постиндустриальным, информационным, технотронным, постмодерным.

 

Тестовые задания

1. Антропологическое понятие культуры:

1) целостный комплекс, включающий знания, верования, законы, мораль, и др. способности и привычки, обретенные человеком как членом общества;

2) уровень достижений спорта, физической культуры, степени физического развития человека;

3) духовная жизнь общества, степень усвоения принятых в обществе норм поведения.

2. Аксиологическое понятие культуры:

1) духовная жизнь общества, степень усвоения принятых в обществе норм поведения;

2) универсальное отношение человека к миру, через которое человек изменяет мир и себя;

3) уровень достижений спорта, физической культуры, степени физического развития человека.

 

3. Согласно аксиологическому подходу, культура – это мир:

1) человека;

2) разума;

3) ценностей.

 

4. В семиотической концепции культура:

1) внебиологический знаковый механизм передачи опыта;

2) трансляция социальной наследственности из поколения в поколение;

3) следствие развития игровой деятельности.

 

5. Установить соответствие:

 

Функция культуры Определение
1) информационная   а) объединение народа, социальной группы, государства на основе единых взглядов, убеждений, ценностей
2) интегративная   б) накопление, хранение и систематизация информации, обеспечивающие процесс культурной преемственности и исторический прогресс
3) коммуникативная в) расширение знаний об окружающем мире и передача их в символической форме из поколения в поколение
4) гносеологическая  

 

6. Гносеологическая функция культуры:

1) это передача социального опыта;

2) это регулирования;

3) это познавательная.

 

7. Автор концепции культуры как продукции «человека играющего»:

1) О. Шпенглер;

2) Й. Хейзинга;

3) З. Фрейд.

8. Основное значение адаптивной функции в том, что:

1) передается социальная наследственность из поколения в поколение;

2) в культуре создаются, накапливаются и хранятся культурные ценности;

3) регулируются различные стороны общественной и личной деятельности людей.

 

9. Термин «культура» первоначально означал:

1) «религиозная деятельность»;

2) «возделывание», «обрабатывание»;

3) «образец».

 

10. Интериоризация… – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.

 

Морфология культуры

 

Морфология культуры – раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее «строение» как целостность.

Морфологический «срез» культуры может быть представлен четырьмя элементами: духовная культура; материальная культура; социальная культура; физическая культура.

 

Духовная культура

Духовная культура – одна из частей целостной человеческой куль­туры.

1. В узком смысле термин «духовная культура» ин­терпретируется как часть культуры, связанная с религиозной жизнью лю­дей, воплощающая религиозные цен­ности, идеалы, знания и обеспечиваю­щие связь человека с Богом в процессе культовой деятельности.

2. В широком смысле – сово­купный духовный опыт человечества; интеллектуальная и духовная дея­тельность и ее результаты, обеспечи­вающие развитие человека как лич­ности, действующей на основе своей воли и инициативы. Духовная культура существует в разнообразных формах. Это обычаи, нормы, образцы поведения, сложив­шиеся в конкретно-исторических со­циальных условиях; нравственные, религиозные, эстетические, социаль­ные, политические, идеологические ценности и идеалы, различные идеи, научные знания и т. д. В развитой культуре эти компоненты духовной культуры превра­щаются в относительно самостоятель­ные сферы жизнедеятельности и об­ретают статус самостоятельных соци­альных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, идео­логии, философии, науки.

Если исходить из того, что деятельность имеет сложную структуру и включает в себя следующие виды, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная, то в духовной культуре можно выделить четыре сферы.

Вместе с человеком появилось разделение на материальное и духовное. Духовный фактор сразу стал мощным. Возникли недифференцированные (целостные) положительная и отрицательная оценки. Нечто могло быть «хорошим», «добрым», «красивым» только если покровительствовало человеку, а «плохим», «злым», «уродливым» если исходило от враждебных сил.

Ценностно-ориентационная сфера духовной культуры

Строение первой сферы духовной культуры, связанной ценностно-ориентационной деятельностью своеобразно. В целом оно определяется различием предметов, на которые обращена данная деятельность. Знание-оценка выступает связующим звеном с названным выше структурным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром, они неотделимы от оценочной деятельности. Диалектический характер отражения состоит в том, что оно выступает и как познание мира, и как выражение значимости последнего для целей общественной практики. Осмысленный характер познания, понимания мира предполагает не просто знание о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценности его знаний, творений, ценностей самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека – это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями.

Эта сфера в свою очередь может быть представлена тремя подсистемами.

1. Первая, наиболее социально значимая, представлена так называемой моральной культурой, которая дает нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности, друг к другу. Моральную культуру можно определить и как достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, ориентации отношения к человеку как цели и самоценности. Эта культура не тождественна рациональной стороне сознания, включает и моральные чувства – убеждения как сплав знания, оценки, веры в общечеловеческую значимость принятых человеком духовных моральных требований и рекомендаций. Моральная культура личности обнаруживается как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, достоинстве человека и конкретизирующим понятия нормам; соответствие средства мотиву, предвидение ценности результата, ответственность за последствия т. п.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1290; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.103 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь