Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Организация досугового общения на современном этапе



В технологическом отношении общение в условиях досуга представляет собой многоликое явление. Легче всего разобраться в многообразных его формах, следуя от простого к сложному. И начать лучше всего с общения людей, о которых принято говорить, что они собираются вместе просто так, без какой-либо четко выраженной предметно-деятельностной цели. Наиболее простой формой этого общения является самый обыкновенный и хорошо знакомый всем разговор. Здесь в качестве объединяющего занятия выступает эле­ментарная беседа: собравшиеся обсуждают какие-то взаимоинтерес­ные события, делятся новостями, вспоминают прошлое, говорят о планах на будущее и т.д.

Сегодня на этапе динамичного реформировании общества люди так или иначе соприкасаются с весьма обильной информацией, а вот «переварить» ее далеко не всегда успевают и могут. Окружа­ющая нас жизнь настолько насыщена событиями, что надо думать в первую очередь о том, чтобы помочь человеку поразмышлять, оце­нить, взвесить увиденное и услышанное, обменяться мнениями и суждениями по этому поводу.

Большое влияние на характер свободного общения оказывает широкое развитие средств массовой информации. Оно заключается не только в обогащении и содержании досуговых контактов, но и в появлении целого ряда не практиковавшихся ранее форм межлично­стного воздействия.

В современных условиях функционирование свободного обще­ния тесно связано с развитием развлекательно-игровых занятий. В этом виде досуговой деятельности коммуникативный элемент на­столько силен и значителен, что само по себе развлечение становит­ся зачастую не более чем поводом для удовлетворения потребности в общении. Наличие такого положения реально осознается самими людьми и четко зафиксировано в целом ряде исследований.

Наряду с общими чертами развлекательно-игровая коммуни­кация обладает целым рядом специфических и даже уникальных качеств. Прежде всего ей свойствен особый демократизм, неофици­альность, легкость установления межличностных связей. Человек, включившись в игру, сравнительно быстро обретает столь необходимые для полноценного общения раскованность, свободу, непосред­ственность.

Игровые контакты являются отличным средством, снимаю­щим или нейтрализующим застенчивость, замкнутость, излишнюю официальность, чопорность и другие качества, довольно часто меша­ющие завязыванию новых знакомств и закреплению дружеских от­ношений.

Как специфический вид общения игровые контакты обладают значительными информационно-воспитательными возможностями. В процесс очень многих игр легко и органично вплетается бытовая разговорная беседа. Несмотря на ее кажущуюся мимолетность и некоторую легковесность, она всегда позволяет обменяться основны­ми новостями и обсудить наиболее значительные события.

Нельзя забывать, что игровая компания, особенно в устойчи­вом, постоянном составе - это своего рода микроколлектив людей, объединенных общей целью и деятельностью. И каждый по своему опыту знает, сколь влиятельными и авторитетными могут стать вырабатываемые здесь мнения, суждения, вкусы.

Особенно интересен коммуникативный аспект такой формы развлекательных занятий, как танцы. По данным, полученным соци­ологами, лишь 15% приходящих на танцевальные вечера нужны имен­но танцы в собственном смысле. Основным же мотивом посещения танцев является возможность общения со сверстниками. Танцы очень удобны и для встреч с друзьями, и для завязывания новых знакомств. Царящая здесь атмосфера и правила этикета обуславливают особую простоту и легкость вступления в беседу. Танцевальные вечера расши­ряют сферу повседневного общения молодого человека, представляют столь важный на ранних этапах знакомства повод для повторных встреч, способствуют зарождению и углублению контактов.

Потребность в общении, включая и досуговое общение, доста­точно ярко выражена буквально у всех возрастных категорий насе­ления. Однако нет никакого сомнения в том, что наиболее «комму­никабельной» является все-таки молодежь. Это объясняется целым рядом причин.

Главная из них - само социальное положение молодежи и те специфические вопросы, которые ей приходится решать. Юность это пора активного самопознания и самоутверждения, а сделать это можно только в общении и через общение.

Молодежь находится в постоянном ожидании встреч. На ран­нем этапе это связано с поисками приятелей, товарищей и друзей. Несколько позже очень важными становятся матримониальные мотивы - молодые люди стремятся к созданию собственной семьи. Вполне понятно, что и то, и другое также невозможно вне рамок межличностного общения. Вот почему следовало бы более внима­тельно отнестись к организации этой части досуга не только с педа­гогических, но и с социальных позиций. Как сделать, чтобы возника­ющее здесь общение было оптимальным по своему содержанию, структуре, степени близости. Как помочь людям обрести новых друзей, сменить круг общения, если в этом есть необходимость. Как сделать, чтобы возможность выбора стала богаче и т.д. Все это от­нюдь не праздные вопросы, а насущные проблемы конструирования человеческого счастья.

Молодежное общение во многом специфично по своему содер­жанию и структуре. Нетрудно заметить, что в нем особенно ярко проявляются самоцельность и самоценность личностных коммуни­каций. Довольно часто молодым людям вполне достаточно встречи в собственном смысле слова, независимо от ее конкретного деятель­ного содержания. Удовольствие доставляет даже элементарное «ни­чегонеделание». Общение молодежи отличается ярко выраженной «разговорностью». И источник ее вполне понятен - в этом возрасте так важно осмыслить, обсудить, выверить на других одолевающие и волнующие проблемы.

«Общение лицом к лицу» в небольшой группе людей или ком­пании, как считают исследователи молодежных проблем, если оно носит сравнительно устойчивый характер, основанный на общности интересов, открывает гораздо большие возможности для внутренней раскованности и эмоциональной глубины контакта, для более полно­го самовыражения, внимания друг к другу и взаимопонимания, чем любое другое общение, несущее на себе печать интенсификации и массовости, а следовательно, фрагментарности и спешки. Вероятно, именно этим можно объяснить наблюдающееся среди молодых лю­дей тяготение к микрообщению (триады, диады).

Вместе с тем нельзя забывать, что сама по себе молодежная по­требность в общении еще не означает, что реализация ее будет обязательно развиваться в продуктивном русле. Молодой возраст - это возраст активных нравственных исканий, в процессе которых чело­век определяет свою позицию по отношению к другим людям. На этом пути всегда возникает много тревог, сомнений, разочарований. Стихийное уличное общение, несмотря на целый ряд привлекатель­ных его сторон в культурном отношении, нередко оказывается ущербным. С улицы дуют не только добрые, но и злые ветры.

Среди форм общения, ориентированных прежде всего на моло­дежную аудиторию, особую популярность завоевали клубные вече­ра и встречи в постоянно действующих клубных кафе. Эта работа настолько прочно вошла в практику, что многие новые проекты со­циокультурных сооружений предусматривают для такого досуга как соответствующие помещения, так и необходимое оборудование.

По сравнению с другими формами контактов свободное обще­ние в клубном кафе имеет много своеобразного. Обстановка, стиль, обычаи и правила поведения, психологический настрой располагают к неспешному разговору, обмену новостями, спокойному отдыху. Удачное сочетание интимности и некоторой праздничной припод­нятости вызывает у людей самочувствие подобное тому, какое они испытывают в гостях у добрых и близких знакомых.

Основным элементом свободного общения в клубном кафе яв­ляются дружеские контакты с соседями по столику. Даже в том слу­чае, когда тут собираются незнакомые или малознакомые люди, они, как правило, быстро сходятся и легко вступают в разговор на самые различные темы.

В содержательном отношении досуговые занятия отдыхаю­щих в кафе впитали все лучшее, что выработано практикой рекре­ационной деятельности. Посетители такого кафе имеют возмож­ность поиграть в настольные игры, посмотреть небольшие концерт­ные программы, послушать музыку, потанцевать и т.д.

Большую популярность в клубных кафе завоевали встречи с интересными людьми. Следует сразу подчеркнуть, что в данном случае речь идет о встречах, существенно отличающихся от про­грамм с тем же названием, проводимых в больших клубных залах. Сама аудитория кафе, представляющая сравнительно небольшую группу людей, позволяет добиться полной интимности, непринуж­денности, домашности. Разумеется, и здесь могут быть выступления с эстрады. Однако большую часть времени гости проводят вместе и наравне со всеми: сидят за столиками, беседуют с соседями, слу­шают других выступающих. Эти, казалось бы, незначительные об­стоятельства придают общению особую прелесть. Возникает воз­можность индивидуального контакта с интересным человеком; воз­можность лично с ним побеседовать, задать ему какие-то особые вопросы и т.д.

Свободное общение в клубных кафе хорошо дополняют умело подобранные экранные и другие демонстрации. Особенно часто они практикуются в тех случаях, когда в программу вечера включены встречи с членами художественно-творческих групп и любительских объединений, которым всегда есть, что показать и рассказать.

Нельзя не отметить, что в условиях бурного развития рыноч­ной экономики практика организации клубных кафе столкнулась с очень серьезными трудностями. Весьма сложной стала проблема сделать их рентабельными и вместе с тем доступными для рядового посетителя. Здесь нелегко давать какие-то практические советы - в каждом конкретном случае вопросы решаются по-разному. Хочет­ся верить, что эта идея все-таки не умрет, как не умерла она в не менее трудные времена (вспомним историю, когда ассортимент клубных кафе и буфетов состоял в основном из «желудевого кофе» и «овсяных лепешек»).

Просветительно-воспитательные возможности встреч как формы общения значительно повышаются, когда организаторы объе­диняют отдельные встречи в рамках постоянно действующего клу­ба интересных встреч. Сразу же оговоримся, что слово «клуб» ис­пользуется в данном случае весьма условно. Клубы интересных встреч в строгом смысле слова не являются ни любительскими объе­динениями, ни какими-либо другими самодеятельными формирова­ниями. Они гораздо больше похожи на цикловые программы, хотя существенно отличаются от последних содержанием работы и спо­собом воздействия на аудиторию.

По сравнению со встречами в собственном смысле слова встре­чи, проходящие в рамках клуба, обретают ряд дополнительных ка­честв. Аудитория их более стабильна, встречи организуются по пла­ну и имеют определенную логическую взаимосвязь. Четкая специа­лизация на работе определенного типа позволяет поставить ее на более прочную организационно-методическую основу: используют­ся абонементы, вводится единый традиционный день сбора и т.д. Постоянно посещающие клуб имеют возможность решающим обра­зом влиять на тематику, содержание и форму встреч, от них исходит инициатива и во многих других вопросах.

Клубные встречи, в какой бы конкретной модификации они не осуществлялись, обладают большим педагогическим потенциалом. Они в наибольшей мере соответствуют сущностной природе наших социокультурных центров как организаторов воспитывающего об­щения. Тщательно подбирая людей, приглашаемых на клубные встречи, мы используем могучую педагогическую силу живого при­мера. Это особое, глубоко специфичное направление формирования личности. Патриотизм, преданность Родине, боевая отвага, трудо­вая доблесть, творческое отношение к делу предстают здесь в пре­дельно конкретном выражении: они воплощены в чертах реального человека. Встреча с таким человеком способна вызвать самые глубо­кие переживания. Люди получают поистине уникальные сведения: зачастую их не услышишь и не узнаешь из других источников. Как правило, глубоко впечатляет и сама по себе индивидуально-личнос­тная форма рассказа - мы лицом к лицу сталкиваемся с действитель­ным участником или очевидцем события, получаем сообщения из первых рук. Все это делает воспитательное воздействие особенно авторитетным, убедительным. Многие встречи надолго западают в душу, производят неизгладимые впечатления.

Вместе с тем сама по себе встреча с интересным человеком со­ставляет лишь одну сторону социокультурного процесса. Верти­кальное общение в данном случае не является самоцелью. Оно стиму­лирует и активизирует культурное общение, развивающееся по го­ризонтали, - общение постоянных посетителей клуба интересных встреч друг с другом. Все, что производит на людей сильное впечат­ление, обязательно становится предметом горячих споров и обсужде­ний. В этом смысле любая удачно организованная встреча способ­ствует обогащению содержания повседневных личных контактов. Совместное осмысление и анализ разнообразных нравственных и иных коллизий, а именно они чаще всего составляют основу и сюжет рассказов и выступлений, без сомнений, являются одним из важных путей реализации мощного культурогенного потенциала досугового общения.

В нашей стране появилось много разнообразных форм органи­зации свободного общения, рассчитанных на строго определенный контингент отдыхающих. К ним прежде всего следует отнести вече­ра-встречи для тех, «кому за тридцать». Эти вечера существенно от­личаются от других программ, в том числе и от наиболее близких им по ряду формальных признаков традиционных вечеров отдыха. Появление в методическом арсенале специальных форм общения людей среднего возраста связано с некоторыми особенностями их коммуникативных и рекреационных потребностей. Существует большое число мужчин и женщин, которые по тем или иным причи­нам не имеют собственной семьи: одни всю жизнь оставались одино­кими, у других дети выросли и стали самостоятельными и т.д. Чаще всего эти люди активно трудятся и, следовательно, имеют достаточ­но развитую сферу производственно-профессиональных контактов. Тем не менее общая структура общения у них в чем-то ущербна и устранить эту ущербность только собственными силами не все мо­гут, да это и не так легко, как кажется.

Используемые здесь технологии имеют довольно существен­ные отличия от методик, которые ориентированы на организацию общения молодежи. Прежде всего в этих условиях резко возрастает удельный вес чисто коммуникативных элементов. Если в молодеж­ной аудитории общение развертывается прежде всего на базе много­образных развлечений, то в программах «Для тех, кому за трид­цать» развлекательные занятия хотя и остаются, но явно уходят на второй план. В данной ситуации можно с полным правом говорить об общении как о вполне самостоятельном и самоценном виде дея­тельности, об общении ради общения.

Нельзя не отметить, что, оказываясь в среде сверстников, близ­ких к нему по своей ориентации, человек чувствует себя более уве­ренно: пропадает неизбежная в иных ситуациях стеснительность, легче определяется предмет разговора, быстрее выявляются какие-то общие пристрастия и увлечения. У людей в данном случае появляется больше возможностей непосредственно включиться в предлагаемые занятия: подобрана соответствующая художественная программа, с учетом специфики возраста строятся развлечения и т.д.

К сожалению, у нас очень часто с совершенно не понятной стыдливостью игнорируются вполне естественные для одиноких лю­дей среднего возраста матримониальные мотивы. Между тем учет этих мотивов при организации общения был бы очень и очень поле­зен. В социальной практике есть немало отработанных способов и приемов, способствующих органичному завязыванию новых зна­комств и расширению структуры общения.

Определенные особенности имеет методика организации куль­турного общения семейных людей. Членам зрелой семьи, особенно при наличии детей, трудно пожаловаться на дефицит общения. Од­нако структура общения и здесь не является идеальной. С создани­ем семьи резко увеличивается продолжительность домашнего труда и происходит повышение удельного веса индивидуальных форм потребления культуры. Особую роль в данном случае начинает иг­рать телевидение, которому, как показывают опросы, отдается более половины времени, связанного с бытовым участием в культуре. Сле­довательно, домашнюю направленность приобретает и общение. Главной его формой становится прием гостей и хождение в гости. По данным социологов, s молодоженов, по крайне мере, раз в неделю бывают в гостях или принимают гостей у себя. В зрелых семьях эти затраты свободного времени несколько снижаются, но остаются до­статочно высокими.

Совершенствование досуга семейных людей - этой самой мно­гочисленной группы взрослого населения - предполагает выведение общения из узкосемейных рамок. И вот здесь мы сталкиваемся с рядом серьезных препятствий. Объективно тяга к внесемейному общению у людей есть. Однако реализовать ее нелегко - не хватает свободного времени, не с кем оставить детей - вот причины, которые чаще всего называют матери и отцы семейств, когда их спрашивают, «почему они редко выбираются из дома».

Нет никаких сомнений, что социально-культурные центры должны идти по линии внедрения специализированных форм рабо­ты. Наиболее освоенными из них являются так называемые семейные дни и вечера, когда организуются детские комнаты с игротекой, чае­питием и всем прочим, что необходимо самым юным посетителям, пока их родители отдыхают по своей собственной программе.

На современном этапе одной из важнейших задач работы по организации общения семейных людей является формирование при­вычки к культурно обогащающему досугу. Ведь именно этих ка­честв так недостает и гостевому застолью, и межсоседским контак­там, и так называемым околодомашним формам общения (домино, карты, другие игры во дворе). Серьезного совершенствования требу­ет как содержание, так и структура досугового общения. Проблема расширения знакомств для семейных людей менее злободневна, чем для молодежи, однако сбрасывать ее со счетов не следует. Являясь организатором культурного общения, центр может сделать много полезного в деле образования новых досугово-бытовых взаимосвязей.

На определенном этапе своего развития свободное общение, не меняя качественной сути, приобретает ряд дополнительных харак­теристик. Контакты становятся более регулярными. Намечается оп­ределенная периодичность встреч. Состав тех, кто вовлечен в сферу свободного общения, претерпевает определенную дифференциацию, в результате которой образуются так называемые группы по инте-ресам.Соответственно, иначе строится и организация общения. Менеджеры досуга получают возможность более действенно влиять на содержание свободных контактов. Теперь уже дело не ограничи­вается созданием элементарных условий для общения в комнатах отдыха, гостиных или кафе. Каждую очередную встречу приходит­ся тщательно готовить и проводить по всем правилам социокультур­ных технологий. Свободное общение на этом этапе делает первый шаг по направлению к обособлению и определенной стабильной общ­ности. Но пока еще оно остается именно свободным, со всеми прису­щими ему качествами.

Обособляясь и достигая определенной зрелости, группы обще­ния могут стать ядром для полустабильных аудиторий цикловых программ, а затем и для стабильных самодеятельных объединений. Вместе с тем первое здесь не заменяет второе и сам процесс перера­стания не должен форсироваться искусственно. Этим совершенно различным уровням досуговой деятельности и общения целесообраз­нее всего функционировать параллельно, взаимоподкрепляя, питая друг друга. Только тогда они станут в полной мере отвечать самым различным устремлениям, желаниям, потребностям посетителей и будут учитывать реальную подготовленность людей к определен­ным видам культурного взаимодействия.

Особого внимания здесь заслуживают снова возродившиеся у нас салоны. Эти собрания людей, объединенных общими интересами, отличаются рядом характерных признаков. Прежде всего они пред­ставляют общности, не имеющие четкой внутренней организации. Своеобразна и возникающая в этих общностях деятельность. Она в значительной мере основана на спонтанной активности аудитории, в ней нет сколько-нибудь определенного деления на выступающих и слушателей, а развертывающиеся контакты отличаются практичес­ки полным отсутствием формализации.

В соответствии с реальным многообразием любительских ин­тересов общение в салонах может иметь самое различное содержание. Однако чаще всего оно ограничивается рамками искусства. На прак­тике это выражается в возникновении литературных, музыкальных, театральных салонов, салонов, в которых собираются люди, интере­сующиеся этими видами художественной культуры.

Со временем содержание этой перспективной формы свобод­ного общения будет, видимо, обогащаться. Уже сегодня имеются примеры того, как плодотворно могут функционировать салоны болельщиков, коллекционеров, тех, кто увлекается рыбалкой, охо­той, садоводством и т.д., причем именно салоны, а не любительские объединения.

На современном этапе в системе организации повседневного общения самым затейливым образом переплелись победы и неудачи, достижения и просчеты, плюсы и минусы. В целом расширение глас­ности, утверждение социально-политических свобод и развитие де­мократических основ общественной жизни способствовали заметно­му оживлению коммуникативных процессов. Со снятием цензуры прочно утвердилась свобода печати. Газеты, журналы, радио и теле­видение стали, по сравнению с прежними временами, намного инте­реснее. В них появилась масса новых тем, проблем и сюжетов.

Все это самым положительным образом повлияло на содер­жание и структуру повседневного общения. Люди перестали боять­ся и обыденные разговоры сразу же приобрели большую откровен­ность, открытость, смелость. Не будет преувеличением сказать, что в этом отношении мы ничуть не отстаем от других демократичес­ких стран.

Развитие рынка и новых общественных отношений, без сомне­ния, обострило у людей интерес к проблемам повышения своей ком­муникативной квалификации. По этой тематике появилось много книг. Вопросы общения активно обсуждаются на страницах перио­дической печати. Соответствующие учебные курсы все более и более утверждаются в школах, колледжах и вузах. Завидной популярно­стью пользуются центры, студии и другие объединения, в которых желающие могут получить знания по психологии личностных ком­муникаций и освоить необходимые умения и навыки.

Вместе с тем рыночная реформа серьезно ударила по утвер­дившейся в прежние времена системе организации досугового обще­ния. Очень большие трудности переживает в настоящее время наша клубная сеть. Начнем с того, что она заметно сократилась. Многие дома и дворцы культуры живут сегодня за счет сдачи своих помеще­ний в аренду. Неизмеримо увеличился удельный вес платных услуг, ставших для большинства людей «не по карману». В совершенно жалком состоянии оказалась система массового кинопроката и кино­обслуживания. О доступности для рядового зрителя театров вообще говорить не приходится. Финансовый кризис закрыл для многих двери кафе и ресторанов.

Очень печально об этом говорить, но организацию свободного времени мы находимся сегодня зачастую в худшем состоянии, чем прежде. Причем дело здесь далеко не всегда сводится к ограничен­ным материально-техническим ресурсам. Гораздо чаще просто не хватает внимания, заботы, инициативы.

Анализируя современное состояние досуговых контактов, мы можем с полным основанием говорить о повышении у людей общи­тельности и стремления к общению. Однако жизнь противоречива. Наряду с усиленной интеграцией мы замечаем и процессы иного свойства. Возьмем тот же самый рост городского населения. На пер­вый взгляд, казалось бы, все это должно не затруднять, а наоборот, облегчать взаимодействие человека с человеком. Между тем дело обстоит гораздо сложнее.

Современный дом, квартал, микрорайон. Как связаны между собой живущие здесь люди? Есть ли у них возможность встречать­ся и место, где это можно сделать? И что нужно предпринять орга­низаторам досуга?

На протяжении нескольких последних десятилетий эти вопро­сы буквально не сходили со страниц нашей периодической печати. Выдвигались разнообразные предложения и рекомендации. Такое же оживленное обсуждение велось на многочисленных конференциях, со­вещаниях, симпозиумах. И все-таки в практическом отношении уда­лось добиться весьма немного.

Сегодня, пережив серьезный кризис, обретает новые силы жи­лищное строительство. Успешно расселяются «коммуналки». Это очень радостное явление. Но оно имеет и одну существенную горчин­ку. Очень часто с переездом рвутся старые, годами безотказно дей­ствовавшие связи, а новые завязываются не всегда или не так, как бы хотелось.

Массу проблем несет с собой все более усиливающаяся мигра­ция населения. Человек, впервые попавший в город, сталкивается здесь с иными законами и масштабами общения. В городских усло­виях происходит ослабление родственных и соседских связей. Скла­дывается совершенно иная система контроля над поведением.

С расширением урбанизации усиливается анонимный харак­тер общения. Люди могут прожить несколько лет в одном доме и не знать друг друга. Опрос жителей в одном из микрорайонов совре­менной Москвы показал, что примерно половина из них не имеет ни­каких контактов со своими непосредственными соседями. В то же время s проанкетированных хотели бы изменить столь ненормальное положение. Они горячо одобряют идею соседских взаимосвязей и товарищеской взаимопомощи.

Парадоксальность положения заключается в том, что, с одной стороны, мы видим несомненное увеличение тяги к общению, а с другой - наблюдается явная диспропорция в соотношении между индивидуальными и совместными формами использования свобод­ного времени.

Сущностной особенностью общения людей является то, что оно требует определенного постоянства, регулярности, систематичнос­ти. И если ради концерта, спектакля человек способен преодолеть какое-то расстояние, повседневные встречи предполагают, чтобы место их проведения находилось, как говорят, «под боком».

Предложения и высказывания людей на страницах печати по­казывают, что на современном этапе наиболее удобны и, самое глав­ное, реальны культурные контакты по месту жительства. Однако сразу же возникает вопрос: а где же это должно происходить? Ведь только наличной сетью досуговых центров здесь не обойдешься - их пока просто-напросто не хватает.

В процессе дискуссионного обсуждения проблемы культурного общения было высказано много разнообразных предложений. Вот не­которые из них, взятые нами со страниц периодической печати.

Предложение первое. «Как бы было хорошо, если бы были та­кие места типа дискотек. Это очень интересная форма досуга молодых. И тут же рядом - комната для детей с воспитателем. Такие небольшие дискотеки или комнаты отдыха можно организовать буквально в каждом микрорайоне. Ведь есть же при ЖЭКах клубы для детей. Так почему бы вечерами эти же помещения не отдавать взрослым? Намного интереснее стала бы жизнь семьи. И было бы у нас больше друзей».

Предложение второе. «Я мечтаю о том, чтобы по вечерам школа превращалась в клуб (сейчас занятия проходят, как правило, в одну смену). Здесь можно было бы принять участие в спортивных соревнованиях - к нашим услугам спортзал - и потанцевать в акто­вом зале, и обсудить новинки литературных журналов... А музы­кальные школы? Где, как не там бы могли собираться любители музыки. А добровольные общества? Они очень оживили бы свою работу, если бы создали при своих организациях подобие клубов».

Предложение третье - находить помещение и открывать ми­ниатюрные, но удобные для посещения жителями микрорайона, ули­цы или квартала клубы, которые как раз и стали бы центрами досугового общения по месту жительства. Дворцы и дома культуры, считают сторонники этой точки зрения, предназначены для прове­дения торжеств, зрелищ и других массовых мероприятий. Наряду с такими большими культурными центрами нужна сеть малых клу­бов, где собирались бы люди, объединенные общими интересами, возрастом, соседством и т.д.

Четвертое предложение касается создания более благоприят­ных условий для так называемого околодомашнего общения. Этот вид общения особенно популярен у всех возрастных категорий насе­ления в летний период года. Речь идет о том, чтобы каждый город­ской дом или квартал имели зеленые уголки отдыха со скамейками, игровыми столиками, детскими и игровыми площадками, простей­шими аттракционами. Короче говоря, возле дома должно найтись место занятий всем - от малышей до ветеранов.

Эффективная организация общения сегодня возможна лишь в том случае, если удается наладить деятельность досуговых центров на трех взаимосвязанных уровнях: первичном, среднем и высшем. Несмотря на то, что реально такая система в какой-то мере суще­ствует, четкости в ее построении до сих пор нет. Родившись как об­щественное начинание, она складывалась в различных местах по-разному и до сих пор не имеет ни юридического статуса, ни единого руководства, ни четкого материально-технического обеспечения. И тем не менее накопленный опыт служит хорошей порукой тому, что мы находимся на единственно верном пути решения задачи, над которой бьемся уже много лет.

Как уже говорилось, повседневное общение легче всего разви­вается там, где досуговый центр находится рядом. В этом смысле первичные ячейки, несмотря на свои скромные материально-техни­ческие возможности, вполне способны конкурировать даже с самы­ми могучими дворцами культуры. В конечном счете для обычного общения не так уж много и надо. Обитая на «завалинке», дворовом пятачке, лавочке, просто на улице, оно давно закалилось и не претен­дует на особый уют - было бы, где собраться. Конечно, крыша над головой здесь все-таки нужна, ну а все остальное приложится.

Современный человек, не выходя из своей квартиры, может получить очень многое из того, зачем совсем недавно ему надо было идти в клуб, библиотеку, кинотеатр, концертный зал. Пожалуй, толь­ко одно не в состоянии заменить даже самые современные телевизо­ры, видеомагнитофоны, компьютеры - непосредственное живое об­щение. Как показывают наблюдения и специальные исследования, тяга к нему не только не спадает, а даже увеличивается.

На страницах наших газет и журналов практически никогда не умолкает разговор о соседях, соседстве, общении, досуге, отдыхе по месту жительства. Выступающие с огорчением и тревогой гово­рят, что многоэтажный дом делает человека замкнутее. Расселив­шись по отдельным квартирам, люди как бы отгораживаются друг от друга. Даже члены вполне благополучных семей жалуются на то, что сидеть все время только в собственной квартире скучно. Хочет­ся встретиться с другими семьями, соседями. А где? Конечно, мож­но у себя дома. И здесь, наряду с традиционным хождением в гости, уже родились новые формы, о которых пойдет речь. Но, видимо, этого недостаточно - встает вопрос о более масштабном решении проблемы общения по месту жительства. Здесь нужна продуманная, научно обоснованная организация микросреды, в которой интенсив­но формировались бы добрососедские отношения и возникали новые человеческие взаимосвязи.

В современных условиях следует шире распространять опыт оборудования под холлы цокольных этажей многоэтажных домов. Интересной является новая серия зданий, чердаки которых перекрываются специальными оболочками, в результате чего образуются широкие просторные помещения, вполне пригодные под комнаты для кружковой работы и детские клубы.

В летнее время отличным местом общения и отдыха может стать двор. Но, разумеется, при условии, если он соответствующим образом оборудован. Речь идет о дворовых уголках отдыха, обуст­раиваются которые с минимальной затратой материальных средств.

В контексте нашего разговора нельзя обойти вниманием и проблему организации культурного досуга сельских жителей, особен­но там, где нет стационарных учреждений культуры. В маленьких селах и деревнях давно уже назрела острая необходимость в неболь­ших культурных центрах, которые могли бы стать общедоступным местом досугового общения на каждый день. Совместный просмотр телепередач, видеофильмов, житейские разговоры, беседа, обсужде­ние новостей - вот наиболее характерные из возможных здесь форм культурно-досуговой деятельности. На первый взгляд, эти формы весьма незамысловаты. Однако на поверку оказалось, что маленькие клубы при правильной организации их работы таят в себе очень большие социокультурные возможности. Даже в социальном плане при такой постановке дела в жизни людей появляется что-то новое. Традиционно-соседские отношения видоизменяются и укрепляются за счет общедоступного для всех совместного досуга, сплачивающе­го людей в более прочную, чем прежде, соседскую общность.

Мы не случайно так много говорим об околодомашних формах общения. Именно они представляют собой пока наиболее слабое зве­но в общей системе организации культурного досуга, звено, на кото­рое до сих пор не обращалось должного внимания.

Новые возможности в организации досугового общения по месту жительства появились сегодня в связи с развитием жилищных кондоминиумов. Здесь общественность получила не только большие права в деле использования нежилых помещений внутри домов и комплексов, но и стала непосредственным распорядителем опреде­ленных хозрасчетных средств, часть из которых предназначается на культурно-досуговую деятельность. Существенно расширились и соответствующие полномочия жилищных кооперативов. Все это вселяет определенную надежду на то, что проблемы, связанные с организацией детских комнат отдыха, подростковых клубов, зон отдыха во дворах, домовых клубов для взрослых, небольших спорт-

залов, подвальных и чердачных мастерских, будут так или иначе решаться.

На этапе интенсивного развития рыночных отношений суще­ственные изменения произошли в сфере общественного питания. К сожалению, они выразились не только в определенных достижениях, но и печальных утратах. Главная из них заключается в том, что мно­гочисленные рестораны и кафе новой волны оказались для преиму­щественной части населения абсолютно недоступными в качестве центров культурного досуга.

Создать в наших городах общедоступную среду для открыто­го, свободного общения - нужное и благородное дело. Вполне понят­но, что сегодня оно натыкается на серьезные материально-техничес­кие трудности. Тяжело рассчитывать на новое большое строитель­ство и капитальные перестройки. Но выход во многих городах все-таки находят.

Массу интереснейших идей дали проведенные в последнее вре­мя конкурсы «Культурно-оздоровительные центры нового типа». Среди них дворовые зоны отдыха с использованием типовых быто­вок, культурно-досуговое пространство в секционных жилых домах на основе общей продольной лестницы, миниатюрные сооружения во дворах с использованием легких элементов, отсеки для малых клубов в цокольных этажах и чердачных помещениях и т.д. Заслуживают внимания инновационные предложения по внедрению программ длительной тематической рекреации в городских парках культуры и отдыха.

Несколько лет назад родилась интересная инициатива по со­зданию благоприятных условий для городского общения улично-площадного типа. Все началось с оборудования пешеходной зоны на московском Арбате. Теперь с уверенностью можно сказать, что эк­сперимент себя полностью оправдал. Появилась уникальная возмож­ность реального нарушения давно устаревшего правила: никогда и ни с кем на улице не знакомиться. Пешеходная часть зоны стала отличным местом всевозможных молодежных встреч и местом сво­бодного общения для людей старшего возраста.

Столичный при<


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2886; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь