Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уставные особенности богослужения в субботу ВАИЙ



Служба по своему построению подобна воскресной, но без полиелея. " Бог Господь", тропарь 3-ы " Общее воскресение".

На утрени - стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, после которых поются воскресные тропари: " Ангельский собор...". Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю. Евангелие (на утрени) не читается.

После воскресных тропарей - малая ектения, седален и поется (один раз) " Воскресение Христово видевше...". Затем читается 50-й псалом и сразу поются каноны: первый -на 8 (Феофана) и второй - на 6 (монаха Иоанна). От 6-й песни поется четверопеснец, как и в прочие субботы[151]. Припев к тропарям канона: " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Этот же припев - в Неделю Ваий и в Страстную седмицу.

По 8-й песни " Честнейшую..." не поем[152]. Диакон запевает начало ирмоса 9-й песни: " Чистую славно почтим...", а хор продолжает: " Людие, Богородицу, Огнь Божества приимшую во чреве неопально, песньми величаем".

После канона и малой ектении поется: " Свят Господь Бог наш" (на 1-й глас) и сразу - " Всякое дыхание..." с хвалитными стихирами. На " И ныне" - " Преблагословенна еси, Богородице Дево", и поется великое славословие.

На литургии: " Блаженны", песнь 3-я и 6-я, на 8. По входе, по " Приидите, поклонимся...", поется " Во святых дивен Сый...", но не " Воскресый из мертвых..." [153] - тропарь праздника, " Слава, и ныне" - кондак: " Всех радость Христос, истина, свет, живот и мир воскресение сущим на земли явися, Своею благостию, и бысть образ воскресения, всем подая божественное оставление". Вместо Трисвятого поется: " Елицы во Христа крестистеся...". Прокимен: " Господь просвещение мое и Спаситель мой...". Апостол - к Евреем, зач. 333, Евангелие - от Иоанна, зач. 39. Вместо " Достойно" - ирмос 9-й песни канона: " Чистую славно почтим..." [154]. Причастен:

" Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу".

Вход Господень во Иерусалим

Об этом событии сказано у всех четырех Евангелистов:

(Мф. 21, 1-11; Мк. 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-19). Этот праздник называется еще Неделей ваий (ветвей), или

Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресением - от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.

Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на праздник (от III века) принадлежит Мефодию, епископу Патарскому, который оставил поучение на этот день. В IV веке праздник совершался торжественно, как об этом свидетельствует св. Епифаний Кипрский. Многие из св. отцов IV века оставили своп поучения на праздник Входа Господня в Иерусалим. Начиная с VII века, многие песнописцы, как-то: св. Андрей Критский (VII в.), преп. Косма Маиумский в Иоанн Дамаскин (VIII в.), Феодор и Иосиф Студиты, им ператор Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул (IX в.) -прославили праздник песнопениями, которые и теперь поет Православная Церковь в этот праздник.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым, но он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста - св. Четыредесятницы и Страстной седмицы. Вся служба праздника отправляется по Триоди, за исключением лишь того случая, когда в этот день случится праздник Благовещения или храмовой праздник и службы этих праздников соединяются.

Уставные особенности богослужения

В Неделю ваий - на вечерни и на утрени - поются два тропаря: первый - " Общее воскресение..." (дважды) и второй - " Спогрсбшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим и, воспевающе, зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне" (единожды).

На УТРЕНИ, по полиелее - величание:

" Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вешних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне". Тропари: " Ангельский собор..." не поются. Степенна - 1-й антифон 4-го гласа: " От юности моея...". Прокимен: " Из уст младенец и ссущих...". Евангелие - только праздника (Мф., зач. 83). " Воскресение Христово видевше..." не поется, но сразу читается 50-й псалом, во время которого священник с диаконом совершает троекратное каждение вокруг ваий, поставленных на середине, около аналоя. Затем, по окончании чтения 50-го псалма, диакон возглашает: " Господу помолимся". Хор: " Господи, помилуй". Священник читает молитву на благословение ваий из Триоди: " Господи, Боже наш..." и затем трижды окропляет св. водой ваии, говоря:

" Благословляются и освящаются ваиа сия окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" (трижды)[155]. Далее хор поет: " Слава: Днесь Христос..", " И ныне" - то же. Затем - " Помилуй мя, Боже....", и стихиру: " Днесь благодать...". Канон - св. Космы Маиумского - на 12, ирмосы по дважды. Ваии раздаются молящимся во время помазания, которые стоят с ними и с зажженными свечами в продолжение канона, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на сретение Господа при входе Его во Иерусалим.

Употребление ваий и с ними свечей при богослужении относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие. Эти зеленеющие ветви служат знамением победы над смертью и воскресения Христа. Свечи, которые держат при вербах, означает величие и светлость торжества воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

Кондак: " На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воэзвати". На 9-й песни " Честнейшую" не поется, Диакон запевает начальные слова ирмоса 9-й песни канона: " Бог Господь и явися нам", и певцы продолжают:

"... Составите праздник и, веселящеся, приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа, Спаса нашего".

В конце всенощного бдения (и литургии)бывает отпуст праздника: " Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш..."

Литургия совершается св. Иоанна Златоуста. Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздника. Входное: " Благословен Грядый во имя Господне...". По входе -тропари: " Общее воскресение..." и на " Слава" - " Спогребшеся...", на " И ныне" - кондак праздника. Затем - Трисвятое. Прокимен: " Благословен Грядый во имя Господне...". Стих: " Исповедайтесь Господеви, яко благ...". Апостол - к Филип., зач. 247, Евангелие - от Иоанна, зач. 41. Задостойник: один ирмос 9-й песни (без припева):

" Бог Господь, и явися нам, составите праздник...". Причастен: " Благословен Грядый во имя Господне..."

Лазарева суббота и Вербное воскресение служат переходом от Чотыредесятницы к Страстной седмице.

Примечание.

Если в Неделю ваий случится праздник Благовещения, то на " Господи, воззвах", литии и на стиховне поются стихиры праздника и Неделя ваий. После прокимна: " Господь воцарися..." - читается восемь паремий: 5 - Благовещения и 3 - Ваий.

На благословении хлебов поются тропари Благовещения (дважды) и Ваий (один раз). Точно так же и на " Бог Господь".

После полиелея - величание Благовещения, прокимен и Евангелие Ваий, после освящения ваий - стихира Ваий.

Канон Благовещения и Ваий (с ирмосами обоих канонов). На 9-й песни вместо " Честнейшую" - припев праздника Благовещения, к тропарям же канона Ваий обычный припев: " Слава Тебе Боже наш, слава Тебе".

На литургии (св. Иоанна Златоуста) поются изобразительны. Входной стих: " Благовестите день от дне..." Прокимен, Апостол и Евангелие Благовещения и Ваий. Задостойник - Ваий. Причастен Благовещения и Ваий.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Первые три дня

В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии.

В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь но нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.

Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев. Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).

В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь