Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы



В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

В Неделю ваий (воскресенье), вечером, служба начинается с 9-го часа, затем следуют вечерня[156] и малое повечерие с трипеснцем. В Великие Понедельник и Вторник, вечером, служба начинается великим повечерием, а в Среду и в последующие дни, вечером, - малым повечерием. На всех повечериях поются трипеснцы св. Андрея Критского.

На УТРЕНИ, после " Аллилуиа", в первые три дня поется (трижды) особым напевом умилительный тропарь:

" Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас".

Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. По богослужебной традиции Троице-Сергиевой Лавры и храма Московской духовной академии, при пении " Се, Жених..." отверзаются царские врата и бывает каждение всего храма, после чего царские врата закрываются.

Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм ектении не полагается, но тотчас по окончании третьей кафизмы и седальна диакон произносит: " И о сподобитися нам..." Царские врата открываются и читается (на престоле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник - от Иоанна, зач. 84; во Вторник - от Матфея, зач. 90; в Среду - от Иоанна, зач. 41),

После Евангелия, 50-го псалма, молитвы " Спаси, Боже, люди Твоя..." и возгласа: " Милостию и щедротами..." поется трипеснец Триоди (в Понедельник - 1-я, 8-я и 9-я песни;

во Вторник - двупеснец, 8-я и 9-я песни; в Среду - 3-я, 8-я и 9-я песни). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Библейские стихи не поются, но сразу ирмос и чтение канона. По окончании трипеснца в первые четыре дня поется светилен: " Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя" (трижды).

В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.

Далее - хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. По окончании стихиры на " И ныне" - чтец: " Тебе слава подобает..." и читает вседневное славословие. После просительной ектении и возгласа: " Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси..." священник: " Мир всем". " Главы наша Господеви..." и произносится второй возглас: " Твое бо есть еже миловати..." Далее стихиры на стиховне, и чтец: " Благо есть исповедатися..." (дважды), Трисвятое по " Отче наш", тропарь: " В храме стояще славы Твоея...", " Господи, помилуй" (40), " Слава и ныне", " Честнейшую", " Именем Господним благослови, отче". Иерей: " Сый благословен..." Чтец: " Небесный Царю..." Иерей произносит молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-й час, начиная: " Приидите, поклонимся...".

В первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечерни в Недолю ваий и в конце служб - утрени, изобразительных[157] и литургии, - бывает особый отпуст: " Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых..." [158].

В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах[159] последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9-ти отделах) до слов: " Ныне прославься Сын Человеческий..." (Ин. 13, 32). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия бывает такой, как и на чтение великих часов.

Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход - о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерни читается из книги Иова (а до этого из книги Премудрости Соломона), невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров[160].

После пения " Да исправится молитва моя..." и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (например, в Понедельник - Мф., зач. 98, во Вторник - Мф., зач. 102, в Среду - Мф., зач. 108). Апостол на литургии в эти дни не читается.

В Великую Среду в конце литургии (после " Буди имя Господне" и возгласа " Благословение Господне на вас..." ) последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Далее священник произносит: " Слава Тебе Христе Боже...", отпуст: " Грядый Господь на вольную страсть...".

В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Большом Требнике, гл. 169) и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа[161].

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

В этот день в богослужении воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство св. Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.

Службы в этот день следующие: вечером (в Среду) -малое повечерие и утреня с 1-м часом; утром - часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительные, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.

Особенности богослужения

Накануне (в Среду вечером) совершается малое повечерие с трипеснцем св. Андрея Критского.

На утрени, после " Аллилуиа" и стихов обычных постовых поется (трижды) особым напевом тропарь: " Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе" [162].

Кафизмы на утрени нет. Тотчас после тропаря - возглас диакона: " И о сподобитися нам...", и читается Евангелие от Луки, зач. 108 от полу: " Приближашеся праздник опреснок..." По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон: " Сеченое сечется море Чермное..." (Молитва " Спаси, Боже, люди Твоя..." перед каноном не читается). К тропарям канона припев: " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". На 9-й песни канона " Честнейшую" не поем, но поем ирмос 9-й песни. Диакон запевает перед образом Божией Матери " Странствия Владычня...". Хор: " И бессмертныя трапезы..." [163].

По 9-й песни - екзапостиларий (трижды): " Чертог Твой...".

Начало утрени такое же, как и в первые три дня, но конец следующий: " Благо есть..." - единожды. По Трисвятом - тропарь " Егда славнии ученицы...", после которого сугубая ектения. Далее диакон произносит: " Премудрость". Хор:

" Благослови". Священник: " Сый благословен...". Хор: " Утверди, Боже...", и читается 1-й час.

Особенность 1-го часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов.

На утрени, после 1-го часа, а также после изобразительных отпуст совершается тот же, который произносился в первые три дня, т.е. " Грядый Господь на вольную страсть..." [164]

Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительные со слов: " Во Царствии Твоем..." совершаются вместе, " поскору", без пения[165]. Лишь в конце изобразительных после возгласа диакона " Премудрость", поется " Достойно есть..." и прочее. Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером[166].

После стихир на " Господи, воззвах" и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), причем перед 1-й и 2-й паремиями поются особые прокимны.

После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое и далее - обычный порядок литургии святого Василия Великого.

На литургии читается Апостол (Коринф., зач. 149) и Евангелие - избранные места в благовествовании трех евангелистов (Матфея, зач., 107, Луки, зач. 109 и Иоанна, зач. 44).

Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха: " Тело Христово приимите..." (при причащении народа), а также вместо: " Да исполнятся уста наша..." поется песнь: " Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...", в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника.

Вместо " Достойно есть" поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться " странствия (гостеприимства) Владычня и безсмертныя трапезы".

ЗАДОСТОЙНИК ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА (ирмос 9-й песни канона)

Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся: возшедша Слова от Слова научившеся, Его же величаем" " Гостеприимства (угощений) и бессмертной трапезы на горнем месте, приидите, вернии, насладимся, устремив горе наш ум. Слово пришло сюда на горнее место, как снедь верным, это узнали мы от Самого Слова, Которое мы прославляем" (Лк.22, 12).

В конце литургии произносится особый отпуст, указанный в Служебнике: " Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец". (Святые храма и дня не поминаются. См.: В. Розанов. Устав, стр. 376).

Вечером в Великий Четверг, по Уставу, положено совершать малое повечерие с трипеснцем[167].


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь