Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Цель исследования – исследовать пути развития воображения и творчества младших школьников.



ВВЕДЕНИЕ

В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний.

В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторский и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

В преддверии радикальной реформы в сфере образования и воспитания проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит как никогда остро и актуально. Ориентация на творчество и сегодня является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания, в том числе дошкольного.

Последние исследования свидетельствуют о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребенка, а также общего психического развития.

Актуальность изучения воображения и творчества младших школьников обусловлена большой значимостью этих процессов в развитии личности каждого ребенка.

Цель исследования – исследовать пути развития воображения и творчества младших школьников.

Объект исследования – воображение и творчество.

Предмет исследования – развитие воображения и творчества в младшем школьном возрасте.

В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены
следующие задачи:

1. Изучить проблему воображения и творчества в педагогике и психологии.

2. Рассмотреть развитие воображения и творчества у младших школьников.

3. Проанализировать развивающие игры и творческие задания на развитие воображения и творчества.

Методы исследования: анализ и синтез научной и методической литературы по изучаемой проблеме.

Курсовая работа состоит из введения, главы 1 «Теоретические аспекты проблемы воображения и творчества», главы 2 «Диагностика развития воображения и творчества», заключения, списка литературы, приложения.

 


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА

Понятие о творчестве

 

 

В психолого-педагогической литературе по проблеме творчества приведены определения творческих видов деятельности.

Познание — «...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания»[21, c. 134].

Преобразование — творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний [21, c. 135].

Создание — творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях [7, c. 80].

Творческое применение знаний — деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике [21, c. 140].

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

Исследования творческого мышления стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость умавключает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы [22, c. 56-57].

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов» [27, c. 91].

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

· творческое мышление,

· творческое воображение,

· применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

► классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

► устанавливать причинно-следственные связи;

► видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

► рассматривать систему в развитии;

► делать предположения прогнозного характера;

► выделять противоположные признаки объекта;

► выявлять и формулировать противоречия;

► разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

► представлять пространственные объекты;

► использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

► представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

- преодоление психологической инерции мышления;

- оценивание оригинальности решения;

- сужение поля поиска решения;

- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой [22, c. 86].

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.

Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина, является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

► перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

► комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др [13].

 

Диагностика воображения

С целью диагностики уровня развития творческого воображения можно использовать следующие методики:

I. C целью выявления такого компонента творческого воображения, оригинальность, можно использовать диагностическое задание: «Дорисуй»

(см. Приложение 1).

Задание позволяет выявить у детей младшего школьного возраста способности:

· создавать внешний облик предмета на какой-либо его части;

· узнавать в неопределенных графических формах элементы знакомых предметов;

· продуцировать оригинальные идеи, варианты создания образов.

Для проведения данного теста заранее готовили цветные карандаши,
5 карточек с изображением графического контура (см. Приложение 1,
рис. 1).

II. Для выявления следующего компонента творческого воображения беглости – способности реагирования на идеи в пределах ограниченного времени нами была использована методика Немова Р.С., названная нами «Художник» (см. Приложение 1).

Ребенку предлагалось придумать и нарисовать на листе бумаги цветными фломастерами что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты.

Качество рисунка оценивалось по приведенным показателям, и на основе такой оценки делали вывод о сформированности умения быстро придумывать идеи и воплощать их.

Если за это отведенное время ребенок придумывал и рисовал что-то необычное, прорисовывая тщательно свои идеи-образы, то это свидетельствовало о незаурядной фантазии, о богатом воображении.

III. Уровень сформированности такого компонента творческого воображения как гибкость определялся с помощью модифицированного теста Роршаха, предлагали игру «На что похоже? » (см. Приложение 1).

В качестве материала для проведения методики использовали
6 карточек – 3 изображения чернильных пятен и 3 контурных изображения (см. Приложение 1, рис. 2). В течение неограниченного времени ребенку предлагалось рассмотреть карточки. Давали такую инструкцию: «Посмотри, перед тобой 6 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Внимательно рассмотри их, можешь поворачивать листочки разными сторонами. Назови как можно больше различных предметов и вещей, на что похожа данная картинка».

Время на выполнение задания не ограничивалось в связи с тем, что дошкольник должен тщательно анализировать образы, представляющиеся им на карточках. Уровень гибкости оценивался при выполнении данного задания по количеству предлагаемых идей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы по теме исследования позволил сделать следующие выводы. Изучением развития воображения и творчества в детском возрасте занимались такие учетные как Р.С. Немов [14], Л.С. Выготский [6], С.Л. Рубинштейн [23], А.В. Петровский [17]. Они отмечали, что специфика воображения заключается в особом перекомбинировании образов, которое характеризуется своеобразным отлетом, отходом от непосредственных впечатлений действительности. Однако комбинирование образов присутствует и в образном мышлении. На наш взгляд, специфика формы организации воображения состоит не просто в перекомбинировании образов, элементов действительности; а в том, что в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого. Воображение осуществляет своеобразный отлет от действительности, так как оно позволяет соединять предметные содержания различных объектов.

В качестве основного средства развития воображения и творчества у детей, по данным О.М. Дьяченко и Е.М. Гаспаровой выступают игры. Игра – это непродуктивный вид деятельности. Игра – это естественное состояние ребёнка и поэтому, в процессе игры наблюдается наибольшая восприимчивость ребёнка к познанию и развитию.

Условием развития детского творчества (а именно в нем дети упражняются в творческом воображении и его воплощении) является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят, и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремлении выполнить работу для других людей. Обучение детей изобразительной деятельности ориентировано на развитие творческих способностей.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология. М.: Владос пресс, 2002. – 374 с.

2. Битянова, М.И. Практикум по психологическим играм
с детьми и подростками. М.: Генезис, 2001. – 352 с.

3. Боровик, О.В. Развитие воображения. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. – 112 с.

4. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы. М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология М.: АСТ, Астрель, 2005. – 672 с.

6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1999. – 305 с.

7. Григорович, Л.А., Марциновская, Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. М.: Знание, 2007. – 192 с.

9. Дьяченко, М.О. Развитие воображения дошкольников. М.: 2006.

10. Запорожец, А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М.: 2004.

11. Катаева, Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2004. – 234 с.

12. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. Психологический журнал № 5, 2001. – 57 с.

13. Маклаков, А.Г. Общая психология. М.: Знание, 2005. – 592 с.

14. Мухина, В.С. Возрастная психология. М.: Наука, 2007. – 258 с.

15. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 1. М.: Владос,
2008. – 260 с.

16. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 2. М.: Владос,
2008. – 107 с.

17. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология 3 изд. М.: Академия, 2002. – 251 с.

18. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание,
2003. – 50 с.

19. Пономарёв, Я.А. Психология творчества. М.: Наука,
2001. – 304 с.

20. Психолог в дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Лаврентьевой. М.: ГНОМ, 2002. – 241 с.

21. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Книга1 М.: Владос, 2004. – 383 с.

22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Книга 2 М.: Владос, 2004. – 528 с.

23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. – 712 с.

24. Скоробогатов, В.А., Коновалова, Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. – 356 с.

25. Справочник дошкольного психолога / под ред. Широковой Г.А. М.: Феникс, 2008. – 384 с.

26. Слободчиков, В.И. Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. М.: Школьная пресса,
2000. – 416 с.

27. Субботина, Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 192 с.

28. Субботина, Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей
5-10 лет. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 144 с.

29. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. СПб.: Питер,
2000. – 608 с.

30. Худик, В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. Киев.: Украина, 2002. – 423 с.

31. Шерагина, Л.И. Логика воображения. М.: Союз, 2001. – 285 с.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест «Дорисуй»

Цель: выявление у детей способностей:

· создавать внешний облик предмета на какой-либо его части;

· узнавать в неопределенных графических формах элементы знакомых предметов;

· продуцировать оригинальные идеи, варианты создания образов.

Оборудование: 5 карточек с изображением графического контура, цветные карандаши на каждого ребенка.

Тест проводится коллективно или индивидуально. Время задания не фиксируется.

       
   
 
   
 
 

 


Рис. 1

Инструкция: «Дети. Перед вами 5 листиков. На каждом листке нарисована фигурка. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигурки в любые картинки. Для этого нужно дорисовать к фигурке все, что захотите, но так, чтобы получилась красивая сказочная картинка. Рассмотрите фигурку, можете поворачивать листочек, как вам удобно. Нарисуйте картину, которую еще никто никогда не видел».

Данный тест рекомендуется для проведения с детьми 5-7 летнего возраста, т.к. для выполнения требуется сформированность следующих умений:

· анализировать контур предмета;

· воспроизводить в памяти зрительный образ предмета;

· мысленно конструировать образ предмета из частей (элементов).

При групповом проведении теста рекомендуется рассаживать детей индивидуально и изолировать детей, выполнивших задание от детей еще рисующих, чтобы уменьшить взаимодействие детей.

Частотная таблица рисунков:

Стимульный материал Неоригинальные рисунки – 0 баллов Малооригинальные рисунки – 1 балл
  Абстрактный узор, треугольник, дом, буква «А», ракета. Конверт, палатка, кочерга, самолет, крыша здания, стрела, корабль, дорожный указатель, цветок.
Абстрактный узор, горы, буква «М». Верблюд, кошка, волк, лиса, лицо человека, собака, человек, животные с ушами.
Абстрактный узор, лицо человека, лодка, месяц, мячик. Водоем, губы, корзина, чашка, яблоко, яйцо, овраг, яма, таз.
Абстрактный узор, лицо человека. Месяц, девочка, женщина, дерево, книга, кораблик или лодка, ракета.
Абстрактный узор, волны моря, буквы «а» и «о», лицо человека. Кошка, кресло, червяк, стул, ложка, насекомое, очки, птица, сверхъестественное существо.

 

Для оценивания результатов использовали частотную таблицу рисунков. Среди рисунков выделяются неоригинальные, часто повторяющиеся рисунки, малооригинальные или очень редкие. Оригинальные рисунки оценивались в 2 балла. Малооригинальные
рисунки – 1 балл. Неоригинальные рисунки – 0 баллов. Все неуказанные в таблице изображения оценивались как оригинальные.


 

Тест «Художник».

Ребенку предлагается придумать и нарисовать на листе бумаги цветными фломастерами что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты.

Далее оценивалось качество рисунка по приведенным критериям, и на основе такой оценки делался вывод о сформированности умения быстро придумывать идеи и воплощать их.

Оценка результатов:

10 баллов (очень высокий уровень развития) – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает очень большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов (высокий уровень развития) – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов (средний уровень развития) – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла (низкий уровень развития) – ребенок нарисовал нечто очень простое, не оригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла (очень низкий уровень развития) – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.


 

Тест «На что похоже? »

Цель: выявление уровня развития процессов воображения.

Оборудование: 6 карточек – 3 изображения чернильных пятен и 3 контурных изображения.

 

Рис. 2

Методика проводится индивидуально.

Инструкция. «Посмотри, перед тобой 6 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Внимательно рассмотри их, можешь поворачивать листочки разными сторонами. Назови как можно больше различных предметов и вещей, на что похожа данная картинка».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ

В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний.

В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторский и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

В преддверии радикальной реформы в сфере образования и воспитания проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит как никогда остро и актуально. Ориентация на творчество и сегодня является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания, в том числе дошкольного.

Последние исследования свидетельствуют о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребенка, а также общего психического развития.

Актуальность изучения воображения и творчества младших школьников обусловлена большой значимостью этих процессов в развитии личности каждого ребенка.

Цель исследования – исследовать пути развития воображения и творчества младших школьников.

Объект исследования – воображение и творчество.

Предмет исследования – развитие воображения и творчества в младшем школьном возрасте.

В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены
следующие задачи:

1. Изучить проблему воображения и творчества в педагогике и психологии.

2. Рассмотреть развитие воображения и творчества у младших школьников.

3. Проанализировать развивающие игры и творческие задания на развитие воображения и творчества.

Методы исследования: анализ и синтез научной и методической литературы по изучаемой проблеме.

Курсовая работа состоит из введения, главы 1 «Теоретические аспекты проблемы воображения и творчества», главы 2 «Диагностика развития воображения и творчества», заключения, списка литературы, приложения.

 


 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Понятие и система криминалистического исследования оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения.
  2. I. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
  3. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  4. II. Облака вертикального развития.
  5. II. ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
  6. II.2 Проблемы организации подросткового досуга и творческой деятельности (по результатам социологического исследования в КДЦ «Рассвет»)
  7. III. Цель, задачи развития территориального общественного самоуправления «Жуковский Актив»
  8. It was the development of radio Именно развития радио
  9. V1: 2. Основные этапы становления и развития финансовой системы России
  10. А. Ватто. Жанровая структура творчества мастера и его новаторство.
  11. А15. С какой целью двигатель с фазным ротором снабжают контактными кольцами и щетками?
  12. Адаптация к положениям о структурных подразделениях стратегии развития


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1311; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь