Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права.



1. Материалистическая (марксистская, классовая) теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) – главное положений данной теории – это учение о соцально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Согласно данной теории, государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы.. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего выступает как инструмент проведения воли имущих. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». Основоположники оценивали факт появления государства положительно и считали, что выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.

Критика: С. С. Алексеев и В. М. Корельский указывают, что хотя нет оснований считать, что классовая борьба не влияла на возникновение государства, нельзя считать возникновение классов единственной причиной его появления, поскольку имеются примеры зарождения и формирования государства в доклассовом обществе, а на процесс государствообразования влияют и другие, более общие факторы.

2. Патриархальная теория –

Аристотель – считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства;

Р.Филмер – доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Он трактовал возникновение государства, как результат разрастания семей, соединения родов в племена и племен в более крупные общности, вплоть до государства.

Конфуций – государство трактовалось им как большая семья. Власть императора уподоблялась властиотца, а отношения правящих и подданных – семейными отношениями, основанными на началах добродетели.

Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма (заботы государства о своих гражданах и подданных в случае неблагоприятной ситуации); эта теория позволяет установить в обществе порядок благодаря подчинению воле отцов, а также поддерживает волю людей в нерушимости мира, поскольку в хороших семьях нет ссор и вражды, именно поэтому главным недостатком данной теории является то, что она не объясняет почему, если государство – эта одна большая семья, люди воюют.

3. Договорная (естественно-правовая) (Т.Гоббс, Г.Гроций, Д. Локк, Ж.Ж.Руссо, А.Н. Радищев) зародилась еще в учениях софистов в Др. Греции, которые считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Данная теория основывается на 2 главных положениях:

- до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния ( представители естественно-правовой теории по разному толковали естественное состояние человечества до возникновения государства. Так Т. Гоббс считал, что люди находились в положении «войны против всех» и чтобы не уничтожить друг друга в этой войне, договорились и образовали государство

- государство возникает в результате общественного договора – представители данной теории считали, что договор был предпосылкой для образования государства, и хотя такого рода документа как договора обнаружено не было, тем не менее общепризнано, что он был устным.

4. Теологическая (Ф. Аквинский, Иосиф Волоцкий) – одна из древних теорий; объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего помысла; наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье – главной ее направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской. Данная теория была обусловлена религиозным сознанием людей, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в Средневековье.; она отражала те реалии, что первые государства были теократическими; в более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха.

5. Теория насилия (Е.Дюринг, К.Каутский, Л, Гумплович) – объясняет возникновение государства результатом действия военно-политического фактора – завоевания одних племен и народов другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе. Л.Гуплович утверждал, что история не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем не при помощи насилия одного племени над другим. Эта теория опиралась на конкретные исторические факты и события (так, например Франкское государство возникло в результате войн)

6. Расовая теория (Ф.Ницше, .Габино) – составляет постулат о том, что люди вследствие их физической и психологической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять своими делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, так как неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации. Теория недемократична и негуманна.

7.Органическая теория (Г.Спенсер) – государство – продукт развития органического вещества, развивающегося с низшей стадии; Г функционирует подобно человеческому организму, оно возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере своего развития, как и организм человека, т.е. растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает. Гос. власть – средство для достижения людских целей.

8. Психологическая теория (Цицерон, Л.Петражицкий, З. Фрейд, Н. Коркунов, Ф.Кокошкин) – люди объединились в государство в силу врожденной потребности жить вместе.

Психологическое объяснение причин возникновения государства давал Н.Макиавелли – он исходил из того, что образование и устройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли».

Л.И.Петражицкий – объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиниться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Т. образом государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями.

9. Теория инцеста (Клод Леви-Строс) – по его мнению исходным социальным фактором в выделении и человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства явился существовавший в первобытном обществе запрет инцеста, когда люди стали замечать, что от кровосмешения рождаются неполноценные дети.

10. Ирригационная (гидравлическая) теория – К.Витфогель – возникновение государства связано с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений (др.Египет – берега Нила)

11. Примирительная теория права. Её придерживаются западные ученые: английский правовед Г.Д. Берман и шведский исследователь Э. Аннерс. Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникали договоры о примирении, затем определённые правила, которые устанавливали различные санкции, всё это усложнялось, и таким образом, возникло право. Внутри рода право возникнуть не могло, так как оно там не требовалось, конфликты внутри рода практически отсутствовали.

12. Регулятивная теория права - этой теории придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего, для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства.

13. Историческая школа права. (К.Ф.Савиньи, Г.Ф. Пухта, Г. Гуго. )

Право, по учению К.Ф. Савиньи - продукт " народного духа", творческой деятельности целого народа в его единстве. Служа выражением " общенародного убеждения", оно растет и развивается органически, медленным, самопроизвольным историческим процессом, подобно языку, а не создается в тот или другой момент жизни индивидуальным творчеством, сознательною деятельностью отдельных личностей или их совокупности. Оно стоит в тесной связи со всей остальной культурой народа: его нравами, учреждениями, искусством и т.д., и развивается вместе с развитием последних.

Перемены в одной сфере ведут к переменам в других, и лишь совокупный рост всех сторон жизни обеспечивает правильный юридически порядок. Источниками права, поэтому, является не закон и законодатель, а непосредственный выразитель народного сознания - обычай, или наука, выступающая вместо обычая там, где, по сложности жизни, последний не поддается непосредственному наблюдению, где раскрытие " общенародного убеждения" требует специальных, технических приемов.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь