Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него



Проповедь перед Моршанскою паствою (Указание, что у нас и исповедание веры, и правила жизни, и благодатное освящение, и пастырское руководство – те же самые, как учреждены Господом чрез Апостолов, и увещание не уклоняться от сего)

 

 

В первое мое с вами общение не нахожу лучшего слова, с каким бы обратиться к вам, как то, которое всем нам ныне предложено в апостольском чтении от лица свя­того апостола Павла. Немногословен содержа­щийся в нем урок, но многозначителен, и особен­но для всех нас утешителен, удостоверяя нас, что путь, которым идем, и образ жития и действования, коим чаем спастися, суть те самые, кои прописаны и указаны еще Апостолами, сле­довательно, столько же истинны, сколько исти­нен Сам Бог.

В этом вы сами убедитесь, если вместе со мною проследите содержание нынешнего Апостола (См.: Кол. 3, 12-16).

Здесь святой апостол Павел, похвалив колоссян за то, что одни из них, оставя иудейские меч­ты, а другие — эллинские заблуждения, сдела­лись христианами, указывает потом, что им, как христианам, надлежит делать, как поступать и как вести себя...

И именно.

Первое. Облецытеся, — говорит, — во утро­бы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость... долготерпение», прощайте, если кто имеет что на другого, «мир... да водворяется в сердцах ваших... благодарни бывайте... над всеми ж... стяжите любовь, яже есть coyз совершенства» (Ср.: Кол.3, 12-15), то есть Апостол указывает свойственные христианам чув­ства и расположения, равно как и соответствен­ные им дела.

Второе. Далее присовокупляет: «слово Хрис­тово да вселяется в вас богатно» (Кол.3.16). Слово Хрис­тово, то есть учение о Господе нашем Иисусе Христе, — как Он, Един Сый Святой Троицы, пришел на землю, чтоб спасти нас, падших, как воплотился, учил, чудодействовал, страдал... вос­крес, вознесся на Небо, сел одесную Бога Отца и ниспослал Святаго Утешителя Духа на святых Апостолов и ими основал и учредил на земле Святую Церковь, и вообще — слово Христово есть все учение христианское. «Да вселяется в вас богатно», то есть да исполнит ваш ум, чувство, волю, все существо ваше.

Третье. Наконец, внушает Апостол: «исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в серд­цах ваших Господеви» (Ср.Кол.3.16; Еф.5, 18-19). Псалмы, пения и песни духовные означают весь чин молитвований и последований церковных: Святые Таинства, по­рядок повседневных служб и все освятительные действия и молитвы, совершаемые в Церкви за­конным священством.

Сведите все сие воедино — и выйдет, что свя­той апостол Павел как бы так сказал колоссянам: «Вот вы стали христианами, смотрите же, твердо держите учение Христово, или исповедание свя­той веры, и, укрепляясь благодатию Божиею, подаемою в Святых Таинствах и возгреваемою священнодействиями и молитвованиями церков­ными, идите неуклонно путем заповедей Хрис­товых под руководством законных пастырей и учителей».

Вот чему учил Апостол колоссян!.. Но ведь это то же самое, что и теперь действуется в нас, то же самое, чем и мы чаем спастися. Ибо смот­рите, что мы творим?.. Молимся дома и в хра­мы Божий собираемся для молитвы, освящаем­ся Таинствами и приемлемую в них благодать возгреваем церковными священнодействиями... То есть мы ревнуем о том, чтобы исполниться Духом, «глаголюще себе», по Апостолу, «во псалмех и пениих и песнех духовных».

Далее — и дома частно, и в храмах торже­ственно изъявляем исповедание святой веры, читая Символ веры, который есть сокращение всего учения христианского; слушаем и читаем слово Божие и отеческие писания, читаем дру­гие душеспасительные книги и сами размышля­ем о истинах спасения... То есть что мы делаем? Заботимся о том, чтоб слово Христово «вселялось в нас богатно».

Наконец, в жизни посильно печемся о том, чтоб быть кроткими, смиренными, щедрыми, мирными, любовными... Печемся, то есть, испол­нить сердце свое чувствами и расположения­ми христианскими, какие указаны Апостолом и какие пространно излагаются в учении о запо­ведях Десятословия и заповедях Блаженственных.

Следовательно, тот образ исповедания веры, который мы содержим, тот образ жизни, кото­рым водимся, тот образ освящения, который при­емлем, - вообще путь спасения, коим течем, есть тот самый, который водворен на земле Апосто­лами и от них преемственно дошел до нас и среди нас пребывает без всякого изме­нения — без прибавления и убавления.

Какое великое утешение! Стало быть, нелож­на надежда спасения, коею питаемся, нелицемер­но дерзновение пред Богом и людьми, коим мы воодушевляемся, необманчиво чувство правоты нашей, коим исполняемся! Воздадим же благо­дарение Господу, так о нас благоволившему, воз­дадим благодарение за то, что мы и рождаемся, и воспитываемся, и состариваемся в недрах Еди­ной Святой Церкви, содержащей полную истину, Им Самим на землю принесенную, без особен­ных с нашей стороны усилий... воздадим благо­дарение и за эту уверенность, что стоим в исти­не, что идем прямым путем, что неложен образ спасения, коего держимся... Ибо, братие, на зем­ле нет утешения более того, какое подает убеж­дение, что Единый Истинный Бог (кроме Кото­рого нет другого бога) есть наш Бог, что Сей Бог благоволит нас считать Своими людьми, Свои­ми сынами и дщерями, и что мы образом своего исповедания, своей жизни и благочестия не ос­корбляем Его, а благоугождаем Ему, не отходим от Него, а более и более приближаемся к Нему.

Четвертое. Сознавая же все сие, положим себе законом — свято хранить святую веру, нами исповедуемую, содержа неизменными и образ ис­поведания, и образ освящения, и образ жития, нам Церковию предписанный, не поддаваясь тем, кои имели несчастие отпасть от нее, заблудить­ся и закоснеть в сем заблуждении, — тем то есть, у которых не только недостает освятительных Таинств и молитвований, но и самое исповеда­ние веры неистово, как молокане (псевдохристианская секта), и — тем, у которых хотя исповедание веры и не совсем ис­порчено, но которые, не приемля истинного свя­щенства, сами себя лишают Святых Таинств и, следовательно, благодати Божией, коей нельзя получить иначе, как чрез Таинства, каковы рас­кольники. Ибо ни те, ни другие не содержат ис­тинного образа спасения, указанного всем нам Апостолом.

Пятое. Но оставим их благости Божией, моляся о них, да просветятся умы их, омраченные ложью, и умягчатся сердца их, ожесточенные упорством в заблуждении. Сами о себе паче и паче попечемся, чтоб, и содержа истинный образ спасения, не оказаться нам неспасенными, будем, то есть, свято исполнять все необходимое для спасения. Ибо бывает же, что иной лежит в доб­рой врачебнице и не лишен должного попече­ния, а однако ж, не уврачевывается. Отчего? Оттого, что не все сполна и не все как должно исполняет, что предписывает ему врач. Так мо­жет случиться и с нами, что, принадлежа Истин­ной Божией Церкви, сей единой врачевательнице нашей, не получим исцеления немощей ду­шевных и, следовательно, не спасемся, когда не станем исполнять всего, что предписывается Церковию, — и исполнять так, как предписывается. Что пользы, что иной пред глазами имеет чис­тый колодец, а для утоления жажды берет во­ду из другого мутного и нездорового источни­ка? И нам не будет пользы, если, пребывая во дворе Дома Божия — Святой Церкви, где обиль­ная источается вода спасения, семью потоками изливаясь на всех, мы не будем пользоваться ею, а обратимся к другим колодцам, сокрушен­ным и безводным или содержащим гнилую во­ду. Что же именно сотворим? То, что заповедал Апостол: содержа святое исповедание веры и ук­репляясь благодатию Божиею, подаемою в Та­инствах и возгреваемою священнодействиями и молитвованиями церковными, будем ходить по заповедям Евангелия и уставу Святой Церкви, под руководством законных пастырей и учите­лей — ходить неуклонно, без опущений и при­бавлений, без лености и ложных извинений, в простоте сердца, как пред Господом Сердцевед­цем, все видящим и за все имеющим воздать сторичным воздаянием.

Вот о чем судил я напомнить любви вашей и вашему благочестию в первый мой к вам при­ход, — напомнить только, ибо уверен, что все то не иначе издавна содержите все вы и сим обра­зом печетесь посильно жительствовать и спасать души свои; напомнить для того только, чтоб, по Апостолу, сим напоминанием возгреть сердца ваши с неослабною ревностию продолжать со­вершаемое течение, — молясь Щедродавцу Богу, чтоб, начав в вас дело Свое, Он и «совершил е», и представил вас чистыми и неповинными в День Христов во славу всесвятого имени Своего. Аминь.

1 сентября 1859 года. В г. Моршанске, в соборе

 

В неделю святых отцов первого Вселенского собора (Истинное исповедание христианское состоит в том, чтоб исповедать Иисуса Христа Богом вседушно – умом, волею и сердцем, и где нет этого, там арианство)

 

Ныне Святая Церковь воспоминает свя­тых отцов, прославившихся твердостию исповедания веры в Божество Господа нашего Иисуса Христа, защищавших сей догмат и утвердивших его на Первом Вселенском Со­боре. Предлагаются вниманию нашему и чество­ванию святые отцы для того, чтоб их ревностию воодушевить и нас стоять до крови за Божество Господа и Спасителя нашего и с мужеством во­оружаться против всего, что восстает против Него. Как же мы можем выполнить в настоящее время сие внушение матери нашей — Церкви?

Известно вам, что богохульно проповедовал нечестивый Арий? Он проповедовал, что Спаси­тель наш не есть Истинный Бог, хотя величал Его самыми высокими титлами. Такое учение стремилось уничтожить самое христианство как единственный путь ко спасению. Ибо если Спа­ситель не Бог, то нет нам спасения. Затем и во­плотился Единородный Сын Божий и Бог, что премудрость Божия не находила иного удобней­шего способа к нашему спасению. Мы — едино с человечеством Господа Иисуса Христа; чело­вечество в Господе ипостасно соединено с Боже­ством Его и в Нем с Триединым Богом. Верую­щие становятся едино тело с Господом, и как Господь Един с Богом, в Троице поклоняемым, то и все верующие чрез Него входят в единение или приискреннее1 общение с Триипостасным Богом. В сем состоит вся тайна спасения! «Аз во Отце», — говорит Господь к ученикам, — «и вы во Мне» (Ср.: Ин.14, 20). Почему молился ко Отцу: «да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Азе Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Ин.17, 21).

Так видите, что, отвергая Божество Господа и Спасителя нашего, Арий покушался уничто­жить самое необходимое звено в цепи воссое­динения нас с Богом, оставляя нас в прежнем мрачном отдалении от Бога, или, что то же, с Еван­гелием в руках он хотел подрывать основания христианства.

Вот отчего и восстали против него тогда все, повсюду ревновавшие об истинном спасении святые отцы, — все, которые самым делом желали содевать спасение, а не мудрствовать только о нем. Этим они показали и нам пример — тоже своим образом — в наших обстоятельствах вся­чески защищать Божество Господа и Спасителя нашего и вооружаться против всего, что про­тивно ему. Ибо много врагов у Господа, или у спасения нашего, и было, и есть. Арианство гласное давно исчезло; но негласное ходит по миру христианскому и собирает себе жертвы из круга невнимательных к делу спасения, — боль­ше же всего из круга тех, кои слишком много доверяют себе самим. Прошу вникнуть в следу­ющие мысли.

Исповедающие Божество Господа всем су­ществом своим поклоняются Ему, яко Богу, — поклоняются своим умом, своею волею и своим сердцем, вносят Его в свою внутреннюю храми­ну и посаждают Его, как на Херувимах, на всех силах своего духа, так что сии последние ника­кого движения не имеют иного, как то, которое дает им восседящий на них Господь. В этом су­щество исповедания Господа и Спасителя наше­го Богом, а не в одном устном прочитывании: «верую... И во единаго Господа Иисуса Христа» и так далее. Можно и читая сие, быть внутренно — по настроению своего духа — арианином... Итак, исповедуя Божество Господа, надо иметь Его Богом ума, Богом воли и Богом сердца.

Ум имеет Богом Господа, когда беспреко­словно приемлет все, принесенное Им на землю и чрез Апостолов проповеданное учение... Если у кого Господь есть Бог для ума, то как может он не только говорить, но и помышлять что про­тивное ясному Его учению? Когда Бог говорит, тварь молчаливо должна принимать слово Его в закон себе. Итак, если кто не принимает чего из учения христианского, или принимает не все, или, принимая что, суемудрствует о том, того ум не признает Христа Богом — недугует ариан­ством. Не то сие значит, чтоб противно было Господу знать и другое что, кроме христианско­го учения, а то, что христианское учение должно стоять во главе и руководить всем. Усвой себе сие учение и с ним иди в область всех других познаний, отвергая все несогласное с ним. Кто действует так, тот истинно поклоняется Господу умом, яко Богу; кто иначе — тот арианствует.

Воля имеет Господа Богом, когда беспре­кословно подклоняет выю свою под иго спаси­тельных Его заповедей, или когда терпеливо и благонадежно идет путем спасения, который уч­режден Господом и Спасителем, не изобретая в самонадеянности своих самодельных путей. Мы с вами выясняли однажды, в чем состоит сей путь. Повторю вам: прияв Божественные силы в Таинствах и возгревая их чрез все священ­нодействия Церкви, иди, при свете веры, путем заповедей, под руководством пастырей, — и спасешься. Кто смиренно подчиняется сему спаси­тельному игу, — тот поклоняется Спасителю, яко Богу; кто действует иначе, тот арианству ет. Не то сие значит, чтоб только и позволительно было нам, что ходить в показанном чине. Нет. Но на­строй свое внутреннее по показанной программе и потом действуй под ее освящением и под ее руководством во всех кругах, где можешь дей­ствовать: в семействе, в торговле, в воинствовании, в гражданской службе — везде, где хочешь, только не позволяй себе нарушить того чина, ко­торый Господом положен как закон для нас и как условие спасения нашего. У кого есть такое настроение, тот искренно исповедует Спасителя Богом; у кого нет, тот арианствует.

Сердце имеет Господа Богом, когда, всецело прилепившись к Нему, Им Единым услаждает­ся и кроме Него — только тем, что носит явный отпечаток Его лика, Его свойств, Его благоволе­ния и особенной близости... Вы уже догадывае­тесь, к чему это ведет. Господь обитает в Церк­ви. Церковность есть облачение Его, — есть след вони Его... Сердце, любящее Господа, здесь толь­ко и находит сладость и покой... Услаждается пением только духовным, живописью духовною, действованием духовным, то есть священнодействиями; поэзиею духовною, то есть церковны­ми песнями... Тут — рай того сердца, которое Господа имеет Богом своим. Не то сие значит, чтоб нам непозволительны были никакие удо­вольствия — эстетические или даже телесные... Нет. Непозволительно только отрывать сердце от Господа и прилеплять его к чему-либо кроме Него. Настрой сердце свое так, чтоб оно находи­ло истинное — ублажающее — услаждение толь­ко в вещах Божественных и во всем боголепном учреждении церковном на земле, и потом смот­ри: какие удовольствия укрепляют и возвыша­ют сие услаждение, те принимай и вкушай, а ка­кие ослабляют его и погашают, те отвергай. Кто так действует, тот имеет Господа Богом сердца своего, а кто иначе, тот арианствует.

Такой урок предлагает нам ныне Святая Цер­ковь. Она внушает нам: «Поклоняйтесь Госпо­ду Иисусу Христу, яко Богу, умом вашим и не понимайте иначе вещей, как так, как Он изобра­зил в Божественном учении Церкви или соглас­но с тем и по руководству того. Поклоняйтесь Ему, яко Богу, волею и не учреждайте себе дру­гого порядка жизни, как тот, который Им учреж­ден — во спасение наше. Поклоняйтесь Ему, яко Богу, сердцем и не находите вкуса ни в чем, кро­ме Него и Божественных вещей, кои суть след Его». Помните, братие, что в христианстве глав­ное не слово звучное и не внешнее дело, а внутреннее настроение. Господь есть Бог для нас, когда Он есть начало для наших познаний Сво­им учением, начало для наших предприятий — Своими заповедями и начало для наших эстети­ческих удовольствий — благообразным устрое­нием Церкви. У кого нет сего, тот арианствует, для того Господь — не Бог. Если не Бог, то и не Спаситель. А кому Иисус Христос не Спаси­тель, тот есть жертва погибели и подлежит осу­дительному определению триста восемнадцати богоносных отцов, бывших на Первом Никейском Соборе, хотя внешне и принадлежит к Церк­ви Божией. Аминь.

15 мая 1860 года

 

В день Пятидесятницы (В день сошествия Святого Духа человечество впервые по падении дохнуло Духом Святым и дышит им в Церкви Православной дыхание это полно. А у других не полно или совсем отсутствует)

 

Какою светлостию окружила Святая Цер­ковь праздник Пятидесятницы! Видим и в песнях, и в образе священнодействий, и в убранстве храмов, домов и даже путей осо­бенные проявления радования. И понятно по­чему. Это все есть плод радости жизни чрез Духа Святаго о Христе Иисусе, Господе нашем.

И сколько здесь поучительных — высоких символов! Из многих остановлю ваше внимание на одном, именно на том, что ныне все заготов­ляют себе пуки цветов и пахучих трав, которых аромат с усилием вдыхают в то особенно время, когда читаются молитвенные воззвания к Богу, в Троице поклоняемому.

Что значит это очень простое по виду дей­ствие? Оно выражает, что сошествие Святаго Духа имеет самое близкое сходство с дыханием. И действительно, и первое приятие Святаго Духа, и пребывание Его в Церкви и то, как Он разливается по всему телу Церкви и как каж­дым членом ее приемлется — самым очевидным образом отражается в действии нашего дыха­ния. Вот посмотрите, как это!

Сошествие Святаго Духа есть первый вздох человечества Божественным Духом. Обратитесь назад и припомните пророчество Иезекииля о поле, полном костей человеческих. Помните, как по слову его совокуплялись кости к костям, как они потом покрывались жилами, плотию и ко­жею, но духа не было еще в них. И сказано было Пpopoку: «прорцы о Духе; и прорекох», - гово­рит, - «и все ожило» (Иез.37, 9-10). Сие поле костей есть образ падшего человечества, которое, в отдалении от Бога, не имело в себе жизни и было без Духа, как говорит Апостол. Но милостивый Господь не оставлял его, а приготовлял его к приятию ожив­ления разнообразными промыслительными дей­ствиями. Ко времени явления Христа Спасите­ля оно, можно сказать, совсем было готово приять новую жизнь, походило на труп цельный, в коем кости совокуплены к костям и покрыты жилами, плотию и кожею... только духа не было в нем. И в Евангелии ясно говорится, что время ожив­ления его уже настало. Оставалось немногое: «не у бе Дух Свят (отчего? ), яко Иисус не у бе прославлен» (Ср.: Ин.7, 39). Но вот Господь воскрес, вознесся во славе на Небеса... Божественный Дух сошел, и человечество ожило, дохнув Божественным Духом, — это в первый раз, как новорожденное дитя, выходя на свет, в первый раз вдыхает в себя воздух. Апостолы, или вся первая собрав­шаяся в Сионской горнице Церковь, были толь­ко устами, коими приняло человечество сие пер­вое вдыхание Духа.

Но проведем далее сие сравнение. Приня­тый в дыхании воздух обыкновенно проходит в легкие — из большого канала все в более и бо­лее меньшие, пока дойдет до последних преде­лов. Приемники живительных стихий воздуха суть легкие, а способ сообщения его живитель­ности есть самое действие дыхания, совершаю­щееся колебанием груди, или вдыхание и выды­хание. Так и в отношении к Духу Святому. Дохнувши однажды Божественным Духом, род человеческий дышит Им с тех пор непрестанно. Легкие, в коих сие совершается, есть Святая Цер­ковь; каналы в легких — это Божественные Та­инства Святой Церкви и другие освятительные ее действия. Колебание груди есть годовое дви­жение всех священнодействий Церкви, например: Великий пост со всем чином своим, потом пятидесятодневные празднества, далее будет опять пост, и опять светлые дни, и так далее, — это точь-в-точь колебание груди. Так дышит Хрис­това Церковь, или все повсюду верующие хрис­тиане. И как христианство — в человечестве, то все человечество дышит в нем, хотя не все оно причастно животворных действий сего Божест­венного дыхания.

Причина сему та, что в одной части челове­чества повреждены органы дыхания, другая — большая — не подвергает себя влиянию сего благотворного дыхания. Ибо как для того, чтоб дыхание производило все полное свое действие в теле, необходимо, чтоб каналы легких были не повреждены и не засорены, так и для того, чтоб Божественный Дух оказывал полное свое дей­ствие, необходимо, чтоб органы, Им Самим уч­режденные для сообщения Себя, были целы, то есть все Божественные Таинства и священно­действия сохранялись в том виде, как они ус­тановлены святыми Апостолами, по внушению Духа Божия. Где повреждены сии учреждения, там дыхание Божественным Духом не полно и, следовательно, не имеет полного действия. Так, у папистов все Таинства повреждены и иска­жены многие спасительные священнодействия. Папство — легкое со струпами или загноенное. У лютеран большая часть Таинств и священно­действий отвергнута, оставшаяся искажена и в смысле, и в форме. Они походят на тех, у коих согнило три четверти легких, а остальная дотле­вает. Близки к ним, но еще поврежденнее — наши раскольники, молокане, хлыстовцы и прочие. Все таковые не дышат или не полно дышат, потому суть тлеющие трупы, или чахнущие, как чахнет тот, у кого расстроена грудь.

Однако ж не будем обольщать и себя тем, что мы обладаем здравыми орудиями дыхания Божественным Духом, то есть истинными Свя­щенными Таинствами и настоящим устроением Церкви. Есть и здесь свои условия для оживле­ния Духом. Смотрите, как. Тогда как свыше воз­дух сходит в легкие и расходится по ним чрез каналы, — другими сосудами снизу восходит туда же отжившая кровь и не жившие еще соки, выработанные из принятой пищи, и расходятся тоже по каналам легких. Будучи наитствуемы здесь животворными стихиями воздуха, сии соки претворяются в живую кровь. Отжившая, мрач­ная кровь — образ грешников, омрачившихся грехами, а новые соки — это новорожденные или обратившиеся и принявшие оглашение иновер­цы или неверные... Те и другие оживляются во Святой Божией Церкви, подвергая себя наитствованию Божественного Духа в Святых Таинствах. Христиане-грешники лишаются Духа, но — говеют, исповедаются, причащаются Святых Та­инств и снова начинают дышать Божественным Духом. Без дыхания Божественным Духом нет жизни. Как Церковь дышит Духом, так Им дол­жны дышать все мы. Уста, коими приемлется Божественный Дух или отверзается сердце для приятия Его, есть живая вера; соприкосновение с Ним есть участвование в Таинствах и священ­нодействиях по уставу Святой Церкви; усвое­ние Его есть действование по Его внушению, выражаемому в требованиях совести и запове­дях евангельских. Кто живет так, тот дышит Духом и оживляется Им. Верное же свидетель­ство одуховления есть молитва, которую спра­ведливо называют дыханием Духа. Кто хорошо, собранно и тепло молится дома или в церкви, тот дышит Духом...

Молю убо вы, братие, «не упивайтеся вином» чувственных удовольствий, «но паче исполняйтеся Духом: глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви: благодаряще всегда о всех о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу» (Ср.: Еф.5, 18-20). Аминь.

22 мая 1860 года

 

В неделю 19-ую по Пятидесятнице (Пример, как из дневных чтений в церкви извлекать себе уроки ведения и жизни христианской)

 

Хочу коротко пересказать вам содержание нынешних Евангелий, чтоб показать вам, как надобно с рассуждением прочиты­вать церковные чтения из слова Божия и по­учаться из них духовной премудрости. Увидите, как в немногом преподается нам очень многое и как справедлив укор к нерадящим: зачем остав­ляете вы этот неистощимый источник спаситель­ного ведения и обращаетесь всё к книгам челове­ческим - этим кладенцам сокрушенным, которые не могут содержать чистой и здоровой воды исти­ны? Вот послушайте! Ныне читались два Еван­гелия: одно ради святого евангелиста Луки, кое­го ныне память, а другое — ради воскресного дня.

В первом Евангелии (Лк.10, 16-21) содержится конец на­ставлений Христа Спасителя, какие давал Он ученикам Своим, посылая их на проповедь, имен­но: Господь говорил им: «слушаяй вас, Мене слутает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя» (Лк.10, 16) Слово сие обращено было к Апостолам, но оно более касается нас, нежели Апостолов, обя­зуя нас вседушно покоряться апостольскому уче­нию, преданному Церкви и содержимому ею. Господь принес истину на землю, — ту истину, которую слышал у Отца. Он вверил ее душам святых Апостолов Духом Святым, святые Апос­толы предали ее душам верующих и блюстите­лями ее поставили преемников своих. От них друг-друго-приимательно она переходила из ро­да в род, из века в век — до нас — и будет пе­реходить до скончания мира. Но сила ее и обя­занность наша к ней не ослабляется от времени. Как в начале слушавший Апостолов слушал Са­мого Господа, а отметавшийся Апостолов отме­тался Самого Господа, так и ныне: кто слушает проповедь апостольского учения, Самого Госпо­да слушает; а кто не слушает, Самого Господа не слушает или отметается Его. Отметающийся же Господа отметается Пославшего Его — Отца. Таковый ни Отца, ни Сына не имеет, — как учит евангелист Иоанн Богослов, — а следовательно, и ни Духа Святаго, ибо Они нераздельны, — и нет ему части в Царстве Пресвятой Троицы. Сего ради внимать надо слову, проповедуемому в цер­кви, не как слову человеческому, но, яко же есть воистину, как слову Божию, — и всячески блюс­тись колебания уверенности в истине его и тем паче отвержения его — под опасением изверже­ния из спасительного Царства Божия; надо из­бегать и того легкомыслия, по коему помыкают словесами Божиими небрежнее всякой простой речи человеческой.

«Возвратились семьдесят ученик» (Лк.10, 17), — читает­ся далее (евангелист Лука причисляется к се­мидесяти Апостолам; ради сего и читается это Евангелие в день памяти его), — «возвратились семьдесят» и, рассказав о своей проповеди, «с радостию» поминали: «Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем» (Лк.10, 17). Дивная сила слова, овладе­вавшего душами слушавших, их не столько зани­мала, потому что, пребывая с Господом, они при­выкли видеть сие и в себе, и в других. Но чтоб и бесы повиновались им, этого они никак не ожи­дали. Потому, как о нечаянности, с детскою про­стотою говорили Господу: «и беси повинуются нам». Господь говорит им: «видех сатану яко молнию с небесе спадша» (Лк.10, 18). Это — образное изобра­жение прекращения власти сатаны. Господь го­ворит как бы так: «Не изумляйтесь! Кончилась власть сатаны: опустеют капища, истреблены бу­дут идолы, замолкнут прорицалища! Всюду бу­дет царствовать Единый Бог, и Он будет всеми почитаем и поклоняем». Такова неотъемлемая сила имени Христова — прогонять полчища бе­сов и знамением образа креста Его сокрушать все сопротивные силы! В мире одна сила Бога, в Троице поклоняемого, чрез Господа Спасителя нашего. Сатана — злобою и лестию покушается покорить себе души, но мановение Божие в прах обращает все козни его. Сия сила мановения Божия усвояется всякому верующему, — и бе­сы бегут его, как огня. Дерзайте у бо! Господь победил. Он и вас победители явит всякой сопротивной силы, если поревнуете с Ним быть и верою — живою и деятельною — силу имени Его себе присвоить.

Так победительная над невидимыми врага­ми сила естественна во вседушно исповедующих имя Господа; «даю вам власть», — говорит Гос­подь, — «наступати на змию и скорпию и на всю силу вражию» (Лк.10, 19). Но не в этом существо дела. Су­щество дела — во внутреннем изменении духа человеческого, — в приискреннем его соедине­нии с Господом, — «в облачении во Христа» (Гал.3, 27), как говорит святой Павел; а победа над бесами есть уже следствие сего. Как от солнца свет, от огня тепло, от тела тень — естественны и неотъемле­мы, так неотъемлемо присуща разгнательная бе­сов нечистых сила у всех внутренно просвещен­ных Господом и Спасителем нашим. Почему говорит Господь: «Вы на это и внимания не об­ращайте. Имейте же в мысли своей паче то, что «имена ваша написана суть на небесех» (Лк.10, 20), то есть что вы сопричислены к единому блаженному Царству Пресвятой Троицы, которое, на земле начинаясь, на Небе завершается, — где заранее обозначаются все искренние и вседушные испо­ведники Христовы.

Сказав сие, Господь как бы обозрел Своим Божественным Всевидящим оком все будущее Царство Свое: и кого же Он в нем увидел? Уви­дел одних младенцев и никого из премудрых и разумных, — ни одного из тех, кои одному свое­му разуму верят и на свои одни силы надеют­ся, а всё таких, кои в детской простоте сердца, без всякого совопросничества, приемлют учение христианское и, вседушно предаваясь Богу, как дети Отцу, Его силою сильными быть чают в хождении по стезям заповедей Его. «В той час возрадовася духом Иисус и рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил ecu сия от премудрых и разумных, и открыл ecu та мла­денцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою” (Лк.10, 21). Так постановлено в Предвечном Со­вете Божием, — иначе сие не было и никогда не будет. Кто спасался, сим путем спасался, и кто имеет спастися, сим путем спасется: иного нет.

Вот одно Евангелие! Коротко оно вот чему учит! Слушай учение Христово, в Церкви про­поведуемое, и слушай с детскою простотою, без всяких мудрований. Ибо, если не будешь так слушать, Богу будешь противник и будешь за то отвержен Богом. Вседушно предавшись сему учению и себя самого по нему образовавши, ты исполнишься такого света и силы, что от одного имени Христова, тобою произносимого, будет исчезать вся сила вражия. Но не это важно, а важно то, что сего ради ты будешь несомненно внесен в список наследников Царства Христо­ва — единого вечно блаженного.

«Хорошо, — скажешь, — принимаю сердеч­но учение Христово все сполна, ничего не отме­тая, ничему не попереча и ни в чем уму своему, суемудреннику, не потакая. Но говоришь, чтоб и сила сего учения в меня вошла, надо мне самому по нему образоваться и с ним в делах и чув­ствах своих соображаться. Как же это мне на­добно действовать и как себя расположить? » На это отвечает тебе второе нынешнее Евангелие (Лк.6, 31-36), и оно не обременяет многим, а только два дает правила, такие, однако ж, кои все совмещают. Первое: как желаешь, чтоб другие действовали в отношении к тебе, так и ты действуй в отноше­нии к ним. Второе: люби всех, даже врагов сво­их, и всем благотвори нелицеприятно и без рас­четов. Именно, в нем Господь так говорит: «якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде» (Лк.6, 31), то есть хочешь, чтоб тебе помогли, когда ты в нужде, — помогай и сам тому, кого видишь в нужде. Хочешь, чтоб тебе простили, когда чем провинишься против кого, — прощай и сам. Хочешь, чтоб тебя не осуждали и не поно­сили, — не осуждай и не поноси сам никого. Хочешь, чтоб тебя не обижали, — не обижай и сам. Так и во всем. Переноси на себя состояние твоего брата, — и чего бы ты пожелал себе, нахо­дясь в подобном положении, то сделай для него без отказа, не сокращая руки, но всей широте благожелания.

Таков закон правды! А о законе любви так говорит Господь: «аще любите любящия вы, кая вам благодать есть? ибо и грешницы любящия их любят» (Лк.6, 32). Кто из нас кого-либо не любит? Лю­бим мы родителей своих, любим братьев и сес­тер, любим родных и всех знакомых, с коими на­ходимся в приятных отношениях. Почему, когда предлагается нам заповедь о любви, думаем, что исполняем ее, и остаемся спокойными. Господь же не так полагает. Он такую любовь нашу ни во что ставит. «Так, — говорит, — и грешники, то есть язычники — нехристиане — любят друг друга, а вам — христианам — надобно любить врагов своих. То только и будет несомненным признаком, что в вас есть истинно христианская любовь, когда вы будете любить врагов. Пока же этого нет, не хвалитесь любовию своею». Равным образом не ценит Спаситель и того, если делаем добро тем только, кои нам делают добро, или взаимно даем тем, от коих чаем восприять. «Невеликое это дело, — говорит.— И все так делают, даже неверующие. Но вы, когда хотите показать себя истинными Моими последовате­лями, «любите враги ваша, и благотворите, и взаим дайте, ничесоже же чающе: и будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго: яко Той благ есть на безблагодатныя и злыя. Будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк.6, 35-36).

Вот содержание нынешних Евангелий! Два небольших чтения, а сколько истин предлагают они вам! Сокращенно они учат — и тому, как веровать, и тому, как жить по вере, — и полный обзор христианского жития приводят на мысль, с первого приятия учения Христова до увен­чания за него в нескончаемом Царстве Божием. И это только Евангелия, а Апостолы — свои многообъятные содержат учения. Не правда ли, что сказал я вначале, что в немногом нам предлага­ется многое, и это не ныне только, но и всегда. Всякое чтение церковное таково. Вот вам не­исчерпаемый источник спасительного ведения. К нему притекайте и от него напояйтесь. При­шло воскресение или праздник какой, — вече­ром, после всенощной, или утром, пред обеднею, найди положенный Апостол и Евангелие и про­читай с рассуждением, разбирая слово за сло­вом, вникая в то, какое ученье в нем содержится, извлекая из него правила и прилагая их к своей жизни. Не успеешь прочитать или не умеешь читать, — со вниманием прослушай, что читать­ся будет в церкви, и потом рассуждением пройди все не раз и не два, чтоб научиться чему-либо.

Когда станете так поступать, скоро вы сде­лаетесь богословами. Богословом никто не рож­дается, — а читает, рассуждает, заучивает и становится многосведущим в вещах Божествен­ных, — вот и богослов! А этого достигнуть вся­кий может. Не в титле, впрочем, сила, а в опреде­ленном и ясном знании христианского учения. До такого-то знания — я и умоляю вас дохо­дить своим трудом. Хоть то верно, что не все уже имеет тот, кто знание имеет; но и то не под­лежит сомнению, что ведение Божественной ис­тины служит основанием спасительного жития. Кто ясно понимает истину Божию, тот во свете ходит, а кто не понимает ее, тот ходит как в сум­раке, как во тьме. Кто же во тьме ходит, тому как не споткнуться! Как, наоборот, не так удоб­но споткнуться тому, кто во свете ходит. Бог дал нам совесть — стража своей истины. Но сию истину надо познать, чтоб совесть имела что сторожить. Когда знает душа истину, то, хоть придется ей по немощи поступить противно ей, — совесть все будет напоминать ей о сем наруше­нии правды и возвратит на путь правый. А ког­да душа не знает истины или плохо знает, совес­ти не за что взяться, чтоб потревожить душу, когда уклонится она на распутие лжи или поро­ка. Сего-то ради желающий всем спастися Спа­ситель наш и Бог желает вместе спасаемым и «в разум истины прийти» (1Тим.2, 4). Сего-то ради и Апосто­лы заповедовали всем «расти» не «во благодати» только, но и в «разуме» (2Пет.3.18) — и молились ко Госпо­ду, «да соблюдает» Он не только «сердца», но и «разумения» их (Флп.4.7).

Помолимся и мы, «да даст» и нам «Господь разум о всем» (2Тим.2, 7). Аминь.

18 октября 1864 года. В г. Владимире, в соборе

 

 

28. В неделю 21-ую по Пятидесятнице (Другой подобный пример)

 

В позапрошлое служение говорил я вам под воскресенье, вечером, или в воскре­сенье, пред литургиею, прочитывать по­ложенное Евангелие с размышлением, чтоб чрез то праздничное душе доставить питание и рас­положить ее к духовному в храме ликованию, и для примера коротко протолковал вам два Еван­гелия. Сделали ль вы теперь сами так? Если не сделали, так давайте теперь сделаем. Я протол­кую вам и нынешнее Евангелие, - а вы послу­шайте и тем восполните неисполненный урок домашнего о нем размышления.

Ныне читалась притча о сеятеле (Лк.8, 5-15). Хоть и прошлый год я говорил вам о ней малое нечто, но она такого рода, что если и еще придется не­сколько раз говорить, — всего не исчерпаешь, чему она учит. Так она многообъятна. Почему Господь, сказав сию притчу, присовокупил: «име­яй уши слышати, да слышит» (Лк.8, 8)— и, растолковав ее, опять повторил то же слово: «имени уши слы­шати, да слышит» (Лк.8, 15).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь