Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


При вступлении на Тамбовскую паству (Полное начертание Православной истины и указание уклонений от него)



 

Во имя Бога, в Троице поклоняемого — Отца и Сына и Святаго Духа, привет­ствую вас, Богом мне вверенная паства, апостольским приветствием, в желании благода­ти и мира. «Благодать вам и мир да умножатся» (Ср.: 1Пет.1, 2), как два источника всякого блага душевного и телесного: да исполняется ум ваш ведением Бога и всякой истины, от Него исходящей, с соответ­ственными тому чувствами и расположениями; сердце ваше да разверзается к братолюбию и всякому благотворению и все начинания ваши да обращаются ко славе Единого Бога... возду­ха благорастворение, земли плодородие и все, ко временному вашему благоденствию потребное, да дарует вам щедродательная милость Божия, аще благоволит.

О всем сем — непрестанная к Богу грешная молитва моя. Ибо мы уже не чужие друг другу. В час наречения, еще не ведая вас, я уже вступил в общение с вами, дав обет Богу и Святой Церк­ви вам принадлежать заботою, трудами и даже сею жизнию. В равное возмездие сотворили, как полагаю по уверенности в христианской совести вашей, нечто подобное и вы, определив себя на внимание и в нужном случае — на послушание моему немощному слову и делу по вере в люб­ви. А ныне сей взаимный союз, основанный на взаимном самопожертвовании, освящен прино­шением Бескровной Жертвы пожершемуся за нас Господу, от Коего ради сего и да низыдет всякое благословение на наше начавшееся сонребывание. С сей минуты у нас и добро, и зло общи, и это не на время только, но и на вечность, ибо сопребывание сие хотя началось во времени и на время, но запечатлено характером, выходя­щим за пределы времени, потому что, будучи со­пряжено со взаимными обязательствами, свыше определенными, и в День Суда оно послужит в оправдание или осуждение наше. В этом доволь­но, кажется, побуждения к тому, чтоб ходить нам друг пред другом, как пред лицем Бога, со всем вниманием и добросердечием, со взаимными бла-гожеланиями, в молитве друг о друге и во вза­имном друг другу содействии, со страхом и тре­петом свое спасение содевая.

Думаю, впрочем, что нет нужды раскрывать пред вами взаимные наши обязательные отно­шения. Вы уже не в первый раз вступаете в них, а мне позвольте напомнить о них себе самому про себя. Об одном только считаю нужным пред­ложить вам с некоторою подробностию на пер­вый раз, именно: начертать образ здравого уче­ния христианского, которому надобно внимать, яко светильнику, сияющему во тьме человече­ских мнений и заблуждений, и которому я буду следовать в моем посильном служении слову истины. Выслушайте, что исповедую, чему учить и веры во что искать буду по долгу пастырства, и по сему судите, кто наш и кто чужд нам, с кем общиться и кого убегать должно, чему следовать и чего удаляться надобно. Не новое что и не свое будет предложено, а то, что издревле преда­но нам как святой закон веры и неизменное пра­вило жизни. Так, исповедую, что Бог, Единый по Существу, есть Троичен в Лицах — Отец, Сын и Дух Святый — и что сии Три не имена суть одного и того же Лица и не названия разных действий того же Лица, но Три Ипостаси Едино­го Божества. Так исповедовать заповедала Свя­тая Церковь, так и буду учить и таковой веры буду искать от всех по долгу пастырства.

Исповедую, что сей Триипостасный Бог всесовершенный, по свободной воле Своей, без всякой внутренней или внешней какой-нибудь необходимости, в шесть дней, единым словом Своим сотворил мир сей, не изливаясь в мир и не сливаясь с ним, а пребывая в Себе целым и неизменным, хотя вездесущ есть и все исполня­ет. Так заповедует исповедовать Святая Церковь, так и учить буду и такой веры по долгу буду искать от всех.

Исповедую, что Всеблагий Бог, сотворив мир, не оставил его на произвол судьбы и не оковал узами неумолимой какой-то необходимости, как учит неверие и суемудрие, а с тою же свободою и властию, с какою сотворил его, с тою же и пра­вит им и благостынно печется о всякой твари, паче же разумной, все свободно направляя к благим целям Своим, не стесняясь законами ес­тества, которые сами суть не что иное, как выра­жение Его же воли, потому всецело подлежат Его свободному распоряжению и изменению там, где сего требует Его беспредельная премудрость. Так исповедовать заповедует Святая Церковь, так буду учить и такой веры буду искать от всех.

Исповедую, что мы, будучи сотворены для всегдашнего общения с Богом и неизменного в Нем блаженства, в прародителях наших нару­шением Его заповеди отпали от Него, навлекли на себя праведный гнев Его, и подпали времен­ному наказанию и вечному осуждению, и что по­тому всякое видимое и испытываемое нами зло внутреннее или внешнее не есть естественное наше состояние или следствие нашей ограничен­ности, а есть прямой плод греха, — наказание, только милостию Божиею обращаемое в очис­тительное нам орудие, под условием веры, пока­яния и смиренной покорности воле Божией. Так исповедовать заповедует Святая Церковь, так буду учить и такой веры буду искать от всех.

Исповедую, что движимый любовию Господь, не терпя, чтоб любимое Его творение — человек погибал в сем бедственном положении, благо­волил низойти на землю, принять на Себя чело­веческое естество, страданием и смертию удов­летворить правде Божией, и, по Воскресении, вознестись на Небо, и, седши одесную Бога и Отца, снова открыть человеку свободный доступ к живому богообщению.

Исповедую, что все восстановительные Боже­ственные силы, яже к животу и благочестию, положены Господом во Святой Его Церкви, как единственной врачебнице нашей, и действуют в ней Духом Святым чрез Святые Таинства и дру­гие освятительные учреждения над всеми, с от­верстым верою сердцем приступающими к ним, и что другого способа к принятию благодатных сил нет и быть не может, что бы ни замышляли и как бы иначе ни мечтали одуховляться некото­рые мечтательные умы.

Исповедую, что всякому ищущему спасения нужно первее всего покаяться с решимостию не грешить более, хотя бы это стоило жизни; затем приступить к Таинствам для получения благо­дати, в укрепление слабых на добро своих ес­тественных сил, далее идти посильно путем за­поведей Христовых среди всех освятительных учреждений и молитвований Церкви, существен­но необходимых для возгревания в нас духа бла­годати, под влиянием подвигов самоотвержения к умерщвлению страстей, пока, наконец, достиг­нем в светлую область бесстрастия и чистоты, в сию «меру возраста исполнения Христова» (Еф.4, 13).

Исповедую, что начавшие сим путем, вступая в общение с Богом, вступают вместе с тем и в общение с невидимым миром — Ангелами и все­ми святыми, прежде их Богу угодившими, и, при­бегая к их заступлению, получают благовремен­ную от них помощь, — паче же всех от Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — всесильной нашей Заступницы и Ходатаицы.

Исповедую, что за грех первородный душа разлучится с телом действием смерти и пребу­дет в сем разделении до Будущего воскресения и Суда, — или питаясь надеждою вечного бла­женства, если следовала во всем воле Божией, или томясь страхом вечных мук, если противи­лась заповедям Господним.

Все сие исповедую всею душою, всем серд­цем и всем помышлением моим, потому что так исповедовать заповедует Святая Церковь. Так и учить буду и такой веры буду искать от всех.

И вот я намеренно очертил вам все наше ис­поведание, чтобы возобновить в мысли вашей светлый лик веры нашей, — указал путь, ко­торым заповедано нам идти, и намекнул на те распутия, на которые уклоняются иные по не­достатку учения, другие по учености, худо на­правленной. И да избавит вас Господь от сих уклонений! Все изображенное мною не ново! Держитесь сей старой веры, как держались ее отцы наши и за то оставили нам ясные следы своей богоугодности, от них же есть и так усерд­но чтимый вами и славимый всею православною Россиею Сергий Радонежский, которого ныне па­мять совершается. Бегайте новин в делах веры и благочестия и «блюдитеся от этих лживых пророков, которые приходят... в одеждах овчих, внутрь же суть волци хищницы» (Ср.: Мф.7, 15), — проразумевайте ложь, кроющуюся в привлекательных сло­вах льстецов, ищущих растлить вас под видом доброжелательства.

Я разумею всех неправомыслящих и неправоходящих не по немощи, а по упорству, с желанием привлечь и других на свою сторону, — разумею:

— не верующих во Святую Троицу и думаю­щих, что Отец, Сын и Святый Дух не суть Лица Единого Божества, а суть имена одного Лица;

— отвергающих Божественное творчество и Промыслительность и думающих, что мир со всеми в нем тварями самослучайно произошел и правится сам собою;

— не верующих в падение человека и бед­ственное состояние наше иным образом объяс­няющих;

— не верующих во Святую Церковь как единую врачебницу, вмещающую в себе все вос­становительные для нас силы, и Святые ее Та­инства и освятительные средства считающих про­стыми обрядами без внутренней силы;

— мечтающих освятительную силу Божией благодати получить каким-то сокровенным, не­видимым способом, а не тем, какой предлагается Святою Церковью;

— не признающих нужными подвижничест­ва и всех дел самоотвержения, льстя себя лож­ною надеждою совместить дух Христов с духом мира;

— чуждающихся общения со святыми и презорливо (надменно, дерзко) отвергающих их ходатайство и заступление, равно как пагубные действия «духов злобы поднебесных» (Ср.: Еф.6, 12);

— не признающих духовности души, ее бес­смертия, будущего воскресения тел наших и веч­ного воздаяния всем нам по делам нашим;

— явных и тайных нарушителей уставов Свя­той Церкви Божией, не считающих нужным со­блюдать посты, исповедоваться, причащаться, не чтущих святых праздников и дней воскресных или, — вместо должного их чествования, преда­ющихся неразумным увеселениям и забавам;

— с дерзким самооправданием не хранящих чистоты до брака и верности супружеской по браке, — вымышляя, вместо Богом благословен­ного, иной какой-то способ сожития;

— вообще всех, увлекающихся и увлекаю­щих неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах жизни...

Видите теперь, кто наш и кто не наш, на чьей стороне истина и где ложь. Уклоняйтесь же от зла и творите благо. Святой апостол и еванге­лист Иоанн Богослов, видя пагубу от появления лживых учителей в стаде Христовом, — с одной стороны, возбуждал бдительность верующих, указывая на сие появление их, с другой — на­учал разузнавать лживость их учения внутрен­ним духовным помазанием. Находясь несколько в подобных обстоятельствах, и мы обращаем к вам слова того же Апостола: «возлюбленные, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир (Ср.: 1Ин.4, 1). Ныне антихристи мнози быша, кои от нас изыдоша, но не беша от нас» (1Ин.2, 18-19). Спросите, как узна­вать их и их учение? По начертанию истины, нами предложенному, или по мудрому правилу, предложенному святым Игнатием Богоносцем: «Держитесь законного пастырства и никогда не отпадете от истины». Ибо пастыри и учители даны Церкви Пастыреначальником и Главою ее Господом — «к совершению святых, в дело служе ния, в созидание Тела Христова... да не быва ем... младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения» (Ср.: Еф.4, 12, 14).

«Бог же Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, да даст вам Духа премудрости и откровения, в познание Его: просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование зва­ния Его, и кое богатство славы достояния Его во святых, и кое преспеющее величество силы Его в нас верующих по действу державы крепости Его» (Ср.: Еф.1, 17-19). Аминь.

5 июля 1859 года

 

Проповедь перед Моршанскою паствою (Указание, что у нас и исповедание веры, и правила жизни, и благодатное освящение, и пастырское руководство – те же самые, как учреждены Господом чрез Апостолов, и увещание не уклоняться от сего)

 

 

В первое мое с вами общение не нахожу лучшего слова, с каким бы обратиться к вам, как то, которое всем нам ныне предложено в апостольском чтении от лица свя­того апостола Павла. Немногословен содержа­щийся в нем урок, но многозначителен, и особен­но для всех нас утешителен, удостоверяя нас, что путь, которым идем, и образ жития и действования, коим чаем спастися, суть те самые, кои прописаны и указаны еще Апостолами, сле­довательно, столько же истинны, сколько исти­нен Сам Бог.

В этом вы сами убедитесь, если вместе со мною проследите содержание нынешнего Апостола (См.: Кол. 3, 12-16).

Здесь святой апостол Павел, похвалив колоссян за то, что одни из них, оставя иудейские меч­ты, а другие — эллинские заблуждения, сдела­лись христианами, указывает потом, что им, как христианам, надлежит делать, как поступать и как вести себя...

И именно.

Первое. Облецытеся, — говорит, — во утро­бы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость... долготерпение», прощайте, если кто имеет что на другого, «мир... да водворяется в сердцах ваших... благодарни бывайте... над всеми ж... стяжите любовь, яже есть coyз совершенства» (Ср.: Кол.3, 12-15), то есть Апостол указывает свойственные христианам чув­ства и расположения, равно как и соответствен­ные им дела.

Второе. Далее присовокупляет: «слово Хрис­тово да вселяется в вас богатно» (Кол.3.16). Слово Хрис­тово, то есть учение о Господе нашем Иисусе Христе, — как Он, Един Сый Святой Троицы, пришел на землю, чтоб спасти нас, падших, как воплотился, учил, чудодействовал, страдал... вос­крес, вознесся на Небо, сел одесную Бога Отца и ниспослал Святаго Утешителя Духа на святых Апостолов и ими основал и учредил на земле Святую Церковь, и вообще — слово Христово есть все учение христианское. «Да вселяется в вас богатно», то есть да исполнит ваш ум, чувство, волю, все существо ваше.

Третье. Наконец, внушает Апостол: «исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в серд­цах ваших Господеви» (Ср.Кол.3.16; Еф.5, 18-19). Псалмы, пения и песни духовные означают весь чин молитвований и последований церковных: Святые Таинства, по­рядок повседневных служб и все освятительные действия и молитвы, совершаемые в Церкви за­конным священством.

Сведите все сие воедино — и выйдет, что свя­той апостол Павел как бы так сказал колоссянам: «Вот вы стали христианами, смотрите же, твердо держите учение Христово, или исповедание свя­той веры, и, укрепляясь благодатию Божиею, подаемою в Святых Таинствах и возгреваемою священнодействиями и молитвованиями церков­ными, идите неуклонно путем заповедей Хрис­товых под руководством законных пастырей и учителей».

Вот чему учил Апостол колоссян!.. Но ведь это то же самое, что и теперь действуется в нас, то же самое, чем и мы чаем спастися. Ибо смот­рите, что мы творим?.. Молимся дома и в хра­мы Божий собираемся для молитвы, освящаем­ся Таинствами и приемлемую в них благодать возгреваем церковными священнодействиями... То есть мы ревнуем о том, чтобы исполниться Духом, «глаголюще себе», по Апостолу, «во псалмех и пениих и песнех духовных».

Далее — и дома частно, и в храмах торже­ственно изъявляем исповедание святой веры, читая Символ веры, который есть сокращение всего учения христианского; слушаем и читаем слово Божие и отеческие писания, читаем дру­гие душеспасительные книги и сами размышля­ем о истинах спасения... То есть что мы делаем? Заботимся о том, чтоб слово Христово «вселялось в нас богатно».

Наконец, в жизни посильно печемся о том, чтоб быть кроткими, смиренными, щедрыми, мирными, любовными... Печемся, то есть, испол­нить сердце свое чувствами и расположения­ми христианскими, какие указаны Апостолом и какие пространно излагаются в учении о запо­ведях Десятословия и заповедях Блаженственных.

Следовательно, тот образ исповедания веры, который мы содержим, тот образ жизни, кото­рым водимся, тот образ освящения, который при­емлем, - вообще путь спасения, коим течем, есть тот самый, который водворен на земле Апосто­лами и от них преемственно дошел до нас и среди нас пребывает без всякого изме­нения — без прибавления и убавления.

Какое великое утешение! Стало быть, нелож­на надежда спасения, коею питаемся, нелицемер­но дерзновение пред Богом и людьми, коим мы воодушевляемся, необманчиво чувство правоты нашей, коим исполняемся! Воздадим же благо­дарение Господу, так о нас благоволившему, воз­дадим благодарение за то, что мы и рождаемся, и воспитываемся, и состариваемся в недрах Еди­ной Святой Церкви, содержащей полную истину, Им Самим на землю принесенную, без особен­ных с нашей стороны усилий... воздадим благо­дарение и за эту уверенность, что стоим в исти­не, что идем прямым путем, что неложен образ спасения, коего держимся... Ибо, братие, на зем­ле нет утешения более того, какое подает убеж­дение, что Единый Истинный Бог (кроме Кото­рого нет другого бога) есть наш Бог, что Сей Бог благоволит нас считать Своими людьми, Свои­ми сынами и дщерями, и что мы образом своего исповедания, своей жизни и благочестия не ос­корбляем Его, а благоугождаем Ему, не отходим от Него, а более и более приближаемся к Нему.

Четвертое. Сознавая же все сие, положим себе законом — свято хранить святую веру, нами исповедуемую, содержа неизменными и образ ис­поведания, и образ освящения, и образ жития, нам Церковию предписанный, не поддаваясь тем, кои имели несчастие отпасть от нее, заблудить­ся и закоснеть в сем заблуждении, — тем то есть, у которых не только недостает освятительных Таинств и молитвований, но и самое исповеда­ние веры неистово, как молокане (псевдохристианская секта), и — тем, у которых хотя исповедание веры и не совсем ис­порчено, но которые, не приемля истинного свя­щенства, сами себя лишают Святых Таинств и, следовательно, благодати Божией, коей нельзя получить иначе, как чрез Таинства, каковы рас­кольники. Ибо ни те, ни другие не содержат ис­тинного образа спасения, указанного всем нам Апостолом.

Пятое. Но оставим их благости Божией, моляся о них, да просветятся умы их, омраченные ложью, и умягчатся сердца их, ожесточенные упорством в заблуждении. Сами о себе паче и паче попечемся, чтоб, и содержа истинный образ спасения, не оказаться нам неспасенными, будем, то есть, свято исполнять все необходимое для спасения. Ибо бывает же, что иной лежит в доб­рой врачебнице и не лишен должного попече­ния, а однако ж, не уврачевывается. Отчего? Оттого, что не все сполна и не все как должно исполняет, что предписывает ему врач. Так мо­жет случиться и с нами, что, принадлежа Истин­ной Божией Церкви, сей единой врачевательнице нашей, не получим исцеления немощей ду­шевных и, следовательно, не спасемся, когда не станем исполнять всего, что предписывается Церковию, — и исполнять так, как предписывается. Что пользы, что иной пред глазами имеет чис­тый колодец, а для утоления жажды берет во­ду из другого мутного и нездорового источни­ка? И нам не будет пользы, если, пребывая во дворе Дома Божия — Святой Церкви, где обиль­ная источается вода спасения, семью потоками изливаясь на всех, мы не будем пользоваться ею, а обратимся к другим колодцам, сокрушен­ным и безводным или содержащим гнилую во­ду. Что же именно сотворим? То, что заповедал Апостол: содержа святое исповедание веры и ук­репляясь благодатию Божиею, подаемою в Та­инствах и возгреваемою священнодействиями и молитвованиями церковными, будем ходить по заповедям Евангелия и уставу Святой Церкви, под руководством законных пастырей и учите­лей — ходить неуклонно, без опущений и при­бавлений, без лености и ложных извинений, в простоте сердца, как пред Господом Сердцевед­цем, все видящим и за все имеющим воздать сторичным воздаянием.

Вот о чем судил я напомнить любви вашей и вашему благочестию в первый мой к вам при­ход, — напомнить только, ибо уверен, что все то не иначе издавна содержите все вы и сим обра­зом печетесь посильно жительствовать и спасать души свои; напомнить для того только, чтоб, по Апостолу, сим напоминанием возгреть сердца ваши с неослабною ревностию продолжать со­вершаемое течение, — молясь Щедродавцу Богу, чтоб, начав в вас дело Свое, Он и «совершил е», и представил вас чистыми и неповинными в День Христов во славу всесвятого имени Своего. Аминь.

1 сентября 1859 года. В г. Моршанске, в соборе

 

В неделю святых отцов первого Вселенского собора (Истинное исповедание христианское состоит в том, чтоб исповедать Иисуса Христа Богом вседушно – умом, волею и сердцем, и где нет этого, там арианство)

 

Ныне Святая Церковь воспоминает свя­тых отцов, прославившихся твердостию исповедания веры в Божество Господа нашего Иисуса Христа, защищавших сей догмат и утвердивших его на Первом Вселенском Со­боре. Предлагаются вниманию нашему и чество­ванию святые отцы для того, чтоб их ревностию воодушевить и нас стоять до крови за Божество Господа и Спасителя нашего и с мужеством во­оружаться против всего, что восстает против Него. Как же мы можем выполнить в настоящее время сие внушение матери нашей — Церкви?

Известно вам, что богохульно проповедовал нечестивый Арий? Он проповедовал, что Спаси­тель наш не есть Истинный Бог, хотя величал Его самыми высокими титлами. Такое учение стремилось уничтожить самое христианство как единственный путь ко спасению. Ибо если Спа­ситель не Бог, то нет нам спасения. Затем и во­плотился Единородный Сын Божий и Бог, что премудрость Божия не находила иного удобней­шего способа к нашему спасению. Мы — едино с человечеством Господа Иисуса Христа; чело­вечество в Господе ипостасно соединено с Боже­ством Его и в Нем с Триединым Богом. Верую­щие становятся едино тело с Господом, и как Господь Един с Богом, в Троице поклоняемым, то и все верующие чрез Него входят в единение или приискреннее1 общение с Триипостасным Богом. В сем состоит вся тайна спасения! «Аз во Отце», — говорит Господь к ученикам, — «и вы во Мне» (Ср.: Ин.14, 20). Почему молился ко Отцу: «да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Азе Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Ин.17, 21).

Так видите, что, отвергая Божество Господа и Спасителя нашего, Арий покушался уничто­жить самое необходимое звено в цепи воссое­динения нас с Богом, оставляя нас в прежнем мрачном отдалении от Бога, или, что то же, с Еван­гелием в руках он хотел подрывать основания христианства.

Вот отчего и восстали против него тогда все, повсюду ревновавшие об истинном спасении святые отцы, — все, которые самым делом желали содевать спасение, а не мудрствовать только о нем. Этим они показали и нам пример — тоже своим образом — в наших обстоятельствах вся­чески защищать Божество Господа и Спасителя нашего и вооружаться против всего, что про­тивно ему. Ибо много врагов у Господа, или у спасения нашего, и было, и есть. Арианство гласное давно исчезло; но негласное ходит по миру христианскому и собирает себе жертвы из круга невнимательных к делу спасения, — боль­ше же всего из круга тех, кои слишком много доверяют себе самим. Прошу вникнуть в следу­ющие мысли.

Исповедающие Божество Господа всем су­ществом своим поклоняются Ему, яко Богу, — поклоняются своим умом, своею волею и своим сердцем, вносят Его в свою внутреннюю храми­ну и посаждают Его, как на Херувимах, на всех силах своего духа, так что сии последние ника­кого движения не имеют иного, как то, которое дает им восседящий на них Господь. В этом су­щество исповедания Господа и Спасителя наше­го Богом, а не в одном устном прочитывании: «верую... И во единаго Господа Иисуса Христа» и так далее. Можно и читая сие, быть внутренно — по настроению своего духа — арианином... Итак, исповедуя Божество Господа, надо иметь Его Богом ума, Богом воли и Богом сердца.

Ум имеет Богом Господа, когда беспреко­словно приемлет все, принесенное Им на землю и чрез Апостолов проповеданное учение... Если у кого Господь есть Бог для ума, то как может он не только говорить, но и помышлять что про­тивное ясному Его учению? Когда Бог говорит, тварь молчаливо должна принимать слово Его в закон себе. Итак, если кто не принимает чего из учения христианского, или принимает не все, или, принимая что, суемудрствует о том, того ум не признает Христа Богом — недугует ариан­ством. Не то сие значит, чтоб противно было Господу знать и другое что, кроме христианско­го учения, а то, что христианское учение должно стоять во главе и руководить всем. Усвой себе сие учение и с ним иди в область всех других познаний, отвергая все несогласное с ним. Кто действует так, тот истинно поклоняется Господу умом, яко Богу; кто иначе — тот арианствует.

Воля имеет Господа Богом, когда беспре­кословно подклоняет выю свою под иго спаси­тельных Его заповедей, или когда терпеливо и благонадежно идет путем спасения, который уч­режден Господом и Спасителем, не изобретая в самонадеянности своих самодельных путей. Мы с вами выясняли однажды, в чем состоит сей путь. Повторю вам: прияв Божественные силы в Таинствах и возгревая их чрез все священ­нодействия Церкви, иди, при свете веры, путем заповедей, под руководством пастырей, — и спасешься. Кто смиренно подчиняется сему спаси­тельному игу, — тот поклоняется Спасителю, яко Богу; кто действует иначе, тот арианству ет. Не то сие значит, чтоб только и позволительно было нам, что ходить в показанном чине. Нет. Но на­строй свое внутреннее по показанной программе и потом действуй под ее освящением и под ее руководством во всех кругах, где можешь дей­ствовать: в семействе, в торговле, в воинствовании, в гражданской службе — везде, где хочешь, только не позволяй себе нарушить того чина, ко­торый Господом положен как закон для нас и как условие спасения нашего. У кого есть такое настроение, тот искренно исповедует Спасителя Богом; у кого нет, тот арианствует.

Сердце имеет Господа Богом, когда, всецело прилепившись к Нему, Им Единым услаждает­ся и кроме Него — только тем, что носит явный отпечаток Его лика, Его свойств, Его благоволе­ния и особенной близости... Вы уже догадывае­тесь, к чему это ведет. Господь обитает в Церк­ви. Церковность есть облачение Его, — есть след вони Его... Сердце, любящее Господа, здесь толь­ко и находит сладость и покой... Услаждается пением только духовным, живописью духовною, действованием духовным, то есть священнодействиями; поэзиею духовною, то есть церковны­ми песнями... Тут — рай того сердца, которое Господа имеет Богом своим. Не то сие значит, чтоб нам непозволительны были никакие удо­вольствия — эстетические или даже телесные... Нет. Непозволительно только отрывать сердце от Господа и прилеплять его к чему-либо кроме Него. Настрой сердце свое так, чтоб оно находи­ло истинное — ублажающее — услаждение толь­ко в вещах Божественных и во всем боголепном учреждении церковном на земле, и потом смот­ри: какие удовольствия укрепляют и возвыша­ют сие услаждение, те принимай и вкушай, а ка­кие ослабляют его и погашают, те отвергай. Кто так действует, тот имеет Господа Богом сердца своего, а кто иначе, тот арианствует.

Такой урок предлагает нам ныне Святая Цер­ковь. Она внушает нам: «Поклоняйтесь Госпо­ду Иисусу Христу, яко Богу, умом вашим и не понимайте иначе вещей, как так, как Он изобра­зил в Божественном учении Церкви или соглас­но с тем и по руководству того. Поклоняйтесь Ему, яко Богу, волею и не учреждайте себе дру­гого порядка жизни, как тот, который Им учреж­ден — во спасение наше. Поклоняйтесь Ему, яко Богу, сердцем и не находите вкуса ни в чем, кро­ме Него и Божественных вещей, кои суть след Его». Помните, братие, что в христианстве глав­ное не слово звучное и не внешнее дело, а внутреннее настроение. Господь есть Бог для нас, когда Он есть начало для наших познаний Сво­им учением, начало для наших предприятий — Своими заповедями и начало для наших эстети­ческих удовольствий — благообразным устрое­нием Церкви. У кого нет сего, тот арианствует, для того Господь — не Бог. Если не Бог, то и не Спаситель. А кому Иисус Христос не Спаси­тель, тот есть жертва погибели и подлежит осу­дительному определению триста восемнадцати богоносных отцов, бывших на Первом Никейском Соборе, хотя внешне и принадлежит к Церк­ви Божией. Аминь.

15 мая 1860 года

 

В день Пятидесятницы (В день сошествия Святого Духа человечество впервые по падении дохнуло Духом Святым и дышит им в Церкви Православной дыхание это полно. А у других не полно или совсем отсутствует)

 

Какою светлостию окружила Святая Цер­ковь праздник Пятидесятницы! Видим и в песнях, и в образе священнодействий, и в убранстве храмов, домов и даже путей осо­бенные проявления радования. И понятно по­чему. Это все есть плод радости жизни чрез Духа Святаго о Христе Иисусе, Господе нашем.

И сколько здесь поучительных — высоких символов! Из многих остановлю ваше внимание на одном, именно на том, что ныне все заготов­ляют себе пуки цветов и пахучих трав, которых аромат с усилием вдыхают в то особенно время, когда читаются молитвенные воззвания к Богу, в Троице поклоняемому.

Что значит это очень простое по виду дей­ствие? Оно выражает, что сошествие Святаго Духа имеет самое близкое сходство с дыханием. И действительно, и первое приятие Святаго Духа, и пребывание Его в Церкви и то, как Он разливается по всему телу Церкви и как каж­дым членом ее приемлется — самым очевидным образом отражается в действии нашего дыха­ния. Вот посмотрите, как это!

Сошествие Святаго Духа есть первый вздох человечества Божественным Духом. Обратитесь назад и припомните пророчество Иезекииля о поле, полном костей человеческих. Помните, как по слову его совокуплялись кости к костям, как они потом покрывались жилами, плотию и ко­жею, но духа не было еще в них. И сказано было Пpopoку: «прорцы о Духе; и прорекох», - гово­рит, - «и все ожило» (Иез.37, 9-10). Сие поле костей есть образ падшего человечества, которое, в отдалении от Бога, не имело в себе жизни и было без Духа, как говорит Апостол. Но милостивый Господь не оставлял его, а приготовлял его к приятию ожив­ления разнообразными промыслительными дей­ствиями. Ко времени явления Христа Спасите­ля оно, можно сказать, совсем было готово приять новую жизнь, походило на труп цельный, в коем кости совокуплены к костям и покрыты жилами, плотию и кожею... только духа не было в нем. И в Евангелии ясно говорится, что время ожив­ления его уже настало. Оставалось немногое: «не у бе Дух Свят (отчего? ), яко Иисус не у бе прославлен» (Ср.: Ин.7, 39). Но вот Господь воскрес, вознесся во славе на Небеса... Божественный Дух сошел, и человечество ожило, дохнув Божественным Духом, — это в первый раз, как новорожденное дитя, выходя на свет, в первый раз вдыхает в себя воздух. Апостолы, или вся первая собрав­шаяся в Сионской горнице Церковь, были толь­ко устами, коими приняло человечество сие пер­вое вдыхание Духа.

Но проведем далее сие сравнение. Приня­тый в дыхании воздух обыкновенно проходит в легкие — из большого канала все в более и бо­лее меньшие, пока дойдет до последних преде­лов. Приемники живительных стихий воздуха суть легкие, а способ сообщения его живитель­ности есть самое действие дыхания, совершаю­щееся колебанием груди, или вдыхание и выды­хание. Так и в отношении к Духу Святому. Дохнувши однажды Божественным Духом, род человеческий дышит Им с тех пор непрестанно. Легкие, в коих сие совершается, есть Святая Цер­ковь; каналы в легких — это Божественные Та­инства Святой Церкви и другие освятительные ее действия. Колебание груди есть годовое дви­жение всех священнодействий Церкви, например: Великий пост со всем чином своим, потом пятидесятодневные празднества, далее будет опять пост, и опять светлые дни, и так далее, — это точь-в-точь колебание груди. Так дышит Хрис­това Церковь, или все повсюду верующие хрис­тиане. И как христианство — в человечестве, то все человечество дышит в нем, хотя не все оно причастно животворных действий сего Божест­венного дыхания.

Причина сему та, что в одной части челове­чества повреждены органы дыхания, другая — большая — не подвергает себя влиянию сего благотворного дыхания. Ибо как для того, чтоб дыхание производило все полное свое действие в теле, необходимо, чтоб каналы легких были не повреждены и не засорены, так и для того, чтоб Божественный Дух оказывал полное свое дей­ствие, необходимо, чтоб органы, Им Самим уч­режденные для сообщения Себя, были целы, то есть все Божественные Таинства и священно­действия сохранялись в том виде, как они ус­тановлены святыми Апостолами, по внушению Духа Божия. Где повреждены сии учреждения, там дыхание Божественным Духом не полно и, следовательно, не имеет полного действия. Так, у папистов все Таинства повреждены и иска­жены многие спасительные священнодействия. Папство — легкое со струпами или загноенное. У лютеран большая часть Таинств и священно­действий отвергнута, оставшаяся искажена и в смысле, и в форме. Они походят на тех, у коих согнило три четверти легких, а остальная дотле­вает. Близки к ним, но еще поврежденнее — наши раскольники, молокане, хлыстовцы и прочие. Все таковые не дышат или не полно дышат, потому суть тлеющие трупы, или чахнущие, как чахнет тот, у кого расстроена грудь.

Однако ж не будем обольщать и себя тем, что мы обладаем здравыми орудиями дыхания Божественным Духом, то есть истинными Свя­щенными Таинствами и настоящим устроением Церкви. Есть и здесь свои условия для оживле­ния Духом. Смотрите, как. Тогда как свыше воз­дух сходит в легкие и расходится по ним чрез каналы, — другими сосудами снизу восходит туда же отжившая кровь и не жившие еще соки, выработанные из принятой пищи, и расходятся тоже по каналам легких. Будучи наитствуемы здесь животворными стихиями воздуха, сии соки претворяются в живую кровь. Отжившая, мрач­ная кровь — образ грешников, омрачившихся грехами, а новые соки — это новорожденные или обратившиеся и принявшие оглашение иновер­цы или неверные... Те и другие оживляются во Святой Божией Церкви, подвергая себя наитствованию Божественного Духа в Святых Таинствах. Христиане-грешники лишаются Духа, но — говеют, исповедаются, причащаются Святых Та­инств и снова начинают дышать Божественным Духом. Без дыхания Божественным Духом нет жизни. Как Церковь дышит Духом, так Им дол­жны дышать все мы. Уста, коими приемлется Божественный Дух или отверзается сердце для приятия Его, есть живая вера; соприкосновение с Ним есть участвование в Таинствах и священ­нодействиях по уставу Святой Церкви; усвое­ние Его есть действование по Его внушению, выражаемому в требованиях совести и запове­дях евангельских. Кто живет так, тот дышит Духом и оживляется Им. Верное же свидетель­ство одуховления есть молитва, которую спра­ведливо называют дыханием Духа. Кто хорошо, собранно и тепло молится дома или в церкви, тот дышит Духом...

Молю убо вы, братие, «не упивайтеся вином» чувственных удовольствий, «но паче исполняйтеся Духом: глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви: благодаряще всегда о всех о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу» (Ср.: Еф.5, 18-20). Аминь.

22 мая 1860 года

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь