Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


При вступлении на Владимирскую пасту (Что значит в Православном христианстве – тещи и неподвижну быть)



 

Первое совершив с вами священнодей­ствие, первое мое обращаю к вам слово. И что скажу вам? Если б говорить все, что можно и желательно, то и конца не было бы собеседованию. Дадим лучше свободу течению мыслей, и что изберется из многого, то возьмем себе в урок на память о нынешнем дне.

Се, всеправящая десница Божия указует мне пастырское среди вас служение - и дает вам во мне пастыря, а мне в вас — паству. Благосло­вим Господа, так благоволившего о нас! Что до вас, то вы, конечно, не имеете других осязатель­ных побуждений к благодарению, кроме общей заповеди — о всем благодарить. Я же в новом моем назначении вижу особенную ко мне ми­лость Божию, по преизбытку немощей моих ум­ножающую благодать свою на мне. Ведая дол­гое во Христе пребывание новой моей паствы, великие труды, подъятые ею в служении Госпо­ду, а паче великие Божий дары, излиянные на нее в прославлении святых ее мужей, в нетлен­ных мощах, чудотворных иконах и неоднократ­но бывших чудесных благодеяниях Божиих, я вхожу как бы в рай благодати, как бы в готовое жилище Божие и исполняюсь благонадежием на скорую помощь мне в подъятии трудов пастыр­ства. Теперь пусть немощна молитва моя, ее вос­полнят просиявшие здесь святые, ныне на Небе у Престола Божия предстоящие, кои, обычно о вас молясь, и меня да примут под милостивый покров свой. Пусть не богат я мудростию дея­тельною — ее заменят долголетним опытом ус­тановившиеся среди вас спасительные порядки жизни. Пусть бессильно слово мое к созиданию душ ваших - вместо него будут назидать вас долгие ряды предков ваших, сильных в вере и благочестии, громче всякого слова проповедающих о спасительном пути. Приводя все сие на память, как не возблагословлю Господа, вступая в небезответное духовное общение с вами!

Говорю, впрочем, так, братие, не затем, чтоб, сложив все орудия доброго пастырствования, предаться покою, но затем, чтоб, чувствуя под собою утвержденную почву, дерзновеннее всту­пить в дело и благонадежнее действовать. Ибо, кто бы и куда бы ни был послан в земных па­ствах, всегда к нему может идти как указание цели слово апостола Павла к Титу: «да недокончанная исправиши» (Тит.1.5). Я должен принять на себя сей урок, и приемлю. Не подразумевайте, однако ж, в сем слове самонадеянных обещаний. Все от Бога — и начинание, и исполнение. Ему в мо­литвах предадим души наши, Его мановениям внимая и от Него чая укрепляющей помощи, без жаления, однако ж, и своих сил. Это закон оди­наково неотложный и для меня, и для вас.

Между тем есть и общие начертания действий, кои сами собою теснятся во внимание и всегда, тем паче в подобных нынешнему случаях. Их много можно перечислить. Не буду, однако ж, об­ременять вашего внимания многим; укажу глав­нейшее и нужнейшее.

Приводя себе на память вашу испытанную любовь к пастырям, нахожу в том опору моей надежде на искреннее общение между нами и призываю вас сохранить навсегда обычный вам дух любви и мира. Мир и любовь всех вас меж­ду собою и со мною да водворяется в сердцах ваших, свидетельствуясь не доброжелательством только друг другу и сочувствием, но и содей­ствием и всяким взаимнопомоганием. Будем тер­петь друг друга, уважать в каждом достоинство и человеческое, и паче христианское, снисходить немощам и во всем «не своих си» искать, но паче «дружних смотрят». Паче же всего «единодушии» да будем и «единомудренни, стоя «во едином дусе и единодушие сподвизающеся по вере благовествования» (Флп.2.4, 2; 1, 27) и «тщащеся блюсти единение духа в со­юзе мира» (Еф.4, 3), дабы «единодушно едиными усты ела вить Бога, ибо един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех. Да не будут» убо в нас «распри», разделения, «рвения, ереси», стязания и словопрения, но «да тожде глаголем вси и будем утверждени в томже разумении и в тойже мысли» (Рим.15.6; Еф.4, 5-6; 1Кор1, 10; 3, 3; Гал.5, 20)

Так все вместе, единясь в мыслях и чувствах, мы составим из себя крепкий сосуд, в который благонадежнее будет изливать Господь щедроты Свои. И мы будем посему «как древо при исходищах вод» (Пс.1.3), напояемое благодатию Божиею для обильного плодоприношения.

Далее — пребывая в таком единодушии и единомудрии, взаимно поощряя друг друга и взаимно друг другу помогая, будем, братие, с усе­рдием «простираться в предняя» (Флп.3.13) по силе нашей. Напоминаю о сем из опасения, не расслабели ль вы как-нибудь от долгого пребывания в том же роде действования. Хотя христианство само есть образ жизни, полнящий, а не истощающий, воз­буждающий, а не томящий, но как немощь естества нашего изобретательна на уклонение от должного, то, не духом времени увлекаясь, а сло­ву Апостола внимая, долгом считаю возбудить вашу ревность, приглашая: «гоните со усердием к почести вышнего звания», восходите от силы в силу и обновляйтесь непрестанно в себе, «задняя забывая и в предняя простираясь», чтоб можно было сказать, что и в вас «древняя мимоидоша, и се, быша вся нова» (Флп.3, 14, 13; 2Кор.5, 17). Но, братие, «тако тецыте, да постигне­те» (1Кор.9, 24). Непрестанно устремляясь вперед, помните и другое слово Апостола: «стойте... неподвижни пребывайте» (1Кор.16, 13; Кол.1, 23). Есть люди, кои, не постигая сего союза неподвижности в христианстве с обяза­тельным для христиан стремлением вперед, впа­дают в ошибку, пагубную для них и опасную для других. Вместо того, чтоб в стремлении «в предняя» себя обновлять по образцу христиан­ства, они хотят само христианство поновлять по своим прихотям, не себя ему подчиняя, а его к себе применяя. Оставаясь теми же, они мечтают, будто идут вперед и другим содействуют к тому посредством разных отмен и изменений в хрис­тианских порядках и в законах Святой Церкви Божией. Порядок требует, чтоб устроение нас, заповедуемое христианством, оставалось неиз­менным, мы же подходили к нему, обновляясь и изменяясь, по образцу его, в себе. А они не себя хотят изменять, а христианство — и тем портят все дело, подрывая всякую возможность к дей­ствительному нашему совершенствованию.

Христианство, предлагая нам образец высо­кого совершенства, подает к тому и все должные средства. Оно есть лествица, возводящая на Небо, путь, ведущий в Живот, врачевство, исцеляющее все немощи наши и несовершенства. Лествица сия уже утверждена и многих возвела на Небо. Не перестраивать ее нужно, а восходить по ней. Путь сей уже испытан: он прост, для всех виден и верен. Было бы неразумно тратить время и труды на проложение нового пути или на ис­правление по-своему уже проложенного. Пролагая новый путь, можно, по близорукости, на­править его в пагубу, а переустрояя — только испортить, наделавши рытвин и перекопов. Идти надо по указуемому пути, а не вопить без смыс­ла, не лучше ли сюда пойти, не лучше ли туда уклониться, праздно вперив очи, кто весть ку­да, или бесполезно бегая взад и вперед. Врачев­ство христианства пред целым светом доказало и доказывает свою целительность на всех, кто пользуется им без всяких суемудрых умнича­ний. Было бы непростительною ошибкою поку­шаться отменить из его целительных составов то одно, то другое, то третье. Рецепт сей на Небе составлен и исполняется из Небесных веществ.

Покушаясь его поправить, земнородные самона­деянно берут на себя дело совершенно превы­шающее силы их и пагубное. Не исправлять ле­карство, а пользоваться им надо в простоте веры, чтоб оздравиться его целительною силою. По­нятно теперь вам, что значит в христианстве «стоять и тещи».

Так и поступайте. Содержите христианство все, как оно есть и хранится в Церкви Христо­вой, и твердо стойте в нем, не покушаясь изме­нять или отменять что в нем, а себя непрестанно совершенствуйте по образцу его, всячески забо­тясь достигнуть той меры, какую оно всем ука­зывает, целясь' его целительностию, со тщанием теча, куда оно ведет, и неленостно восходя, куда возводит.

Но при сем, братие, пришло мне на мысль другое уклонение от правды, не менее пагубное, которое тоже считаю не неуместным оговорить. Иные погрешают относительно того, как долж­но пребывать неподвижным в христианстве, по заблуждению включая в область неизменного устроения нашего спасения и то, что привзошло в благочестивую жизнь христиан по потребнос­тям изменчивого времени, по ненамеренным ошибкам или по намеренному злоупотреблению, не замеченному и не предотвращенному в свое время. Они походят на тех, кои, находясь при дороге прямой и истинной, запутались в прилип­чивую траву и вертятся на одном месте, в оболь­щении думая, что совершают важное и для себя, и для других дело, и тяжесть ненужных уз и сопряженных с тем неприятностей считая цен­ными в очах Божиих подвигами веры и благо­честия. Они сами себе заграждают путь и сами себя томят голодом и жаждою, изобретая непитающую пищу и ненапояющую воду в виду истин­ного дома премудрости, в коем уготована обиль­ная Трапеза, предлагающая истинное Брашно и истинное Питие. Лишая себя таким образом ис­тинно животворных сил и питательных соков, они неподвижно стоят и чахнут. Не прилепляй­тесь к таковым и тем паче не ходите вслед их. Эти «образ благочестия имеют, силы же его отввергаются» (2Тим.3.5); а первые скорее суть «облацы безвод­ные, от ветр преносимые» (2Пет.2.17), хотя и может казаться, что они несут благотворное орошение.

Так, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе, идите царским путем, указанным Святою Пра­вославною Церковию, «яже есть столп и утверждение истины» (1Тим.3, 15).

Вот к чему мы пришли. И ненамеренно буд­то в слове нашем обозначились начала верования и жизни христианской. Это и полагаю я в основание, на котором потом буду назидать, если Господь не оставит меня Своею благодатною помощию. Помогите и вы мне вашим вниманием к слову моему и вашим послушанием. Конечно, вы уже так давно стоите в вере, что, может быть, не требуете, да кто учит вы, довольны суще и других научить; но это не снимает с меня обя­занности говорить, а с вас обязанности слушать. Я беру на совесть опасливое слово Апостола: «горе мне, аще не благовествую» (1Кор.9, 16) - и постараюсь по силе моей сказывать вам всю волю Божию, а вы постарайтесь узнать сию волю и, узнавши, исполнять во всей широте предписания и по всей силе вашего усердия, да будете овцы, гласа пастырева слушающий и по нем идущий, а я на деле пастырь, глашающий своя овцы по имени и изго­няющий их неленостно на пажити слова и бла­годати (Ин.10, 3-4). Даруй, Господи, чтоб от вас никогда не была отнята похвала усердного внимания и по­слушания, как от меня — непрерывного учения и руководства.

В заключение помолимся, братие, да благо­словит Господь сие новое лето нашей жизни и Да дарует нам во взаимном внимании друг ко другу дружелюбно пройти положенное нашему сожитию время во славу Божию и общее всех нас спасение.

Покров Матери Божией, молитвы всех свя­тых, зде почивающих, да осеняют нас и, непре­станно согревая, да возбуждают на труды и ук­репляют в них. Аминь.

/ сентября 1863 года

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь