Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РЕСУРСЫ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО



В узком смысле к ресурсам деятельности в сфере куль­туры относятся финансы, материально-техническая база (здания, оборудование, инструменты, реквизит), информа­ционное, организационное обеспечение и кадры. И обыч­но этих ресурсов не хватает. Везде и всегда. Неспроста бы­тует шутка: «Если работник культуры говорит, что у него имеются все необходимые ресурсы, то это не работник культуры». Отсутствие или нехватка средств, фактиче­ски, обязательная деталь профессионального имиджа в сфере культуры.

Творческая деятельность в сфере культуры, в прин­ципе, реализуется двояким образом. Во-первых, это «про­двинутое» творчество (искусство), пользующееся спросом. В эстраде это «раскрученная попса», теле-, кинозвезды. В кино это блокбастеры и фильмы — лауреаты кинофес­тивалей. В театре это коллективы уровня Мариинки, мо­сковского Ленкома. В литературе — не только классика, но и современные авторы типа Б. Акунина, В. Пелевина, Д. Донцовой. В изобразительном искусстве — фигуры вро­де И. Глазунова, А. Шилова, 3. Церетели. В музейном деле — Эрмитаж, Русский музей... Сюда же можно отне­сти известных музыкантов, модных архитекторов и дизай­неров, а также портретистов и «матрешечников». «Про­двинуто» прежде всего и именно в рыночном смысле (от маркетингового термина promotion), что связано обычно с хорошо известным именем, «брэндом». Эта деятельность рассчитана на широкие круги потребителей, транслиру­ется в СМИ, составляя основное содержание «массовой культуры». Осуществляется эта деятельность преимуще­ственно на коммерческой основе, но ее весьма охотно под­держивают и спонсоры.

Во-вторых, это современное искусство (андерграунд, авангард, «параллельное», «независимое» искусство). Его отличают «непродвинутость», поисковый характер, до­вольно узкий круг потребителей, аура «избранности» и «посвященности», фактически — ориентация на некую узкую субкультру. Осуществлена эта деятельность может быть или на энтузиазме авторов и самих потребителей, или при поддержке доноров с очень конкретной мотивацией.

И в обоих случаях речь идет о социальном партнерст­ве, основой которого выступает общность интересов. Соб­ственно, эта общность интересов и есть главный ресурс в сфере культуры, а способность осуществить leverage — привлечь на реализацию своего проекта не свои ресурсы. Деятельность в сфере культуры и осуществляется преиму­щественно за счет ресурсов привлеченных — ресурсов со­циальных партнеров, в качестве которых могут выступать не только собственно потребители, но и органы власти, спонсоры, благотворители, общественные организации, добровольцы-помощники.

Привлекательность и известность учреждений и орга­низаций культуры, их деятельности, отдельных проектов, столь необходимые для успешного фандрейзинга, покоят­ся на востребованности и способности ответить на эту вос­требованность, выстроить общность интересов.

В Екатеринбурге разовое выступление небольшого коллектива из музыкальной школы в супермаркете «Кировский» дало толчок долговре­менной и масштабной программе сотрудничества магазина и школы. Ре­бята получили возможность публичных выступлений, а магазин стал при­влекательнее для посетителей.

Ярким событием в жизни Суздаля за последние несколько лет стал ежегодный День Огурца. Суздаль издавна является одним из российских центров выращивания и консервирования этого любимого овоща, в неко­торой степени —огуречной столицей России. Проводится празднике один из выходных дней периода массовых огуречных заготовок, поэтому нахо­дит у горожан самый живой отклик— как у держателей подсобных хо­зяйств, так и у просто покупателей. В подготовке и проведении праздника активно участвуют заинтересованные торговые и закупочные фирмы — местные, российские и даже зарубежные. Так из самой ткани обыденной жизни возникла устойчивая культурная традиция, объединившая интере­сы рядовых граждан, сельхозпроизводителей, пищевую промышленность и торговлю, прочно вошедшая в праздничный календарь региона и рабо­тающая на продвижение его привлекательного имиджа.

На общности интересов и социальном партнерстве строит свою рабо­ту Комитет по культуре Красноярского края. С 1999 г. в крае действует программа «Содействие»— фактически, сеть региональных соглашений органов краевой и местной администрации с хозяйствующими структурами и общественными организациями по поддержке сферы культуры края. В свою очередь, в рамках этих соглашений учреждения культуры участву­ют в социально значимой деятельности других отраслей. В рамках «Содей­ствия» такие направления, как работа с ветеранами, оздоровительная ра­бота, реабилитация инвалидов (в первую очередь — детей) и т. д. В ре­зультате успешной реализации программы, доля затрат на сферу культуры в консолидированном бюджете края составляет уже третий год выше 11 %! Это при нигде не выполняемой законодательной норме в 6%! А краевая сфера культуры оказывается мощным фактором консолидации бизнеса и власти, населения и работодателей, старшего и молодого поколения.

Координатором этой деятельности выступает отдел культурных про­грамм Комитета по культуре, а на местах ее ведут работники городских и районных отделов культуры. Речь идет о весьма трудоемкой работе, не­однократных контактах с чиновниками других отраслевых структур, разъ­яснении возможностей сферы культуры, демонстрации, что сотрудниче­ство с нею делает честь. Это в свою очередь требует внятной и конкрет­ной «союзнической» работы со СМИ. В результате сфера культуры в крае превратилась в один из основных поставщиков «хороших новостей». По­требовалось и проведение специальных акций, поддерживающих высо­кий статус сферы культуры и ее работников. Наиболее ярким из таких событий является ежегодное вручение премии «Вдохновение» по 10 но­минациям (лучшие работники культуры по отраслям, лучшие партнеры, благотворители и т. д.) в лучшем концертном зале Красноярска, с вруче­нием грамот и призов. В 2001 г. по главной номинации «Лучший работник культуры края» победителю— заведующей одной из библиотек— был вручен автомобиль, врученный ей тут же на сцене.

Столь же систематическая работа по развитию социального партнер­ства ведется в Пермской области, где вот уже несколько лет проводится «Ярмарка идей», на которой рассматриваются проекты и программы, на­правленные на решение общезначимых социальных проблем. Например: рабочие места для молодежи, горожане и милиция (взаимодействие и со­трудничество), досуг подростков, борьба с алкоголизмом и наркоманией, возрождение народных традиций и т. п. Специально созданная комиссия производит отбор поступивших заявок и проектов в два тура. В первом туре используются критерии: актуальность и реальность проекта (10 бал­лов), степень вовлечения общественности (7 баллов), охват целевых групп (7 баллов), соотношение собственных и привлекаемых средств (5 баллов), наличие опыта работы у авторов (5 баллов). Во втором туре критерии и баллы меняются: степень участия общественности (10), конкретность ме­ханизмов и средств реализации (8), практичность целей (7), долговремен- ность воздействия на проблему (6), привлечение дополнительных средств (5), соотношение собственных и привлеченных средств (5), ориентация на собственное финансирование в перспективе (5).

Подготовка и проведение ярмарки требуют большой под­готовительной работы: подготовка и распространение ин­формационных материалов, проведение предварительных установочных семинаров, проведение консультаций заяви­телей, создание и деятельность оргкомитета. В результате, если в 1999 г. по итогам Ярмарки был отобран 31 проект (из 202 заявленных) с суммой привлеченных средств на сумму почти 448 тыс. руб., то уже в 2000 г. было отобрано 63 про­екта (из 156) с суммой привлеченных средств 4, 19 тыс. руб. В 1999 г. максимальная сумма проекта была 10 тыс. руб., а максимальный срок реализации проекта составлял 4 меся­ца. В 2000 г. эти показатели составляли соответственно 25 тыс. руб. и 6 месяцев. Иначе говоря, качество заявок и отобранных проектов резко повысилось.

Одним из наиболее ярких примеров пермского опыта является про­грамма «Забытая деревня». Проект возник в связи с очередными выбо­рами в законодательное собрание области. Речь шла о десантах в глу­бинку, когда речным транспортом или специальным автобусом в забытые деревни приезжали не только кандидаты в депутаты, но и артисты, ре­монтные службы, библиотеки, юристы (для оказания бесплатных консуль­таций). Кроме того, десантами в деревни доставлялись предметы острой необходимости, продукты. Акция имела такой успех, что была продолже­на и после выборов. Десанты стали проводиться регулярно, а их коорди­натором стал областной центр информационной и методической работы.

Другим, столь же комплексным проектом, предполагающим разветв­ленное социальное партнерство, стала программа «Семья», в рамках ко­торой, помимо просветительных акций, организовывается семейный досуг, образование, осуществляются выставки семейного творчества, консульта­ции и демонстрации достижений семейного бизнеса, спортивные семей­ные соревнования. В программе активно участвуют СМИ, получившие ин­тересный материал для ток-шоу, демонстрации конкурсов, выставок и т. д.

Ситуация с ресурсами в сфере культуры чем-то напоми­нает современную концепцию физического вакуума как пер­воосновы мироздания. Согласно этой концепции, элемен­тарные частицы, кванты энергии суть колебания, тонкие вибрации вакуума. Так и в сфере культуры можно сделать много чего — фактически «из ничего», за счет актуализа­ции и мобилизации не своих ресурсов. Как бытие творится из «небытия», свободы как «дыры в бытии» (Ж. П. Сартр) — добытийного и внебытийного источника бытия, так и дея­тельность в сфере культуры порождается актуализацией взаимной ответственности и социального партнерства.

Правда, если признать, что основой любых деловых отношений является ткань общности интересов, то напра­шивается вывод: прежде чем строить общность интересов, выяснять — с кем ты и по какому поводу, вступать во взаи­моответственные отношения, надо разобраться с самим собой, понять — а чего ты хочешь на самом деле. Любые деловые отношения (и не только) начинаются не столько с денег, материально-технической базы, или даже — идеи, а с самоопределения, осознания своих собственных реаль­ных интересов. И, если мы ввязываемся в деятельность, в которой мы лично не заинтересованы, то надо прекратить это делать. И чем скорее, тем лучше. Все равно ничего тол­кового из этого не получится. А чтобы убедить других в необходимости партнерства, надо в свое дело верить и лю­бить его. Так что главным ресурсом сферы культуры (как и любого дела) является самоопределение личности, точ­нее — сама личность и ее самосознание.

2.4.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

Одной из задач менеджмента в сфере культуры высту­пает разработка эффективной организационной структу­ры управления. С начала 1990-х гг. организационная структура управления российских организаций культуры претерпела значительные изменения. Рассмотрим эти из­менения на примере музеев.

Большинство российских музеев в начале 1990-х гг. имело линейно-функциональную структуру управления.

Построенная на принципе единоначалия, организацион­ная структура объединяла несколько функциональных на­правлений. Так, в Государственном Эрмитаже на верхнем уровне управления линейно-функциональной структуры

( Директор^

I


 

 


Зам. директора по научной работе

Г

Зам. директора по финансово- плановой и административно- хозяйственной деятельности

Зам. директора по капитальному строительству и реконструкции

Зам. директора по хранению и контролю за сохранностью ценностей


 

 


Зам. директора по кадрам


 

 


Научный отдел

Планово- производствен­ный отдел

^Отдел кадров J

Отдел капитального строительства


 

 


Бухгалтерия)


 

 


-(Отдел
О

главного механика


 

 


Рис. 10

Организационная структура управления Государственным Эрмитажем в начале 1990-х гг.


^ Генеральный директор ^
Зам. Ген. директора по экономи­ческим вопросам
Зам. Ген. директора по технич. и ад мин.-хоз. вопросам
Рис. 11 Организационная структура управления Государственной Третьяковской Галереей в начале 1990-х гг.
Зам. Ген. директора по научной работе (иск-во XI- нач. XX вв.)
Зам. Ген. директора по научной работе (иск-во XX вв.)
х

находился директор, контролирующий пять функциональ­ных направлений, закрепленных за заместителями дирек­тора (научное, кадровое, финансово-плановое и админист­ративно-хозяйственное, капитальное строительство и рекон­струкции, хранение и контроль за сохранностью ценностей (рис. 10). В Государственной Третьяковской Галерее в под­чинении генерального директора состояли шесть замести­телей (по научной работе, экономическим вопросам, строи­тельству, хранению, техническим и административно-хо­зяйственным вопросам) (рис. 11).

Линейно-функциональная структура управления ис­следуемых музеев вполне соответствовала особенностям их функционирования на тот момент. Музеи, находившиеся на полном государственном обеспечении, ориентировались исключительно на реализацию министерских программ и мероприятий, дающих дополнительное государственное финансирование. Однако, с 1992 г. музеи столкнулись с существенными изменениями: их бюджетное финансиро­вание сократилось на 30-50%, число государственных программ значительно уменьшилось. В результате, перед музеями остро встали финансовые и организационные проблемы. Так, размеры финансового дефицита музеев в некоторых случаях достигали половины годового бюдже­та, музеи с трудом покрывали свои текущие расходы, чис­ло временных и выездных выставок существенно сократи­лось и др.

Кризисное положение музеев, в свою очередь, потребо­вало существенных изменений в стратегии их функциони­рования. Музеи стали ориентироваться на привлечение вне­бюджетных исто чников финансирования, развитие новых направлений деятельности, таких как маркетинг, предпри­нимательство и т. д. Однако реализация новой стратегии стала приводить к усложнению координации деятельности, что потребовало изменений в существующей организаци­онной структуре управления. В результате, с 1994 г. в му­зеях четко прослеживается тенденция к преобразованию линейно-функциональной структуры управления.

Преобразования линейно-функциональной структуры управления в российских музеях можно сгруппировать по двум направлениям.

Первое. В связи с появлением новых направлений деятельности в организационную структуру вводятся


S -О rO «1Ш lisSg iiitiii I III

lis^s tiSig S CO 2 H 5 -8- с; СЕ к со О c ® CO 1= Ч-

Отдел гл. механика

Бухгалтерия J—

Планово- производственный отдел


Отдел гостеприимства у Пресс-служба Отдел \ развития у S______ /

 

 


°° Я « Ця

Научный отдел 7^-



 

ю CD

в

-—^ Отдел развития
Отдел связей с общественностью

О

О


 

 


  N
X оо2
CD
   
^ CD 5 О а)
СО  
Отдел капитального строительства

о 0^ СО £ тН Ъ) в а й о в о в СЭ в

 

Техническая служба


 

 


L 2 J t И Ш

L ^ хО i ш

? rcio ох

>
Научный отдел 1
i Q.I 5 CD —

X


 

 


JL cq
■ о LhJgox ^ ф тою 'РХ | Q.I 5 ^ ■ го s ~ т СО Fr 2 s (D

Научный отдел 1 J-


дополнительные посты заместителей директора и подчиняю­щиеся им отделы. В Государственном Эрмитаже в 1994 г. выделилось в отдельное направление деятельность по раз­витию музея, курируемая новым заместителем директора по развитию. Данное направление специализируется на разработке и привлечении внебюджетных источников фи­нансирования, связям с общественностью, работе с посе­тителями и т. д. В соответствии с этим в подчинение замес­тителя директора были введены новые структуры, такие как пресс-служба, отдел развития, служба гостеприимст­ва и др. (см. рис. 12).

Второе. В структуре управления получают распростра­нение небольшие проектные подструктуры, отвечающие за реализацию конкретных программ, и координируемые высшим руководством музея. Состав временной проектной группы насчитывает от десяти до двадцати специалистов различных отделов, которые одновременно подчиняются руководителю проекта и своему непосредственному началь­нику отдела. Принцип двойного подчинения, характерный признак проектной структуры, отчетливо прослеживает­ся в новой организационной структуре. В качестве одного из примеров проектных групп выступает проектная груп­па Третьяковской Галереи, организованная в 1997 г. для создания филиала музея на Крымском Валу. В ее состав вошли двадцать восемь сотрудников разных отделов — планового, технического, капитального строительства, развития, научных и др. (см. рис. 13).

Рост числа проектных групп в музее потребовал коорди­нации их работы, что привело к созданию проектного шта­ба. Проектный штаб представляет специально созданное управленческое звено при директоре музея, несущее ответ­ственность за управление проектами. В состав проектного штаба входят руководители проектов, численность которых является не постоянной величиной, а зависит от количества реализуемых проектов в музее. Руководители проектов пол­ностью отвечают за выполнение того или иного проекта и согласуют общие организационные вопросы с директором музея. Так, в настоящее время проектный штаб Эрмитажа, созданный в 1997 г., состоит из трех специалистов — кон­сультанта Британского Фонда «Мемориал» К. Филиппе, ве­дущего специалиста датской инженерно-консультационной фирмы «Нирас» С. Фокс и российского менеджера В. Зуева.

Филиппе руководит проектами модернизации главного вхо­да в музей и реконструкции левого крыла здания Главного Штаба, Фокс возглавляет российско-датский проект по ре­конструкции систем отопления музея, а Зуев отвечает за реализацию проекта строительства Фондохранилища Эр­митажа в районе Старой Деревни. В состав проектных групп, подчиняющихся проектному штабу, входят специа­листы внутренних служб музея, таких как отдела капиталь­ного строительства, службы главного инженера, отдела глав­ного механика, отдела развития и др. (см. рис. 12).

Рассмотренные преобразования линейно-функциональ- ной структуры управления музеев ведут к созданию некой новой структуры. Как видно из рис. 5.1.3 и 5.1.4 эта струк­тура отличается наличием проектных групп, которые под­чиняются проектному штабу. Новая структура позволила российским музеям достаточно успешно решить пробле­мы координации рабочих процессов.

Во-первых, новая структура повысила скорость выпол­нения капитальных работ за счет созданных проектных групп. Если в начале 1990-х гг. в исследуемых музеях за год реализовывалось не более одного капитального проек­та, то во второй половине 1990-х гг. число капитальных проектов, реализуемых за год, увеличилось до трех-пяти проектов. К примеру, в Эрмитаже до введения новой струк­туры в течении нескольких лет поэтапно реализовывался проект создания Фондохранилища музея, а в настоящее время, как упоминалось выше, одновременно выполняют­ся три крупномасштабных капитальных проекта.

Во-вторых, за счет введения подразделений, ответст­венных заразвитие новых направлений деятельности, уси­лилась специализация работы музеев. Это проявилось в росте ряда показателей работы музеев — существенно воз­росли доходы от коммерческих операций музеев, объемы привлеченных источников финансирования. Если в нача­ле 1990-х гг. доля привлеченных средств и доходов от пред­принимательской деятельности в бюджете анализируемых музеев была приближена к нулю, то во второй половине 1990-х гг. в сумме она составляла до 50% всех источников финансирования. К примеру, в Третьяковской галерее в 1991 г. привлеченные и коммерческие доходы практически отсутствовали в структуре поступлений музея. В 2002 г. эти доходы составили 39% бюджета Галереи.

Однако, постепенно по мере роста музеев перед ними встала задача усиления организационного контроля. Кро­ме того, диверсификация деятельности музеев и рост чис­ла функций в организационной структуре поставили пе­ред музеями задачи сбалансированного развития коммер­ческих и некоммерческих направлений работы. Новая структура оказалась не в состоянии решить возникшие за­дачи, что привело к возникновению организационных кон­фликтов в музеях.

Во-первых, функционирование проектного штаба ста­ло вносить большую неопределенность в работу музея и усложнять управленческие процессы. Введение проектно­го штаба не сопровождалось четкой разработкой его долж­ностных обязанностей, что повлекло за собой неясности в вопросах подчинения и контроля. В частности, не были определены взаимоотношения директора и руководителей проектов, руководителей проектов и проектных групп, а также отношения руководителей проектов между собой. Неформально проектный штаб наделялся большой вла­стью, что стало приводить к организационным конфлик­там. Сотрудники среднего управленческого звена крайне скептически относились к отвлечению своих подчиненных для работы в проектных группах.

Во-вторых, активное развитие коммерческих и неком­мерческих видов деятельности привело к ослаблению ко­ординации управления в музее. Различные отделы в ущерб общей политики музея стали преследовать свои собствен­ные цели и задачи, что стало снижать преимущества дей­ствующей структуры управления.

Возникшие организационные проблемы потребовали от музеев дальнейших преобразований в организационной структуре. Для определения тенденций развития органи­зационной структуры музеев большой интерес представ­ляет зарубежный опыт, в частности, опыт Метрополитен Музея.

С конца 1970-х гг. перед Метрополитен так же, как и перед российскими музеями, крайне остро стояли вопросы преобразования существующей организационной структу­ры, обусловленные сменой стратегии музея. Метрополи­тен был вынужден перейти от привлечения государствен­ного финансирования к поиску новых источников дохо­дов, а также усилению системы контроля в музее. Смена стратегии Метрополитен была обусловлена финансовыми и организационными проблемами. Финансовый дефицит, по словам американского корреспондента М. Бейли, был вызван сокращением субсидий местных органов власти и безуспешными попытками музея в получении грантов благотворительных фондов. Организационные проблемы были связаны со слабой координацией капитальных му­зейных работ — в 1970-е гг. Метрополитен начал реали­зацию пяти крупных и семи средних капитальных про­грамм.

На тот момент структура управления музеем относи­лась к линейно-функциональному типу (см. рис. 14). Во главе организации стоял директор, в подчинении которо­го находились три заместителя по выставочной, образова­тельной, финансовой и административно-хозяйственной работе. В результате произошедших изменений линейно- функциональная структура управления Метрополитена стала неэффективной в реализации новых задач музея. Это, прежде всего, проявилось в чрезмерной должностной на­грузке директора музея. В круг обязанностей директора входили задачи управления коллекциями, руководство научно-исследовательскими и образовательными програм­мами, внутренние и международные связи, а также фи­нансовые, маркетинговые и административные вопросы.

В данном случае проблема состояла не только в поиске специалиста, который совмещал бы в себе такие разносто­ронние интересы, но и в том, что полноценное выполнение всех указанных обязанностей физически не под силу одно­му человеку.

Рис. 14 Организационная структура управления Метрополитен Музеем в начале 1970-х гг.

 


 

Неэффективность линейно-функциональной структу­ры в новых условиях заставила Метрополитен перейти к другой структуре управления, разработанной с помощью консультационной фирмы «МакКинзи». Главной особен­ностью новой структуры является то, что наряду с дирек­тором музея появляется должность президента. Прези­дент, дополнительное управленческое звено на высшем уровне организационной структуры, наделяется ответст­венностью за ряд направлений деятельности (рис. 15).

В полномочия президента входят финансовое плани­рование, проектный менеджмент, связи с общественностью и т. д., тогда как директор отвечает за основные направле­ния деятельности, такие как выставочная, образователь­ная и административная работа. С введением должности президента выделяются отдельные направления деятель­ности, которые раньше входили в финансовую, админист­ративно-хозяйственную функции и контролировались од­ним из заместителей директора. В подчинении президента находятся пять структурных единиц — вице-президент по финансам, развитию, связям с общественностью, коммер­ции и хозяйственной деятельности.

Данные нововведения свидетельствуют о появлении нового типа организационной структуры музея, который можно назвать параллельным. Он основывается на разде­лении власти на высшем уровне управления по функцио­нальному принципу. Директор и президент несут полную ответственность за строго определенные направления дея­тельности и обладают равными полномочиями в решении общих управленческих вопросов. Они совместно опреде­ляют стратегию развития организации, осуществляют раз­личные виды планирования и т. д. Назначение и снятие директора и президента, а также функции разрешения спо­ров между ними выполняет Совет попечителей музея. В ре­зультате, параллельная структура отличается усилением не только специализации, но и общего контроля в системе управления. Преимущества параллельной структуры от­четливо прослеживаются на примере Метрополитен. Но­вая структура управления позволила музею достичь ряд положительных результатов.

Во-первых, на более высокий уровень поднялся финан­совый менеджмент музея, что, по словам президента Мет­рополитена P. JI. Хитча, «позволило увеличить доходы музея за 1978-1983 гг. с 132 млн. амер. долл. до 178 млн. амер. долл.»

Во-вторых, согласно Хитчу, в структуре финансиро­вания музея доля привлеченных и коммерческих доходов увеличилась за период 1978-1983 гг. с 26% до 43%. Это стало возможным за счет развития таких направлений дея­тельности, как маркетинг, фандрейзинг, предпринима­тельство, находящихся в подчинении отдельных вице-пре- зидентов по развитию и коммерции.

Пример Метрополитен Музея не является единствен­ным. Параллельная организационная структура управле­ния получила распространение не только в США, но и в других странах. Так в Великобритании заслуживает вни­мания опыт другого крупнейшего музея мира — Британ­ского Музея. По объему и значимости коллекций, а также численности посетителей и занятого персонала Британский Музей стоит в одном ряду с Метрополитен Музеем и Госу­дарственным Эрмитажем (см. приложение 3).

Британский Музей, относящийся к разряду националь­ных музеев, финансируется непосредственно Парламен­том. В 1998 г. только прямые государственные субсидии Британского Музея составили 81% от его общих доходов, без учета дополнительной косвенной поддержки из мест­ных и национальных бюджетов (9%). Как и Метрополи­тен, Британский Музей был занят поисками эффективной организационной структуры управления в связи со сме­ной в 1998 г. стратегии музея. Помимо развития научной, образовательной, выставочной деятельности, музей стал заниматься введением новых направлений работы, таких как маркетинг, проектный менеджмент и др. Кроме того, Британский Музей перешел от политики привлечения ис­ключительно государственных средств к диверсификации источников финансирования. Смена стратегии музея, в свою очередь, была вызвана следующими факторами. Реа­лизация крупных капитальных проектов, приуроченных к новому тысячелетию и 250-летию музея в 2003 г. (строи­тельство нового главного входа, публичной библиотеки и учебного центра) практически приостановилась в 1998 г. из-за нехватки ресурсов. Сложившаяся ситуация вызвала серьезные претензии со стороны Министерства Культуры к политике директора музея А. Г. Андерсона и имеющей­ся организационной структуре управления музеем.


Совет попечителем


 

 


X

Г,

Зам. директора по научной и выставочной деятельности

^ Директор ^

Зам. директора по финансам

I L.

I

Зам. директора по

образовательной деятельности

Зам. директора по и административно- хозяйственной деятельности


 

 


X
( Отдел Г)

I

(Отдел 1) (Отдел (Отдел


 

 


Рис. 16

Организационная структура управления Британским Музеем в 1990-е гг.

В Британском Музее на тот момент так же, как и в Мет­рополитене в 1970-е гг., во главе организации стоял ди­ректор, в подчинении которого находились заместители по научной и выставочной деятельности, образовательной работе, финансам и административно-хозяйственной дея­тельности (см. рис. 16). Это позволяет отнести данную структуру к линейно-функциональному типу.

Неэффективность линейно-функциональной структу­ры управления Британским Музеем Министерство Куль­туры видело в низком уровне контроля, слабой координа­ции рабочих процессов и др., что привело к решению о преобразовании существующей организационной струк­туры музея. Главным нововведением стало появление в 2000 г. наряду с директором должности главного управ­ляющего (см. рис. 17). Как и в Метрополитен, директор и главный управляющий несут полную ответственность за определенные направления деятельности и совместно при­нимают решения по общим организационным вопросам. Согласно «Документу о сотрудничестве», принятому со­ветом попечителей музея, «директор и главный управ­ляющий строят свою деятельность на основе общности понимания задач и форм деятельности музея. Между ними существует разделение высших полномочий: менеджмен­том коллекций музея занимается директор, в обязанно­сти главного управляющего входят бухгалтерский учет, проектный менеджмент, организация коммерческой дея­тельности музея и др. При этом если директор выраба­тывает «общий стиль» работы музея, его общественный


3 й о

в

£

£

в &

в

в

о

в

СЭ

в


имидж, то главный управляющий заботится о развитии связей с общественностью».

В подчинении директора находятся заместители по кол­лекциям, образовательным программам, административ­ным вопросам, а главный управляющий руководит работой управляющих по финансам и хозяйственной деятельности, связям с общественностью и развитию. Новую организа­ционную структуру Британского Музея также можно от­нести к параллельной.

Параллельная структура управления не является единственным вариантом усовершенствования организа­ционной структуры музеев. В 1996 г. в Великобритании было проведено специальное исследование в области му­зейного менеджмента под руководством сотрудника Ка­значейства А. Эдварда. В ходе исследования были выяв­лены такие недостатки управления британскими музея­ми, как «консервативность», «отсутствие достаточной ясности в целях и задачах», «запутанность управленче­ских процессов» и др. Решение проблем Эдвард видел в преобразовании организационной структуры музеев. По его рекомендациям, на высшем уровне управления музея должна сохраниться должность директора как главы ис­полнительной власти. Но в подчинение директору, по мнению Эдварда, следует ввести четыре новые организа­ционные единицы: финансового директора, директора по корпоративным связям и персоналу, директора по строи­тельству и развитию, а также директора по связям с об­щественностью (см. рис. 18).

Тем самым в новой организационной структуре усили­валась ее функциональная специализация, однако прин­цип единоначалия сохранялся.

Разработанные Эдвардом рекомендации нашли положи­тельный отклик и были использованы рядом английских музеев. Так Британский Музей в свое время осуществил сле­дующие изменения линейно-функциональной структуры. В ноябре 1997 г. в подчинение директора была введена но­вая должность — заместителя директора по администра­тивно-хозяйственной работе (см. рис. 16). Однако, с введе­нием новой параллельной структуры в 2000 г. должность зам. директора по финансово-хозяйственной работе преоб­разовалась в должность управляющего по финансам и хо­зяйственной деятельности (см. рис. 17).

Рис. 18

Организационная структура управления музеем Эдварда

Опыт применения линейно-функциональной структу­ры Эдварда показал, что она является достаточно эффек­тивной для музеев средних и малых размеров. Данная струк­тура вполне обеспечивает четкую координацию управленче­ских процессов и необходимый уровень контроля. В крупных музеях линейно-функциональная структура Эдварда пред­стает сложной, инертной, с низким уровнем контроля (при­мер — Британский Музей). Выделенные недостатки реша­ет параллельная организационная структура управления.

Как отмечает В. Д. Александер, американский специа­лист в области музейного менеджмента, параллельная структура управления характерна только для очень круп­ных музеев. Большинство же музеев «все еще предпочита­ют сохранять принцип единоначалия, основываясь на том, что все растущее число директоров успешно сочетают в себе искусствоведческие и управленческие качества».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.107 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь