Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурно-хозяйственные типы коренного населения Африки южнее Сахары.



Хозяйственно-культурные типы Африки представляют 2 большие группы. Присваивающее хоз-во ведут саан (бушмены Южной Африки) и пигмеи экваториальных лесов. У них сложился хозяйственно-культурный тип бродячих охотников экваториальных лесов. Производящие типы хоз-ва более разнообразны – здесь выделяются различные типы с преобладанием скотоводства либо земледелия. Уже на рубеже 19-20 вв. сложились так называемые «зоны Нового времени» - высокоразвитого товарного земледелия, товарного животноводства, тропического плантационного земледелия.

В земледелии – по набору выращиваемых культур и способу ведения хоз-ва – выделяются: а) зона сухих саванн с производством зерновых и б) зона экваториального пояса, где важнейшую группу культур составляют корнеплоды. Типичный представитель земледельцев сухих саванн – народ хауса в Зап.Африке(Нигерия, Нигер, Камерун, Чад).

В Африке распространены по преимуществу красноземные почвы с тонким плодородным слоем.Главное орудие – мотыга(для тяжелой и легкой почвы, для посадки риса, для обрадотки земли, сорняков и. т. д.). Традиционным является подсечно-огневое, переложное земледелие. На залежах производится выпас стад, принадлежащих соседям-скотоводам. Другое средство сохранения плодородия земли – одновременное высаживание на поле культур, взаимодополняющих друг друга: кукуруза с бобовыми, сорго с камышевидным просом и т.д.

Расчистка полей-муж. Дело, остальное – женщины.

В экваториальном поясе основа земледелия – это корнеплоды и клубневые (ямс, кассава – разновидность маниока). Большое место в хоз-ве занимает масличная пальма.

Рацион питания – блюда из зерновых. Рисовые шарики с приправами. Жидкие каши.Мука – тапиок(лепешки).

Скотоводческие народы разводят крупный рогатый скот, коз и овец: фульбе (Зап Африка) тсвана, зулу, кой-койн – Южная, масаи и другие нилотские народы – Восточная. Большинство африканцев перешло от кочевого скотоводства к отгонному- по окончании сезона дождей, стада угоняются на юг. В поселениях ост. Женщины и дети, старики. Мужчины вместе со скотом. Скот – очень большая социальная ценность.

Скотоводы – кожевники. Ткачество – мужское дело Ремескло, гончарное дело, окраска тканей.

В Африке сохраняются и охотничье-собирательские народы – пигмеи и саан (бушмены)

Азиатская и американская теории происхождения полинезийцев.

История изучения происхождения полинезийцев начинается с того времени, когда 1-ые европейские корабли появились на Тихом океане (16в.) Всего можно выделить 3 основных варианта объяснения происхождения полинезийцев: 1) местного (автохтонного), 2) азиатского, 3) американского.

Учение об азиатском происхождении полинезийцев (её впервые сформулировали такие великие ученые, как Вильгельм Гумбольдт, Адальберт Шамиссо) утверждает, что предки полинезийцев в глубокой древности проникли на острова из Юго-Восточной Азии. Эту теорию подтверждает целый ряд фактов: безусловное родство полинезийских языков и языков народов Индонезии, Индокитая и Южного Китая; азиатское происхождение основных видов домашних растений и животных полинезийцев; господство западных ветров и т.д..

3) Предки полинезийцев пришли на острова из Америки (норвежский путешественник Тур Хейердал). Доказательства в пользу этой гипотезы: наличие на островах Полинезии сладкого картофеля (батата), именуемого, кстати, одинаково – «кумар» - как маори Новой Зеландии, так и индейцами некоторых племен Перу; общие черты технологии изготовления лодок из тростника индейцами, живущими на острове Тиитикака (Перу) и полинезийцами острова Пасхи; общие черты каменных скульптурных изображений богов и т.д..

Сейчас: примерно 5 тыс. лет назад из Юго-Восточной Азии в Меланезию проникли люди монголоидного облика, говорившие на языках австронезийской лингвистической семьи; они несколькими волнами заселили эту островную страну и в большинстве своем смешались с чернокожими ее обитателями, проникшими сюда за много тысяч лет до их прихода, передав им свой язык. Но одна – вероятно, небольшая – группа пришельцев не смешалась с местным населением и обосновалась с середины II тыс. до н.э. на островах Тонга и Самоа, где длительное время (не менее 1 тыс. лет) и формировались основные черты полинезийской культуры полинезийцев.

ИНДЕЙЦЫ ПРЕРИЙ.

К Западу от Мисиссипи до Скалистых гор- травянистые скалистые степи- ПРЕРИИ. Среди прерийных индейцев в первую очередь – языковая семья- СИУ.(ассинибойны, айовы, омаха, дакота) Также племена – алгонкинов.

Вся жизнь прерийных индейце связана с 2 я животными – бизон, лошадь. Бизон – мясо, шкуру для Типи(жилище), одежда. В 16. В Сев. Амер. Завезли лошадей, которые одичали в прериях и получили название мустангов. Индейцы покорили прерии на них. Культура прерийных индейцев – самая молодая индейская культура северной америки.

Одежда изготавливалась их шкур бизона. Украшение- налобная повязка с орлиными преьями. Носили вожди и великие войны. Но индейцы не особо воинственные – вели оборонительные войны за защиту своей земли.

Наименьшая общественная ячейка – род. Был и материнский и отцовский.

В почете были колдуны и шаманы – они связь с миром духов и носители магической силы – манито.

Самобытная культура просуществовала до 19 века, до прихода европейцев – охотников за бизоньими шкурами. За 0 лет истребили всех бизонов. Построили Тихоокеанскую железную дорогу через прерии и Скалистые горы. Тем самым разбили тропу бизонов (путь миграции на юг) ВОТ ОНИ И ВЫМЕРЛИ: (

Погубило культуру прерийных индейцев не только истребление. Плуг! Бездумная распашка земли погубила богатые прерии.

Поселения круговой планировки, часто укреплённые. Традиц жилище – «земляной дом» - большая (12-24 м в диаметре) полуземлянка, крыша полусферич. из ивовой коры и травы, покрытая слоем земли, имела в центре дымоход. Летние жилища-шалаши располагались на полях. После всхода посевов откочёвывали в прерии для охоты на бизонов, жили в типии (традиц жилище из шкур бизонов диаметром до 5 м с очагом в центре и отверстием для дыма вверху). Возвращались в поселения к сбору урожая. Зимой жили по долинам небольших рек, где имелся подножный корм для лошадей и водилась дичь. Второстепенную роль играло рыболовство (с помощью плетёных ловушек) и собирательство.

Происхождение и этническая история хань.

Происхождение. История ханьцев тесно связана с историей Китая. Их предки жили на берегах Хуанхэ в северной части Китая. В «Ши-цзи» (исторических записках) китайского историографа Сыма Цянь даты царствования Жёлтого императора, легендарного предка ханьцев, определены между 2698 и 2599 годами до нашей эры. Хотя исследование этого периода истории осложняется отсутствием исторических записей, обнаружение археологических раскопок выявили целый ряд неолитических культур вдоль центрального течения Хуанхэ — Луншань, Цюйцзялин, Яншао и других.

В XIX веке появилось множество предположений, в которых говорилось, что китайский народ пришёл от Древнего Египта до Индии и Монголии. На рубеже XX-го века, французский автор Терьен де Лакуперье (Terrien de Lacouperie) предложил теорию отслеживания происхождения ханьцев по эламской надписи, найденной в юго-восточной части Каспийского моря. Хотя большинство элементов этой теории были не подтверждёнными и даже дискредитирующими, как, например, приравнивание Жёлтого императора к богу Нахунтэ (Nahhunte) в Месопотамии), ряд учёных продолжал придерживаться теории аккадского происхождения ханьцев и в 1920-х годах. Ошибочные книги Lacouperie были переведены на японский язык, а также широко пропагандировать в Китае, часто в японских интересах, в результате чего такие «западные истоки» стали тщательно дискредитироваться в Китае после Второй мировой войны.

Этническая история древних предков китайцев представляет сложный, весьма длительный процесс, в котором принимали участие многочисленные племена, принадлежавшие к различным типам монголоидной большой расы, говорившие на тибетских, индонезийских, тайских, алтайских и других языках, преимущественно земледельческие по роду занятий и весьма отличные друг от друга по культуре. Одним из основных компонентов, позднее вошедших в состав предков древних китайцев, очевидно, следует считать племена носителей неолитической земледельческой культуры яншао, живших в 4-м тысячелетии до нашей эры в бассейне реки Хуанхэ. В результате произошедшего смешения с племенами южного, возможно, тайско-индонезийского происхождения во второй половине3-го тысячелетия до нашей эры, как можно предполагать, стали формироваться племена ся, историю которых, во многом пока ещё легендарную, некоторые современные китайские историки склонны рассматривать уже как начало сложения " чжунхуа миньцзу" — общности народов страны, которая, таким образом, насчитывает пять тысяч лет существования.

В XVIII веке до нашей эры на территории современной провинций Шэньси, Шаньси, Хэнань сформировалась иньская (шанская) общность, генетически связанная с предыдущими насельниками. В начале XI века до нашей эры иньцы были покорены родственными им племенами чжоусцев — потомков западной ветви яншаоских племён, у которых ещё были сильны скотоводческие традиции. Вдоль реки Хуанхэ продолжались миграции различных племён — предков древних китайцев на восток, вплоть до морского побережья полуострова Шаньдун, где они встретились, по всей вероятности, с северной ветвью юэ, принадлежавших к протоиндонезийцам, а также племенами — предками тунгусо-маньчжуров. Между иньцами и чжоусцами происходило довольно интенсивное взаимодействие, что в конечном итоге привело к формированию в VII—VI вв. до нашей эры новой этнической общности хуася — прямых предков древних китайцев. На их духовную культуру, формирование их самосознания значительное влияние постепенно начало оказывать конфуцианство.

К первой половине 1-го тысячелетия до нашей эры относится формирование на основе разговорного языка древнего литературного языка вэньянь, который постепенно утрачивал связи с народным языком, диалектами, выполнявшими функции средства устного общения; став непонятным для восприятия на слух, он начиная с 1-го тысячелетия нашей эры вплоть до XX века, претерпевая определённые изменения, играл важную роль средства письменного общения.

Аборигены Австралии

Первыми были заселены Австралия и Новая Гвинея, первая волна - около 40 тыс. лет назад. Следом были заселены Меланезия, Микронезия и Полинезия (позже всех). По данным геологии, в эпоху палеолита уровень океана был ниже. Считается, что в Австралию люди перешли из той части Азии, которая ушла под воду. Современное население на 98% состоит из европейских переселенцев. Аборигены Австралии в 1996 г. составляли 283 тыс. чел., а к 2004 г. - 458 тыс. чел. Долгое время аборигены подвергались дискриминации. С 1967 года им дали гражданство. По антропологическому типу аборигены Австралии относятся к австралоидной расе. Они делятся на многочисленные племена, которые говорят более чем на 200 языках. Австралийские языки объединяются в австралийскую надсемью. Письменности у них не было. Тасманийцы занимались охотой, собирательством и морским промыслом. Они не знали лука и стрел, использовали орудия труда из камня и из раковин. Основные верования: тотемизм. В настоящее время не сохранилось ни одного аборигена. Аборигены Австралии были на более высоком уровне развития. Основные занятия: охота на кенгуру, птиц (мужчины) и собирательство (женщины и дети). Орудиями охоты были копья, бумеранги, ловушки, силки, петли, топоры, а для собирательства использовалась заостренная палка. Рыболовство имело меньшее значение. Ловили с помощью крючка, сетей и даже руками. Большинство орудий труда австралийцы изготавливали из камней, раковин. Наиболее тщательно отделывались орудия труда для охоты. Они не знали земледелия, металла, не умели делать гончарную посуду. Домашние животные: собака динго. Одежда была минимальной: мужчины - чехлы на половой орган; женщины - юбка из травы, иногда они ходили нагие. Большое внимание уделялось татуировке и окраске тела, делали рубцы на теле и замысловатые прически. Австралийцы вели бродячий образ жизни, жили стойбищами. Они жили в шалашах, примитивных хижинах, делали ветровые заслоны. Огонь добывали трением. Пищу готовили на углях или в земляных печках. Ели продукты охоты и собирательства. Социальная организация: по общественному устройству аборигены имели довольно сложную организацию. Они делились на роды, которые входили в племена. Для того чтобы контролировать брачные связи все роды одного племени делились на брачные половины (фратрии), также выделялись брачные классы. Контроль за соблюдением брачных норм был очень жестким. Родство осознавалось по тотему. Главным верованием был тотемизм, существовала вера в разлитую повсюду силу - мана, считалось, что ей обладали вожди, лучшие воины. Проводились обряды «интичиума», ритуальные танцы «карабори». Музыкальные инструменты: трещотки, барабаны. Искусство было очень развито, особенно музыка и наскальная живопись. Священная скала Улару (400 метров) - главная святыня всех аборигенов, на нее нельзя забираться. В настоящее время многие племена австралийцев живут в своих племенах и сохраняют культуру. Наиболее известны племена: курнаи, нариньери, камиларои (юго-восток); каби, вакка (восток); диери, арабана, аранда, варрамунга (центр); ньоль-ньоль, кариера (северо-запад). По современному расовому делению австралийских аборигенов относят к австралоидной расе, распространённой в Австралии, в Южной Азии (ведды, дравиды, кубу и др.) и Океании. Местные австралоиды отличаются от других современных жителей Австралии тёмной кожей, широким носом, толстыми губами, волнистыми волосами и их обильным ростом на лице и теле. Священная скала Улуру - главная святыня всех аборигенов и одно из самых таинственных мест на австралийском континенте. По местным понятиям, Улуру - это дверь между миром людей и духов. Аборигены убеждены, что эта огромная, состоящая из песчаника, красная скала высотой 348 метров появилась здесь ещё до " Вечного Периода Сновидений" (по мнению учёных: около 6 миллионов лет назад! ) - основного культового понятия местного населения

Народы стран Магриба

Магриб(запад. араб) страны Северной и северо – западной Африки, к западу от Египта. Осн. Нас. Арабы, потомки племен аравийского полуострова, и местных арабизированных племен. В горах атласа живут бербероязычные этносы(шильх, кабилы, туареги, риф.) На севере – рыбная ловля, Земледельцы – зерновые (ячмень, пшениц, кукуруза). Разводят крупный скот. Виноград, фрукты, овощи, табак.

Жители гор – оседлые землепашцы или отгонно- пастбищные скотоводы. Животноводство – отгонное. На равнинах и предгорьях население занимается орошаемым земледелием. На реках строятся водосливные плотины и ирригационные каналы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 1732; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь