Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В полупустынях земледельческое население сосредоточено лишь в оазисах. Выращивают поливные культуры – главная – финиковая пальма.



Развиты ткачество, гончарство, обработка кожи и металла. Ковры, ткани.

Основа питания- каши и лепешки, белок из бобовых, рыбы, мяса дичи. Овощи и фрукты.

Среди этносов наиболее многочисленные – кабилы(горы Алжира). Земледелие и животноводство. Традиционный дом – глинобитная однокамерная постройка без окон. В центре поселения мечеть, базар, кофейня – там мужчины, без женщин. Жители нескольких деревень объединяются для массовых работ. Глава объединения – муккадам.

Строго соблюдаются правила общественной морали, гостеприимство. Сохр. Обычай кровной мести. Каилы – мусульмане сунниты.

Туареги. Кочуют небольшими группами по 5- 6 чел. Останавливаются там, где есть корм для скота. Живут в палатке из натянутой кожи. В каждой – одна семья. Главный продукт –молоко.Очень важный – финики.

Вечерами собираются перед очагом, играют на музыкальных инструментах, поют песни, рассказывают истории.

Образ жизни большинства этносов Магриба - номадизм

Туареги любят украшения (перстни, браслеты, кулоны, ожерелья).

Женщина пользуется большим уважением. Имеют право собственности и наследования, право выбора мужа.

Во многих странах сев. Афр. Живут евреи(прибреж. От Египта до Марокко). Называются – плиштим. Вторая волна переселенце из Испании. Форамтерос. Сефарды.немного отличались от иудеев в ритуальном плане. В 19 в. Евреи боролись за равноправие. Добились равных прав с мусульманами и отмены дискриминационных ограничений.

Кельты в Европе.

Кельты (греч. Keltoi), близкие по языку и материальной культуре племена, обитавшие первоначально в 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. в бассейнах Рейна, Сены и Луары и верховьях Дуная и позднее заселившие территорию современных Франции, Бельгии, Швейцарии, юга ФРГ, Австрии, северной Италии, северной и западной Испании, Британских островов (К. Британии получили название бритты), Чехии, частично Венгрии и Болгарии. Римляне называли их галлами (лат. Galli), отсюда название основной территории их расселения - Галлия. К., проникших в 3 в. до н. э. в Малую Азию, называли галатами. В развитии материальной культуры К. выделяют два последовательных периода: гальштатской культуры (900-400 до н. э.) и латенской культуры (2-я половина 1-го тысячелетия до н. э.). Расселяясь, К. смешивались с местными племенами: иберами, иллирийцами, фракийцами и др. К. южной Франции развивались в условиях активного взаимодействия с античными городами-государствами и потому отличались наиболее высоким уровнем культуры. Вытесненные римлянами во 2 в. до н. э. с С. Италии, К. обосновались в центральной и северо-западной Чехии (это были племена бойев, от которых территория получила название Богемии). Наиболее значительными племенами К. были: гельветы, белги, секваны, лингоны, эдуи, битуринги, арверны, аллоброги, сеноны, треверы, белловаки. В экономической жизни К. большую роль играло земледелие и скотоводство; высокого развития достигло производство металлов, стекольное, кожевенное, керамическое производство, кораблестроение; вероятно, у них был изобретён тяжёлый плуг с резцом. В искусстве К. преобладал орнамент (геометрический, растительный, зооморфный) на металле - гравировка, а затем рельеф, сочетавшиеся с инкрустацией и эмалью. Сильно переработанные заимствования из античного искусства характерны для металлической и каменной скульптуры К. (стилизованные маски, фигуры божеств и героев, зверей и птиц, фантастических существ). Постройки К. большей частью примитивны: полуземлянки, простейшие каркасные хозяйственные сооружения, прямоугольные в плане святилища. К. (главным образом в южной Франции) строили укрепленные поселения (" оппидумы" ), с каменными строениями, окруженные массивной стеной из блоков камня. Они превратились затем в города-крепости и торгово-ремесленные центры (Бибракта, Герговия, Алезия, Страдонице и др.). Основной социальной ячейкой К. были паги - территориальные округа отдельных кровнородственных общин. У К. большим влиянием пользовались друиды-жрецы, в руках которых сосредоточивались осуществление религиозного культа, высшая судебная власть и образование. Племена К. находились на разных ступенях разложения общинно-родового строя. Традиции родоплеменной организации были особенно сильны у белгов и аквитанских племён в Галлии и у К. Британских островов. У наиболее развитых племён появились должностные лица-вергобреты, зарождалась налоговая система и др. атрибуты государственной организации. Междоусобные войны, ослаблявшие К., способствовали вторжению германцев с востока и римлян с юга. Германцы оттеснили часть К. в 1 в. до н. э. за Рейн. Цезарь в 58-51 овладел всей Галлией. При Августе римлянами были завоёваны области по верхнему Дунаю, северная Испания, Галатия, а при Клавдии (сер. 1 в. н. э.) - значительная часть Британии. В составе Римской империи К. подверглись сильной романизации. Уже с 1 в. до н. э. у К. распространяется керамическая, стеклянная и бронзовая утварь римского типа, а затем возникают галло-римская архитектура и скульптура. Кельтские традиции орнаментики и обработки металла сохранились в 1-м тыс. н. э., особенно в Ирландии.

Конфессиональная картина Юго – Восточной Азии.

Большинство народов Индокитая, за исключением Малакки, - мьянма, шаны и карены, сиамцы, лао, кхмеры, вьеты – исповедуют разные толки буддизма. Так, в Таиланде наиболее распространено одно из буддистских направлений, которое возглавляет король. Он считается также главой кхмерской буддистской церкви. Во всех странах Индокитая сушествуют группы населения, исповедующие христианство. При этом, как буддизм и другие религии сочитаются в немалой части с традиционными верованиями – культом предков, аграрными культами, магическими и анимистическими представлениями.

Большая часть обитателей Малайзии и Индонезии – мусульмане – сунниты. Но и здесь есть и христиане – на о – ве Сулавеси. Немало христиан среди яванцев, батаков Сумматры и др.

Своеобразна религия жителей о. Бали, сохранившая принесенные переселенцами из Южной Азии буддистские и индуистские верования, сложившиеся вместе с древними первобытными верованиями в единую синкретическую религию. Ежегодно балийцы отмечают многочисленные праздники(муз. инструменты, танцы.)

Наиболее крупные и цивилизованные народы Филиппин исповедуют разные толки христианства, принесенного в колониальную эпоху испанцами, а позднее выходцами из США. Ислам на Филиппинах исповедуют жители Минданао и более мелких остравов – народы моро.

Лесные народы, племена охотников и собирателей, часть земледельцев Индокитая, Малакки, Индонезии, Филиппин сохраняют до настоящего времени первобытные религиозные верования: магические, тотемистические, культ предков, веру в духов.

Турки Малой Азии

Турки, тюрк (самоназвание). Ч в Турции 50 млн. чел; в Германии 1, 35 млн. чел; В Болгарии 750; Нидерландах - 160; во Франции 150; на Кипре – 140; в Македонии – 110, в Греции – 100. Общая численность – 53, 3 млн. чел. В состав турок входят субэтнич. группы скотоводов-кочевников и полукочевников, восходящие к тюркским племенам, не слившимся с местным населением и сохраняющим патриархальный уклад: юрюки, тюркмены, тахтаджи, абдалы, зейбеки, чепни. Часть их перешла к осёдлости и ассимилируется турками. Язык: турецкий, тюрк. группы алтайской семьи. Диалекты: анатолийская группа (диалекты: ю-з, центр, вост, с-в, черноморский, ю-в, кастамонуйский, караманский) и румелийская или восточнофракийская группа. Араб письмо с XIII в., лат графика с 1928 г. Подавляющее большинство турок – мусульмане-сунниты.

Турецкая народность сложилась к сер. XVI в. из двух основных этнич. компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племён (огузских, туркменсих), мигрировавших в Малую Азию с Вост в период сельджукских и монгольских завоеваний XI – XIII вв., и местного малоазийского населения (греков, армян, лазов, курдов). Часть тюрков проникла в Малую Азию с Балкан (узы, печенеги). После османских завоеваний в ю-в Европе (XIV – XVI вв.) заметную роль в этнич. истории сыграли южнослав. народы: албанцы, румыны, молдаване, венгры. Формирование турецкой нации завершилось к началу XX в., ко времени распада Османской империи и образования Турецкой республики. К этому периоду относится и складывание лит. яз.

Большая часть тюрков занята в с/х. Пашенное земледелие и садоводство особенно развиты в Эгейском, Средиземноморском (пшеница, ячмень, овёс, бобовые, цитрусовые, хлопок, табак, маслины, фрукты, виноград) и Черноморском (кукуруза, табак) р-нах. В засушливых р-нах центральной и вост. Анатолии земледелие нуждается в искусственном орошении и сосредоточено в горных и речных долинах. Осн. роль здесь играет пастбищное скотоводство (козы, овцы). Традиц. промыслы, особенно ткачество и произ-во ковров сохраняют свою роль в крестьянском быту.

Турецкие сёла невелики, обычно имеют мечеть, кофейню, постоялый двор, водоём, выложенный каменными плитами, часто с высеченными на них изречениями из Корана и именем строителя. Равнинные поселения обычно скученные, горные – разбросанные или хутора. Преобладающий тип сел. жилища на равнине – глинобитный, квадратный в плане, с плоской или низкой четырёхскатной крышей, с окнами и входом, обращёнными во внутр. дворик. В зап. р-нах. встречаются двухэтажные дома на каменном или глинобитном фундаменте с круговой верандой и внешней лестницей; в лесистых р-нах – деревянная прямоугольная в плане хижина с двухскатной крышей из веток (кулюбе), в вост. Анатолии кое-где сохранились полусферич. землянки (дам), в сев. Анатолии – срубные жилища (избе). В горных районах дома из грубо обработанного камня. У кочевников-юрков (на Ю. и Ю-З Турции) – переносные шатры из козьей ткани (карачагыр) и войлочные шалаши (алачики), изредка встречаются юрты. Сущ. деление дома на муж. (селямлык) и жен. (харем) половины. Внутр убранство сост. в основном из ковров, циновок, кошм; из меьели – низкий столик и кровать, вещи хранятся в сундуках и внутренних нишах. Для отопления и приготовления пищи посредине вырывают очаг (тандыр) глубиной до 1м.; в богатых домах он служит только для выпечки хлеба, а пищу готовят на спец. очаге. Для отопления используются также жаровни (мангалы). Традиц. одежда сохр. в деревнях, особенно у жен.: шаровары, широкая рубаха и широкое длинное платье, на голове – большой платок; некоторые жен. продолжают носить чадру. Муж костюм: штаны, пояс-кушак, рубаха, короткий жилет и куртка; на голове носили фески и тюрбаны, запрещённые в 1925 г., сейчас носят европ головные уборы. У юрюков сохр. войлочные накидки, толстые длинные шерстяные носки (юрюк чорабы) и кожаные постолы (чарык). В традиц пище преобладают мучные (лепёшки, каши, пловы) и молочные (сыры, брынзы, сушёный творог и похлёбки из него, напитки из кислого молока – айран, йогурт) блюда. Распространены похлёбки (чорба) на мясном бульоне с заправкой из крупы. Мясные блюда – шашлык, кавурма, кебаб – главным образом из баранины. Разнообразные блюда из овощей, гороха, фасоли, чечевицы и сладости. Излюбленные напитки – чай, кофе, щербет.

В семейных отношениях сохраняются патриархальные и исламские обычаи. Сильна власть отца, женщина занимает приниженное положение. Брак патрилокален. Нередко браки заключаются в раннем возрасте и без согласия молодых. Обязателен выкуп за невесту; часто мужчина оказывается не в состоянии выплатить его и остаётся холостяком. Сохранились большие семьи. Нередки случаи кровной мести. В суб-этнич группах сохр родо-племенное деление.

Устное народное творчество представлено эпосом («Огузнаме»), историч сказаниями (дестанами), лирич песнями (тюрко), куплетами типа частушек (мани). Большую роль в развитии фольклора сыграли народные певцы – ашики и озаны. Из танцев преобладают круговые – халай, ромейка. Популярна нац борьба (гюреш), конноспортивная игра с метанием дротиков (джирид), уличный театр (орта оюну) и теневой театр (карагёз). В субэтнич группах сильны пережитки домусульманских верований. В деревнях отмечают большой земледельческий праздник и праздник окончания с/х работ.

Народы Ирана

БАХТИБРЫ (самоназвание), народ на юго-западе Ирана, главным образом на востоке исторической области Луристан (Большой Луристан, или Бахтиария). Живут также в районах Тегерана, Кума и в исторической области Хорасан. Делятся на группы хафтленг (на севере) и чехарленг (на юге). Численность 1000 тыс. человек. Говорят на языке фарси иранской группы индоевропейской семьи, а также на бахтиарских диалектах. Часть бахтиар говорит на тюркском языке, близком языку кашкайцев. Бахтиары - мусульмане-шииты.

Происхождение бахтиар связывается с древне-иранским населением Западного Ирана; родственны лурам, близки курдам. На протяжении своей истории включали различные этнические элементы (семитские, тюркские и др.). Объединение племён бахтиар возникло, по-видимому, в XII-XIII вв. Окончательно включены в состав иранского государства в XVIII веке. В XX веке усилился процесс этнической консолидации бахтиар.

Основное традиц занятие - кочевое или полукочевое скотоводство (овцы, козы, ослы). Крупный рогатый скот есть только у оседлых бахтиар. Выращивают хлопок, табак, опийный мак. Ремёсла (за исключением ковроделия) развиты слабо. Широко распространено отходничество, часть бахтиар работает на нефтепромыслах.

Жилище кочевников - палатки и шатры из козьей чёрной шерсти. Полукочевники живут в шалашах, оседлые бахтиары - в каменных и глинобитных домах, располагающихся по горным склонам уступами. Одежда бахтиар сходна с персидской (см. в статье Персы). Отличия мужского костюма - войлочная шапка, сходная с лурской, и широкие шаровары. Женщины носят пёстрые шали, несколько длинных юбок, ожерелья из монет, кольца и браслеты. Традиц пища - молоко, овечий сыр, топлёный жир, баранина.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь