Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ 4. Словарь основных терминов (глоссарий)



Абстрактное мышление – В древнегреческой культуре средство, которое позволяло отвлечься от конкретного пространства и времени, выйти за пределы изолированной общности.

 

Адаптация – способность живых организмов приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. В этом смысле культура является средством адаптации человека к природе.

 

Агон – в Древней Греции площадка для состязаний. Принцип агонистики как честного состязания равных противников распространялся на все сферы древнегреческой культуры.

 

Аналитическая психология – учение К. Г. Юнга, которое, как это видно по употребляемому им названию (аналитическая психология), он противопоставлял психологическому анализу (психоанализу) З. Фрейда. Основные расхождения Юнга с Фрейдом касались принципиальных моментов: Юнг настаивал на коллективном характере бессознательного, доказывал недопустимость сведения психической энергии человека к сексуальности, а культурных феноменов к её трансформациям, создатель нового подхода также дал широкую трактовку либидо как универсальной жизненной психической энергии.

 

Анимизм – (от лат. аnima, аnimus – дух, душа) совокупность представлений о духе и душе – нематериальных субстанциях, способных покидать тело во время сна и после смерти. Душа – индивидуальная субстанция, дух – коллективная субстанция, обозначающая «невидимую» общность группы.

 

Антропоцентризм – мировоззрение, возникающее в эпоху Возрождения, в котором человек считается центром мироздания, абсолютной точкой отчета.

 

Архетип (греч. archetypon – прообраз, оригинал) – в аналитической психологии К. Г. Юнга неосознаваемый символ, психический прообраз, определяющий наряду с инстинктами поведение человека. Будучи составной частью коллективного бессознательного, архетипы своим возникновением уходят в глубину времен, к начальным этапам развития культуры. Юнг подчеркивает, что архетипы проявляются не в форме сознательных образов, которые заполнены каким-то содержанием, а в виде неосознаваемых личностью смутных программ поведения, «форм без содержания», делающих возможными определённого типа воззрения и поступки. Если в жизни человека случается ситуация, которая соответствует определенному архетипу, то последний активизируется в бессознательном, вызывая труднопреодолимое побуждение, которое, подобно инстинкту, может брать верх над рассудком и волей или вызывать внутренний психологический конфликт.

 

Астрология (греч. astron – звезда, logia – знание, наука) – комплекс представлений, служащий для предсказания земных событий по взаимному расположению неподвижных звезд и перемещающихся на их фоне планет. Астрология тесно связана с астрономией, опирается на магические представления о том, что вся природа пронизана сетью отношений, построенных на симпатиях и антипатиях.

 

Бессознательное – термин психоанализа, обозначающий совокупность психических процессов и состояний, явным образом не представленных в сознании субъекта. К этой сфере относятся безотчётные влечения личности, инстинктивные силы и спонтанные импульсы - иррациональные проявления душевной жизни, лежащие за порогом осознанных представлений.

 

Бинарная оппозиция (лат. binarius - двойной) используемая К. Леви-Стросом методологическая конструкция, включающая противоположные по значению символические образы мышления. Реконструкция бинарных оппозиций (жизнь – смерть, культура – природа, добро – зло, мужчина – женщина т. д.), по мысли Леви-Строса, позволяет понять пограничные состояния культуры, выявить контуры её символической системы координат. Связь бинарных оппозиций в мифологическом сознании выполняет символ, действующий как посредник (медиатор).

 

Боги – сакральные силы, оказывающие воздействие на человека. Человек служит и поклоняется этим силам.

 

Вера – в иудаизме и христианстве в отличие чувственной и рациональной достоверности, вера есть абсолютная свободная уверенность в существовании Бога.

 

Вытеснение – механизм психологической защиты, в результате действия которого из сознания в область бессознательного устраняется некоторое неприемлемое содержание.

 

" Горячие" и " холодные" общества – в терминологии К. Леви-Строса два типа культур. Для «горячих» обществ, в основном относящихся к западной цивилизации или связанных с ней, характерна установка на интенсивное обновление, активное развитие, искусственное изменение в результате определённой организации и направленности усилий людей для достижения качественно нового, лучшего, «прогрессивного» состояния. Для «холодных» обществ характерны консерватизм, следование традициям прошлых поколений. Такие общества в гуманитарной науке называют перобытными, традиционными, примитивными, первобытными, причём эти характеристики, с точки зрения Леви-Строса, не подразумевают их вторичного, неполноценного, низшего характера в сравнении с «горячими» обществами, а лишь указывают на сохранение в них структурных элементов первоначального, архаического уклада культуры.

 

Гуманизм – 1) в Древней Греции признание в другом человеке, даже если он враг, общечеловеческого начала (Другой – такой же, как я сам). Гуманизм впервые появляется в произведениях Гомера. Функция гуманизма устраняет страх перед другими культурами; 2) начиная с эпохи Возрождения, под гуманизмом понимают признание человека в качестве высшей ценности.

 

Деизм (лат. deus – Бог) – религиозно-философская доктрина, трактующая Бога как творца космоса, создателя законов, по которым живет природа и общество, а также как «перводвигатель» – динамический импульс, придавший мирозданию движение. Однако деизм исключает участие Бога (то есть «божественный промысел») в дальнейшей судьбе космоса. Деизм стал основой философии Просвещения и придал дополнительный толчок развитию естественных наук.

 

Духовная культура – культура, возникающая в результате духовной деятельности человека (идеи, ценности, нормы и т.п.).

 

Евангелие (греч. eu – благой, хороший и angelia – весть) – термин раннехристианского учения, обозначающий сущность проповеди христиан: апостолы и их ученики считали, что они проповедуют не какую-либо религиозную или философскую доктрину, а именно «благую весть» или «радостную новость» о милости и любви Бога к людям. Позднее термин «евангелие» стал применяться и к текстам, в которых рассказывалось о воплощении, жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Среди множества евангелий, которыми пользовались раннехристианские общины, позднее Церковь отобрала четыре (евангелия Матфея, Марка, Луки и Иоанна), которые были включены в Библию.

 

Жертвоприношение – в родовой культуре ритуал, устраняющий насилие в первобытном коллективе за счет того, что жертва принимает на себя агрессивные импульсы.

 

Индивидуация – от лат. обособление) в аналитической психологии Юнга процесс психического развития индивида путём усвоения и переработки сознанием архетипов личного и коллективного бессознательного. Индивидуальная самореализация личности происходит через погружение в глубины коллективного бессознательного, при этом ключевым моментом является переживание архетипа самости. Конечной целью индивидуации является достижение личной целостности, особенности, уникальности и неповторимости. Юнг считал, что индивидуация может происходить спонтанно, без ведома и содействия самого индивида.

 

Ирригация – основная экономическая деятельность в культуретерриториального царства, направленная на построения системы каналов и дамб для увеличения плодородности почвы.

Контркультура субкультура, которая сознательно или бессознательно противопоставляет себя ценностям господствующей культуры.

 

Культура – (от лат. colero -возделывать) 1) процесс возвышения над биологическими формами жизнедеятельности; 2) совокупность личностных качеств человека; 3) целостный исторический феномен, возникающий на основе территориальной, этнической, языковой, экономической и политической общности.

 

Культурология – наука о наиболее общих закономерностях возникновения и развития культуры.

 

Либидо (лат. libido – влечение, желание, стремление) биологическая, психическая, сексуальная энергия влечений человеческого организма, которая в естественных условиях направлена на получение удовольствия. Либидо, согласно З. Фрейду, может реализоваться в различных проявлениях любви, таких как половая любовь, себялюбие, любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие. По мнению З. Фрейда, инстинктивные импульсы приобретают культурный, общественно-полезный характер в результате процесса сублимации.

 

Лимес – граница Римской империи, насильственный принцип организации универсальной культуры в Древнем Риме.

 

Локальная культура – 1) культура, ценности которой подходят для замкнутой общности людей. Локальная культура не приемлет другие культуры; 2) в концепциях Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби обособленные, отдельные культурные образования, каждое из которых является уникальной, своеобразной, неповторимой, самостоятельной формой коллективной жизнедеятельности определённого общества. Каждая локальная культура выстраивает собственную символическую систему координат, формирует оригинальные представления о времени и пространстве, порождает своеобразные знания в области математики, физики, и т.д., по-своему трактует предельные цели, задачи и смысл исторического процесса. В рамках концепции локальных культур развивается весьма спорный тезис о практически непреодолимой герметичности, замкнутости, закрытости локальных культур, о непроницаемости их границ, проблематичности межкультурного диалога, передачи и восприятия культурного опыта.

 

Магия – совокупность ритуальных действий, связанных с верой в возможность повлиять на некие таинственные силы и с их помощью повлиять на окружающую действительность.

 

Материальная культура – создание условий для жизни человека, способствующих развитию его сил и способностей.

Медиация – (от лат. mediatiо - опосредование)– в концепции К. Леви-Строса смысловая связь, сближающая противоположные символы и сглаживающая противоречия в мифологии первобытных людей, создавая эффект целостности, полноты и внутреннего покоя. Эти культурные следствия медиации, как полагал Леви-Строс, делают жизнь первобытных людей более гармоничной, умиротворённой, чем жизнь активного и деятельного западного человека, которому свойственны высокое психоэмоциональное напряжение, конфликты, борьба и частое состояние одиночества. Однако есть основания считать, что Леви-Строс явно идеализировал культурный уклад «холодных» обществ», и из его поля зрения выпадала изнаночная, малопривлекательная сторона такого рода культур: консерватизм, закрытость, инертность, неспособность порождать и усваивать иные культурные блага.

 

Мессия – (греч. messias – искаженное евр. mā š î jah – помазанник) – в иудаистской эсхатологии посланник Бога, спаситель, чье появление на земле предваряет наступление Царства Божия и способствует ему. Христианство возникло на волне мессианских ожиданий (ожиданий прихода мессии) в древнееврейской культуре и связано с верой в то, что мессия воплотился в личности Иисуса, чей титул – Христос представляет собой греческий перевод еврейского слова «машиах» (mā š î jah).

 

Мистика – религиозная практика, основанная на непосредственном переживании соединения с божеством.

 

Миф – рассказ о явлениях и процессах окружающей действительности, неразрывно связанный с ритуалом, проявляющийся в образно-эмоциональной форме.

 

Монотеизм – вера в существование единственного Бога.

Неолитическая революция – переход от кочевой к оседлой жизни, к занятиям земледелием и скотоводством.

 

Пантеизм (от греч. pan – все, theos – бог) – религиозно-философская доктрина, утверждающая тождество космоса (природы) и бога. В этом качестве он противостоит христианскому теизму, четко разграничивающему Бога и природу.

 

Перспектива прямая и обратная – способ восприятия и организации мира, обусловленный типом культуры. Перспектива в первую очередь проявляется в живописи. Обратная перспектива возникает в Средние века и представляет собой «точку зрения Бога», так как изображение организуется в соответствие с линиями исходящими из изображения и собирающимися в субъекте. Прямая перспектива появляется в эпоху Возрождения и является «точкой зрения человека». Изображения организуются в соответствие с воображаемыми линиями, исходящими от художника и собираемыми в точку горизонта на картине.

 

Природа – сфера стихийных и автоматических процессов, происходящих помимо воли человека.

 

Погребение – ритуал, обеспечивающий связь поколений во времени для трансляции жизненно важного опыта.

 

Полис (греч. polis) – город-государство, типичная для Древней Греции социально-экономическая и политическая организация общества, состоящая из граждан, имеющих право на собственность и гражданские права, которые не зависят от того, находится ли эта земельная собственность в городе или в сельской местности. В VIII – VI вв. до н. э., после поражения родовой знати оформилось общественное устройство полиса, экономически базирующееся на рабском труде. Дальнейшее развитие полисной системы привело к оформлению ряда вариантов полисной организации: аристократия, демократия, олигархия.

 

Политеизм – вера в существования множества антропоморфных или зооморфных богов.

Постмодернизм (от лат. pоst - после, mоdern - современность) совокупное обозначение интеллектуальной атмосферы, сформировавшейся в культурном самосознании постиндустриальных обществ Запада начиная с конца 60-х гг. ХХ в. Постмодернизм (или постмодерн) буквально означает то, что после «модерна» или современности. Под «современностью» в данном контексте понимается якобы исчерпавшая себя и уходящая историческая эпоха, берущая своё начало в рационализме Нового времени, в Просвещении с его верой в прогресс и опорой на научное знание и получившая яркое выражение в литературных экспериментах второй половины ХIХ в., в искусстве авангарда 10-20-х гг. ХХ в. Ведущим мотивом культурного проекта эпохи модерна было представление о способности субъекта культуры (человека, партии, класса, нации и человечества в целом), опираясь исключительно на ценности собственного разума и волю, последовательно преображать мир в своих интересах. При этом окружающая действительность нередко рассматривалась как объект или периферия (другой человек, мир, природа), которая становится предметом насильственных манипуляций со стороны этого исторического субъекта, что особенно ярко проявилось в мировых войнах, тоталитарных режимах и привело к межчеловеческой дезинтеграции, социальным и экологическим катаклизмам. Реакции европейских интеллектуалов на кризис современности (модерна) в ХХ в. и свойственной ей субъективистской рациональности оформились в идейное течение постмодернизма. «Постмодернизм» характеризует «дух» новой эпохи, в которой человек осмысливает свое место в условиях постиндустриального, информационного общества. В этой культурной ситуации в гуманитарной мысли совершаются попытки преодолеть стереотипы «центрированного» насильственного взаимодействия, формируются горизонты нового мировоззрения, в западное мышление привносятся плюрализм, полицентризм, экуменизм, социальная злободневность и экологизм. Наиболее яркое выражение эти новые тенденции культуры получили в философских и культурологических концепциях постструктурализма.

 

Постструктурализм – направление в современной философии, главным объектом исследования которого являются процессы децентрации, приводящие к множественности и рассеянию культуры, все то, что выходит за пределы структуры. Представителями постструктурализма являются французские философы Мишель Фуко, Жиль Делез, Жак Деррида, Жан Бодрийяр.

Пророк – посредник между откровением абсолютной воли Бога и конечным человеком. Пророк отличается от шамана и мистика острым переживанием своей личности.

Психоанализ – широкий комплекс теоретических положений, рассматривающихся как в качестве психотерапевтической методики объяснения и лечения психических расстройств, так и в качестве методологического подхода к исследованию внутреннего мира человека и своеобразной философии культуры.

 

Реформация – религиозное течение, направленное на изменение католической церкви. Реформация породила протестантизм и светскую культуру.

Ритуал – совокупность повторяющихся по определенным правилам действий, направленных на приобретение, закрепление и передачу социально значимого опыта.

 

Римский миф – миф об избранном богами положении Рима по отношению к другим культурам.

 

Родовая культура – культура относительно небольшой группы кровных родственников на начальной стадии развития человечества. В более широком смысле обозначение традиционной культуры, основными признаками которой являются внутренние кровнородственные отношения и внешние отношения кровной мести.

 

Сакральное (священное) – нечто необычное, вызывающее одновременно страх, удивление и поклонение. К священному относят все, что выходит за рамки повседневной жизни человека.

Священное Писание – религиозные книги, почитаемые как наиболее авторитетные; в монотеистических религиях (иудаизме, христианстве и исламе) рассматриваются как богооткровенные, то есть ниспосланные Богом; Священным Писанием евреев является Танах, христиан – Библия, мусульман – Коран.

 

Священное Предание – в христианстве совокупность обладающих безусловным авторитетом вероучительных, культовых и нормативных установлений, сформулированных на Вселенских соборах, в трудах Отцов Церкви, в постановлениях высших иерархов церкви (например, Римского папы). В православии и католицизме почитается наряду со Священным Писанием (хотя Священное Предание не имеет таких четких рамок как Писание), в протестантизме высший авторитет Священного Предания отрицается.

 

Секуляризация лат. saecularis – мирской, светский) – в изначальном смысле, относящийся к мирскому, земному времени (saeculum), а не к божественной вечности. В западном христианстве секулярным называли все то, что не относится к церкви (синоним слов «светский», «мирской»). Отсюда появилось слово «секуляризация», которое обозначало процедуру передачи чего бы то ни было (имущества, юрисдикции и т. д.) от церковных институтов светским инстанциям. В широком смысле, процесс утраты религией главенствующей роли в культуре.

 

Символ (греч. symbolon – знак, примета) материальный, чувственный объект, под влиянием сознательной человеческой деятельности становящийся выразителем культурного содержания (смысла, значения, информации). В орбите человеческой культуры символы действуют как шифры, в которых закодирован разносторонний социальный опыт людей. При этом важно указать на сходство и различия между символом и знаком: знак – это код, отсылающий нас к простому, единственно возможному, конкретному содержанию, смыслу или информации, тогда как символ является сложным, многоплановым «шифром», несущим в себе неограниченное множество смыслов, образов и значений.

 

Символическая форма – объект чувственного восприятия, наделяемый установленным людьми смысловым содержанием. Важно отметить, что с точки зрения культурологии символическая форма не отражает якобы изначально данные реалии мира, но напротив, задаёт их, наполняя внешние, хаотичные процессы и объекты культурным смыслом, который не вытекает из их естественной природы.

" Смерть Бога" – метафора, обозначающая утрату сверхчувственной реальности господствующего положения в иерархии ценностей. Феномен «смерти Бога» является выражением процесса секуляризации в европейской культуре.

 

Структура – совокупность отношений между элементами системы, неименная при внешних воздействиях.

 

Структурализм (от лат. structura - строение) методология исследования культурных феноменов, согласно которой культура представляет собой совокупность символически оформленных стереотипов, мотиваций и алгоритмов поведения, образующих устойчивую общезначимую «структуру», выявление и исследование которой должно стать главной задачей культурологии. Такая структура культуры выступает своеобразным «текстом» или матрицей однотипных представлений и поведенческих стандартов общества и может включать в себя, напр., преобладающее восприятие людьми данной культуры жизни, смерти, природы, их отношение к власти, половым связям, построению семьи и т.д. Структуралистские исследования показали, что отношение к этим аспектам социальной жизни у людей различных культур или разных эпох разительно отличается между собой.

 

Суббота – в древнееврейской культуре, день покоя, когда человек освобождался от всех обязанностей, кроме обязанности перед Богом. В субботу человек не определялся своими прошлыми состояниями и открывался навстречу будущему. Суббота размыкала и выпрямляла недельный цикл.

 

Субкультура – относительно замкнутая культура подгруппы, характеризующаяся особенным внешним видом, жаргоном, стилем поведения. В отличие от контркультуры, субкультура не отрицает господствующие ценности культуры.

 

Сублимация (лат. sublimo - возвышаю) переключение психической энергии человека с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые, высшие, возвышенные. Согласно Фрейду, сублимация – это процесс переориентации сексуального влечения (либидо) на иную цель, далёкую от сексуального удовлетворения, преобразование инстинктов в полезную и одобряемую обществом деятельность

.

Схолэ (досуг) – абстрактное свободное пространство и время в древнегреческой культуре, которое человек посвящает самому себе, в первую очередб самосовершенствованию через обучение. Это игровое пространство и время несерьезности, в котором можно безнаказанно ошибаться.

 

Теизм (от греч. theos – бог) – религиозная или религиозно-философская доктрина, основанная на понимании Бога как трансцендентной (отдельной от мира) личности, свободно сотворившей мир и управляющей им.

 

Территориальное царство – тип культуры, базирующийся на принципе территории. В территориальном царстве «Небо» играет роль создания территории и объединения множества племен.

 

Территория – ориентированная и измеренная земля, пространство совместного проживание больших групп людей.

 

Тотемизм – совокупность культов, основанных на поклонении тотему – символу предка рода (животного или растения), обозначающего единство рода.

Традиционная культура – уникальная культура, медленно изменяющаяся во времени, живущая в оглядке на традицию (так принято).

 

Троичности догмат – В христианстве Бог считается единым в трех лицах. Божественная сущность представляет отношения трех личностей: Творца мира Бога –Отца, Слова в качестве абсолютного смысла Бога-Сына и животворящего начала Бога-Святого-Духа. В формулировке тринитарного догмата (догмата о Святой Троице) утверждение «неслиянности» ипостасей Троицы сочетается с утверждением их «нераздельности».

 

Универсальная культура – культура, ценности которой подходят для различных общностей.

Фетишизм – (от фр. fetichisme, от fetiche – идол, талисман) наделение предметов сверхъестественными свойствами.

Философия – в Древней Греции средство объединения полисов за счет абстрагирования от локальной замкнутости и выхода в сферу всеобщего.

 

Функционализм – методологический подход в культурологии и социальной антропологии, рассматривающий общество как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, выполняющих определённые функции по отношению к обществу как к целому. Социальные и культурные явления (действия, отношения, институты и др.), согласно этому подходу, должны объясняться через функции, реализуемые ими в социокультурной системе, в тех или иных культурных общностях. Под функциями в этом контексте понимаются роли, осуществляемые социальными институтами для удовлетворения культурных потребностей людей. При этом главной потребностью общества, по мнению функционалистов, является создание и поддержание солидарности между её членами, обеспечение равновесия в социокультурной системе.

 

Шаман – человек, осуществляющий посредническую деятельность между миром живых и миром мертвых.

 

Эволюционизм - подход к исследованию становления человеческой культуры во времени. Ключевым понятием этой теории является «эволюция» – последовательность необратимых, поступательных изменений объекта от простого к сложному, от менее организованного состояния к более организованному.

 

Эсхатология – совокупность представлений о конечных судьбах мира и человечества.

 

Язык – система аудиовизуальных символов, транслирующих опыт из поколения в поколение и структурирующих социальное пространство посредством наделения субъектов функциями.

 

Язычество – (от слав языцы - языки) состояние культуры, выражающее социальную раздробленность культуры на малые образования между которыми отсутствует позитивная взаимосвязь.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь