Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.



 

В последние десятилетия ХХ века развитие науки и техники в Западной Европе, США, Канаде, Японии, осуществлялось на базе открытий, сделанных в предыдущие годы. Основное направление развития науки — проникновение в тайны микромира, генетики, строение атома, использования атомной энергии, космические исследования, развитие авиации. Машиностроение, автомобилестроение, нефтехимическая промышленность стали приоритетными сферами мировой экономики.

Современная эпоха характерна формированием мировой цивилизации на основе представлений о целостности мира. Этому способствует увеличение мировых политических, экономических и коммуникационных связей. Информация быстро распространяется из какого-либо региона и отражается на развитии всей мировой культуры. Это предполагает «универсализацию», принятие представителями различных стран общечеловеческих ценностей, установок и ориентиров.

Политические, экономические, социальные и культурные процессы, происходящие в различных странах, имеют сегодня сходный характер. Это способствует межнациональной интеграции культур (от лат. «integer» —– «цельный»), процессу сближения, связи отдельных национальных культур, что дает возможность человеку, получившему образование в одной культуре, адаптироваться в другой.

Процессы культурной универсализации имеют двоякую природу. С одной стороны, каждый народ исторически сформировался как самобытный, и у него существуют проблемы сохранения языка, религии и культурных традиций. С другой стороны, идет общемировой процесс культурной, информативной и экономической интеграции.

В 70—90-е гг. ХХ в. в мире началась новая фаза научно-технической революции. Ее важнейшие признаки: дальнейшее соединение науки с производством, превращение науки в непосредственную производительную силу; резкое сокращение сроков от изобретения и научного открытия до внедрения их в производство.

Процесс культурной универсализации показывает новый уровень достижений науки и техники, который олицетворяют международные космические станции, сверхзвуковая авиация, сверхскоростные поезда и Интернет. Это создает новую материально-техническую базу для долгосрочного прогресса современной информационной цивилизации.

Стремительный рост объема информации способствует более динамичному развитию универсализации социокультурных процессов, но требует и быстрой адаптации человека к информационному потоку, умения ориентироваться в нем. Рационализация мышления, пассивное потребление информации могут вытеснить у человека на второй план эмоциональность, образность, активные формы познания. Это создает личностно-психологическую проблему, является важной проблемой адаптации массового сознания к современным достижениям науки.

Активное межкультурное взаимодействие, происходящее благодаря современным информационным технологиям, развитию транспортных коммуникаций, расцвету международного туризма, способствуют культурной универсализации в современном мире.

Большая роль в современной культурной универсализации принадлежит средствам масс-медиа — телевидению, радио, печати, Интернету. По мнению американского политолога 3. Бжезинского, функции масс-медиа не исчерпываются передачей информации, культурных ценностей. Интенсивное внедрение средств массовой коммуникации приводит к осознанию обществом масс-медиа как «четвертой власти», и в силу своей способности манипулировать сознанием масс, решительно влияющей на всю жизнь в условиях глобализации, что накладывает отпечаток и на облик современной культуры в целом.

К феноменам культурной универсализации относится широкий доступ к средствам информации и различного рода развлечениям, что сопровождается дальнейшим распространением массовой культуры, рассчитанной на стереотипы жизни «массового» человека. Производство индустрии досуга поставлено на поток, превратилось в коммерцию, эффективное средство воздействия на массы, часто на уровне развлекательности, экспансией «вестернизации». Распространение массовой культуры так же выступает одним из факторов культурной «универсализации», и отличается стандартизацией культурных ценностей.

Идеям культурной универсализации противостоит идея культурного релятивизма, признание того, что каждая культура имеет свою специфическую ценность и заслуживает сохранения. Различные группы стран сегодня делят не по регионам, а по своим культурным, национальным особенностям, менталитету, и каждая из них важна в мировой цивилизации.

— США, Канада, Великобритания. Главная черта этих стран —– индивидуализм как способность человека действовать в одиночку, вне коллектива; главенствуют «мужские» культурные ценности — ориентация на успех, жесткая конкурентная борьба, важность достижения конечного результата;

— Швеция, Норвегия, Япония —– «мягкие», коллективистские ценности, в процессе принятия решения приветствуется не распоряжение, а совет.

Для современной эпохи характерна не замкнутость, а взаимодействие, взаимообогащение культур. Идеи коллективизма проникают сейчас и в США, потому что становится очевидной малоэффективность в некоторых областях стиля авторитарного руководства, связанного с подчиненностью «низов» «верхам».

Национальная культура —– это специфическая целостность, изменяющееся эволюционно. Трансплантация, механическая замена каких-либо элементов национальной культуры другими может не дать положительных результатов, слепое копирование чужих ценностей является большой ошибкой. Традиционных культур остается все меньше, и почти все они испытывают натиск культурной модернизации. Возникают условия, при которых национальные культуры постепенно теряют своеобразие и уникальность.

Диалог культур не всегда проходит на равных из-за разницы в историко-культурном развитии. Тенденции культурной универсализации проявляются тогда, когда этнос, страна, или другая социокультурная система оказывается способной воспринять соответствующие уровню развития и возможностям компоненты общемировой культуры. В настоящее время возрастают тенденции к сохранению особенностей национальных культур, традиций, противостоящие универсализации и глобализации. Значение национальных культур возрастает: каждая из них специфически воспринимает мировые формы развития и способна внести свой вклад в развитие мировой культуры.

Культурная универсализация не означает унификацию многообразия национальных культур по единому образцу. Но этот процесс сложен и противоречив.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. Глобализация (от фр. «global» —– «всеобщий; всемирный») —– процесс распространения общечеловеческих норм, ценностей, моральных установок, моделей развития культуры, взаимодействие, объединение различных национальных культур в единое мировое культурное пространство. Понятию «глобализация» часто придают негативный оттенок, как обозначение всеобщего «универсализма», стирания национальных различий, ликвидации государственного суверенитета в пользу наднациональных органов, когда власть будет принадлежать финансовым олигархам.

Возникновение глобальных проблем многие ученые связывают с противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия человека на природу, неравномерностью культурного и научно-технического развития. Мир столкнулся с проблемами, глобальными для всего человечества, решение которых имеет судьбоносное значение для мировой цивилизации. НТР и новейшие технологии преобразовали материально-техническую основу современного общества, которое приобретает новые, качественные черты постиндустриального (информационного) общества. Развитие системы образования, утверждение приоритета прав человека, создают возможности для совершенствования человека и создания нового уровня жизни.

К числу глобальных относят проблему урбанизации —– сосредоточения огромных масс населения в крупных мегаполисах при упадке сел и сельского хозяйства; проблему антиобщественных явлений — наркомании, алкоголизма, преступности, наносящих цивилизации не меньший урон, чем гонка вооружений.

Развитие научно-технического прогресса в ХХ веке не означало наступления торжества гуманизма, социальной справедливости, нравственного здоровья общества и т. д. А. Бергсон (1932), К. Поппер (1945) ввели понятие «открытое общество». «Открытое общество» обозначало тип социокультурных систем, для которых характерна свобода личности, гуманизм, демократия, возможность открытого обсуждения социальных проблем, их решение путем постепенных преобразований. Ему противопоставили «закрытое общество», в котором личность подавляется коллективом, государственная власть подавляет попытки свободомыслия, а социальные реформы осуществляет с насилием и террором. Эта концепция подчеркивала политическое и военное противостояние СССР и Запада.

Проблема сохранения мира. Наличие оружия массового поражения было вызвано идейным противостоянием капиталистической и социалистической систем. Противостояние США и СССР закончилось в конце 1980-х гг. соглашением об уничтожении ядерных ракет среднего и ближнего радиуса действия. Рухнула идея коммунизма. Советский Союз распался. Наступило значительное ослабление международной напряженности. Преодоление противостояния сверхдержав сняло остроту угрозы ядерной войны и проблему гонки вооружений. Но реальная опасность использования военного арсенала различного рода террористическими организациями еще существует.

Но пока не найдено надежных механизмов для предотвращения международных и локальных конфликтов. С. Хантингтон [«Столкновение цивилизаций»] считает, что столкновение культурных и экономических интересов в дальнейшем будет доминировать в мировой политике. Это может привести к глобальным конфликтам между западным христианством и православием, западной цивилизацией и исламом, православными и мусульманами, между США и Японией, США и Китаем.

Проблема глобализации экономики и регулирования мировых финансовых кризисов. Мир не раз сталкивался с финансовыми кризисами, которые угрожали стабильности мировой и национальной экономик. Насущной задачей является поиск форм международного сотрудничества по предотвращению финансовых кризисов и их последствий.

Проблема преодоления отсталости и модернизация. Суверенитет любой страны автоматически не ведет к преодолению ее экономической отсталости, что касается не только развивающихся стран, но и некоторых развитых стран, где становится проблемой хроническая безработица.

Существует глобальная проблема преодоления разрыва между уровнем жизни, развития культуры, промышленности и экономики развитых («Север») и развивающихся стран («Юг»).Причинами отставания развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, является перенаселение, большая доля в их экономике аграрного сектора, низкий уровень его технической оснащенности, прямая зависимость экономики этих стран от мирового рынка и его конъюнктуры. Развитие экономики и культуры многих развивающихся стран невозможно без повышения уровня образования населения, преодоление научно-технологического разрыва с развитыми странами. Большинство развивающихся стран не могут самостоятельно решить эти проблемы.

Проблема преодоления отставания и модернизация —– не только проблема национальных государств, а проблема глобального масштаба и ответственности за это всего цивилизованного мира. Решение проблем возможно лишь в рамках международного сотрудничества. В некоторых восточных странах экспансия Запада вызывает неприязнь, существует проявление исламского фундаментализма, что создает опасные напряжения в международных отношениях.

Приближение экологического кризиса. Загрязнение природы, повышенное содержание углекислого газа, парниковый эффект, озоновые «дыры» в атмосфере, загрязнение воды, воздуха, нехватка питьевой воды —– последствия деятельности человека. И. Бестужев-Лада отметил, что «Чернобыль» стал символом надвигающейся экологической катастрофы. Мощная хозяйственная деятельность ряда государств действует на природу не только в этих странах, но и за пределами. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, требует резкого увеличения затрат энергии и возрастающую нагрузку на природу. Для предотвращения требуется сотрудничество всех стран.

Несмотря на достижения медицины, к числу важных относится проблема уменьшающихся шансах человечества на выживание (ухудшение генофонда, загрязнение среды обитания, распространение алкоголизма, наркомании, СПИДА).

При низкой рождаемости в Европе, США и России в мире происходит неконтролируемый демографический взрыв. Около 200 лет назад священник Мальтус выдвинул идею «перенаселения», призывал ограничить рождаемость у бедных. Сегодня наибольший прирост населения происходит в Индии, Латинской Америке и др. развивающихся странах. Индия —– 1 млрд. 200 чел, Китай —– 1 млрд. 500 тыс. чел. С 1960-х гг. в Китае началась гос. политика планирования семьи. Сначала допускалась семья с тремя детьми, затем не более двух, с 1980-х гг. образцовой стала семья с одним ребенком.

Социологи предполагают, что к 2025 г. численность населения уменьшится в Африке южнее Сахары, Индонезии, Кампучии, Непале, Турции, Филиппинах, Латинской Америке. Значительное сокращение населения произойдет в Восточной Европе, Японии, Италии, Испании, Португалии. Наибольший прирост будет в Индии и Китае. Необходимо разумное планирование рождаемости. Социологи видят опасность в том, что в ближайшие десятилетия демографическое давление на природные ресурсы достигнет критической точки.

Обеспечение человечества продовольствием и другими ресурсами становится одной из актуальных проблем. Это связано с ограниченностью сырьевых запасов и невозможностью бесконечно «выкачивать» из недр полезные ископаемые. Природа не успевает воспроизвести то, что забирает человек. Неконтролируемый рост населения, в основном в развивающихся странах, придает проблеме не только экономический, но и социально-политический характер.

Антиглобализм —– общественное движение (главным образом в западных странах), выступающее против процессов глобализации. Антиглобалисты не имеют единой идеологии, организованного руководства и представляют собой «сплав» анархистов, левых либералов, бывших коммунистов, радикальных экологов, хиппующих студентов. Выступая против подчинения мира экономическим интересам ведущих государств, прежде всего США, антиглобалисты используют активные методы выражения этого протеста —– от битья стекол, оскорбительных лозунгов и действий до открытых стычек с полицией. Это формирует образ антиглобалистов как хулиганов, угрожающих общественному порядку. Вместе с тем движение антиглобалистов является одним из аспектов проблемы отношений развитых и развивающихся стран, с одной стороны, и проблемы терроризма —– с другой.

 

РАЗДЕЛ 4. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь