Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 2. 1. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА»



 

Понятием «культура» в бытовой практике и обыденном языке обозначают воспитанность, образованность, нравственность, полезные привычки, деятельность в сфере искусства, учреждения культуры (музеи, библиотеки и т.п.).

В России понятие «культура» впервые включил Н. Кириллов в «Словарь иностранных слов» (1848). В. И. Даль определил понятие «культура» как умственное и нравственное образование человека (1865).

С особой спецификой сегодня понятие «культура» применяют в естественных, биологических, сельскохозяйственных науках («культура микроорганизмов», «культурные растения» и пр.).В филологии и лингвистике рассматривают овладение нормами и правилами языка как уровнем овладения человеком «культуры речи». В археологии « культурой» называют общность материальных памятников, относящихся к одному времени и найденных на определенной территории. «Культура эпохи неолита», «культура эпохи бронзы», «андроновская культура», «трипольская культура» и др. В истории, истории искусств, культурой называют эпоху, страну, художественное направление и др. («Культура эпохи Просвещения», «Культура России», «Культура эпохи романтизма» и др.). В этнографии (греч. «ethnos» — племя, народ, и «grapho» — пишу) понятием «культура» характеризуют этническую характеристику людей (язык, быт, одежда, верования, фольклор, обряды, обычаи, отношения родства, традиции, нормы поведения, трудовые навыки, ремесла, постройки и пр.). В социологии (лат. «societas» — общество и «logia» — наука) «культурой» называют сферы образования, воспитания, науки, искусства, спорт, религию; общественные структуры, функционально выполняющие ту или иную организационную роль (творческие организации, библиотеки, музеи, театры и др.).

В древнем Риме понятие «cultura» означало обработку, возделывание земли, близкое и к «cultus» (лат. — культ, почитание богов). В I веке до н.э. политик и оратор Цицерон применил термин «культура» к образованию, воспитанию, «возделыванию души» человека, приблизив его к греческому понятию «пайдейя» (в чем эллины видели свое главное отличие от «варваров»). ВIII—V вв. н. э. понятие «cultura» сблизилось по смыслу с «civitas», которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, противопоставлявшийся деревенскому невежеству.

В средневековой Европе понятие «культура» употреблялось лишь как характеристика чего-либо: культура поведения, культура речи, юридическая культура, агрикультура и др. Культурной парадигмой эпохи было христианство.

В эпоху Ренессанса появился новый типа индивидуума — «Homo legens» (лат. — человек читающий), в отличие от средневекового человека, слушающего чтение Св. Писание по латыни. С книгопечатанием началось распространение грамотности, чтения на родных языках, как уровне развития европейской культуры.

В Новое время под культурой понимали нравственность, воспитание, образование, «цивилизованность» человека. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Руссо и др.) ввели понятие «цивилизация». Они полагали, что можно «цивилизовать» африканцев, обучив их французскому языку, законам, христианской морали и пр. Руссо впервые противопоставил культуру (цивилизацию) природе, отметив, что культура накладывает жесткие «узы» на проявление естественных сил и побуждений человека. Позднее об этом писали Ф. Ницше, З. Фрейд. Немецкие просветители (И. Гердер, И. Кант и др.) так же связывали культурный прогресс как с духовным, моральным совершенствованием, умственным и эстетическим развитием человека.

Первое концептуальное определение дал английский антрополог Э. Б. Тайлор: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле, слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (1871).

В XIX веке понятие «культура» начали применять для обозначения некой реальности, представляющей собой все то, что существует в мире, как результат человеческой деятельности(«культура»), в отличие от всего, что было первоначально дано человеку природой.

При «цивилизационном» подходе «культура» предстала как историко-культурный тип, «локальный» естественный организм, ограниченный в историческом времени и географическом пространстве («локальная» культура, иначе — цивилизация).

Американские ученые А. Кребер и К. Клакхон [ «Культура. Критический анализ концепций и дефиниций», 1964] зафиксировали 257 определений понятия «культура».

Американский ученый М. Херсковиц: «Культура — это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции, обычаи и многое другое».

Отечественный ученый В. М. Межуев: «Культура — это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во все целостности его общественного бытия» [«Культура и история»].

С тех пор количество определений умножилось. Существует множество интерпретаций (от лат. «interpretatio» — разъяснение, истолкование) понятия «культура». Главная причина — в многообразии её проявлений, как в результатах человеческой деятельности, достигнутых ценностях, культурном наследии; так и в различных масштабах измерения самого понятия «культура».Однозначного определения понятия нет, но на уровне философско-культурологических представлений можно дать такие:

— «культура» — это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека, который в своих интересах изменяет и саму природу.

— «природа» — мир естественности, врожденных инстинктов; арена действия планетарных и космических сил, а «культура» — мир искусственности, преобразовательных действий человека в мире природы и социальных отношений, в том числе, установленных им ценностей, традиций, законов, норм морали и пр.

Культура в социуме выступает:

— как сфера науки, религии, морали, права, искусства и других форм общественного сознания, культурные ценности, национальное культурное наследие, повседневная, бытовая культура и пр.;

— как просвещение гражданского общества («культурная страна»), образование и воспитание («культурный человек»), образ жизни («культура поведения», «культура досуга») и др.

— как сфера материального, духовного, художественного, соматического («физическая» культура) и пр.

Субъектами-носителями культуры выступают: все мировое человечество, отдельные страны и народы; классы, сословия и подобные им социальные структуры; профессиональные, этнические, возрастные и иные субкультуры, семья, индивидуумы и пр.

Ю.В. Ларин [«Пролегомены к культурологии», 2002] писал, что основные формы бытия культуры исчерпываются ее тремя типами:

— природное бытие культуры (культура и природа);

— антропологическое бытие культуры (культура и человек);

— социальное бытие культуры (культура и общество).

Универсалиями культуры выступают этические и эстетические принципы:

— производственно-экономическая культура; где благо выступает как универсалия культуры;

— политическая культура; где справедливость выступает как универсалия культуры;

— нравственная культура; где универсалией культуры выступает добро;

— художественно-эстетическая культура; где красота выступает как универсалия культуры;

— познавательная культура, где истина выступает как универсалия культуры.

Культурная парадигма — устойчивая структура, воспроизводящая и обеспечивающая передачу социокультурного опыта на каждом этапе развития общества.

Мир человека — это мир культуры, созданный и создаваемый самим человеком, который включает в себя все накопленные людьми культурные ценности, способы их приумножения и творческие возможности масс.

Результатами являются артефакты культуры (от лат. «arte factum» — искусно сделанное), которые имеют ценность для данной группы людей. Материальные артефакты (мосты, здания, дороги) существуют долго, а нематериальные (мировоззрение, идеи, традиции, обряды, культурные нормы, мораль) — могут быстро изменяться.

Материальная культура связана с воздействием человека на природу и является реализацией не только его физических возможностей, но и интеллекта; духовная культура может материализоваться человеком в создании вещей и предметов; художественная культура связана с материальной и духовной, но отличается особенной, в том числе, национальной спецификой.

В 1959 году Дж. Мердок выделил более 70 культурных универсалий - общих для всех культур Старого и Нового Света. Универсалии культуры (лат. «universalis» - «общий, всеобщий») — это нормы, ценности, правила, традиции и свойства, присущие для представителей всех культур, независимо от расы, географического места проживания, исторического времени и общественного устройства. Универсалии культуры - это общечеловеческие парадигмы культурного опыта и деятельности, символически отраженные в мировоззрении, образной памяти, религиозных идеях, языке, искусстве и т. д.

Универсалии культуры являются фундаментальными категориями картины мира, спутниками человеческого бытия. Они возникли потому, что все люди физически одинаковы, имеют одни и те же биологические потребности, живут общественной жизнью, сталкиваются с одинаковыми общими проблемами, которые перед ними ставит окружающая среда. К ним относятся: язык и символы культуры, совместный труд, спорт, образование, наличие ритуалов, системы родства, нормы и правила взаимодействия полов. У всех народов существуют обычаи, связанные с рождением, заключением брака, смертью и т. д.

Ключевые понятия: гуманизм, Ренессанс, Просвещение, секуляризация культуры, артефакты культуры, культурная парадигма, универсалии культуры.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь