Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ, МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.



 

Динамика культуры — это культура в движении; культурные процессы, связанные с модернизацией общества, изменениями социальных механизмов, межкультурных контактов, вызывающих трансформацию феноменов, норм и ценностей культуры и пр.

Так, Д.С. Лихачев писал, что воздействие византийской культуры (принятие православия, книжной культуры, расширение межкультурных контактов и пр.) на развитие средневековой русской культуры было оплодотворяющим.

Культура никогда не остается статичной: она развивается, распространяется, передается от поколения к поколению или даже деградирует (регресс). Сегодня через Интернет большинство людей получило возможность доступа ко всему достоянию мировой культуры, что повышает общекультурный уровень населения.

Изменения часто связаны с культурными контактами, заимствованиями. Бывают добровольными (торговля), вынужденными (миграция) и насильственными (война, завоевание страны). Любая культура стремится не только заимствовать полезные ей элементы у других, но и защитится от проникновения таких, которые могут оказаться нежелательными для нее.

Нормы и ценности культуры предстают в своей динамике подвижной и зависимой от общества сферой, изменяющей даже то, что раньше считалось вечным и священным. В условиях социальных кризисов прежние нормы и ценности культуры могут быть подвергнуты критике и уничтожены. Хотя произведения искусства, как правило, надолго сохраняют свою ценность для потомков, как культурное наследие.

Синтез в культуре — механизм культурной динамики. Это взаимодействие и соединение разнородных элементов, когда возникает новое явление, направление, модель культурного механизма, отличающаяся от составляющих прежде компонентов и имеющих собственное содержание или новую форму.

Культурная аккумуляция — процесс, когда к культурному наследию добавляется больше новых элементов, чем отбрасывается старых. Когда в течение некоторого исторического времени исчезает больше культурных элементов, чем прибавляется новых, говорят о культурном истощении.

Аномия культуры — это нарушение культурного единства общества, при котором ослаблено действие культурных ценностей и норм, как регуляторов массового поведения. Это ведет к росту социальной напряженности, дезорганизации общества, нарушению деятельности социальных институтов.

Понятие «аномия» ввел в социологию Э. Дюркгейм, обозначив им распад устоявшейся в обществе системы духовно-нравственных ценностей. Рост разводов, преступности, увеличение числа самоубийств, он считал не столько причиной, сколько следствием разрушения той части культурного единства, которая составляет религиозные и семейные нормы и ценности.

Регресс культуры (от лат. regressus — «обратное движение») тип развития с характерным переходом от высших форм культуры к низшим, процессами деградации, понижения уровня организации общества, возврата к отжившим культурным структурам и формам.

Кризис культуры — закономерный этап развития культуры, которая не может приобрести своей полноты без преодоления накопившихся внутренних противоречий. Он может вызвать изменения в культуре, или привести к невозможности ее восстановления в прежнем виде. Понятие «кризис культуры» связано с представлением о внутреннем богатстве и ее былым прогрессом. Кризис нередко связан с самоопределением культуры, с поиском потенциалов ее внутреннего развития.

Россия пережила в ХХ в. два культурных кризиса, связанных с переоценкой культурных ценностей. Первый был результатом революции 1917 г. и гражданской войны. Ленинская идея двух культур — буржуазной и пролетарской. Задача создания новой, социалистической культуры. Повышение уровня образования населения, рост библиотек, музеев, театров, приобщение масс к шедеврам мировой и отечественной классики.

Второй кризис культуры начался в 1985 г. «перестройкой» советского общества. Затем отход от идей социализма, «шоковое» введение рыночной экономики, распад СССР, вооруженные конфликты в отдельных регионах. В массовое сознание внедряются не самые лучшие образцы западной культуры (бездуховность искусства, культ насилия, стяжательства, секса, активизация религиозных сект и пр.).

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ. Стабильность общества существует благодаря сохранению культурных традиций. Традиционными могут быть религиозные, духовные, мировоззренческие идеи, народные обычаи, обряды и др. Наиболее устойчивы народные традиции, которые не только передаются от поколения к поколению, но и сохраняются на протяжении многих поколений.Народные традиции представляют массовые действия и относятся ко всем слоям населения.

Но традиции со временем часто становятся консервативными, неся несозвучное современности мировоззрение, потому что были созданы в другую историческую эпоху. Консервация традиций означает застой или регресс культуры. Резкий разрыв с традициями грозит кризисом культуры. Нужно сохранять разумную преемственность.

Преемственность в культуре —– связь прошлого, настоящего и будущего. При переходе от одного этапа развития общества к следующему происходит сохранение, закрепление отдельных сторон культуры, формирование того или иного культурного выбора, характеристики последующего культурного процесса. Изменения в процессе развития культуры должны происходить так, чтобы передавались базисные элементы этой культуры, а изменялись бы второстепенные. Преемственность обеспечивается контактами носителей культуры, выступающих в роли «отцов» и «детей».

Культурная трансмиссия —– процесс, в котором феномены культуры передаются от поколения к поколению, обеспечивая преемственность, непрерывность ее развития. Плохо, когда в революциях, войнах, социальных конфликтах погибают или покидают страну большие группы населения — хранители культурных ценностей. Происходит разрыв культурной цепи, ценности прежней культуры гибнут. При переходе от одного этапа развития общества к следующему происходит сохранение, закрепление отдельных сторон культуры, формирование того или иного культурного выбора, характеристики последующего культурного процесса.

КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ. Культура живет не только ценностями прошлого, но и движением вперед, новаторством, открытиями и новыми духовными идеалами, тем, что составляет «культурную модернизацию» (от фр. «modern» —– новый). Новации в культуре делятся на материальные, духовные и зависят от развития науки, техники и новых мировоззренческих идей.

Детерминантой современной культурной модернизации явилась демократизация общества, распространение научного мировоззрения, связанного с открытиями в физике, генетике, сложных медицинских экспериментов (пересадка сердца и др.), реальности путешествий в Космос. Сегодня каждое новое открытие, более совершенное изобретение, модернизация производства и т. п., отменяют устаревшие научные теории и образцы техники, недавно считавшимися последними достижениями. Научные и технические открытия распространяются безо всяких национальных границ.

Современная культурная модернизация является следствием научно-технического прогресса. Появились новые средства коммуникации, передачи массовой информации (радио, телевидение, компьютер, видеосвязь), новые технические возможности для развития искусства. В ХХ веке шло развитие всех типов городского транспорта (метро, троллейбус, трамвай, автобус), изобретено множество бытовых технических приборов (пылесос, стиральная машина, электрический утюг и др.). Личный автомобиль стал насущной потребностью человека, помог расширить радиус применения творческой активности, поисков удовлетворяющей работы, возможностей реализации свободного времени и пр.

Культурная модернизация и культурный прогресс —– понятия родственные. От мировоззренческих установок общества зависит, получат ли открытия и изобретения в нем признание, станут поводом для его культурной модернизации или они будут отвергнуты. Отношение к культурной модернизации в культурах Запада и Востока было различным. Начиная с XVII века, Запад упорно шел по пути научного прогресса, а Восток все еще жил традициями. Настороженное отношение к научно-техническому прогрессу было характерно и для допетровской России.

Культурным прогрессом являются научные открытия и технические изобретения, новые технологии, способные изменить прежнюю культуру. Таково значение понятий - «век пара», «век электричества, «атомный век» и др. Научное открытие —– это получение новых знаний о мире, новые свойства веществ и материалов.

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. В них участвуют представители различных стран, где формы культуры —– искусство, мораль, право, наука, философия и др. обладают своей спецификой, но воздействуют и на соответствующие формы другой культуры. Взаимодействие осуществляется и по линии субкультур и специфики мировоззренческих феноменов, имеющихся в каждой развитой культуре. Носителями межкультурных коммуникаций часто выступают те активные слои населения, которые не находят должного места в существующей системе социальных отношений и типах деятельности.

Североамериканская культура, давшая миру много открытий и изобретений, сформировалась благодаря заимствованиям и притоку многочисленных европейских эмигрантов (в т. ч., ученых, инженеров и др.). Но во второй пол. XX в. проникновение американской культуры в Европу стало настолько интенсивным, что породило феномен, названный «вестернизацией».

В межкультурных контактах нередко выступают выходцы из других стран или из другой социокультурной среды. Это могут быть и религиозные группы, ищущие новые пути духовного совершенствования и отвечающие этому формы поведения и хозяйственной деятельности. Таковыми были протестанты в Западной Европе и Северной Америке, арабы в Восточной Африке, китайцы в Юго-Восточной Азии.

В Новое время христианские миссионеры принесли в страны Африки и Азии не только новую религию, но и школьное обучение, новые нормы в одежде, представления о бытовой гигиене и пр.

Межкультурным контактам часто мешают ксенофобия (боязнь общения с людьми другой расы, этноса), шовинизм (расовая, этническая нетерпимость, резкое неприятие чужой культуры), этноцентризм (превознесение собственной культуры, традиций).

Выделяют несколько уровней межкультурных коммуникаций:

—– между этническими общностями —– локальными, языковыми, историко-этнографическими, где взаимодействие происходит по сходству духовной культуры;

—– цивилизационный уровень межкультурных коммуникаций и культурного обмена - именно в общении между цивилизациями достигались в прошлом наиболее существенные результаты в обмене художественными, научными, духовными достижениями;

—– национальный уровень межкультурных коммуникаций —– например, в странах Азии и Африки национальное единство складывалось на основе общего опыта, накопленного в ходе колониального угнетения, борьбы за независимость и национальное самоопределение;

—– наднациональный уровень межкультурных коммуникаций и культурного обмена, который становится все более актуальным в современности.

Историко-географические свидетельства межкультурных контактов ( коммуникаций ).

Ключевые понятия: Динамика культуры, аномия культуры, культурные традиции, культурная преемственность, культурный симбиоз, культурная диффузия, культурная трансмиссия, межкультурные коммуникации, вестернизация, культурная модернизация, культурный прогресс, научные открытия. Ксенофобия, шовинизм, этноцентризм.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь