Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОНЯТИЕ ОБ УЧИТЕЛЬНЫХ КНИГАХ ВЕТХОГО ЗАВЕТА



Учительные книги Ветхого Завета содержат учение Ветхозаветной Церкви о предметах веры и благочестия. Они написаны богодухновенными мужами Ветхого Завета. Всего учительных книг Ветхого Завета в составе Библии перевода 70-ти имеется семь. Из них 5 книг канонических: Иова, Псалтирь, Притчей, Екклезиаста и Песнь Песней; и две: Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова – неканонические.

Особенность учительных книг Ветхого Завета по содержанию и по форме изложения состоит в том, что предметом их учения являются преимущественно истины нравоучительные, определяющие религиозно-нравственное поведение ветхозаветного человека, и редко – чисто догматическое. Если же в них излагается догматическое учение, то оно опять-таки имеет уклон практический, т.е. преследует нравственную цель. Сама мудрость или знание (богословское ведение), согласно учительным книгам Ветхого Завета, может быть обретена в подвигах святой богоугодной жизни. " Се благочестие есть премудрость, а еже удалятися от зла, есть ведение", – говорится в книге Иова (28, 28). Основным его началом богословского ведения является внутреннее, духовное чувство, страх Господень: " Начало премудрости – страх Господень" (Притч, 1, 7). Таким образом благоговейный страх является основным началом в богословствовании ветхозаветных писателей.

Особенность учительных книг Ветхого Завета по форме литературного выражения содержащегося в них учения состоит в том, что учение в них излагается в поэтических действиях и образах стихотворным языком. Существенное отличие поэтических произведений Ветхого Завета от поэтических произведений светской литературы состоит в том, что содержание первых есть плод не только творческого ума и таланта писателей, но прежде всего – результат Божественного откровения (вдохновения). Таким образом, учительная письменность Ветхого Завета является произведением творческого действия Святого Духа и всегда носит религиозный характер.

По своему языку эти книги являются лучшими памятниками поэтического творческого гения еврейского народа. Большая часть учительных книг Ветхого Завета (Иов, большая часть Псалтири, книга Притчей, Екклезиаст и Песнь Песней) своим происхождением обязана эпохе Давида и Соломона. Время жизни этих ветхозаветных царей в истории священной еврейской литературы по справедливости может быть названо золотым веком как по количеству литературных памятников, так и по силе поэтического проникновения в глубину человеческой души. Творческий гений писателей того времени был настолько сильным и оригинальным, что он оставил глубокий след на все последующие времена и явился образцом для подражания.

Поэтические священные произведения Ветхого Завета разделяются на два главных вида: на песнь и на притчу (евр. «машал»). Песнью называется такой вид поэтических произведений, в котором образно выражены религиозные чувства священного писателя, вызванные созерцанием явлений природы и событий нравственного характера. Форма таких гимнов – краткое стихотворение, предназначенное для церковно-богослужебного употребления. Их пение сопровождалось аккомпанементом музыкального инструмента (например, Псалмы). Этот вид священной поэзии можно назвать священной лирикой.

Притчей же называется такой вид священных поэтических произведений, в которых нравоучительная мысль выражается в форме пословиц, поговорок, загадок, аллегорий (напр., Пс. 29, 9-17 о винограднике Божием, или Еккл. 12, 1-7). Форма притчи-пословицы особенно развита и обработана в книгах Притчей Соломона, Екклезиаста, Иисуса сына Сирахова. Подобный вид священных литературных произведений можно назвать священной дидактической поэзией. Оба эти общеупотребительные вида священной поэзии особенно достигли своего совершенства в двух великих произведениях Ветхого Завета: притчи с историческим сюжетом явились основой для высокоторжественной исторической поэмы книги " Иова", а песни с пророческим характером – для книги " Песнь Песней".

Главным содержанием законоположительных книг Ветхого Завета является изложение того закона, который был дан еврейскому народу Богом для устройства им своей жизни согласно общим и частным предписаниям. Изложение этого закона со всеми его многочисленными правилами устройства религиозно-нравственной, общественной, семейной и политической жизни составляет главный предмет содержания этих книг. Главным действующим лицом в них является Бог и Его Закон.

Исторические книги Ветхого Завета заключают в себе внешнюю историю жизни еврейского народа со времени выхода его из Египта. Они посвящают свое содержание изложению фактов политической, гражданской, семейной и общественной жизни евреев. Главным действующим лицом здесь является весь народ, его типичные представители.

Исторические книги дополняются пророческими. В исторических книгах жизнь еврейского народа изображается с внешней стороны, в пророческих же – с внутренней, со стороны высоты и чистоты его религиозно-нравственных воззрений. В тех и других книгах жизнь еврейского народа рассматривается со стороны соответствия ее тому закону, который был дан Богом.

Учительные книги значительно отличаются от законоположительных, исторических и пророческих. Тот же самый Божественный Закон, который лежит в основании содержания законоположительных, исторических и пророческих книг, находится и в содержании учительных книг. Но там он даётся от Бога как непреложная истина для уяснения и выполнения её людьми, здесь же истина является как бы плодом человеческих колебаний, рассуждений человеческого ума и духа. Та же истина в первых книгах является аксиомой, априорным положением, а здесь – как искомое, как вывод, основанный на многообразных наблюдениях над жизнью и природой (напр., книга Иова и Екклезиаста).

Учительные книги очень подробно знакомят читателя с внутренним миром мыслей, чувств и желаний их писателей; авторское начало имеет здесь более яркое и полное выражение сравнительно с предыдущими. Учительные книги Ветхого Завета отличаются также от других ветхозаветных книг своим общечеловеческим характером: они одинаково понятны всем людям, а не одним лишь евреям. Их содержание наполнено общим ходом и развитием духовной жизни, совершаемым по одним и тем же основным законам, общим всем людям, и то, о чем повествует писатель учительной книги, доступно в одинаковой мере всякому читателю, к какой бы нации он ни принадлежал. Содержанием учительных книг Ветхого Завета являются общие положения веро- и нравоучения, они одинаково интересны и занимают внимание всякого мыслящего человека.

Общее содержание учительных книг

Книга Иова изложена в форме диалога между Иовом и его друзьями и между Богом и Иовом. Поводом к написанию книги были чрезвычайно тяжелые испытания – страдания Иова. Иову было непонятно, зачем рождается и живет человек, поскольку его могут постигнуть такие незаслуженные наказания (III гл.). По воззрениям Иова жизнь человека на земле есть испытание его духовных сил, и чем оно лучше выдерживается, тем, по закону справедливости, должна быть выше и награда (VII г.). По отношению к себе Иов видит непонятное и полное нарушение этого закона. Он не знает за собой никакого сознательного греха, а страдает (7, 20; 9, 21). Перед ним стоит вопрос: как понять и объяснить свои незаслуженные страдания?

Друзья Иова, исходя из того положения, что Бог правосуден и незаслуженно никого не наказывает, объясняют страдания Иова его грехами, что счастье и несчастье человека на земле находится в полном соответствии с его благочестием и нечестием.

Иов принуждает друзей молчаливо согласиться с тем, что их утверждение о соответствии между нравственным достоинством и внешним положением человека на земле не соответствует действительности (9, 24). Если это так, то как же тогда объяснить все это с понятием о Боге как благом Промыслителе мира и праведном Судии? Ответ на него дается в речи Бога к Иову. Господь указывает на многочисленные явления и предметы физического и животного мира и на их внутреннюю целесообразность и господство в мире Промысла Божия. Из этой речи становится ясным, что судьба человека в руках Промысла Божия, и отрицание его ведёт к пагубным последствиям в духовном совершенствовании.

Последующая жизнь Иова стала наглядным примером, что верность человека Богу и следование Его заповедям награждаются и здесь, на земле.

 

Итак, особенности содержания книги Иова:

1) предмет её – господство Промысла Божия в мире;

2) постижение его – путем рассудочным, на основании данных опыта;

3) решение вопроса ведет человека к сознательному подчинению своей воли водительству Божию.

Содержание Псалтири чрезвычайно разнообразно. Здесь встречаются песни благодарственные, просительные, покаянные, учительные, пророческие и др. Посредством такого разнообразия в Псалтири дается, с одной стороны, изображение Бога как Существа Всемогущего, Творца мира и человека, Законодателя, Судии и Промыслителя; с другой, мы видим человека, существо ограниченное и слабое, склонное к постоянным падениям. Жизнь его вне Бога – жалкое существование, а жизнь в Боге и с Богом – условие душевного мира и благополучия. Все содержание Псалтири изложено в форме лирических гимнов. Теплота и искренность чувства писателя – отличительная черта всей Псалтири.

Книга Притчей главным содержанием имеет выяснение превосходства премудрости Божией над человеческой. Божественная мудрость указывает человеку истинный путь жизни, направляет его и приближает к Богу, человеческие же мудрования через проповедь удовлетворения земных влечений отдаляют его от Бога. Кроме того, в книге имеется много советов для земной жизни, согласных с заповедями Премудрости. Под Премудростью разумеется Бог и Его закон, данный через Моисея.

Книга Екклезиаста путем рассудочного анализа и критики теории земного благополучия доказывает ошибочность такого пути. Ошибочность и несостоятельность состоит в ограниченности человеческого ума, стремящегося к удовольствиям временной земной жизни, ценность которой преувеличивается. Удовольствия же должны иметь цену не сами по себе, но как средство для подкрепления сил человека в его стремлении для достижения жизни вечной.

Книга Песнь Песней повествует о взаимоотношениях двух действующих жениха и невесты, причем под женихом разумеется Бог, а под невестой – Церковь или душа человека. В поэтических картинах книги изображается стремление к соединению с Богом. Средством приближения к Богу является верность и преданность Ему.

Книга Премудрости Соломона вся посвящена выяснению превосходства Премудрости Божией пред человеком. Этой цели автор достигает двумя путями: во-первых, указанием на ценность предлагаемого от Бога учения; во-вторых, указанием на факты из истории чудесного водительства Премудростью богоизбранного народа. Усвоение Премудрости есть самое главное и необходимое условие человеческого благополучия.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова раскрывает учение о значении и свойствах Премудрости Божией. Автор предлагает множество частных советов и предписании житейского характера. Следование им он считает необходимым условием для всех людей. Книга предназначена в руководство и наставление всему народу земли.

КНИГА ИОВА

Свое название книги Иова получила от её главного действующего лица, история страданий которого послужила темой для книги. Это историческая священная поэма. В ней автор излагает в художественном повествовании быт и нравы ветхозаветного праведника, а также в форме разговоров действующих лиц выясняет вопрос об отношении земных благ к нравственному достоинству человека. Книга Иова рассказывает о необычной картине страданий благочестивого мужа древности. Все исследователи единодушно признают, что книга Иова является выдающимся литературным произведением. По словам Ф. Вигуру, " это совершеннейшая поэма по своему плану, величественная по своему исполнению. Она представляет одно из величайших поэтических произведений мира".

Существовало три мнения о характере книги Иова:

1) она представляет собой чистый вымысел;

2) смесь вымысла и истины;

3) имеет вполне исторический характер.

Иудейское и христианское предание не давало точных указаний о писателе. Одни считали автором Моисея, другие – Соломона. Наши отечественные библеисты во главе с авторитетным богословом Московским митрополитом Филаретом считают, что первоначальным писателем книги Иова был сам праведный идумеянин по имени Иов. Указание на авторство Иова можно увидеть в самой книге. Во время страданий Иов высказывал желание записать все то, что с ним произошло. " О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были! " (19, 23-24).

После выздоровления праведный Иов записал историю своих страданий и верований. Эта мысль подтверждается тем, что речи Иова и его друзей изложены в книге очень подробно.

Вышеприведенные свидетельства являются доказательством исторического характера книги, ибо в согласии с ними находится и содержание книги, и видеть в писателе книги главное действующее лицо у нас есть основания. Что Иов был исторической личностью, об этом мы находим свидетельство в Священном Писании, например, у пророка Иезекииля (14, 14-20). Пророк упоминает об Иове наряду с несомненно историческими лицами – Ноем и Даниилом, не допуская ни малейшего колебания мысля против историчности личности Иова. Апостол Иаков (5, 11), утешая христиан в постигшем их бедствии, обращает их внимание на страдания праведного Иова как на величайший образец терпения, и призывает их к подражанию этому величайшему ветхозаветному праведнику. Историю страданий Иова Апостол называет общеизвестной. Православная Церковь установила день празднования памяти праведному многострадальному Иову 6 мая. Какие еще нужны доказательства?

Патриарх Иов жил позднее Авраама и Исава, потому что два его друга – Елифаз и Вилдад происходили от Авраама. Сам же Иов относится к древнейшим потомкам Исава, царям идумейским (Иов. 42, неканоническое прибавление). Продолжительность его жизни 248 лет.

Полагают, что праведный Иов сделал первоначальную запись на арабском языке, которая позднее была переведена на еврейский язык. Можно думать, что переводчик придал оригиналу более изящную форму, т.е. обработал его в высокохудожественное священное произведение и приблизил к библейским ветхозаветным воззрениям. Таким образом, при участии Божественного вдохновения писатель составил каноническую книгу Иова.

Есть мнение, что книга Иова вошла в Библию во времена Давида или Соломона, который возможно и является богодухновенным редактором книги. По своему содержанию и некоторым выражениям книга Иова во многом сходна с книгой Притчей Соломоновых (сравн., например, изображение Премудрости в книге Иова гл. 28, ст. 12-20 и Притчей гл. 8) и Екклезиаста (сходство по вопросу о земном счастье).

Время написания книги Иова относится к патриархальному периоду. Это можно подтвердить теми фактами, которые изложены в книге:

1) По обычаю патриархального времени Иов, как глава семейства, изображается жрецом в своей семье, он приносит жертвы за детей (Иов, 1, 5).

2) Иов изображается судьей как над своими домочадцами, так и над всеми соплеменниками (Иов. 29, 7-17).

3) Иов – князь и военачальник не в своем только роде, но, можно думать, и во всем племени (Иов. 29, 20-25). Отсюда видно, что в лице Иова совместились три служения – первосвященника, судьи и военачальника. Указанная черта (совмещение трех служений в одном лице) составляет характерную особенность патриархальной эпохи (сравн. ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака и Иакова, Быт. 14, 15, 16, 21, 22, 25. Здесь, как и у Иова, в руках Авраама, Исаака и Иакова сосредоточивается вся власть управления и главенства над своим родом).

4) В книге Иова говорится о самом древнем виде идолопоклонства – служении солнцу и луне с обрядом целования своей руки (31, 26-27).

5) Когда Иов выздоровел, пришедшие к нему родные и близкие принесли в дар каждый по кесите (Иов. 42, 11). " Кесита" – монета, употреблявшаяся только во времена патриархальные (Быт. 33, 19). Все это подтверждает мысль о том, что Иов жил в эпоху ветхозаветных патриархов.

По свидетельству самой книги, Иов жил в земле Уц (1, 1). Где именно находилась данная местность, мнения экзегетов расходятся. Одни полагают, что земля Уц находилась в Сирии, другие – в Месопотамии, третьи – в Идумее. В самой же книге Иова (в греческом, славянском и русском (1956, 1968 гг.) изданиях, в неканоническом прибавлении (42), есть указание, что страна Уц находилась на границе Идумеи и Аравии. Блаженный Иероним и большинство новейших исследователей пришли к выводу, что земля Уц была расположена в северной части Аравии. Её занял, очевидно, потомок Сима по имени Уц (Быт. 10, 23). Содержание же самой книги изображает нам картины, свойственные скорее жителям оазисов и пустынь, а не Палестины. Учитывая также значительное отличие языка книги по своей арабской окраске от других библейских писаний, с уверенностью можно утверждать, что писатель книги Иова не принадлежал к евреям.

Спрашивается, допустимо ли в Библии произведение иностранного происхождения? Да, потому что Бог не есть Бог одних иудеев, но Бог всего человечества. Авраам был избран, чтобы в нем благословились " все племена земные" (Быт. 12, 3). Храня в избранном роде семя истины для спасения людей, Господь не оставлял Своим Промыслом и другие племена на их пути духовного усовершенствования. Тем более не оставлял Господь отдельных высокодуховных людей, светочами поднимавшихся среди язычников. Таковыми были Мелхиседек в Ханаане, Валаам в Месопотамии.

Иов и его друзья, живя в языческой Аравии, имели понятие о едином истинном Боге. Это было отголоском древнего монотеизма, бывшего до определенного времени всеобщей религией. Чистая вера и благочестие Иова делали возможным для него таинственное, душевное общение с Богом и получение от Него непосредственных откровений.

В греческой Библии перевода 70-ти и, следовательно, в славянской, имеется добавление в конце книги (42, 17), считающееся неканоническим, где говорится, что Иов происходил от Исава, в пятом поколении от Авраама. Он был царем Идумеи, и есть тот самый Иов, о котором говорится в книге Бытия (34, 33), что он жил в земле Авситидийской, расположенной в пределах Идумеи и Аравии. Это добавление заимствовано из " Сирской книги". Поскольку это добавление заимствовано из какого-то малоизвестного источника, то оно не имеет авторитета богодухновенности, но по своей несомненной древности (относится ко второму христианскому веку) имеет значение древнего предания о времени жизни Иова.

Основная идея книги и цель её написания

Книга Иова касается важной, широко затрагивающей жизни человека проблемы: как согласовать страдание праведника с Божественной правдой? С одной стороны, весь закон есть свидетельство и явление правды Божией, и исполнителю этого закона обещается благословение в жизни; с другой – в жизни человека бывает и такое, когда он, будучи праведным, неукоснительно исполнял волю Божию со всем усердием и верой, вместо благословения терпит бедствия. Иными словами, в книге исследуется вопрос об отношении земных благ к нравственному достоинству человека. Где тайна такого Божественного мироправления? Евангелие ясно разрешило этот вопрос, указав, что терпение во имя Бога наградится в будущей жизни (например, загробная судьба Лазаря и богача). Но дли человека ветхозаветного, оставленного в разрешении этого вопроса самому себе, он не мог быть достаточно ясен. Представлялось так: или нет в мире правды Божией, или нет истинного человеческого благочестия. Цель книги Иова – разрешить проблему зла в мире и показать Божественный Промысл в жизни каждого человека. На примере страданий Иова книга раскрывает их причину, указывает цель и способ, которым страдалец переносит их. В книге показывается, что несоответствие распределения счастья и несчастья на земле с нравственным достоинством человека зависит от козней сатаны и злых желаний и действий людей, исполнителей его воли, и что этим явлением не разрушается и не колеблется действие благого Промысла Божия о спасении праведных. Наоборот, страдания, попускаемые Богом на праведных, ведут их самих к совершенству и блаженству, а через них являют правду и славу Божию в мире. Кроме того, нравоучительная цель книги заключается в том, чтобы праведных страдальцев на земле научить примером Иова терпению и упованию на милость Божию (см. Иак. 5, 11), а всех вообще – на примере друзей Иова предостеречь от несправедливого и жестокого осуждения несчастных страдальцев, якобы грешников (Ин. 9, 2-3) и научить состраданию к ним.

Обзор содержания книги Иова

Книга Иова разделяется на три главные части: в первой (1-3 гл.) содержится изложение проблемы, подлежащей решению; во второй (4-36 гл.) – различные решения этой проблемы тремя друзьями Иова и им самим; в третьей (37-Х.1 гл.) содержится истинное решение этой проблемы: сначала в речах Елиуя – четвертого друга Иова, и в заключение – в речах Бога. Существует и более подробное деление книги Иова, например:

1 Пролог: 1-2 гл.;

2 Диалоги Иова с друзьями, 1-й цикл: 3-11 гл.;

3 2-й цикл: 12-20 гл.;

4 3-й цикл: 21-27 гл.;

5 Речи праведного Иова: 28-31 гл.;

6 Речи Елиуя: 32-37 гл.;

7 Речи Бога: 38 – 42, 8 гл.;

8 Эпилог: 42, 9 – 42, 17.

Во вступительной части или прологе (1-2 гл.) писатель рисует три картины. Первая изображает благочестие праведного Иова среди полнейшего благоденствия. Его нравственное величие равняется величию его семейного счастья и жизненное довольство как награда за добродетели. Здесь наблюдается гармоническое соответствие между добродетелью и земными благами.

Книга Иова начинается так: " Был человек на земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла..." (Иов. 1, 1) и далее повествуется о внешнем благосостоянии Иова. Оно было очень велико. Была у Иова и большая семья (семь сыновей и три дочери), что считалось особым благословением Божиим. В довершение всего он был человеком праведной и святой жизни.

В понятие человека Священное Писание вкладывает разум, волю и чувство, т.е. образ Божий. Иов называется истинным человеком, поскольку сохранил богодарованный образ, не омрачил богоданной красоты. Он старался оправдать высокое звание человека.

В основе религиозности Иова был страх – благоговейное отношение к Богу, возбуждаемое сознанием Его величия и совершенств. Этот благоговейный страх у него переходил в трепет, когда к нему присоединялась мысль о Боге как о праведном Судии и Мздовоздаятеле, не терпящем зла. Представлением о Боге, не терпящем зла, определялась вся нравственность Иова. Богобоязненность или по-славянски " благочестие" Иова состояло в том, что в его душе была полная гармония, теория не расходилась с практикой, полное соответствие мыслей делам. Как человеческое тело имеет множество членов, и каждая часть тела выполняет свою функцию, составляя полную гармонию, так и Иов все свойства души, таланта направлял правильно, разумно, удаляясь от всяческого зла.

Иов заботился не только о своей личной нравственности, но и о нравственности своих детей. Сыновья Иова, говорится далее (1, 4), приглашали на праздничные трапезы своих сестер, что служит признаком их целомудрия и пристойности. И каждый раз Иов, вставая рано утром, возносил Богу всесожжения по числу своих детей. Тем самым он являлся ходатаем-посредником между Богом и детьми. Жертвами и молитвами он очищал их мысль, опасаясь за их тайные грехи. Иов заботился не о собирании богатства для детей, а старался духовно обогатить и нравственно украсить их души.

Вторая картина как бы приоткрывает небесную завесу, где совершается суд Божий об Иове перед ангелами и диаволом. Здесь завязка поэмы и объяснение истинной причины бедствий и страданий Иова.

В 1 гл. с 6 по 14 ст. описывается, как диавол является перед Богом и клевещет на Иова, стараясь представить благочестие Иова корыстным. В этой картине наглядно представлены библейские воззрения на ход событий в земной жизни человека. Все происходящее на земле совершается или непосредственно по воле Божией, или по Его попущению. Бог является верховным Судной. Ангелы в этом случае являются защитниками человека, представляя на суд Божий добрые поступки человека, или ходатайствуют о снисхождении к нему, а диавол указывает дурное в человеке и старается умалять все хорошее. Человек со своими влечениями к добру и злу остается открытым для воздействия тех и других, и чем больше в человеке берет перевес над злом, тем сильнее бывает на него нападение диавола. В этой непрестанной борьбе добра со злом, составляющей главное содержание земное жизни человека, Иов вышел победителем, о чем Бог свидетельствует перед предстоящими духами. Это признание Высшим Судией великого благочестия Иова лишило диавола власти над ним, поэтому он теперь клевещет на Иова с целью еще раз употребить усилие для его совращения в грех. Диавол отвечал Господу: " Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его, и все что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? " (Иов. 1, 9-11). По мысли диавола, Иов чтил Бога не по внутреннему благоволению и расположению к Нему, не бескорыстно, но из расчета получения внешних благ, посылаемых Богом. Это благочестие Иова и его благоговение к Богу исчезнет, если его поставить в тяжелое положение, т.е. лишить всего того, в чем он видит проявлении к себе Божественного благоволения.

Таким образом, злой дух клевещет на праведника перед Богом среди сонма святых ангелов, с одной стороны, а с другой – косвенно бросает тень на правильность суда Божия об Иове, как будто бы Бог неправильно судит о благочестии Иова и не по достоинству награждает его земными благами. Такое же соблазнительное мнение об Иове могло быть и на земле. Нужно было доказать и правильность суда Божия главным образом для людей, и искренность благочестия Иова, для чего Господь попускает диаволу подвергнуть благочестие Иова испытанию через бедствия и страдания.

В третьей картине описывается, какие поразительные, чрезвычайно ужасные бедствия постигли праведного Иова. Он подвергается семи последовательным испытаниям: четыре первых касаются его имений и семейства, пятое – болезнь телесная, шестое и седьмое – нравственные испытания. Иов мужественно перенес сообщения вестников о набеге Савеян и уводе ими всех его стад и быков и ослов, об истреблении молнией отар овец, о похищении халдеями верблюдов (самого великого его богатства). Но когда очередной вестник сообщил о трагической смерти всех его любимых детей, собравшихся на пир у старшего брата, Иов не смог сдержать своей великой скорби. Проявляя глубокое чувство родительского страдания, " Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: " Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов, – говорится в книге, – и не произнес ничего неразумного о Боге" (1, 20-22).

Эти умилительные слова, исходящие из глубины исстрадавшейся человеческой души, повторяются благочестивыми людьми с особым благоговением и священным трепетом в самые священные минуты жизни, в минуты познания тайны страдания, в минуты подлинного усыновления человека Богу вот уже на протяжении 36-37 веков.

По словам святителя Иоанна Златоуста, в этот момент Иов уподобился дереву, на которое обрушился страшный ураган, и оно качается во все стороны, но не ломается. Так и душа Иова закаляется под натиском бед и скорбен, в нем не сокрушается добродетель, которую не в силах уничтожить диавол. По мнению экзегетов, у Иова погибают все материальные ценности не потому, что диавол хотел сделать его бедным, но чтобы через лишение богатства вовлечь душу его в грех.

Но побежденное зло не отходит, оно ищет любой предлог, чтобы оклеветать праведника. Диавол говорит теперь Богу так: " Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги" (2, 4-6), – т.е. делай с ним что хочешь, только сохрани его жизнь.

Диавол коснулся тела Иова " и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел (вне селения)" (2, 7-8). Страшная болезнь – проказа – сделала Иова отверженным человеком в обществе: мертвым среди живых и живым среди мертвых. Но и тут попускаемый огонь зла должен выявить, выплавить подлинное золото добродетели. И вот, едва сдерживая нестерпимый зуд отмирающего, заживо разлагающегося тела, Иов встречает новое испытание, более тяжелое, чем искушение сатаны. К нему подходит жена и говорит: " Ты все ещё тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри" (2, 9). К этому искушению целиком подходят евангельские слова: " враги человеку домашние его" (Мф. 10, 36). " В её словах был скрыт яд", – говорит святитель Иоанн Златоуст. Иов устоял перед страшными словами жены. Греховный совет жены Иов отклонил потому, что он исходил от лукавого. " Ты говоришь, как одна из безумных", – отвечает он, – " неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? " (11, 10). Ответ Иова жене свидетельствует о состоянии его, которое по существу было состоянием богоусыновления, когда человек знает, что все, что совершает Промысл Божий, делается для его блага. Поэтому похулить Бога значит духовно отдалить себя от Него, удалиться от Божественного попечения, делающего из временного вечное. Ведь Господь неизмеримо мудрее, справедливее человека. Здесь-то раскрывается тайна усыновления, доверчивого принятия бедствий, выпавших на долю Иова.

После искушения от жены Иова постигает новое испытание: к страдальцу приходят его друзья – Елифаз, Вилдад и Софар.

Этот визит друзей был для Иова последним испытанием, испытанием самым тяжелым из тех, которые пришлось ему претерпеть. Они " сошлись, чтобы вместе идти сетовать с ним и утешать его" (2, 11). И когда увидели они то состояние, в котором был Иов, " они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу" (2, 12). Они молча соболезновали Иову " семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико" (2, 13). Наконец, из уст Иова вырвался вопль скорби, страдания. Изнемогая от своих нечеловеческих страданий, Иов начал сетовать на день своего рождения: " Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! " (3, 3). В то время, очевидно, были суеверные представления о том, что бывают счастливые дни (говорят: " под счастливой звездой родился" ) и дни несчастливые, роковые. Как бы то ни было, Иов проклял день своего рождения. Тем самым он показал свою человеческую немощь, естественную всем людям.

Друзья Иова пришли утешить его, имея самые добрые намерения. Но, услышав, как он в момент отчаяния проклял день своего рождения, возмутились и начали, вместо утешения, убеждать Иова, что несчастье на земле есть непременно наказание, а наказание бывает только за преступления. Иов тяжко наказан, значит он тяжко и согрешил – был их вывод. Хотя друзья Иова были людьми верующими, однако, они не имели того драгоценного дара – чувства усыновления Богу, которое имел Иов. Они были людьми ветхозаветной психологии, т.е. людьми порядка " законнического". Для них Бог был только Судья, с Которым нельзя говорить, от Которого должно все терпеть, Которого нельзя назвать Отцом. Поэтому все они, хотя и знали высоту нравственности Иова, доказывали правильность суда Божия.

По их убеждению, если Иов страдает, значит он виноват и грешен, т.к. у Бога нет несправедливости. Тем более, что по тогдашнему религиозному убеждению верующих болезнь проказа считалась явным признаком гнева Божия и конечного суда за нечестие. Друзья Иова были убеждены, что страшные страдания Иова и его смертельная болезнь исключает всякую надежду на прощение от Бога и благополучие в жизни. Они призывают Иова успокоиться, признать себя грешным в тайных или явных грехах (V, VIII и XI гл.). Иова не удовлетворяет упрощенная схема его друзей, заставляющая душу его молчать перед Богом. Душа Иова не может молчать. Она хочет понять то, чего не понимает. Чуткая душа Иова хочет, чтобы друзья не теоретически только доказывали, что он грешен перед Богом. Его душа готова каяться, но он не понимает, в чем он грешен. Подобно друзьям Иов сам держится того убеждения, что страшные бедствия и страдания, постигшие его, служат выражением гнева и суда Божия над ним, и в то же время он убежден в своей невиновности. Вот это-то внутреннее, религиозное душевное состояние праведного страдальца и составляет трагизм его положения и величие его искупительного подвига, величие его веры в Бога, устоявшей в таком трудном искушении, хотя и омрачившейся недоумениями (6, 7, 9, 10, 12).

Иов соглашается с друзьями, что Бог правосуден и что ни один человек по своему греховному состоянию не может оправдаться на Его суде (9, 2-3). Но если Бог относится к людям только как Судья, в таком случае понятие о правде Божией не может служить для благочестивых поддержкой в их борьбе с грехом (9, 21; 10, 3), и, кроме того, такое представление о Боге, как карателе, не согласно с понятием о Нем как милостивом и мудром Творце и Промыслителе. Поэтому Иов ищет иных отношений Бога к людям и иного суда над собой, суда с милостью к нему, с забвением его грехов (7, 20-21).

И вот за 16-17 веков до Рождества Христова житель Аравийской пустыни Иов провидит и предчувствует то, в чем так нуждался человек и что должно совершиться. Он провидит Посредника, который, как звено соединит небо с землею: " Нет между нами Посредника, – говорит он, – который положил бы руку свою на обоих нас" (9, 33). Речь идёт о Богочеловека. Иов мог духовными очами видеть Его, потому что был близок Духу Божию, ибо сам молился за своих детей как посредник их перед Богом.

Во втором разговоре (15, 18 и 20 гл.) друзья Иова по-прежнему считают, что за нечестие Бог наказывает человека, опять-таки ссылаясь на судьбу Иова. Теперь они решительно возводят на своего друга обвинения в небывалых преступлениях: с одной стороны – в отрицании страха Божия и в неверии (14, 4; 18, 21), а с другой – в нравственных преступлениях против ближних: гордости, жестокосердии и т.д. (20 гл.).

Обвиняемый страдалец энергично защищает чистоту своих религиозных убеждений и поведения (гл. 16, 17, 19, 21), призывает Бога и в свидетели: " И ныне, вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних" (16, 19).

И далее Иов торжественно исповедует свою веру в вечного Бога Искупителя: " Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его" (19, 25-27). Иов молит об одном, чтобы душой чувствовать Божию близость, как Апостолы удостоились в день Пятидесятницы. Он смутно предчувствует, что тайна его страданий может быть разрешена только в его личном соприкосновении с Богом Отцом.

В третьем разговоре порядок речей тот же, но только с той особенностью, что один друг Иова, Софар, умалчивает, не произносит речи, а Елифаз и Вилдад повторяют свою теорию о земных страданиях людей-грешников по справедливому суду Божию. Они выдвигают новые аргументы – указывают на беспредельную высоту Вседержителя от людских интересов, по которой Ему нет нужды уклоняться от всей строгости правосудия (25 гл.) Божие всемогущество и всеведение позволяют карать всегда беспрепятственно и правильно.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь