Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Избранные псалмы пророчески-мессианские



Псалом 2 (наизусть)

(Пророчество о восстании язычников и иудеев на Иисуса Христа; о предвечном рождении Его от Отца и о всемирном Его Царстве).

Второй псалом не имеет надписания в еврейской и греческой Библиях. Имеющееся надписание именем Давида в русской Библии основывается на свидетельстве апостола Петра, который, цитируя слова 1-го и 2-го стихов 2-го псалма, указывает, что они произнесены Давидом (Деян. 4, 25).

Псалом можно разделить на следующие части:

1. Восстание царей и народов против Господа и Помазанника, 1-3;

2. Ответ Небесного Владыки: 4-6;

3. Посаждение на троне Помазанника: 7-9.

4. Призыв к вразумлению неразумных: 10-12.

В содержании псалма предсказывается неудача нападения врагов на царя Давида – помазанника Божия (ст. 1-4) и о том, что власть его распространится по всему миру (ст. 5-9), а царствование над Сионом (ст. 6) будет непоколебимым. Залогом этому служит непреложность обетования Божия Давиду, а видимым знаком – присутствие на горе Сион Кивота Завета, что свидетельствовало о пребывании здесь Бога.

В царствование Давида, изобиловавшее войнами, самым сильным восстанием на него было восстание сирийцев и аммонитян. Об этом объединенном восстании и говорится в данном псалме. Но Живущий на Небесах посмеется над ними и приведет их в смятение (ст. 4-6), – предсказывает псалмопевец, ибо Давиду дано обетование о будущей власти его над всем миром. Раскрытию этого обетования и посвящено содержание псалма.

Из содержания псалма можно предположить, что он написан по поводу данного Давиду обетования после перенесения Кивота Завета на Сион из Кариаф-Аарама.

Но все содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности Давида и его времени.

1. В 1 и 2 стихах изображается восстание на Помазанника всех народов земли, какого против Давида не было;

2. Рождение Богом " днесь" (7 ст.) может относиться только ко Христу Спасителю;

3. В 9-10 стихах предсказывается распространение власти Давида по всему миру, что исторически на нем не исполнилось.

4. Невозможность обращения врагов к Богу, предсказываемая Давидом, не имела места в его время: восставшие на него не были поголовно уничтожены, а потому, как для оставшихся в живых, так и для потомства последних всегда была возможность исправления и примирения с Богом. Все сказанное указывает, что содержание псалма нельзя полностью соотнести с историческими рамками времени и личности Давида.

Черты изображенного здесь Царя вполне приложимы только к Иисусу Христу. Его предали иудеи Пилату (Мф. 27, 12; ср. 1-3 ст.). Он, будучи человеком, есть в то же время истинный Сын Божий (Ин. 1, 14), вечный (Ин. 1, 1 ср. ст. 4-7), Которому, как Царю, дана власть на небе и на земле (Мф. 28, 18; ср. ст. 6-9). Как пророчестве об этом прославлении Христа Царя, слова 2-го псалма приводятся в Деян. 4, 25-28; 13, 32-33 и в Евр. 1, 4-5).

Толкование 2-го псалма

Ст. 1: " Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? "

1. При изъяснении текста Псалтири автор брал материал в основном из " Толковой Псалтири" Е. Зигабена (Евфимий Зигабен греческий монах и философ. Псалтирь изъяснил по святоотеческим толкованиям. " Толковая Псалтирь" – перевод с греческого языка. Киев, 1907).

Предвидя пророческим взором злобу людей против Христа Спасителя, Давид грустно вопрошает: зачем они с таким безумием мятутся, подняли возмущение и волнение? " Поучишася тщетным" -потому что замышляли несбыточное, предпринимали невозможное, хотели погубить Спасителя мира.

Под язычниками (" языцы" ) разумеются здесь римские воины вместе с Пилатом, а под народом (" людие" ) – народ иудейский с Анной и Каиафою.

Ст. 2 " Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его".

Под именем царей и верховных правителей (" князи" ) разумеются Ирод и Пилат, из которых первый был царем, а второй правителем. Смысл этих слов объяснили сами святые Апостолы. Предвидя 1 и 2 стихи 2-го псалма, они продолжают, " поистине собрались в городе сем (Иерусалиме) на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским" (Деян. 4, 27). Множественное число -" царие" и " князи" объясняется свойством еврейского языка, а также видят в этом и таинственный смысл, именное с именем царя Ирода соединяют диавола – царя греха, вооружившегося против Христа, а с князем Пилатом – многих князей, т.е. начала и власти темных сил, духов злобы поднебесных. Так как во Христе две природы, невидимая (божественная) и видимая (человеческая), то Ему надлежало вести борьбу с невидимыми и видимыми врагами.

" На Господа и на Христа Его" – возмутились и восстали против Отца и Сына, Которого Отец поставил Царем над всеми языками, дав Ему их в наследие, как Помазаннику Своему. Вражда против Сына коснулась и Отца.

Ст. 3: " Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их".

Святитель Афанасий толкует, что это сказано от лица тех, которые, возмутившись и словом и делом, распяли Иисуса Христа на кресте, свергли с себя иго повиновения Сыну, порвали узы всякого подчинения Отцу и отвергли законную связь с Богом.

Блаженный Феодорит полагает, что эти слова сказаны от Лица Духа Снятого, заповедующего верующим потомкам отказаться от идолопоклонства язычников и от нечестия иудеев, " расторгнув узы" ослепленных язычников и " отвергнув от себя иго" потерявших веру иудеев, воспринять на себя благое иго Христово.

Ст. 4: " Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им". Здесь – предостережение богохульствующим врагам Христа, состоящее в том, что живущий на небесах Отец и Сын, Господь всяческих по Своему Божеству представляется столь сильным, что Он может только как бы посмеиваться над врагами Своими. Речь принимает иносказательную форму и усиленный тон для того, чтобы показать врагам Господа, как они безрассудно покушались на тщетное и невозможное, думая умертвить самого Господа, Источника и Начало жизни.

Ст. 5: " Тогда возглаголет к ним гневом Своим..." Здесь разумеется, что Господь воспылал гневом Своим, когда Он явно изобличал иудеев в их неправдах и возвестил им грядущие бедствия, повторяя при перечислении неправд Своих врагов. " Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры" и пр. (Мф. 23), а в заключении сказал: " Сего ради отимется от вас Царствие Божие" (Мф. 21, 43).

"...и яростию Своею смятет я".

Господь проявил гнев Свой (ярость – высшая мера гнева), когда по Его попущению римское войско, напав на иудеев, опустошило Иерусалим, сожгло храм, большую часть уцелевших жителей предало смерти, а остальных подвергло рабству.

Ст. 6 " Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою Святою Его..." Здесь речь от Лица Иисуса Христа, таково свойство пророчеств, что в них предметы и лица меняются, как это часто можно видеть в книгах пророческих. Иисус Христос предвозвещает царство, которое дано Ему Отцом, как Человеку, о чем и засвидетельствовал Он по воскресении Своем, сказав: " Дадеся Ми всяка власть за небеси и на земли" (Мф. 28, 18). Под Сионом разумеется вся вселенская Церковь.

Ст. 7: " Возвещаяй повеление Господне". Это – продолжение мысли предшествующего стиха. " Я поставлен как Царь возвещать заповеди евангельские на горе Сионе", откуда взяла свое начало Церковь Христова. " Повелением" Господним он называет сами эти заповеди, показывая при этом единство воли Своей с волей Отца. " Не могу Аз о Себе творити ничесоже", – говорил Он, проповедуя учение евангельское. " Якоже слышу, сужду; и суд Мой праведен есть, яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца". " Яко Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю". " Аз и Отец едино есма" (Ин. 5, 30; 12, 49; 10, 30). " Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя". Под этими словами разумеется и предвечное рождение Бога-Сына от Бога-Отца и рождение Его по человечеству во времени. Словом " днесь" выражается как бы грань между вечностью и временем, когда предвечный Сын Божий соделался Богочеловеком. Блаженный Феодорит утверждает, что слова " Аз днесь родих Тя" относятся к человеческому естеству Спасителя. Поэтому следующий стих святые отцы рассматривают как пророчество о Царстве Иисуса Христа по человечеству.

Ст. 8: " Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли". Когда иудеи не приняли Иисуса Христа, Он обратился к народам языческим. Мы видим из ст. 8, что воля Отца состояла в том, чтобы Христос Спаситель избрал Себе в наследие язычников. И Господь, будучи царем, как Бог, приемлет владычество, как человек, над всеми народами, не только настоящими, но и прошедшими и будущими. " И одержание Твое концы земли" – власть наследия Твоего распространится до пределов земли. Так и сбылось, ибо слово евангельское пронеслось по всей земле во все концы вселенной (Пс. 18, 5; Мф. 24, 14; 10, 18). Сам Бог Отец предлагает Сыну, чтобы Он просил этого наследия в знак Своего благоволения и желания восстановить падшее человечество. И Бог Сын в Тайне Существа Св. Троицы ходатайствует об этом пред Богом Отцом. Ради нашего спасения Он сошел с небес, вочеловечился и соделался Посредником между Богом и человечеством.

Ст. 9: " Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я". Под " жезлом железным" святитель Афанасий понимает святой крест. Пророк имеет в виду здесь так же и иудеев, как бы говоря: тех, которые не приняли Твоей проповеди, сокрушил Ты жезлом железным, как сосуды горшечника. Так обозначены последующие бедствия иудеев от римлян и других народов. Иногда же предполагают, что здесь говорится о спасении язычников, истолковывая так: упасет язычников жезлом железным. " Своим крепким несокрушимым царством сокрушит (вразумит) их, как сосуды скудельника, разрушит мудрования язычников Святым благочестием и затем купелью возрождения обновит их, сообщит им благодатную крепость огнем Духа" (блаженный Феодорит).

Ст. 10: " И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли".

Слово – " ныне" имеет значение заключения сказанного. Смысл всего стиха таков: " Итак, вы, могущественные цари всех народов, и вы, судьи всей земли, судящие живущих на земле людей, ведая, что Бог избрал вас в наследие, образумьтесь к покаянию, умудритесь во спасение, руководствуясь опытом и Божественными Писаниями". А в лице царей и судей пророк разумеет и народы, им подчиненные, и их призывает к такому же научению.

Ст. 11: " Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом". Это дальнейшее обращение, к народам: " так как вы уже знаете, что вы – наследие Божие, то нужно работать Ему, выполняя Его правду", т.е. уничтожая в себе все греховное. Указывается страх, так как где страх Божий, там и выполнение Его заповедей. " И радуйтеся Ему с трепетом". Служа, радуйтесь Ему как Спасителю и Ходатаю. Так и Апостол говорит: " Радуйтеся о Господе; и паки реку: радуйтеся" (Фил. 4, 4). Но радость эта пусть будет с трепетом. Радуйтесь с упованием и вместе трепещите за грехи, ибо Господь праведен и нелицеприятен. Трепещите пред возможностью оскорбить Бога своею греховностью.

Ст. 12: " Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от руки праведного, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиися Нань". " Приимите наказание" – этими словами пророк усиливает сказанное в ст. 10: образумьтесь, умудритесь совершенно и окончательно. По святителю Афанасию – приимите евангельское Христово учение.

" Да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного", т.е. если вы не исправитесь, то вы будете вдали от пути праведного, не будете на пути спасаемых; по святителю Афанасию – будете вдали от Пути, т.е. от Христа Спасителя.

" Егда возгорится вскоре ярость Его", т.е. когда настанет суд Божий, то это будет неотложно, " вскоре" и вы погибнете.

Псалом 8

(Пророчество о прославлении Иисуса Христа как истинного Сына Человеческого, а чрез Него и всех верующих в Него)

Надписание псалма. " В конец, о точилех", в русском переводе: " На гефском орудии" – указывает или на способ исполнения его на музыкальном инструменте, или на время его употребления при выжимке винограда. " Гофское орудие" – инструмент, заимствованный евреями из филистимского города Гефы. Можно предположить, что надписание псалма указывает на то, что он исполнялся на гефском инструменте при уборке винограда. Содержание псалма представляет хвалебную песнь Богу за Его блага, дарованные человеку.

Главный предмет содержания псалма – изображение величия Божия в природе, продолжительному созерцанию которой Давид мог отдаваться в доме своего отца, будучи пастухом. Следовательно, написание 8-го псалма нужно отнести ко времени до выступления Давида на общественное служение, после первого помазания его Самуилом.

Псалом можно разделить на части следующим образом.

1. Слова Господа во всей вселенной: 1-3;

2. Созданный Богом человек – венец Его творения. 4-9;

3. Прославление имени Бога 10.

Под младенцами в псалме разумеются грудные дети. В книге Премудрости Соломона (10, 21) говорится, что по переходе евреев через Чермное море даже уста " немых и язык младенцев сделались ясными". Указанный книгой Премудрости факт прославления Бога детьми близок по своему внутреннему значению с повествованием Евангелиста Матфея (21, 15-16), где говорится о еврейских грудных детях (" ссущих" ), воспевших в лице Христа сына Давидова, Которого фарисеи не хотели признать за обетованного Потомка. Этим указывается, что не всегда опытность житейская и возраст человека обеспечивают безошибочность его суждений и поступков, что я обнаружилось в истории земной жизни Иисуса Христа, воспеваемого детьми, как Сына Божия, в то время как отцы этих детей, отрицая Его божественное достоинство, строили планы Его гибели. Таким образом, указанный факт прославления Спасителя детьми является прообразом, где в историческом явлении указаны черты будущего события из земной жизни Иисуса Христа, почему этот стих псалма, как предуказание, приводится у евангелиста Матфея.

Всё сказанное в 8 псалме о высоком достоинстве человека апостол Павел объясняет как предсказание о прославлении Иисуса Христа в Его воскресении и вознесении (ср. Еф. 1, 17-23).

Толкование 8 псалма

Ст. 2: " Господи, Господь наш, яко (как) чудно имя Твое по (на) всей земли".

Иисус Христос есть Господь не одних верующих, но и неверущих; только Господом неверующих Он может быть назван единственно как их Творец. Для верующих же Он Господь вдвойне: и как Творец их, и как Искупитель, поэтому имя Господне в приведенном выше месте повторено два раза. Это восклицают Церкви верующих. Имя Господне чудно и дивно по тем сверхъестественным действиям, которыми сопровождается Его призывание. Слова " чудно имя Твое по всей земли" относятся ко временам христианским. Чудно имя Господне, потому что, как говорит святой Иоанн Златоуст, " этим именем разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух". " Яко взятся великолепие Твое превыше небес". Пророк, желая показать нам беспредельное могущество божественной природы, говорит: " Вознеслось великолепие Твое превыше небес, так как земля не могла вместить этого великолепия. " Не люди только, но и Ангелы воспевают совершенное Тобою", – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Ст. 3: " Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу". Сам Господь Иисус Христос отнес это место к еврейским детям, восклицавшим: " осанна Сыну Давидову! " (Мф. 21, 15-16). " Чтобы кто под младенцами, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – не разумел людей незлобивых и простых, Давид прибавил: " и ссущих, т.е. грудных детей, не могущих принимать твердой пищи, но еще сосущих молоко матерей".

Таким образом, пророк предсказывает здесь хвалебную песнь детей, воспетую некогда ими в честь Господа. Из всех чудес и знамений, которые совершил Иисус Христос на земле, он указывает только на изумление детей при виде воплотившегося Бога, выразившееся в хвалебной песне, указывает на это как на особенно поразительное чудо. Действительно, и до Христа были чудеса, но хор грудных детей, внятно и громко воспевающих славу Божию, впервые раздался в то время на земле. Притом поющие были не просто дети, но, как говорит пророк, дети, сосущие еще молоко, т.е. грудные, а это явление – необычайное.

" Враг Твоих ради, еже разрушити (чтобы уничтожить) врага и местника (отмстителя)".

Пророк объясняет самую причину этого чуда. Это было сделано, – говорит он, – ради врагов Твоих, т.е. иудеев, которые не верили Тебе, подозревали в обмане. В воспетой же песне младенцев, которые были детьми Его врагов, подобное подозрение не могло несомненно иметь места. Врагом назван весь народ иудейский, как враждующий против Сына Божия; отмстителем же (местником) назван он по мнимой ревности его о Законе, так как народ иудейский прикрывал свои злобные действия именем Бога-Отца, " гнал Спасителя под тем предлогом, что мстил за Отца Небесного" (блаженный Феодорит, святители Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст).

Под врагом и отмстителем можно разуметь здесь также и диавола, который, как говорит блаженный Феодорит, – " обольщая людей, ещё... подвергает их наказанию за обольщение, наказывает людей, мстит им за их заблуждения".

Ст. 4: " Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже (которые) Ты основал еси".

Давид продолжает показывать, в чем Господь проявил ещё Свою силу. Кроме поражения врагов, Он проявил её в творении вселенной. Он не говорит: " вижу небеса", " а узрю", – как бы от лица будущего верующего народа, который уже после узнал, что Господь Иисус Христос есть Творец вселенной. Он не сказал: " увижу дела рук, а перст Твоих", чтобы показать, – как говорит святитель Иоанн Златоуст, – что все видимое есть легкое дело силы Его".

Ст. 5: " Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? " Эти слова также относятся к вочеловечению Господа. Что такое есть человек, – как бы говорит пророк, – что Ты взыскиваешь его, Боже, Своим милосердием. Слово " посещение" здесь имеет прямой смысл, потому что не ходатай, не ангел, но Сам Господь пришел, чтобы спасти нас. И это тем более удивительно, что когда пали ангелы, то Бог ничего подобного не сделал для них, но ради падшего человека

Он принимает его природу и спасает его.

" Сын человечь" – то же, что человек.

Ст. 6: " Умалил еси его малым чим от ангел". Пророк вспоминает о древних благодеяниях Божиих, которые дарованы были Богом первому человеку на земле при Его творении. Вышедший на свет из рук Творца первый человек обладал такими совершенствами природы, что только незначительно был умален пред ангелами Божиими, именно – дарованием ему тела, и с ним всего того, что относится к телу.

" Славою и честию венчал еси его". Ты увенчал, – говорит пророк, – славою человека, сотворил его по Своему образу и подобию; увенчал его честью, даровав ему власть над всеми животными.

Ст. 7 " И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его". Святой Афанасий говорит: " Разумной природе, как богоподобной, Бог даровал господство над всем. И человек, приняв силу в образе Божием, также поставлен владыкою всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих". " Раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею", – сказал Господь нашим прародителям (Быт. 1, 23).

Все мысли псалма, относящиеся к человеку, толкователи относят и к человеческой природе Христа Спасителя. Господство, потерянное падением Адама, во всей силе возвращено человечеству Спасителя, так как Отец Небесный " вся покорил под нозе Его" (Евр. 2, 8; 1 Кор. 15, 27), люди же получают это господство от Бога по мере веры, что доказывается чудесами, совершаемыми святыми – именем Господа Иисуса. Еще более проявится власть святых над природою в будущем веке, где они будут сонаследниками и соучастниками Спасителя во власти и славе в царстве Отца Небесного. Таким образом, слова псалмопевца в своей полноте относятся к Спасителю мира, как об этом говорит Апостол (Евр. 2), а частично – к истинно верующим.

Ст. 8-9. " Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, преходящия стези морския". Эти слова такие, как и предшествующие, заимствованы из книги Бытия. " И обладайте рыбами морскими, – говорится там, – и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею" (Быт. 1, 28).

Относя псалом к человечеству Христа Спасителя, слово " овцы" следует понимать как наименование уверовавших во Христа язычников, которых добрый пастырь Христос собирает во двор Свой. " Волы" – это иудеи, несшие на себе тяжелое иго закона Моисеева. А скоты – те, которые, не приняв закона Моисеева, ни закона благодати, но служа идолам, блуждают без пастыря, не могут подняться на высоту духовной жизни. " Птицы небесные" – ангелы. " Рыбы морские" – демоны.

Ст. 10: " Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли". Слава имени Христа Спасителя наполнила небо и землю, и человек, восстановленный благодатию Божией, в лице Спасителя соединился с Божеством, сподобился великой чести и славы. Давид, провидев все это пророческим духом, снова в изумлении восклицает: " Господи, Господа наш! Яко чудно имя Твое по всей земле! "

Псалом 21 (Пророчество о крестных страданиях и смерти Иисуса Христа)

Псалом можно разделить на части следующим образом:

1. Вопль к Богу в оставленности: 2-3;

2. Господь – Владыка отцов: 4-6;

3. Плач о поношениях: 7-9;

4. Господь – податель жизни: 10-12;

5. Гонения и преследования врагов: 13-19;

6. Моление об избавлении: 20-22;

7. Обещания похвалы 23-26;

8. Обращение к Богу всего мира: 27-30;

9. Похвала Богу от последующих поколений: 31-32.

Изображение в этом псалме страданий праведных до того сходно с рассказом евангелистов о страданиях и смерти Господа (ср. стих 19 с Мф. 27, 32 и Ин. 19, 23-24; стих 8 с Мф. 27, 39; стих 3 с Мф. 27, 43; стих 2 с Мф. 27, 46), что кажется, будто Давид писал свой псалом, стоя у подножия креста; поэтому-то большинство богослужебных песнопений Великой Пятницы, когда вспоминаются страдания Господа, составлены из слов 21 псалма, и псалом этот читается в день не единожды. Святой апостол Павел в Послании к Евреям прямо относит к Иисусу Христу (2, 12) изображенное в конце 21 псалма искупительное значение страданий праведника.

С 23-го стиха содержание псалма изменяется; ранее оно было скорбно-просительным, теперь же становится благодарственно-хвалебным.

Все испытанное Давидом в мыслях и чувствах и изложенное в первой части псалма, нашло полное выражение в страданиях Мессии-Христа, а потому эта часть должна быть названа прообразовательно-пророческой, также как и вторая часть псалма, где Давид рисует картину всеобщего обращения к Богу всех народов. Это последнее сделалось возможным только со времен мессианских, когда проповедь учения Иисуса Христа распространилась среди всех стран и народов.

Толкование 21 псалма

Надписание: " В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду" толковники объясняет различно. В обычном смысле, по мнению толковников, " заступление утреннее" – это рассвет дня, раннее утро. Но Отцы видят здесь указание на пришествие Спасителя. " Псалом сей, – говорит блаженный Феодорит, – предвозвещает страдание и воскресение Владыки Христа, призвание язычников и спасение вселенной; потому что заступление утреннее есть пришествие нашего Спасителя, наподобие утра воссиявшего сидящим во тьме". " В предлагаемом псалме, – говорит святитель Афанасий Александрийский, – поется о заступлении утреннем, т.е. о том, что Единородное Слово Божие, по написанному " Восток свыше" (Лк. 1, 78), воссияв, освободило нас от нощи и темноты диавольской; или заступлением утренним именует и время воскресения Спасителева, ибо Христос восстал " зело рано" (Лк. 24, 1).

Ст. 2: " Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? Далече от спасения моего словеса грехопадений моих".

За исключением слов " вонми ми", которых нет в еврейском тексте, и, как можно думать, внесены в перевод 70-ти в виде пояснения, в этом стихе приведены слова, которые Господь Иисус Христос произнес на кресте. " Или! Или! Лама савахфани? " – " Боже Мой, Боже Мой! Почто Ты Меня оставил? " (Мф. 27, 46). " Говорит это Спаситель от лица человечества, – замечает Афанасий Александрийский, – т.е. почто оставил Мою человеческую природу без помощи, или почто предал её на страдания? " " Оставлением, – говорит блаженный Феодорит, – называет не отлучение соединенного Божества, как полагали некоторые, но попущение совершиться страданию... Изрекает сие Владыка Христос как человек".

Дальнейшие слова: " Далече от спасения моего словеса грехопадений моих" ещё в древние времена смущали толкователей. Но позднейшие толкователи считают, что эти слова могли быть произнесены Христом Спасителем. Иисус Христос, по объяснению блаженного Феодорита, " будучи источником правды, воспринял на Себя наш грех и, будучи морем благословения, принял на Себя возложенную на нас клятву" и крест претерпе, о срамоте нерадив" (Евр. 12, 2): так за нас и произнес сии слова... Не взирай, говорит, на прегрешения естества, но даруй спасение за Мои страдания".

Итак, смысл приведенных слов таков: грехи людей, которые Я взял на Себя добровольно и соделал как бы Своими, удаляют Меня от спасения, препятствуют освободиться от страданий, которые Я решился понести за эти грехи.

Ст. 3: " Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне" (в неразумие мне).

Господь молился об избавлении Его от чаши страданий, но как бы не был услышан. Значит ли это, что молитва Его была бесплодной? " Спаситель, – говорит святитель Афанасий, – показывает нам, что плод молитвы не бесполезен, ибо сказано: " не в безумие мне". Блаженный Феодорит поясняет эти слова: " День и ночь взывал Я непрестанно и не мог умолчать, а Ты не услышал, но предал страданию. Впрочем знаю тайну сего домостроительства. Ибо сие выражают слова: " И не в безумие мне". Уразумел Я, что не напрасно отлагал Ты исполнение прошения, но домостроительствуя в страдании нечто великое и спасительное".

Ст. 4: " Ты же во Святом живеши, хвало Израилева".

" Во Святем живеши", - т.е. в святом теле, как поясняет блаженный Феодорит. Здесь пророк Давид приводит уже свои слова, обращенные к соединенному с Отцом по Существу Богу-Слову, Который был соединен лично с воспринятым Им человечеством. " Всего же необычайнее то, – продолжает тот же толкователь от лица Давида, – что совершается страдание тогда, как Ты обитаешь во святом теле Сам. Хвалою же Израилевою именует Его пророк, как восхваляемого и песнословимого собственными служителями: Свят, Свят, Свят, указывая этим на Божество Спасителя".

Ст. 5: " На Тя уповаша отцы наши, уповаша и избавил еси я" – это продолжение слов пророка.

Ст. 6: " К Тебе воззваша, и спасошася, на Тя уповаша, и не постыдешася" – это тоже говорится от лица Давида.

Ст. 7: " Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей", т.е. я уничижен, как червь. Толкователи относят это к Спасителю. " Подобно червю, казался Я малозначительным и соделался предметом посмеяния", – поясняет блаженный Феодорит. Святитель Афанасий усматривает здесь поношение и уничижение Иисуса Христа во время распятия Его на кресте.

Ст. 8. " Вси видящии мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою".

Ст. 9. " Упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его".

Все это исполнилось на Иисусе Христе при распятии и засвидетельствовано Евангелистами (см. Мф. 27, 39-47; Лк. 23, 35). " Удивительно чрезмерное неразумие иудеев, – говорит один из толкователей, – как они, читал эти слова, произносимые против них от лица Христова, не поняли, видя Христа распятого на кресте, и этого пророчества, столь согласно с событиями представляющего их дерзости" (см. " Толковая Псалтирь" Е. Зигабена).

Ст. 10. " Яко Ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере Моея". Здесь говорится о чудесном рождении Иисуса Христа. Он родился не по закону естества, а Сам Бог извел Его. Блаженный Феодорит так излагает этот стих: " Ты создал Меня в утробе, и потом извлек из нее, и питаясь еще млеком, припадая к матерним сосцам, надежды Мои возвергал Я на Твою попечительность", потому что, как говорит другой толкователь (Е. Зигабен), " с этого времени Я познал надежду Мою, был вразумлен соединившимся со Мною в одно лицо Божеством, как и евангелист Лука сказал: " Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости; и благодать Божия бе на Нем" (Лк. 2, 40).

Ст. 11: " К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси Ты".

Ст. 12: " Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми".

Слова 11 и 12 стихов относятся также к человеческой природе Иисуса Христа. О скорби и оставленности Иисуса Христа говорят Евангелисты (Мф. 26, 37, 56 и Мк. 14, 33).

Ст. 13: " Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя". " Тельцами, - говорит блаженный Феодорит, - называет пророков, священников и книжников..., а юнцами – подчиненных им".

Святитель Афанасий разумеет вообще правителей еврейского народа.

Ст. 14: " Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй". Жестокость и свирепость иудеев уподобляется ярости голодного льва. Соответствующее по немилосердию место встречаем в Евангелии (Ин. 19, 15), когда иудеи взывали: " возьми, возьми, распни Его".

Ст. 15: " Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя, бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего".

Ст. 16: " Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси".

Сказанное в стихах 15 и 16 выражает страшные страдания Спасителя, от которых пречистое тело Его уподобилось воде, т.е. потеряло твердость, рассыпались кости Его, сердце потеряло свою крепость и, как воск от огня, растаяло " посреде чрева", т.е. в душе. Блаженный Феодорит в наименовании костей усматривает святых Апостолов. Церковь – тело, крепость тела – кости, а крепость Церкви – святые Апостолы, которые во время страданий Спасителя рассеялись и, подобно воде, разлитой на равнине, бежали от Него.

Ст. 17: " Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои".

" Пси мнози" – по святителю Афанасию, – народные иудейские правители; по блаженному Феодориту – язычники как нечистые по закону и бесстыдные, как пси. И Господь Иисус Христос употребил слово " псы" в ответе Хананеянке как язычнице: " несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом" (Мф. 15, 26). Впрочем, бывшие прежде псами, по вере вступили в чин сынов и пользовавшиеся древле попечительностию, как сыны (т.е. евреи), приняли наименование псов, потому что, подобно псам, возъярились на Владыку.

" Ископаша руце мои и нозе мои" – с евр. " пронзили руки мои и ноги мои".

Ст.13. " Исчетоша вся кости моя, тии же смотриша и презреша мя".

Блаженный Феодорит так излагает этот стих: " Пригвождавшие так напрягли тело Мое, что, если бы кто пожелал, не трудно было бы ему узнать число костей". " Тии же смотриши и презреша мя", т.е. смотрели на Мои страдания и смеялись надо Мною. Здесь имеются ввиду насмешки над Иисусом Христом во время предкрестных и крестных страданий.

Ст. 19: " Разделиша ризы моя себе, и о одежде моей меташа жребий".

Святой Иоанн Богослов приводит эти слова как пророчество и показывает, что оно исполнилось по распятии Господа, когда воины взяли одежды Его и разделили на 4 части, а о тканном хитоне метали жребий (Ин. 19, 23).

Ст. 20: " Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми" (т.е. помоги мне).

Ст. 21: " Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою".

" Оружием, – говорит Афанасий Александрийский, – рукою песиею, устами львовыми и рогами единорожими (см. ст. 22) изображает злобу и безумие иудеев. Оружием можно назвать и диавола, который всегда старается уязвить. " И из руки песии единородную мою", т.е. спаси мою одинокую, всеми оставленную душу от врагов, кои, как злые псы, напали на меня. " Душу же свою, – говорит тот же толкователь, – называет единородную, потому что она оставлена, отлучена от прочих душ (ибо все души познали грех, а она не познала греха), а еще и потому, что она одна вместе с плотию имеет ипостасное единение с Богом-Словом".

Ст. 22: " Спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое".

Под львом и единорогом разумеются распинатели, враги Христовы, жестокие, как эти звери. " Смирение" – уничижением спаси Меня уничиженного, страждущего.

Ст. 23: " Повем имя Твое братии моей, посреде Церкви воспою Тя". С 23-го стиха начинается другая часть псалма. Ранее речь была о страданиях Спасителя, теперь – о славе Его и воскресении, о призвании язычников. Поведать имя Божие значит прославить Его, Его божественные свойства: благость, премудрость, всемогущество и др. Эти свойства с особенною силою выразились в воскресении и по воскресении Спасителя. Когда Я воскресну, – говорит Господь, – тогда Я возвещу, прославлю имя Твое в церкви братиям Моим, т.е. святым апостолам, ученикам и последователям Моим (Они называются братьями Христовыми, Ин. 20, 17; Рим. 8, 29).

Ст. 24: " Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево".

" Поелику Церковь состоит из иудеев и язычников, – говорят святые Афанасий и Феодорит, – то тех и других возбуждает к песнословию, называя Иаковом и Израилем – одних по прародителю, а других (язычников) – по добродетели, которая способна также украсить, как и род".

Ст. 25: " Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя".

Блаженный Феодорит так передает смысл этого стиха, как бы словами Господа. " Воспойте, – говорит он, – соделавшегося для вас Виновником спасения, Который не восхотел презреть уничиженнейшего естества вашего, и Моим воскресением соделал ваше спасение".

Ст. 26 " От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе; молитвы моя воздам пред боящимися Его".

" Как Я делаю Тебя ведомым для человека, так и Ты научаешь всех человеков воздавать Мне ту же честь... Церковию великою назвал Церковь, простирающуюся до пределов земли" (блаженный Феодорит). " Молитвы моя воздам пред боящимися Его". " Молитвы" здесь – обеты. Так и в еврейском тексте. Какие обеты Спасителя? Святитель Афанасий разумеет исполнение обета или обещания, данного Сыном Божиим Богу Отцу спасти род человеческий. По смыслу толкования блаженного Феодорита: " Я обещал вознести Тебе хвалу чрез верующих и священнодействующих в Церкви Моей, и это исполню".

Далее – об обращении язычников.

Ст. 27: " Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века".

" Этим, – говорит Афанасий Александрийский, – выражается провозглашение о призвании язычников", т.е. насытятся от трапезы Христовой язычники, которые были убоги, когда были порабощены убожеству неведения и издревле не имели богатства благочестия. " И восхвалят Господа взыскающии Его". Насытятся не все, но алчущие и жаждущие правды, которые, сказано, насытятся Христовой снеди – учения, божественной вечери, благодати и т.п. " Жива будут сердца их в век века", т.е. души верующих, до обращения своего бывшие мертвыми, по уверовании, питаясь небесною пищею, будут жить истинною жизнью и получат вечную жизнь. Господь в Евангелии говорит: " Аз есмь хлеб животный" и " аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки" (Ин. 6, 48, 51).

Ст. 23 " Помянутся и обратятся ко Господу вся концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык".

Народы земли, забывшие Бога, воспомянутся Им, призовутся ко спасению через Евангелие, тогда они и обратятся ко Господу, войдут в Церковь. С еврейского " воспомнят и обратятся ко Господу все концы земли". Значит, все народы земли уверуют, познают и обратятся к Нему.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.091 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь