Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Молитвенно-утешительные псалмы



Псалом 50

" В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану, пророку; егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве".

Надписание указывает на повод написания Давидом данного псалма. Поводом было обличение пророком Нафаном Давида за его преступление с Вирсавией и ее мужем Урией. Содержание псалма – покаянная молитва. Все содержание псалма можно разделить на следующие части:

1. Вступление: 1-2;

2. Начальное прошение: 3-4;

3. Признание и исповедание греха: 5-8;

4. Моление о возобновлении духа: 12-14;

5. Моление об очищении: 9-11;

6. Благодарное обещание, клятва раскаявшегося: 15-19;

7. Моление о Сионе: 20-21.

Ст. 1: " Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое". Псалмопевец за содеянное им преступление взывает к великой и беспредельной милости Божией, потому что и грех, содеянный и осознанней им, беспредельный. Под беззаконием он разумеет нарушение Закона в совершении им прелюбодеяния с Вирсавией и убийства Урия, ибо и то и другое запрещено Законом.

Ст. 4: " Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя". Вследствие искреннего раскаяния Давидом в содеянном Бог объявил ему через пророка Нафана, что с него грехи снимаются (2 Пар. 12, 13). Однако он не перестает молить Бога о том, чтобы Он совершенно очистил, омыл его от тех греховных нечистот, которыми он запятнал себя. Грех и беззаконие здесь отождествляются.

Ст. 5. " Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну". Царь и пророк Давид настолько осознал свой грех, что он очами совести своей видел его и днем и ночью, " выну". А это постоянное мучение души является яcным признаком искреннего раскаяния.

Ст. 6: " Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти". Царь Давид, будучи царем и повелителем над всем своим царством, не подлежал суду человеческому, он исповедует, что имеет над собою и над всеми своими делами одного Судию – Бога. Пред Ним как Сердцеведцем, он не может ни оправдаться, ни судиться.

Далее псалмопевец говорит, что он во грехи зачат и во грехе родился (ст. 7), чтобы " более приклонить Господа на милость и сострадание". До своего грехопадение Давид получал от Бога откровения, что являлось особым знаком любви к нему Бога, и теперь он просит Господа, чтобы Он проявил к нему милость прощения, очищения от греха и сделал его радостным от этого. Иссоп – растение, имеющее силу к уничтожению проказы. Сердце в Священном Писании имеет многие значения, но в данном месте говорится о душе, которую просит Давид очистить и не отнимать у него благодатного дара пророчества. Под пролитием крови здесь разумеется убийство Урия. Правда – оправдание, дарованное Давиду Богом.

Ст. 18: " Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши". Для чистой молитвы недостаточно одного жертвоприношения, – для этого необходимо иметь ещё и соответствующее настроение, о чем и говорит псалмопевец в следующем стихе.

Ст. 19: " Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит", т.е. для Бога не столь важны самые жертвы – обрядовый закон Моисея, сколько дух сокрушенный и сердце сокрушенное и смиренное, что значит: сознание своих грехов и покорность суду Божию.

Ст. 20, 21: " Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския". " Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы". Два последние стиха, вероятно, были присоединены к псалму во время Вавилонского плена, ибо пророчески говорится здесь о восстановлении прежнего величия Иерусалимского храма и о том, что, когда евреи освободятся от чужеземного ига, тогда они с удовольствием будут приносить " возношения" (части от животных) и " всесожжения" (целые жертвенные животные) на Иерусалимском жертвеннике.

Этот псалом называется покаянным и чаще других употребляется в богослужении, так как в нем выражена вся глубина смирения и покаяния, с которыми молящийся должен обращаться к Богу.

Псалом 89

" Молитва Моисея человека Божия", т.е. данный псалом принадлежит Моисею, законодателю и вождю еврейского народа. Псалом написан Моисеем в конце сорокалетнего странствования евреев по пустыне, пред вступлением их в землю обетованную. В нем псалмопевец изображает величие Божие и исповедует греховность и ничтожество пред Ним человека. Псалом можно разделить на части следующим образом:

1. Бог и человек: 2-6;

2. Божий гнев за грехи: 7-12;

3. Моление о милосердии: 13-17.

Ст. 2: " Господи, прибежище был еси нам в род и род". Господь был всегда благосклонным к евреям, из рода в род, начиная с избрания Авраама.

Ст. 3: " Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси". Здесь говорится о том, что Бог был до образования гор и создания земли и вселенной, т.е. о безначальности и бесконечности Божией.

Ст. 4: " Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии". По-разному представляется в Священном Писании смирение. В данном месте оно понимается в " смысле подпадения под власть врага". Поэтому и говорится, чтобы Господь не допустил впасть в это смирение.

Ст. 5: " Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимоиде, и стража нощная". Здесь говорится о вечности Бождей, что пред Богом тысяча лет, как у людей день вчерашний, т.е. незаметно исчезнувший момент. " Стража нощная" – ночная часть (смена) дежурства, которая для спящих проходит совершенно незаметно.

Ст. 6: " Уничижения их лета будут: утро яко трава мимоидет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет ожестеет и изсохнет".

" Уничижения" – ничто годы человеческой жизни по сравнению с вечностью Божией. Жизнь человека сравнивается с быстро увядающей травой, которая утром появляется, а к вечеру засыхает.

Ст. 7: " Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся". Моисей исповедует пред Богом греховность народа и заслуженность наказаний: бедствий, лишений и гибели евреев от божественного гнева.

Ст. 8: " Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего". Господь знает все наши грехи, тайные и явные, они открыты и видимы пред Ним, и вообще вся жизнь наша, говорит псалмопевец, открыта для наблюдения пред Богом.

Ст. 9-10: " Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом, лета наша яко паучина поучахуся. Дние лет наших, в нихже семьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся". Жизнь евреев вследствие грехов и наказаний за них обеднела и сократилась по сравнению с жизнью предшествующих поколений. Её продолжительность стала насчитывать 70-80 лет. И эта кратковременная жизнь людей характеризуется слабостью и болезнями. И вообще годы нашей жизни считаются как паутина, которая делается с большим трудом, а из-за своей непрочности быстро пропадает. Под кротостью надо понимать в данном месте " умеренное наказание Божие" (Е. Зигабен).

Ст. 11: " Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего ярость Твою исчести? " Здесь говорится о силе гнева Господня против непокорных. Он велик и невыносим, и никто не может измерить его или познать его.

Ст. 12: " Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости". Псалмопевец говорит о умеренном наказании Господнем и просит дать узнать в день суда над ним десницу Господню, т.е. благодеющую и охраняющую силу Божию. Кроме того, он просит показать праведников и соединить с ними, т.е. с теми, сердца которых были окованы мудростью до смерти. Мудрость же заключалась, как нам известно, в страхе Господнем и вообще во всем том, что относилось к божественному.

Ст. 13: " Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя". Пророк просит Бога, чтобы Он обратился к людям, от которых Он отвратился из-за грехов, и просит Его быть милостивым над Своими рабами, которые взывают к Нему о помиловании.

Ст. 14-15: " Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся, и возвеселихомся; во вся дни наши возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая". Здесь настоящая жизнь сравнивается с вечером и ночью, где полно обольщений, а будущая – с утром и днем из-за светлости и восстания от сна. А пробуждение от сна символизирует воскресение из мертвых, где исполнившись благих милостей Господних, возрадуемся и возвеселимся. " Злая" – это скорби и искушения, которыми Господь смиряет нас.

Ст. 16-17: " И призри на рабы Твоя, и на дола Твоя, и настави сыны их, и буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи". Псалмопевец взывает к Богу, чтобы Он вменил нам добрые дела наших отцов и учителей и ради них наставил нас на дела богоугодные, т.е. добродетели. " Светлость Господа Бога" – благодать Божия, всех просвещающая и всем помогающая. Под " делами рук" следует понимать различные дела добродетели.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь