Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Публичные выступления каких авторов могут быть в Вашей личной библиотеке?



Какую рубрику можно организовать для работы с публичным выступлением?

6. Почему М.В. Ломоносов назвал свою работу «Краткое руководство к красноречию», не «Краткое руководство к публичному выступлению»?

7.

8.Терминологический аппарат: композиция речи, определенность речи, последовательность речи, доказательность речи; аудитория, критерии оценки аудитории, слушатель, каналы воздействия на аудиторию, отношение слушателей к устному публичному выступлению; языковая норма, правильность речи, краткость речи, эмоциональность речи, ясность и точность речи, функциональные стили русской речи.

 

Литература:

  1. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т.7. М.: Л., 1952 (Или: Ломоносов М.В. Избранная проза / Сост. В.А. Дмитриева. М., 1980. С. 355-384).
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 5-е изд., доп. И перераб. Ростов-на-Дону, 2005. Глва 3. С. 232- 325.
  3. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М., 1998.

Справочная литература:

  1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. 2-е изд. М., 1960 (любое издание).
  2. Русская риторика: Хрестоматия / Автор-составитель Л.К. Граудина. М., 1996.
  3. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник / РАН. Под общ. ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева. М., 2003.
  4. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. М., 1995.
  5. Джон Адаир. Эффективная коммуникация. Как стать ферзем. М., 2006.

Дополнительная литература:

  1. Павлова К.Г. Психология спора. Владивосток, 1988.
  2. Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов. М., 2002.
  3. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. Л., 1988.
  4. Формановская Н.И. речевой этике и культура общения. М., 1989.
  5. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: Стиль и композиция. М., 1992.

Практическая часть.

Задание 1 (Домашнее задание). Ознакомьтесь, пожалуйста, с работой М.В. Ломоносова (См. Литература. П.1.). Напишите небольшое эссе на тему: «Каким я вижу М. Ломоносова – оратора».

Задание 2(Домашнее задание). Прочитайте, пожалуйста, начало двух выступлений. Опре­делите вид каждой речи. Допишите каждое выступление.

I

Новый год для студентов, особенно первокурсников, радо­стен уже потому, что несет как дорогой подарок — сессию.

Ведь сессия— это соревнование между экзаменатором и экзаменующимся в том, кто, что, кому докажет. Иногда по­беждает преподаватель, которому удается убедить сдающего, что он что-то знает и заслуживает положительной оценки. Но бывает и обратное: победителем оказывается студент, который успешно и аргументированно доказывает, что он мало знает и рад будет повторить приятную для обоих встречу. Замечу, де­канат второй вариант не одобряет.

II

Кого из вас удивят такие сентенции: «К несчастью, мир теперь не таков, каким был прежде. Все хотят писать книги, и дети не слушаются родителей»? Уверена, все с этим согласны. Однако написано это на знаменитом «Папирусе Присса» шесть тысяч лет тому назад.

Вот пример «вечной» проблемы, проблемы «отцов и детей».

Помимо вечных проблем, каждая эпоха ставит перед чело­вечеством проблемы специфические, характерные для данного времени.

Что же это за проблемы?

Задание 3(Домашнее задание).. Познакомьтесь с текстом выступления. Опре­делите вид речи. Назовите приемы, оживляющие речь, придаю­щие ЮМОРИСТИЧЕСКОЕ ЗВУЧАНИЕ.

Бернард Шоу, один из остроумнейших людей на земле, прославившийся не только своими пьесами, но и афоризмами, однажды сказал: «Наука всегда оказывается не права. Она ни­когда не решает вопроса, не поставив десятка новых».

Одна из вечных и во все времена актуальнейших проблем является проблема взаимоотношения мужчин и женщин. Тут возникает сотня вопросов: понятие о сильном и слабом поле, права и обязанности мужчин и женщин в семье, вопросы люб­ви и дружбы. Наконец, менее глобальные: должен ли мужчи­на уметь стирать белье, готовить обед, должна ли женщина читать газеты? Эти и многие другие вопросы ставятся и реша­ются в многочисленных докторских и кандидатских диссерта­циях, монографиях, статьях, тезисах. Они ставятся и решают­ся в многочисленных анекдотах. Трудно сказать, в анекдотах или монографиях вскрывается вся сложность и глубина про­блемы. Поскольку у нас сегодня не заседание Специализиро­ванного ученого совета К237584, а торжественная встреча по случаю 8-го марта, я расскажу анекдот.

Встретились две подруги.

— Скажи, вы часто ссоритесь с мужем?

— спросила одна из них.

— Нет.

— И как вам это удается? В чем секрет?

— Никакого секрета нет. Просто, когда мы поженились, то муж сказал: «Теперь я стал главой семьи, поэтому решаю все главные вопросы, а ты решаешь второстепенные». Так мы и поступаем. Например, надо ли делать ремонт квартиры, поку­шать мебель, выдавать дочку замуж — вопросы второстепен­ные, их решаю я. Муж со мной всегда согласен.

— А какие же тогда главные вопросы?

— Ну, например, примут ли Китай в ООН? Это решает муж. Так вот. В этот солнечный радостный день от лица всех женщин поздравляю мужчин с праздником 8-го Марта. От вас зависит наше женское счастье. Будьте всегда главой семьи и решайте только главные вопросы, а с второстепенными мы сами справимся.

Задание 4 (Домашнее задание). Прочитайте, пожалуйста, фрагменты выступлений выдающих­ся УЧЕНЫХ НАШЕГО ВРЕМЕНИ ПЕРЕД СТУДЕНТАМИ. КАКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ­ВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ОРАТОРЫ В НАЧАЛЕ РЕЧИ?

С чего начинать молодому ученому, с каких задач? Если начинающего альпиниста отправить сразу на покоре­ние больших вершин, он наверняка свернет себе шею. Если же постоянно давать ему сверхумеренные задания, он настолько измельчает в своих навыках, что так никогда и не поднимется на сколько-нибудь значимую высоту. Здесь-то и проявляется искусство воспитателя, чувство и понимание меры трениров­ки, точного дозирования заданий — по трудности и качеству.

Большие ученые, как правило, порядочные люди. Поря­дочный человек никогда не станет занимать не свое место в науке, человек не на своем месте уже аморален. И здесь я хочу еще раз подчеркнуть важность научной школы как среды под­линного понимания научных проблем и этики ученого (акаде­мик Г. И. Будкер).

Как говорит восточная пословица, все дело случая, но слу­чай награждает лишь того, кто его достоин. Можно привести тысячи примеров, когда те или иные исторические памятники и документы были обнаружены случайно, людьми весьма да­лекими от исторической науки. Но можно ли такие случайные находки называть открытиями? Нет и еще раз нет. Открытие — это всегда то, что трудом и настойчивостью исследователя оказывается связанным во времени и пространстве со всей сум­мой накопленных знаний, когда та или иная находка осмысле­на и заняла свое место в той нескончаемой цепи, которую мы зовем историей человечества (академик А. П. Окладников). В чем же сила молодого исследователя? Почему именно он, а не убеленный сединами, наделенный знаниями и званиями ученый бывает обычно творцом принципиально нового в науке? Именно молодой смотрит на традиции, на здание науки, выст­роенное поколениями исследователей, глазами, еще не привык­шими к трафарету, и «его здоровый глаз, — как говорил Гете, — сразу может увидеть то, чего приглядевшийся не видит более»...

Без нового, свежего взгляда, без новаторства, а иногда и бунтарства, отрицания признанных авторитетов, нет настоящего ученого.

Немыслим молодой исследователь также и без другого неотъемлемого качества настоящего ученого — честности (ака­демик И. И. Артоболевский).

Мне кажется, что нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, неспособные увлечься тем, что перед ними. Ведь в любой области деятельности есть нераспа­ханные пласты, нерешенные проблемы, они ждут любознатель­ных, жаждущих нового. И живой, деятельный человек всегда найдет себе поле деятельности там, где ленивый мечтатель увидит лишь скуку. Трудолюбие — мать таланта, а значит, оно ведет к успеху и признанию (академик А. И. Берг).

Задание 5 (Домашнее задание). Определите, пожалуйста, характер каждого вопроса в приве­денном НИЖЕ ФРАГМЕНТЕ НАЧАЛА ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «СТАН­ЦИОННЫЙ смотритель». Какие коммуникативные функции выпол­няют ЭТИ ВОПРОСЫ?

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на при­теснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извер­гами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, спра­ведливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое стан­ционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ' огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссы­лаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего дик­татора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не насто­ящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, на­копленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе.

Задание 6 (Домашнее задание). Проанализируйте, пожалуйста, примеры заключения речи. Какие приемы привлечения внимания использованы в них? Ка­кие цели (воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы слушателей) ставят перед собой ораторы?.

Друзья мои, я изложил вам один из взглядов на проблему, показал вам направление своих поисков, образ мысли. Но я пришел сюда не поучать, а спорить по волнующим всех про­блемам, пришел поучиться. Я слишком хорошо помню и раз­деляю завет великого греческого государственного деятеля и поэта Солона, изрекшего буквально следующее: «Старею, все­гда учась! » Как это замечательно! Вот почему хочу почувство­вать в нашем научном диалоге биение мысли, услышать дру­гие мнения и точки зрения. Да-да, я пришел сюда спорить, чтобы учиться мыслить! (А. Ф. Лосев).

Мы представили краткий очерк событий новой истории до половины XVII столетия. Мы видели, какие результаты имела 30-летняя война для Германии. Она выдвинула на театр исто­рии государство, дотоле не имевшее влияния, — Швецию. Но положение, занятое ею, было искусственно, оно не было условлено природными средствами этого края. Швеция не к бла­гу своему, а истощению стала так велика (Т. Н. Грановский).

Я думаю, милостивые государи, что, как бы общество ни относилось мягко к своим членам, оно должно помнить, что правосудие есть та же математика.

Ни один математик не скажет 3 х 3 = 9, но для моей под­руги = 10: ему 3x3 = 9 для всех.

Также и факт преступного деяния остается преступным — все равно, сидят ли на скамье подсудимых люди, которых вы никогда не видели, или люди близкие, хотя бы даже братья, друзья.

Если вы пришли судить о факте, то вы его должны назвать белым, если он бел; если же факт не чист, то должны сказать, что он не чист, и пусть подсудимые знают, что им предстоит умываться и умываться...

Закончу я мою речь одним анекдотом из восточной жиз­ни, — иногда не мешает оглянуться и на Восток, у которого есть прекрасные изречения и прекрасные анекдоты.

Один турецкий рассказчик говорит, что в Турции был су­дья, которому пришлось судить деяния своего отца; он прису­дил отца к 90 ударам палкою и, смешивая слезы с чернилами, подписал вердикт.

Во время исполнения приговора, когда отец претерпевал удары, сын стоял тут же и плакал, а когда удары были прекра­щены, он первым бросился обнимать и целовать отца.

Подражайте в хорошем Востоку: когда вы видите, что дея­ние преступно, скажите, что оно преступно, а затем, оставаясь людьми, сжимайте в своих объятиях людей, которые заслужи­ли наказание по своей собственной вине... (Ф. Н. Плевако).

Задание 7 (Домашнее задание). Считаете ли вы удачными следующие способы ЗАКЛЮЧЕНИЯ РЕЧИ? ОТВЕТ, пожалуйста, ОБОСНУЙТЕ.

1. «Я сознаю, что мне не удалось объяснить все так, как следовало бы, но все же...»; «Мне неприятно наводить на вас скуку еще какими-нибудь подробностями, но, заканчивая речь, я хотел бы еще добавить, что...».

2. «Жизнь прожить, не поле перейти»; «Без труда не вытя­нешь и рыбку из пруда»; «Любишь кататься, люби и саночки

возить».

3. «Как вы видите, изменить (исправить) ничего нельзя...»; «Мы можем только ждать и надеяться на удачное стечение об­стоятельств...».

4. «Это все»; «Я уже все сказал»; «Это конец моей речи».

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

 

 

Задание. Проанализируйте примеры студенческих речей на тему: «Разрешите представиться». Обратите внимание на спо­собы ОФОРМЛЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ИДЕИ (МЫСЛИ), РАСКРЫВАЕМЫЕ АВТОРАМИ В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ. ДАЙТЕ, пожалуйста, АРГУМЕН­ТИРОВАННУЮ ОЦЕНКУ КАЖДОЙ РЕЧИ.

 

Вариант 1

Разве не ясно всякому здесь сидящему человеку, что говорить о себе — самое трудное и неблагодарное дело, хотя имен­но благодарности и похвалы ожидает каждый выступающий? Но почему трудное: потому что трудно самому о себе говорить

хорошее, потому что нехорошо быть нескромным, и потому что нескромно выставлять свои заслуги, когда ты сам прекрас­но сознаешь, что заслуг-то и достоинств у тебя пока очень не­много.

А что если мне пойти по пути Станиславского, который советовал, играя доброго, искать, в чем он злой? Видно только это мне и остается.

Во-первых, я знаю, что я не смел. Может быть, именно поэтому я хочу заниматься ораторским искусством. Но, впро­чем, смело могу сказать, что мне несимпатичны некоторые мои «смелые» и «дерзкие» до вульгарности друзья. Я предпочитаю иметь страх и постепенно его преодолевать — это лучше, чем глупо самовосхваляться.

Во-вторых, я, как видите, не блещу здоровьем. А, может быть, это и не так уж плохо? И лучше иметь среднее здоровье, т. е. и не слишком хорошее, и не слишком плохое, а, сознавая свои недостатки, стремиться их восполнить...? Замечали ли вы, что люди, богатые или здоровьем, или другим каким талан­том, нередко слишком быстро и неразумно его растрачивают? «Средние» же люди развивают то, что Бог послал, и могут до­стичь многого — ну вот и я к тому стремлюсь.

Наконец, третье — и самое главное: вы, конечно, хотите спросить: «Как у тебя (у вас) с умственными дарованиями? » Отвечу честно: «Туговато. Трудновато. Сложновато». Но у кого легче — пусть бросит в меня камень. Если серьезно, мне ка­жется, мы должны иметь в этой жизни одну, но пламенную страсть: развивать наш ум, совершенствовать дарованную нам мудрость, восполнять недостатки нашего знания — тогда, мо­жет быть, будем счастливы.

Одним словом, я еще могу сказать много слов о своих не­достатках. Но разве любовь, по Платону, как говорил мудрый Сократ, не есть стремление восполнить недостаток в мудрос­ти, истине и красоте? Да здравствуют наши (мои и ваши) недостатки и стремления их восполнить! Ура!

 

Вариант 2

Друзья!

Я не собираюсь, подобно предыдущемуоратору, блистать ссылками на Сократа, рассуждениями о мудрости, витиеватым самоуничтожением и прочими ораторским* добродетелями.

Вы видите мой высокий рост и понимаете, что мне никуда К не скрыться от ваших всевидящих очей — отовсюду я вам виден, я перед вами — как на ладони.

Да, я не скрываю: я — баскетболист. Вот мои ладони: правой со штрафного — 9 из 10, левой — 7 из 10. Играю на тренировках по 3 часа, почти до одурения. Некоторым моим род­ственникам, однокурсникам мое увлечение представляется «бла­жью». Им кажется, что спорт — это только мышцы качать, бегать от щита к щиту с ватагой дюжих молодцев за одним мячом. Но ведь издавна, от античных мудрецов, к нам идет мысль: «в здоровом теле — здоровый дух», и тренировка тела —, это тренировка воли, выносливости, воспитание духа и многих душевных качеств.

Куда же я прихожу после баскетбола? — вы хотите спро­сить. Ответ, может быть, будет неожиданным для вас: от спортивного движения я прихожу к статике, может быть, са­мого удивительного и философического искусства — к фото­графии. Это — моя вторая страсть: я люблю видеть, как в ти­шине и темноте лаборатории вдруг ярким пятном на белом листе бумаги проявляется прошедшее мгновение. И это мгновение бывает таким прекрасным, и оно фиксирует то, что было, что ушло, что никогда не повторится — и все-таки повторяется каж­дый раз в нашей памяти перед нашим удивленным взором. И поэтому я назвал фотографию философией: это действительно самая реальная, жизненная, «историческая» философия.

И все-таки ни одно из этих увлечений я не собираюсь сделать моей профессией. А что же тогда?.. Можете представить, что у меня пока нет ответа на этот вопрос?.. Знаю только: «ищите и обрящете», «тлцыте — и отверзется вам». Но что обретется неизвестно«откроется» — неизвестно. Может, этим и жизнь интерес­на? (В. И. Аннушкин. Риторика).

 

 

 

ЗАДАНИЕ (творческое)

к зачёту

по учебному курсу

«Культура речи»

 

К сведению: для гимназистов верхнего класса Ломоносов рекомендовал раз в полгода публичные упражнения перед всей академией. Они должны «произносить речи, составленные ими самими под наблюдением ректора на русском и латинском языках, в стихах и в прозе» (Ломоносов ПСС: в 10 т. М.; Л., 1955. Т.9. С. 496-497) ( С. 41. Буторина Т.С. педагогические идеи М.В. Ломоносова // Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М., 2009. С. 13-47).

 

Задание. Представьте, пожалуйста, слово (на выбор – см. СПИСОК) в разных речевых жанрах (минимум - в трех речевых жанрах).

СПИСОК слов:

ОШИБКА

ОБИДА

САМОМНЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

УВАЖЕНИЕ

ЗАВИСТЬ

РЕВНОСТЬ

СОТРУДНИЧЕСТВО

СОЧУВСТВИЕ

КОРРЕКТНОСТЬ

ТАКТИЧНОСТЬ

УСЕРДИЕ

ДОБРОТА

ЧЕСТЬ

ДОСТОИНСТВО

ЛЮБОВЬ

ДРУЖБА

ФЛИРТ

САМООБЛАДАНИЕ

ГОРДОСТЬ

ГИБКОСТЬ

УСПЕШНОСТЬ

НАСТОЙЧИВОСТЬ

ТЕРПЕНИЕ

ПОНИМАНИЕ

ПОСТОЯНСТВО

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ

ЖЕЛАНИЕ

МЕЧТА

ЧУДО

ОТКРЫТИЕ

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

МЕСТО

АКТИВНОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

РАВНОДУШИЕ

АККУРАТНОСТЬ

СИЛА

СПРАЕДЛИВОСТЬ

МУДРОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ

ОБРАЗОВАННОСТЬ

РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ

КРАСОТА

РАДОСТЬ

СОВЕРШЕНСТВО

СВОБОДА

ЧИСТОТА

ВЕРНОСТЬ

ДОВЕРИЕ

ДОЛГ

БОЯЗНЬ

САМООЦЕНКА

САМОАНАЛИЗ

САМООБУЧЕНИЕ

НАПОМИНАНИЕ

 

ОБРАзцы. О СЛОВЕ «ЧУДО» (в разных речевых жанрах).

1.

Лингвистическая справка № 1 (Жанр научного и делового стиля)

ЯЩИК ВОПРОСОВ

■ Каким образом представлено слово «чудо» в словарях разного типа?

В Словаре С.И. Ожегова и в Толковом словаре Д.Н. Ушакова слово «чудо» дается как многозначное слово: в первом случае выделено пять значений, а во втором – шесть. При этом авторы данных толковых словарей основным значением слова «чудо» видят значение, состоящее из следующих лексических сем: «явление», «вмешательство», «потусторонняя», «божественная», «сила»; «нечто небывалое», «противоречащее законам природы», «не объяснимое ими».

В Этимологическом словаре Н.М. Шанского дается ссылка на происхождение слова «чудо» - из общеславянского языка, производное от чути; буквально — «чувствуемое, наблюдаемое явление», далее — «необыкновенное, удивительное явление».

В философской энциклопедии слово «чудо» трактуется как «необычное событие, которое трудно объяснить, противоречащее естественному ходу вещей и приписываемое верующими людьми вмешательству сверхъестественных сил (Бога)…».

По данным словарей синонимов, слово «чудо» сближается со словами «диковинка», «невидаль», «диво». У всех слов имеется общая сема «удивительный».

При этом слова «диковинка» «невидаль», «диво» имеют свои семы: «странная»; «редкостная»; «то, что вызывает чудо». Однако данные различия практически едва уловимы.

Таким образом, каждый тип словаря высвечивает определенный аспект слова «чудо» - лексический, этимологический, событийный, семантический.

2.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь