Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Факторы, влияющие на восприятие.



К основным факторам, влияющим на восприятие, благодаря которому формируется связанная картина ре­альности относятся:

- ограничения, связанные с органами чувств,

- состояние сознания,

- предшествующий опыт,

- " культурное моделирование".

Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячи всевозможных сигналов, из которых человек может уловить лишь очень небольшую часть.

Достаточно посмотреть на фотографию, сделан­ную аппаратом для съемки в инфракрасных лучах, чтобы увидеть, что она отражает совершенно другой образ ок­ружающего.

Культура берет на себя регулирование деятель­ности мозга, внося те или иные особенности мировоспри­ятия, характерные для членов данной группы. Наблюдаются различия в восприятии мира, жизни, смер­ти и т.д. у различных культур.

Способ классификации воспринимаемого у каж­дого человека связан с предварительным жизненным опытом. Только благодаря практике и опыту мозг чело­века способен структурировать и организовывать эле­менты внешнего мира, чтобы придавать им точное значе­ние.

Организация восприятия.

Существует ряд принципов, с помощью которых происходит объединение восприятий в связные единства. К этим принципам относятся:

Принцип фигуры и фона - все то, что для чело­века имеет какой-то смысл, воспринимается им как фи­гура на некотором гораздо менее структурированном фоне. Этот принцип распространяется на все органы чувств.

Принцип заполнения пробелов - мозг человека всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром.

Принцип объединения (группировки) элементов - элементы могут объединяться по признакам близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии.

- Близость: близкие или смежные элементы объе­диняются в единую форму. - Сходство: в единую форму легче объединить схожие элементы. - Непрерывность: элементы будут организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. - Симметрия: форма будет воспринята как " правильная", если она имеет одну или несколько осей симметрии.

Таким образом, из различных интерпретаций от­носительно некоторой серии элементов, мозг человека чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая реализует наибольшее число рассмотренных выше принципов.


Восприятие социальных объектов.

Восприятие социальных объектов - себя и других подчиняется тем же механизмам, о которых говорилось ранее, но некоторые из них имеют свои специфические проявления.

Так, например, фактор " предшествующий опыт" проявляется в феноменах приписывание, установка, сте- реотипизация и предубеждение.

Приписывание начинает действовать в условиях дефицита информации о другом. Оно осуществляется ли­бо на основе сходства поведения воспринимаемого чело­века с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа соб­ственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуа­ции.

Приписывание включается в более общий план - установку. Особенно значительна ее роль при формиро­вании первого впечатления о незнакомом человеке. Экс­периментальные исследования показали, что воспринимающий субъект первоначально " видит" друго­го именно таким, какова была установка.

Стереотип возникает при тенденции " извлекать смысл" из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смуща­ясь с его ограниченностью.

Одним из следствий стереотипизации являются предубеждения. Если суждение строится на основе про­шлого ограниченного опыта, а опыт этот был негатив­ным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы окрашивается неприязнью.

Наши собственные экспериментальные исследо­вания показали, что восприятие других преломляется че­рез профессиональную принадлежность. Так, в частности, при предъявлении двух репродукций (Рубенс " Портрет молодой женщины с вьющимися волосами" и Джотто " Мадонна со святыми и ангелами" ) врачам, они в своих описаниях модели указывали симптомы ряда за­болеваний, при этом симптоматика варьировала от спе­циализации врачей. Эндокринологи указывали эндокринную патологию, невропатологи - неврологиче­скую.

Описание тех же самых репродукций студентами 5-го курса лечебного факультета до изучения и после изучения курса эндокринологии резко менялось не толь­ко по стилю изложения, но и но содержанию. В них до­минировала медицинская проблематика. Когда же на занятиях к студентам пришел человек и их попросили его описать по внешнему впечатлению, то студенты " увидели" у него множество различных симитомов забо­леваний.

Следовательно, когда говорят о восприятии окру­жающего мира, то в какой-то мере необходимо вести речь о его профессиональном виденьи.

Для медиков представляют несомненный интерес восприятие боли и внутренняя картина болезни.

Восприятие боли.

Проблема восприятия боли и восприятия болезни является одной из самых сложных и острых современных проблем. Уже в античные времена врачи пытались по­нять природу боли, отмечали ее диагностическое значе­ние и искали способы борьбы с ней. Долгое время счита­лось, что боль - это своего рода шестое чувство, подобное осязанию, зрению, слуху и т.д. Однако в отли­чии от сенсорных ощущений, боль не является мономо­дальным чувством. Об отличии боли от сенсорных ощущений говорил еще Аристотель, который рассматри­вал боль как аффективное состояние. Слово боль вклю­чает категорию переживаний, отражающих множество разных уникальных событий с разными причинами и ха­рактеризующихся различными свойствами сенсорного и аффективного характера.

В результате психологического исследования вос­приятия боли было показано, что боль - уникальное и полностью индивидуальное переживание: никто не может испытать чужую физическую боль. Исключая некоторые редкие аномальные случаи, каждый переживает и, хотя ее трудно описать, каждый знает, что это за чувство.

В настоящее время считают, что боль - это физи­ческий дискомфорт или страдание, которое мы понимаем и осознаем. Причиной боли могут быть как внешние, так и внутренние неблагоприятные стимулы. Личностная и эмоциональная окраска болевых ощущений свидетельст­вует о характере течения соответствующих процессов.

Болевое восприятие чрезвычайно субъективно. Разные люди отличаются по порогу болевого ощущения, по интервалу выносливости боли. В этом проявляются личностные особенности человека, так называемая вы­носливость коры головного мозга и связанные с ней кор­реляты: самообладание, самоконтроль по отношению к дезорганизующему влиянию глубоких структур мозга, отражающему эмоционально-возбуждающие стрессовые влияния.

Следует подчеркнуть, что эмоционально-психи- ческая настроенность человека отражается как на боле­вом пороге, так и на переносимости боли.

Болевое восприятие относится к категории слож­ных переживаний, а не является простым ощущением, вызванным специфическим раздражителем. Болевое вос­приятие модифицируется в зависимости от интенсивно­сти, длительности, от состояния сознания степени внимания индивида, от его эмоционального состояния и обуславливающих влияний прошлого опыта.

Элементом, определяющим интенсивность боли, является психологическая реакция индивидуума, обус­лавливающая тягостное ощущение страдания, отрица­тельную эмоциональную оценку ситуации.

Переживание " чистой" боли не смешанной с эмо­цией встречается чрезвычайно редко. Именно поэтому болевое восприятие часто сочетается с эмоциями: горя, страха, гнева или агрессии; реже встречаются сочетания: боль и сострадание, боль и чувство вины.

В клинике пациентами боль воспринимается по разному. Иногда она описывается как острая или режу­щая и эти прилагательные свидетельствуют не только о ее физических характеристиках, но и являются отраже­нием страха. Иногда боль описывается как глубокая или тупая, и эти выражения могут отражать ее сочетание с горем. Высокая вероятность того, что острая неожидан­ная боль вызовет страх указывает на то, что взаимоот­ношение между острой неожиданной болью и страхом устойчиво по отношению к окружающей среде. Если в начале острая боль вызывала страх, то, продолжаясь еще некоторое время, она может ввести в уныние; а до­статочно длительные, неуменьшающиеся боли восприни­маются как страдание. Хроническая боль, не поддающаяся лечению, ведет к отчаянию. Хроническая боль, вызванное ею страдание и утрата хорошего само­чувствия, воспринимаются как чувство безнадежности и сильной депрессии.

Крайне редко, но встречаются исключительные люди, у которых хроническая боль сочетается с состра­данием к окружающим, с желанием им помочь.

Боль не часто воспринимается как чувство вины, лишь при определенных жизненных обстоятельствах. Во время II мировой войны в одном из боев 2/3 солдат от­казались от болеутоляющих медикаментов, ибо их боль уменьшала чувство вины перед товарищами за то, что им пришлось покинуть поле боя. Встречается в клиниче­ской практике и другая комбинация когда чувство вины, возникшее в результате длительной психотравмы, по­рождает чувство боли. (Молодой человек, длительное время ухаживающий за своей психически больной ма­терью, мысленно желал скорейшей ее кончины. После смерти матери у него возникло сильное чувство вины пе­ред матерью, которое мучило его в течение года, а по­том вылилось в сильную, непрекращающуюся стоматологическую боль).

Восприятие болезни.

При рассмотрении изменения личности больных, испытывающих болевые ощущения, их реакции на воз­никающее заболевание, необходимо использовать поня­тие: внутренней картины болезни.

Внутренняя картина болезни определяется как все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных, болезненных, но и вообще самочувствие, его представление о своей болез­ни, о ее причинах, все, что связано для больного с при­ходом к врачу, весь огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприя­тия и ощущения, эмоций, аффектов, психических пере­живаний и травм.

Во внутренней картине болезни различают две части: сензитивную и интеллектуальную.

Сензитивная включает в себя субъективные ощу­щения, исходящие из местного очага заболевания или общего состояния больного.

Интеллектуальная же часть внутренней картины болезни является надстройкой над сензитивной частью и представляет собой размышления больного о своей бо­лезни с привлечением жизненного опыта и знаний; сюда же включаются такие факторы, как отношение врача и медицинского персонала к больному, знание его о своей болезни.

Учитывая соотношение сензитивной и интеллек­туальной частей внутренней картины болезни в сознании каждого пациента, ввели понятие психологического про­филя больного и выделили две группы:

1) больные с хорошо развитой сензитивной час­тью внутренней картины болезни, 2) больные с хорошо развитой интеллектуальной частью внутренней картины болезни.

При рассмотрении проблемы субъективного отра­жения заболевания в психике больного, было введено понятие: " осознания болезни", которое включает два мо­мента: восприятие болезни и отношение к ней. Под отно­шением к болезни предполагается понимать не только логическую оценку больным своего заболевания и его последствий, но и эмоциональное на него реагирование.

При различных формах реагирования на заболе­вание можно выделить три основных фактора:

1) специфика заболевания, 2) особенности лич­ности и нервной системы заболевшего, 3) факторы соци­альной среды, формирующие сознание больного и его поведение.

Существуют разные уровни осознания своей бо­лезни.

1) Уровень непосредственно-чувственного отно­шения (т.е. болезненные ощущения); 2) Уровень эмоци­ональный (то, что принято называть переживанием болезни); 3) Уровень рациональной переработки фактов, связанных с болезнью; 4) Уровень мотивационный.

Удельный вес каждого уровня различен на раз­ных стадиях одного и того же заболевания.

В итоговом варианте различают 3 типа внутрен­ней картины болезни:

1) гипертрофированная, 2) адекватная, 3) реду­цированная.

САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ.

Цели самоподготовки:

1. Освоить основные нонятия темы.

2. Знать различия между свойствами восприятия и факторами, влияющими на восприятие.

3. Знать особенности восприятия социальных объектов.

План работы:

1) прочитать информационный материал в дан­ной методической разработке;

2) прочитать рекомендованную литературу;

3) ответить на контрольные вопросы, записав от­веты в свою рабочую тетрадь;

4) записать возникшие по теме вопросы, с тем чтобы выяснить их у преподавателя в начале занятия.

Основная литература:

1. Голфруа Ж. Что такое психология. М., Мир, 1992.

2. Обшая психология. Под рел. А.В.Петровского, М., Про­свещение, 1986.

3. Творогова Н.Д. Курс лекций. М., 1996.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое восприятие? 2. Какими свойствами характеризуется восприятие? 3. Что означает предмет­ность образа восприятия? 4. Какие факторы влияют на восприятие? 5. По каким принципам организуются восп­риятия? 6. Что характерно для восприятия социальных объектов?

(Ответы на данные контрольные вопросы Вы найдете в информационном материале).

РАБОТА НА ЗАНЯТИИ.

План занятия: I. Организационные вопросы.

2. Ответы на вопросы по домашнему заданию.

3. Выявление исходного уровня знаний.

4. Самостоятельная работа.

5. Итоговый контроль.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ.

Верны или неверны следующие утверждения:

1. Восприятие - это отражение отдельного раз­дражителя.

2. У человека и животных способность рецепто­ров улавливать сигналы ограничена.

3. Для восприятия характерно непосредственное действие предметов на органы чувств.

4. Восприятие окружающего частично зависит от культуры и опыта.

5. При восприятии мозг человека действует пу­тем последовательной проверки гипотез.

6. Предметность и структурность не относятся к свойствам восприятия.

7. Целостность, константность, избирательность являются свойствами восприятия.

8. При истолковании элементов восприятия мозг выбирает самый сложный вариант.

9. Приписывание возникает при полноте инфор­мации о другом человеке.

10. Стереотип возникает при ограниченном пред­шествующем опыте.

11. Апперцепция - это восприятие вместе с суж­дением о нем.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1560; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь